Формирование навыков безопасной жизнедеятельности. Отчёт по годовой задаче «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизнедеятельности

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

Формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

Воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

Развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

Учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

Использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

Комплексные занятия, тренинги;

Экскурсии, целевые прогулки, походы;

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

Сочинение историй;

Наблюдения;

Беседы групповые и индивидуальные;

Чтение специальной детской литературы;

Анализ заданных ситуаций;

Выполнение поручений;

Экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Плакаты, иллюстрации;

Настольно-печатные игры, дидактические игры;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

Разработку системы планирования;

Определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

Разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

Разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

Обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

В воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

Через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

Через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

Наблюдение;

Фиксация высказываний детей;

Сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

Рисунки с заданиями, творческие рисунки;

Обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

В образовательной программах «Я, ты, мы», О.Л. Князевой и «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р.Б. Стеркиной, представлена методика формирования основ безопасности жизнедеятельности, с помощью различных педагогических приемов работы с детьми дошкольного возраста.

Цель программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р.Б. Стеркиной: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

В разделе «Ребенок и люди» следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобной ситуациях. Дети должны знать, что им нужно громко кричать, призывать на помощь и привлекать внимание окружающих.

В разделе «Ребенок и природа» следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

В разделе «Ребенок дома», важно знать, что предметы домашнего быта, которые, являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

    Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, ножи);

    Предметы, которые родители должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые.

В разделе «Ребенок на улицах города» педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах города. Рассказывается о правилах дорожного движения, как правильно нужно переходить дорогу; объясняет, для чего нужен тротуар, проезжая часть, перекресток. Также детей знакомят с правилами поведения в общественном транспорте.

В работе используются разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

    комплексные занятия;

  • ознакомление с художественной литературой;

    беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

    развлечения, досуги;

    игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

    экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

    наблюдения;

    эксперименты и опыты;

    игровые тренинги;

    «минутки безопасности»;

    моделирование заданных ситуаций;

Использование литературы заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаются дидактические игры: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?» и др.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

    ребенок – пешеход;

    ребенок – пассажир городского транспорта;

    ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работа по формированию основ безопасности у детей, охватывает все виды детской деятельности. Полученные знания ребенок должен пропускать через продуктивную деятельность, реализовывать в играх, закреплять знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

Вывод по I главе

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что пространственные представления и восприятия - емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

Конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;

Самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

Относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить, как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмете;

Дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

Легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.

«ОБЖ-малышам»

Формирование основ безопасной

жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта: Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Большинство воспитанников проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В городе ведется различное строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.

Цель проекта: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи проекта:

Сформировать основные правила личной безопасности

Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей

Развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки

Научить детей оказать помощь себе и пострадавшим

Воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту

Длительность проекта: длительный.

Участники проекта: дети средней группы №6 «Золушка», воспитатели: Лазуренко Наталья Александровна, родители воспитанников ГБОУ Школа № 2065 СПДС №5.

Предполагаемый результат:

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

Знание правил безопасного поведения на улицах города.

Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Этапы проекта:

1 этап- Подготовительный

    постановка целей и задач будущего проекта воспитателями;

    создание необходимых условий для реализации проекта;

    информирование родителей о теме проекта.

2 этап – Планирование

    изучение теоритических основ;

    обсуждение и составление плана работы над проектом;

3 этап – Основной

    совместная деятельность с детьми;

    взаимодействие педагогов со специалистами ДОУ,(музыкальный работник, физкультурный работник, ст.воспитатель.);

    работа с родителями.

4 этап – Заключительный

    анкетирование родителей;

    обобщение опыта работы(оформление папки-передвижки);

    участие в педагогических совещаниях;

    презентация по итогам работы.

«Паутинка проекта»

Речевое развитие

Обогащение активного словаря

Составление рассказов по проблемной ситуации

Обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог

Разбор проблемных ситуаций и обыгрывание детьми

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Социально-коммуникативное

Усвоение норм и ценностей, принятых в

обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий;

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

Формирование готовности к совместной деятельности

со сверстниками,

Формирование уважительного отношения сообществу детей и взрослых;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Художественно-эстетическое

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-

модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

Становление ценностей здорового

образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном

режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Реализация проекта:

Навыки безопасного поведения в социуме.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

-«Острые и колющиеся предметы»- рассматривание иллюстраций

-«Электроприборы в доме» - «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.7)

-«Опасные ситуации с опасными предметами»

Составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один»

Правила поведения в группе

Рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются твои родители электроприборами)

Сентябрь

Лазуренко Н.А.

