Звездный вожатый всероссийской программы социально интегративные смены. Татьяна михайловна ратынская социальное развитие детей в условиях летнего интегративного лагеря

Перед семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна, одним из значимых вопросов, по-прежнему остается отношение общества к детям с проблемами в развитии. Многие специалисты видят решение этой проблемы в ранней интеграции детей с синдромом Дауна в общество здоровых сверстников (например, обучение особенных детей в специальных классах массовых школ). В многочисленных исследованиях показано, что выпускники коррекционных школ страдают от большего числа недостатков, чем их сверстники из специальных классов массовых школ, социальная адаптация которых проходит значительно легче. На ранних этапах развития ребенка созданы определенные условия для включения детей с синдром Дауна в процесс социализации в виде специализированного или интегративного обучения. В подростковом возрасте актуальность вопросов по включенности детей данным хромосомным нарушением и их семей в социум становится более актуальной. Это связано с тем, что дети вступают в половозрелый возраст, что влечет за собой эмоциональную нестабильность, конфликты с родителями и сверстниками. В этот период напряженность внутри семьи в связи с предстоящим завершением обучения и необходимостью трудоустройства с одной стороны, и трудностями прохождения подросткового возраста с другой стороны, существенно обостряются в связи с этим необходима инфраструктура услуг по социализации детей синдромом Дауна в подростковом и юношеском возрасте, а также работе с семьями, где они воспитываются.

Цель проекта: создание условий для обогащения социального опыта всех участников интегративного лагеря, нравственного и когнитивного развития как детей с синдромом Дауна, так и здоровых детей, формирования толерантного поведения у детей и взрослых.

1. Социально-педагогические:

Обогатить социальный (коммуникативный и нравственный) опыт детей и взрослых;

Повысить уровень толерантности к индивидуальным и физическим особенностям сверстников.

2. Психологические:

Активизировать когнитивное развитие детей с синдромом Дауна через социальные акты коммуникации;

Исключить формирование чувства превосходства или развития комплекса неполноценности.

Создать условия для подражания детьми с ограниченными возможностями «здоровому» типу поведения как поведенческой норме социума;

Исключить социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

3. Психотерапевтические:

Способствовать решению внутриличностных проблем у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна;

4. Социально-правовые:

Информировать родителей об изменениях в законодательстве по вопросам поддержки семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, информирование о краевых целевых программах «Доступная среда» и «Дети Алтая».

личность психология адаптация индивидуализация

Интеграция - состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, в процесс, ведущий к такому состоянию.

Социальная интеграция предполагает упорядочение, бесконфликтные отношения между индивидом, организациями, государством и т.п. В процессе вхождения в различные типы социальных общностей личность интегрирует социальные отношения, устойчивую систему связей индивидов, сложившихся в ходе их взаимодействия в условиях социальной среды.

Социальные отношения личности проявляются в деятельности и поведении человека как его социальные качества. Социальные качества обусловлены типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Социальные качества человека охватывают: социально-определенную цепь его деятельности; занимаемые социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется понятием социальный тип личности. Естественно, когда речь идет о личностях как членах социальных общностей, слоев, групп, социальных институтов и социальных формирований, то имеют в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Основания для социальной типологизации личностей самые различные, но важнейшие из них статус и роль в системе общественных отношений.

Иными словами, социальную определенность личности следует выводить из ее объективной интегрированности в различные социальные общности, из ее положения в системе общественного производства, реализации ею общественных функций и т.п.

Выделяется четыре уровня интеграции личности.

На первом уровне происходит интеграция личности в социально-экономические отношения, которая опосредуется в детстве и юности родительским домом, а затем трудовой деятельностью. Могут возникнуть противоречия между заложенными родителями в процессе воспитания направленностью, формами интеграции личности в социально-экономические отношения и реальным ее осуществлением и т.п. Так, людям 30-40-летнего возраста, формировавшимися в условиях абсолютного государства, государственной собственности в экономике и высокого уровня социальной защищенности, трудно входить в рыночную систему с имеющимися у них ценностными ориентациями на получение покровительства от государства и т.п.

Второй уровень интеграции личности в обществе - функциональная интеграция. Общественную жизнь нельзя свести к социально-экономическим отношениям. Функциональная интеграция представляет чрезвычайно сложное и многослойное переплетение социальных связей. Индивид интегрируется в общество путем реализации множества функций на различных уровнях социальной жизни. Любой человек реализует функции в семье, студенческом или трудовом коллективе, в качестве жильца дома, в кругу друзей и знакомых и т.п. В ряде случаев возникает конфронтация между социальными требованиями, представляемыми ему в различных функциях, как это наблюдается в сочетании выполнения обязанностей женщиной и матери, и работницы. Наличие возможностей смены социальных функций выступает постоянным стимулом роста и созревания личности. Молодой человек принимает на себя родительские обязанности, в профессиональной сфере - начинает исполнять более сложные задачи. Процесс развития личности не есть непрерывный подъем.

Ей приходится овладевать и стариковской ролью с приближением пенсионного возраста, случаются явления дезинтеграции, наступает «разгрузка» в профессиональной деятельности, возможна потеря супруга, ограничение социальных связей узким кругом людей и т.п.

