Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в доу Работа по духовно нравственному воспитанию

МДОУ детский сад N4 г.Кола Мурманской области

Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Казакова Валентина Владимировна

Воспитатель

Алтынбаевой Ольге Генадьевна

Воспитатель

Добрецова Оксана Александровна

учитель-дефектолог

Система работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Номинация: духовно-нравственное и гражданское воспитание детей.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

В нашем образовательном учреждении не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель– воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.

Для достижения этих целей мы решаемследующие задачи:

1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.

2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.

3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.

5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.

6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.

7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.

Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Подходы воспитательной системы:

- содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

Принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

Принципкультуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

Принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

Принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

Принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Срок реализации : 1 год.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:

· о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

· о духовных и нравственных ценностях;

· о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

· об истории и культуре своей страны;

· научатся беречь и поддерживать красоту;

  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.

В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей,мы организуем их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • Организованная образовательная деятельность.

Ø Досуги, развлечения.

Ø Экскурсии.

  • Конкурсы, выставки.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);

Тематические выставки детского творчества;

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

Экскурсии на природу (красота Божьего мира);

Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Вечность»,«Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги - наши друзья», «Бедность и богатство»).

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; игра «Гость - хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).

В своей работе особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников.Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации).В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

(Д.С.Лихачев)

«Система духовно-нравственного воспитания в школе».

заместитель директора по воспитательной работе

Ленинского филиала МБОУ «Новопокровская сош»

Полякова Наталия Валентиновна

Вышедшее сегодня на повестку дня педагогической деятельности слово «воспитание» стало чаще всего использоваться в значении «духовно-нравственное».

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Если мы, сегодня, не обратим внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

То, что мы видели в сериале «Школа», – не за горами, все это реально ждет нас, сельскую школу, и надвигается с космической скоростью.

Эти проблемы, наш педагогический коллектив, поставил во главу угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста стараемся прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основам духовности и нравственности.

Система духовно-нравственного воспитания в нашей школе включает в себя прежде всего, учебную деятельность.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, МХК, Основам православной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начинается в начальной школе с интегрированного курса «Введение в народоведение». Цель – приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей.

В 5 классе вводится предмет «Основы православной культуры» (ОПК), который помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Основная идея курса - изучение истории русской церкви в контексте истории государства. Это размышления о мире, о православии, о духовности человека.

В 7,8 классах ведется курс «Моя родословная». Цель курса - формирование познавательной и творческой активности ребенка через расширение знаний по истории своей семьи.

В 10, 11 классах ведется курс «Духовно – нравственные основы семьи».

Ведущей целью этой программы является формирование готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям.

Но, наверное, самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий. Педагоги занимают призовые места в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Растим патриотов России». Созданы, апробированы и изданы авторские программы педагогов МОУ в сборнике «Содержание школьного этнокультурного образования».

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В школе сформирована полноценная система дополнительного образования, реализуемая во внеурочной деятельности. В блоке дополнительного образования: театральная студия «Ассоль», фольклорный ансамбль «Говорушки», творческие кружки «Художественная роспись», «Учимся лепить из соленого теста».

В рамках дополнительного образования с 1 по 10 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

В начальной школе учебный курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ.

В основной школе учащиеся получают представление о главных категориях жизни Отечества.

Результативность: в школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.

Работа творческого коллектива школы имеет весомые положительные результаты. Был проведен мониторинг уровня формирования духовно-нравственных компетенций школьников. Показатели уровня духовности учащихся 5-11 классов за последние 3 года возросли на 18%.

Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение общешкольных праздников.

Внедрение в педагогическую практику школы традиции общешкольных праздников «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ»: сценарии общешкольных праздничных мероприятий для учащихся 1–11 классов, способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению школьников.

В качестве общешкольных праздников особо выделяются четыре – День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний («День народного единства») – I четверть, зимний («Рождество») – II четверть и два весенних («Пасха» и «День Победы») – III и IV четверть.

