DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso
Когда в семье ожидается ребенок, всегда возникают еще и новые роли в семье – кроме супругов, мужа и жены, появляются еще и будущие, а потом и новоиспеченные мама и папа. И если у матери инстинкты просыпаются уже с самого начала беременности, и материнство своего рода заложено у женщины в генах, то вот с отцовскими чувствами все сложнее.
У мужчин нет как такового «генетического» чувства отцовства, у них оно формируется уже в результате общения с ребенком и выстраивания с ним особых отношений.
Мама и папа по-разному воспринимают свои роли в семье, каждый из партнеров по-своему осознает и ощущает себя в новой для себя роли, рождение ребенка для каждого человека – это особый набор чувств, переживаний и эмоций, причем порой эти чувства у мужчин могут быть противоречивыми и не всегда положительными. Кто-то может испытывать беспомощность и даже чувство страха, кто-то безмерно счастлив, а кто-то совершенно не готов к новой для себя роли и статусу, и совершенно не осознает всю ответственность отцовства, понимая, что это очень важно и трудно, но совершено не желает взваливать на себя всё это. У всех ожидание ребенка проходит по-разному и это вполне нормальное явление. Реакции отцов на скорое рождение малыша может зависеть от многих факторов – от пола будущего ребенка, от возраста самого отца, от его личностных особенностей, финансового благополучия, отношения к матери ребенка и даже влияния родственников и друзей, окружения. Порою взгляды на родительство и чувства по отношению к будущему ребенку у супругов очень сильно различаются, и это может стать причиной для межличностных конфликтов, ухудшения отношений и даже скандалов. Как результат - вместо того, чтобы сплотить и укрепить семью, родившийся ребенок может ее просто разрушить. Так тоже бывает.
Почему возникают проблемы?
Сразу стоит отметить, что подобного рода трения и разногласия возникают чаще всего по причине вины мужчины, так как женщины изначально начинают «включать инстинкты» и уже изначально готовы к роли матери, пусть даже и в раннем возрасте, и даже если беременность не планирована. Если мать оставила ребенка – значит, она готова его растить и воспитывать. А вот мужчинам в этом вопросе сложнее, во многих случаях им никак не удается свыкнуться с той мыслью, что они приобретают для себя новый статус отца, и должны нести за своего ребенка определенную ответственность, и теперь их социальный статус в жизни изменился. Им сложно порой осознать факт ответственности не только за себя, но и за другого маленького и беспомощного человечка, который будет требовать к себе много внимания на протяжении не одного дня, а всей оставшейся жизни.
Бывает и так, что мужчина просто не может исполнять все мечты, пожелания и требования супруги, что беспокоит и озадачивает его, приводит к мысли о несостоятельности как отца и мужчины. По статистическим данным практически половина разводов приходится на период, когда возраст детей составляет от одного до трех лет. Конечно, подобные проблемы в семье могут сильно отразиться и на личности, характере и поведении ребенка, но именно из-за детей браки могут распадаться, так как возникают сложности, родители просто не справляются с одновременной ролью и супругов, и родителей. Кроме того, браки распадаются еще и потому, что отцы в душе начинают понимать, что они не столь сильно нужны малышу, как мать, то есть они не столь эмоционально и физически привязаны к ребенку как матери.
Также зачастую современные отношения бывают настолько сложными, что у мужчин могут возникать подозрения в самом факте отцовства, мужчины испытывают сомнения в том, что именно они и являются отцами детей. Естественно, во многом это культивируется изменениями морали и нравственности самого общества в целом, но при всем этом взгляды на материнство остаются неизменными. Женщина всегда уверена, что это ее ребенок в отличие от мужчины.
Важно отметить и тот факт, что чувство отцовства может просыпаться в мужчинах намного позже, чем это возникает у женщин, а у некоторых мужчин оно может отсутствовать совсем как таковое, ну вот так бывает. По большей части, отцам необходимо определенное время для того, чтобы их разум полноценно осознал свершившийся факт рождения на свет их потомка. Это вполне нормальное явление, так было всегда, мужчине всегда было сложнее перестроиться на новую социальную роль, чем женщине.
