С его эмоциональной связью с. Как установить глубокую связь с парнем

Чтобы установить глубокую связь с парнем, необходимы время и усилия. Проявляйте терпение, доброту и желание слушать друг друга с самого начала, чтобы заложить фундамент для такой связи. Ее не получится наладить силой, допустимы только активные действия, призванные обеспечить открытое общение без осуждений. Важно понимать, что общение состоит как из веселья, так и серьезных разговоров. Выходя на комфортный уровень общения, не забывайте укреплять вашу эмоциональную связь и совершенствовать эмоциональные проявления любви и заботы. Наконец, научитесь общаться и взаимодействовать на духовном уровне, чтобы обеспечить еще более глубокую связь.

Шаги

Улучшайте общение

    Поощряйте открытое общение. Делитесь личными мыслями, идеями и мечтами. Рассказывайте парню о мечтах, которые вас увлекают, а также надеждах на будущее, включая ваше совместное будущее.

    Будьте снисходительны. Создайте спокойную обстановку без осуждений. Необходимо выслушать своего парня и войти в его положение, чтобы лучше узнать его. Постарайтесь понять его взгляды и способствовать тому, чтобы парню было комфортно делиться своими мыслями и не выглядеть при этом глупо.

    Интересуйтесь мыслями и чувствами своего парня. Попытки узнать парня еще ближе должны приносить вам радость. Проявляйте активный интерес к его внутреннему миру и пытайтесь понять, что формирует его личность. Придумывайте вопросы, которые позволят приоткрыть завесу тайн его души.

    Разговаривайте на веселые и посторонние темы. Серьезные беседы и обсуждение актуальных событий очень важны, но не завышайте общий уровень серьезности вашего общения. Не менее важно болтать о всяких глупостях и давать волю воображению. Непринужденные беседы обо всем и ни о чем позволят вам не превратить разговоры в рутинные обязанности.

    Укрепляйте эмоциональную связь

    1. Изучите себя и свои эмоции. Глубокая эмоциональная связь с другим человеком требует понять и принять собственные эмоции. Иногда нас так и подмывает отмахнуться от эмоции или подавить в себе сильное чувство, но очень важно всесторонне оценивать собственные эмоции и логически осмысливать пережитый опыт.

      • Честно оценивайте свои эмоции и учитесь понимать свои эмоциональные реакции в различных ситуациях.
      • При обострении эмоций задайте себе вопрос: “Что это за эмоция?”. Назовите эмоцию: “Сейчас я ощущаю гнев. Мне кажется, что парень меня не слушает, поэтому я начинаю злиться”.
      • Рассуждения, основанные на эмоциональном опыте, позволяют не подавлять свои чувства и лучше понимать эмоции других людей.
    2. Следите за внешними эмоциями. Научитесь замечать те эмоции, которые парень не пытается скрыть. Если вам удалось создать комфортные условия для общения, то вы сможете делиться эмоциями с большей уверенностью. Эмоциональные реакции бывают положительными и отрицательными, поэтому важно открыто реагировать на обе крайности эмоционального диапазона.

      • Если у парня выдался трудный день, он злится или расстроен, то вас это не должно пугать. Не нужно воспринимать это на свой счет. Лучше позвольте парню выговориться вам или не мешайте ему снять напряжение иначе.
      • Помогите своей второй половинке лучше понять ваши внешние эмоции. Скажите: “После работы я обычно раздражена, поэтому заранее извиняюсь за возможную резкую реакцию” или “Дорогой, в среду у меня больше всего пар, поэтому твои крепкие объятия после занятий будут много значить для меня”.
    3. Замечайте и прислушивайтесь к эмоциям, которые парень не выражает. Вы знакомитесь друг с другом ближе, поэтому развивайте в себе такое сопереживание, которое позволит вам предвидеть его эмоциональные потребности. Внимательно слушайте своего парня и научитесь слышать то, о чем он не говорит вслух. Это непросто, но со временем вы научитесь понимать эмоциональные реакции парня. Если что-то выводит его из себя, то обдумайте, как это связано с более глубокими эмоциями.