Коммуникативная

Рассматривание и чтение «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» К.Ю.Белая

изобразительная

Рисование : Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться (соотнести картинки)

Аппликация :-изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?»;

Хранение опасных предметов

-«Сказка о двух братьях Иване и Митрофана» «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.5)

Дид. Игра «Опасные ситуации»

Работа с родителями

Беседы о важности данной проблемы

Статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (Безопасность в квартире)

Изготовление для родителей стенда «Что нельзя приносить в детский сад» острые и колющиеся предметы)

Создание рисунков взрослых на тему «Опасные предметы дома» (план комнаты, где может возникнуть опасность для детей)

Формирование навыков и умений адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-«Как человек огонь приручил» -«Мы – пожарные»

-«Спасаем своих друзей»

Пожароопасные предметы Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки)

Пожар Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.61

Лазуренко Н.А.

Коммуникативная

С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки»

изобразительная

Рисование : -по сказке «Кошкин дом»,

-«Когда бывает добрый, а когда злой огонь»

Дид. игра «Огонь - добрый и злой»

Обыгрывание различных ситуаций

Работа с родителями

Статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…»

Статья «Пожарная безопасность на даче»

-« Чему должны научить детей педагоги и родители?» («Пожар в доме»)

Конкурс рисунков «Спички детям не игрушка»

Формирование навыков обращения с животными.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-«Польза домашних и диких животных»

-«Укусы животных. Что делать?»

-«Контакты с животными иногда бывают опасны!

Лазуренко Н.А.

Коммуникативная

Чтение «Безопасность»

Авдеева Н.Н.

Приключение Стобеда

изобразительная

Рисование : -по сказке «Кошкин дом»,

П/игра «Лохматый пес»

Дид. игра «Кому что нужно»

Третий лишний и почему.

Коструирование

Совместное создание плаката «Осторожно, злые животные!»

Работа с родителями

Статья «Домашние животные в доме»

Изготовление альбома «собака-друг человека»

Формирование у детей навыков и умений вести себя правильно в окружающей среде и беречь её.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

Экскурсии в лес, на берег реки.

-«Если бы я был лесником…»(придумать 3 дела, которые можно осуществить в лесу)

-«Кто живет в грибном домике»

- «Отдых на природе» - правила поведения в лесу,уборка после пикника.,

Рассматривание ядовитых и лекарственных растений.(«Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.15,20)

Грибы: съедобные и несъедобные»

Рассматривание плаката «Грибы» - беседа

Явления природы – рассматривание иллюстраций деревьев, в которое реже ударяет молния.

(«Твоя безопасность»

К.Ю. Белая)

Составление рассказов

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 62 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности

Воспитатель: Ибрагимова Р.Р.

За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.

Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым. Необходимо дать всем достаточно ясное представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, помочь развить навыки по защите жизни и здоровья от последствий этих ситуаций, назрела потребность подготовки ребенка к адекватному поведению в опасных жизненных ситуациях, в получении унифицированных знаний, устойчивых умелых действий и навыков, развития их мыслительной деятельности, познавательного процесса, осознания необходимости личной безопасности.

Эта позиция определила цель нашей работы: определить возможности концепции основ безопасности жизнедеятельности, как эффективного средства опережающего формирования личного опыта ребенка.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

  • Создать условия в образовательном пространстве, способствующие воспитанию у старших дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Сформировать у воспитанников устойчивые и осознанные знания и умения по основам безопасности.
  • Активизировать родителей для осознанного укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
  • Произвести оценку результативности проведенной работы.

Практическая значимость и новизна состоит в том, что работа по формированию у детей знаний и навыков безопасного поведения осуществляется по всем направлениям развития ребенка-дошкольника. В представлении воспитателям комплексной системы методов и средств, позволяющих формировать компетентность у детей в области безопасности жизнедеятельности, которая будет служить фундаментом дальнейшей подготовки обеспечения безопасности личности.