Чувство отцовства – есть оно или нет?
По результатам многих психологических исследований, было выяснено, что ощущение собственного отцовства приходит постепенно, и чем старше становится ребенок, тем сильнее и сильнее становится данное чувство. И это вполне объяснимо и не удивительно, так как чем взрослее ребенок, тем легче и проще с ним общаться, его проще понять и дать ему то, что ему необходимо. С ребенком постарше можно разговаривать, совместно проводить время, творить, обсуждать его секреты, помогать в занятиях. Зачастую отцы и дети начинают совместно заниматься определенным видом спорта, общими увлечениями, что приводит к сближению и развитию чувства отцовства и близости. Просто получается, что большинство мужчин просто не умеет вести себя правильно с новорожденными детьми, но потом все проще и проще находят общий язык со своими уже подрастающими детьми. Конечно, так это происходит не всегда и не у всех, и этот вопрос еще долго будет изучаться.
Отцовские чувства развиваются постепенно, на первом этапе отцу необходимо принять ребенка, а также понять для себя, как нужно вести себя с ним. Крайне важно, чтобы каждый папа понимал, что ребенку необходимо постоянно контактировать с ним, причем этот контакт должен быть максимально возможным. Зачастую молодые отцы стараются все силы отдать работе, а не общению с детьми, в итоге усталость и занятость не дает возможности часто заниматься детьми. Могут быть и такие варианты, что отец по разным причинам может появляться дома несколько раз в год, но он остается непререкаемым авторитетом для ребенка, проводя с ним все свое свободное время.
Становление отцовства
Вторым этапом в развитии чувств отца к ребенку принято считать этап, когда ребенок знакомится с окружающим миром. Это в среднем возраст двух-четырех лет. Тогда роль отца резко возрастает и в его обязанности в это время должна входить закладка понятий о том, что хорошо и правильно делать, а чего делать не стоит. Конечно, этим активно занимаются и матери, но вклад отца в вопросах такого воспитания огромен. Кроме того, отцы в отличие от мам, которые паникерши, могут приучать детей к свободе и пространству. Они учат детей катанию на велосипеде, санках с горки, плаванию и т.д. Не каждая мама в силу обостренных инстинктов по сохранению жизни и здоровья малыша, может понять, что ребенку важно вырваться из-под ее юбки и познавать мир, и роль папы тут переоценить нельзя. Именно отец малыша должен закладывать фундамент целостной личности и формировать самооценку ребенка. Именно папа может относиться к ребенку, как к самостоятельной, пусть и маленькой личности, и это повышает самооценку малыша, в то время как маме все видится что малыш – это часть нее самой.
Следующий этап становления отцовства – это возраст ребенка в пять-шесть дет. В этом возрасте дети непоседливы и шаловливы и мамы изо всех сил стараются удержать их около себя, чтобы не переживать о том, что с детьми что-либо может случиться. Роль отца в этом возрасте – позволять ребенку самостоятельно играть, при этом наблюдая и контролируя ребенка со стороны, учить последовательности в действиях и поступках, чтобы в дальнейшем ребенку было проще учиться в школе. Но почему этим должен быть занят именно отец малыша, а не мать? Чаще всего мамочек малыши совершенно не боятся, даже если те ругаются, а вот отцов дети подсознательно остерегаются, причем отцу не нужно ругать или бить детей, иногда достаточно просто недовольного взгляда отца или его жеста, ребенок быстро все понимает. Кроме того, отец в состоянии контролировать формирование у ребенка адекватной самооценки, без завышенных и заниженных к себе требований. Отец может мягко, но настойчиво контролировать самооценку ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок не страдал. Материнство обычно дает ребенку количественное общение, отец же дают ребенку качество этого самого общения. В подростковом возрасте именно отцовское мнение может удержать ребенка от необдуманных поступков и действий.
