Подготовила воспитатель Платонова Антонина Николаевна.
Цель: Развивать умение узнавать и называть растения родного края; развивать речь, мышление, наблюдательность; умение вести диалог. Воспитывать эстетические чувства; эмоциональную отзывчивость на красоту родного края; бережное отношение к природе. Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; учить выделять признаки лета.
Материал и оборудование:
Корзинка. Конверт с письмом.
Предварительная работа: Разработка маршрута. Заучивание стихотворений. Подбор игр, загадок.
Сюрпризный момент. Ведущий: ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу! Как красиво кругом, куда не бросишь взгляд! Скажите, какое время года сейчас? (Ответы детей). Правильно, лето! Самое яркое и тёплое время года. Послушайте, как красиво описала лето поэтесса Елена Трутнева:
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,
Значит это уже лето! Значит кончилась весна! Ребята, а какие признаки лета вы знаете,назовите их? (Высказывания детей). Очень хорошо, молодцы! Мы с вами сегодня отправимся гулять в очень интересную страну полную тайн и
загадок. Смотрите и слушайте внимательно во круг. Много нового и интересного узнаете сегодня. Давайте сначала поприветствуем окружающий нас мир.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнце и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим!
Отправляемся в путь. Первую нашу остановку вы узнаете, если отгадаете загадку:
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я!
Кто я такая? (Вода)
Ведущий: молодцы, отгадали. Ребята, а вы знаете о пользе воды? (Рассуждения детей). Правильно. Вода нужна всем: и людям, и растениям, и животным. Без воды всё живое вокруг нас погибнет. А посмотрите какой красивый цветок вырос и качается в этом маленьком водоёмчике. как он называется? (Ответы детей). Правильно, кувшинка!
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом.
И поплыла бы по реке
К задумчивым подругам.
Да вот беда – привязан плот, Он не куда не поплывёт.
Ведущий: ребята, а вы знаете о том, что вода – это дом для некоторых животных? Кто живёт в воде?(Ответы детей).
Молодцы, всё знаете и правильно ответили. Ну, что отправляемся дальше? А вот где мы остановимся вы сейчас догадаетесь. Отгадайте загадку:
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна,
Могу быть белой, жёлтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной! (Роза).
Ведущий: ребята, давайте посмотрим внимательно на эти цветы. Пока на них только бутоны, но пройдёт время и распустятся прекрасные, ароматные цветы. А кто знает, как надо ухаживать за цветами? (Ответы детей). Правильно! Нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики. А какие ещё цветы вы знаете? (Ответы детей) Молодцы! Как много цветов вы знаете. А я предлагаю немного поиграть и превратиться в полевые цветочки — васильки. Начинаем превращенья!
Синие звёзды упали с небес. (Дети приседают).
Смотрит на них зачарованно лес, (Поднимаются на носочки, покачивают руками из стороны в сторону).
Ветер тихонько над ними кружит, (Кружатся на месте)
Смотрит на синие звёзды во ржи,
Нежно качает волну васильков, (Вновь покачивают поднятыми вверх руками)
Синих, как звёзды, волшебных цветков.
Ведущий: как хорошо мы от дохнули! Сколько красивых цветочков васильков выросло у нас на полянке! Давайте дальше пойдём гулять. Но сначала послушайте стихотворение, которое расскажет нам…Чтение стихотворения Ю. Насимович «Туя».
На первенство не претендуя,
Растёт медлительная туя,
И прячет веточки свои
В хвоинки в виде чешуи.
Она не местная гражданка,
А североамериканка!
Ведущий: ребята, а как вы думаете, на какое дерево похожа туя? Правильно, на ёлку. А какие у них сходства? (Рассуждения детей). Молодцы! Туя, так же как и ёлка, не сбрасывает свои хвоинки и остаётся зелёной круглый год. Обратите внимание, какие нежные и гладкие у неё хвоинки, потрогайте ручками, только аккуратно.
Ведущий: вот и закончилось наше путешествие. Что больше всего вам запомнилось? (Высказывания детей). Пора нам возвращаться в группу. А давайте обратно поедем в паровозике. Занимайте места в вагончиках.