Третий уровень интеграции личности в обществе - нормативная интеграция, состоящая в усвоении человеком социальных норм, правил поведения привычек и других нематериальных регуляторов. Вследствие формируются ценностные установки личности и система побуждений к действиям. В современных условиях основная проблема нормативной интеграции личности в общественные структуры - противоречивость социальных норм, функционирующих в обществе, что обусловлено переходным состоянием общественной жизни и дифференциацией социальных интересов на экономической, идеологической, национальной и региональной основе. Противоречивость начинает проявляться и на уровне микроструктуры, в малых социальных группах, где в основном происходит процесс овладения человеком социальными нормами поведения и их апробирования.

Четвертый уровень интеграции личности в обществе - межличностная интеграция, которая складывается установлением положительных связей личностей в социальных общностях. Термин положительная связь можно интерпретировать по аналогии с социометрическими измерениями, когда индивид называет определенное количество других людей, по его мнению, симпатизирующие ему и которым он отвечает тем же, людей, с которыми он любит вместе работать, охотно беседует, обменивается мыслями, доверяет и хорошо знает. Личные отношения регулируют поведение личностей и целых коллективов, опосредуют систему воспитания. Возможностей поддерживать личные отношения бывает в деревне больше, чем в крупном городе, в жилых районах города со стабильным и давно проживающим населением - больше, чем в районах-новостройках и т.п. Межличностную интеграцию необходимо учитывать при осуществлении социального управления, особенно в малых группах в трудовых коллективах.

Уровни интеграции личности в обществе взаимосвязаны и обеспечивают высокую степень интегрированности человека в социальные общности. Любая социальная общность стремится к тому, чтобы личность вела более или менее идентично принятым в группе нормам и ожиданиям. Уровень требований по поводу идентичности зависит от широты и значимости набора ролей, которые в пределах общности реализует человек, от сплоченности общности, от форм регламентации поведений членов общества. Социальная общность обусловливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную роль в соответствии со способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами, трудовых и других качеств, которыми личность должна обладать и которым соответствовать. Механизм контроля за реализацией социальной роли личностью в соответствии с определенными ролевыми нормами. Вместе с тем, интегрируясь в социальные общности личность, сохраняет автономию и свободу выбора, которая, правда, имеет свои пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенных обстоятельствами социальной среды, среди возможных конкретных путей их реализации.

Автономия личности проявляется и в том, что человек способен дистанцироваться от той роли, которую он выполняет, «иронизировать» над собой и даже ненавидеть себя за выполнение того или иного ролевого предписания, как часто бывает в условиях тоталитарных режимов в силу конфликта между социальными требованиями и нравственными общечеловеческими ценностями. Демократичное и плюралистичное общество создает условия для активного выбора личностью социальных ролей на основе собственных ценностных ориентации.

Конечно же, интеграция личности в различные типы социальных общностей осуществляется на основе взаимовлияния социального определения и активной сознательной деятельности личности.

Пояснительная записка

Большинство людей в России по-прежнему испытывают страх, а порой и неприязнь по отношению к людям с серьезными психическими нарушениями, что связано с непониманием их поведения и недостатком опыта общения с такими людьми. Отсутствие терпимого и уважительного отношения к людям с нарушениями развития и их семьям приводит к их изоляции от общества, создает зоны нарастающей напряженности и возможной агрессии как со стороны общества, так и со стороны самих людей с психическими проблемами.

К сожалению, в нашей стране дети-инвалиды с серьезными отклонениями в психическом развитии (различные нарушения общения и эмоционально-волевой сферы, глубокая умственная отсталость, психопатии детского возраста и др.) до сих пор фактически исключены из государственной системы образования, не имеют возможности общаться со здоровыми сверстниками и, как правило, не получают никакой помощи, кроме медицинской. Несмотря на то, что сейчас появляется все больше коррекционных центров и школ для особых детей, многие из них вынуждены постоянно находиться дома и общаться только с членами своей семьи. Все это усугубляет проблемы, связанные с социализацией детей с нарушениями психического развития.

Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения психики и интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особенности такого человека вносят серьезные искажения в прохождение им каждого этапа своей жизни. Трудности социализации обычно состоят в неспособности самостоятельно организовать свое участие в жизни общества. Кроме того, его поведение не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. Именно поэтому для социализации и интеграции таких людей в обществе нужна разработка и организация продуманной системы специальных мер и серьезные усилия профессионалов.

Как показывает зарубежный опыт, процесс интеграции в обществе особых детей и, в частности, детей с серьезными нарушениями психического развития, невозможен без интеграции в обществе самой семьи с таким ребенком. Для этого родители прежде всего должны иметь определенные знания в области права, психологии и педагогики, а чтобы получить эти знания, необходимы средства, специалисты, место и время. Однако существующая в нашей стране система помощи особым детям не предусматривает информационной поддержки родителей. Данные опросов показывают, что родители детей с тяжелыми психическими нарушениями некомпетентны в вопросах организации для ребенка адекватной жизненной среды, не знают, как можно способствовать развитию навыков повседневной жизненной активности, не ориентируются во множестве предлагаемых реабилитационных технологий. Родителям также не хватает знаний об их правах на адекватную медицинскую помощь и социальную поддержку.