Отцам, да и мамам тоже нужно раз и навсегда запомнить, что не стоит применять в воспитании крики и ругать, и тем более рукоприкладство. С детьми нужно говорить, и разговоры необходимо вести спокойным и дружелюбным тоном, постоянные крики могут привести к тому, что ребенок просто отстранится от вас, и не будет в случае необходимости обращаться к отцу за помощью. Отцу важно будет честно и правдиво разговаривать ребенком, говорить ему о правде жизни, тогда в трудные моменты жизни ваш ребенок придет к вам за советом и помощью. И именно тогда советы будет самыми дельными и полезными. Кроме того, не стоит отцу воспринимать своего ребенка как продолжение себя – пытаться на ребенке исправить свои ошибки или достичь каких-либо успехов в спорте, учебе. Это не приведет ни к чему хорошему.
Подготовка к отцовству
Часто возникают вопросы – можно ли вообще подготовиться к отцовству, заранее узнать – хорошим ли отцом будет ваш партнер или супруг? Однозначного и точного ответа на этот вопрос не существует, да и заранее нельзя узнать – каким отцом будет мужчина, с разными женщинами и в разных обстоятельствах все может быть по-разному. Достаточно большое количество мужчин со сложностями привыкает к своей роли отца, причем это дается со сложностями даже если процесс происходит поэтапно и по определенному плану. А уж тем мужчинам, которым эта новость о скором отцовстве сваливается на голову как снег, совсем нелегко. Предвидеть реакцию в таком случае вдвойне сложнее, так как она может быть разной и непредсказуемой. Можно ли сделать из мужчины настоящего и достойного отца? Вполне, но отцовство должно быть осознанным – если мужчина не готов и не хочет сейчас детей, переделывать его будет практически нереально.
Можно выбрать выжидательную позицию и надеяться на то, что отцовские чувства когда-нибудь проснутся, а можно попытаться разобраться вместе в сомнениях и страхах будущего отца. Важно, чтобы роль отца осозналась мужчиной с самых первых дней жизни малыша – папа нужен не меньше мамы. Страхи мужчины могут быть финансового, интимного или социального плана. Отцы часто имеют поверхностное понятие о жизни с детьми, основанное на мнении друзей и рассказов их о трудностях. Нужно понять, что у всех все бывает по-своему.
Иногда стоит просто привлечь будущего папу к походам в консультацию, просмотру результатов УЗИ или совместному чтению. А иногда может потребоваться и помощь психолога. В любом случае – кричать и скандалить не стоит, это не выход из ситуации. Ласка, нежность и женская мудрость, подкрепленная любовью и заботой о мужчине, вам помогут.
Фигура отца в большей степени наделена властью, чем фигура матери. Не стоит атаковать отца критикой . Это не лучший путь для построения гармоничных отношений с мужем и развития личности ребенка. Фигура отца разве н чивается – рушится система власти, у детей нарушается способность соблюдать нормы и правила. К тому же, если семья считает отца успешным человеком, то и дети больше уверены в себе, а соответственно, более благополучны.
Для гармоничного развития личности ребенка важно не просто наличие отца, а хорошие отношения с ним.
Благодаря взаимопонимаю с отцом у девочек складывается вера в то, что они красивы и могут быть любимы. Особенно важны комплименты от папы в подростковый период, когда внешность меняется быстро и часто не самым желательным образом. Мальчику уважение отца помогает легче ориентироваться в социуме и занимать достойное место в компании сверстников.
Стиль отцовства частично копируется со стиля воспитания, который был в родительской семье.
Естественно, не полностью. Он преобразуется в соответствии с личностными особенностями конкретного человека, спецификой культуры и религии, к которым он принадлежит, особенностями экономических условий в обществе. На стиль отцовства также влияют отношения с матерью ребенка, особенности самого ребенка, его пол.
Изначально отношения с ребенком устанавливает мать еще во время беременности.
