- 76.8k
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Глаза человека - это не только его душа, но и целый мир загадок. Почему говорят, что раньше люди не видели синий, хотя египтяне вовсю расцвечивали им свои гробницы и украшения? Как некоторым людям удается видеть ультрафиолетовое излучение, а другим - различать сразу 100 млн оттенков? Существует ли на самом деле творческое видение? Так много вопросов, на которые у современных ученых наверняка должны быть ответы.
Мы в сайт решили выяснить, как различается видение разных людей в зависимости от образа мыслей, культуры, времени и других обстоятельств. Аккуратнее, после этой статьи вы можете увидеть мир в новом свете.
Почему древние люди не отличали цвет фуксии от белого, а фиолетовый путали с синим?
10 тыс. лет назад люди видели цвета так же, как и мы, но использовали обобщенные названия. Светлые оттенки приравнивались к белому цвету, темные - к черному. Цвет фуксии был ярким и светлым, поэтому стоял в одном ряду с белым или желтым. Фиолетовый и синий были похожими и стояли в одном ряду, приравниваясь к темному или черному. Позже оттенки начали распределять между красным, желтым, зеленым и сине-зеленым цветами (фиолетовый вместе с синим попадали в разряд сине-зеленого цвета).
В речи люди описывали оттенки цвета через контекст - так, как сегодня мы объясняем вкус. Слов «сладкий», «соленый», «кислый», «острый» или «горький» часто оказывается недостаточно, чтобы точно передать смысл, и мы используем уточнение: сравните, например, фразы «как кислый лимон» и «как кислый кофе».
Древние египтяне видели синий цвет, а греки - нет?
Египтолог Ричард Х. Уилкинсон (Richard H. Wilkinson) заметил, что для каждого цвета существовало конкретное значение .
Например, художники всегда изображали мужчин с красно-коричневой кожей, женщин - со светло-коричневой, а богов - с золотой, потому что верили, что кожа богов и фараонов действительно из золота. Исключением был Осирис, который получил черную или зеленую кожу - символ новой жизни и воскрешения. Это подчеркивало его историю: он был убит богом Сетом и воскрешен богиней Исидой, чтобы затем править загробным миром.
Синий и голубой цвета были самыми популярными у египтян, они символизировали истину, правду, рождение и жизнь. Небеса и воды плодородного Нила были синими, амулеты плодородия и татуировки для женщин в виде божка Беса чаще были также синего цвета. Но значение каждого цвета было неразрывно привязано и к контексту изображения.
Это заметнее в языке древних греков: описывая объекты, они группировали их по качествам. Например, небо называли бронзовым, потому что оно ослепительно, как лезвие меча. Море - пурпурно-красным, как и вино, потому что они оба символизируют свежесть, жизнь. Но правда ли, что греки не различали синий цвет?
Загадка: как в оригинале выглядела эта древнегреческая статуя?
Правильный ответ: вариант А.
Ученые Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и Ульрике Кох-Бринкманн (Ulrike Koch-Brinkmann) доказали, что античные статуи и общественные здания выполнены в цвете. Пигменты в красках были минеральными, но сам носитель - органическим, поэтому со временем бактерии разрушали его, и краски осыпались. Оказалось, что наши представления о минимализме цвета в античные времена далеки от реальности. И, конечно, греки прекрасно различали оттенки синего, выделяя его в отдельную категорию цвета.
На основе исследований в 2007 году американские и немецкие ученые разработали выставку , где представлены античные статуи и здания в оригинальной расцветке. Сложно поверить, что сотни лет назад древнегреческие мастера использовали такое разнообразие цветов, украшения в виде бронзовых вставок и выпуклые зрачки глаз из черного камня.
Еще Аристотель, древнегреческий философ и воспитатель Александра Македонского, в своих трудах рассказывал о 7 основных цветах: черном, белом, красном, желтом, зеленом, синем и фиолетовом. Он связывал их с 7 нотами, и днями недели.
