Настоящим потрясением для любого родителя является необходимость отправить свое любимое чадо в детский сад. И это понятно, ведь на протяжении долгого времени мама неразрывно находилась рядом со своим драгоценным малышом, а теперь его нужно отдавать на попечение «неизвестным тетям».
Основным вопросом, волнующим всех родителей, отправляющих малыша в ДОУ, является обеспечение безопасности в детском саду своего крохи. Это вполне обоснованное волнение. Ведь отправляясь в детский сад, ребенок попадает в незнакомый, еще неизведанный для себя мир, полный не только новых радостных открытий и свершений, но и опасностей.
Какие опасности поджидают малыша
Малышей могут поджидать самые разные опасности на территории садика. Можно выделить несколько категорий:
- повышенная заболеваемость. Это, наверное, самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что детский сад – место большого скопления детишек разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, детишки которых имеют ослабленный иммунитет;
- травматизм, несчастные случаи . Причины травм могут быть самыми разными: нередко дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки, расталкивать приятелей, спеша с прогулки на обед, упасть с кроватки во время полуденного сна или неаккуратно прокатиться с горки – источников травматизма может быть великое множество;
- чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения – события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.
- угроза психологического здоровья ребенка . Не все родители задумываются над тем, что малышу в садике могут нанести вред не только физический, но и психологический. И виной тому несколько факторов: личностные особенности персонала, манипулирование детьми, отношения между детьми, стресс при расставании с мамой. Родителям необходимо следить за психологическим состоянием малыша а когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад следует тщательно разбираться в причинах.
Факторы обеспечения безопасности в детском саду
Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.
Одним из важнейших факторов является безопасность здоровья детей . С целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада должен поддерживаться соответствующий температурный режим, а также уровень освещенности и проветривания. Также в местах нахождения детей необходимо отсутствие сквозняков.
Обязательным является регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний. В штате образовательного учреждения непременно должна присутствовать медсестра, постоянно контролирующая здоровье и состояние малышей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Также обязательными являются периодические обследования юных воспитанников в профессиональных медицинских учреждениях.
Важным является наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей. Для детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо разработать индивидуальное меню. В этом случае большая ответственность ложится на родителей. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, так как информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка.
В помещениях садика в обязательном порядке необходимо проводить ежедневную уборку и периодическую дезинфекцию, а все участники воспитательного и образовательного процесса должны свято чтить правила личной гигиены.
Среди ключевых факторов безопасности выделяют и физическую безопасность детей. Для ее обеспечения в детском саду должен быть создан комплекс условий, обеспечивающий защиту жизни и здоровья ребятишек. Угрозу могут влечь за собой не только внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых), но и внутренние (несоответствующее техническое состояние здания и сооружений на его территории) факторы.
Во избежание несчастных случаев техническое состояние помещения и прилегающих к садику построек необходимо подвергать обязательному регулярному контролю. Помимо этого каждый сотрудник садика должен владеть инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом механизм взаимодействия с такими организациями нужно не только разработать, но и проверить на практике в учебных условиях. Лучшим способом тренировки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является периодическое (не реже чем дважды в год) проведение учебных эвакуаций из помещения и с территории ДОУ.
Чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать малышей можно только их мамам и папам, а при явке в детский сад других лиц, необходимо письменное разрешение родителей.
Пожарная безопасность в ДОУ
Соблюдение пожарной безопасности – один из ключевых моментов в системе обеспечения условий безопасности дошкольного учреждения.
Во-первых, стоит уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.
Во-вторых, следует уделять пристальное внимание предметам, с которыми играет ребенок. Ведь наличие спичек или зажигалки в руках малыша необязательно вызвано халатностью родителей – это может быть случайной находкой юного исследователя, который наверняка захочет разобраться в том, «как это работает».
Лица, ответственные за безопасность детей
Практически каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? С точки зрения структуры образовательного учреждения, ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это директор или заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного заведения (закон «Об образовании»), заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.
Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.
Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Как правило, это добровольная финансовая и материальная помощь садику, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду. Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.
Одним из актуальных вопросов в настоящее время выступает проблема безопасности. Она продиктована социально-экономической и криминальной обстановкой в стране. Вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. возможности уберечься в разных жизненных ситуациях.
Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Основная общеобразовательная программа нашего детского сада в соответствии с ФГТ обязывает нас реализовывать в своей работе содержание образовательной области «Безопасность». Эта область предполагает достижение цели - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). А так же решение следующих задач :
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Помимо специфических задач данной области, предусматривает решение коррекционных задач:
Расширение кругозора;
Развитие коммуникативной функции речи .
Задачи каждой возрастной группы прописаны в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а более подробно они сформулированы в книге «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева.
Для того чтобы достичь цели и решить задачи образовательной области «Безопасность» необходимо учитывать особенности в развитии наших детей:
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная продуктивность запоминания, отставание в развитии наглядно-образной формы мышления (ОНР, ЗПР), как следствие
дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, у них нарушен самоконтроль. Всё это может быть причиной неправильных, необдуманных действий детей и привести к опасным жизненным ситуациям.
Давайте рассмотрим, какие разделы образовательной области «Безопасность» мы будем реализовывать в работе с детьми.
Это:
Ребёнок и другие люди;
Ребёнок и природа;
Ребёнок дома;
Ребёнок на улице.
Что же является основным содержанием этих разделов?
В разделе «Ребёнок и другие люди» мы будем говорить с детьми об опасности контактов с незнакомыми людьми, о том что нужно делать, если в дом пришёл «чужой», о несовпадении приятной внешности и добрых намерениях людей.
В разделе «Ребёнок и природа» - о ядовитых растениях, контактах с животными, загрязнении окружающей среды, о том, что в природе всё взаимосвязано.
В разделе «Ребёнок дома» - об умение обращаться с электроприборами, острыми, пожароопасными предметами, о таких источниках опасности как открытое окно, балкон, а так же об экстремальных ситуациях в быту.
В разделе «Ребёнок на улице» - о правилах дорожного движения, правилах поведения в транспорте, о том, что делать, если ребёнок потерялся на улице.
Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления работы. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:
Что не надо говорить...
1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
2. Кругом полно психов.
3. Тебя могут украсть.
4. Детям гулять в парках очень опасно.
5. В наши дни никому нельзя доверять.
Вместо этого скажите:
1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...
2. Большинство людей заслуживают доверия, но...
3. С тобой ничего не случится, если...
4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...
5. Ты можешь обратиться за помощью...
Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?
Конечно же, это разнообразные игры.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать .
Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Примером такой игры может быть игра "Незнакомец".
Основная цель: Умение отвечать отказом "Я Вас не знаю" на обращение незнакомого, «чужого» взрослого .
Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:
что-то донести до квартиры;
что-нибудь найти (например, выпавший ключ);
что-либо показать (например, где находится аптеку, магазин и т.д.)
проводить к родителям и т.д.
Сюжет игры может разыгрываться с игрушками как игра-драматизация или режиссерская игра, а может и как сюжетно-ролевая с использованием элементов костюмов.
Игра: "Один дома".
Цель: Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать дверь не следует даже знакомым людям.
Необходимо дать ребёнку понять, что он не должен говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее: "Мама сейчас занята и
не может подойти"
.
В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить позвонить от соседей, или спросить номер и позвонить самому.
При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной и т.п.)
Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе: почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам.
В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты.
Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не представляют для них опасности.
Игра «Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т.п.).
Приведу примеры таких ролевых игр-тренингов: « Если потерялся...», «Опасность», «Подкуп», «Телефонный звонок», «Дорога домой» и др.
Содержание данных ситуаций можно проиграть с детьми, используя сюжеты сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка». В этом случае дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно найти правильный выход из ситуации, придумать другое продолжение сказки, а детям младшего возраста необходимо показать правильное поведение сказочного героя.
Выбор содержания игры необходимо согласовывать с лексической темой.
В работе с детьми можно использовать игровые тренинги с телефоном для усвоения номеров телефонов служб помощи (пожарная, скорая помощь, милиция) и правил ведения диалога, поведения в конкретных опасных ситуациях . Воспитатель озвучивает детям проблемную ситуацию, а дети набирают нужный номер и сообщают о случившемся.
Например: Маша, ты осталась дома одна, смотришь телевизор, он загорелся. Что ты будешь делать?