      • Например, для него очень важно личное пространство и ваш парень расстраивается, кого вы перекладываете его вещи. Не стоит спешить с выводом, будто он что-то скрывает. Попытайтесь взглянуть на ситуацию его глазами.
      • У него есть братья или сестры? Возможно, что в детстве у него не было личного пространства. В таком случае для него очень важно иметь свою комнату, квартиру или другое место, которое дарит ему ощущение собственной индивидуальности.
      • Копните глубже и подумайте, как его действия выражают внутренние эмоции. После этого дайте парню понять, что вы разделяете и поддерживаете его эмоции. Скажите: “Я прекрасно понимаю, что тебе нужно личное пространство. Ты ведь рос с двумя братьями, а ваша разница в возрасте буквально пару лет. У тебя не было достаточного личного пространства, поэтому мне очень важно, чтобы ты чувствовал себя комфортно”.
    4. Восстанавливайте эмоциональные связи в кратчайшие сроки. Любые отношения включат взлеты и падения, так как все мы иногда расходимся во взглядах. Если между вами и парнем возникает эмоциональное расстояние, то его нужно преодолеть как можно скорее. Не вынуждайте парня обсуждать ситуацию, если он против этого, но старайтесь всеми силами наладить эмоциональную связь в кратчайшие сроки.

      Придумайте, как направить свои чувства в действия. Не стоит путать эмоциональную близость с физической, поэтому не позволяйте сексу оставаться единственным способом превращать эмоции в действия. Найдите более оригинальные способы показывать свое отношение к парню и проявлять чувства. Старайтесь продумывать различные приятные мелочи.

    5. Веселитесь вместе. Старайтесь не просто проводить время вместе, но и веселиться как можно чаще. Обсудите и начните делать то, что приносит радость вам обоим.

      • Если вам нравится ходить в кино, то планируйте поход в кинотеатр каждую одну-две недели. Также можно смотреть фильмы дома. Не забывайте обсуждать ваши жанровые предпочтения.
      • Если вам нравятся разные вещи, то планируйте времяпровождение поочередно. Например, если вы любите кататься на коньках, а ваш партнер никогда не бывал на катке, то попробуйте научить его кататься, а на следующих выходных займитесь тем, что интересно вашему парню.
    6. Проводите время с удовольствием. Старайтесь, чтобы совместное времяпровождение приносило максимальную радость, но во время прогулок не забывайте о важных беседах. Делитесь эмоциями и возможными беспокойствами.

      • Старайтесь проводить время на “нейтральной территории” – вне дома одного из вас или вашего общего жилища. Для этого достаточно пойти прогуляться или зайти в кафе.
      • Просто отлично, если вы вместе выполняете работу по дому или другие задачи, но старайтесь находить достаточное количество времени, которое вы будете уделять непосредственно своему партнеру. Устраивайте свидания, ходите на прогулки, играйте в настольные игры. Выбирайте такие занятия, которые не требуют чрезмерной концентрации, чтобы вы могли поддерживать беседу. Каждый раз старайтесь узнать друг о друге немножко больше.

Эмоциональная связь очень важна в близких отношениях. Любовь нуждается в ощущении эмоционального подключения. Партнеры хотят знать – ты здесь для меня?

Никому не удавалось еще точно выяснить и полностью определить, что такое любовь. Один из моих знакомых сказал, что это «смешные пять минут». Некоторые называют любовь таинственным сочетанием чувства и секса. Или сочетанием увлечения и дружеского общения. Но это больше, чем все перечисленное. полагает, что главное в любви – это постоянный поиск защищенной эмоциональной связи с кем-то. Благодаря этой связи, партнеры чувствуют себя эмоционально защищенными и спокойными.