Предполагаемые результаты:

  • Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
  • Будут сформированы у воспитанников устойчивые и осознанные знания и умения по основам безопасности.
  • Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей. Жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Основой являются ежедневные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Навыки безопасного поведения у детей могут осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов.

Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста. Сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обуславливается соответствующей воспитательной работой в дошкольном учреждении и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателя. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется система педагогического воздействия. А она зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в ДОУ.

Педагогическая работа построена на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности, направленная на формирование готовности к безопасному поведению в различных опасных ситуациях, владение определенными знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности, по следующим разделам:

1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

2. Ребенок и другие люди.

3. Ребенок и природа.

4. Ребенок дома.

5. Ребенок на улицах города.

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществлялась по разработанному компилятивному плану. Основными направляющими принципами в работе являются:

  • полнота реализации работы по разделам;
  • системность;
  • учет социально-культурных условий;
  • учет социально-экономической и криминогенной ситуации;
  • сезонность;
  • возрастная адресованность;
  • интеграция всех участников (детей, сотрудников, родителей).

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает производительность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются основные умственные умения и операции (сравнения, анализ, обобщение, классификация и др.).

Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его задачи:

  • ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни (природе, труде людей, общественных явлениях);
  • решается задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов: целенаправленность анализа, сравнения, более широкое обобщение и т.д.;
  • формирование у всех детей основных компонентов (умений) учебной деятельности: умение принять задачу, а в случае необходимости и поставить ее, отобрать и использовать способы решения (действия), материалы, адекватные содержанию и задаче, элементарно спланировать последовательность действий.
  • формирование умения оценивать как результат выполнения задачи (своей и других детей), так и ход ее выполнения.
  • совершенствование умения слушать и слышать речь воспитателя, действовать по его указаниям, а также умение связно выражать в речи результаты своей познавательной деятельности.

На основе усвоения общих умений учебной деятельности формируются и элементарные специальные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание и речевое изложение.

Обучение на занятиях в старших группах дошкольного учреждения становится основным средством образовательной работы. Ребенок приобретает знания о себе и окружающей действительности как самостоятельно в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях. Обучение на занятиях – одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ.

Для успешного решения задач по основам безопасности жизнедеятельности, систематизировался ряд познавательных занятий, где дети смогли вникнуть в суть проблемы. Занятия построены так, чтобы новые знания постигались детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Процесс обучения построен с учетом уровня развития наглядно-образного мышления дошкольников, и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. А овладение практическими способами аналитико-синтетической, поисковой, экспериментальной, классифицирующей деятельности закладывает основы логического мышления, умение абстрагировать и обобщать.

Очень важно представляется включение воспитательных и общепсихологических развивающих задач в занятиях по познавательному развитию и ознакомление с окружающим включающих в себя следующее:

  • Дать ребенку возможность самому решать проблемы и выполнять задания (при самостоятельном поиске ответа развиваются умственные способности ребенка). Воспитатель должен взять на себя роль лоцмана, а не командира корабля.
  • Опираясь на старые знания, давать детям новые задания. Использовать различные примеры. Помочь детям запомнить правила и найти лейтмотив, соединяющий старые знания с новыми в одно целое.
  • Проверять поняли ли дети содержание беседы с ними. Попросить их рассказать об услышанном своими словами. Часто случается, что дети не хотят задавать вопросы, боясь показать свое незнание.
  • Подключать умения детей абстрактно мыслить к конкретному опыту ребенка: «Помнишь, когда ты…». Не забывайте, что повторение – мать учения, единственный способ закрепить полученные знания.

Целью проведения занятий является обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Занятия провожу один раз в неделю. Непременными условиями результативности этих занятий являются продуманная и четко организованная предварительная работа: интересные рассказы и беседы, чтение произведений художественной литературы на темы безопасности жизнедеятельности с обсуждением прочитанного, экскурсии, просмотр фильмов и мультфильмов и т.д.

Создание атмосферы заинтересованности и включенности детей предполагает подбор большого количества наглядного и предметного материала, литературы. Как показывает практика, новые знания лучше давать на фронтальных занятиях, а закрепление надо проводить с небольшими группами, индивидуально. Работу следует вести систематически, при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Эффективным методом закрепления знаний являются дидактические игры. С помощью этих игр у детей развиваются органы чувств, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Широко использую словесные дидактические игры: «Если возник пожар», «Я начну, а ты продолжи» и т.д. В таких играх присутствует игровой момент, что очень важно для детей, она увлекает их, а значит, принесет им радость и удовольствие.

