Организация учебно – воспитательной работы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся в рамках ГПД. Внеклассное мероприятие в гпд "здоровый образ жизни" Темы по зож в гпд на мо

Методические приёмы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!
(Сократ)

Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Вот десять «золотых» правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Следуя концепции здоровьесберегающего образования в программу работы с группой продленного дня включены следующие направления:
1. здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и самоподготовки на здоровье сберегающей основе);
2. активизация физической деятельности;
3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4. пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1. введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых воспитательных занятий;
2. обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени;
4. рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся;
5. организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом;
6. повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Согласно общешкольной программы в школе-интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», воспитательные часы, диспуты, круглые столы. Например, «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питаниеотличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», сбалансированное разовое питание, уроки физкультуры, ЛФК, ритмики, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсионные поездки и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Формы и методы работы в ГПД:
влажная уборка учебного кабинета, проветривание помещения;
выполнение учащимися гигиенических процедур;
практические занятия по самообслуживанию;
индивидуальные, групповые, коллективные беседы о здоровом образе жизни;
санитарно-просветительная работа с учащихся медицинским персоналом;

Прогулки на свежем воздухе;
подвижные игры на свежем воздухе;
экскурсионные поездки на природу;
посещение музеев, выставок;
занятия в спортивном кружке «Спорт»;
занятия в туристско-краеведческом кружке «Мы все люди с гор»;
дни и недели здоровья;
коллективные школьные дела;
оформление наглядности: стенгазеты, стенды и т.п.;
встречи с людьми, ведущими здоровый образ жизни;
инструктажи для учащихся по правилам безопасного поведения;
игры, классные часы, практикумы по отработке навыков безопасного поведения;
чтение художественной литературы, просмотр телепередач по тематике «Здоровый образ жизни».
В организации проведения воспитательных часов и самоподготовок учитываю:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. ;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности;
4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение воспитателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
6) позы обучающихся, чередование поз;
7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;
8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) повышения этой мотивации;
9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
10) психологический климат на уроке;
11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце воспитательного часа и самоподготовки обращаю внимание на следующее:
1) плотность воспитательного часа или самоподготовки, т.е. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу;
2) момент наступления утомления воспитанников и снижения их учебной активности.
3) темп и особенности окончания воспитательного часа или самоподготовки.
При работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания. Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса - родителями, учителями, медработниками, кружководами, логопедами, дефектологами,
При работе с детьми стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно- гигиенических требования такие как, проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания.
Человек должен овладеть искусством вести здоровый образ жизни.
Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня. Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи. Многим требуется проявлять волю и твердый характер, чтобы соблюдать его. Однако режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Если установленный жизненный ритм соблюдается, то он способствует укреплению здоровья, повышению уровня умственной и физической работоспособности, позволяет успешно справляться с учебными нагрузками, воспитывается организованность, воля, сознательная дисциплина.
Формирование здорового образа жизни школьников – это личная гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек. Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды. Эту воспитательную работу провожу на воспитательских часах.
После завершения уроков в школе принимая детей в группу продленного дня, обязательно интересуюсь причинами отсутствия ребенка, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий.
Во время прогулки дети активно двигаются. Движение как форма физиологической активности играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.
Во время прогулок на свежем воздухе устраиваем спортивные игры и соревнования. Эти игры развивают силу, ловкость, волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность. Учат дружбе и товарищескому отношению, как к своим одноклассникам, так и к другим детям школы-интернат. При благоприятной погоде проводим дыхательную гимнастику, несложные физкультурные упражнения, упражнения на внимание.
Помимо игр на свежем воздухе организую прогулки-экскурсии. Благодаря смене обстановки, новизне такая прогулка-экскурсия становится интересной детям. Они с удовольствием наблюдают за живой и неживой природой. Осторожно передвигаясь, дети стремятся как можно ближе подойти к наблюдаемому объекту: шмелю, бабочке, скворцу, воробью - рассмотреть его и сфотографировать. Такое занятие на природе мы называем «фотоохотой». Задача воспитанника - увидеть, как можно больше интересных объектов. Распускающиеся листья на деревьях и кустарниках, цветы на яблонях и вишнях - все это вызывает в детях неподдельный восторг и интерес к окружающей природе, побуждает их к бережному отношению к ней.
Во время прогулки на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром в течение 15-20 минут. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. По возможности используем на прогулке спортивный инвентарь (мячи, кегли, флажки, скакалки), с ними игра становится интереснее, привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости.
Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.
В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Даю возможность детям и приучаю самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы воспитанники не несли вред собственному здоровью.
После прогулки дети готовятся к обеду.
Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды, пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, необходимостью тщательного пережевывания пищи, чтобы не отвлекались и не разговаривали во время еды. По окончании обеда дети знают, что им необходимо убрать за собой посуду, дежурным - вытереть со столов крошки, мальчикам - поставить стульчики на место.
Во время самоподготовки провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать в полную силу. Физкультминутки провожу иногда с музыкальным сопровождением. Время начала физкультминутки выбираю в соответствии с состоянием учащихся, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление (часто отвлекаются, разговаривают). Провожу упражнения направленные на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, ног и упражнения для глаз. В течение самоподготовки проводится 1-2 физкультминутки.
Перед проведением физкультминутки проветриваю класс.
В своей работе использую следующие виды физминуток:
1. оздоровительно-гигиенические;
2. двигательно-речевые;
3. подражательные;
4. физкультурно-спортивные.
Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Успешность профессиональной деятельности воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение воспитателя к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Технология сохранения и стимулирования здоровья - гимнастика пальчиковая. Развитие мелкой моторики рук – играет роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у детей особое внимание обращаю на тренировку их пальцев, а это позитивно влияет и на развитие интеллекта. Например, плетение из резинок различных узоров, браслетов, «фенечек» и т.п.
Особой популярностью пользуется сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Коррекцию поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
В туристско-краеведческом кружке ребята получают знания, умения и навыки в пешеходном туризме. Основная цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения; создание условий для развития творческого потенциала, самореализации, социальной адаптации и укрепления здоровья обучающихся.
В экскурсионных поездках ребята знакомятся с памятниками архитектуры, истории, природы или важными достопримечательностями Краснодарского края. Сегодня этот вид туризма считается самым востребованным среди всех других направлений.
Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научат их заботиться о себе.
Правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья, как педагогов, так и обучающихся.
Наша задача, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы после завершения образования он имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

