Когда и как проводить лечебную физкультуру для грудничков? Зарядка для новорожденных.

Новорожденный ребенок большую часть времени проводит во сне. Так сама природа помогает ему пройти период адаптации к новому миру. Во сне все процессы протекают мягче. Бодрствует новорожденный совсем немного - не более двух часов в сутки. Пробуждения его связаны чаще всего с естественными нуждами - желанием поесть, мокрыми пеленками или болями в животе из-за колик. Короткими промежутками бодрствования можно и нужно умело пользоваться.

Для развития малыша будет полезна специальная гимнастика, которая разрешена буквально с самых первых дней жизни. О том, как и зачем ее делать, мы расскажем в этой статье.



Польза

Польза гимнастики для новорожденных мало у кого вызывает вопросы: зарядка никогда не идет во вред, если проводится правильно. Для малышей, которые только что появились на свет, гимнастические упражнения имеют особое значение.

После девяти месяцев в материнской утробе, проведенных в довольно стесненных условиях (особенно тесно было в последние 2 месяца перед родами), нет ничего удивительного в физиологическом гипертонусе мышц, который регистрируется почти у всех грудничков. Гимнастика помогает быстрее избавиться от излишней напряженности в мышцах, малыш получает возможность расти и развиваться физически в более комфортных условиях.

Гимнастика - это не просто комплекс упражнений. Во всяком случае, малыш видит ее иначе: для него это возможность близкого тактильного контакта с мамой. Его отсутствие или недостаток приводят к скудному эмоциональному развитию малыша, к замедлению его психического развития.


Гимнастика улучшает кровообращение, что хорошо сказывается на аппетите, пищеварении и качестве сна: дети спят более глубоко и спокойно. Развиваются мышцы, укрепляются суставы и связки. Все это потом обязательно пригодится ребенку, когда он начнет осваивать перевороты, ползание, ходьбу. Доктор Комаровский, мнение которого имеет вес для многих мам, считает, что гимнастика и закаливание с первых же дней - залог здорового и крепкого иммунитета в будущем.

Противопоказания

Относительными противопоказаниями к гимнастическим упражнениям для новорожденных считаются врожденные пороки сердца, гемангиома, а также наличие большой пупочной или паховой грыжи. Иногда врачи рекомендуют воздержаться от гимнастических упражнений при определенных врожденных заболеваниях суставов и опорно-двигательного аппарата, например, при незрелости тазобедренных суставов гимнастику нужно делать особенную, лечебную и только тогда, когда малыш немного подрастет.

Гимнастику не делают, если у ребенка рвота, диарея, повышенная температура.

Обязательно нужно задать вопрос о возможности занятий педиатру - он посетит вас уже на следующий день после выписки из роддома. Подавляющему большинству малышей такие занятия доктора разрешают, причем с удовольствием: желание мамы развивать своего ребенка всегда похвально.


Общие принципы

Если противопоказания отсутствуют, целесообразно начинать заниматься с ребенком с 1,5-2 недель. К этому времени малыш достаточно хорошо адаптируется к новой среде обитания. Маме, которая намерена заниматься с ребенком гимнастикой, нужно знать некоторые общие правила, которые помогут добиться максимальной пользы и сделать сам процесс занятий интересным и приятным для всех.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Только ежедневная гимнастика, а не пара упражнений от случая к случаю будет полезной и действенной.
  • Для занятий используйте ровную поверхность, которая не будет проваливаться под весом малыша - стол, столешницу, пеленальный столик или крышку комода.
  • Повторяйте каждое упражнение не более 3-5 раз, этого вполне достаточно, чтобы малыш не уставал.
  • Превратите занятие в игру - со стихом, песней и прибауткой. Малышу это обязательно понравится.
  • Делайте гимнастику в проветренном помещении, в котором нежарко (не более 21 градуса тепла), снимайте на время гимнастики подгузники и всю одежду. Летом, если на улице тепло и не дождливо, можно проводить гимнастику на свежем воздухе.
  • Заставлять ребенка делать зарядку нельзя. Если грудничок капризничает и плачет, не стоит продолжать выполнять упражнения. К гимнастике можно будет вернуться тогда, когда ребенок будет настроен на игру и общение.
  • Составляя программу гимнастики для своего ребенка, выбирайте только те упражнения, которые подходят ему по возрасту, ведь избыточная физическая нагрузка может навредить.
  • Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  • Длительность занятия установите на уровне 10 минут. Для начала - не более 2 минут, потом каждые два дня увеличивайте время на одну минуту, пока не достигнете десятиминутной «тренировки».



Зарядку можно проводить несколько раз в день:

  • после пробуждения и утренних гигиенических процедур – утреннюю;
  • гимнастику в сочетании с общеукрепляющим массажем – в первой половине дня;
  • несколько расслабляющих упражнений в составе успокаивающего вечернего массажа, который делают перед купанием.



Проводите гимнастику на разогретые мышцы, если даже не проводите предварительного массажа: легко растирайте ладонями ручки, ножки, живот и спинку, прежде, чем перейти к выполнению комплекса упражнений.

Также следите за тем, чтобы ребенок не был голоден на момент занятий, поскольку голод будет отвлекать его, малыш начнет плакать. Опасно делать упражнения и сразу после еды - это может спровоцировать обильное срыгивание.

Оптимально запланировать занятие через полтора часа после еды или за час до очередного кормления.

Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев

Классические упражнения возможно сочетать с массажем, воздушными ваннами. Хорошо приемы классической гимнастики подходят для утреннего занятия, которое мама проводит после умывания, обработки пупочка. Классическая гимнастика выполняется в статичном положении: ребенок находится в стабильном положении в пространстве. Это основное отличие классического комплекса от динамического, о котором мы расскажем ниже.

Маме на заметку можно посоветовать несколько игровых упражнений, которые обязательно пригодятся маме грудного малыша от 2 недель до 2 месяцев.

  • «Гусеничка». Исходное положение - лежа на животе. Мама подносит ладонь к стопам малыша и слегка надавливает на них поступательным движением вперед. Малыш рефлекторно совершает поползновение вперед. Так тренируются мышцы живота, ног, спины. Ползание практикуют с самого раннего возраста именно для этого, а вовсе не для того, чтобы научить ребенка ползать, как думают многие.