Постепенно при помощи супруги к этим отношениям присоединяется отец, важно поддерживать его в этом. Иногда мужчине может быть сложно включиться во взаимодействие с ребенком. Тогда он может чувствовать отдаленность от семьи и стремиться как-то заглушить эти чувства. Способы могут быть разные: уход в карьеру, алкоголь, увлечения на стороне и т.д. Несформированные отношения отца с ребенком, вносят значительные осложнения в брак .
Затруднения возникают и в случае, если в молодую семью чересчур активно вмешиваются родители супругов.
Могут формироваться деструктивные треугольники: ребенок-мать-бабушка
. В такой ситуации ребенком заняты супруга и
ее мать (или свекровь). Тогда как в вопросах воспитания важно разделить ответственность, прежде всего, между супругами. Иначе отец отодвигается на второй план, из-за того, что места
в подобном деструктивном треугольнике ему, как правило, не находится.
Также интерес к участию в семейной жизни и воспитанию ребенка угасает у мужчины в ситуации, если у него
конфликтные отношения с супругой.
Психолог Г.С. Абрамова описала «ловушки отцовства » – распространенные в нашем обществе стереотипы, которые мешают гармоничному развитию отношений отца и ребенка. Перечислим некоторые их них:
- «Ловушка простой цели » – убежденность в том, что основная цель отцовства сводится к материальному обеспечению детей. Эмоциональный контакт исключается.
- «Ловушка ожидаемого долженствования
» – вера в то, что ребенок будет уважать папу в любом случае, только за то, что
он его отец. - «Ловушка правоты силы » – разрешение конфликтов с ребенком только с помощью силы: физических наказаний либо психологического давления.
- «Ловушка возраста
» – представления о том, что с «маленьким» ребенком должна заниматься мама, так как «Он все равно еще ничего не понимает». Отец, таким образом, приступает к воспитанию, «когда ребенок подрастет». Но известно, что привязанность к родителям формируется с самого раннего
возраста. Чем позже родитель подключается к воспитанию, тем сложнее установить благополучные, гармоничные отношения с ребенком. - Стереотипы, связанные с полом – стереотипы, согласно которым, мужчина не должен брать на себя выполнение «женских» обязанностей. Вера в то, что в том числе и воспитание детей – задача женщин, с которой они якобы справляются лучше мужчин.
Нередко женщина воспитывает детей без мужа.
В такой ситуации обеспечить оптимальные условия для развития несколько сложнее. И все же подобная ситуация не является фатальной. Психологически в семью всегда включен отец даже при его физическом отсутствии – как образ, миф, история. Теплый образ отца хорошо сказывается на эмоциональном благополучии подростка. Положительный образ родителя способен в некоторой степени компенсировать его отсутствие. Тогда как наиболее неблагоприятное влияние на подростков в неполных семьях оказывают негативный или амбивалентный образы отца.
Если супруги находятся в разводе, то скорее стоит помочь отцу и ребенку поддерживать отношения. Поскольку нарушение привязанности к отцу наносит травму ребенку, тем более если оно спровоцировано матерью.
Женщине самостоятельно занимающейся воспитанием также полезно подключать к общению с ребенком родственников мужского пола , друзей, которым можно доверять. Положительно сказывается на ребенке посещение кружков и секций, руководит которыми мужчина. Важно, чтобы у ребенка был образец мужского поведения (не важно, девочка это или мальчик).
Завершая, хочется сказать о том, что рождение ребенка, забота и общение с ним делает мужчину более зрелым, состоявшимся и, конечно же, дарит множество счастливых моментов!
Если у женщин от природы заложен инстинкт материнства, то мужчины формируют чувство отцовства в результате некоторых социальных факторов. Именно они диктуют ему играть роль папы. Ведь мужчинам дан инстинкт оплодотворения женщин, а вот об отцовском чувстве природа особо не заботилась.