Эмоциональная связь

У нас всех есть потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, значимыми для нас. Это движущая сила выживания, ребенок стремится к , и это необходимо для его безопасности. Но потребность в эмоциональном контакте никуда не исчезает, она развивается во взрослую необходимость безопасной эмоциональной связи с партнером.

Не только физическая изоляция, но и эмоциональная изоляция является травмирующей для человека. Мозг, на самом деле, расшифровывает это как опасность. Потребность в эмоциональной безопасной связи мы испытываем от колыбели до могилы.

Потеря связи с любимым человеком ставит под угрозу наше чувство безопасности. Мы испытываем чувство первичной паники. Появляется сигнал тревоги в миндалине мозга, нашем центре страха, где мы очень настроены на разного рода угрозы. Когда миндалины посылают сигнал тревоги, мы не думаем, мы действуем. Угроза может исходить от внешнего мира или от нашего внутреннего состояния. Это наше восприятие, и это имеет значение для нас. Если мы будем чувствовать себя брошенными в момент необходимости, мы испытываем состояние паники. Мы начинаем сомневаться, что наш партнер ценит нас. И это вызывает страшное чувство эмоционального одиночества.

«Я тебе нужен?»

«Он так рассердился, что я чувствую его враждебность». «Она ведет себя так холодно, что я сомневаюсь, вообще, нужен ли я ей». Каждый из партнеров все дальше и дальше отступает друг от друга, перекрывая возможность получить чувство уверенности.

Женщины часто более чувствительны к первым признакам эмоционального отчуждения. Мужчин, с другой стороны, учили подавлять эмоциональные реакции и эмоциональные потребности, и это склоняет их отказаться от участия в эмоциональном конфликте. Однако под маской сдержанности часто скрывается уязвимость и потребность в эмоциональной связи.

Слишком часто пары не видят, что под внешним проявлением большинства ссор и скандалов скрываются протесты по поводу эмоционального отключения. Несмотря на все беды, партнеры отчаянно хотят знать – ты здесь для меня? Я тебе нужен? Я могу на тебя положиться?

Как преодолеть эмоциональную дистанцию

И то, что раздражает людей, это незнание, как преодолеть эмоциональную дистанцию, как восстановить эмоциональную связь.

Разочарование всегда является частью отношений. Но вы всегда можете выбрать, как вы с ним справитесь. Вы будете реагировать способом нападения или в духе понимания? Просто принимайте свою потребность в привязанности, не стыдитесь сделать необходимый первый шаг. Это относится как к одиноким людям, так и к тем, кто находится в отношениях.

Мужчины часто говорят, что они не знают, что делать. Тем не менее, мужчины знают, как успокоить своих детей, нежно укладывая их спать и говоря успокаивающие слова. Разница в том, что они видят уязвимость своих детей и реагируют на нее, но когда они смотрят на своих жен, они нередко этого не замечают. Но женщины могут чувствовать себя уязвимыми тоже.

Сенсорные ощущения являются самым основным способом соединения с другим человеком. Взяв руку вашего партнера, когда он нервничает, или, прикоснувшись к его плечу, вы можете мгновенно разрядить обстановку, избавив его от чувства эмоционального страха и тревоги.

Если вы понаблюдаете за двумя влюбленными людьми, вы заметите, что они касаются друг друга все время. Они буквально тянутся друг к другу, и это проявление не просто сексуального желания, но и потребности в эмоциональной близости.

Поддерживайте и развивайте эмоциональную связь со своими партнерами, реагируйте на их эмоциональные потребности, учитесь выражать свои эмоции открыто и честно.

12/10/2017

Эмоциональная связь – основа успешных отношений. Но женщинам часто трудно понять, как установить такую связь с мужчиной. И даже если это им удается, они часто её теряют и уже не могут вернуть. Поэтому, чтобы обрести душевное единение с любимым человеком, эмоциональную связь следует устанавливать медленно и органично.

