4 ноября праздник сценарий. Сценарий мероприятия ко Дню народного единства «Когда мы едины-мы непобедимы

Последнее время в детских садах кроме традиционных праздников, к которым мы привыкли и которые являются естественным продолжением учебного процесса, появились новые, актуальные в современном обществе. "День народного единства. 4 ноября", "День матери", "День отца", "День пожилово человека", "День музыки" и т.д.. Праздник "4 ноября", на мой взгляд, является праздником не совсем новым, но хорошо забытым старым. Еще из своего детства помню праздник, где мы маршировали с красными флажками, карсными гвоздиками, читали стихи о нашей Советской родине. "День 7 ноября - красный день календаря". Но целью этого праздника всегда было привить любовь рбенка к совей Родине, дань почувствовать, что он является частью большой страны, научиться гордиться своим Отееством. Та же цель приследуется в детском саду во время подготовки и проведения праздника "День народного единства" в настоящее время.

Данный сценарий был составлен к празднику "День народного единства".

Детям предлагается отправиться в увлекательное путешествие по истории нашей славной России, познакомиться с историей возникновения данного праздника.

Сценарий праздника "Родина моя - Россия" скачать

Видео-файл для сопровождения театрализованной музыкально-танцевальной композиции "Век 19" . скачать

Презентация с музыкаой для сопровождения праздника "Родина моя - Россия" скачать

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родина моя – Россия»

Сценарий праздника,

посвященного Дню народного Единства.

Слайд №1 Дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя»

1-я ведущая. Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.

2-я ведущая. Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

1-я ведущая. Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Слайд №2. Дети раз отца спросили:

Все ли русские в России?

Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Настоящий был грузин.

Все мы разные, так что же?

Все мы – Люди, мы – похожи!

Будем жить в единстве дружном,

Кровь друг друга лить не нужно!

Слайд №3 Песня «С нами друг» Г.Струве

Слайд №4 2-я ведущая. Наша матушка Россия

Как и прежде станет сильной.

Праздник – день патриотизма,

Славься, гордая Отчизна!

Слайд №5 Гимн России.

Слайд №6. Во всём мире люди обращают свои взоры к Государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят.

1-я ведущая. А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?

Белый: означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.

Синий: означает веры, верности и постоянства.

Красный цвет: символизирует энергию, кровь - пролитую за отечество.

А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображение всадника поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защита отечества.

2-я ведущая. С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд!

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед.

Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом колесо истории.

Слайд №7.

1-я ведущая. Повернём наше колесо истории, да посмотрим, как жили люди на Руси в далекие-далекие времена.

Колесо истории крути.

Во времена древней Руси нас отнеси.

Слайд №8. Да, ребята, много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Слайд №9. Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.

2-я ведущая. Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

Во славу Божью потрудились

И князь и просто гражданин.

Мечи ковали и молились,

Врагов в сражении не страшились,

Мир обрели на всех один.

Слайд №10. 1-я ведущая. Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства.

Слайд №11. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Слайд №12. А народ ликовал и радовался.

Не только смута и вражда объединить людей могла.

И в праздники и в будни любили петь все люди.

В деревнях и сёлах пели на Руси.

Песни протяжные вели.

Песня делу помогала,

Песня раны врачевала.

Песня – шутка, в ней намёк,

Всем ребятушкам урок.

С песней жилось веселей,

Запевайте поскорей!

Выступает детский ансамбль «Соловушки».

Слайд №13. «Во кузнице»

Слайд №14. 2-я ведущая. Да не только песнями славился русский народ, а и расписными музыкальными инструментами, что называются русскими народными, потому что на Руси их родина, в России родились.

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

Выступает ансамбль русских народных шумовых инструментов «Забавушка».

Слайд №15 «Коробейники».

Слайд №16 1-я ведущая. А нам пора отправляться дальше.

Колесо истории крути,

Вперед нас в прошлое неси.

Слайд №17. Перенеслись мы в 19 век 1812 год.