Формирование у детей привычки к ЗОЖ в рамках интеграции различных видов детской деятельности в ГПД 2 класс

Подготовила: воспитатель ГПД Дмитриева Т.В.

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание здорового подрастающего поколения. Эта многоплановая проблема. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.

Задача воспитателя группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. Немаловажное значение имеют проветренное помещение перед приходом детей, свежий воздух, чистота в группе – это среда, в которой хорошо работает, мозг, легкие при выполнении детьми домашнего задания. Кроме того, дети во время пребывания в группе продленного дня занимаются в спортивных кружках. Основными мероприятиями по воспитанию ЗОЖ в ГПД являются всевозможные подвижные игры (игры с мячом («Вышибаллы», «Штандер», со скакалкой «Рыбачок», «Горелочка по кругу», «Самые быстрые», «Охотники и лисы», «Третий лишний», «Ку – ка – ре-ку», «Платочек», «Голова дракона» и т.д), занятия, беседы, конкурсы по привитию гигиенических навыков и профилактике вредных привычек ("Что такое ЗОЖ?», «Здоровые зубы – здоровый ребенок», «Хорошее здоровье превыше всего», «Как отучить себя от вредных привычек», «Осанка – стройная спина», «Чистота – залог здоровья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Расти здоровым!» и т.д.), спортивные часы, мероприятия, соревнования («В здоровом теле – здоровый дух!», «Мой весёлый звонкий мяч», «О, спорт, ты – мир!», «Весёлые старты» и т.д.), а также ежедневные прогулки и физминутки во время занятий.

Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, рассказы, сопереживая героям, любят рисовать, работать с бумагой, пластилином, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.

Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка. Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников. Самое главное в работе воспитателя - это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать нестандартные идеи.

Формирование ЗОЖ и укрепление здоровья в ГПД включает в себя следующие компоненты:

1. Рациональное питание.

Особой заботой воспитателя группы продленного дня является организация питания детей. В обязанности воспитателя входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи, контроль за нормированием и качеством питания.

Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

Поэтому с раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом здоровья. У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка.

2. Оптимальная двигательная активность.

Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность ребенка, по мнению известного исследователя И.А. Аршавского, является фактором, увеличивающим энергетические резервы организма.

У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма.

Существует понятие биологической достаточности движений, которое необходимо для нормального развития школьника. Естественно, в зависимости от возраста их число меняется, и чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального развития.

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

3. Соблюдение режима дня

Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей.

Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития. Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе продленного дня во время активного отдыха.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время.

4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

Я веду систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Я считаю своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. Ведь культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества - гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.

В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.

В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся «Объяснялки», «Поле чудес», «Составь новое слово» и другие.

Огромное значение я придаю выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это особый вид деятельности.

«Самостоятельность - ценное личностное качество, и его нужно воспитывать, развивать и формировать, но вместе с тем его нужно закалять в огне нравственности, нацеливать детей на солидарность, на взаимную помощь».

Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества.

Общее развитие – опора самостоятельности. Уметь высказать своё мнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты работы товарища, уметь планировать линию своей учебно-познавательной деятельности – такова направленность в воспитании самостоятельности. Самостоятельность - это самооценка.

Девизом же работы по формированию ЗОЖ являются слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Следовательно, основной целью воспитателя должно быть формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщение детей к занятиям спорта.

Таким образом, здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в режиме ГПД - задача особой важности для воспитателя. Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учёбе и труде.

Воспитатель ГПД: Дмитриева Т.В.

общеобразовательная школа №1»Обобщение опыта по внеклассной работе« Формирование здорового образа жизни в ГПД»Выполнила: Нина Геннадьевна Шибайло учитель изобразительного искусства Татьяна Аркадьевна Биткина учитель начальных классов с. Шелаболиха2011

Слайд 2

Наша школа работает в режиме продленного дня уже много лет для учащихся начального звена и родители убеждены в том, что пребывание их ребенка в ГПД помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье

(как физическое, так и нравственное). Дети находятся постоянно в зоне педагогического влияния.

Слайд 3

Эффективность работы ГПД во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе и труде.

Слайд 4

Работа по формированию здорового образа жизни должна быть системной, подкрепленной

внеклассными мероприятиями.

Слайд 5

Предлагаемый мною материал раскрывает специфические условия работы ГПД:Разработка

внеклассного мероприятия по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста « Быть здоровым - это здорово!» с использованием новых ИКТ.Конкурсы, выставки детских рисунков позволяет раскрывать и развивать художественно- эстетический вкус и духовные потребности у учащихся.Подвижные игры с использованием ярких атрибутов, которые можно проводит как в помещении так и на свежем воздухе- способствуют укреплению общего состояния и здоровья детей, формированию детского коллектива.Занимательный материал помогает развивать логическое мышление.

Слайд 6

Внеклассное мероприятие « Быть здоровым - это здорово!»

  • Звёздный час
  • Слайд 7

    «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье»Генрих Гейне.

    Слайд 8

    Актуальность

    Младший возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

    Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по укреплению своего здоровья.

    Слайд 9

    Цель:

    Создание условий для формирования у детей потребности быть здоровыми душой и телом, стремление творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законом природы, законами бытия, использование полученных знаний в повседневной жизни.

    Слайд 10

    Задачи:

    • Систематизировать знания учащихся о здоровом образе жизни; выявить факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека.
    • Развивать творческие способности учащихся, умении работать в группе(команде), навыки самостоятельной работы и умение организовать работу других.
    • Воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Слайд 11

    Новизна

    • Компетентностный,
    • личностно-ориентированный подходы,
    • информационно-комуникационные технологии,
    • здоровьесберегающие технологии.
    • Практическая значимость
    • Материал данного проекта может быть использован при провидении классного часа, внеклассного мероприятия, на уроках, на родительских собраниях.
  • Слайд 12

    Без чего не вытащишь и рыбку из пруда?

    • питание
    • свежий воздух
    • отдых
    • движение
  • Слайд 13

    Спасает от усталости, от лени, от сонливости, улучшает работу мозга, помогает оставаться

    бодрым и сильным.