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. Новый год с праздником Рождества.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица, предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание уделяется 12 апреля – Дню космонавтики: героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К одному из важных источников духовно-нравственного воспитания учеников следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

Активная работа ведется по направлениям:

Святые места родного края (красавица-церковь);

История нашего совхоза, история родной школы, которой в этом году исполнилось 40 лет;

Мой край в годы Великой Отечественной войны;

Земляки, которыми мы гордимся.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Комплексную информационную поддержку всех мероприятий позволяет раскрыть работа школьной стенгазеты.

Возможность оперативной замены информации, изменение композиции позволяет постоянно привлекать внимание школьников.

Выводы: Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Работу вести на основе православных ценностей. Шире вести просветительскую воспитательную работу среди родителей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды.

Учащиеся МОУ «СОШ совхоза имени Ленина» являются постоянными участниками и регулярно занимают призовые места в районных, областных конкурсах: «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Дорога в космос», «Сокровище наций», «Горжусь я малой родиной своей!», «Православная культура Тамбовского края», «Красота Божьего мира», «Мы памяти этой верны», «Созвездие талантов». Становятся лауреатами и победителями всероссийских конкурсов: «Святые заступники Руси», «Пасха Православная», «Дети и книги», посвященного 50-летию полета в космос Ю. Гагарина. Не могу не похвалиться, ученица 8 класса Савина Диана в областном этапе Всероссийского конкурса «Дети и книги» заняла 1 место и была награждена путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок». Там она приняла участие в заключительном этапе конкурса, заняла 2 место и была награждена денежной премией, в размере 30 000 рублей и видеокамерой.

Участие в конкурсах, это замечательная возможность раскрыть талант ребенка. Но не нужно забывать руководителям школ и об учителях, которые помогают, направляют, корректируют и вместе с детьми участвуют в этих конкурсах.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежностью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!

Случайные статьи

  • Сотрудничество семьи и детского сада как условие духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1. И.Н. Красноштанова., БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида»

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

В связи с низким уровнем духовной культуры общества в целом, а также с тем, что понятие о нравственности в сознании современного человека становится всё более размытым, особую актуальность приобретает воспитание нравственной культуры дошкольников.

Дошкольное детство - это так называемый «доморальный» уровень, когда происходит формирование первичных представлений о нравственных нормах и в сознании ребёнка возникает сеть словесно-образных ассоциаций. У детей начинают вырабатываться первые моральные суждения и оценки, формруется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, поведение ребёнка ничинает опираться на нравственную норму. Именно в этот период появляются предпосылки для нравственного воспитания детей....читать полностью

2. Л. В. Мазур., БДОУ г. Омска «Детский сад №361»

Воспитание миролюбия у старших дошкольников средствами краеведческого материала в системе ДОУ.

Омская область является полиэтническим, поликонфессиональным, поликультурным субъектом РФ. Первая среда научения общению дошкольников это семья, группа сверстников. Этнический состав воспитанников возрастных групп разнообразен. Эту данность дети начинают различать не сразу и при непосредственном участии нас, взрослых.

Наличие терпеливого педагога, родителя есть необходимое условие становления личности дошкольника. В диалоге с семьей основа принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаем важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип позитивности это: позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей; раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности....читать полностью

3. Сопова О.В., БДОУ г.Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»

Развитие у детей доброжелательных отношений в игровой и образовательной деятельности, как средство духовно-нравственного воспитания

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях доброжелательных отношений к окружающим, умению помогать людям и быть счастливыми при этом.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать....читать полностью

4. Цырульникова А.Ю., БДОУ г. Омска «Детский сад №283 комбинированного вида»

Знакомство старших дошкольников с русской народной культурой средствами малых фольклорных форм.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Стоит вспомнить, что « любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв...читать полностью

5. Е.В. Афошина, Е.В. Нечипоренко, БДОУ г. Омска «Детский сад № 344»

Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными. В свое время ещё Люк де Клапье Вовенарг говорил, есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство...читать полностью

6. Белов С. А., ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Никто не будет отрицать, что формирование личности у подрастающего поколения всегда было и остаётся одной из важных задач всего общества и в частности педагога и преподавателя непосредственно участвующих в процессе воспитания и обучения.