Сама семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, часто оказывается в изоляции от общества, нарушаются дружеские связи, родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от бытовых забот, связанных с уходом за ребенком. Родители особых детей живут в ситуации хронического стресса, в ряде случаев с глубоким чувством вины и чувством ущербности своей семьи, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности будущего, нередко в состоянии постоянной усталости и депрессии. Как правило, они обречены на профессиональную и социальную депривацию. Положение усугубляется частым распадом таких семей, сопровождающимся потерей кормильца и ставящим семью на грань нищеты. И если помощь особым детям хоть где-то существует, то служба реабилитации семей в нашей стране практически отсутствует.

В этой связи совершенно очевидно, что необходимы специально организованные реабилитационные мероприятия, направленные не только на самого ребенка с тяжелыми нарушениями развития, но и на поддержку семей с такими детьми, и в первую очередь – оказание им специальной социально-психологической помощи.

Реабилитацией детей с нарушениями развития, как правило, занимаются в коррекционных центрах, т. е. в среде, которая сама по себе не является подобием и даже приближением к нормальному социуму, хотя, конечно, в такой специфической среде можно решать лечебно-педагогические задачи. Вместе с тем есть задачи, для решения которых необходимо погрузить особого ребенка в среду, близкую к обычному социуму. Это, в частности, задачи социальной адаптации, которые в иных условиях невозможно даже поставить.

Такую обучающую и воспитывающую среду, максимально приближенную к естественной, Центр лечебной педагогики пытается выстроить в летнем интегративном лагере.

Работа в тесном контакте с семьей очень важна для того, чтобы повысить результативность педагогической работы с особым ребенком. Нередко взаимодействие педагогов и психологов с родителями особых детей строится на иерархических принципах, не подразумевающих партнерства и участия родителей в работе педагогической команды. Это приводит к непониманию, а иногда и обесцениванию родителями изменений, происходящих в развитии ребенка. Как показывает опыт, работа специалистов и родителей в одной команде на основе партнерских взаимоотношений значительно повышает эффективность коррекционной работы.

Программа летнего лагеря направлена на интеграцию детей и подростков с нарушениями психического развития в сообщество обычных сверстников. Интегративная среда создается в условиях летнего палаточного лагеря.

Семьи детей с тяжелыми нарушениями развития и семьи специалистов совместно выезжают за город. Дети с нарушениями оказываются в среде здоровых сверстников, которую составляют братья и сестры воспитанников Центра и дети сотрудников, и получают возможность «встроиться» в обычный большой коллектив. В ходе программы воспитанники Центра получают весьма ценный для них опыт общения со здоровыми детьми, новые импульсы к развитию, повышают свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни. У обычных детей, выступающих здесь в роли «котерапевтов», воспитывается стремление к пониманию и принятию своих «особых» сверстников. Одновременно проводится социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

В лагере удается преодолеть многие трудности социальной адаптации, которые не решаются традиционными педагогическими программами.

Для детей с нарушениями развития:

– освоение бытовых навыков;

– решение проблем с едой;

– приобретение опыта общения в различных нестандартных ситуациях;

– возможность контактировать с обычными детьми и взрослыми;

– использование приобретенных в ходе коррекционных занятий навыков в различных реальных жизненных ситуациях.

Для родителей:

– возможность отдыха;

– возможность увидеть, как живут другие семьи с такими детьми, научиться более объективной оценке своего ребенка;

– возможность общаться с другими родителями;

– возможность обучаться у специалистов.

Для детей с обычным развитием:

– возможность познакомиться с особыми детьми, научиться принимать их, понимать смысл их поведения, научиться выстраивать с ними взаимоотношения.

Лечебный педагог и в неформальной обстановке продолжает оставаться основным интегратором детского, а также смешанного детско-взрослого сообщества. Важно, что он не занимает позицию «снаружи», а является равноправным членом этого сообщества. Включенный «внутрь» ситуации профессионал добивается того, что все дети и взрослые вовлекаются в различные виды деятельности, постепенно начинают «видеть», чувствовать и понимать друг друга, активно и разнообразно взаимодействовать между собой, выстраивать разноплановые, многоуровневые взаимоотношения.

Таким образом, стирается грань между обычным и необычным ребенком. Дети с нарушениями получают редкий для них опыт быть принятыми в сообщество обычных, здоровых детей.

Условия реализации программы

Летний лагерь должен располагаться подальше от крупных городов, в живописном, экологически чистом месте, на берегу водоема – реки или озера. Рядом должен быть лес. Хорошо, если местность разнообразная по ландшафту и «пересеченная»: поля, луга, перелески, холмы и овраги. Необходимо, чтобы в пределах досягаемости были расположены населенные пункты, где можно закупать провизию и получать в случае необходимости экстренную медицинскую помощь.

Пространство лагеря должно быть хорошо организовано. На территории выделяется несколько функциональных зон:

– жилая (спальная) зона – группа палаток, для которых находят удобное, ровное, защищенное от солнца место;

– столовая и кухня;

– спортивная зона;

– игровая площадка для младших детей (качели, песочницы, лесенки и т. п.);

– поляна для хороводных игр;

– костровая зона, лучше – защищенная тентом;

– открытая площадка для театральных спектаклей.