Или, Ваня, ты остался дома с бабушкой, вдруг ей стало плохо - сильно заболела голова. Она просит тебя вызвать скорую помощь.
Для младших дошкольников - это могут быть игры с куклами («Кукла потерялась», «Куклу угощает конфетой чужой дядя» и т.д.).
Для закрепления полученных знаний можно использовать в работе с детьми и подвижные игры. Приведу примеры игр связанных с содержанием работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
В младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомые игры «Цветные автомобили»
, «Воробушки и автомобиль»
и такие как: «Машины»
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи (или имитируют движение руля) - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. По сигналу воспитателя «едут в гараж», «останавливаются». Можно усложнить задачу, подавая сигналы: «поворот налево», «поворот на право», «вперед» и т.п.
«Трамвай»
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета светофора и в соответствии с ними менять движение.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Светофор». Цель: закрепление знаний сигналов светофора, развитие произвольного внимания, самоконтроля.
Дети делятся на две команды. На зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, на жёлтый - хлопают в ладоши, на красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
Игра «Повороты»
Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Можно раздать детям рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
Правила игры
:
Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.
Интересной, на мой взгляд, является и игра
«Жесты регулировщика
». Дети встают в круг.
По сигналу педагога дети под музыкальное сопровождение или под звучание бубна передают жезл по кругу.
Подаётся команда «Красный сигнал» - у кого оказался в этот момент в руках жезл, демонстрирует «Красный сигнал», т.е. поднимает руку с жезлом вверх, если играющий справился с заданием правильно, он продолжает играть. Не справился – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока большинство из играющих не примут участие в игре, то есть покажут сигналы «красный», «желтый» (рука с жезлом выводится вперед), «зеленый» (рука с жезлом отводится в сторону).
Игра «К своим знакам». В обручи раскладываются три дорожных знака и размещаются в разных концах площадки или группы. Детям воспитатель раздаёт аналогичные знаки. Под музыку или под звучание бубна дети двигаются по площадки. По сигналу «Раз, два, три, свой знак ищи!» дети собираются около обруча со своим знаком. Аналогичную игру можно провести с видами транспорта, а с младшими дошкольниками с сигналами светофора.
Познакомиться с некоторыми играми- эстафетами можно в журнале «Дошкольное воспитание» № 4-2007г.
В работе с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности невозможно обойтись без словесных игр .
Игра: «Это я, это я, это все мои друзья» .
Воспитатель задаёт вопросы, а дети, если согласны, отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны - хлопают в ладоши или топают ногами.
Кто из вас заметил дым, набирает 01?
Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?
Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?
Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?
Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?
Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?
Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?
Игра «Доскажи словечко»
Например, с использованием стихотворения С. Михалкова.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь……(открыт)".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для….(движенья).
Словесная игра с мячом «Как тебя зовут» в младшем дошкольном возрасте, а для детей старшего возраста можно усложнить «Как тебя зовут, и где ты живёшь?»
Можно использовать в работе всем знакомую игру «Съедобное – несъедобное» на закрепление съёдобных и ядовитых ягод, грибов.
А так же игру «Хорошо - плохо», где например детьми выявляются полезные свойства огня и его опасные последствия.
Игра «Можно – нельзя» - детям словесно предлагается ситуация, а они оценивают можно так поступать или нельзя. Игру можно проводить с мячом, с условными сигналами, например зелёный кружок можно, красный - нельзя или с движениями: можно – дети хлопают в ладоши, нельзя – топают.
Приведу пример ситуаций по теме «Ребёнок и другие люди»: Воспитатель сообщает детям, что они остались одни дома (открывать дверь слесарю; открывать дверь бабушке; говорить, что родителей нет дома; рассказывать, когда придут родители и т.п.)
Игра «Опасно - не опасно» , проводится по типу игры «Можно – нельзя». Её можно применять при ознакомлении детей с ПДД, с причинами пожара, с опасными предметами дома, при ознакомлении с правилами поведения в природе.
Игра «Опасные соседи», рекомендуется для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится с мячом. Воспитатель называет предметы быта, а дети, возвращая мяч, дают определение какой это предмет? - колющий, режущий, пожароопасный, горячий.
Например, иголка – колющая, спички - пожароопасные, нож - режущий, вилка - колющая, чайник - горячий и т.п. Одновременно отрабатывается умение детей согласовывать существительное с прилагательным.
