«от зерна до каравая. Художественное слово о хлебе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Задачи проекта:

    Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней; Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей; Приобщать детей к художественной литературе : знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе; Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена; Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба; Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность; Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий; Развивать любознательность к процессу изготовления теста; Вызвать интерес к лепке печений из теста; Формировать умение представлять форму знакомых предметов, их пропорций, используя усвоенные ранее лепки; активизировать приёмы декорирования лепных образцов; Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.

Формы и методы: Словесный, наглядный, исследовательский, метод наблюдения; анализа и обобщения.

I этап. Предварительная работа:

    Подбор литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций; Индивидуальное заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе. Создание временного уголка проектной деятельности ;

II этап. Выполнение проекта:

Неделя Беседа о старинных семейных обычаях. В ходе, которой дети узнают, что издавна избы строили с низким дверным проемом, чтобы при входе в избу гость наклонялся (кланялся) дому, его хозяевам. А, хозяин, всегда встречал дорогого гостя с хлебом и солью. Хлеб выращивали самостоятельно. В теплое время года, выходили в поле, все от мала до велика, и старшие дети с малых лет помогали родителям выращивать и убирать хлеб.

Показ презентации: «Как крестьяне выращивали хлеб». Познакомить детей с трудом крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха, косуля, борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова).

Неделя Посадка семян пшеницы, ржи, овса. Решили самостоятельно, в домашних условиях, прорастить зёрна в земле и в воде, чтобы узнать, сколько времени и труда нужно для проращивания колосьев, из которых можно добывать муку для выпекания хлеба, пирожков, булочек, пряников, сушек и даже изготовления макарон. Ежедневно ухаживали, наблюдали, вели записи в паспорте наблюдений.

Чтение литературных произведений по теме. В течение проекта, мы с детьми прочитали множество художественных произведений, которые посвящены возникновению хлеба, его ценности, важности и учат необходимости беречь и ценить хлеб:

Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колосок»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок». Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Неделя Показ презентации: «От зёрнышка до булочки!». В презентации дети познакомились с процессом выращивания и изготовления хлеба в наше время. Увидели, какие произошли изменения в современном мире, что процесс выращивания хлеба изменился: из ручного труда превратился в механизированный. Познакомились с новыми профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь. Ознакомились с сельскохозяйственной техникой, облегчающей труд хлеборобов, пекарей, водителей. Дети читали стихи, пословицы, поговорки о хлебе. Неделя Опытно – экспериментальная деятельность: провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. В результате узнали, что из зёрен пшеницы получается мука белого цвета, которая применяется для изготовления булок, батонов, белого хлеба, а из зёрен ржи получается мука серого цвета, и применяется для изготовления чёрного хлеба, калиток. Неделя Выставка «Хлебобулочных изделий». Наши родители помогли нам организовать выставку разных хлебобулочных изделий, выпекаемых на нашем местном хлебозаводе .

Изготовление хлебобулочных изделий для кукол из солёного теста.

Наблюдение за трудом воспитателя «Замешивание солёного теста»;

Лепка булочек, пирожков, караваев для кукол и использования в сюжетно-ролевых играх;

Раскрашивание лепных изделий.

III этап. Изготовление вместе с детьми дидактических игр.

«Что сначала, что потом». Цель: научить раскладывать карточки с порядком роста и развития пшеницы.

«Что нужно для роста и развития» (вода, земля, тепло, свет, воздух)

«Выбери нужный транспорт» (от вспахивания земли до доставки в магазин хлеба)

«Сказочные гости». Уточнить из какой сказки к нам пришел в гости петушок – голосистое горлышко. Разыгрывается сказка – театральное представление.

IV этап. Заключительный.

У детей сформировалось представление о ценности хлеба.

Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколь людей разных профессий трудятся над его производством.

Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до нашего стола буханкой хлеба.

Дети узнали значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;

Дети приняли активное участие в опытно – экспериментальной деятельности «Прорастание зёрен пшеницы, ржи, овса», «Превращение зерен в муку с помощью кофемолки».

Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;

Дети побывали в роли пекаря при изготовлении пирогов для кукол из солёного теста.

Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе.

В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, приобретает опыт общения и сотрудничества.

Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей, коллег и дал большой толчок в познавательном и творческом

Текстовая часть публикации

Проект «Слава хлебу!»

Среднесрочный проект для подготовительной группы.

Тип проекта:
информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта:
дети подготовительной группы и их родители; воспитатель группы.
Сроки реализации проекта:
среднесрочный, длился в течение двух тематических недель: «Хлеб – всему голова», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», сентябрь 2015 г.
Актуальность проекта:
Хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Проект призван обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель-результат:
совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл изречений «Хлеб - всему голова», «Хлеб - это жизнь»; знакомятся с производством хлеба на хлебозаводе. Приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, рисунках, поделках. Расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней; - Формировать представление о том, что хлеб – это итог большой работы людей разных профессий; - Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека; - Познакомить детей с разными злаковыми культурами; - Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе; - Ознакомить детей с используемой сельскохозяйственной техникой; - Проследить процесс превращения маленького зёрнышка в буханку хлеба; - Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность; - Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
- Развивать интерес к процессу изготовления изделий из солёного теста; - Изготовить панно из фигурок из соленого теста «Приглашаем на чай»; - Учить сотрудничать, уважать чужой труд; - Обогатить кругозор детей; - Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.
Материал:
различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
I этап. Подготовительный.
Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы и просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах. (Хлеба.) Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты - в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет: «Где же можно взять хлеб в нашем детском саду?» (На кухне.) Педагог приносит хлеб. После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит подносы с различными хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, откуда появился хлеб? Дети. Из магазина, сделали из муки. Воспитатель. А что такое хлеб? Дети. Хлеб надо есть, из семечек вырастили. Воспитатель. Из каких семечек? Дети. Из хлебных. Воспитатель. А что вы еще можете рассказать о хлебе? Дети. Его делают на хлебном заводе. Воспитатель. Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о хлебе? В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к нам пришел хлеб. Воспитатель. А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе? (Сходить на завод, где делают хлеб, у продавца.) А у кого еще можно получить информацию? (Спросить у родителей.) Показывает карточки-алгоритмы получения информации: «Подумать», «Спросить у взрослого», «Узнать из книг», «Поможет компьютер», «Посмотреть телевизор»,
«Понаблюдать», «Поэкспериментировать». Предлагает детям собрать информацию о хлебе, обратившись за помощью к взрослым.
II этап. Реализация проекта:

Беседы.
«Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб».
Показ презентации: «Как наши предки выращивали хлеб ».
Познакомились с трудом крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха, борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова).
Чтение литературных произведений по теме.
Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый… »; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Сказки: «Легкий хлеб», «Колосок». Скороговорки: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Заучивание стихотворений:
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко. В. Воронько
Пословицы и поговорки о хлебе:
Без хлеба и у воды жить худо.Будет хлеб, будет и обед. Покуда есть хлеб, да вода- все не беда. Пот на спине, так и хлеб на столе. Без соли
невкусно, а без хлеба несытно. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь. Без хлеба и мёдом сыт не будешь. Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли», «Что сначала, что потом», «А какой он, хлеб», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию».
Показ презентации
«
От зёрнышка до булочки».
В презентации мы ознакомились с процессом выращивания и изготовления хлеба в наше время. Увидели, какие произошли изменения в современном мире, что процесс выращивания хлеба изменился: из ручного труда превратился в механизированный. Познакомились с новыми профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь. Ознакомились с сельскохозяйственной техникой, облегчающей труд хлеборобов, пекарей, водителей. Дети читали стихи, пословицы, поговорки о хлебе.
Опытно – экспериментальная деятельность:
проращивание и посадка зёрен пшеницы, ржи, овса. Провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. В результате узнали, что из зёрен пшеницы получается мука белого цвета, которая применяется для изготовления булок, батонов, белого хлеба, а из зёрен ржи получается мука серого цвета, и применяется для изготовления чёрного хлеба.
Создание альбома-гербария «Злаковые растения».