Особое место принадлежит спортивным развлечениям, с элементами учебной деятельности, развлечениям, праздникам, досугам. Возможность проявить находчивость, сообразительность смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внести свою лепту в общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. Каждый праздник является экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей. На нем создаются условия для проявления самостоятельности, непосредственности, с пониманием встречаются комические казусы. С легкостью и улыбкой решаются любые ситуации.

Существенную помощь в достижении целей обучения ОБЖ оказывает использование народных традиций. Традиция, как способ передачи информации, вызывает у детей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов, особенно в сфере поступков, нравственных оценок, эмоций. Составной частью традиций является фольклор. Разновидности разговорных жанров фольклора – пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенда. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освещенные авторитетом поколения и «переданные нам в освоение.

Для каждого возрастного периода рекомендую свой фольклорный жанр как наиболее эффективный ради достижения целей воспитания и развития. Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, сказаниях, былинах, пословицах, поговорках. Художественное слово также способно обогатить образование в области безопасности. Пословицы и поговорки использую в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной. Их применяю как в повседневной жизни, так и в свободной игровой деятельности.

В силу образно-конкретного мышления детей инсценировка, драматизация художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, стремление к нравственно-высокому, без чего невозможна творческая жизнь. Они также прививают чувство осторожности, знакомят с разумным поведением в доме, в лесу, на речке. Через сказки передаются разнообразные знания. В том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.).

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. В игре формирую не только личностные качества ребенка, но и познавательные способности, а так же его отношение к деятельности и людям. Игра является важным средством всестороннего развития и воспитания дошкольников. В процессе игр дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащает участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей.

Сюжетно-дидактическая игра, организованная после занятия, дает ребенку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. В процессе игр приучаю ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т.д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами). В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей обучаю навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полной и глубокой, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком.

Применяя игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами, дети обучаются приемам правильного поведения, могут смоделировать соответственное поведение в различных жизненных ситуациях. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. Данный метод позволяет детям научиться действовать в жизненных ситуациях, распознавать неправильные или опасные действия в разных областях жизни.

Таким образом, основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включит каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Важным фактором по вопросу формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста является взаимодействие ДОУ и семьи.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребенка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями проводится как индивидуально, так и фронтально. Формы разнообразны и включают в себя:

  • проведение бесед и консультаций;
  • организация специальных лекций;
  • родительские собрания и конференции;
  • знакомство с публикациями из журналов «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях;
  • оформление папок – передвижек;
  • анкетирование – цель, которой: выявить соблюдение и понимание родителями проблемы безопасности детей в различных жизненных ситуациях, планирование работы на будущее.

В папке-передвижке размещается информация о пройденном материале, и раскрывается его содержание, даются рекомендации для родителей по прочтению художественной литературы, заучиванию стихов, правил поведения, дидактических и словесных игр. Материалы периодически меняются в зависимости от изучения темы и времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно обращаем внимание на то, что у ребенка-дошкольника образное мышление. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам, ровесникам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Планировать работу с родителями помогают ответы родителей по анкетам. По результатам анкетирования можно судить об эффективности целенаправленной, совместной работы с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей. Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, приходится учитывать специфику семьи, каждого ребенка, и вопросы, которые возникают, провожу в индивидуальной беседе. Родители принимают активное участие во время спортивных развлечений, праздников. Помогают в оформлении зала, изготовлении атрибутов. В рамках сотрудничества проводятся встречи с инспекторами пожарной безопасности, сотрудниками Госавтоинспекции. Систематически организуются выставки детских работ, поделок, рисунков.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что грамотно организованная система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной активности, формированию осознанного и прочного усвоения знаний и умений по основам безопасности.


Подготовили: Зинина И. С. Абраменкова И. В. Город Москва 2017 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа №1375 СП №5

Средства и методы формирования основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста

Цель:

  • Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
  • Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
  1. Освоение знаний по ОБЖ.
  2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
  3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
  4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
  5. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.

Методы:

комплекс методов ознакомления детей с основами безопасности, в частности:

Метод наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях (как воспитатель работает с режущим предметом «ножницы» ) , взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира» . В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением носителей нормы.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. В младшей группе предлагаются элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложняя для детей задачу. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками» .