    • питание
    • свежий воздух
    • отдых
    • движение
  • Слайд 14

    Бесценный дар природы, средство закаливания, тренирует наши лёгкие, нервы, кровеносные

    сосуды.

    • питание
    • свежий воздух
    • отдых
    • движение
  • Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Чтение стихотворения " Мой край"

    Методическая разработка.

    Внеклассное мероприятие в ГПД

    "Здоровый образ жизни"

    Цели:

    раскрыть понятие здоровый образ жизни,

    определить условия сохранения здоровья,

    формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и

    о здоровье как самой главной ценности.

    Этапы занятия:

    1. Вступительная часть. Определение понятия здоровый образ жизни.

    2. Основная часть занятия. Раскрытие понятия здоровый образ жизни.

    Режим дня.

    Гигиена тела.

    Гигиена зрения.

    Правильное питание.

    Занятия физкультурой и спортом.

    3. Итоговая часть.

    Ход занятия

    1. Вступительная часть.

    О здоровье мы сегодня поговорим с вами.

    Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет,

    физически и психически благополучен.)

    Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни.

    По каким признакам мы узнаем, что человек ведет здоровый образ жизни?

    (Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает

    режим дня, не болеет, правильно питается.)

    Поговорим о некоторых составляющих здорового образа жизни человека.

    (В ходе вступительной беседы учитель на доске выставляет карточки, на

    которых записаны условия здорового образа жизни.)

    2. Основная часть занятия.

    А) Режим дня.

    Как понимаете это выражение: «режим дня»?

    Расскажите о своем распорядке дня.

    Как самому составить распорядок дня?

    (Составить список дел, указать время, соблюдать это расписание.)

    Используя карточки, составим примерный распорядок дня.

    (Дети делятся на 2-3 группы, каждая группа получает карточки. Ученики

    выстраиваются в определенном порядке. Затем выбирается наиболее

    оптимальный вариант режима дня.)

    Главное правило при составлении режима дня – чередовать труд и отдых.

    Зачем нужен режим дня? (Чтобы все успевать, делать планомерно, без

    спешки, суеты, чтобы было хорошее настроение.)

    Б) Гигиена тела.

    Воспользуемся словарём, выясним значение слова «гигиена».

    (Гигиена – раздел медицины, изучающий, как сохранить здоровье, а так же

    система действий, направленная на поддержание чистоты.)

    Почему в режиме дня обязательны водные процедуры? (Вода очищает

    наше тело, контрастное обливание помогает закалить организм.)

    Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки)

    С чем это связано?

    Как нужно мыть руки? (1 ученик показывает, как правильно мыть руки)

    Почему руки необходимо мыть с мылом?

    Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается

    именно под ними!

    В) Гигиена зрения.

    Почему человеку важно сохранять хорошее зрение?

    тетради, книги до глаз при чтении, письме, необходимо правильное

    освещение, просмотр телевизора – с соблюдением мер безопасности.)

    Для снятия напряжения с глаз необходимо выполнять специальные

    упражнения. Какие из них вы используете? (Ученики показывают

    упражнения, объясняют правила выполнения и объясняют их назначение.)

    Игра «Весёлые человечки».[

    Проверим ваше зрение. Я показываю карточки с фигурками человечков,

    повторите их движения.

    (Для данной игры учитель готовит карточки, на которых схематично

    изображены фигурки человечков, выполняющих различные гимнастические

    упражнения: наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону,

    приседание и т.п. Размер изображения 1 – 2 см. Дети должны вначале

    рассмотреть человечка, а потом повторить его движения).

    Г) Правильное питание.

    В режиме дня необходимо планировать питание. Сколько раз необходимо

    есть? (Не менее 3 раз.)

    Самый важный прием пищи – утренний. Древние говорили: «Завтрак съешь

    сам». Почему?

    Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак? (Врачи

    Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».

    Из списка выберите полезные, вредные продукты. Объясните свой выбор.

    (Детям предложен набор продуктов: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное

    масло, морковь, торты, сникерс, яблоки, чипсы, фанта, лук.)

    Д) Занятия физкультурой и спортом.

    Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно

    выделяет время для занятий физкультурой и спортом. О своем спортивном

    увлечении расскажет ваш одноклассник Зубанов Слава. (Мальчик

    занимается футболом, участвует в соревнования, имеет награды: медали и

    грамоты.)