Стремясь к достижению гармонии в образовании и воспитании повсеместно во все века, независимо от характера приобретаемых специальных знаний и умений в школах и университетах преподавались основы рисования, музыки и хореографии. А с приобретением человечеством книг Библии и особенно Евангелия во главу угла был поставлен «Закон Божий», дающий учащимся правильное самосознание себя как человека созданного по образу и подобию Божьему и миропонимание земной жизни и жизни вечной.

Всем известно, что любая наука или знание до тех пор имеет логику, пока находится в определённой системе координат земного бытия. За гранью земной жизни в мире не видимом, земные науки не представляют ни какой ценности и теряют всякий смысл....читать полностью

7. Глухова И.В., Манойло И.Н., Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский автотранспортный колледж»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в рамках реализации социального проекта «Святая память»

Святая память… Она не только в местах, возрожденных из пепла забвения. Память, прежде всего, в сердцах и руках тех, кто помогает ее вернуть потомкам и современникам, не позволяет забыть о себе.

Возрождение и очищение наших душ начинается с возведения православных храмов на Руси. Любовь, милосердие, сострадание и добродетель - эти духовные ценности, всегда отличающие россиян, подвигают нас на добрые дела.

В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом, что закреплено Законом РФ «Об образовании». В данном документе определен результат воспитательного процесса: выпускник образовательного учреждения - гражданин-патриот, профессионал-работник, семьянин-родитель.

Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?....читать полностью

8. Еремеев А.В., Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Cовременные эволюционные теории и христианское видение мира.

Вопрос о возможности эволюционного возникновения биологического мира во всей его сложности и разнообразии давно стоит на повестке дня в диалоге науки и религии. По мнению Ч. Дарвина, суть теории эволюции посредством естественного отбора состояла в том, что она давала объяснения существования сложных адаптаций, отличные от чудотворных. При этом Ч. Дарвин писал: «Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы полное крушение». По сути, здесь ставится вопрос о существовании сложных биологических систем с большим числом взаимодействующих компонент, таких что каждая компонента не выполняет какой-либо полезной функции в отрыве от системы. Для характеризации таких систем известный специалист по микробиологии М. Бихи ввел термин система с неснижаемой сложностью и рассмотрел три примера: бактериальный жгутик, свертывание крови и иммунную систему...читать полностью

9. Исаханян Т.В., БДОУ г.Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400», Сало Е.Б. БДОУ г.Омска «Детский сад № 365»

Влияние музыки на духовно-нравственное развитие личности детей старшего дошкольного возраста, музыкально-психологическое воспитание и сотрудничество с семьей.

Музыка - воспитатель души. Во все времена высоконравственные личности наиболее близки к искусству, в том числе - к музыке. Можно перефразировать известную поговорку: «Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я узнаю, насколько ты воспитан». Проблема нравственности существует во все времена. В сегодняшней России важно восстановление личности, чтобы духовные ценности стали превыше материальных. Основы закладываются в дошкольном возрасте - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности, а духовность - основополагающее условие для развития творческой и инициативной личности. Чтобы у детей были представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе: его надо формировать, взращивать, лелеять на понятном, близком, доступном по содержанию материале....читать полностью

10. Левшина Н. С., БОУ города Омска «СОШ №41».

Проектно-исследовательская деятельность школьников в БОУ города Омска «СОШ №41» на внеклассных занятиях по духовно-нравственной культуре.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся являются результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Следует отметить также ценностную установку на истину в исследовательской деятельности; её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, её главная цель - установление истины, «того, что есть».

Проектно-исследовательская деятельность, посредством которой происходит интериоризация духовных ценностей подростков, нами организована с 2004 года на внеурочных занятиях по духовно-нравственной культуре, а затем и в рамках деятельности школьной площадки Интел «Путь к успеху. Учимся с Интел», тьютором которой с 2008 года является автор данной работы. Программа «Учимся с Intel» была разработана первоначально для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления...читать полностью

11. М.А. Грабар, казенное образовательное учреждение Омской области «Средняя школа № 3 (очно - заочная)».

