КОРОБЕЙНИКОВА ЕВГЕНИЯ
Родительское собрание «Адаптация вновь прибывших детей в детский сад»
1. Вступление.
Детский садик - этот новый этап в жизни маленького человечка. И каждый этот этап проживает по разному. Кто-то легко адаптируется , а кому- то это сделать очень сложно.
2. Основная часть. Важно рассказать родителям о том , адаптационные процессы охватывают три стороны : ребенка, его родителей и воспитателей . Родителям надо знать и понимать какие изменения ждут их чада в детском саду (режим дня, расставание с родными, требования от воспитателей, постоянный контакт со сверстниками и т. п.)
Можно сделать акцент на том, что воспитатели понимают, что адаптационный период переживают и родитель тоже , поэтому у них наблюдается повышенная тревожность и чувство жалости к ребенку, они постоянно интересуются всей жизнью пребывания ребенка в группе, повышенная бдительность к воспитателям. Можно поговорить с родителями о том , с какими трудностями приходится сталкиваться маленькому человечку, чем ему помогут родители , чтобы было легче пережить этот сложный период, как малышу пережить свой детский стресс и чем его можно снять, чего нельзя делать и наоборот можно, чтобы адаптационный период прошел легче . в конце обязательно предложить родителям рекомендации и советы. Можно разработать со специалистами методику снятия стресса для малышей, а родители ее реализуют на практике.
Публикации по теме:
Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребёнка к детскому саду» Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация ребёнка к детскому саду» Повестка дня: 1. Знакомство родителей друг с другом.
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Группа раннего возраста «Золотая рыбка» МБДОУ д/с № 22 «Сказка»,.
Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста» Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,.
Родительское собрание «Адаптация первоклассников в школе» Последнее родительское собрание провожу для родителей детей подготовительной группы (выпускников). Посвящаю его вопросам адаптации к школе.
Родительское собрание «Детский сад и семья-союзники навек» «Детский сад и семья - союзники на век» Задачи: Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи с детским.
Родительское собрание «Здравствуй, детский сад» в группе раннего возраста Родительское собрание в группе раннего возраста «Солнышко» (в нетрадиционной форме с использованием ИКТ) Дата проведения: 10.06.16г Тема:.
Родительское собрание «В детский сад с радостью» Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. Задачи: 1. Познакомить с трудностями.
Родительское собрание «В детский сад-с радостью» Родительское собрание-тренинг для родителей детей раннего возраста «В детский сад – с радостью» Цель: познакомить родителей между собой.
Вопрос: На что должен обратить внимание классный руководитель, чтобы процесс адаптации вновь прибывшего ученика прошел безболезненно?
Ответ: Многое зависит от личностных качеств пришедшего ученика, его коммуникабельности. Сначала новенькому придется несладко – ведь он попал в совершенно неизведанную и не изученную им среду, не представляя, что от кого ожидать. Тут возможно несколько развитий сюжета: либо ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой вороны", либо с самых первых дней старается стать "своим в доску", либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее всего. И в той, и в другой, и в третьей ситуации вмешательство классного руководителя необходимо.
Классному руководителю необходимо:
1. Изучить документацию вновь прибывшего учащегося с целью прогнозирования возможных трудностей в период адаптации. Познакомиться с его родителями с целью выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в новой школе, рассказать им об особенностях деятельности школы, выработать единые требования к ребенку.
2. Познакомить вновь прибывшего ученика с правилами поведения и режимом работы новой школы. Сформировать представления о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в классном коллективе.
3. Постараться создать доверительные отношения. Новенького желательно расспросить о его интересах, досуговой деятельности, стремлениях, о "любимых" и "нелюбимых" школьных предметах. Можно использовать анкетирование всего класса с целью определения интересов и увлечений каждого ученика. Затем сравнить полученные результаты с анкетой новичка и выявить учеников, разделяющих увлечения вновь прибывшего.
4. Создать ситуацию успеха в учебной деятельности, оказать помощь в поиске личностного смысла и мотивации учения.Необходимо нацелить новенького на плодотворную учебу, дружелюбность и коммуникабельность по отношению к одноклассникам, а также сделать акцент на том, что любая ситуация всегда разрешима!