Как сблизиться с мужчиной эмоционально?

Имейте в виду, жизненный опыт мужчины может существенно отличаться от вашего. Возможно, с детства ему внушали, что печаль, сочувствие, сожаление или проявление каких-то других эмоций является признаком слабости. Человеку, с которым вы собираетесь установить эмоциональную связь, может потребоваться время, чтобы научиться выражать свои чувства, не опасаясь насмешек.

Поймите, чем мужчины отличаются от женщин. Например, женщины больше испытывают интимность на эмоциональном уровне, а мужчины на физическом. Тактильные, сексуальные и другие физические проявления, даже если они не являются для вас приоритетом, помогут быстрее установить эмоциональную связь с мужчиной. Научитесь понимать партнера с полуслова или полувзгляда, иногда принимая его физическую привязанность как эмоциональную.

Позвольте себе быть уязвимой. Эмоциональная связь требует, чтобы все стороны были уязвимы друг перед другом. Подайте пример, который поможет мужчине почувствовать себя более комфортно и показать свою уязвимость.

Будьте внимательны к мужским словам, не пропускайте их мимо ушей. Мужчина заметит, что вы всегда его слушаете, и начнет лучше слушать в ответ, что без сомнения укрепит вашу эмоциональную связь.

Кстати, вот одна из наших прошлых публикаций , где мы рассказывали о 12-ти секретах мужской психологии. Возможно, эта информация тоже вам пригодится.

А в дополнение к вышесказанному предлагаем узнать, как привязать к себе мужчину. Не пропустите интересное видео ниже!

Каждая мама интуитивно чувствует незримую эмоциональную связь с крохой, которая появляется еще во время беременности и продолжает формироваться после рождения малыша. Когда мама заботится о своем крохе, ухаживает за его нежной кожей, прикасается к нему, обнимает малыша или просто находится рядом, эта привязанность становится все сильнее.

Важность эмоциональной связи сложно переоценить, она помогает крохе гармонично развиваться, познавать мир, создает прочный фундамент для его дальнейшей жизни. Поэтому необходимо знать, какие способы усиления этой связи существуют, и как она влияет на развитие ребенка.

Мария Евгеньевна Баулина, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, член экспертного совета Johnson’s® baby, рассказывает о том, как формируется эмоциональная связь между мамой и малышом, и дает советы, как ее укрепить:

Эмоциональная связь и интеллектуальное развитие малыша

Развитие познавательной сферы ребенка состоит из 2 основных этапов:

    На первом этапе, от 0 до 2 месяцев, во взаимодействии новорожденного с мамой преобладают прикосновения. Когда мама держит кроху на руках, трогает его, малыш получает информацию о существовании у себя тех или иных частей тела, разнообразных позах и типах движений. Также на данном этапе развития крохи большое значение имеют обоняние и вкусовые ощущения.

    С 2-х месяцев ребёнок начинает всё активнее пользоваться другими анализаторами: зрением и слухом. В этом возрасте все типы ощущений начинают координироваться между собой, становятся более осознанными.

Эмоциональное развитие малыша

Что такое эмоциональная связь?

Эмоциональная связь после рождения также проходит в своём развитии 2 этапа:

    До 6 месяцев эмоции крохи помогают ему выражать свои желания, демонстрировать радость от общения. При помощи гуления, агуканья, движений ручками и ножками, улыбки малыш показывает, насколько верно мама понимает его потребности. Эти реакции составляют «комплекс оживления». И чем больше мама прикасается к малышу и общается с ним, тем более ярко малыш будет выражать свои эмоции.

    После 6 месяцев кроха познает новую форму общения. Он выделяет лицо мамы среди других и оказывает ему явное предпочтение. Малыш имитирует и перенимает модель поведения мамы, учится как себя вести и выражать свои эмоции, подражая ей, старается копировать ее мимику и звуки. Поэтому следует показывать ему только положительные эмоции, и со временем малыш начнет все ярче отвечать взаимностью, будет тянуться к маме, стараться обнять или поцеловать ее. Подобная демонстрация доверия и желание находиться рядом называется «поведением привязанности».