Духовно - нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры.

«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он - просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям....читать полностью

12. Макуха Е.А. БДОУ г. Омска "Детский сад № 247 комбинированного вида"

Использование жанра поэтической молитвы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Исторически сложилось, что современное общество отодвинуло религиозную сторону своей жизни на задний план. Над духовной жизнью человека тяготеют продовольственные и жилищной проблемы. Всё это неуклонно ведёт к вырождению общества, к пассивности в противостоянии наступлению бездуховности. Данная проблема все больше и больше привлекает к себе внимание. Так в новом законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившемв силу с 1 сентября 2013 года, впервые появляется статья 87 об особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования. Но изучение религии и вера в Бога - это не равнозначные понятия...читать полностью

13. Суркова Г.В., БОУ г. Омска «Гимназия № 12» имени Героя Советского Союза В.П. Горячева.

CОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ

Мы хотим представить результаты взаимодействия методического объединения учителей курса ОРКСЭ САО г. Омска с социальными партнерами. В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе инновационных проектов, стали победителями и получили поддержку от Департамента образования Администрации города Омска на осуществление методической поддержки в образовательных учреждениях САО на базе тьюторского центра БОУ г. Омска «Гимназия № 12». Составлен календарный план работы центра, с которым слушатели были ознакомлены на первом заседании...читать полностью

14. Тагильцева И.М. Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой справедливо оценил роль казачества в истории России, отметив, что «казачество создало Россию» . Большие надежды связываются с казачеством и на современном этапе развития нашей страны. Закономерно, что президент Путин В.В. инициировал разработку стратегии развития российского казачества до 2020 г., которая стала руководством к действию заинтересованных в развитии казачества сторон. Одной из таких заинтересованных сторон является Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», интегрирующий программы среднего и высшего профессионального образования, по которым обучается свыше 3000 студентов. Девиз нашего вуза отражает его целевую установку: «Образование высшего качества для успеха страны и поддержки казачества»....читать полностью

15. Фалалеева И. А., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Из истории первых библиотек на Руси.

Появление книги и библиотеки на Руси связано с принятием христианства и относится к концу IX- Xв.

"С первых моментов появления книги на Руси, она имела важное значение. Древняя Русь прокладывала свой путь к цивилизации, опираясь, прежде всего, на книгу. Христианство распространялось на Руси с помощью книги, воспитавшей собственных пророков и ревнителей христианской веры, учивших народ живым примером. Через книгу знакомились русские люди с жизнью и преданиями западных стран, «включенные в книжные свитки западные и византийские сочинения становились органической частью свода древнерусской литературы» .

Один из первых «книжных» людей древней Руси, предположительно преподобный Никон Великий, писал уже о князе Владимире как об основателе книжного образования и знания на Руси, который «вспахал» книжным просвещением сердца своих подданных: «Отец бо сего, Володимер, землю взора (взорал - вспахал) и умягчи, рекше (то есть) Крещеньем просветив. Съ (сей) же насея книжными словесы сердца верных людий. Се бо суть реки, напояюще Вселеную, се суть исходища (источники) мудрости; книгам бо есть неищетная глубина»...читать полностью

16. Хомякова А.Е., БОУ СПО ОО ККИИ

Воспитание души - истинная цель учебно-воспитательной деятельности педагога (к вопросу о русском национальном характере на фоне реалий ХХ1 века).

Особенности социокультурной ситуации нашего времени заключаются в противоречии современных реалий. Это, с одной стороны, молчаливое согласие государства на разрушение духовно-нравственных ценностей у молодежи средствами медиакоммуникаций. А с другой стороны - призыв государства к духовно-нравственному воспитанию молодежи. В результате такой политики все, что делается в этом направлении усилиями педагогов нивелируется, размывается действиями СМИ. Но отказываться от этой работы нельзя. Поэтому мы, педагоги, стараемся внести свой посильный вклад в это важное дело. Я, как преподаватель народной художественной культуры, определяю цели своей работы не только как трансляцию знаний о традиционной культуре русского народа, но прежде всего в передаче молодежи духовного опыта их предков.