5. Организовать работу с классом по принятию новичка в коллектив (организация совместной деятельности ради достижения групповых целей через стимулирование между учащимися отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки). Представляя новичка классу, сказать о нем несколько хороших слов.
6. Осуществить наблюдение за протеканием процесса адаптации учащегося по основным показателям эффективности адаптации учащихся в коллективе: комфортность, тревожность, коммуникабельность, толерантность, эмпатия, рефлексия, объем контактности, положение в коллективе, наличие общих с коллективом интересов и целей, усвоение и выполнение правил, норм поведения, потребность в коллективном общении. Желательно понаблюдать со стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками, постараться вовремя пресечь "дедовщину".
По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, тут многое зависит от адаптационных качеств человека. Бывает, что сам ученик не желает сближаться с коллективом и держится особняком. В этом случае ему, возможно, необходима консультация психолога, чтобы выявить причину такого поведения, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи.
18.08.2016В детских садах города открылись группы для детей, впервые переступивших порог дошкольного учреждения. В данный момент идет адаптация детей к детскому саду. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.
В МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары данной проблеме уделяется большое внимание. Педагогами разработана целая система мероприятий для легкого протекания периода адаптации у детей.
Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления, методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье по развитию и воспитанию детей. Проводится работа по созданию единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями, способствующей повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства является работа консультационного пункта, где можно получить квалифицированную помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра.
В процессе адаптации уделяется большое внимание рациону питания, дети приучаются есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время идёт формирование навыков самостоятельности.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления должны быть радостными и эмоционально-положительными.
Основная задача взрослого в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Анализ работы ДОУ показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.
Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Основные направления работы педагога: | ||
Создание условий для успешной адаптации | Взаимодействие педагога с родителями | Взаимодействие педагога с воспитанниками |
|
|
|
Слагаемые успешной адаптации
1. Готовность ребенка к посещению детского сада
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду важны два момента:
- Детский сад должен удовлетворять важнейшим потребностям ребенка.
- Необходимо, чтобы навыки и способности соответствовали минимальным требованиям пребывания в группе.
Какие потребности должен удовлетворять детский сад?
Потребность в безопасном и предсказуемом мире.
Заранее готовьте ребенка к тому, что он пойдет в детский сад.
Лучше начинать вводить тему за год до реального посещения.
Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка был положительным.
Постарайтесь, чтобы в первые недели адаптации к садику не сопровождались такими обстоятельствами как переезд, рождение малыша, ремонт, развод и т.п.
Потребность в заботе взрослого.
Найдите воспитателя, которому сможете доверить своего ребенка.
Будьте готовы к тому, что ребенку необходимо привыкнуть к воспитателю.
Какие навыки нужно развивать у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду?
Навыки общения.
Ребенок должен уметь обратиться к взрослому понятным образом:
- Почаще спрашивайте, чего ребенок хочет.
- Откажитесь от угадывания его желаний.
- Переводите желания ребенка в форму просьбы.
В первую очередь научите ребенка говорить о своем недомогании.
Если ребенок привык пользоваться нестандартными способами обращения к взрослым, сообщите о них воспитателям.
Почаще оставляйте ребенка со взрослыми, которых он знает и которые хорошо к нему относятся.
Поощряйте ребенка в вашем присутствии обращаться к другим взрослым (сначала членам семьи, затем к посторонним, например продавцу в магазине).
Учите ребенка общаться и делиться своими игрушками с другими детьми:
- Учите просить у другого малыша вещи и игрушки на время.
- Учите ребенка принимать отказ.
- Учите ребенка меняться.
Навыки самообслуживания.
- «Туалетные» навыки – научите ребенка сообщать о своих желаниях. Научите ребенка самостоятельно снимать штаны. Поддерживайте умение ребенка самостоятельно ходить в туалет под присмотром взрослых.
Умение мыть и вытирать руки.
Умение одевать и обуваться (в первую очередь речь идет о навыке помогать взрослому, который одевает и раздевает ребенка и навыке надевать чешки или тапочки).
Навыки самостоятельного приема пищи.
К ним относятся – умение пить из чашки, ничего не проливая; умение есть ложкой, ничего не теряя; умение справляться с разными консистенциями еды; спокойно относиться к нагруднику.