  • «Эмбрион ». Поза, которую ребенку нужно принять в ходе выполнения этого упражнения, достаточно проста и привычна для него. В ней ребенок находился в маминой утробе. Положите малыша на бок, подведите колени к животу, а ручки удерживайте у груди. Слегка наклоните голову малыша подбородком вниз, к груди. Удерживайте его в таком положении 15-20 секунд, потом отпустите. Повторите 4-5 раз.
  • «Топотун». Поднимите малыша, захватив под мышками, дайте пальчикам ног упереться в поверхность стола и перемещайте малыша вперед. Он рефлекторно будет делать «шаги» по столу. Не расслабляйте свои руки, вес ребенка ни в коем случае не должен ложиться на его неокрепшие конечности и позвоночник.
  • «Велосипед». Исходное положение - лежа на спине. Возьмите ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.
  • «Червячок» . Исходное положение - лежа на боку. Проведите пальцами вдоль позвоночника ребенка без нажима и давления. Рефлекторно малыш выгнет спинку, а потом снова вернет ее в исходное положение.
  • «Атлет». Исходное положение - лежа на спине. Возьмите ручки малыша в свои руки. Подведите их к груди, разведите в разные стороны, потом поднимите вверх и опустите вдоль тела. Первое время повышенный мышечный тонус будет существенно ограничивать подъемы и опускания, следите за тем, чтобы ребенку не было больно.


Если ребенку уже более двух месяцев и его возраст приближается к 3 месяцам, вполне можно усложнить программу классической гимнастики следующими упражнениями:

  • «Дельфинчик». Исходное положение - лежа на животе. Положите свои ладони под грудь и живот ребенка, на несколько секунд невысоко приподнимите его на ладонях над поверхностью массажного стола. Все группы мышц, особенно шейные, мышцы спины и живота напрягутся. Спинка прогнется, а головка поднимется выше. Потом аккуратно опустите малыша обратно в исходное положение. Повторяйте 3-4 раза.
  • «Лыжник». Положите малыша на спинку, возьмите одну ножку за стопу, аккуратно распрямите ее в колене и скользящим движением проведите стопой крохи по своей ладони. Потом аналогично проведите упражнения для второй ноги. Это будет похоже на бег лыжника.
  • Следующее упражнение достаточно сложное, его рекомендуется начать делать не ранее 3-месячного возраста. Называется оно «Веретено». Его суть - в тренировке косых мышц живота и длинных мышц спины. Положите ребенка на спинку. Одной рукой захватите ножки, второй потяните за правую ручку с одновременным отведением ножек влево. Малыш перевернется на живот. Потом практикуйте перевороты через противоположную сторону.



Можно добавить упражнения на фитболе – как на спине, так и на животе.

Динамическая зарядка

Этот вид гимнастики для грудничков относится к категории развивающих. Упражнения используются более сложные, все они проводятся в движении с переменой положения тела ребенка в пространстве. Качание, вращение помогают не только развивать мышечную систему, но и эффективно тренируют вестибулярный аппарат ребенка.

Динамические упражнения имеют больше противопоказаний, чем классические, а потому родителям помимо консультации врача предварительно желательно получить пару уроков у специалиста ЛФК. Такой тип гимнастики не показан при кривошее , слабости и недоразвитости суставов. Для начала мама может посетить кабинет ЛФК в поликлинике, пройти несколько групповых занятий с малышом, только после этого возможно домашнее применение полученных навыков – естественно, с осторожностью и соблюдением техники выполнения упражнений.

Программы динамической гимнастики могут быть различными, вот лишь несколько упражнений для домашнего использования.

  • «Летчик». Положите малыша на живот. Одной рукой крепко обхватите запястье крохи, а второй - ногу в области голени с той же стороны. На несколько секунд приподнимите малыша и аккуратно опустите обратно. Повторите упражнение с ручкой и ножкой с другой стороны.



  • «Альпинист». Исходное положение - лежа на спине. Захватите руками ножки малыша чуть выше щиколоток, слегка приподнимите ребенка за ножки, чтобы ноги были в воздухе, а голова - на столике. Слегка потрясите его и плавно опустите обратно.
  • «Самолетик». Это упражнение знают все. Его выполнение лучше доверить папе, его руки крепче маминых. Одной рукой возьмите лежащего на животе малыша под грудь, второй - под животик с противоположной стороны. Малыш должен быть хорошо зафиксирован. Покатайте его по комнате, изображая звук самолета, меняйте высоту «полета», можно несколько раз покружить малыша. Не стоит подбрасывать ребенка в воздух и ловить его, как делают некоторые представители старшего поколения, это создает избыточную нагрузку на позвоночник и кости таза.

Динамическая гимнастика, по словам сторонников ее применения, позволяет не только развивать малыша, но и укреплять психологическое доверие между ребенком и взрослым. Многие специалисты рекомендуют начинать ее новорожденным уже с 1 месяца.

При нормальном самочувствии мамы и малыша можно делать гимнастику для новорожденных с первых дней жизни: первоначальная зарядка совсем проста, она больше напоминает массаж, а по мере взросления комплекс усложняется. Физические упражнения для новорожденных направлены на формирование скелета, развитие и укрепление суставов и мышц. Ну и ко всему прочему подобные совместные занятия очень полезны в эмоциональном плане.

Как делать гимнастику с новорожденным и противопоказания для зарядки

Как делать зарядку с новорожденным, чтобы занятия приносили радость и ребенку и его родителям? Гимнастику следует проводить в подготовленном помещении: температура воздуха в комнате должна быть 20-22 °С, в теплое время года упражнения выполняются при открытом окне. На пеленальный столик (высота 70 см, размер поверхности 120×120 см) кладут свернутое вчетверо байковое одеяло, накрывают его клеенкой и чистой пеленкой. Перед тем как делать гимнастику с новорожденным, следует подготовить руки: подстричь ногти, вымыть руки с мылом, снять кольца и часы.

Упражнения проводятся за 30 мин до кормления малыша или через 50 мин после него. Продолжительность первых занятий - 6-8 мин, время постепенно увеличивают до 10-15 мин к 5-6 месяцам. При этом учитывается реакция ребенка на упражнения: все в порядке, если малыш спокоен, гулит, тело и конечности у него теплые, розового цвета.

Упражнения для новорожденных с первых дней жизни нужно сопровождать ласковым обращением к ребенку, после завершения комплекса - завернуть малыша в теплую пеленку и уложить отдохнуть на 20-30 мин. Физические упражнения начинают проводить с 1,5 месяцев, при хорошей реакции малыша в течение года вводятся 5 комплексов (для здорового ребенка).