«Знаки» того, что эмоциональная связь становится крепче

Что такое эмоциональная связь?

Наблюдая за малышом, мама без труда заметит признаки, свидетельствующие об укреплении эмоциональной связи с ним. Ведь крепкая незримая связь показывает, насколько правильно осуществляется уход за крохой, и удовлетворяются его потребности. К таким знакам относятся:

Удлинение периодов зрительного контакта. Исследования показали, что телесный контакт во время общения глазами способствует удержанию взгляда малыша и формированию первых навыков концентрации внимания

Увеличение частоты и длительности звуков, которые издает кроха. Замечено, что, находясь на руках или чувствуя прикосновения мамы, ребёнок больше гулит и агукает, так малыш «разговаривает» с ней

Реакция малыша на запахи. Младенцы могут испытывать беспокойство, ощущая слишком насыщенные ароматы. Пользуясь различными средствами по уходу за ребёнком и за собой, можно увидеть, что кроха вздрагивает и отворачивается, если запах ему неприятен, и улыбается, приникает к телу мамы, когда аромат ненавязчив и вызывает положительные эмоции

Улыбка. Следует помнить, что сопровождая свою улыбку и речь нежными прикосновениями, мама воздействует на все органы чувств ребенка. Чем больше мама прикасается к малышу, тем более эмоциональным и открытым он вырастет

Реакция на прикосновения мамы, освоения жестов и движений, выражающих привязанность к ней: объятия, поглаживания, нежные прикосновения

Повседневные ритуалы - основа доверия к маме

Ежедневное повторение одних и тех же событий помогает малышу привыкнуть к определённому режиму. Доказано, что регулярное восприятие одних и тех же стимулов ускоряет образование связей между нервными клетками в головном мозге. Этот механизм лежит в основе развития речи, ходьбы, освоения предметных действий. Повседневные ритуалы, такие как умывание, прогулка, колыбельная перед сном, расслабляющий массаж, создают ощущение безопасности, и постепенно кроха начинает всё активнее участвовать в их осуществлении.

Эмоциональная связь и ежедневные процедуры по уходу за ребенком

1. Профилактический массаж

Что такое эмоциональная связь?

Детский профилактический массаж необходим каждому ребёнку с первых дней жизни. Ведь он благотворно сказывается не только на физическом, но и на эмоциональном развитии крохи. Ежедневный массаж способствует:

Укреплению сердечно-сосудистой и нервной системы малыша

Нормализации лактации у мамы

Снижению уровня гормонов стресса в детском организме и в организме матери

Лёгкому засыпанию и крепкому сну

Усилению эмоциональной связи между мамой и крохой

Ведь массаж - это прекрасный способ передать малышу всю палитру возможных тактильных и вестибулярных ощущений: давления, поглаживаний, похлопываний. Чувствуя прикосновения к ручкам, ножкам, спине, ребёнок получает представление о собственном теле, навык выражения эмоций через мимику и жесты, и пытается продемонстрировать самостоятельные движения.

Следует отметить, что использование «посредников» во время массажа, в виде кремов, масел расширяет спектр воспринимаемых тактильных ощущений и приносит другие положительные эффекты, такие как уменьшение признаков стресса во время процедуры, больший увлажняющий и успокаивающий эффект, лучшее скольжение рук, и уменьшение давления на малыша.

Помните, массаж и прикосновения - одни из самых действенных способов укрепления эмоциональной связи между мамой и крохой. Исследования показали, что прикосновения не только сближают вас, но и помогают малышу гармонично развиваться. Они влияют на то, как в будущем он будет относиться к другим людям, общаться с ними, а также на его отношение к самому себе и окружающему миру.