2. Компетентность родителей в общении с воспитателем
Воспитатель – человек, с которым вы и ваш ребенок будете взаимодействовать, решать возникающие вопросы на протяжении нескольких лет. С ним ваш ребенок будет проводить 10-12 часов в день, все самое активное время своей жизни, пять дней в неделю по 9-10 месяцев в году.
Скорость и легкость адаптации в детском саду зависят от того, как быстро воспитатель станет «заместителем» мамы на время её отсутствия. Чем активнее вы будете помогать воспитателю «включиться в судьбу» вашего ребенка, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, оставляя малыша в саду.
3. Заблаговременная подготовка к детскому саду
- Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка, был положительным. Настроение ребенка определяется настроением окружающих его людей. Если мама начинает озвучивать свое беспокойство, она закладывает тем самым в сознание ребенка негативный образ детского сада. Уверенность родителей – уверенность ребенка.
- Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.
- Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.
В процессе привыкания к детскому саду расставание с мамой для ребенка – самое серьезное испытание.
Приемы, которые помогут малышу преодолеть трудности:
- «Ключ от квартиры» (положите в руку ребенка ключ и скажите, что без него вы не сможете попасть домой).
- «Тебя ждет игрушка в детском саду» (напомните малышу об игрушке, которая осталась в детском саду и ждет его прихода).
- «Мамина записка» (записка с временем, когда вы заберете малыша).
- «Семейная фотография».
Литература по вопросу адаптации:
- Алямовская В. «Ясли – это серьезно».
- Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад».
- Иванова Е.Л. «Не хочу в детский сад!».
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональный лицей № 114 МО
ПРОГРАММА
успешной адаптации и социализации
вновь поступивших учащихся
в условиях ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО
Структурное подразделение
ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО
апрель 2013г.
Программа успешной адаптации и социализации
вновь поступивших учащихся в условиях ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО
Пояснительная записка.
Каждый год в наш лицей – приходят новые учащиеся разного возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в лицее имеет одно из приоритетных значений.
Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолого – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.
Содержание программы позволяет:
Ближе познакомится с воспитанником, определить его способности и личностные качества;
Определить уровень адаптации;
Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;
Оказывать своевременную консультативную помощь воспитаннику в создавшейся кризисной ситуации;
Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (преподаватель, мастер п/о, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник, зам. директора по УВР) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;
Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми так и с окружающими их сверстниками.
Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации воспитанника.
Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:
Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности воспитанников и т.д.);
Индивидуальные и групповые консультации педагогов, воспитателей, мастеров п/о;
Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;
ПМПк; ЛФК;
Данная программа способствует:
Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;
Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;
Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;
Активному участию вновь поступивших детей в жизни группы, лицея;
Комфортному состоянию воспитанника в лицее, удовлетворенности своим социальным статусом.
Данная программа может быть использована в работе психологами, социальными педагогами, воспитателями, мастерами п/о что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся, своевременно выявить наличие лицейской дезадаптации у вновь поступивших воспитанников и найти эффективные средства её коррекции.
ЦЕЛЬ:
Создать благоприятные социально - психолого – педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших учащихся в условиях лицея.
ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Вновь прибывшие дети.
ЗАДАЧИ:
Определить уровень адаптации каждого воспитанника;
Создать условия для социально – психологической адаптации учащихся в лицее (создание сплоченного группового коллектива, предъявление учащимся единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;
Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к бродяжничеству, употреблению алкоголя и психотропных веществ, детей – изгоев);
Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
Разработать индивидуальные программы социально – психолого - педагогического сопровождения воспитанника;
Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;
Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав учащегося. (Лицейский ПМПк)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся лицея.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Составление списков вновь поступивших учащихся;
Знакомство с факторами среды жизни воспитанника(изучение данных личного, медицинского дела учащегося);
Знакомство и установление контактов детей сродственникамми при поступлении их в учреждение;
Социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;
Краткий анализ состояния работы.
Методы исследования.
Анкета «Адаптация»
Диагностика психических состояний воспитанника (психолог, социальный педагог, воспитатель, мастер п/о);
Наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом. (социальный педагог, воспитатели, мед. работники, психолог, мастера п/о).
Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговых мероприятий (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся. Изучение межличностных отношений ребенка в группе.
Выявление детей с проблемами в физическом развитии.
Изучение самооценки;
Анкета для педагогов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Составление списков учащихся, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к бродяжничеству, употреблению алкоголя и психотропных веществ, дети – изгои.
Составление плана работы с дезатаптированными детьми.
Формирование актива социальных помощников (медработники, мастера п/о, воспитатели, администрация)
Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей.
Систематизация результатов социально - психолого – педагогических исследований.
ЭТАП СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Наблюдение за вновь прибывшими учащимися (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».
Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми учащимися.
Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:
Занятия для воспитанников, имеющих проблемы в период адаптации. (Психолог)
Социально – психологическая поддержка ребёнка:
Определение состояния психико – эмоционального и социального статуса воспитанника (мастера п/о, учащиеся);
Индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;
Социально – педагогическая реабилитация учащихся;
Индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите
Помощь в защите и охране прав ребенка - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка. (Социальный педагог)
Проведение ПМПк; ЛФК;
Социально – психологический практикум для педагогов. (Приложение № 15)
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Индивидуальные беседы с детьми.
Диагностика. (Анкетирование, тестирование)
Отслеживание динамики социализации учащегося через карту сопровождения воспитанника по социальной адаптации. (Приложение №16)
Индивидуальные консультации для педагогов и мастеров п/о
Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации
ПМПк; ЛФК;
Социально – психологический практикум для педагогов.
КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
Гармонизация взаимоотношений: «педагог – воспитанник», «учащийся - учащийся»
Активное участие в жизни коллектива;
Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Высокий
1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.
2.Баланс индивидуального и социального
3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками.
5.Самоконтроль поведения
6.Активное участие в жизни детского коллектива
7.Удовлетворенность своим статусом и отношениями
Средний
Конформизм в отношении норм коллективной жизни
Преобладает либо индивидуальное, либо социальное
Неустойчивые отношения
с окружающими
Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям
Внешний локус контроля
Поведения
Периодическое участие в жизни детского коллектива
Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями
Низкий
Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни
Дисбаланс индивидуального и социального
Конфликтные отношения с окружающими
Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям
Неуправляемое поведение
Пассивное участие в жизни детского коллектива
Неудовлетворенность своим статусом и отношениями
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА.
1. Ф.И.О.____________________________________________________________
2. Возраст «______» __________________г.
3. Прибытие (когда, откуда)
4.Данные о семье:
Мать ___
Отец ______________________________________________________________________
Родные ____________________________________________________________________
Опекун ____________________________________________________________________
Адрес закрепленного жилья
___________________________________________________________________________
5. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Педагогические показатели:
Темп обучения______________________________________________________________
Трудности в обучении ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Преобладающие учебные интересы ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Психологические показатели:
Тип темперамента ___________________________________________________________________________
Особенности характера, его акцентуации ___________________________________________________________________________
Образ «Я»
Общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Особенности познавательных процессов ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Профессиональные интересы ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Особенности поведения, тип отклонений в поведении ___________________________________________________________________________
Склонности, способности
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8. Социально – педагогическая характеристика:
А. Социальные вредности:
Ранняя алкоголизация ___________________________________________________________________________
Никотиновая зависимость ___________________________________________________________________________
Употребление токсических и психотропных средств ___________________________________________________________________________
Тяга к асоциальным играм ___________________________________________________________________________
Сексуальный инстинкт ___________________________________________________________________________
Негативизм в оценке явлений действительности ___________________________________________________________________________
Б. Отклонения в социальном поведении:
Грубость __________________________________________________________________
Драки _____________________________________________________________________
Прогулы __________________________________________________________________
Недисциплинированность __________________________________________________________________________
Избиение слабых __________________________________________________________________________
Вымогательство __________________________________________________________________________
Жестокое отношение к животным ___________________________________________________________________________
Воровство ___________________________________________________________________________
Нарушение общественного порядка ___________________________________________________________________________
Немотивированные поступки ___________________________________________________________________________
В. Социальная ситуация развития:
Неблагоприятная объективно ___________________________________________________________________________
Неблагоприятная субъективно ___________________________________________________________________________
Г. Социальный статус:
Лидер _____________________________________________________________________
Приветствуемый в группе ___________________________________________________________________________
Принятый без определенных условий ___________________________________________________________________________
Примыкающий ценой личностных жертв ___________________________________________________________________________