Противопоказания к гимнастике для новорожденных детей на первом году жизни:

  • повышение температуры выше 37,3-37,5 °С;
  • в период разгара заболевания, когда повышается чувствительность кожи;
  • недостаточный вес ребенка (гипотрофия);
  • гнойничковые и другие острые воспалительные заболевания кожи;
  • врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации (с выраженной синюшной окраской кожи);
  • грыжи с наклонностью к ущемлению.

Ниже описано, какую гимнастику делать новорожденным с первых дней жизни и до наступления 12-месячного возраста.

Какую зарядку делать новорожденным детям: развивающая гимнастика

В комплекс упражнений для новорожденных входят так называемые рефлекторные тренировки, больше напоминающие . Растяжки помогают избавить ребенка от мышечной скованности, улучшают кровообращение, главное - при выполнении таких упражнений не следует применять силу, чтобы избежать сопротивления суставов и мышц.

Упражнение 1. Предназначено для развития лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею. Исходное положение при выполнении этого упражнения для новорожденных с первых дней - лежа на животе. Одной рукой проводить массаж в точках около позвоночника на уровне II -VII и I-VI грудных позвонков, другой рукой помогая малышу приподнимать голову.

Вариант гимнастики для новорожденных с первых дней и до второй-третьей недели жизни: под грудь подложить плоский валик и привлекать внимание ребенка в момент приподнимания головы яркой игрушкой и ласковыми словами (для удержания мышечного напряжения шеи).

Упражнение 2. Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Сделать массаж стоп (каждый прием выполняется по 4-6 раз):

  • поглаживание. Поддерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцами другой руки выполнить поглаживание тыльной поверхности стопы от пальцев до голеностопного сустава, затем боковых поверхностей стопы, всей подошвы в направлении от пальцев к пятке;
  • растирание. Поддерживая стопу ребенка обеими руками, большими пальцами выполнить спиралеобразное растирание стопы снизу вверх, боковых поверхностей. Затем, поддерживая ногу малыша одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки сделать спиралеобразное растирание подошвы от пальцев к пятке и обратно;
  • повторить поглаживание;
  • указательным пальцем надавить на подошву ребенка у основания 2-3-го пальцев - в ответ ребенок сгибает пальцы.

Провести пальцем по середине стопы сверху до середины пятки, при этом слегка нажимая; в ответ ребенок разгибает пальцы. Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам - в ответ происходят разгибание большого пальца, расхождение 2-5-го пальцев веером и отведение стопы (рефлекс Бабинского). Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4 - рефлекторное ползание. Исходное положение - лежа на животе. Подвести руки под подошвы ребенка и надавить на них, слегка согнув ножки в коленях - в ответ ребенок, оттолкнувшись от рук, как от опоры, разгибая ножки, сделает движение вперед.

Упражнение 5 - потанцовывание. Это упражнение зарядки для новорожденных детей выполняют с полутора до трех месяцев. Исходное положение - двумя руками удерживать ребенка за грудную клетку в вертикальном положении над горизонтальной опорой (пеленальным столом). Опускать ребенка до касания стопы с поверхностью опоры - в ответ малыш будет отталкиваться от стола (подпрыгивать или пританцовывать). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6 - вариант упражнения для стимулирования опоры и шаговых движений (развитие вертикальной установки тела). Исходное положение ребенка - стоя с поддержкой взрослого. Чтобы делать такую гимнастику с новорожденным, нужно обхватить ребенка двумя руками на уровне груди, ногами он должен опираться о твердую (не скользкую) поверхность или круглую палку, которая будет перекатываться у него под ногами. В момент прикосновения к опоре будет появляться то же движение - выпрыгивание вверх.

Упражнение 7 - разгибание позвоночника. Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение - ребенок лежит на боку. Большим и указательным пальцами правой руки провести (без усилия и быстро) по линиям вдоль позвоночника с двух сторон от шеи к копчику. В ответ малыш выгнется дугой (рефлекс Таланта). В процессе того как делать зарядку с новорожденным, нужно повернуть ребенка на другой бок и повторить упражнение.

Упражнение 8 - поворот со спины на живот. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища. Дать ребенку правой ручкой захватить указательный палец правой руки и потягивать согнутую в локте ручку вперед так, чтобы малыш повернулся головой, плечами и всем туловищем сначала на правый бок, а затем на живот. Повторить в другую сторону.

Упражнение 9 - разгибание позвоночника и ног в положении на весу (лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову). Предназначено для детей 1,5-3 месяцев.

Вариант 1: «Пловец». Исходное положение - лежа на животе. Одну руку подвести под живот, другой обхватить ноги малыша в области голеностопных суставов и приподнять над столом. В ответ ребенок отводит назад голову и плечи. Выполняется 1 раз.

Вариант 2: «Парение». Исходное положение для выполнения этого упражнения для новорожденного ребенка - лежа на животе. Обе руки подвести ребенку под живот и приподнять над опорой. В ответ происходит отведение головы и плеч назад.

А какую зарядку можно делать с новорожденным, используя гимнастический мяч?

Упражнение 10 - на мяче. Предназначено для тренировки вестибулярного аппарата у детей с 1 месяца.

Вариант 1. Исходное положение ребенка - лежа животом на мяче. Левой рукой, придерживая за ноги, правой - верхнюю половину туловища, опускать ребенка ножками вниз до упора с горизонтальной поверхностью (полом).

Вариант 2. Исходное положение ребенка - лежа спиной на мяче. Левой рукой, придерживая за ножки, правой за верхнюю половину туловища, опускать ребенка ножками вниз до опоры.

Видео упражнений для новорожденных демонстрирует, как нужно заниматься развивающей гимнастикой с младенцами:

Гимнастика с новорожденными для развития суставов

В гимнастику для новорожденных первых месяцев жизни обязательно входят пассивные упражнения для суставов.

Упражнение 1 - скрещивание рук на груди и отведение их в стороны. Предназначено для детей 3-4 месяцев. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Обхватить кисти малыша руками. Привести руки ребенка к груди, как бы обнимая ее (скрестить руки малыша на груди), затем, полностью разгибая руки малыша в локтевых суставах, отвести их в стороны на уровне плеч до соприкосновения с поверхностью стола. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2 - сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение при выполнении этого упражнения гимнастики для суставов новорожденных - лежа на спине. Взять ребенка за кисти рук и поочередно сгибать и разгибать руки малыша на уровне груди. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3 - хлопок ладошек. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Взять ребенка за кисти, его руки должны быть полностью разогнуты в локтевых суставах (выпрямлены). Поднять руки вперед и вверх (хлопок ладошки о ладошку), отвести в стороны до соприкосновения с поверхностью стола. Повторить 4-6 раз.