Хорошо, когда на территории лагеря есть хотя бы небольшой крытый корпус: в нем можно расположить кухню, столовую, сушилку, детскую игровую комнату. Это позволяет проводить занятия в любую погоду, а также значительно облегчает быт обитателей лагеря.

Для палаточного лагеря потребуется немало специального оборудования. Каждой семье необходимы палатки, спальные мешки, туристические коврики, посуда.

Для педагогического процесса требуются разнообразные музыкальные инструменты (гитара, гусли, флейты, колокольчики, барабан, бубен, металлофон, ксилофон), игрушки, книжки, пластилин, краски, бумага и пр. Для организации работы кружков нужны материалы (ткани, нитки, иголки, краски, карандаши, фломастеры, картон, цветная бумага, пластилин, клей, крахмал, глина, песок и пр.), куклы для спектаклей, специальная литература.

Для занятий лечебной физкультурой нужны мячи, кольца, канат, коврики, батут, «туннели» и т. п. Чтобы сделать отдых детей более разнообразным, неплохо привезти в лагерь педальные машинки и детские велосипеды, байдарку, гамаки, качели.

Нужно обратить серьезное внимание на налаживание хозяйственного жизнеобеспечения лагеря. До начала лагеря обязательно проводятся подготовительные работы: очистка территории, строительство необходимых подсобных сооружений и т. д.

Цели программы

1. Интеграция детей с нарушенным психическим развитием в сообществе обычных сверстников.

2. Социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с серьезными нарушениями психического развития.

Задачи программы

1. Интеграция детей с тяжелыми психическими нарушениями:

– освоение социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

– решение эмоционально-волевых проблем (снижение уровня тревожности, избавление от чувства одиночества, эмоциональное раскрепощение, повышение самооценки и мотивации);

– совершенствование двигательных навыков;

– обогащение социального опыта ребенка, обучение его навыкам общения со здоровыми сверстниками;

– применение в реальной жизни навыков и знаний, приобретенных на занятиях в Центре;

– создание максимально благоприятных условий для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

– обеспечение полноценного оздоровительного отдыха.

2. Реабилитация семей:

– развитие партнерских отношений между профессионалами и родителями;

– налаживание продуктивного общения с другими семьями, воспитывающими особых детей;

– обеспечение родителей информацией о состоянии их ребенка, способах взаимодействия с ним дома, методах его развития и обучения;

– помощь родителям в понимании (зачастую – и принятии) своего ребенка; практическое обучение родителей правильному взаимодействию с ним;

– психологическая помощь и эмоциональная поддержка членов семей, воспитывающих детей с серьезными нарушениями развития;

– обеспечение отдыха родителей.

3. Адаптация детей с обычным развитием:

– приобретение обычными детьми (братьями и сестрами детей с нарушениями развития, детьми специалистов) нравственного и психологического опыта общения с необычными сверстниками;

– воспитание у детей доброты, чуткости, способности понимать потребности особых детей;

– воспитание у детей способностей к социальному творчеству.

4. Профессиональный рост специалистов:

– накопление и осмысление опыта создания интегративной среды в летнем палаточном лагере;

– совершенствование навыков диагностики проблемных зон семьи.

Общие сведения о составе лагеря

Оптимальное количество участников одной лагерной смены составляет примерно 50 человек. Среди них 12–14 детей с нарушениями развития, их родители, братья и сестры, а также педагоги, психологи, стажеры, волонтеры и дети сотрудников. В подростковой смене Центра лечебной педагогики участников несколько меньше, так как подростки едут без родителей.

Такой численный состав представляется нам, исходя из накопленного опыта, оптимальным именно для палаточного лагеря. Успешное, не чрезмерно обременительное бытовое функционирование лагеря (закупка и приготовление пищи, уборка и т. п.), сочетается в этом случае с возможностью создания сплоченного, дружного коллектива для установления самых тесных и доверительных, почти семейных, отношений между всеми участниками. При таком составе можно создать благоприятные условия для социализации особых детей, в том числе тех, у которых одним из основных или сопутствующих диагнозов является аутизм.

Возраст детей с нарушениями развития, выезжающих в лагерь – от 5 до 20 лет. Группа для одной лагерной смены подбирается прежде всего по возрасту: младшая (дошкольная) группа включает детей от 5 до 9 лет, старшая (школьная) – от 8 до 12 лет, подростковая – от 12 до 20 лет.

В то же время дети одной смены подбираются по схожести круга проблем, хотя уровень тяжести нарушений и диагнозы могут быть различными. Некоторым родителям полезно увидеть, насколько тяжелыми могут быть нарушения у других детей, другие же родители могут посмотреть на результаты многолетней работы специалистов в сотрудничестве с родителями.

При отборе учитывается прежде всего мотивация семьи ребенка, ведь подготовка к поездке в лагерь и само пребывание в нем потребуют большой работы: нужно найти снаряжение, быть готовым к различным трудностям. Как правило, в лагерь хотят поехать семьи с детьми, которые достаточно долго посещают занятия в Центре. В этом случае специалистам Центра легче определить, какие задачи для каждого ребенка можно поставить и решать в условиях лагеря. К тому же, в этом случае педагогам легче подготовиться к сложностям, связанным с пребыванием ребенка в лагере (например, про кого-то хорошо известно, что он всегда убегает и т. д.)