Выпуск стенгазеты «Слава хлебу!»

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, рассматривание колосков, зёрен.

Художественное творчество
- рисование хлебных полей, сельскохозяйственного транспорта; -аппликация «Колоски» с использованием зёрен; - изготовление панно из солёного теста «Приглашаем на чай»; - конструирование из бросового материала «Мельница»; - изготовление тряпичной куклы «Крупеничка»;
Чаепитие.
В ходе осеннего праздника устроили чаепитие с хлебобулочными изделиями
.

Результаты проекта:
-У детей сформировалось представление о ценности хлеба. -Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколь людей разных профессий трудятся над его производством.
-Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до нашего стола буханкой хлеба. -Дети узнали значимость сельскохозяйственной техники; -Дети приняли активное участие в опытно – экспериментальной деятельности «Прорастание зёрен пшеницы, ржи, овса», «Превращение зерен в муку с помощью кофемолки». - Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов; - Дети побывали в роли пекаря при изготовлении поделок из солёного теста. - Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе. В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.
Список литературы:
1. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2015 – 135 с. 2.Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с. 3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с. 4. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с. 5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С. 6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. 7. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с. 8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с. 9. Материалы из сети Интернет

АКТУАЛЬНОСТЬ:АКТУАЛЬНОСТЬ: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб батюшка, хлеб-кормилец остается Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. самой большой ценностью.




ТИП ПРОЕКТА КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Игровой; повествовательный; экскурсионный; конструктивный. Игровой; повествовательный; экскурсионный; конструктивный. ПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ ПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ МЕТОДУ Исследовательский Исследовательский Информационный Информационный Практико-ориентированный. Практико-ориентированный. ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ Ребенок и природа Ребенок и природа Ребенок, общество и его культурные Ребенок, общество и его культурные ценности; рукотворный мир. ценности; рукотворный мир.


ТИП ПРОЕКТА ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА Ребенок – участник от начала до конца Ребенок – участник от начала до конца ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ Внутри одной возрастной группы Внутри одной возрастной группы В контакте с родителями и социальными партнерами В контакте с родителями и социальными партнерами ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ Долгосрочный Долгосрочный Подготовительный этап июль - сентябрь Подготовительный этап июль - сентябрь Практический этап октябрь - март Практический этап октябрь - март Аналитический этап апрель-май Аналитический этап апрель-май


Воспитатели группы воспитатели группы дети подготовительной группы дети подготовительной группы родители родители СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРТНЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРТНЕРЫ Библиотека г. Ртищево Библиотека г. Ртищево МУК «ГДК «Спутник» МУК «ГДК «Спутник» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:


АННОТАЦИЯ: Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, ознакомление с художественной литературой. Проект призван побудить детей к размышлениям, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Проект дает возможность детям приобрести навыки первоначальной, элементарной исследовательской деятельности.


ЦЕЛЬ: Сформировать у детей представление о ценности хлеба Сформировать у детей представление о ценности хлеба Воспитание бережного отношения к хлебу. Воспитание бережного отношения к хлебу. Формирование умений проводить исследовательскую работу. Формирование умений проводить исследовательскую работу.


ЗАДАЧИ:ЗАДАЧИ: обогатить познавательный опыт детей обогатить познавательный опыт детей сформировать систему знаний детей о производстве хлеба сформировать систему знаний детей о производстве хлеба развивать у детей нетрадиционное решение развивать у детей нетрадиционное решение дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом совершенствовать трудовые навыки детей совершенствовать трудовые навыки детей приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия. приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия. закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку


Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба показать значимость сельскохозяйственной техники показать значимость сельскохозяйственной техники воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда формировать реалистические представления о природе формировать реалистические представления о природе


Совершенствовать системы обследовательских действий совершенствовать системы обследовательских действий развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление научить доводить порученное дело до конца. научить доводить порученное дело до конца. воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие. воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие. учить сотрудничать, уважать чужой труд. учить сотрудничать, уважать чужой труд. обогатить кругозор детей. обогатить кругозор детей.


ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА Рассматривание картин; картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»; Беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок. «Рожь» Шишкин И.И. «Уборка хлеба» Шишкин И.И. Машков И.И. «Снедь Московская»


ГИПОТЕЗА получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему






Что мы хотим узнать? Как называются люди, которые выращивают хлеб? Какие еще есть крупы? Как называются люди, которые выращивают хлеб? Какие еще есть крупы? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Как растили хлеб раньше? Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто? Как пекут хлеб? Как готовится тесто? Как пекут хлеб? Что можно сделать из муки еще? Что можно сделать из муки еще? Какие еще есть крупы? Какие еще есть крупы? Как работает мельница? Как работает мельница? Почему говорят:Хлеб всему голова? Почему говорят:Хлеб всему голова? Как называют хлеб в других странах? Как называют хлеб в других странах? Что можно приготовить из черствого хлеба? Что можно приготовить из черствого хлеба?


Где мы можем узнать? Сходить на экскурсию Сходить на экскурсию Спросить у родителей Спросить у родителей Посмотреть в Интернете Посмотреть в Интернете Спросить у воспитателя Спросить у воспитателя Провести опыты Провести опыты Посмотреть в книгах, энциклопедиях Посмотреть в книгах, энциклопедиях


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Совместная деятельность Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу. Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами», рассказ о коллекциях и музеях.


СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Самостоятельная деятельность Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел», СРИ «Магазин»,«Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы - хлеборобы», настольно-печатные игры Работа с родителями Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?», выпечка хлеба дома, замешивание теста


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Совместная деятельность Экологическая игра «что за чем»,опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница), экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи»; опыт «вершки- корешки», перемалывание зерен через мельницу» чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле»; Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян (ржи, пшеницы).


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Самостоятельная деятельность Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов. Работа с родителями Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Совместная деятельность Коллаж «Что можно сделать из муки?», конструирование из бросового материала «Мельница», изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста, рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская.Хлеба», Составление букетов из листьев, колосков.


ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Самостоятельная деятельность Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен. Работа с родителями Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб - всему голова», изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова»






вера чигряй
Художественное слово о хлебе

Художественная литература о хлебе .

Сказки : «Легкий хлеб » , «Крупеничка» , «Крылатый, мохнатый, да масляный» , «Колосок» ;

В. Дацкевич «От зерна до каравая» ;

К. Чуковский «Чудо – дерево» , «Булка» ;

Я. Аким «Хлеб » , «Пшеница» ;

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба » ;

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» ;

И. Токмакова «Что такое хлеб » ;

Н. Самкова «О хлебе » ;

П. Коганов «Хлеб - наше богатство » ;

А. Букалов «Как машины хлеб берегут » ;

Е. Житникова «От зёрнышка до булочки» ;

К. Паустовский «Теплый хлеб » ;

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый… » ;

Е. Русаков «Черный хлеб » , «Ржаной колос» ;

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом » ;

К. Ушинский «Хлеб » ;

загадки, скороговорки, пословицы , поговорки, приметы о хлебе

Стихи о хлебе

«Что такое хлеб

Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели,

Мы говорим - ХЛЕБ !

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны,

Мы говорим – ХЛЕБ !

Вот зерно течет рекою, чтобы сделаться мукою

Мы говорим – ХЛЕБ !

Ешь его, расти и помни :

В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился

Свежий ХЛЕБ !

И. Токмакова

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят .

Хлеб ржаной , батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют ,

Сил для хлеба не жалеют .

(Я. Аким)

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе :

"Хлеб всему голова !" –

В поле, в доме, в державе!

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий.