Чем удивит? Что принесёт?

В тот год решил Наполеон

Все страны подчинить…

И вот готовится к войне…

И Полоцк пал, и Орша, Минск-

Пока силён француз.

Смоленск оставлен. Это так

Но мы с тобою, Русь

Второй уж месяц, как идёт война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё равно.

2-я ведущая. Давайте посмотрим, кто же защищал нашу Родину в те далекие времена.

Слайд №18. Защитниками были гусары, солдаты. Посмотрите, это гусары, какой нарядный мундир, эполеты на плечах, из оружия у них сабли и пистолеты. Именно про этих отважных и красивых воинов поэты складывали стихи и песни. Одно из таких стихотворений поэтессы Марины Цветаевой мы сейчас услышим в исполнении ………………..

Слайд №19. М. И. Цветаева, «Генералам двенадцатого года»

1-я ведущая. Ребята, особенно мальчики, кто из вас играет в солдатики? У кого дома есть коллекция солдатиков? Сейчас мы увидим историю одного мальчика, который очень любил играть со своими солдатиками и решил узнать побольше об отважных героях тех времен.

Видео. Исполнение театрализованной музыкально-танцевальной композиции.

Включается свет. На сцене сидит мальчик рядом с сундуком, играет в солдатиков. Сундук стоит около кулис.

К мальчику подходит папа, начинает играть вместе с сыном.

Ребенок. Скажи-ка, папа,

Ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана.

Папа. Да были схватки боевые,

Да говорят еще какие.

Недаром, помнит вся Россия

Про день Бородина.

Ребенок. Ну, папа, папа, расскажи

Про тех героев мне отважных,

Что не щадили жизнь свою.

Сражаясь, смело в том бою.

Папа. Пожалуй, я не расскажу,

А лучше все я покажу.

Папа кладет солдатиков в сундук, а из сундука достает солдатиков-мальчиков. Произносит текст под музыку.

Папа. Век 19, богат был на события.

Война, сражения, победы и балы.

Гусары, смелые герои.

В бою всегда лишь впереди

Гусар в бою, всегда отважен.

Не спрячется за спину друга он.

На скакунах ретивых, быстрых.

Сражались в первом лишь ряду.

Марш гусар.

Папа. Век 19, гусарская эпоха.

Эпоха, доблести, отваги и любви.

Гусар, галантный кавалер,

Всегда услужливый, для дамы.

И на балу он, как в бою.

Всегда танцует в первой паре.

Вальс.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Звучат позывные.

Офицер . Прошу сейчас вниманья, господа.

На Родину надвинулась беда.

Гроза военная покрыла наше небо.

Тринадцатого, в день форсировали Неман

Нежданно бонапартовы войска.

Минута испытания близка.

Надеюсь, все из вас исполнят честно долг.

Я всех гусар прошу явиться в полк.

Девочка. Что ж, бал мы прекращаем поневоле.

Гусар. Да счастлив тот, кто победит в бою.

Но согласитесь, нет счастливей доли,

Чем умереть за Родину свою.

Мальчики маршем уходят за экран, девочки машут и уходят.

Папа подводит сына к экрану.

Сцена боя из Войны и мира.

Папа. Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Свет затухает, папа с сыном уходят.

Слайд №20. 2-я ведущая. Колесо истории крути,

Нас домой перенеси.

Крутится колесо.

Слайд №21. Не жалея сил своих освобождали нашу Родину отважные воины в войне 1610года, 1812 года и конечно в самой страшной войне 1941 года, об этом сложено много стихов и написаны книги. А мы с вами знаем, что мир на Руси надо охранять, беречь и помнить историю своей страны.

Слайд №22. 1-я ведущая. Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

2-я ведущая. Ах, Россия моя, где слова отыскать,

Чтобы в песне моей о тебе рассказать:

О ромашках, озерах, бескрайних лесах,

О полях, о просторах, о светлых мечтах!

1-я ведущая. И о том, как крепилась, покуда беда,

И о том, как гордилась сынами всегда.