Общую организацию работы возглавляет начальник лагеря. Он же руководит лечебно-педагогической работой. В профессиональную команду Центра лечебной педагогики входят:

– педагоги;

– психологи;

– нейропсихолог;

– семейные психологи;

– специалист по фольклору;

– специалист по лечебной физкультуре;

– музыкальный терапевт;

– арт-терапевты;

– стажеры и волонтеры.

Для каждого ребенка и его семьи составляется план с учетом особенностей ребенка и в зависимости от задач развития, которые решает специалист. Вследствие этого некоторые виды деятельности (например, дежурство по лагерю, обучение правилам поведения за столом) могут оказаться необязательными.

Используются различные формы сочетания групповой и индивидуальной работы.

Продолжительность смены – от 10 до 14 дней.

Продолжительность занятий:

1. Прогулки по лесу; коррекционные групповые и индивидуальные занятия (арт-терапия; двигательная терапия или лечебная физкультура, музыкальная терапия, игровая терапия); занятия в кружках (лепка из глины, кукольная мастерская, рисование) – 2 часа.

2. Кукольный спектакль – 15 мин.

3. Дежурство по кухне (кроме педагогов и родителей – подростки, братья и сестры детей с нарушениями развития) – примерно 4 часа в течение всего дня.

4. Группа психологической поддержки родителей; беседы, лекции для родителей; репетиции большого заключительного спектакля – 1,5 часа.

5. Семейное индивидуальное консультирование, индивидуальная игровая терапия специалиста с ребенком, вечерний костер, еда в детской столовой, педсовет – 1 час.

6. Фольклорные игры – 30 мин.

7. Индивидуальные беседы с родителями – от 15 мин до 1 часа.

Периодичность занятий:

1. Прогулки по лесу, занятия в кружках, кукольный спектакль, еда в детской столовой, группа психологической поддержки родителей, индивидуальное семейное консультирование, индивидуальная игровая терапия, индивидуальные беседы с родителями, педсовет – ежедневно.

2. Дежурство по кухне – обычно один раз в три дня (для каждого участника).

3. Репетиции большого заключительного спектакля – ежедневно в течение последних пяти дней.

Содержательные аспекты работы по программе

К каждой семье прикрепляется ответственный специалист. Он сопровождает ребенка на совместной прогулке без родителей, помогает ему на занятиях в кружках, в детской столовой, проводит работу с родителями. Задача педагога, ответственного за семью – вовлечение ребенка и его семьи в общую жизнь. Часто семьи, особенно в начале смены, стараются жить изолированно, избегают общих занятий, пугаются первых трудностей. Педагог помогает родителям понять, что их ребенок может больше, чем родитель привык от него требовать. Например, в общих хороводных играх дети часто сначала вырываются и убегают, а родители, как правило, им не препятствуют. Педагог снова и снова привлекает ребенка и родителя встать в круг. Постепенно время участия ребенка в хороводе увеличивается, и к концу смены он с удовольствием участвует в совместных играх, а если его возможности позволяют, выбирает игру, выходит в круг, начинает общаться с другими детьми. Таким образом, прикрепление педагога к конкретной семье не дает никому «выпасть» из общей жизни, из фокуса внимания педагогов. Родители вместе с ребенком активно участвуют в общей жизни.

В лагере культивируется максимальное разнообразие форм работы. Например, помимо традиционных индивидуальной и групповой, есть такая форма работы: родители отправляются на прогулку вместе с чужими детьми в сопровождении педагогов, и это позволяет им побывать на месте другого, почувствовать себя компетентным родителем. Основной принцип – вариативность форм работы и гибкость их применения; использование той или иной формы в зависимости от задачи, которая решается с конкретным ребенком. Коррекционная работа ведется в процессе всех занятий.

Важно, чтобы формы работы позволяли всем членам формирующегося коллектива взаимодействовать друг с другом в неформальной обстановке, лучше, если при этом они будут вовлечены в интересную деятельность. Это могут быть кукольный спектакль, соревнования, прогулки, походы и т. п. Необходимо создать как можно больше возможностей для общения каждого с каждым: родителей друг с другом, родителей и педагогов, детей между собой и с другими родителями, с педагогами. Деятельность организована таким образом, чтобы у каждого была возможность проявить себя, свои таланты, свой творческий потенциал. Важно, чтобы в совместной деятельности уделялось внимание каждому. Так, в народных играх все водят хоровод, но дети по очереди становятся водящими.

Стержнем организации работы является режим дня, который сразу создает ощущение предсказуемости, защищенности, позволяет родителям планировать свое время. Это уменьшает тревожность, снимает напряженность, которые неизбежно высоки в начале смены. Расписание дня выстроено так, что у родителей есть свободное время, когда дети уходят на прогулку или совместные занятия со специалистами. И есть время, которое родитель проводит со своим ребенком так, как считает нужным.

Работа проводится по нескольким направлениям (это деление условно, поскольку в каждом занятии решается сразу несколько задач).