Отверженный ___________________________________________________________________________
Изгой _____________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
Фамилия, имя воспитанника
___________________________________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________________________
Профессия _________________________________________________________________
Привычки, увлечения, хобби __________________________________________________
___________________________________________________________________________
Педагог-воспитатель ___________________________________________________________________________
Внешний вид, опрятность (неопрятность) воспитанника
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Поведение в группе – (восприятие воспитанником требований воспитателя, выполнение правил проживания в общежитии; проявление неуверенности, боязливости, плаксивости без видимых причин; необходимость в контроле и многократном повторении требований взрослого)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Общение с детьми и взрослыми (предпочитает одиночество, конфликтует со сверстниками, кричит, не умеет поддержать отношения, малоконтактен со взрослыми)
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Речевое развитие (внятность речи, наличие нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, наличие выраженных трудностей при пересказе)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, потребность в постоянном контроле педагога, наличие трудностей овладения необходимым объемом знаний, неусидчивость, неумение доводить начатое дело до конца, часто мешает педагогам на занятиях)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Темповые характеристики деятельности (неравномерность темпа работы на занятиях, частая сонливость и вялость в течение дня, работает медленно и невнимательно, темп работы быстрый, но работает хаотично и бестолково)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Физическое развитие (недостаточно развит физически, быстро устает, истощается, становится вялым или наоборот расторможенным, часто болеющий ребенок, как часто болеет более, плохо ест, беспокойно спит или трудно засыпает)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Моторное развитие (плохо развита мелкая моторика рук, нарушение общей координации, неуклюжесть, медлительность в движениях, предпочитает работать левой рукой или иногда работает левой рукой)
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) вы хотели бы отметить? ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата _______________ Подпись воспитателя, мастера п/о________________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА
Ф.И.О. воспитанника_______________________________________________________
Клинический диагноз
Психолого-педагогическое заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Актуальные проблемы ребенка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель программы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сроки реализации ___________________________________________________________________________
Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы
Содержание и рекомендуемые формы и методы работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прогноз развития ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Следующий консилиум ___________________________________________________________________________
Составители:_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ»
Ф.И. воспитанника _________________________________________________
__________________________________________________________________
Нравится ли тебе распорядок дня? ____________________________________
Какое отношение складываются у тебя со сверстниками по группе, спальне?___________________________________________________________
Какие предметы тебе изучать сложно?_________________________________
__________________________________________________________________
В чем заключаются эти затруднения?__________________________________
__________________________________________________________________
Чувствуешь ли усталость на занятиях? (да, нет)__________________________
Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?
__________________________________________________________________
Чем ты увлекался до поступления в лицей?
__________________________________________________________________
Чем бы тебе хотелось заняться в сводное время?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Испытываешь ли ты чувство голода, когда?_____________________________
__________________________________________________________________
Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?
__________________________________________________________________
Какую роль в группе, лицее хотелось бы тебе выполнять?
__________________________________________________________________
Доволен ли ты своими отношениями:
С взрослыми _______________________________________________________
Со сверстниками ___________________________________________________
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.
АНКЕТА
Ф.И. воспитанника_________________________________________________
_________________________________________________________________
Тебе нравится в лицее или не очень? __________________________________________________________________
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь на занятия? __________________________________________________________________
Если бы преподаватель сказал, что завтра в лицей необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел бы на занятия? __________________________________________________________________
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – ни будь уроки? __________________________________________________________________
А какие уроки тебе больше всего не нравятся? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? __________________________________________________________________
Ты часто рассказываешь об успехах на занятиях своим воспитателям, мастерам п/о?
__________________________________________________________________
Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий преподаватель (мастер)? __________________________________________________________________
У тебя в группе много друзей? __________________________________________________________________
Назови своих друзей? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11.Тебе нравятся твои одногрупники? __________________________________________________________________
12. Назови своего любимого педагога, воспитателя, администратора:____________________________________________________
Оценивать уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты, ответы на 11 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла)
ШКАЛА ОЦЕНОК:
Учащиеся, набравшие:
25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,
20 – 24 балла характерны для средней нормы
15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию,
10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации
Ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной адаптации.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ.