Какие ещё упражнения делать с новорожденным для развития суставов?

Упражнение 4 - одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног. Предназначено для детей 4- 6 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Расположить руки ребенка вдоль туловища, обхватить руками его голени. Выполняя такую гимнастику для новорожденного ребенка, нужно медленно и осторожно сгибать ноги малыша в коленных и тазобедренных суставах, слегка нажимая его согнутыми ножками на живот. Медленно разогнуть ножки до исходного положения. Выполнить сгибание и разгибание ног вместе 3-4 раза, затем сгибание и разгибание попеременно 3-4 раза.

Упражнение 5- «топание». Предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Обхватить голеностопные суставы малыша спереди, согнуть ножки и прижать ступни к столу. Попеременно сгибать и разгибать ноги малыша, не отрывая ступни от стола. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 6 - поднимание выпрямленных ног. Это упражнение для развития новорожденного предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на животе. Левой рукой взять ребенка за оба голеностопных сустава, правой - фиксировать поясницу. Слегка приподнять туловище малыша над столом, затем опустить в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7 - отведение рук в стороны и опускание их вниз. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Взять ребенка за кисти выпрямленных рук, отвести их в стороны до соприкосновения с поверхностью стола, затем, скользя по этой поверхности, опустить руки вниз до касания туловища. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8 - попеременное поднимание и опускание рук. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Занимаясь такой развивающей гимнастикой для новорожденных, нужно взять ребенка за кисти выпрямленных рук, одну руку поднять вверх на уровень головы до касания со столом, вторую опустить вниз до касания с туловищем и столом. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 9 - круговые движения руками. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища. Держа ребенка за кисти, выполнять круговые движения выпрямленными руками. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10 - отведение плеч назад со сведением лопаток. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на_ животе. Осторожно развести руки малыша в стороны, согнуть их в локтевых суставах и отвести плечи назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-3 раза.

Посмотрите видео гимнастики для новорожденных, включающей пассивные упражнения для суставов:

Какие упражнения делать с новорожденным: комплекс для развития

Какую гимнастику делать новорожденному, используя активные упражнения?

Упражнение 1 - присаживание. Предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Вложить большие пальцы в ладошки малыша, потянуть ребенка за отведенные в стороны руки. Сначала ребенок поднимает голову, затем плечевой пояс и, наконец, садится. Повторить 1-3 раза.

Упражнение 2 - вставание на ножки. Это развивающее упражнение для новорожденных предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтях. Взять ребенка за локти и приподнимать, помогая малышу сначала встать на колени, а затем приподняться на ноги. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 3 - ходьба при поддержке (переступание). Предназначено для детей 4-9 месяцев. Исходное положение - лицом к инструктору (матери). Поддерживая малыша под мышки, стимулировать его переступание (6-8 шагов). С 5 месяцев можно выполнять 3-4 шага при поддержке за кисти рук. С 7 месяцев разрешается выполнять упражнение при поддержке за кисть одной руки.

Упражнение 4 - ползание. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на животе, на жесткой опоре (на полу). Положить перед ребенком яркую игрушку, и по просьбе: «Достань игрушку!» малыш ползет. Выполнить 3-5 раз.

Упражнение 5 - вставание на ноги. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на животе. Инструктор охватывает своими руками большие пальцы рук ребенка, отводит руки малыша вперед и вверх, затем - назад и в стороны.

Ребенок вместе с руками приподнимает голову, плечи, туловище, встает сначала на колени, затем на ноги. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 6 - доставание игрушки из положения стоя. Исходное положение - ребенок стоит на столе спиной к инструктору (матери), перед ним на столе лежит яркая игрушка. Левой рукой прижать к себе ножки малыша, правой придерживать его за туловище (рука на его животе). Попросить: «Достань игрушку!» Ребенок должен наклониться и взять игрушку. По просьбе: «Дай мне игрушку!» малыш выпрямляется и отдает игрушку. Выполняется 1-2 раза.

Упражнение 7 - ходьба при поддержке под мышки. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка - стоя. Положить перед малышом кубик. При поддержке под мышки на счет «раз» ребенок встает на кубик, на счет «два» - сходит с кубика. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 8 - присаживание с фиксацией коленей. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Одной рукой фиксировать (не надавливая на колени) ноги ребенка в области коленных суставов, другой рукой держать перед малышом яркую игрушку, стимулируя ласковыми просьбами перейти в положение сидя. Выполняя это развивающее упражнение, новорожденный при возврате в исходное положение должен опираться рукой о стол. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 9 - с кольцами. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка - стоя, руки с кольцами опущены. Взять за кольца. По просьбе инструктора (матери) ребенок должен сгибать и разгибать руки. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10- приседания. Предназначено для детей 9-12 месяцев.

Исходное положение ребенка - стоя. При помощи рук и словами побуждать малыша присесть, а затем встать. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 11 - поворот туловища с наклоном. Предназначено для детей 9-12 месяцев.

Исходное положение - сидя на коленях у взрослого. Расположить яркие игрушки по обе стороны от малыша, фиксировать его ноги коленями. По просьбе: «Достань игрушку» ребенок должен поворачиваться с наклоном вправо, затем влево. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 12 - ходьба за каталкой. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение - стоя, держась обеими руками за каталку. Стимулировать малыша просьбами и ходить за каталкой в течение 30-60 секунд. При необходимости нужно помочь ребенку.

На видео «Зарядка для новорожденных» показано, как выполнятся все эти упражнения:

Статья прочитана 5 308 раз(a).

Зарядка - важный элемент физического развития не только для нас, взрослых людей, но и для детей грудного возраста. И пусть младенец еще не понимает необходимости этих «странных действий», которые совершает с ним мама, держа его то за ручки, то за ножки, он воспринимает это как игру, но вы-то знаете, как важна эта игра для развития координации движений, закрепления и совершенствования некоторых важных навыков...
С какого возраста следует делать с грудничком зарядку?

Ответ на этот вопрос вы должны получить от вашего педиатра. Он разработает индивидуальный комплекс гимнастических упражнений, учитывая особенности и состояние здоровья вашего малыша, даст все необходимые рекомендации и подскажет, когда лучше начать заниматься. Безусловно, все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям ребенка. Ни в коем случае нельзя сажать или ставить малыша, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках!