Использование в работе словесных игр будет способствовать не только решению задач образовательной области «Безопасность», но и поможет в решении основной задачи нашего ДОУ - коррекции речи детей. Предложенные игры будут способствовать расширению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, развитию диалогической речи, умению вслушиваться в речь взрослого, выполнять его словесные инструкции, развитию внимания, мышления. Словесные игры помогут детям закрепить знания о предметах окружающей действительности, способах взаимодействия с ними, а значит, помогут в решении задач области «Познание». В этих играх дети учатся взаимодействовать с партнёрами, выполнять правила, а это задачи образовательной области «Социализация». Перечисленные игры могут использовать в работе не только воспитатели, но и учителя-логопеды, и дефектологи, инструктор по физической культуре.
Таким образом, использование в работе словесных игр помогает осуществить принципы, предложенные ФГТ, интеграции и комплексно-тематический, а так же и дидактические принципы: систематичности, последовательности, доступности и др.
В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры , в процессе которых ребёнок получает и закрепляет теоретические знания. Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. Ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко и эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождается стремление к самосовершенствованию. Этот путь позволяет нам решить поставленные задачи – познакомить с правилами безопасного поведения.
Приведу примеры таких игр. Игра «Кому позвонить?».
Цель: знание детьми номеров телефонов специальных служб.
Воспитатель на столе раскладывает картинки с разными ситуациями (горит дом, мальчик поранил руку, чужой человек стучится в дверь, девочка потерялась на улице и др.) и карточки с номерами телефонов -01, -02, -03. Затем предлагает детям выбрать любую перевёрнутую карточку, рассмотреть её и определить, по какому номеру нужно позвонить.
Игра «Разложи по местам»
Цель: Закреплять правило «Каждой вещи своё место» и последствиях не соблюдения этого правила.
На столе раскладываются предметные картинки острых, пожароопасных предметов изображением вниз и картинки с примерным местом их хранения: игольница, кухонный стол, шкаф, полка и т.п. Дети выбираю картинку, и рассказывают, куда её нужно положить и почему.
Как вариант этой игры можно использовать игры «Собери ягоды (грибы) в корзину». Съедобные дети складывают в корзину, ядовитые кладут на лесную полянку.
Вариации игры «Разрезные картинки» : «Сложи знак», «Сложи светофор» и др. Эти игры можно использовать уже со второй младшей группы, усложнить игру можно за счёт количества частей и способах разрезания картинки.
Варианты дидактических игр представлены в журналах «Старший воспитатель» № 7-2009г., «Здоровье дошкольника» № 3-2010г (пожарная безопасность). В этом журнале есть рубрика «Безопасность жизнедеятельности», где представлены конспекты, вечера досуга, правила, рекомендации родителям.
Одним из обязательных условий эффективной работы с детьми дошкольного возраста – это использование наглядности. Настольно-печатные игры как нельзя лучше соответствуют этому условию. Эти игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.
Производителями выпущены игры: «Так – не так», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дорожные знаки», «Дорожные знаки в картинках», «Что можно, что нельзя», «Большая прогулка», «Азбука безопасности» и др.
Для развития мышления детей, творческого применения полученных знаний в работе по безопасности можно использовать развивающие игры с кругами Лулия, например «Составь знак». На внешнем круге - символы дорожных знаков (красный круг запрещающие знаки, красный треугольник –предупреждающие знаки, синий круг – предписывающие, синий прямоугольник- знаки сервиса) на внутреннем круге - изображение ребёнка, автомобиля, велосипеда, светофора. Путём совмещения ребёнок собирает знакомый знак и называет его или придумывает новый знак для игры.
Аналогично можно придумать игры со съёдобными и ядовитыми растениями, опасными и безопасными предметами.
Морфологическая дорожка (Действия ребёнка в соответствии с ПДД). Мальчик играет в мяч около дороги.
цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)
2 - сигнал - словесный ("Стой!", "Внимание!", "Иди!")
3 - символы - сигналы (точка - восклицательный знак - прямая линия)
По аналогии можно придумать игры на другие темы. Например, (действия детей в природе). Девочка нашла в лесу незнакомый гриб.
цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)
сигнал – словесный («Нельзя!», «можно»!, «осторожно!»)