Программное содержание:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Учить детей подкармливать птиц, не ломать ветки кустарников и деревьев;
Накапливать представления о ярких осенних явлениях в природе: становится холодно, люди надевают теплую одежду, листья желтеют, падают на землю, птицы улетают на юг;
Учить замечать красоту деревьев и кустарников, вызывать радостные переживания при восприятии красоты осеннего пейзажа; познакомить с березой;
Активизировать речевую деятельность детей (называть цвет, размер листьев, вид дерева).
Подготовка к прогулке: наблюдение за состоянием погоды, рассматривание иллюстраций.
Ход прогулки:
Воспитатель. Дети, сегодня у нас будет необычная прогулка, будем внимательными и увидим много интересного. Посмотрите вокруг, полюбуйтесь, как стало красиво. Небо синее. А что вы видите на небе? (Облака.) Облака, как кусочки ваты или белые лебеди, плывут куда-то. Дети, а солнце светит? (Светит.) Солнце светит ярко. Давайте попробуем на него посмотреть. (Дети смотрят.) Не получается? Это потому, что оно очень яркое.
Воспитатель (обращается к ребенку). Покажи, где береза? Вот какое красивое дерево. У него есть ствол. Какого цвета ствол? (Белого.) У березки есть веточки, их много или мало? (Мало.) Какого цвета веточки? (Черного.) А есть ли на веточках листочки? Их много или мало? (Много.) Какого цвета листочки на березке? (Желтого.)
Дети приносят упавшие березовые листья.
Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим березовый лист. Он желтого цвета, маленький, с острым носиком. Посмотрите на листочки, которые у нас в руках. Покажите, где у них острый носик. Много листочков упа
ло на землю. Кто их сорвал? (Ветер.) Как подует ветер - сразу много листочков срывается с веточки.
Дети наблюдают за явлением листопада.
Воспитатель (предлагает игру). Вы будете листочками, а я - ветром. Когда я скажу "ветер", вы будете кружиться по участку, летать. А как только я скажу "нет ветра", вы должны тихо, медленно опуститься на землю (присесть на корточки).
Игра проводится в среднем темпе 2-3 раза.
Воспитатель (обращает внимание детей на стайку воробьев, которые расположились на другом дереве). Посмотрите, как они весело чирикают и прыгают с ветки на ветку. (Дети наблюдают за ними.) Но скоро станет совсем холодно, мы с вами уже надели куртки и шапки. Птицы улетают в теплые края, потому что им скоро нечего будет есть.
Оказался всех храбрей. Наш дворовый воробей. Холодов не испугался, С нами на зиму остался.
Чтобы воробьи и другие птицы перезимовали с нами и радовали нас своим веселым пением в хорошую погоду, их надо подкармливать. Что любят есть птицы? (Семечки, хлебные крошки.) У меня в корзине есть угощение для наших маленьких друзей. Даша и Алена помогут выложить корм на кормушку. Теперь давайте отойдем подальше, чтобы не пугать птиц и посмотрим, кто же прилетит в нашу столовую? (Наблюдение.)
Дети, что мы с вами увидели интересного? Понаблюдали? (Ответы детей). Давайте еще раз посмотрим, как вокруг красиво - к нам пришла золотая осень!
Волкова Оксана Юрьевна
Город Чита
МБДОУ " Детский сад № 23"
Воспитатель
Конспект проведения прогулки «Кладоискатели»
СКАЧАТЬ (с фото)
Старшая группа
Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи:
- Развитие самостоятельности у детей путем участия в различных видах деятельности (сюрпризной прогулке).
- Развитие ловкости, координации движений, выносливости, умение ориентироваться по карте, пространственного мышления.
- Воспитание любознательности, положительного отношения детей к путешествиям.
- Воспитывать волевые и дружеские качества в играх, чувство товарищества, взаимопомощи.
- Учить детей ориентироваться на местности, используя план-схему.
- Продолжать учить выделять характерные повадки диких животных.
- Пополнить словарь детей прилагательными.
- Развивать у детей ловкость, смелость, глазомер.
- Воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Предварительная работа:
- Создание карты-маршрута.
- Помощь родителей в изготовлении нестандартного оборудования для путешествия.
Оборудование:
- Карта территории детского сада с нанесенными точками - пунктами маршрут.
- Иллюстрации диких животных, следы.
- Иллюстрация " Правила поведения в природе"
- Оборудование: " Лес", " Пруд", " Дикие животные"
- Спортивная экипировка детей (удобная одежда и обувь).