Так звучи, моя песня, звучи же скорей,

О России, о Родине милой моей.

Слайд №23. Дети поют песню «Моя Россия » муз. Г. Струве

2-я ведущая. Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

Звучит колокольный звон, дети выходят из зала

Слайд №24.


Слайд №1 Дети входят в зал под фонограмму песни «Родина моя»

1-я ведущая. Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.

2-я ведущая. Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

Родина и Единство… Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

1-я ведущая. Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Слайд №2. Дети раз отца спросили:

— Все ли русские в России?

— Как сказать вам, малыши?

Вот соседи – чуваши,

Кум – еврей наполовину,

Дядя – славный армянин,

Прадед крёстной тёти Нины

Настоящий был грузин.

Все мы разные, так что же?

Все мы – Люди, мы – похожи!

Будем жить в единстве дружном,

Кровь друг друга лить не нужно!

Слайд №3 Песня «С нами друг» Г.Струве

Слайд №4 2-я ведущая. Наша матушка Россия

Как и прежде станет сильной.

Праздник – день патриотизма,

Славься, гордая Отчизна!

Слайд №5 Гимн России.

Слайд №6. Во всём мире люди обращают свои взоры к Государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят.

1-я ведущая. А знаете ли вы, что означают цвета Российского флага?

Белый: означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.

Синий: означает веры, верности и постоянства.

Красный цвет: символизирует энергию, кровь — пролитую за отечество.

А это герб российской Федерации. Золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображение всадника поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защита отечества.

2-я ведущая. С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд!

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой он движется вперед.

Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом колесо истории.

Слайд №7.

1-я ведущая. Повернём наше колесо истории, да посмотрим, как жили люди на Руси в далекие-далекие времена.

Колесо истории крути.

Во времена древней Руси нас отнеси.

Слайд №8. Да, ребята, много войн пережила наша многострадальная Россия. В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Слайд №9. Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России — Москву и главную крепость — Кремль.

2-я ведущая. Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

Во славу Божью потрудились

И князь и просто гражданин.

Мечи ковали и молились,

Врагов в сражении не страшились,

Мир обрели на всех один.

Слайд №10. 1-я ведущая. Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства.

Слайд №11. В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Слайд №12. А народ ликовал и радовался.

Не только смута и вражда объединить людей могла.

И в праздники и в будни любили петь все люди.

Песни протяжные вели.

Песня делу помогала,

Песня раны врачевала.

Песня – шутка, в ней намёк,

Всем ребятушкам урок.

С песней жилось веселей,

Запевайте поскорей!

Выступает детский ансамбль «Соловушки».

Слайд №13. «Во кузнице»

Слайд №14. 2-я ведущая. Да не только песнями славился русский народ, а и расписными музыкальными инструментами, что называются русскими народными, потому что на Руси их родина, в России родились.

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

Выступает ансамбль русских народных шумовых инструментов «Забавушка».

Слайд №15 «Коробейники».

Слайд №16 1-я ведущая. А нам пора отправляться дальше.

Колесо истории крути,

Вперед нас в прошлое неси.

Слайд №17. Перенеслись мы в 19 век 1812 год.

Чем удивит? Что принесёт?

В тот год решил Наполеон

Все страны подчинить…

И вот готовится к войне…

И Полоцк пал, и Орша, Минск-

Пока силён француз.

Смоленск оставлен. Это так

Но мы с тобою, Русь

Второй уж месяц, как идёт война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё равно.

2-я ведущая. Давайте посмотрим, кто же защищал нашу Родину в те далекие времена.

Слайд №18. Защитниками были гусары, солдаты. Посмотрите, это гусары, какой нарядный мундир, эполеты на плечах, из оружия у них сабли и пистолеты. Именно про этих отважных и красивых воинов поэты складывали стихи и песни. Одно из таких стихотворений поэтессы Марины Цветаевой мы сейчас услышим в исполнении ………………..