Интеграция детей с нарушениями развития

1. Освоение бытовых навыков

Все дети, которым позволяет их психическое и физическое развитие, участвуют в дежурстве по лагерю. В соответствии с составленным в первый день смены графиком назначаются ежедневные дежурные, в обязанности которых входит помощь взрослым в приготовлении пищи, мытье посуды, сервировка и уборка столов, уборка общих помещений, вынос мусора и т. п.

Участие в дежурстве рассматривается специалистами Центра как серьезный воспитательный и социализирующий фактор. Обычно дома дети с особенностями развития не обременены помощью родителям по хозяйству. С детства их оберегают от трудностей, они привыкают к подобной ситуации, томятся бездействием, но в силу стереотипности своих реакций не проявляют особого рвения, чтобы наверстать упущенное. В школе-мастерской Центра в течение учебного года подросткам прививаются определенные навыки помощи по хозяйству, взаимопомощи: они дежурят по кухне, помогают накрывать на стол и убирать посуду. Те же самые навыки предлагается в посильной форме осваивать в лагере.

В лагере для дошкольников важной частью педагогического процесса являются общие трапезы в специальной детской столовой, где дети без родителей, под руководством педагогов и волонтеров, не надеясь на маму, учатся управляться со столовыми приборами, приемлемо вести себя за общим столом, не кричать, выбирать то или иное блюдо, относить посуду в лоток и т. п. Многие дети, как оказывается, гораздо лучше едят «за компанию» в детской столовой, чем дома, где они могут капризничать и отказываться от пищи. Ребенок может научиться есть новые виды пищи. Те дети, которые ели дома только протертую еду, могут научиться жевать и глотать.

2. Решение эмоционально-волевых проблем (снижение уровня тревожности, избавление от чувства одиночества, «отыгрывание» страхов)

Существенное место в лечебно-педагогической работе занимает индивидуальная и групповая игровая терапия. Используются, в частности, заранее подготовленные сюжетные игры (например, организуется поход в лес для спасения «красавицы», украденной «чудовищем»; в таких «страшных» играх решаются эмоционально-волевые проблемы, «отыгрываются» страхи).

Эффективным психологическим тренингом являются совместные традиционные народные игры, которые особенно любят дети.

3. Совершенствование двигательных навыков

В лагере есть все условия для интенсивных занятий по двигательной терапии. Специалистам по лечебной физкультуре открываются широкие возможности разнообразить занятия движением (по сравнению с занятиями в ограниченном помещении в остальное время года). Для этого используются не только спортивное оборудование (мячи, батут, «туннель», обручи и т. п.), но и разнообразные природные условия: естественные препятствия, вода, песок, лес.

4. Обогащение социального опыта ребенка, обучение его навыкам общения со здоровыми сверстниками

Работа по этому направлению ведется на протяжении всей лагерной смены, в процессе всех занятий. Так, во время совместных прогулок дети учатся терпению и взаимопомощи, учатся ждать и помогать друг другу. Огромное значение имеет фактор коллективного взаимодействия во время более длительных походов в лес: здесь есть простор для проявления ответственности детей друг за друга, стремления к действенной взаимопомощи. Народные игры тоже имеют большой социализирующий потенциал: здесь очень важно ощущение равноправного участия в общем деле. Вовлеченный в общую жизнь, при постоянной поддержке педагога, ребенок может изменяться на глазах, становясь заинтересованным и эмоционально увлеченным происходящим, начинает участвовать в жизни коллектива и приобретать или совершенствовать уже имеющиеся навыки общения.

5. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; повышение самооценки и мотивации

В каждом мероприятии, проводящемся в лагере, дети, у которых развиты различные сферы психофизической деятельности, могут проявить свои способности и быть успешными. Занятия строятся так, чтобы каждый ребенок мог стать успешным в чем-либо. Это требует большого разнообразия занятий и игр – как по содержанию, так и по форме.

Например, у детей с синдромом Дауна очень хорошее чувство цвета – это используется на занятиях изобразительным искусством. У детей с аутизмом хорошо развита фантазия, зачастую – феноменальная память, они обладают способностью четко придерживаться правил и потому могут быть успешными в различных играх с правилами. Гиперактивные дети успешны на занятиях физкультурой и в подвижных играх; малоподвижные – в различных видах конструирования из природных материалов. В мероприятиях, требующих активного речевого общения, успешны дети с хорошо развитой речью; на занятиях, связанных с кропотливым ручным трудом, часто добиваются успеха дети с задержкой речевого развития. А поскольку переживание успешности является сильным социализирующим и интегрирующим фактором, создание условий для этого прямо отвечает основным целям лагеря. В результате у детей возрастает самооценка, появляется мотивация и импульсы к дальнейшему развитию.

6. Обеспечение полноценного оздоровительного отдыха детей с нарушениями развития

Для этой части программы важнейшим является использование оздоровительного потенциала разнообразных природных факторов. Почти ежедневно, если позволяет погода, проводятся походы в лес. Дети знакомятся с природой, учатся обращению с костром и походным инвентарем, преодолению препятствий.

На озере любимым развлечением всех без исключения детей становятся купание и катание на лодке. Мягкое ритмичное покачивание плывущей по спокойному озеру лодки хорошо успокаивает детей, помогает формированию чувства равновесия, мягко укрепляет и тренирует вестибулярный аппарат. Любование чудесными видами просторной водной глади и берегов озера вырабатывает ощущение пространства, дает детям новые свежие ощущения.