Поэтому прикасайтесь к крохе бережно и нежно и вы заметите, что с каждым днем вы становитесь еще ближе друг к другу.

2. Уход за кожей крохи

Уход за нежной детской кожей также позволяет сформировать и укрепить эмоциональную связь между мамой и малышом. Для этого:

Улыбайтесь малышу, рассказывайте, что и зачем вы делаете, вместе «ищите», где находится носик, ушки крохи, и тогда процедура принесет вам обоим только удовольствие

Ухаживая за малышом, используйте средства, разработанные специально для детей, потому что очень тонкая и нежная кожа крохи требует особенной заботы. Если малыш еще совсем маленький (0-3 месяцев), останавливайте свой выбор на продуктах с пометкой «подходит для новорожденных».

3. Купание

4. Засыпание

Чтобы малыш мог спокойно отдыхать всю ночь, необходимо каждый вечер уделять пару часов подготовке ко сну. Следуйте определенной последовательности действий, чтобы крохе было проще настроиться на сон. Для того чтобы ребенок засыпал и крепко спал всю ночь, используйте средства, в составе которых есть успокаивающий аромат.

Укладывая кроху спать, помните, запахи, которые малыш чувствовал, находясь вместе с вами (аромат грудного молока, еды, косметических лосьонов и кремов, одежды), будут напоминать ему о вас, создавая привычную для крохи атмосферу заботы и тепла во время сна. Поэтому оставляйте в кроватке малыша свою вещь - это позволит ему чувствовать близость мамы даже во сне.

Следует отметить, что у новорожденных легко возникают ассоциации между конкретным запахом и ситуацией, с которой он связан. Поэтому, используя привычные средства по уходу за малышом, мама помогает ребёнку научиться предвосхищать ближайшие события: например, настроиться на купание, массаж или сон.

Ухаживая за крохой, помните, между вами формируется незримая эмоциональная связь, которая способствует гармоничному развитию малыша. Поэтому старайтесь проводить с ним как можно больше свободного времени, обнимайте, целуйте его, прикасайтесь к крохе чаще, чтобы он всегда чувствовал вашу нежность и заботу.

Доверьтесь своему материнскому инстинкту, радуйтесь времени, проведенному с крохой, потому что привязанность и общение с ним приносят пользу не только сегодня, но и имеют плодотворное влияние на будущую жизнь малыша.

Мария БАУЛИНА

Эмоциональная связь– это психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух основных дисфункций связи выделяют симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Браки часто совершаются по принципу комплиментарности. Партнеру выросшему в симбиотической семье, не хватает свободы, а партнеру из разобщенной семьи – близости.

Эмоциональная система – одна из самых важных в теории семейных систем. «Многое в эмоциональном функционировании определяется взаимоотношениями с другими организмами и окружающей средой. Функционирование индивида часто не может быть понятно вне контекста его отношений с группой. Эмоциональными межличностными отношениями служат отношения внутри семи».

«Семья, как эмоциональное поле, предполагает сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. Эмоционально заряженное функционирование членов семьи создает эмоциональную «атмосферу» или «поле», которое в свою очередь влияет на функционирование каждого из них.

Эмоциональное поле семьи возникает в процессе эмоционально окрашенных взаимоотношений, которые являются неотъемлемой частью любой семьи. Хотя интенсивность этих взаимоотношений может меняться от семьи к семье и в одной семье в разные периоды времени, но они всегда присутствуют в той или иной степени.

Эмоциональный процесс проявляется в том, что люди занимают разные функциональные позиции в семье. Функциональная позиция человека оказывает существенное влияние на его убеждения, ценности. Отношения, чувства и поведение. Так личностные характеристики первых детей в семье имеют между собой много общего и довольно сильно отличаются от личностных характеристик самых младших детей в семье. Связь определенных личностных черт с особенностями сиблинговых позиций обусловлена тем, что семье предъявляют сходные ожидания к функционированию в разных позициях. Эти ожидания встроены в ситуацию, а не спроектированы родителями. Например, ожидается, что старшие дети будут принимать на себя ответственность за младших и действовать соответствующим образом. Даже, если родители попытаются выстроить отношения так, чтобы старшие дети не отвечали за младших, то этот процесс настолько автоматизирован, что все равно каким – нибудь образом проявится.