    Что дает занятие спортом? (Ученик не болеет, всегда бодрый, энергичный,

    спорт помогает в учебе.)

    3. Итоговая часть.

    Какой теме был посвящёно занятие?

    Как понять значение слов здоровый образ жизни?

    Пожелание

    Я желаю вам, ребята,

    Быть здоровыми всегда.

    Но добиться результата

    невозможно без труда.

    Постарайтесь не лениться –

    Каждый раз перед едой,

    Прежде, чем за стол садиться,

    Руки вымойте водой.

    И зарядкой занимайтесь

    Ежедневно по утрам.

    И, конечно, закаляйтесь –

    Это так поможет вам!

    Свежим воздухом дышите

    По возможности всегда,

    На прогулки в лес ходите,

    Он вам силы даст, друзья!

    Я открыла вам секреты,

    Выполняйте все советы,

    И легко вам будет жить!

    Приложение 1

    Школа пешехода

    На улицах наших

    Движенья так много.

    Везде всевозможных

    Так много машин!

    Но ты не теряйся,

    Не бойся дороги,

    А правилам этим

    Учиться спеши!

    Пешеход! Пешеход!

    Эта школа для тебя.

    Пешеход! Пешеход!

    Школа пешехода для ребят!

    Школа пешехода для ребят!

    «Пешеходы»

    Я приятель пешеходу.

    Я водителей гроза.

    Я стою у перехода –

    Нажимай на тормоза!

    Пешеход! Решил дорогу

    Безопасно перейти –

    В этом я тебе подмога,

    Поспеши меня найти!

    Песенка светофора и пешеходов

    Светофор . Стою на перекрёстке с давних пор.

    Пешеходы . Стоит на перекрёстке с давних пор.

    Св . Я всем известный, всем известный

    светофор.

    П. Он всем известный, всем известный

    светофор.

    Св. Вас от опасностей я ограждаю,

    Заранее я вас предупреждаю.

    П. Нас от опасностей он ограждает,

    Заранее он нас предупреждает.

    Св. Вот зажегся красный свет –

    Всем известно – хода нет.

    П. Вот зажегся красный свет –

    Всем известно – хода нет.

    Св . С вами так условимся:

    Жёлтый – приготовимся,

    А зелёный говорит:

    П. С вами так условимся:

    Жёлтый – приготовимся,

    А зелёный говорит:

    «Путь открыт! Совсем открыт!»

    Песенка дорожных знаков

    Раз, два – левой!

    Идём по мостовой!

    Раз, два – левой!

    Дорожных знаков строй!

    Раз, два – левой!

    Где ехать, где идти,

    Раз, два – левой!

    Расскажем по пути!

    Раз, два – левой!

    Беду предупредим!

    Раз, два – левой!

    На нас, дружок, гляди!

    Раз, два – левой!

    Где ехать, где идти.

    Раз, два – левой!

    Расскажем по пути!

    Играть на дороге опасно

    Чтобы не было, дружок,

    У тебя несчастий,

    У тебя несчастий,

    Не играй ты никогда

    На проезжей части,

    На проезжей части.

    Это правило запомнить

    Нужно обязательно:

    На дороге, на дороге,

    На дороге, на дороге

    Будь всегда внимательным!

    «Велосипедное движение запрещено»

    Любишь ты велосипеды,

    Знаешь радости победы,

    Мчишься быстро – с ветерком,

    А со мною не знаком?

    Ездят здесь одни машины,

    Всюду их мелькают шины.

    У тебя велосипед?

    Значит – стоп! Дороги нет!

    «Осторожно: дети!»

    Я детишек добрый друг,

    Я их жизни охраняю.

    Школа рядом – всех вокруг

    Шоферов предупреждаю!

    Мы едем, едем, едем.

    Мы едем, едем, едем

    В далекие края.

    Хорошие соседи,

    Веселые друзья.

    Движеньем полон город,

    Бегут машины в ряд.

    Цветные светофоры

    И день и ночь горят.

    Нам весело живется,

    Мы песенку поем.

    А в песенке поется

    О том, как мы живем.

    Шагая осторожно,

    За улицей следи

    И только там, где можно,

    Её переходи.