Слайд №19. М. И. Цветаева, «Генералам двенадцатого года»

1-я ведущая. Ребята, особенно мальчики, кто из вас играет в солдатики? У кого дома есть коллекция солдатиков? Сейчас мы увидим историю одного мальчика, который очень любил играть со своими солдатиками и решил узнать побольше об отважных героях тех времен.

Видео. Исполнение театрализованной музыкально-танцевальной композиции.

Включается свет. На сцене сидит мальчик рядом с сундуком, играет в солдатиков. Сундук стоит около кулис.

К мальчику подходит папа, начинает играть вместе с сыном.

Ребенок. Скажи-ка, папа,

Ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана.

Папа. Да были схватки боевые,

Да говорят еще какие.

Недаром, помнит вся Россия

Про день Бородина.

Ребенок. Ну, папа, папа, расскажи

Про тех героев мне отважных,

Что не щадили жизнь свою.

Сражаясь, смело в том бою.

Папа. Пожалуй, я не расскажу,

А лучше все я покажу.

Папа кладет солдатиков в сундук, а из сундука достает солдатиков-мальчиков. Произносит текст под музыку.

Папа. Век 19, богат был на события.

Война, сражения, победы и балы.

Гусары, смелые герои.

В бою всегда лишь впереди

Гусар в бою, всегда отважен.

Не спрячется за спину друга он.

На скакунах ретивых, быстрых.

Сражались в первом лишь ряду.

Марш гусар.

Папа. Век 19, гусарская эпоха.

Эпоха, доблести, отваги и любви.

Гусар, галантный кавалер,

Всегда услужливый, для дамы.

И на балу он, как в бою.

Всегда танцует в первой паре.

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Звучат позывные.

Офицер. Прошу сейчас вниманья, господа.

На Родину надвинулась беда.

Гроза военная покрыла наше небо.

Тринадцатого, в день форсировали Неман

Нежданно бонапартовы войска.

Минута испытания близка.

Надеюсь, все из вас исполнят честно долг.

Я всех гусар прошу явиться в полк.

Девочка. Что ж, бал мы прекращаем поневоле.

Гусар. Да счастлив тот, кто победит в бою.

Но согласитесь, нет счастливей доли,

Чем умереть за Родину свою.

Мальчики маршем уходят за экран, девочки машут и уходят.

Папа подводит сына к экрану.

Сцена боя из Войны и мира.

Папа. Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Свет затухает, папа с сыном уходят.

Слайд №20. 2-я ведущая. Колесо истории крути,

Нас домой перенеси.

Крутится колесо.

Слайд №21. Не жалея сил своих освобождали нашу Родину отважные воины в войне 1610года, 1812 года и конечно в самой страшной войне 1941 года, об этом сложено много стихов и написаны книги. А мы с вами знаем, что мир на Руси надо охранять, беречь и помнить историю своей страны.

Слайд №22. 1-я ведущая. Под теплым солнцем вырастая,

Мы дружно, весело живем.

Россия, милая, родная,

Цвети и крепни с каждым днем.

2-я ведущая. Ах, Россия моя, где слова отыскать,

Чтобы в песне моей о тебе рассказать:

О ромашках, озерах, бескрайних лесах,

О полях, о просторах, о светлых мечтах!

1-я ведущая. И о том, как крепилась, покуда беда,

И о том, как гордилась сынами всегда.

Так звучи, моя песня, звучи же скорей,

О России, о Родине милой моей.

Слайд №23. Дети поют песню «Моя Россия» муз. Г. Струве

2-я ведущая. Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

Звучит колокольный звон, дети выходят из зала

Литературно-исторический вечер, посвященный периоду Смутного времени и освобождению Москвы.

Цель мероприятия:


  • воспитание интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям;

  • воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества;

  • знакомство обучающихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа.


Оборудование:


  • компьютер;

  • мультемедио техника;

  • экран.