В первые три месяца жизни ребенка рекомендуются упражнения, основанные главным образом на врожденных рефлексах, связанных с разгибанием туловища и конечностей. Это уравновешивает тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры малыша, что очень важно, так как способствует развитию движений, помогающих фиксировать позу и контролировать изменение положения тела в пространстве, а также тренирует ручную умелость. После 3-4 месяцев выполняются упражнения, в основе которых лежат врожденные рефлексы положения (постуральные рефлексы), и вводятся пассивные упражнения (те, для совершения которых сам ребенок не прилагает усилий, их совершают родители). Вы можете также ориентироваться на реакцию самого ребенка: если при выполнении упражнения он напряжен или капризничает, лучше отложить это упражнение до следующего раза.
Что дает младенцу гимнастика?

Помимо удовольствия и хорошего настроения двигательные упражнения обеспечивают малышу увеличение притока крови к мышцам, совершенствование функции коры надпочечников, улучшение обмена веществ, а также стимулируют более прочное соединение мышц с костями. Гимнастические упражнения, проводимые с грудничком, не только закрепляют и совершенствуют возникающие у него навыки, но и подготавливают само появление этих навыков. Если заниматься с малышом регулярно, делая одинаковые упражнения, то вскоре он сможет выполнять их самостоятельно.
Вы собрались перепеленать кроху? Это лучший момент для проведения зарядки. Во-первых, малыш голенький (распашонки и пеленки вам будут только мешать при выполнении движений). Во-вторых, пеленальный стол - самое удобное место для проведения зарядки. Можно использовать и обычный, но, положив на него предварительно поролон толщиной 3-4 см.
Общие положения, которые должны соблюдаться при проведении всех гимнастических комплексов для грудничков:

Занятия проводятся ежедневно, систематически (по несколько раз в день), на протяжении всего первого года жизни младенца.

Следует заниматься с малышом гимнастикой за 30 минут до кормления или через час после него.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренном помещении, оптимальная температура воздуха в котором + 21-22°С.

Все упражнения повторяются по 3 раза. Сначала делают по 3-5 упражнений, а через 3-5 дней - все упражнения комплекса.

Продолжительность зарядки - 10-15 минут.

Сопровождайте упражнения ласковыми словами и улыбкой, это вызовет у малыша положительную реакцию.

Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев по коже ребенка, так, чтобы кожа не собиралась в складки.

Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу и подмышкам, ног - от стоп к паху, живота - по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.

Не следует заниматься гимнастикой с ребенком, когда он простужен, испытывает недомогание или устал.

Существуют упражнения, полезные для большинства детей одного возраста (если, конечно, нет индивидуальных противопоказаний).

Итак, готовы?

Упражнения для первого месяца жизни.

И.п. - на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на середину ладони младенца. Малыш реагирует на это, открывая рот, слегка вытянув вперед губы, приподнимая голову и напрягая мышцы плечевого пояса и рук.

И.п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони крохи. Убедитесь, что он хорошо захватил их. Крепко держась за ваши пальцы, ребенок должен приподнять голову и верхнюю часть туловища.

И.п. - на животе. Подставьте под подошву грудничка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия - «ползти».

И.п. - на спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве.

И.п. - на спине. Сгибайте и разгибайте ножки новорожденного - вначале попеременно, затем одновременно.

И.п. - на спине. Дыхательное упражнение: расположите свои ладони по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию слегка надавливайте на нее.

Упражнения, которые добавляются на 2-3 месяцах жизни.

И.п. - на спине. Разведите руки малыша в стороны, а затем скрестите их у него на груди так, будто бы он себя обнимает.

И.п. - на спине. Возьмите ручки грудничка ближе к кистям, и плавно, без рывков, имитируйте «боксирующие» движения.

И.п. - на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте малыша под грудь, а другую положите так, чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите впереди яркую игрушку. Ребенок будет отталкиваться ножками от вашей руки, совершая ползательные движения.

И.п. - на спине. Своей левой рукой обхватите голени малыша, а правой - его левое предплечье. С вашей минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы заинтересовать кроху. Упражнение выполняйте попеременно - вправо и влево.

И.п. - на спине. Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша и слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если он сам немного подтягивается). Затем осторожно опустите младенца в исходное положение - на спину.

И.п. - на спине, на животе. Поместите прямо перед ребенком яркую погремушку, дождитесь, когда его взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку вправо-влево и вверх-вниз - ребенок будет следить за движущимся объектом. Делайте это поочередно на спине и на животе.

Очень нежно потягивайте вперед пальчики новорожденного.

Совершайте круговые движения каждым пальчиком малыша в отдельности, сначала в одну сторону, затем в другую.

И.п. - на спине. Дыхательное упражнение: ритмично, но не сильно надавливайте ладонями на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную кость.

Упражнения, которые добавляются на 4-6 месяцах жизни.

И.п. - на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой малыша за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и левую стороны. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в соответствующее повороту направление яркую игрушку.

И.п. - на спине. Круговые движения ног малыша в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе.

И.п. - на животе. Поместите перед ребенком яркую музыкальную игрушку. Побуждайте малыша ползти к ней. Сначала игрушку стоит оставить поближе, потом отодвинуть слегка подальше. Но не делайте цель недостижимой! После того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, рассмотреть. Обязательно похвалите кроху.

Упражнения, которые добавляются на 6-8 месяцах жизни.

Вставание на четвереньки, вначале с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

И.п. - на спине. Вложите указательный палец в правую ладонь малыша, другой рукой зафиксируйте бедра или голени ребенка. Подтягивайте правый кулачок ребенка к его левой ноге, готовьте ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь.

И.п. - поддерживая ребенка подмышки, поставьте его на стол, повернув лицом к себе. Упражнение для развития навыков ходьбы. Стимулируйте переступание, вначале поддерживая малыша подмышки, затем - за кисти обеих рук и, наконец, одной руки. Упражнение выполняйте только при условии, что ребенок может самостоятельно стоять у опоры.

И.п. - стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая малыша за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладони.

Упражнения, которые добавляются на 9-12 месяцах жизни.

Вставание на ноги из любого положения по просьбе взрослого. Желательно лишь слегка корректировать движения, помогая малышу встать.

Доставание игрушки из положения стоя: наклоны и выпрямления.

И.п. - стоя. Приседание на корточки - игра «Стань маленьким». Можно выполнять вместе с ребенком - для наглядности.

И.п. - стоя. Поднимание на носки. В игру «Стань большим» тоже можно играть вместе.

Ребенок самостоятельно ходит, по просьбе взрослого выполняет разные движения: приседает, приносит мячик и другие легкие игрушки. Бросает мячик, разбирает пирамидку, играет с большими кубиками.