- Сюрпризы для детей: (игры экологической направленности, брелки
"Добрые сердца")
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами необычная прогулка, мы отправляемся в путешествие на поиски клада. На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге и суметь определить путь по карте. Желаю вам удачи и интересных приключений!
(Дети получают карту и вместе с воспитателем определяют, куда они должны направиться).
1. Пункт маршрута. Станция " Познавай-ка"
Чтение стихотворения: "Дикие животные"
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют.
Строят прочное жилище.
Место сбора сами ищут.
По своим живут законам.
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
Их повсюду охранять.
- Каких животных называют дикими?
- Как вы думаете, о каких животных говорится в тексте?
- Где живут эти животные?
- Почему дикие животные не всегда дружат с человеком?
- Какие животные становятся в основном добычей хищных животных? (больные, слабые)
- Почему возникла необходимость охранять диких животных?
Перед тем как отправиться в путешествие,
давайте вспомним правила поведения в природе
Игра «9 нельзя » (правила поведения в природе )
1.НЕЛЬЗЯ ломать ветки с деревьев
2. НЕЛЬЗЯ топтать цветы и грибы
3. НЕЛЬЗЯ разводить костёр пока не обкопаешь место или не обложишь его камнями
4. НЕЛЬЗЯ разорять птичьи гнезда
5. НЕЛЬЗЯ брать в рот незнакомое растение, оно может быть ядовитым
6. НЕЛЬЗЯ ловить диких животных и уносить домой
7. НЕЛЬЗЯ разорять муравейники
8. НЕЛЬЗЯ шуметь
9. НЕЛЬЗЯ оставлять мусор после себя
И тогда наши леса будут красивыми, и своей красотой будут радовать всех.
Наше путешествие продолжается. Работаем с картой.
2. Пункт маршрута. Станция "Загадочная"
Посмотрите внимательно вокруг и найдите предмет по моему описанию (находят конверт с загадками )
Цель: Уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретным животным, называть его и объяснять как отгадали загадку.
1.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
4. Рыжая птичница.
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
6. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
7. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(Волк)
8. Белый на белом написал,
Где бегал
Рыжая прочтет - Белого найдет.
(Заяц, лиса)
9. На белочку чуть-чуть похож —
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук —
Запаслив крошка...
(Бурундук)
10. Симпатичен, сер, усат,
Хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт —
Моет всё в воде...
(Енот)
11. Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
12. Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери.
(Ёж)
Обращаем внимание на карту. Наше путешествие продолжается.
3. Пункт маршрута. Станция " Следопыты"
Игра " Угадай чьи следа"
Цель игры: закрепление знаний о диких и домашних животных, учить различать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти.
Подготовка к игре: для игры нужны карточки, на которых изображены животные и карточки со следами этих животных.
Ход игры: нескольким детям нужно подобрать следы к каждому из животных. Кто быстрее и правильнее выполнит задание - получает фишку. Кто больше всего наберет фишек, тот и будет лучшим следопытом.
Детям раздаются карточки, на которых изображены животные. Водящий показывает следы (Хожу, хожу след покажу), а дети подбирают следы к своим животным. Детям нельзя ошибаться, при неправильном ответе, ход переходит к другому ребенку.
Молодцы ребята и с этим заданием справились. Отправляемся в путь.
Рассматриваем карту, ищем 4 пункт маршрута.
4. Пункт маршрута. Станция " Трудолюбия"
Специально созданный беспорядок на пруду, в лесочке. (Бытовые отходы: бумага, пакеты от сока, фантики и т.п.)
Цель: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности. Формировать понятие о разнообразии отходов человеческой деятельности, научить детей утилизировать бытовой мусор;
В защиту окружающей среды пришли на ум эти строки.
Задумайтесь!
Задумайтесь, взрослые!
Задумайтесь, дети!
Хотите ли жить на прекрасной планете?
Где солнце сияет, деревья растут.
И жизнь зарождается
Люди живут.
Давайте все вместе её охранять,
Не мусорить - всё за собой убирать.
Ведь каждый цветочек
И каждый росток,
Найдёт в вашем сердце себе уголок.
И станет чудесней,
Красивей планета.
На радость Вам взрослым
И маленьким детям.
Молодцы! Полюбуемся красотой и отправимся дальше.
5. Пункт маршрута. Станция " Игралкина"
Подвижная игра "Два Мороза"
Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.
Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.
Подвижная игра: « Хитрая лиса» (разучивание)
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Описание: Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».