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение определять то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в лес, какая-нибудь нестандартная ситуация в которую попали персонажи. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома» . Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта) . Придумывание сказок и историй на разные темы. Придумаем сказку «Как я был светофором на перекрестке…» . Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом» , при подготовке развлечения) . Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает 3 художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Следует сказать о средствах ознакомления детей с основами безопасности: В первую очередь это - сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Во время экскурсий обращается внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника) ; перечень улиц. Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока вы не укажете на них, не создав условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов ведутся беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени?

Художественная литература. В группах отбираются литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место уделяется сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» . От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

Изобразительная деятельность (рисование «Светофор, пешеходная дорожка их предназначение» , лепка «Знакомство со стекой и её безопасное использование» , аппликация) . Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане.

Предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож) ; электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос) .

Труд. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности.

Досуговые мероприятия - это всегда праздник для детей, используются различные формы: праздники, викторины, спортивно-игровые программы, досуги, развлечения. Учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств, через интеграцию всех образовательных областей. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед собой целью формирование основ безопасного поведения у дошкольников, это – создание определенных условий. В решении данной задачи более актуален деятельности подход - как условие по ознакомлению детей с основами безопасности. Именно деятельности подход является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. В свою очередь необходимо использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов. Пространственно - предметное окружение. В группе создается пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности: разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, видеофильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные» и т.д. Проводя системную работу по ознакомлению детей с основами безопасности, можно добиться того, что дети продемонстрируют высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появится стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они научатся выделять основной круг опасных предметов домашнего обихода, будут иметь полные, точные представления о мерах предосторожности, понимать и аргументировать значимость их соблюдения; будут знать, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

Предметно-развивающая среда

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности. Создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций («Электроприборы» ) , разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц).

В группе есть «места уединения» , дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий. Детям были прочитаны сказки «Кошкин дом» , «Волк и семеро козлят» , «Заюшкина избушка»

Работа с родителями:

Большая роль в данной программе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования.

Также я хотела вас ознакомить с темами родительских собраний, бесед которые я проводила в своей группе:

«Не оставляйте детей без присмотра» .

«Что нужно делать при пожаре» .

«Обращение с электрическими приборами» .

Вывод: Таким образом,

В процессе работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

Список используемой литературы:

К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – Мозаика-Синтез, 2017 -64 с.»

На данный момент по реализации данной темы мы закрепляем с детьми знания во время К.Г. Н. не только как правильно пользоваться мылом, но и как безопасно вести себя и находиться в умывальной комнате, не толкаться, не разбрызгивать воду, дабы не поскользнуться

Во время приема пищи мы учим детей не только держать ложку и следить за правильной осанкой, но и правильно и тщательно пережёвывать пищу, не разговаривать чтобы не подавиться.

Во время пробуждения делая зарядку, не прыгать на кроватях, быть внимательным в тесном помещении.

Учить детей включить концентрацию во время использования массажной дорожки.

Во время физкультурных занятий, быть внимательным и осторожным. Четко соблюдать правила педагога.

Но, а так же во время трудовых действий в быту и на улице, соблюдать меры предосторожности не разговаривать с посторонними людьми через забор и ничего не брать у них из рук, соблюдать правила безопасности не поднимать не знакомые предметы, не брать в рот ничего с пола..

Во время игр: соблюдать правила игры, не толкаться, друг другу уступать и не драться. Обращаться аккуратно с твердым конструктором, чтобы не нанести себе и другим травмы.

Перемещаться осторожно, чтобы не наталкиваться на мебель. Учить аккуратно открывать и закрывать двери.

Просмотр фотографий:

«Мою руки чисто-чисто, Я не буду трубочистом!»

Во время приёма пищи. «Очень ровненько сидим. За осанкою следим» .

Пробуждение.

«Мы проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись» .

«Мы походим по дорожне, пощекочем свои ножки» .

Физкультура.

«Физкультура – это класс! Все здоровые у нас!»

«Моем, чистим, убираем – Взрослым часто помогаем!»

«Очень много мы гуляем – веселимся и играем» .

В группе.

«Игры разные бывают –все учиться помогают» .