символы – сигналы (перечеркнутый кружок, плюс, восклицательный знак)
Незаменимы в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности сюжетно-ролевые игры . С одной стороны, игра самостоятельный вид деятельности ребёнка, с другой необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание. Для этого воспитатель должен уметь включать в игры проблемные ситуации, которые позволят смоделировать различные ситуации и дадут возможность детям применить на практике полученные знания по основам безопасной жизнедеятельности. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как ему поступить?). Многократное повторение в игре способов выхода из опасных ситуаций позволит сформировать навык безопасного поведения.
С этой целью в младшем дошкольном возрасте, могут быть использованы игры следующей тематики: «Семья», «Автобус», «Пассажиры», «Детский сад», «Путешествие», «Больница».
Какие же проблемные ситуации можно использовать? Например, в игре «Семья» - в дверь позвонил незнакомый человек, мама забыла на плите кашу и она загорелась, дочка потерялась и др.
В старшем возрасте помимо перечисленных сюжетно-ролевых игр можно предложить следующие сюжеты «Служба спасения», «Пожарные», «Мы – водители», «ГИБДД» и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушить естественный ход игры, но, тем не менее, достичь поставленной цели, в данном случае научить детей безопасному поведению.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Например, продуктивной деятельностью: изготовлением атрибутов для сюжетно-ролевой игры, рисованием плакатов, знаков разрешающих и запрещающих и др. Или музыкально-художественной деятельностью, где могут быть использованы пластические этюды . Например, дети под музыку имитируют пламя костра: сидя – спокойное пламя; стоя – пожар. Об использовании двигательной, коммуникативной деятельности в игре мы говорили выше. Можно игру соединить и с познавательно-исследовательской деятельностью, включив её опытническую деятельность. Например, игра «Сыщики» - необходимо найти потерявшуюся иголку. Дети высказывают предположения с помощью чего это эффективнее сделать и проверяют свои предположения с использованием магнита, пластилина.
Хорошо проводить в группе ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные НОД, режимные моменты. Они помогут закреплению знаний и умений личной безопасности у воспитанников. Дети будут знать, что нужно быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, что опасно находиться у открытого окна, двери балкона, будут иметь четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице) и многом другом
Информативными, интересными для детей являются экскурсии и целевые прогулки. Они дают детям возможность в действительности увидеть строение дороги, её разметку, дорожные знаки, работу светофора или регулировщика, правильные и неправильные действия пешеходов. А рассказ воспитателя, его пояснения, помогут детям понять взаимоотношения пассажиров и пешеходов, причины аварий и происшествий, последствия нарушений правил. Запоминающимися являются экскурсии в пожарную часть, в службу спасения, когда дети рассматривают настоящие орудия труда, машины, беседуют с сотрудников этих служб или слушают их рассказы.
Как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности можно использовать художественную литературу. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью. Детям можно читать русские народные сказки, и произведения авторов такие как: С.Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л.Толстого «Пожарные собаки», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер» и др. Использование стихов, загадок создаёт интерес у детей и позволяет легче запомнить правила поведения, дорожные знаки. Старших дошкольников можно и нужно знакомить с пословицами и поговорками, учить понимать их смысл, а через них усваивать правила безопасного поведения.
Например:
Дорого при пожаре и ведро воды;
Малая искра сжигает города;
Каждый человек загодя думает о пожаре;
Водой пожар тушат, а умом – предотвратят;
С огнем воюют, а без огня горюют;
Пламя это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
Традиционными методами и приёмами работы с детьми являются беседы, вопросы поискового характера на темы безопасной жизнедеятельности.
Рассматривание картин, беседы по их содержанию, составление рассказов так же является традиционными приёмами работы с детьми, которые можно использовать как воспитателям, так и другим специалистам, т. к. это позволяет расширять кругозор детей, развивать диалогическую и монологическую речь, мышление и наряду с этим знакомить с правилами безопасного поведения.
Вечера досуга являются одной из форм работы с детьми по образовательной области «Безопасность». Они обеспечивают эмоционально положительный настрой детей на соблюдение правил безопасного поведения, актуализацию знаний и закрепление умений детей.
Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и его за пределами.