Социальные стереотипы диктуют мужчинам, какими отцами они должны быть. В каждом народе существуют свои правила и традиции, нарушение которых приводит к упрекам и критике. Так, практически во все времена в почете были мужчины, у которых есть и дети. Те же, кто не стремился к развитию общества, подвергались упрекам и осмеянию. Но на защиту неженатых мужчин вставали достижения, с помощью которых они оставляли свой след в этом мире (именно то, к чему стремятся все представители сильного пола). Если мужчина изменил мир или оставил свое имя в истории человечества, тогда это может заменить роль отца . Поэтому одни представители стремятся к карьерным высотам, где они стараются оставить свой след в развитии той или иной области. Другие же просто играют роль отца, где они являются добрыми и любящими папочками
Проблемы отцовства.
Немаловажным является отношение мужчины к той женщине, ребенка которого он воспитывает. Психологи подтверждают, что именно чувства, которые муж испытывает к своей жене, заставляют его относиться к детям подобным образом. Поэтому, если мужчина любит свою жену, тогда он с удовольствием будет стирать пеленки, бегать по магазинам, покупать игрушки, ползунки, детские матрасы и просто возиться с ее ребенком. Но если он не испытывает теплых чувств к женщине, тогда и дети, которых она родила, ему будут не нужны.
Проблема развития отцовства возникает и тогда, когда женщина отгораживается от своего любимого и не вовлекает его в процесс воспитания детей. Очень часто современные дамы стараются полностью заменить своим детям и мать, и отца в одном лице. Однако именно такое отгораживание не позволяет мужчине развить свои отцовские чувства и умения. Поэтому женщине следует научиться вовлекать в процесс развития и воспитания малышей своего мужа. Не нужно ему давать слишком трудоемкие и серьезные поручения, однако подержать, запеленать, убаюкать или покормить молодой отец все же может.
Настоящий отец.
На становление отцовства в мужчине огромное влияние имеет пример взаимоотношений его родителей. Та семья, в которой мужчина рос и воспитывался в детстве, оставила свой неизгладимый отпечаток в его подсознании. И, несомненно, мужчина перенесет данную модель брака и в свою семью. И здесь будет очень трудно переучить молодого папашу стать настоящим отцом, если в его детстве ни один представитель сильного пола не подавал ему хороший пример. В данном случае нужно обратиться к сознанию мужчины, чтобы он контролировал и корректировал процесс своего становления как отца.
Обычно говорят, что для женщины главное – материнство. И . Но разве в таком случае не логично предположить, что для мужчины главное – отцовство? С этим вопросом мы обратились к нашим героям…
Петр Семак, актер Академического Малого Драматического театра – театра Европы, лауреат Государственных премий СССР и России, народный артист России, Санкт-Петербург
Карьера и деньги преходящи…
Главное для мужчины – отцовство, самой природой так заложено в нас. Можно заниматься любой деятельностью, но главное – дети. В древние времена мужчины не жили больше сорока лет, довольно жесткая была жизнь, и когда они умирали – их заменяли сыновья. Поэтому для каждого мужчины было важно иметь сыновей. К современному мужчине порой только после сорока приходит осознание, в чем самое верное его назначение. Все остальное – карьера, зарабатывание денег – приходящее и уходящее…
Отец – охотник, добытчик, и из своей «пещеры» уходит часто, поэтому больше времени дети проводят с матерью. Часто бывает, что воспитывает детей одна мама… Это неправильно, я считаю. Дети вырастают неполноценными, много страдают в жизни. Важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя!
Когда мой отец играет с внуками (а нас в семье было четверо, поэтому внуков у него много), я чувствую, что он любит их сильнее, чем нас любил: с сыновьями он был строг и не так нежен. Я как-то спросил его, почему. Он объяснил так: «Они будут меня помнить больше, чем ты». В этом есть, наверно, какой-то секрет. Внуки будут его помнить дольше, чем я, потому что жить будут дольше.