Используемый материал:


  • «Читаем, учимся, играем»// №

  • Интернет – ресурсы:


Целевая аудитория: учащиеся 5-9классов.
Ход мероприятия.
Ведущий 1 . С 4 ноября 2005 года в России стали отмечать новый государственный праздник – День народного единства. История нашей страны богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа во имя блага и процветания России открывало путь к укреплению независимости государства, способствовало развитию общества и сохранению культурно-исторического наследия.

Ведущий 2. День народного единства – праздник, который может сплотить россиян. Ведь именно 4 ноября 1612года два русских героя Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вместе с созданным ими ополчением выгнали из Московского Кремля польских захватчиков. Это событие считается окончанием периода Смутного времени. А начиналось все так…

Ведущий 1 . В 1598году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор. Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова.

Ведущий 2 . После смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство.. первые два года его правления были спокойными, но затем в России случился неурожай. Огромные толпы голодных и озлобленных людей только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.

Чтец: В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселяя.

Константин Бальмонт. Предание

Ведущий 1. В своем произведении поэт говорит об еще одном сыне Ивана Грозного – царевиче Дмитрии. Но настоящий царевич был убит в городе Углич в 1591 году, а его именем воспользовался монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Многие на Руси поверили в легенду о царском происхождении обманщика и встали на его сторону.
Ведущий 2. Годунов направил против Лжедмитрия большие силы, надеясь не допустить прихода польского ставленника в Россию. Но тут случилось неожиданное: 13 апреля 1605 года Борис Годунов умер, и вся царская армия перешла на сторону Лжедмитрия. Самозванец торжественно въехал в Москву и занял царский престол. Вскоре московские бояре столкнулись с тем, что «новый царь Дмитрий» не хочет соблюдать русские обычаи. Терпение народа было переполнено, когда на свадьбу царя с католичкой Мариной Мнишек приехали поляки, державшие себя заносчиво и оскорблявшие москвичей.

Ведущий 1. Царем Лжедмитрий был меньше года. В ночь на 17 мая 1606года жители Москвы бросились громить дворы, где жили поляки, ворвались в покои самого царя и убили его. Заговор против самозванца возглавил Василий Шуйский, которого впоследствии и выбрали новым царем. Через год в России вновь появились слухи о самозванце, на сей раз речь шла о Лжедмитрии Втором.
Ведущий 2. Василий Шуйский тоже недолго пробыл царем. В 1610году его свергли с трона и заставили постричься в монахи. В этом же году был убит и Лжедмитрий Второй. Страна вновь лишилась правителя, власть оказалась в руках бояр. В народе эту власть назвали «Семибоярщина». Чтобы избавиться от угрозы польского, а затем и шведского завоевания Семибоярщина решила возвести на престол сына польского короля – Владислава. Под предлогом защиты Москвы бояре в ночь на 21 сентября 1610 года открыли ворота Кремля и впустили туда польский гарнизон.
Ведущий 1. В ясное сентябрьское утро 1611года в Нижнем Новгороде на центральной площади собралось множество народа
Чтец: Друзья и братья! Русь святая гибнет!

Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

Конечная погибель предстоит.

Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Вы слышали их слезное прошенье!

Поможем, братья, родине святой!

Что ж! Разве в нас сердца окаменели?

Не все ль мы дети матери одной?

Не все ль мы братья от одной купели?
Ведущий 1. С таким воззванием обратился к народу купец Кузьма Минин.

Чтец: Что мешкать даром

Время нас не ждет!

Нет дела ратного без воеводы:

Изыщем, братия, честного мужа,

Которому то дело за обычай,

Вести к Москве и земским делом править.

Кто будет воеводой?

Воля Божья!

Пожарского избрали мы

всем миром,

Ему и править нами. Глас народа –

Глас Божий. Выборных людей пошлем.

Просить и кланяться,

чтоб шел к нам наспех.

Историческая справка. Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Он был торговец мясом из Нижнего Новгорода и не особенно выделялся из посадских людей. В начале сентября 1611года его избрали главным человеком в городе – земским старостой. Ему было лет 45-50. Был он не грамотный, умел считать, но читать и писать не мог. В дальнейшем все документы за него подписывал князь Дмитрий Пожарский.