Методика «Лесенка»
На бланке изображено несколько лесенок, состоящих из 7 – 11 ступенек. Количество лесенок и оцениваемые качества могут меняться в зависимости от необходимости. Первый желательно выявлять общую самооценку «хороший – плохой».
Методика проводится индивидуально.
Инструкция для ребенка: «Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята. На верхней ступеньке – самые лучшие ребята. На следующей – тоже хорошие, но все – таки чуть – чуть похуже. Чем ниже – тем хуже (показать рукой). Посредине – дети не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие».
После того, как взрослый убедиться, что ребенок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задает ребенку следующие вопросы:
На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему?
На какую ступеньку ты хотел бы себя поставить? Почему?
А на какой ступеньке ты можешь оказаться, если очень – очень постараешься? Почему?
А как ты думаешь, куда тебя поставить воспитатель? Почему?
А куда она тебя поставить, если ты будешь очень стараться? Почему?
А учительница тебя куда поставит? Почему?
А куда она тебя поставит, если ты будешь очень стараться? Почему?
Для оценки могут использоваться следующие качества:
Умный – глупый
Добрый – злой
Веселый – грустный
Внимательный – невнимательный
Довольный собой – не довольный собой
Хорошо учиться – плохо учиться
Обработка и интерпретация результатов:
1. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценке при ответах «за себя».
2. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценки при ответах «за себя», учителя и воспитателя.
Оценка ответов:
1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами ставят себя на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
2. Случаи, когда дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, могут свидетельствовать: (об инфантилизме, об отсутствии самостоятельного взгляда на себя, некритическое восприятие оценок взрослых, о том, что ребенок чувствует отвержение со стороны взрослых, о компенсирующей самооценке).
3. Случаи, когда дети ставят себя на ступеньках выше, чем по их мнению, их поставили бы взрослые, являются неблагоприятными вариантами, характеризующими осознание ребенком неприятие со стороны взрослых и негативного противопоставления оценке взрослого собственной оценке.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
Уважаемые педагоги просим вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характеризует данного ребенка.
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________
Охотно ли воспитанникк идет в группу?
Как правило, не охотно; Как правило, охотно, с радостью; Когда как, затрудняюсь ответить.
Приспособился ли он к лицейскому режиму?
Пока нет; В целом да; Абсолютно приспособился; Затрудняюсь ответить.
Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач?
Нет; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.
Сколько времени ежедневно тратит воспитаник на выполнение домашних заданий?
Укажите конкретно: _____________________________________________________
Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Помощь нужна всегда; Нуждается довольно часто; Нуждается иногда; В помощи не нуждается; Сложно ответить однозначно.
Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует; Обращается за помощью; Трудности старается преодолеть сам; Затрудняюсь ответить.
Способен ли ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Самостоятельно этого сделать не может; Может, если побудить к этому; Как правило, может.
Часто ли воспитанник жалуется на одногрупников, обижается на них?
Довольно часто; Такое бывает, но редко; Такого практически не бывает; Затрудняюсь ответить.
Справляется ли воспитанник с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет, не справляется; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
ЗАДАЧИ:
1.Развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
2.Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
АДРЕСАТ: Учащиеся младших классов, имеющие проблемы в период адаптации.
СОДЕРЖАНИЕ: 10 занятий,состоящих из игр и упражнений, направленных на развитие эмоционально – волевой сферы,навыков адекватного социального поведения учащихся.
Занятия проводятся психологом 1 – 2 раза в неделю. Численность группы не должна превышать 5 – 6человек.
Занятие 1. «ЗНАКОМСТВО»
Цель занятия: Установление контакта между участниками группы, создание позитивного настроения, атмосферы психологической безопасности.
1.Упражнение «Добрый клубок».
2.Игра «Какая рука у соседа?»
3.Изготовление весёлых человечков.
Занятие 2. «НАШ ДОМ»
Цель занятия: Создание положительного настроения, сплочённости группы, развитие навыков общения.