На занятиях ручной деятельностью большое внимание уделяется лепке из глины, рисованию на земле, работе с песком, конструированию и строительству из природных материалов.

Реабилитация семей

Условия летнего лагеря, где вместе живут и отдыхают дети, родители и педагоги, создают удачные предпосылки для проведения эффективной семейной психотерапии. Атмосфера «общего дома», для создания которой очень подходит палаточный лагерь, способствует тому, чтобы в случаях возникновения различных трудностей родители не оставались один на один со своими проблемами, активно участвовали в совместных мероприятиях, чувствовали заинтересованность специалистов в помощи их детям. Специалисты помогают членам семьи приобрести опыт взаимодействия с ребенком в различных жизненных ситуациях, адекватно общаться в этих ситуациях с окружающими; способствовать расширению мира своего ребенка и ощущать себя полноценными членами общества. Семейные психологи не только консультируют родителей по вопросам их семейной ситуации и взаимоотношений с ребенком, но и помогают другим специалистам налаживать с родителями отношения взаимопонимания и партнерства, способствующие решению основных проблем ребенка.

1. Развитие партнерских отношений между профессионалами и родителями

В летнем лагере ежедневно происходят специальные встречи родителей и педагогов. На этих встречах совместно с психологами обсуждаются наиболее волнующие родителей проблемы, связанные как с конкретным ребенком, конкретной проблемой, так и с жизнью лагеря в целом.

2. Обеспечение родителей информацией о состоянии их ребенка, способах взаимодействия с ним дома, методах его развития и обучения

Разнообразная информация предоставляется родителям педагогами и психологами в индивидуальных беседах. Педагоги рассказывают о состоянии их ребенка, способах взаимодействия с ним дома, методах его развития и обучения.

Родителям оказывается квалифицированная помощь в понимании (зачастую – и принятии) своего ребенка; проводится практическое обучение родителей принципам конструктивного взаимодействия с ребенком.

3. Психологическая помощь, эмоциональная поддержка членов семей

В лагере действует группа родительской поддержки. На встречах группы (они проходят в утренние часы, когда ребенок находится на занятиях) присутствуют все родители, а также один или два семейных психолога. Темы для занятий в группе психологической поддержки могут быть предложены самими родителями. Это те наболевшие проблемы, которые родителям оказалось крайне трудно решать в одиночку.

Например, могут обсуждаться такие темы, как «Гармонизация внутрисемейных отношений», «Взаимодействие разных поколений в семье», «Агрессия и способы ее преодоления», «Обучение ребенка навыкам самообслуживания», «Выработка правил поведения в общественных местах», «О перспективах дальнейшей жизни ребенка с тяжелыми нарушениями развития», и многие другие.

Большой интерес представляют информационные сообщения волонтеров-иностранцев об организации социальной помощи инвалидам в их странах, о различных типах домов пребывания для инвалидов. Обсуждается и очень важная для всех проблема школьного образования детей-инвалидов с тяжелыми психическими нарушениями в России.

Занятия в группе родительской поддержки, консультации с психологами способствуют эмоционально-психологической реабилитации семьи, имеющей особого ребенка, позволяют добиться избавления от тягостного чувства ущербности собственной семьи, чувства одиночества и неуспешности.

Сама ситуация лагеря помогает избавиться от привычных стереотипов общения с ребенком. При общении с другими семьями родители могут увидеть своих детей со стороны, «в новом свете». Это очень важный опыт для родителей, в результате которого гармонизируются их взаимоотношения с ребенком. Если раньше часто это были симбиотические связи, то теперь возможно выстраивание более соответствующих возрасту отношений. Родители начинают активнее участвовать в общей жизни лагеря, более оптимистично оценивают будущее. Родитель в силу этого позволяет себе быть счастливым, уменьшается его чувство вины.

Одной из форм социально-психологической реабилитации семей является вовлечение родителей в работу творческих кружков. В лагере родители могут проявить свои творческие возможности в кукольных и драматических спектаклях, в лепке из глины, в танцах и пении и т. д. В кружки приглашаются все желающие дети и взрослые. Нередко родители увлекаются и открывают для себя новые интересные формы творчества. Это придает им силы, становится дополнительным ресурсом. В процессе творчества происходит непосредственное общение родителей друг с другом и с педагогами.

4. Возможность отдыха для родителей

Нередко только в лагере у родителя появляется возможность забыть о своих постоянных проблемах и полноценно отдохнуть. Возможность хотя бы на несколько часов в сутки передать ребенка доброжелательным и надежным людям или разделить с ними заботу о ребенке позволяет родителям возвратиться к социальной жизни, уделить хоть немного внимания собственным нуждам, почувствовать поддержку, избавиться от ощущения одиночества. В лагере есть условия для разнообразных форм отдыха родителей. Например, они могут потанцевать на занятиях танцевального кружка, а когда ребенок уснул, посидеть у костра, сходить на рыбалку.

В народных играх родители имеют редкую возможность «на равных» со своим ребенком участвовать в коллективном «действе», происходит раскрепощение «напряженных» родителей, возникает чувство общности, исчезает столь присущее этим семьям ощущение изоляции. Дежурство по кухне и лагерю также дает возможность родителям отдохнуть от обязанностей по уходу за ребенком.