Д.С.Лихачев в «Письмах к молодым читателям» высказал мысль о том, что для человека и общества главное память. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»...читать полностью

17. Е.М.Чешегорова. Омская Епархия Русской Православной Церкви, Бюджетное учреждение Омской области «Центр патриотического воспитания молодёжи»

От патриотического чувства к патриотическому действию .

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. По всей стране создаются центры патриотического воспитания, призванные скоординировать всю деятельность различных формирований, занимающихся таким воспитанием, и методически обеспечить единые подходы этой деятельности.

Система подготовки молодёжи к службе в армии существует практически во всех развитых государствах. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами и возрождаемый сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уже о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других столпов нашей воинской истории. Мало того, - в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно. Что и говорить о культуре казачества, являвшегося не только щитом, но и мечом России. Но стоит помнить, что патриотизм выражается не только в готовности служить Родине с оружием в руках, но и работать для её процветания....читать полностью

18. Неделько Н.Г. ОРОО «Трезвый Омск».

Создание инновационно - профилактической среды через межведомственное взаимодействие.

С 2009 г. специалистами РОО «Трезвый Омск» последовательно проводится профилактическая работа в сфере профилактики аддиктивного поведения.

Целью нашей деятельности является:

Пропаганда и распространение принципов трезвости в личной, семейной и общественной жизни жителей города Омска и Омской области.

Построение здорового общества, свободного от алкоголя, табака и других наркотиков.

Мы верим, что сможем когда-нибудь достичь утверждения осознанной трезвости среди всего населения Омской области.

В своей деятельности изначальномы делали акцент на первичной профилактике по противодействию формированию зависимостей среди детей и молодёжи. В настоящее время мы планируем освоить следующий этап в работе: вводить тренинги, мастер-классы, деловые игры, индивидуальные консультации по формированиюмотивации на отказ от употребления психоактивных веществ....

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОЦИУМА

Л.М. Шеренговская, директор школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теменичская СОШ» Брянского района

Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н. Толстой.

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром и самим собой. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Глубокие изменения в социально- экономической и политической жизни общества привели к смене ценностных ориентиров и в первую очередь оказали большое влияние на подрастающее поколение, что особенно негативно отразилось на нравственном, патриотическом и трудовом воспитании.

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Низкопробные литература, киноиндустрия, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной размытости критериев нравственности. В обществе в последние десятилетия делается ставка на материальные ценности и низменные чувства людей: деньги, вещи, наживу, развлечения, жестокость и индивидуализм.

Следует отметить, что и состояние семейных отношений в последнее время весьма неутешительное. Роль семьи в формировании личности, ее характера, традиций, трудовых навыков, норм поведения и ценностной ориентации значительно снизилось. Многие семьи перестали давать своим детям полноценное воспитание, хуже того они нередко превращаются в рассадник пьянства, мещанско-обывательской психологии, потребительства и лицемерия.

Причин такого положения немало. Здесь и нерешенность многих материальных проблем, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой, спортивной работы с детьми и молодежью.

Идея духовного возрождения России может быть осуществлена только на основе собственной истории, культуры, традиций. Для реализации этой идеи в последние годы разработаны и приняты важные программные документы как на федеральном так и на региональном уровнях. Одним из наиболее важных является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и которая стала «методологической основой стандарта общего образования» .

Кондаков А.М., член-корееспондент РАО, являющийся одним из разработчиков «Концепции » отмечал, что «сам факт ее появления означает, что ключевой целью образования и результатом деятельности каждого образовательного учреждения является формирование личности гражданина России. Концепция – это своеобразное «техническое задание» на разработку как учебных программ, так и программ по внеурочной деятельности » .

Какими же возможностями и какими особенностями обладает сельская

школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников в условиях ФГОС?

Духовно-нравственное воспитание в любом образовательном учреждении - это не только усвоение нужных знаний, но и организация деятельности учащихся, направленной на воспитание культуры высоких переживаний, создание необходимой социально- педагогической среды для этого. Поэтому «Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся» является составляющей образовательной программы каждой образовательной организации.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственное воспитание начинается с воспитания чувства любви к Родине, с патриотизма и гражданственности. Безусловными святынями для каждого должны быть «мать», «отец», «Родина», «мой город», «мое село», «мой дом» и многое другое.