Екатерина Двойнишникова
Консультация для педагогов «Безопасность-забота общая»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ »
Воспитатель : Двойнишникова Е. А.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка .
Для решения этих задач необходимо :
Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;
Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность . Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов :
I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
II раздел. Ребёнок и природа.
III раздел. Ребёнок дома.
IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
V раздел. Ребёнок на улицах города.
1. «Ребенок и другие люди» , в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
2. «Ребенок и природа» . Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде. С младшими детьми показываем опыт со снегом.
Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы :
Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;
Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож) ;
Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого, играми драматизациями.
4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни
5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города : рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города : беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Воспитатель рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра» , светофор, «островок безопасности » ). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняет, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате. Знакомит детей с правилами поведения в транспорте.
Используются самые различные методические приемы :
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации : ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.
2. Изучать литературу, посвященную безопасности детей .
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Можно использовать примеры из таких знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
3. Обращать внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается» , что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.
4. Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А нам как раз это и надо.
Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5. Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности . Конечно, дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. Здесь нам помогут наблюдения на участке, особенно в летний сезон.
6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Например, игры с мячом «съедобное - несъедобное» или игра «Поездка в автобусе» .
Можно использовать такие дидактически игры :
«Кто из этих людей твои родственники» ,
«Кто лишний» ,
«Как можно закончить предложение» ,
«Угадай по признаку» и др.
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
Цель «безопасного » воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка .
Средства воспитания безопасного поведения у детей
Говорить и проводить беседы на темы безопасности с детьми (можно не более 20–25 минут) .
Расширять знания детей по безопасности при помощи дидактических игр и пособий, специально подобранных по теме «безопасность » .
Проводить ежедневные «минутки безопасности » , включая их в различные занятия и другие режимные моменты.
Закреплять с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
Включать в занятия каламбуры, песни, стихи, загадки по данной теме.
Учить детей убирать за собой рабочее место и игрушки. Порядок в своей комнате дома и в группе детского сада – не только для чистоты, но и для безопасности .
Физически развивать ребенка – это один из факторов, который влияет на поведение ребенка в опасной ситуации (развивать силу, ловкость и выносливость) .
Учить ребенка отвечать на вопросы уточняющего характера («А что ты будешь делать, если ты заблудился в лесу или потерялся в магазине?».
Использовать произведения детской художественной литературы, в том числе и специальной, для моделирования детям правил безопасности жизнедеятельности .
Использовать ролевые игры – например «Юные медработники» . Это направление обучает детей элементарным приёмам оказания первой медицинской помощи (позвать взрослых, приложить холод и т. п.) .
«Юный пожарник» . А это направление обучает детей правилам поведения при пожаре. Ребенок должен суметь объяснить место пожара, что горит, с кем он находится, свою фамилию и суметь назвать свой домашний адрес).
Выучить с детьми номера телефонов экстренных служб : «101» – пожарная служба; «102» - полиция»; «103» -скорая медицинская помощь; «112» – общая экстренная служба .
Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы :
Эксперименты,
Наглядность,
Сюжеты из жизни,
Художественные произведения,
Рисование на различные темы.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.Для решения этих задач необходимо:
Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;
Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:
I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
II раздел. Ребёнок и природа.
III раздел. Ребёнок дома.
IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
V раздел. Ребёнок на улицах города.
1. «Ребенок и другие люди» , в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни
5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается главной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.
По данному направлению, необходимо уделять внимание в работе с детьми начиная с младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
С родителями, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера — развлечений и выставок художественно — продуктивной деятельности детей и взрослых.
Например: памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т.д.
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году необходимо проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по ее результатам, планируется дальнейшая индивидуальная работа.
Используйте самые различные методические приемы:
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: р ебёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.
Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
3. Обращайте внимание на иллюстрации.
У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.
4.Задавайте вопросы.
Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.
Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).
Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
5.Прогулка.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…
6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.
Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.
Можно использовать такие дидактически игры:
«Кто из этих людей твои родственники»,
«Кто лишний»,
«Как можно закончить предложение»,
«Угадай по признаку» и др.
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.
Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:
Беседы,
Эксперименты,
Тренинги,
Наглядность,
Сюжеты из жизни,
Художественные произведения,
Игры,
Рисование на различные темы.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.
воспитатель МБДОУ д/с №71, г.Белгород, Россия.