Сегодня мы называем 11–12 основных категорий цвета в языке, и это косвенно указывает на степень развития общества. Есть и те, кто легко определяет малейшую разницу в оттенках цветов и использует в 10 раз больше определений.
Например, «шартрез», «лайм» и «трилистник» - это названия цветов зеленого оттенка, которые для большинства выглядят как зеленый или светло-зеленый цвет. Проверить, насколько чувствительны глаза к цвету, можно с помощью этого теста .
Ни один человек не различает синие цвета до года
В рамках исследований выяснилось, что дети в возрасте от 4 до 8 месяцев быстрее распознавали зеленый круг на синем фоне, чем голубой круг на синем фоне. Эти выводы поставили ученых перед новой загадкой: способность распознавать цвета является врожденной или приобретенной?
Некоторые люди видят в 100 раз больше цветов, чем остальные. Посчитайте, сколько полосок видите вы:
Менее 20 полосок: возможно, у вас 2 типа светочувствительных колбочек. Как и у 1/4 населения мира. Вы различаете чуть меньше цветов, чем большинство. Видеть полный спектр помогут специальные очки или приложения , разработанные для всех видов дальтонизма.
От 20 до 36 полосок: у вас, скорее всего, 3 типа светочувствительных колбочек. Вы, как и большинство людей, различаете большое число цветовых оттенков.
Более 37 полосок: похоже, вы относитесь к числу тетрахроматов . У них сразу 4 типа светочувствительных колбочек. Такие люди распознают примерно 100 млн цветов , как пчелы, некоторые птицы и художница Кончетта Антико, которая создает такие картины:
Наличие сразу 4 типов колбочек является редкой мутацией и встречается среди женщин, у которых в роду есть мужчины с дальтонизмом. Но даже люди с одинаковыми глазами - близнецы - воспринимают цвет по-разному. Сам мозг определяет цвет в зависимости от настроения, эмоций и воспоминаний.
Как описать цвет, если в языке нет его названия?
Некоторые люди заметили, что часто мы применяем по отношению к одному и тому же цвету разные названия из-за трудностей восприятия. Вспомните загадку с платьем: одни считали его бело-золотым, другие - черно-синим.
В языке йеле , используемом на острове в Папуа - Новой Гвинее, существует другой подход к определению цвета. Вместо отдельного названия используют название предмета, который при любых обстоятельствах выглядит неизменно. Например, слово «ночь» означает черный цвет, «какаду» - белый, «сок» - темно-красный, «незрелый» - зеленый, «вода у рифа» - голубой.
Но даже такой подход не защитит вас от иллюзий, которые намеренно создает ваш собственный мозг. Посмотрите на картинку и скажите, какого цвета круги за полосками:
Дело в том, что они все одного цвета. Это оптическая иллюзия Манкера-Уайта . Из-за разноцветных полосок на картинке кажется, что круги 4 разных оттенков. Думаете, что теперь это легкая задачка? Попробуйте точно ответить, какого цвета сердца за полосками:
Ответ: все они одинакового цвета - желтого.
Можно ли услышать цвет или увидеть время?
Да, нейрологический феномен синестезии тоже является игрой нашего разума. Люди-синестестики представляют, что буква «Д» непременно, допустим, синего цвета, а имя «Алексей» может вызвать у них во рту горький привкус.
Известными синестетиками были Владимир Набоков, Ференц Лист, Дюк Эллингтон и Ван Гог. Если вам кажется, что вы тоже синестетик , проверьте себя и примите участие в исследованиях, чтобы помочь науке в познании этого удивительного состояния.
Вопрос, волнующий ученых и философов: действительно ли мы видим мир по-разному? К примеру, совпадает ли у двух здоровых людей восприятие цвета, или красный будет неодинаково красным для каждого, и синий будет иметь разную насыщенность для разных зрителей? Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран.
Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран. Оказывается, независимо от происхождения и культурных особенностей мы видим цвета примерно одинаковыми. Более того, названия цветов в человеческих языках появлялись в соответствии с их интенсивностью — то есть с тем, в каком порядке их воспринимают зрительные рецепторы.
Эксперимент, проведенный итальянскими и индийскими исследователями, напоминал игру в "угадайку". Два добровольца общались виртуально. Одному из них показывали несколько предметов одного цвета, и он должен был объяснить второму, какой оттенок видит — разумеется, не называя его. Для описания цвета участник эксперимента выбирал какое-нибудь слово-заменитель. По свидетельству ученых, несмотря на культурные различия, второй участник в большинстве случаев быстро догадывался, какой цвет имеется в виду. Эксперимент длился до тех пор, пока оба участника не приходили к "консенсусу" по поводу названия конкретного цвета.
Ученым также удалось установить, какие цвета добровольцам было легче всего описывать. На первом месте стоял, как можно догадаться, красный. Далее шли пурпурно-красный, фиолетовый, зелено-желтый, синий, оранжевый и голубой. Любопытно, что эта последовательность примерно соответствует тому, в каком порядке появлялись названия цветов в той или иной культуре и, соответственно, языке. Наиболее "древними" цветами, обозначения которых появлялись в человеческой речи, считаются белый, черный и красный.
"К примеру, если в популяции существовало общепринятое обозначение красного цвета, то наверняка имелось обозначение и для белого, и для черного", — рассказывает Франческа Триа, физиолог из Турина (Италия) и соавтор исследования. Если в языке уже было название для зеленого, то слово для красного в нем точно существовало, добавляет она.
В развитии человека момент, когда ребенок начинает воспринимать цвета, является важнейшим этапом формирования психики. Детские психологи и физиологи считают, что цвет — один из первых признаков, по которым ребенок узнает те или иные предметы. Маленьких детей обычно тянет к ярким краскам. Вначале они оперируют весьма ограниченной палитрой, которая расширяется по мере взросления. Цветовые пристрастия детей с возрастом меняются. До десяти лет большинство из них называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый.
После десяти многие начинают предпочитать синий или зеленый. При нормальном развитии к четырем-пяти годам дети уже умеют различать и называть цвета, но лишь к пяти-шести годам у них формируется восприятие цвета как неизменного признака. Любопытно, что при этом до восьми-десяти лет у них сохраняется склонность рисовать предметы в тех цветах, которые им нравятся, независимо от реального оттенка изображенных объектов (разноцветные стебли цветов, розовое небо, синее солнце и т.п.).
Основной "цветовой ряд" (порядок появления названий цветов), замеченный в культурологических и лингвистических исследованиях, остается неизменным. Видимо, все дело в том, что он совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы лучше видят красный, чем синий. А в процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия жизненно важным явлениям. Поскольку красный — цвет крови и огня, неудивительно, что слово для него появилось раньше, чем для других.
Правда, некоторые межкультурные отличия все-таки имеются. К примеру, в языках "примитивных" сельскохозяйственных народов есть множество слов для обозначения оттенков зеленого — из-за необходимости контролировать рост и созревание растений и оценивать размер будущего урожая. Понятие о "базовых" цветах в разных культурах тоже было различным.
На Древнем Востоке их насчитывалось пять, в средневековой Европе — только три (сначала — красный, желтый и синий, позже — красный, зеленый и синий). Художники основными цветами признают красный, синий и желтый, а остальные считают продуктами их смешения. Ахроматические цвета (белый и черный) считают аналогами абсолютной освещенности (белый — не разделенный по спектру солнечный свет) и абсолютной темноты (черный).
Значение белого и черного цвета в культуре вообще различаются больше всего — видимо, потому, что в чистом виде эти цвета сложно найти в природе. У разных народов они имели скорее символическое значение. В европейской культуре черный символизировал негативные стороны жизни: это цвет траура, цвет темных сил, черной магии. Черную кошку (реже — собаку, но тоже непременно черную) в средние века считали атрибутом ведьмы.