Эй, ты, попирающий корку ногою.

Ты топчешь достоинство наше людское.

«Пшеница»

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь - зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей .

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски .

Всем, кто лелеял хлебный колосок ,

Вот он Хлебушек душистый ,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

И расти под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный , хлебный колосок .

«В поле»

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется как море…

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Все живет и обливает

Золотым своим огнём.

И среди колосьев ржи

Где кружатся мотыльки,

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают голубые васильки.

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает : - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

«Золотой дождик»

По земле сырой, не жёсткой

Там, где тракторы прошли

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли

И до вечера и позже

До полуночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик

Точно дождик золотой.

«Хлеба пекутся »

Тонкой струйкой сытной

Змеится теплый запах по углам.

Вдыхаю мир отрадный, самобытный

С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,

Когда, проснувшись по утру в тепле,

Под солнечное лучика лобзанье,

Домашний хлеб увидишь на столе .

Чудесный колосок

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях –

Попадёт на стол в хлебах .

Сушки, плюшки и батон –

Хлеб приходит в каждый дом.

Кравченко Елена

Скороговорки о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе :

Будет хлеб , будет и обед.

Пот на спине, так и хлеб на столе .

Без соли невкусно, а без хлеба несытно .

Хлеб - дар божий , отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош .

Покуда есть хлеб , да вода- все не беда.

Без хлеба всё приестся .

Дожили до клюки, что ни хлеба , ни муки.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь .

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо .

Худой обед коли , хлеба нет .

Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска , так и стол доска.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе .

Не тот хлеб , что в поле, а тот, что в закромах.

Если хлеба каравай , так и под елью рай.

Лучше хлеб с водой , чем пирог с бедой.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка .

Почему в народе говорится :

«До поры до времени не сеют семени» ;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь» ;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево» ;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет» ;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать » ;

«Сей в срок - будет прок!» ;

«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь» ;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится» ;

«Хорошо зерно в землю спать уложишь - хорошо и разбудишь, сыт будешь» ;

«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится » ;

«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет » ;

«Какова земля, таков и хлеб » ;

«Клада не ищи, а землю паши - и найдешь» ;

«Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут» ;

«Кто хлеб носит , тот есть не просит» ;

«Сей овес хоть в воду, да в пору» ;

«Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет» ;

«Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней» ;

«Не соберешь овес - наглотаешься слез» .

«Цена хлеба »

Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба ? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека .

Мне больно, когда я случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий

Эй, ты, попирающий корку ногою

Ты топчешь достоинство наше людское

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Приметы о хлебе :

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба , еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб , становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике , хлеб следует поцеловать .

Народные приметы про хлеб .

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились - пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.

Рассказ о святых Февронии и Петре Муромских.

В давние времена, на Руси жила-была очень мудрая крестьянская девушка Феврония. И полюбила она князя Петра Муромского. А когда она стала женой князя Петра, бояре невзлюбили её за то, что была из простых, не княжеского рода. Бог же прославлял её за доброту и милосердие.

Однажды один из слуг, пришёл к мужу Февронии – князю Петру и стал наговаривать на княгиню : Из-за стола она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает хлебные крошки в руку свою , словно голодная

Благоверный князь Петр, желая проверить Февронию, стал наблюдать за ней во время обеда. И когда после еды княгиня, по обыкновению, собрала хлебные крошки в руку свою , князь решил устыдить её – не подобает же княгине собирать крошки.

Он взял Февронию за руку, разжал ей пальцы и увидал внутри… благовонный ладан и драгоценный жемчуг.

Это милосердный Бог, не желая стыда доброй княгине, совершил чудо : Хлебные крошки превратились в ладан и драгоценности. И с этого дня перестал князь верить наговорам бояр, доверял княгине.

С тех пор хлеб считают святым , данный богом.

В те давние времена хлеб был белый , да черный. А в наше время в магазинах большое разнообразие хлебобулочных изделий .