Историческая справка. Дмитрий Пожарский родился в 1578году. Происходил он из старинного княжеского рода, который, однако, не играл видной роли в государственных делах. Дмитрий получил военную подготовку, любил читать, был набожен. Он рано начал служить, и в 1610 году был назначен воеводой в город Зарайск. Про него говорили «что не было на нем никакой неправды». Осенью 1611года князь примкнул к первому Ополчению Прокопия Ляпунова и в боях за Москву был ранен. Он долго лечился и оправился от ран как раз к тому времени, когда к нему прибыли гонцы из Нижнего Новгорода.

Ведущий 2. В марте 1612 года отряды Второго Ополчения возглавляемые Мининым и Пожарским направились к Москве. Жители всех городов на пути к Москве с радостью встречали воинов; отдавали им собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев. В августе Минин и Пожарский со своими отрядами подошли к Москве. Там к ним присоединилось казацкое войско Дмитрия Трубецкого, участника Первого ополчения.

Ведущий 1 . Но и засевшие в Кремле поляки не собирались сдаваться. К ним на помощь двигалось большое войско литовского гетмана Ходкевича. 24 августа состоялось решающее сражение Второго Ополчения с гетманским войском.

Чтец: Враги бегут, покинувши обозы.

Остановить погоню! С нас довольно

На этот день одной победы. Можем

Поспешностью испортить наше дело,

И наша радость обратится в скорбь

Теперь Москва у нас в руках.

С надеждой,

Истомлены трудом, сиденьем долгим,

Болезнями и хлебным оскуденьем,

Голодные враги со стен глядели

На гетмана и чаяли подмоги

И ратными, и коренным запасом.

На их глазах мы гетмана разбили.

Иль умирай голодной смертью.

Скоро


Увидим мы московские соборы –

И совершится очищение Руси от недругов.


Ведущий 2 . Началась осада Кремля. 15 сентября Пожарский послал полякам письмо, убеждая сдаться и общая отпустить на родину весь гарнизон, но осажденные продолжали сопротивление. Но голод и болезни взяли свое, 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляки оставили Китай-город. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633году. Тем временем остатки польских войск 26 октября, бросая оружие на землю, стали сами выходить из осажденной крепости.

Ведущий 1. 21 декабря 1612года «Совет всея Земли» разослал по русским городам грамоты с известием об окончательном избавлении Москвы от поляков. А в феврале 1613 года собрался Земский собор, на нем было предложено выбрать нового царя – 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Этим событием было положено окончание Смуты, принесшей немало горестей русскому народу.

Историческая справка: В 1616 скончался Кузьма Минин, он был похоронен в родном Нижнем Новгороде. Дмитрий Пожарский намного пережил друга по ополчению. В 1642году он умер и был похоронен в городе Суздале.

Ведущий 2. Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает ее сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому. Памятник выполнен по проекту скульптора Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

Ведущий 1. На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818года».

Ведущий 2. Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.


Кузнецова Юлия Константиновна
МОУ СОШ № 6 им. И.В. Крылова

Саратовская область, г. Балашов, Структурное подразделение
Воспитатель

Цель: Расширять знания о государственных праздниках: это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

Задачи: Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Создание интереса к событиям, происходящим в стране. Воспитывать чувство взаимопомощи, внимание к другим детям. Обобщить знания детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе. Развивать у детей координацию движений, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления.

Предварительная работа: Беседы с детьми об историческом прошлом России , беседы о государственной символике России , ее государственных праздниках . Беседы с детьми о Родине, родном крае, городе. Разучивание стихов к празднику.

Оборудование: флаг России, герб России, 6 обручей, 2 мяча, 4 ориентира-фишки.