Ребенок по просьбе и при поддержке взрослого встает на кубик (или коробку) высотой 5-8 см и сходит с него.

То же упражнение, но усложненное (с меньшей опорой, увеличением высоты кубика).

Динамическая гимнастика. Взяв ребенка за 2 ручки или за 2 ножки; за 1 ручку и одну ножку по очереди; за 1 конечность (по очереди) совершайте следующие движения: 1) «просто висим»; 2) покачивания ребенка вперед-назад; 3) покачивания ребенка влево-вправо; 4) подтягивания вверх и опускания вниз - пружинящие движения; 5) вращение ребенка. Основной критерий - довольство крохи.

Очень важно все движения делать плавно - рывки и резкость в обращении с малышом могут привести к вывиху!

Желаем, чтобы ваш ребенок всегда был в отличной физической форме!

Итак - гимнастика для новорожденного .
Для чего:
Потребность ребенка в движении обеспечивает:
-увеличение притока крови к мышцам;
-улучшение обмена веществ;
-совершенствование функции коры надпочечников;
-более прочное соединение мышц с костями, стимулируют.
Гимнастические упражнения, проводимые с грудными детьми, призваны не только закреплять и совершенствовать возникающие у них навыки, но и провоцировать появление этих навыков.
Упражнения для детей в 1 - 3 месяца помогают укреплению мускулатуры ребенка, помогут в нормализации его мышечного тонуса и развитие многих важных структур центральной нервной системы. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой рефлекторной и прочей гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом.

Противопоказания гимнастики для новорождённых :
Как и у медали, так и у физических упражнений есть обратная сторона. Гимнастика имеет ряд противопоказаний, среди которых – болезни, связанные с сердцем и суставами, а также повышенное внутричерепное давление.
Не забывайте консультироваться с врачом!

Условия проведения гимнастики:
Гимнастика должна доставлять удовольствие как ребенку, так и матери. Тело ребенка служит источником игры. Сначала он играет с руками, позже - с ногами. Гимнастические упражнения представляют собой веселую игру, в которую вовлекаются отдельные части тела грудничка. В этой игре ребенок хватает себя за различные части тела и таким образом изучает их. Лучшее время для проведения гимнастики - время перепеленывания, поскольку малыш в это время обнажен. Пеленки и распашонки мешают гимнастике. Упражнения лучше всего проводить на пеленальном столике или на обычном столе, подложив поролон толщиной 3-4 см.

Все гимнастические комплексы для грудничков должны отвечать одним и тем же требованиям:
-Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день, на протяжении всего первого года жизни.
-Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через час после него.
-Помещение должно быть хорошо проветрено (про оптимальную температуру не буду писать, тут у каждого свое понимание, но понятно, что в идеале она должна быть не выше + 21°С).
-Все упражнения и приемы повторяются по 3 раза.
-Продолжительность процедур около 15 минут.
-Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и улыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию.
-Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках!
-Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в складки.
-Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу, ног - от стоп к паху, живота - по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.
-Не следует заниматься гимнастикой с простуженным или уставшим ребенком.

Итак, Упражнения для первого месяца жизни.

2. И. п. - на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони новорожденного. При этом младенец открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.

3. И. п. - на спине. Вложите указательные пальцы своих рук в ладони крохи. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища.

4. И. п. - на животе. Подставьте под подошву грудничка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться ножками от препятствия - «ползти».

5. И. п. - на спине. Сгибайте и разгибайте ножки крошки - вначале попеременно, затем одновременно.

Начиная с 1 месяца можно делать определенные "добавки" в комплекс упражнений.
Далее приведу более или менее общий комплекс для ребенка от 1 месяца до полугода (варьируйте исходя из требований и правил гимнастики).
Здесь я добавлю элементы так называемой "пестовальной" гимнастики . Что это такое? Пестовальную гимнастику придумали еще наши бабушки и очень даже возможно, что вы сами интуитивно проделываете все нижеописанные движения, сопровождая их специальными пестушками, осевшими в вашей памяти когда-то давно и совершенно незаметно. Сопровождайте все свои действия ласковыми пестушками и ваш ребеночек наверняка оценит такую зарядку по достоинству.

1. До достижения крохой возраста одного месяца выполняйте с ним так называемые промеры. Они помогут снять мышечные зажимы и поспособствуют формированию симметричных движений. Захватив предплечье правой ручки и голень левой ножки, соедините локоток и колено. Смените сторону и проделайте то же самое.

2. Захватите руками обе ножки и коснитесь пальчиками лба ребеночка. Это упражнение имеет еще и профилактический эффект – не даст возможности газикам заполнить кишечник малыша.

3. Большим пальцем выпрямленной правой ножки коснитесь левого виска и наоборот. После месяца занятий с промеров вы можете начинать каждый комплекс упражнений, а также вставлять их между остальными движениями.

4. Начиная с месячного возраста, добавляйте упражнения для ножек. Захватите голень ребенка одной рукой, большим пальцем другой руки на стопе рисуйте – семерки и восьмерки. Такие нехитрые действия укрепят свод стопы, не позволят развиться косолапости и плоскостопию.
Рисуя восьмерки, повторяйте:
Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ежик колко колол, развернуться велел

5. Постукивайте по пяточке ребенка согнутым указательным пальцем. Приговаривайте:
Куй, куй, каблучок, подай, бабка, башмачок.
Не подашь башмачка, не подкуем каблучка.

6. Перебирайте пальчики малыша на ножках, отодвигая их по очереди от соседей.


Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
Перебирайте пальчики малыша на ножках, отодвигая их по очереди от соседей.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

7. Одну ножку малыша вытяните и придерживайте. Выполняйте круговые движения в тазобедренном суставе другой ножкой, согнутой в колене. Старайтесь достать коленом до плоскости, на которой лежит ребеночек. Повторите несколько раз для правой и левой ножек.

8. Аналогично предыдущему упражнению, разводите круговыми движениями обе ножки малыша одновременно. Таким способом вы способствуете верному формированию тазобедренного сустава, укрепляете мышцы вокруг него.

9. Массируйте животик малыша по ходу часовой стрелки, препятствуя образованию колик:
Чей животик? Масин. Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала, тележку возила, масе говорила:
Хватит баловаться, поехали кататься!

10. Возьмите ребеночка за талию, сводите руки, образуя складочку, в которую попадет пупочек. Это профилактика пупочной грыжи.