    Помни!

    Помни! На дороге трудностей так много.

    Помни! На дороге тысячи машин.

    Помни! Переходов много на дороге.

    Помни! Эти песни-правила учи!

    Правила движенья

    Каждый должен знать

    И без промедленья

    Правила движенья

    Должен выполнять. (2 раза)

    Помни! На дорогах трудностей так много.

    Помни! На дорогах – тысячи машин.

    Помни! Перекрёстков много на дорогах.

    Помни! Эти песни – правила учи!

    Частушки:

    1 Как шофер ни тормозит, 5 Мы хорошие спортсмены,

    А машина всё скользит, Любим мы играть в футбол,

    На колёсах, как на лыжах,- Мостовую превратили

    Ближе, ближе, ближе, ближе. В наше поле-стадион.

    2 Для спасенья есть возможность: 6 Мне, бесспорно, вывод ясен,

    Лучший тормоз – осторожность. Что для жизни пас опасен,

    Жизнь свою побереги, Не дороги, а дворы –

    Перед машиной не беги! Место для такой игры.

    3 Мы подруженьки-подружки, 7 Много правил я учил,

    Есть глаза у нас и ушки, Кое-что и подзабыл,

    По дороге мы идём, А без знанья правил этих

    Всё читаем и поём. Трудно жить на белом свете.

    4 Дорогие вы подружки, 8 Знаки все мы знать должны,

    Наш последний вам совет: Чтобы, выехав на рынок,

    Ведь дорога не читальня Не остались дружно мы

    И не место для бесед. И без ног, и без ботинок.

    Все: Мы частушки вам пропели,

    Хорошо ли, плохо ли

    А теперь мы вас попросим,

    Чтоб вы нам похлопали.

    Приложение 2

    Игра «Не играй на мостовой»

    Участвуют две команды по 6-7 человек. Задача: добежать до стульев,

    ведя перед собой мяч (это двор – играть можно), оббежать стул, взять мяч

    в руки (это дорога – играть нельзя) и быстрее добежать обратно и

    передать мяч следующему игроку. Побеждает та команда, в которой

    участники прибегут первыми и не ошибутся.

    Игра «Светофор»

    Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята должны потопать ногами,

    будто идут, когда горит жёлтыё свет, ребята должны похлопать в ладоши.

    При красном свете в зале должна быть тишина. Перед началом игры надо

    обязательно провести репетиции, чтобы все поняли условия игры.

    Выигрывает та команда, ребята которой окажутся более внимательными.

    Игра «Островки безопасности»

    Участвуют две команды по 6-7 человек. Первому игроку выдаются

    «Лапы», раскрашенные как дорожка перехода. Задача: перекладывая лапы

    перед собой, перепрыгивать с одной на другую. Так дойдя до стула,

    оббежать его, взять лапы в руки и добежав до команды, передать их

    следующему игроку. Победит та команда, которая быстрее справиться с

    заданием.

    КГУ «Шаховская средняя школа»

    БЕСЕДА:

    «Культура внешнего вида».

    Провела:

    воспитатель ГПД

    Ермагамбетова Д.А.

    2015 год

    Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни (для ГПД)

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

    Сегодня у нас необычное мероприятие, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Стране Здоровья. В нашем сегодняшнем плавании мы будем опровергать переместительный закон сложения. Можете ли вы назвать формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменяется…

    Формула жизни: (слайд 2.

    Жизнь = здоровье + семья + учеба + друзья.

    Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

    Чтобы попасть поскорее в Страну Здоровья, нужно приобрести билеты на наш автобус, а для этого необходимо поучаствовать в необычных конкурсах.

    Конкурс 1. “Народная мудрость” (слайд 3)

    Составить из рассыпанных слов-карточек пословицы, объяснить их смысл.

      Здоровый человек-богатый человек”

      Здоровьем слаб, так и духом не герой”

      Чистым жить – здоровым быть”

      В здоровом теле – здоровый дух”

      Здоровье – дороже золота”

    Конкурс 2. “Загадки” (слайд 4-5)

    Два соседа-непоседы.
    День на работе,
    Ночь на отдыхе. (Глаза )

    Ношу их много лет,
    А счету им не знаю. (Волосы )

    Всю жизнь ходят в обгонку,
    А догнать друг друга
    Не могут (Ноги )

    Оно много меньше нас,
    А работает всякий час (Сердце )

    Между двух светил
    В середине я один (Нос )

    У пяти братьев
    Одна работа. (Пальцы )

    Конкурс 3. “Что? Где? Когда?” (слайд 6-7)

      Что это за лекарство, которое слушают? (Музыка .)