Система воспитательной работы МБОУ «Теменичская СОШ» направлена на реализацию духовно- нравственного развития детей через коллективно-творческую деятельность, которая объединяет нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое направления. Традиционными стали мероприятия и праздничные акции, тематические вечера, лектории, семинары, литературные декады и т.д. духовно-нравственной и патриотической направленности. Силами творческих педагогов проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам России: Дню

защитника Отечества, Дню Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику

«Первого звонка», «Последнего звонка», Недели детской книги, православным датам – Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Проводятся учебные экскурсии «Туристические тропы с. Теменичи», рассказывающие об историческом и героическом прошлом села, о природе родного края. Стали традиционными лекции для родителей по вопросам духовно- нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов специалистов ЦМППС, сотрудников полиции, акции и декады Милосердия: «Ветераны», «Спешите делать добро», «Семья семье», оказании помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, шефство над детским садом. Главный принцип этой работы - «нравственность через дела».

Эффективность воспитательного процесса в значительной мере определяется единством действий и деятельности различных социальных институтов, отвечающих за воспитание молодежи. Поэтому для реализации духовно - нравственного воспитания школа активно привлекает семьи учащихся, Совет школы, Добрунскую сельскую администрацию, сельский дом культуры, и в последнее время сельскую Церковь. Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей - это добровольное взаимодействие, основанное на доверии и уважении.

В Концепции говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно‑нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями…» [ 1,с.20] .

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что светский характер российского государства не должен стать непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования.

Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов Росси» прочно вошли в учебный план нашей школы. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях, историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история села Теменичи. В нашем селе стоит прекрасный Храм Рождества Христова. Из книги В.В. Крашенинникова «Из историй селений Брянского района» известно, что в 1832 году на средства местного помещика Львова Алексея Николаевича была построена новая каменная Рождественская церковь, вместо двух деревянных церквей. В 1878 году при Церкви открылась церковно- приходская школа, которая потом была преобразована в земское училище, где в 1909 году обучалось около 80 учащихся. .

Как и многие другие церкви, в советский периода своего существования сельский Храм пришел в запустение и упадок. Менялись священники, разрушались стены, окна, колокольня, внутреннее убранство Рождественской церкви. С приходом священника Александра Маркина все стало меняться в лучшую сторону. Постепенно стала преображаться красавица церковь, восстановили алтарь, появился колокол, стала благоустраиваться территория.

На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с сельской Церковью. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России.

Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с церковью мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Во главу угла был поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов.

Отец Александр Маркин много внимания уделяет вопросам благотвори-тельности, помогает онкобольным детям, взрослым и просто тем, кто попал в сложную ситуацию, кому советом, а кому и материально. На протяжении ряда лет он оказывает помощь социальному приюту для детей г. Брянска. Именно с общения с детьми из приюта, которые часто бывают на воскресных и праздничных службах, началась наша совместная деятельность с церковью. Сначала это были разовые мероприятия: проведение совместных футбольных матчей, участие в Рождественских или Пасхальных утренниках, совместно с волонтерами из Брянского патриотического клуба «Пересвет» благоустраивали территорию церкви, высаживали цветы на клумбе, саженцы молодых деревьев, которые потом все лето поливали с родителями, чтобы они не погибли от засухи.

Вся совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и «обязаловки». Традиционными стали детские мероприятия к Великим православным праздникам, которые готовит как матушка Ирина, так и школьные учителя и в которых участвуют дети из приюта, учащиеся школы, дети прихожан Церкви, все, у кого есть желание. Особенно интересно и весело проводятся Рождество, Масленица, Пасха участие в которых часто принимает известный ансамблю русской песни «Бабкины внуки». Устраиваются благотворительные акции с распродажей поделок, катание с горки, а затем для детей накрывают сладкий стол с чаем, блинами, сладостями. Разве это не пример понимания добра, милосердия. Дети нашего села сначала бегали на эти утренники из любопытства, а теперь ходят, многие с родителями, потому что им там интересно, им там рады и их там любят. В свою очередь Отец Александр не отказывается от участия в школьных мероприятиях, приходит в школу на 1 сентября, по нашей просьбе проводит с учащимися беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