Эмоциональная система проявляет себя через функциональные позиции членов семьи. Чувства, отношения, ценности и верования играют важную роль в занятии и сохранении разных функциональных позиций в семье, но корни этого процесса находятся глубже уровня чувств и культурных влияний». «Гиперфункционирующий человек обычно чувствует свою ответственность за эмоциональное благополучие других, старается компенсировать реальный или воображаемый дефицит их функционирования. Гипофункционирующий человек, со своей стороны, чувствует свою зависимость от гиперфункционирующего человека в тех вопросах, которые он самостоятельно решить не может или не хочет решать» . «Функциональная позиция человека в семейной системе будет также определенным образом влиять на его интрапсихическоеи физиологическое функционирование. Она влияет на его мечты, фантазии, чувства, отношения и даже интеллектуальную работу. Гипофункционирующий человек, например, может ощущать потерю себя, неуверенность в себе, испытывать сложности с концентрацией внимания при выполнении чуть более сложного дела и воспринимать себя как бремя для окружающих.

С другой стороны, функциональная позиция может также влиять и на физическое здоровье. Гиперфункционирующий человек может заболеть из – за постоянных требований и обращений к нему со стороны других людей, которые он не в силах выполнить. Гипефункционирующий человек может заболеть из – за ухода в себя и погружения в состояние беспомощности. Эта самоизоляция – не следствие эгоизма, а лишь способ уйти от слишком сильного контроля. Хронически больной гиперфункционирующий индивид часто улучшает свое функционирование и может почувствовать чудесное избавление от своих симптомов, если его гиперфункционирующий партнер заболевает или умирает».

Регулятивная роль эмоциональных отношений

Эмоциональные отношения играют огромную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения постоянно занимают верхние места в иерархии ценностей, опережая такие значимые из них, как, например, достаток и работа.

Общей особенностью биографий людей, оценивающих себя как счастливых, является наличие у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений.

Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг к другу все в большей степени выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастанием роли психологических факторов в детерминации таких важнейших институтов, как институты дружбы и семьи. Если, например, в прошлом можно было представить себе семью, характеризующуюся преимущественно негативными эмоциональными отношениям« между супругами или вовсе не имеющую внутрисемейных эмоциональных связей, то сейчас такая семья скорее всего прекратит свое существование.

Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека весьма актуальна для психологической науки. Как отмечал А. Н. Леонтьев, классические теории эмоций «рассматривают их трансформацию у человека как инволюцию, что и порождает ложный идеал воспитания, сводящийся к требованию «подчинить чувства холодному рассудку» . В действительности же, по миению А. Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие».

Прежде всего, как показывают эмпирические результаты, эмоциональные отношения влияют на характер протекания процессов внутригруппового взаимодействия. Так, например, существует положительная связь между аттракцией и склонностью приходить на помощь тому, к кому она испытывается. Усиление аттракции сопровождается увеличением числа альтруистических поступков, а альтруизм и помощь со своей стороны способствуют росту взаимной аттракции участников взаимодействия.

Эта проблематика близка к социометрическим исследованиям, имеющим давние традиции в советской психологии бы решить, существует ли между этими двумя пере менными - альтруистическим поведением и аттракцией - причинно-следственная связь или же корреляционная зависимость объясняется воздействием латентной переменной; но сам факт наличия положи тельной обратной связи между аттракцией, с одной стороны, и альтруистическим поведением - с другой, можно считать установленным. Таким образом, есть все основания предполагать, что в группе с более высокой аттракцией сильнее развита взаимопомощь.