Михаил Леонтьев, телеведущий, Москва
Не «главное», а «необходимое»
Для мужчины многое – главное. Я вообще не стал бы выстраивать такую иерархию. Вы представляете себе мужчину, для которого главное – отцовство, а больше ничего он в жизни не сделал? Причем отцовство в полноценном смысле: не только зачал, но и, предположим, пытается воспитывать… Скажите, как может воспитать ребенка отец, который сам в личностном плане ничего из себя не представляет?
Слово «главное» я бы заменил на «необходимое». Отцовство необходимо любому нормальному человеку. Я понимаю, что есть люди, которые, в силу разных социальных обстоятельств (я сейчас не имею в виду медицину – это отдельный вопрос), не смогли стать отцами. Никто не имеет права говорить о них уничижительно, только с состраданием: отсутствие детей – страшная, горькая потеря.
Если человек – действительно человек, то есть божеское существо, созданное по Образу и Подобию, – для него главными должны быть именно человеческие вещи. Я еще раз повторю то, что говорил много раз: человека от животного отличает то, что у него есть прошлое и будущее. А материализованные прошлое и будущее – это предки и потомки.
Дмитрий Дюжев, актер, Москва
Мать и отец делят ответственность поровну
Безусловно, отцовство – главное в жизни мужчины, просто потому, что продолжение рода является основной миссией в земной жизни любого человека. Да, есть люди, у которых иной путь, и у них нет детей. Скажем, монахи, или же те, кто живут в миру, но так и не смогли завести ребенка. Но это все-таки исключение. Думаю, Бог не просто так лишает этих людей родительской роли – готовит им некое другое назначение.
Для большинства же мужчин основным в жизни остается их отцовство, и потому мне очень обидно, когда я вижу, что отца пытаются отодвинуть на второй план. Зачастую это пытаются сделать сами мужчины, готовые отдать все, что связано с детьми, их рождением и воспитанием, на откуп женщине. Но отец несет не меньшую, чем мать, ответственность за ребенка! Он так же обязан выполнять свою родительскую миссию, как и она. И прав, соответственно, должен иметь ровно столько же.
Потому, кстати, я считаю, что вопрос об аборте нужно всегда решать совместно, более того – закрепить такой порядок законодательно. Бывает, что мужчина толкает на аборт женщину, заставляя ее совершить то, что с христианской точки зрения является страшным грехом. Но бывает и так, что женщина делает аборт втайне, даже не говоря мужчине, что он мог бы стать отцом. По-моему, это неправильно. В таком сложном вопросе и мать, и отец должны нести равную совместную ответственность.
У меня детей пока еще нет, но я очень хочу, чтобы со временем они появились. Надеюсь, Господь даст мне эту замечательную возможность: почувствовать себя отцом!
Андрей Кочергин. Президент Международного союза боевого Каратэ Кои но такинобори рю, Санкт-Петербург
Нет большего счастья, чем держать на руках своего ребенка!
Я более чем согласен с тем, что для настоящего мужчины главное – отцовство. Если мужчина не думает о семье, он, скорее всего, думает только о себе. А это сродни нарциссическому любованию собой, категорически неприемлемому для мужчины!
Ответственность за родных и дело продолжения рода созвучны любви к Родине, осознанию себя частью нации. Если мужчина не обременен этой ответственностью, он не имеет корней, а значит – легок в суждениях, поверхностен в отношениях и авантюрен в поступках.
Это вовсе не означает, что глава семьи должен быть задумчив, пуглив и полон мелочных опасений за каждый шаг: свой или своих близких! Это означает, что если мужчине суждено совершить подвиг – он совершит его сознательно, во имя Создателя своего и тех, кто стоит за его спиной. Такая жизненная позиция сводит к нулю возможность совершить мерзость или глупость.
Знаете, для меня нет большего счастья, чем держать на руках своего ребенка… И, уверен, нет большей мотивации, способной подвигнуть человека на подвиг Веры и военный подвиг, чем детская ручонка, лежащая в мозолистой руке солдата.