В восточных культурах черный цвет получил совершенно иное значение. В Японии это символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — черный пояс. В тюркской истории и топонимике "черный" (кара) означало также "большой", "великий": Империя Караханидов — "великие ханы", Кара-Кумы — "большие пески", то есть "Великая пустыня".
Человеческие глаза и мозг эволюционировали, чтобы различать цвета в мире, освещаемом солнцем. Свет входит в глаз через хрусталик — волны разной длины сообщают о разных цветах. Свет попадает на сетчатку в задней части глаза, где пигменты активизируют нейронные связи в зрительной коре, части мозга, которая переводит сигналы в изображения.
Мозг выясняет, свет какого цвета отражается от объекта, который видят глаза, и отделяет этот цвет от цвета, который считает «реальным». «Предполагается, что наша зрительная система выбрасывает информацию об освещении и извлекает информацию о цвете, который отражается в действительности», — сказала Найтц. «Но я изучала индивидуальные различия в цветовом восприятии на протяжение 30 лет, и эти различия в восприятии цвета платья — самые заметные из тех, что я когда-либо встречала», — добавила нейробиолог (сама Найтц видит белый с золотым цвета на фотографии).
Обычно система цветовосприятия работает без сбоев. Человечество эволюционировало, чтобы видеть в дневном свете, однако свет может менять цвета. Цвет солнечного света меняется от розовато-красного на рассвете и сине-белого в полдень до красного в сумерках. «Ваша зрительная система обращает внимание на эти цветовые изменения и пытается не учитывать некоторые смещения цвета за день», — сказал невролог колледжа Уэлсли Бевил Конвей. «Таким образом, люди либо не воспринимают синий цвет, и тогда видят белый и золотой, или, наоборот, золотой — и тогда смотрят на синее с черным платье», —заключил ученый (он видит на фотографии синий и оранжевый).
Иначе говоря, объясняет TJournal, в случае с фотографией люди принимают свет на фоне за солнечный и делают вывод, что платье находится в тени, а значит, его светлые участки должны становиться голубоватыми. Так, не существует чисто белого цвета, однако наш мозг додумывает за нас белизну снега или платья.
Другие не учитывают свет на фоне и видят синее платье. Золотые фрагменты они называют черными, поскольку помнят, что если посмотреть на предмет черного цвета на ярком солнце, то можно увидеть золотой. Кроме того, вероятно, что часть видящих синий людей заранее знали о настоящем цвете платья, и из-за этого мозг давал верный ответ. Если взять пробу цветов с платья в Photoshop, то обнаруживается, что цвета платья — голубоватый и зеленовато-коричневый.
Swiked опубликовала фотографию платья 25 февраля с вопросом, какого оно цвета. По ее словам, она поспорила об этом с друзьями. Она добавила, что в действительности платье синее. Пользователи интернета быстро начали спорить на эту тему, а хэштег #thedress возглавил топ трендов твиттера в США. К обсуждению присоединились Ким Кардашьян (белый и золотой), певец Канье Вест (синий и черный), певица Тейлор Свифт (синий с черным) и Дэвид Духовны (зеленовато-голубое). Аккаунт приставки Sony Play Station в Австралии также успел пошутить на эту тему: «Представляем новый бело-золотой контролер Dualshok 4». Производитель платья уже заявил, что пока продается только синий вариант, но скоро в продаже появится и белый с золотым.
Тысячи людей по всему миру спорят, какого цвета платье, выложенное пользователем в соцсеть Тумблр. Его фото разместила день назад шотландская певица Кэтлин МакНил.
«Два моих близких друга собрались пожениться. И мама невесты послала ей фотографию этого платья. Когда невеста показала платье жениху, они поспорили из-за его цвета», - объяснила МакНил причину появления платья в своем аккаунте. И попросила совета у пользователей, чтобы разобраться.