Ход праздника:

Дети сидят в музыкальном зале на стульчиках.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в этом зале чтобы поговорить о празднике, который посвящён нашей Родине. Мы живем в стране, у которая называется красивым именем - Россия. 4 ноября вся Россия отмечает День народного Единства. Этот праздник связан с подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Этот праздник взаимопомощи и единения.

1 реб. Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!

2 реб. В единстве, братстве сила наша,
И нас врагу не победить!
Так пусть становится все краше
Страна, где довелось нам жить!

3 реб. Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими...
России на померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!

4 реб. Наша матушка-Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник - день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!

Ведущая: Спасибо ребята вам за прочитанные стихи.

Музыка входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Как вас много! А что вы здесь делаете?

Ведущая: Здравствуй, Незнайка! Мы собрались здесь по случаю празднования дня народного единства.

Незнайка: А что же это за праздник за такой, что-то я о таком и не слышал. У нас в Цветочном городе нет такого праздника.

Ведущая: Дорогой Незнайка, этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от врагов.

Незнайка: Ой, ребята, ни как не пойму, что же означает это ваше единение? Объясните.

Ответы детей: Единение - это когда все люди вместе, сражаются за свою родину.

Незнайка: А, теперь мне все понятно.

Ведущая: Незнайка, хочу тебя спросить, а как ты попал к нам, куда ты путь держишь?

Незнайка: Ребята, я шел к своим друзьям в Зеленый город, а пришел к вам на праздник. Скажите мне в какую страну я пришел?

(ответы детей).

Незнайка: Я не знаю что это за страна такая Россия, а расскажите мне о ней?

Ведущая: Незнайка мы с удовольствием тебе расскажем о нашей стране. Россия - самая большая в мире! Она занимает самую обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.

А ещёнаши ребята могут рассказать стихотворения о России. Выходите, ребята.

1. реб.- Россия… Как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье - русская душа.

2. реб. - Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.

3 реб.- Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом - Русь!

Ведущая: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Да-нет», а ты Незнайка послушай, как ребята будут отвечать.

Россия - самая большая страна на свете. да

Москва - столица нашей Родины.да

Больше всего в России живет англичан. нет

Президент России - В.В.Путин. да

Русские живут в России. да

Мы любим свою Родину. да

- Флаг России называют триколор. да

- Флаг России белый, синий, зеленый. нет

- На гербе России двуглавый орел. Да

Ведущая: Молодцы ребята все правильно ответили. Вот видишь Незнайка как много наши ребята знают о своей стране. В каждой стране есть свои государственные символы и у России имеет свои гимн, флаг и герб. (дети читают стихи)

1 реб. Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

2 реб. Флаг России.

Белый цвет - берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

Солнечный рассвет.

Ведущая: Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации.

Сегодня праздник нашего государства, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!

Звучит «Гимн Российской Федерации» А. Александров.

Ведущая: Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни, трудились во славу богатства Родины, защищали ее во все времена. Народ российский славился силою, удалью, ловкостью молодецкой. И были всегда на Руси богатыри - эдакие силачи с добрым сердцем и чистою душою.

Ребята, а давайте и мы покажем нашему гостю, какие крепкие, сильные, ловкие и удалые дети живут в России!

Ведущая: Незнайка, я ребятам предлагаю посоревноваться? А ты хочешь с нами посоревноваться?

Незнайка: Конечно хочу.

Ведущая: Тогда начнем. Ребята, я предлагаю для начала проверить себя на быстроту. Выходите и стройтесь в две команды.

Наше первое задание называется «Самый быстрый». Нужно будет по сигналу свистка взять мяч в руки, добежать змейкой до ориентира и вернуться к команде.

Приготовились, марш! (музыка)

Незнайка: Какие ребята быстрые, а можно мне тоже предложить им задание.

Ведущая: Конечно можно, наши ребята справятся с любым заданием даже самым трудным.

Незнайка: Сейчас, сейчас! Вот мое задание нужно будет по сигналу взять мяч, зажать его между коленями и допрыгать с ним до ориентира, а затем взять мяч в руки, добежать к своей команде и передать эстафету следующему участнику. Приготовились, марш! (музыка)

Ведущая: Ну, что смотри Незнайка и с этим заданием ребята справились.