      Какие опасные “подарки” солнца мы можем получить? (Ожоги .)

      Что на свете дороже всего? (Здоровье .)

      Что без языка, а сказывается? (Болезнь .)

      Что никогда не лень делать? (Дышать .)

      Что такое фитотерапия? (Лечение травами .)

      Когда необходимо проводить физкультминутки? (В период утомления .)

    Физминутка с животными

    Ведущий: Молодцы, вы все достойны получить билет в Страну Здоровья. Мы будем путешествовать под девизом: (детям раздаются разноцветные билеты)

    Я умею думать,
    Я умею рассуждать,
    Что полезно для здоровья,
    То и буду выбирать!

    (Слайд 8)

    Для нас открылись двери в Страну Здоровья. Мы едем по ее большим просторным улицам и проспектам. Нам легко дышится. Нам весело путешествовать.

    1-я остановка. Проспект “Здоровье человека” (слайд 9-11)

    Вам необходимо подобрать верный вариант ответа.

    1. Зачем нужно знать свой организм?

    А) чтобы сохранять и укреплять здоровье ;
    Б) чтобы человек мог мыслить, говорить и трудиться;
    В) чтобы умело использовать свои возможности.

    2. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

    А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
    Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
    В) стройный, сильный, ловкий, статный .

    3. В какой строчке указаны только органы человека?

    А) глаза, сердце, желудок, кожа;
    Б) сердце, головной мозг, почки, кровь;
    В) печень, селезенка, сердце, почки .

    2-я остановка. Отдых в парке “Помоги себе сам” (слайд 12)

    Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорились… И так далее…

    По вашему мнению, как можно снять стресс? (Можно громко закричать, залезть под душ, попробовать потанцевать). Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и, если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.

    Ведущий показывает упражнение – растирание ладошек.

    Есть еще одно замечательное средство от стресса – это включить тихую спокойную музыку, закрыть глаза, расслабиться и представить себе что-нибудь хорошее.

    Дети слушают спокойную музыку

    (Затем проводится краткая беседа о впечатлениях, картинах, возникших у ребят в воображении.)

    Совет ребятам: учитесь видеть в жизни прекрасное, радоваться жизни, тогда стресс и болезни обойдут вас стороной.

    3-я остановка. Площадь Гигиены (слайд 13)

    Гигиена – это наука о сохранении здоровья, а также мероприятия, которые содействуют этому. Народная мудрость гласит: “Кто аккуратен, тот людям приятен”.

    Нам предстоит вспомнить, как правильно ухаживать за:

      волосами;

      обувью;

      нательным бельем и верхней одеждой.

    (Рассказывают дети.)

    4-я остановка. Станция “Отдыхай-ка” (слайд 14)

    Каждый человек должен не только хорошо трудиться, но и уметь отдыхать с пользой для своего здоровья.

    Дети танцуют под задорную музыку

    5-я остановка. Кафе “Приятного аппетита” (слайд 15)

    Мы сегодня еще ничего не сказали о питании, а ведь как известно, от питания зависит порой вся наша жизнь. Недаром древние мудрецы говорили: “Скажи что ты ешь, и я скажу, кто ты есть”. И это правда. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Каких, вы мне сейчас скажете сами.

    1. Назовите полезные для организма продукты. (Рыба, жевательная резинка, чипсы, кефир, напиток “Кола”, геркулес, шоколадные конфеты, морковь, лук, торты, яблоки, капуста, гречка.)

    2. Расскажите о правилах правильного питания. (Рассказывают дети.)

    3. Назовите, какие витамины вам известны? (Рассказывают дети.)

    Ведущий: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по Стране Здоровья. Нам пора возвращаться домой. Надеюсь, что сегодняшнее путешествие не прошло даром, и вы многое почерпнули для себя. Ведь “Здоров будешь – все добудешь”.

    Все хором:

    Так будьте здоровы! (слайд 16)