И тем самым «сломала» Интернет, пишет сайт www.kp.by. Одни говорят, что платье черное с синим, другие видят белое с золотом. Даже звезды шоу-бизнеса втянулись в эту странную игру.
«Я не понимаю, почему этому странному платью столько внимания, и я чувствую тут какой-то трюк. Я напугана и смущена. П.С. Оно синее и черное», - пишет певица и актриса Тейлор Свифт.
«Как вы видите синее и черное???» - спрашивает актриса и фотомодель Ким Кардашиан.
Леди ГаГа так же не осталась в стороне: «Платье белое с песочным».
«Ребята, что с вами! Оно белое и голубое», - заявляет оскароносная Джулианна Мур.
Люди разделились на команды с хэштегами «белоеизолотое» и «синеесчерным». Хэштег #thedress возглавил топ трендов в Штатах. И все пугаются. На разных сайтах развернулись голосования. Например, на buzzfeed.com, которые первыми написали про эту историю, за белое с золотом проголосовало 72%. 28% - за второй вариант. На telegraph.co.uk сине-черную гамму видят 42% голосовавших.
Уже выяснилось, что в оригинале платье действительно синее с черным. Но почему часть пользователей видят его как белое с золотым?
Офтальмологи постарались объяснить, почему же люди видят платье по-разному
Ваша сетчатка состоит из палочек и колбочек, преобразующих световые раздражители в нервное возбуждение. Они по-разному преобразуют сигнал. Палочки более чувствительны к свету, видят тени и эффективнее работают в темноте. Колбочки же чувствительны к цвету, но менее чувствительны к свету. То есть в условиях слабой освещенности вы видите больше палочками, чем колбочками.
Платье видится сине-черным или бело-золотым в зависимости от того, имеет ли ваш глаз больше палочек или колбочек, а также от условий освещенности в помещении. У разных людей разное соотношение палочек и колбочек.
Должно пройти около 45 минут, чтобы зрение могло перестроиться (как вашим глазам потребуется время, чтобы адаптироваться к темноте). Если вы посмотрите на платье в условиях яркого освещения и увидите один цвет, то, возможно, он изменится, если вы уйдете на полчаса в темную комнату и затем вернетесь.
Так же разный цвет платья у разных людей связан с индивидуальными различиями в восприятии цвета. Если вы когда-либо пробовали работать с фотографией, то, вероятно, сталкивались с балансом белого: камера пытается выравнить его в неподходящих условиях освещения. Ваш мозг делает свой собственный баланс белого, что означает, что вы либо, не обращая внимания на синий оттенок, видите бело-золотое изображение, либо, игнорируя желтый оттенок, видите сине-черную фотографию.
Офтальмологи говорят, что разное восприятие цвета платья не значит, что у вас проблемы со зрением или с психикой. У каждого человека - индивидуальные особенности зрения. Мозг обрабатывает световые волны, попадающие на сетчатку, уникальным образом, поэтому кто-то видит одни цвета, кто-то - другие.
Есть еще одно объяснение тому, почему люди видят разные цвета на одной картинке. Это оптическая иллюзия. Объекты отражают свет на разных волнах или в разных цветах, и человеческий мозг определяет цвет по отраженному свету. Предметы вокруг также могут отражать цвет и влиять на восприятие. На этом фото много цветов вокруг и они смешиваются - мозг не может сразу определить цвет платья. Люди, которым окружающий свет кажется темным, видят белый вместо синего. Профессор вашингтонского университета Джей Нейтз говорит, что изучает разницу цветов 30 лет и этот случай - один из наиболее ярких. Ему, кстати, платье показалось белым.
Новое объяснение американских ученых, которые провели исследование этого феномена, можно .
А вы какие цвета видите?
Мнения читателей страницы
Попросили неврологов объяснить феномен различного восприятия цвета чёрно-синего платья, которое пользователи соцсетей обсуждают последние сутки.