Незнайка: А вот сейчас задам такое задание, вот точно не справятся. Вдоль линии эстафеты на земле лежат 3 обруча. Направляющий, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя. Затем со следующими обручами так же. И так на обратном пути. Затем передать эстафету следующему. Приготовились, марш! (музыка)

Незнайка: Ты посмотри, все они могут, все умеют!

Ведущая: Незнайка, ты просто почаще к нам приходи в гости в Россию. У нас в каждом детском саду, и в каждой школе дети занимаются физкультурой и поэтому они такие сильные и ловкие! Ты приходи к нам на занятия не ленись, позанимайся с ребятами, тогда и ты станешь сильным, ловким, быстрым!

Незнайка: Спасибо за приглашение, я обязательно ещё к вам приду. Мне так у вас понравилось. Хочу вам преподнести подарок. Вот посмотрел какие вы сильные, ловкие и быстрые и решил подарить вам сок, ведь он прибавляет всем детям и взрослым только здоровье! (Передает подарок ведущему).

Ведущ ая: Спасибо, Незнайка

Незнайка : А теперь мне пора идти дальше, ведь меня ждут друзья в Зеленом городе. До свидания, ребята.

Ведущая: До свидания Незнайка, приходи к нам еще в гости.

Незнайка: Обязательно приду.

Ведущая: Ребята, наш праздник подошел к концу, еще раз поздравляю вас с наступающем праздником 4 ноября днем народного единства, а сейчас мы отправимся в свои группы для того чтобы отведать подарок Незнайка.

Звучит песня как в начале праздника.

Линейка начинается со звучания «У моей России длинные косички» в исполнении 6 класса

Входят двое ведущих

I ведущий: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.

II ведущий: С 2005 года 4 ноября в России отмечается новый всенародный праздник- День единения России. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

I ведущий : Исторически этот праздник связан с окончанием XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

Те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.

Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польско-шведской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.

II ведущий: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

I ведущий : Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом – предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи.

I I ведущий: И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

I ведущий: И тем не менее нашлись здоровые силы – и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

I ведущий: “ Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть”.Это цитата бывшего патриарха Всея Руси Алексия II.

II ведущий: Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны ! Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.

Выходят пятый класс , поют под музыкальную фонограмму

Под звучание тревожной мелодии участники читают поэму Т.Павлюченко “Русская смута”

1 учащийся:

Опять над Родиной пожаров дым,

Опять война, разруха, голод
И вражье поругание святынь...
...казалось: русский дух расколот.

2 учащийся:

Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но... умер неожиданно

3 учащийся:

Боярами был договор составлен,
Что церкви католической не быть,
Владиславу – не быть самодержавным,
В Москве Владиславу – по-русски жить.

4 учащийся:

Призыв пришёл нижегородцам,
Где гнев копился много лет:
Предательством бояр копилось недовольство,
Тем, что свободы у России нет.

5 учащийся:

Что нет конца проклятой Смуты,
Руси – не быть на карте мира
Готовят ляхи русским путы –
Уже готово вороньё для пира.

6 учащийся:

Поволжские татары принесли
Икону Богородицы Казанской.
Лик той заступницы земли
Взывал к народу: “Русь спасайте!”

7 учащийся:

Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
“Победа Родины – святое дело”.

8 учащийся:

Пожарский Дмитрий – воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
“Полякам не топтать Москву ногами”.

9 учащийся::

Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю.

Заканчивается звучание фонограммы колокольным звоном

На сцене ведущие

I ведущий: Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской богоматери. Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

II ведущий: В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.

Участники исполняют песню: 7 класс «Моя Россия»

I ведущий: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари – самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь|.

II ведущий: Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к святому делу – возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало ее силу. Начало семнадцатого года возвестило эру национального освобождения.

Звучит ГИМН РОССИИ