После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.
Игра" Рыба, птица, зверь"
Игра малой подвижности:
Все играющие становятся в круг, а ведущий, указывая по очереди на каждого, повторяет: «Рыба, птица, зверь». На ком остановится, тот должен быстро назвать и изобразить какого-нибудь зверя, птицу или рыбу - в зависимости от того, что предложил ему ведущий.
Повторять названия не разрешается.
Наше путешествие подходит к концу, осталась последняя станция. А что это за станция мы сейчас узнаем. Ищем по карте.
6. Пункт маршрута. Станция "Подаркина"
Дети ищут клад. (Дидактические игры " Животные России", " Домино " Дикие животные", " Животный мир"). Брелки в виде сердечек " Добрые сердца"
Подведение итогов прогулки-игры:
Расскажи о своих впечатлениях;
Как изменилось ваше настроение к концу прогулки?
Задание на дом: «Нарисуй понравившийся эпизод прогулки».
Индивидуальная работа:
Познавательно-исследовательская деятельность
Изучение свойство снега:
Небольшое количество снега положить на руку (голую) и такое же количество снега положить на руку в перчатке.
Вопрос: Почему на голой руке снег начинает таять, а на перчатке нет?
Лепка снежной бабы
Игра-упражнение для гиперподвижных детей
"Не теряй пару" дети идут друг за другом парами,взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
Игра - упражнение для малоподвижных детей
«Догнать соперника»
Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задание в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, медленный бег 2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения задания каждая колонна старается догнять друг друга, та, которой это удается, побеждает.
Свободные игры детей.
Выполнила: воспитатель Пальцева Виктория Николаевна МБДОУ «Детский сад №85»
Задачи:
- Закреплять умения детей находить сходство и различие между деревьями (береза и рябина)
- Формировать умение наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы
- Развивать у детей интерес и любовь к родной природе
- Активизировать словарь детей
- Воспитывать желание помочь детям младшей группы
Мотивация:
Ребята из младшей группы не знают, что за деревья береза и рябина и загадки отгадать не могут.
Детская цель:
Расскажем малышам об этих деревьях и поможем отгадать загадки.
Ход прогулки:
Воспитатель с детьми идут вокруг детского сада к деревьям береза и рябина.
Воспитатель: «Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, кто же сможет ее отгадать?»
«Стоишь на белой ножке
На веточках сережки
Нас соком угощаешь
Тебя всегда узнаешь»
«Правильно ребята, это береза. А вот еще одна загадка.»
«Весною зеленела, летом загорала
Осенью надела красные кораллы
Это дерево по моде осенью одели вроде
У зеленого пальто пуговки красны зато»
«Да, ребята, это рябина, молодцы. А вот ребята из младшей группы не знают, что это за деревья и загадки отгадать не смогли. Может быть мы расскажем им о березе и рябине?» (Дети соглашаются)
«Ребята, а какой ствол у березы? (Белый) . А у рябины? (Коричневый) . А теперь посмотрим на листочки (У березы листочки округлой формы, среднего размера, гладкие, растут по одному. Бывают зеленые, желтые) . Ребята, а у этих деревьев есть плоды? Правильно, у рябины – ягоды (они красные, круглые, растут гроздьями, по вкусу – горькие) . А у березы? (Ответы детей)
Воспитатель показывает детям сережки, принесенные с собой, объясняет, что они появляются весной. «А давайте изобразим какие веточки у березы, у рябины» . Дети показывают руками как растут ветки. «Молодцы, ребята, как много вы знаете о березе и рябине. А хотите поиграть?»
Игра «Раз, два, три, ко мне беги» .
Воспитатель раздает детям березовые листочки, вырезанные из бумаги трех цветов: желтые, зеленые, красные. Слова воспитателя: «Осенние листочки весело летают, тихо, тихо на землю опадают» . Дети изображают, как летают листья, а потом опадают на землю (приседают) . Со словами воспитателя «Раз, два, три красные листочки ко мне беги» , дети у которых в руках красные листочки подбегают к воспитателю (также желтые, зеленые) .
Рефлексия:
Вопрос воспитателя: «Как вы думаете, а теперь мы сможем рассказать малышам о березе и рябине? (Напишем письмо) . «Кто считает, что сможем, поднимем листочки вверх. А теперь давайте соберем листочки березы и рябины и составим из них узор на участке» .