13 января 2015 г в нашем Храме состоялось праздничное богослужение в честь Рождества Христова, которое возглавил Высокопреосвященнейший Александр Митрополит Брянский и Севский. По окончании Божественной литургии Митрополит Александр с делегацией представителей духовенства посетил школу, поздравил учеников и работников с праздником, и подарил сладкие подарки. С первых минут общения он сумел расположить к себе всех присутствующих на встрече мальчишек и девчонок, поделился воспоминаниями о своих школьных годах, поинтересовался успехами учащихся в учебе, спорте. Быть добрыми, бескорыстно помогать тем, кто очень нуждается в нашей помощи и поддержке, уважать своих родителей, учителей, любить свою Родину, помнить ее великую историю, что особенно важно в год 70 – летия празднования годовщины великой Победы над фашизмом. Вот о таких простых истинах говорил Высокопреосвященнейший Александр с ученикам Теменичской школы.

А еще Митрополит дал наказ отцу Александру оказать помощь в замене окон второго этажа школы, которым уже почти 50 лет. Двести тысяч были выделены Брянской Епархией, оставшуюся сумму - триста тысяч необходимо было собрать сельской Церкви. И Церковь и школа обратились к прихожанам, жителям села, выпускникам школы, представителям бизнеса с просьбой помочь собрать недостающую сумму. На совете старшеклассников было принято решение провести благотворительный концерт, средства от которого передать Церкви.

Организация и проведение концерта стало социальным мини- проектом. Никогда еще учащиеся так серьезно и ответственно не подходили к своей работе. Поэтому высшей похвалой и наградой для них стал полный зал сельского дома культуры и значительная сумма, которую удалось собрать в результате этой акции. Хочется отметить и поддержку родителей, жителей села, администрации Добрунского сельского поселения. Для нас для всех это стало своего рода оценкой наших духовно- нравственных устоев. А для детей имело огромное воспитательное значение. Ведь сила положительного примера увеличивается, когда между словом и делом нет расхождений. Главными методами воспитания были и остаются личный пример и совместно- разделенная деятельность.

Французский философ Гельвеций писал: «Человека с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой принимает участие».

И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности.

Необходимо только придерживаться следующих правил:

1) подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и

общественности;

2) вести воспитательную работу по формированию духовно -

нравственных ценностей систематически, а не время от времени в противном случае все программы и концепции по духовно-нравственному развитию останутся, как говорил академик Асмолов «Городом Солнца »

3) учитель, воспитатель всегда должна быть примером «нравственного и гражданского личностного поведения» »

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Примером этому могут быть наши выпускники, многие из которых оказывают школе помощь в материально- техническом оснащении, а также благодарности в адрес педагогического коллектива и администрации школы, за качественное обучение и хорошее воспитание обучающихся от учебных заведений области, в которые поступили наши выпускники.

Список литературы:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравст-венного развития и воспитания личности гражданина России».// М.: Просвещение, 2014 г

2. Информационно- публицистический бюллетень // «Просвещение» , Выпуск №25, октябрь 2009 г, - М. Просвещение,

3.В.В.Крашенинников Из истории селений Брянского района.//Брянск, 2004

4. .Воспитательная система сельской школы. Учебно- методическое пособие //. Под редакцией Е.Н. Степанова.- Псков, 1997

5. Рогонов П.П., Асташова Н.А., Болховитина Т. С., Ерёмин А. В. Нравственно- патриотическое воспитание: концептуальные основы развития личности. Учебно-методическое пособие.//Брянск, 2005 г

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека //М.:Педагогика, 1990

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Собр.соч.в 10 т.- М.: Русская книга, 1993,-Т.1

8. Воликова Т.В.Учитель и семья. Пособие для учителя //М.: Просвещение, 1998

9. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания./Т.И. Петракова// М.: Просвещение, 1997.