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО(У) МИД России, Москва
Отцовство – это ответственность
Является ли отцовство главным в жизни мужчины? Да. Прежде всего потому, что оно предполагает передачу не только генетического наследия своих предков, родителей – тех, кто жил до тебя, создал все, что нас окружает; но и означает обеспечение будущего: и детей, и собственной старости. Я уже не говорю о том, что отцовство – это, конечно же, огромная ответственность, прежде всего нравственная. Перед своими детьми и внуками.
Если говорить о моем личном опыте, то осознание отцовства ко мне пришло, когда я оказался в родильном доме. И даже несмотря на то, что были помощники в деле воспитания дочери, тем не менее, это был огромный труд. Все равно это бессонные ночи, поиски детского питания, в те времена столь дефицитного, и глажение пеленок, поскольку памперсов еще не было. Было осознание отцовства как тревоги за ребенка, когда он был еще маленьким. Когда случались всякие маленькие беды (которые случаются со всеми детьми) – было не просто осознание ответственности, но даже какого-то стыда… Упала – разбила себе лоб, порезалась где-то: стыд, что не уследили, не досмотрели. И, конечно, совсем иное чувство, когда девочка становится уже девушкой, и появляются совершенно новые для всей семьи радости и горести, переживания и недопонимания.
Если же сравнивать важность для мужчины карьеры и отцовства, то я считаю, что вещи это несопоставимые, но взаимосвязанные. Я уверен, что реализовать себя в полной мере в карьере, не испытав вот это чувство отцовства – трудно. Ведь человек, строящий карьеру – всегда тот, кто руководит людьми. Не бывает «карьеры в одиночку» – только, пожалуй, у писателей или художников. Хотя, знаете, и у художника есть ученики… А быть руководителем, не познав чувства отцовства и ответственности, которое оно дает, мне кажется, очень трудно.
Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.
Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.
В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о "крахе семьи", "утрате отцовского авторитета", "доминировании матери в воспитании детей". Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.
Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.
Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили "новый образ мужчины", который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакта с ребенком.
Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен.
В чем разница между материнским и отцовским воспитанием
С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь "требовательная" , условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.
Как отмечает А.Греймс: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности".
Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: "ходят на работу", " зарабатывают деньги", "ругают маму", "наказывают".
И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то "на работе" занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. "Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться", - часто грозится мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей "культуры отцовства".
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизгни: "Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним, в какие игры?" Большинство отцов отвечали так: "Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело".
Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала, в раннем детстве первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.
Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.
Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследования было установлено, что эти отцы гораздо больше привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.
По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.
Однако психологи отмели также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что "раз папа здесь, будем играть".В ходе одного эесперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами. (Бразельтон).
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.
В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.
В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.
Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России, отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.
Готовность к отцовству
Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность "незрелых" отцов, что впрочем свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. У таких отцов развитая эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.
Что происходит, когда отцовские чувства, или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?
Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем развитие ребенка отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность траняляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей (Кон).
Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. (Кэмпбелл)
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского "Я".
Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками. (Бютнер)
Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.
У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка.
Излишняя сторогость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца. (Захаоров).
Влияние отца на психическое развитие ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение "включенных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.
Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношения к ребенку).
Для нашей культуры не характерно внешнее проявление люби, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.
В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.
Еще одна негативная черта нашей современной традиции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который ожидает от ребенка "неправильного", "плохого" поведения (в отличие от матери), низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятный для развития Я концепции ребенка - авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.
Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.
Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.
1. Матери следует предоставлять возможности для взаимодействия отца с ребенком начиная с первых дней жизни.
Он может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой, отвечать на инициативу малыша.
2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матерям не следует запрещать подобные игры и расценивать их как неумение отца играть с ребенком, на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.
3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно время от времени организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.
4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, чутко реагируют на их сигналы становятся значимыми фигурами в детском мире. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше поводов для общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша. Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам.
5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно. Как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведение детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не "ты плохой", а "ты плохо сделал".
Необходимо учитывать, что с воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что- либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.
9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может негативно сказаться на самооценке малыша, исказить критерии успешности, деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.
© Все права защищены