11-12. Разведите ручки малыша в стороны, затем скрестите их, повторите несколько раз, комментируя:
Маме - саженьку,
Папе - саженьку,
Бабушке - саженьку,
Дедушке - саженьку.
Всем-всем по саженьке,
А Ванечке - больше всех.


13. Помогите малышу перевернуться на животик. Поворачиваясь через левый бочок, направляйте согнутые правую ручку и правую ножку влево, не забывайте повторить:
Потянись дружок, повернись на бочок,
На животик повернись, нежно маме улыбнись.

14. Доставьте удовольствие спинке малыша: пройдитесь по его позвоночнику пальчиками, приговаривая:
Я по спинке пройду, хворобушку отведу,
Расти ладненькая да здоровенькая.

15. Теперь используйте две руки: по обе стороны от позвоночного столба «топайте» своими указательными и средними пальцами – от копчика по направлению к шее.

16. Соберите кожу в складочку возле крестца. Двигайтесь вверх, перекатывая складку между своими пальцами. Таким образом, вы укрепите мышцы спины, поспособствуете приливу крови к позвоночнику, простимулируете его развитие.

17. Массируйте ягодички малыша круговыми движениями: по направлению к центру (для мальчиков) или от центра (для девочек).

Дополнительные упражнения для 6-8 месяцев

1. Вставание на четвереньки, вначале с помощью взрослого, а затем без.

2.. И. п. - на спине. Вложите указательный палец в правую ладонь малыша, другой рукой зафиксируйте бедра или голени ребенка. Подтягивайте правый кулачок ребенка к его левой ноге, готовьте ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь.

3. И. п. - стоя на столе лицом к взрослому, который поддерживает ребенка подмышки. Упражнение для развития навыков ходьбы. Стимулируйте переступание, вначале поддерживая малыша подмышки, затем - за кисти обеих рук и, наконец, одной руки. Однако лишь при условии, что ребенок может самостоятельно стоять у опоры.

4. И. п. - стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая малыша за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладони.

Новые упражнения к 9-12 месяцам

1. Вставание на ноги из любого положения по просьбе взрослого. Желательно лишь слегка корректировать движения, помогая малышу встать.

2. Доставание игрушки из положения стоя: наклоны и выпрямления.

3. И. п. - стоя. Приседание на корточки. Игра в «Стань маленьким», можно на личном примере.

И. п. - стоя. Поднимание на носки. Игра в «Стань большим».

4. Ребенок самостоятельно ходит, по просьбе взрослого выполняет разные движения: приседает, приносит мячик, палочку. Бросает мячик, разбирает пирамидку, играет с большими кубиками.

5. Ребенок по просьбе и при поддержке взрослого встает на кубик (или коробку) высотой 5-8 см и сходит с него.

6. То же упражнение, но усложненное (с меньшей опорой, увеличением высоты кубика).

7. Динамическая гимнастика. Взяв ребенка 1) за 2 ручки; 2) за 2 ножки; 3) за 1 ручку и одну ножку по очереди; 4) за 1 конечность (по очереди) делайте следующее: 1) «просто висим»; 2) покачивайте ребенка вперед-назад; 3) покачивайте ребенка влево-вправо; 4) подтягивайте вверх и опускайте вниз - пружинящие движения; 5) вращайте ребенка.

Основной критерий - довольство ребенка. Очень важно все движения делать плавно - рывки и резкие движения могут привести к вывиху!
Не переусердствуйте и не включайте фантазию – в таких делах она ни к чему. Не заставляйте ребёнка выполнять несоизмеримые для его возраста упражнения – в противном случае вы можете навредить своему малышу. Все части тела развиваются по-разному, поэтому консультируйтесь с врачами или медсёстрами.

Кому интересно - в моем дневнике комплекс для зарядки для малыша на фитболе

Необходимость ребенка двигаться способна:

  1. Увеличить кровяной приток к мышцам и тканям;
  2. Подхлестнуть обмен веществ;
  3. Улучшить функционирование коры надпочечников;
  4. Обеспечить более прочную сцепку мышц и костей.

Физические упражнения должны быть такими, чтобы приносили радость и малышу, и маме. Для ребёнка его тело - это предмет игры. Он играет то с руками, то с ногами. Гимнастика должна способствовать тому, чтобы в виде весёлой игры задействовать и активизировать и остальные части тела новорожденного. Во время такой игры малыш хватает себя за разные части тела, тем самым, получая о них информацию. Идеальное время для проведения такой гимнастики - это время при смене подгузников, так как малыш остается голеньким в этот момент и ему ничего не мешает активно двигаться. Делать упражнения правильнее всего на ровной поверхности, например, на пеленальном столике или просто на столе, сделав подложку из нетолстого поролона.

Следует помнить, что любые упражнения для грудничков должны отвечать ряду определенных требований:

  1. Физические упражнения должны ежедневно входить в распорядок дня малыша в течение всего первого года жизни.
  2. Занятия нужно проводить не раньше, чем через час после кормления и не позже, чем за 30 минут до него.
  3. Температура воздуха в комнате, где будет проходить гимнастика, не должна превышать 21°С. Сама комната должна быть хорошо проветренной.
  4. Делать упражнения нужно не менее трех раз.
  5. Длительность гимнастического комплекса должна быть не менее 15 минут.
  6. Каждое из упражнений нужно сопровождать улыбкой и ласковыми словами. Это поможет выработать у малыша положительную реакцию на эти процедуры.
  7. Не нужно заставлять ребёнка выполнять упражнения, до которых он просто физически ещё не дорос: сидеть, стоять, переворачиваться со спины на живот или ползать. Всему своё время!
  8. Все процедуры начинайте и заканчивайте нежными поглаживаниями ладонями и пальцами, без нажима, чтобы кожа малыша не собиралась при этом в складочки.
  9. Руки малыша нужно поглаживать по направлению от кисти к плечу, ноги - от стоп к паховой области, животик - от боков к пупку, а затем по часовой стрелке вокруг пупка.
  10. Не принуждайте ребёнка к занятиям гимнастикой, если он приболел или просто устал.

Все физические упражнения, которые родители будут выполнять со своими детьми, направлены не только на закрепление и совершенствование навыков. Они, прежде всего, провоцируют возникновение этих навыков, чем способствуют быстрому развитию малыша.

Гимнастика для детей видео:

Упражнения, которые можно выполнять на первом месяце жизни малыша.