Адаптация здоровых детей

Братья и сестры особых детей, дети специалистов играют одну из центральных ролей в работе лагеря: ведь именно они создают ядро коллектива, в который учится интегрироваться особый ребенок. Первостепенной становится задача налаживания полноценных отношений между детьми с нарушениями развития и обычными детьми. Здесь следует учесть, что общение со здоровыми сверстниками является жизненно важным и весьма дефицитным опытом для большинства детей с тяжелыми психическими нарушениями.

Опыт Центра лечебной педагогики, а также работа созданных им и переданных в государственную систему образования интегративных образовательных учреждений, ясно показали, что грамотное соединение в едином сообществе (детском саду, группе, классе, лагере) столь разных детей при правильном подходе оказывается крайне благотворным для тех и других. Слабые дети тянутся за сильными, сильные помогают более слабым, а все вместе получают бесценный нравственный опыт и опыт социальной адаптации, приобретают способность к социальному творчеству.

Основные итоги проведения лагеря

1

Дети с нарушениями развития, которые участвуют в работе лагеря, проходят курс реабилитации в необычных, подчас экстремальных, природных условиях, в результате чего они приобретут множество новых впечатлений, а вместе с ними – и новые импульсы развития. Это безусловно положительно сказывается на их эмоциональном и психофизическом состоянии.

2

Оказавшись в ситуации, где вся жизнь коллектива (включая еду, сон, занятия и развлечения) подчиняется определенным законам, особые дети естественным образом воспринимают эти законы, что является важным шагом на пути социализации. Практика проведенных лагерей показала, что таким образом решаются многие задачи, которые не под силу решить родителям в обычной жизни семьи.

3

Дети с нарушениями развития, впервые побывав в качественно новой социальной среде, получат богатый, разнообразный, неоценимый опыт общения с множеством новых людей, как взрослых, так и своих сверстников, значительно расширят круг своих социальных связей. Теплая, дружественная атмосфера лагеря, высокая степень сплоченности всего коллектива создают ребенку ощущение защищенности и безопасности социального окружения.

4

В ситуации лагеря при поддержке педагогов дети, как правило, успешно осваивают новые для себя навыки. Им удается привить ряд правил гигиены и поведения за общим столом, установить режим питания, научить жевать и глотать, упорядочить сон и т. п.

5

В лагере раскрываются творческие возможности каждого ребенка, у детей возрастает самооценка, появляется мотивация к дальнейшему развитию, формируются самостоятельность, чувство ответственности и независимости.

6

Родители, получив новые знания, становятся более компетентными, часто переходят на более высокий уровень общения с детьми. Они начинают по-другому относиться к своему ребенку, «принимать» его, что безусловно способствует успешному решению его проблем.

7

Опыт взаимодействия в условиях лагеря позволяет родителям преодолеть самоизоляцию и расширить круг общения, улучшает эмоционально-психологический климат внутри семьи.

8

Родители получают мощный социальный импульс, который помогает преодолеть возникающую в семьях социальную и коммуникативную депривацию. После лагеря родители зачастую становятся более активными, приступают сообща к решению общественно важных задач. Используя опыт психологических тренингов, родители становятся способны вести более содержательный и аргументированный диалог с властными структурами, выступая защитниками прав своих детей.

9

Здоровые дети приобретают новый для себя опыт общения со сверстниками с нарушениями развития, учатся адекватно относиться к таким людям и впоследствии смогут избежать влияния негативного отношения общества к особому ребенку. Братья и сестры особых детей получают психологическую поддержку. Этот опыт трудно переоценить: ведь дети нередко видят примеры нетерпимого, недоброго отношения к ребенку с тяжелыми нарушениями развития.

10

В процессе тесного общения с семьями своих подопечных педагоги и психологи смогут решить ряд диагностических задач, необходимых для дальнейшей успешной лечебно-педагогической работы с детьми. Ведь корни проблем ребенка зачастую кроются в проблемах семьи. Именно при таком неформальном общении часто удается сделать наиболее эффективные шаги на пути решения проблем развития ребенка.

11

Полезным пребывание в лагере является для стажеров и волонтеров. Помогая специалистам, ассистируя на занятиях, они приобретают ценный опыт, обучаются профессиональной работе и интегрируются в профессиональное сообщество.

Литература

1. Жуков Е. С., Карвасарская И. Б., Марцинкевич Н. Е., Покровская С. В. Практические рекомендации по социально-психологической адаптации детей с тяжелыми психическими заболеваниями в летнем оздоровительном лагере реабилитационного туризма // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – Вып. 3. – С. 98–110.

2. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М.: Теревинф, 2003.

3. Красовская В. Д. В летнем лагере «Круга». www.downsideup.org/_deti/letokroug.htm

4. Опыт работы интеграционной школы: Сборник. Научный редактор – канд. психол. наук Любимова Г. Ю. – М.: Ковчег, 2004

5. Сведения о летнем интегративном лагере реабилитационного туризма «Онега». – СПб.: Общественный фонд помощи детям с особенностями развития. – «Отцы и дети», 2001