1.Упражнение «Сделай как я».
2.Игра «Мне нравится».
3.Изготовление домиков для человечков.
4.Игра «Все вместе»
Занятие 3. «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Цель занятия: Развитие чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки, доверительного отношения.
1.Упражнение «Ласковое имя».
2.Игра «Назови слово».
3.Игра «Угощения».
4.Игра «Настроение».
5.Изготовление подарков.
Занятие 4. «ОБСТАВИМ ДОМ»
Цель занятия: Создание атмосферы принятия,формирование желания общаться,развитие инициативы творчества.
1.Упражнение «Аплодисменты по кругу».
2.Игра «Зеркало».
3.Изготовление мебели.
Занятие 5. «ЛЕС»
Цель занятия: Формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить о них, развитие мелкой моторики.
1.Упражнение «Комплименты».
2.Игра «Отгадай».
3.Игра «Прогулка в лес».
Занятие 6. «ГОРОД»
Цель занятия: Развитие умения по мимике, позе, понимать эмоциональное состояние людей, умения управлять своими движениями.
1.Упражнение «Пойми состояние».
2.Игра «Пылесос и пылинки».
Занятие 7. «МАГАЗИН»
Цель занятия: Развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения, формирование навыков вежливого обращения.
1.Игра «Ветер дует на...»
2.Игра «Магазин».
3.Игра «Кто пройдёт лучше?»
Занятие8. «ТРАНСПОРТ»
Цель занятия: Развитие творческого воображения, умения работать в группе.
1.Игра «Волшебная палочка».
2.Игра «Да – нет».
3.Конструирование транспорта.
Занятие 9. «НА МОРЕ»
Цель занятия: Создание радостного настроения, развитие равновесия.
1.Игра «Волны».
2.Игра «Морские коньки».
3.Изготовление рыбок.
Занятие 10. «ПРОЩАЛЬНОЕ»
Цель занятия: Развитие внимания. обогащение репертуара телесных ощущений, создание радостного настроения от совместного труда.
1.Игра «Тень».
2.Игра «Гусеница».
3.Чаепитие.
КОМПЛЕКС ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение №1
Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылка, лопатки, ягодицы и пятки Напряжением мышц зафиксировать это положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 15 – 30 секунд.
Упражнение №2
Проделать указанное в упражнении №1, но, отойдя от стены, сделать несколько движений руками, туловищем и снова принять положение правильной осанки. Затем встать к стене и проверить принятую позу.
Упражнение №3
Самостоятельно принять позу, соответствующую правильной осанке, после чего встать к стене и проверить её.
Упражнение №4
Встать спиной к стене (см. упражнение №1), выполнить несколько движений руками, ногой, головой, не нарушая позы, соответствующей правильной осанке.
Упражнение №5
Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от него, сохранить принятую позу. Затем проделать то же самое, но без помощи зеркала.
Упражнение №6
Сохранять равновесие, стоя на рейке или бруске толщиной 5 – 10 см.. Проделать то же с закрытыми глазами.
В качестве дополнительных упражнений для развития правильной осанки могут использоваться упражнения на тренировку гибкости, такие, как наклоны вперед, в сторону, назад, махи ногами; упражнения, способствующие выработке чувства равновесия: ходьба на носках и стойка на носках на определенное время.
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
1 ЧЕТВЕРТЬ.
Изгои в классе
Как появляются изгои в классе;
Что делать, если в классе изгой.
Консультация психолога
2 ЧЕТВЕРТЬ
Организация работы школы – интерната с «трудными учащимися»
Отклоняющееся от нормы поведение;
Профилактика девиантного поведения у учащихся;
Модель работы с «трудными» учащимися.
Консультация психолога.
3 ЧЕТВЕРТЬ
Работа с детьми, совершающими побеги
Классификация побегов у детей;
Уточнение списков детей, совершающих побеги из школы – интерната.
Технология работы с детьми, совершающими побеги.
Консультация психолога.
4 ЧЕТВЕРТЬ
Смысл жизни и ценности детей группы риска
Дети группы риска в школе – интернате;
Особенности детей группы риска;
Нормальные условия для детей группы риска
Классификация детей группы риска
Консультация психолога.