  1. Исходное положение (далее и.п.) - малыш лежит сначала на спинке, а затем на животике. Родители нежно поглаживают ребёнка по груди, животику, спинке, ягодичкам и конечностям.
  2. И.П. - младенец находится на спине. Нужно немного надавить большим пальцем посередине ладошки ребёнка. Малыш при этом может открывать рот, несколько вытягивать губки вперёд, приподнимать головку и напрягать мышцы плечей и рук.
  3. И.П. - то же. Нужно вложить свои указательные пальцы ребёнку в ладошки. Он при этом должен хорошо ухватиться за них, прочно их удерживать, а затем совершить попытку приподнять голову и плечи.
  4. И.П. - положите малыша на животик. К стопам крохи подставьте свою ладонь, создавая, как - бы, препятствие, от которого он будет отталкиваться, пытаясь ползти, активно помогая себе руками.
  5. И.П. - на спине. Нужно сгибать и разгибать конечности малыша сначала поочередно, а затем вместе.


  1. И.П. - малыш на спинке. Нужно развести его ручки в стороны с последующим скрещением их в районе груди, якобы обхватывая его туловище.
  2. И.П. - то же. Совершайте боксирующие движения ручками малыша, обхватывая их в области предплечий, ближе к кистям. Не делайте только резких рывков. Всё должно быть плавно.
  3. И.П. - переверните малыша на живот. Придерживайте одной рукой малыша под грудью, вторую положите вплотную к полусогнутым ножкам, чтобы он мог опереться на неё. Вперёд положите яркую игрушку. Малыш рефлекторно будет пытаться дотянуться до предмета, тем самым, пробуя ползти.
  4. И.П. - ребёнок на спине. Мама должна левой рукой обхватить голени малыша, а правой держать левое предплечье. Таким образом, Вы как бы помогаете слегка крохе повернуться на бок. На ту сторону, куда будет разворот, поместите яркий предмет, чтобы привлечь внимание малыша. Делайте повороты попеременно направо и налево.
  5. И.П. - то же. Указательные пальцы вложите малышу в ладошки. После его захвата, слегка подтяните его к себе, если чувствуете, что ребёнок и сам пытается подтянуться. После - верните его в исходное положение.
  6. И.П. - может выполняться и на спине, и на животе. Нужно разместить перед малышом яркую игрушку, таким образом, чтобы он сосредоточил на ней своё внимание. Далее переместите игрушку неспешно в стороны и вверх-вниз, позволяя ребёнку следить за объектом. Упражнение выполняйте на спине и на животе.
  7. Нежно потягивайте пальчики, как бы пытаясь их вытянуть. Без рывков!
  8. Выполняйте каждым пальчиком круговые движения в обе стороны.

Дополнительные упражнения, которые можно выполнять с четырех - шести месяцев:

  1. И.П. - ребёнок находится в положении лежа на спине. Нужно захватить обе голени малыша с помощью одной руки, далее выпрямить его ножки и бережно попытаться повернуть его сначала на бок, затем на животик, а после снова вернуть на спинку. Такие повороты со спины на живот и обратно нужно выполнять поочередно в обе стороны. Поможет увеличить интерес ребёнка к таким действиям какая-либо яркая игрушка, находящаяся на той стороне, куда нужно совершить поворот.
  2. И.П. - то же. Нужно выполнять ногами малыша круговые движения в области тазобедренных суставов. Для этого возьмите в руки голени ребёнка, согните их в коленках, затем подведите бёдра к животику и разведите согнутые ноги в разные стороны. В конце нужно выпрямить ножки и соединить их вместе.
  3. И.П. - поверните малыша на животик. Перед крохой нужно поставить какой-то яркий предмет, привлекающий внимание, например, музыкальную игрушку. Пусть ребёнок попытается подползти к ней. Отодвигайте потихоньку игрушку дальше, чтобы малыш активно к ней тянулся. Но дайте ему после возможность достичь цели, подержать свой трофей в руках, рассмотреть его поближе. Не забудьте похвалить ребёнка.

Упражнения, которыми можно дополнить гимнастику на 6 - 8 месяце.

  1. Помогите малышу встать на четвереньки. Позже он начнет делать это самостоятельно.
  2. И.П. - ребёнок лежит на спинке. Свой указательный палец вложите малышу в правую ладонь, вторую руку положите на бедре или на голени. Далее нужно подтягивать правую ручку к левой ноге, как бы усаживать кроху.
  3. Когда он будет приподниматься, он должен будет сначала опереться на локоток, а затем на ладошку. 3. И.П. - малыш стоит на столе, взрослый человек поддерживает его под подмышки. Имитируйте поступательные движения, держа ребёнка сначала под ручками, затем за кисти обеих рук, а позже - за одну ручку. Делать эти упражнения нужно только в том случае, если ребёнок уже умеет самостоятельно стоять, держась за опору. Такие действия готовят малыша к ходьбе.
  4. И.П. - ребёнок стоит на четвереньках, упирается на ручки. Придерживайте бёдра малыша и помогайте ему устоять на раскрытых ладошках, слегка приподнимая его над опорой.

Комплекс упражнений для малыша 9 - 12 месяцев.

  1. По просьбе взрослого, ребёнок должен подниматься на ножки из любого положения. Вы можете лишь слегка поддерживать его, корректируя движения.
  2. Малыш может доставать до яркого предмета из положения стоя, выполняя наклоны и затем выпрямляясь.
  3. И.П. - ребёнок в положении стоя. Малыш приседает на корточки. Можно помогать ему личным примером, как бы играя в «стань маленьким».
  4. И.П. - то же. Кроха становиться на носочки, играя в «стань большим».
  5. Малыш, по просьбе взрослых, выполняет ряд движений: ходит, приседает, приносит игрушку, мячик. Также он может бросать предмет, разбирать пирамидку и играть с большими кубиками.
  6. Ребёнок может с помощью взрослого встать не невысокую поверхность (коробку, например) и сойти с неё.
  7. Упражнение такое же, но усложненное большей высотой, меньшей поддержкой.
  8. Активная гимнастика.

Выполняется с помощью взрослого. Он может взять малыша или за обе ручки, или за обе ножки, либо за одну ручку и оду ножку одновременно, или за одну какую-то конечность и далее выполнять ряд упражнений:

  1. простой вис;
  2. покачивание ребёнка взад - вперед;
  3. покачивание малыша влево - вправо;
  4. подъем пружинистыми движениями малыша вверх и опускание вниз, имитация прыжков;
  5. вращение крохи.

Главное, что нужно при этом помнить, - малыш должен получать от таких действий удовольствие . Не делайте резких рывков, ведь это может привести к травматизму ребёнка!