Напомним, что вчера пользователь Tumblr под никнеймом Swiked в своём тумблоге фотографию платья и попросил помочь определить его цвет. По словам Swiked, она и её друзья не могут сойтись на одном мнении: одни видят платье чёрно-синим, другие - бело-золотым. Невролог из Университета Вашингтона Джей Найтз (Jay Neitz), который видит платье в белом и золотом цветах, говорит, что это самое масштабное индивидуальное различие в восприятии цвета за 35 лет его практики.
Глаз воспринимает цвет через отражённые световые волны, поясняет Wired. Свет попадает на сетчатку глаза, пигменты которой обрабатывают информацию и отправляют её в мозг. Пигменты воспринимают разные цвета в зависимости от длины волны полученного света. При этом первая вспышка света, которая попадает на сетчатку может иметь любую длину волны (то есть разный цвет). После того, как сетчатка получает отражённый от объекта свет, мозг пытается «вычесть» из данных первой вспышки последующую информацию.
Поскольку люди активны в дневное время, они чаще всего воспринимают дневной свет. Он может варьироваться от розовато-красного до сине-белого и красноватого. «Это будет происходить, если зрительная система видит предмет и пытается игнорировать хроматическое смещение дневного света, - говорит Бевил Конвей, невролог Колледжа Уэлсли. - Таким образом, люди будут игнорировать либо синеватый и видеть бело-золотое платье, либо желтоватый и видеть чёрно-синее платье». Вероятно, он имеет в виду текущее освещение вокруг человека.
Найтз изданию Vice две теории. Во-первых, различия в восприятии могут быть связаны с возрастом. По его словам, со временем сетчатка глаза человека меняется и начинает воспринимать меньше синего цвета. Это может объяснить, почему 61-летний Найтз видит бело-золотое платье, а его студент - чёрно-синее. Однако эта теория не объясняет различия у людей одного возраста.
Второе предположение касается постоянства цвета и цветного освещения. Постоянство освещения означает, что человек будет видеть красный цвет и при ярком, и при тусклом освещении. Но при цветном освещении мозг вносит коррекцию. «Если я зайду в комнату и включу красное освещение, то белые объекты будут отражать красный цвет. И если у меня с собой будет какая-то красная вещь, то она тоже будет отражать красный». При обработке этой информации, поясняет издание, мозг может решить, что красный предмет на самом деле белый, даже если он видел его красным при нормальном освещении.
«Я наблюдал это с моим красным фольксвагеном, - добавляет учёный. - Я сел в машину, когда на улице было достаточно темно, а кто-то передо мной включил тормозные огни. Тогда моя машина освещалась только тормозными огнями - и она выглядела белой!» Журналист Vice попытался перенести эту теорию на фотографию платья и решил, что её сделали при синеватом освещении. Поэтому мозг, воспринимая цветное освещение, думает, что на самом деле платье белое.
Wired попросил штатного дизайнера поработать с фотографией и разложить отдельные участки по палитре RGB. Синие участки действительно оказались синими, но дизайнер связал это с большей площадью синего цвета на фотографии. При этом некоторые тёмные участки на снимке имели палитру (R 93, G 76, B 50), близкую к оранжевому цвету. Специалист связал это с тем, что мы видим это место на белом фоне и воспринимаем как чёрный. Если же вырезать его и посмотреть на чёрном фоне, то участок R 93, G 76, B 50 может показаться почти оранжевым.
То же говорит и Найтз, который видел платье бело-золотым: «Я распечатал картинку, затем вырезал кусок и посмотрел на него вне контекста. Цвет оказался где-то на полпути между золотым и синим, но не тёмно-синим. Просто мой мозг считает, что синий есть в источнике света, а мозг других людей, что синий есть в платье». Конвей добавляет: «Большинство людей увидят синий на белом фоне как синий. Но некоторые могут увидеть синий на чёрном фоне как белый».
Джей Найтз закончил разговор с Vice обещанием посвятить этому феномену остаток жизни. «Я думал, что буду лечить слепоту, но теперь займусь этим», - сказал он.