Люди, вовлеченные в эмоциональные отношения, имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, чем посторонние или даже близко знакомые, но не испытывающие взаимной симпатии индивиды. На вербальном уровне это проявляется в доброжелательном стиле общения и положительной характеристике партнеров в беседах с другими людьми, что, во-первых, способствует созданию психологически комфортной атмосферы внутри группы, а во-вторых, и это особенно важно в ситуации межгруппового конфликта, группа выглядит более сплоченной в глазах тех, кто к ней не принадлежит.

Психологический комфорт и уверенность в хорошем отношении других членов группы важны не только сами по себе. Лишь при выполнении этих условий высказываемое другим человеком несогласие с позицией субъекта не только не уменьшает, но даже увеличивает симпатию к нему. Таким образом, члены группы, характеризующейся высоким уровнем аттракции, могут спорить между собой и критиковать друг друга, не опасаясь отрицательного влияния этих действий на взаимоотношения. Это помогает созданию и поддержанию в группе творческой атмосферы.

Аттракция влияет на уровень конформности и имитации. Оба эти феномена проявляются значительно сильнее, когда моделью служит человек, к которому субъект испытывает симпатию. Если рассматривать эти результаты в сочетании с данными, свидетельствующими о фацилитирующем воздействии на обучение аттракции к обучающему, становится ясно, что аттракция облегчает как вхождение в группу новичков, способствуя более быстрому овладению необходимыми для члена группы знаниями и навиками.

Аттракция (от англ. attraction притяжение, тяготение) - установка на другого человека.

Высокий уровень аттракции между участниками общения способствует обычно и большей точности межличностного восприятия. В некоторых ситуациях, особенно стрессовых, это может оказаться весьма полезным как для жизнедеятельности группы, так и для каждого из ее членов. Необходимо добавить, что есть и прямые доказательства того, что присутствие приятных для человека людей, помогает ему справиться со стрессом.

Приведенные здесь факты дают основание считать, что аттракция влияет и на отдельные внутригрупповые процессы, и на группу в целом. Можно предположить, что аттракция между членами группы не только является следствием высокого уровня группового развития, но и сама положительно на него влияет, способствуя превращению группы в коллектив.

Аттракция способствует и достижению группой высокой эффективности (понимаемой, согласно Р. С. Немову, как «успешность решения всех социально значимых задач». На это указывают, например, данные Л. С. Цветковой и др., свидетельствующие о том, что терапевтическая группа больных афазией функционирует более успешно в том случае, когда между членами группы устанавливаются доброжелательные отношения, т. е. тогда, когда они испытывают аттракцию друг к другу (терапевтический эффект в данном случае вполне может считаться адекватным индикатором эффективности групповой деятельности).

Основные задачи детского учебного коллектива - обучение и развитие личности - также не могут быть выполнены без определенного уровня аттракции. На материале проблем воспитания подростков и юношей на это указывает А. В. Мудрик, отмечая, что, если подростки «не имеют приятелей и друзей в коллективе или даже активно отвергаются сверстниками, то такой коллектив - неблагоприятная среда для развития старшеклассника» .

Регулятивная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их воздействии на функционирование и особенно создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.

Брак как эмоциональная связь

Мотивация брака.

В 90-ые годы 39 % мужчин и 49,6 % женщин назвали любовь главным мотивом вступления в брак, остальные мотивировали его чувством сострадания к партнеру, беременностью и ожидаемым рождением ребенка, общностью интересов и взглядов.

Всеобщая обязательность вступления в брак по любви – миф, опасный, грозящий возникновением неудовлетворенности отношения с супругом в связи с нереалистическими притязаниями по отношению к браку.

То же касается и полной сексуальной совместимости, апробацию которой следует провести, по мнению, некоторых молодых людей до регистрации отношений. Это очередной миф. Их даже два:

    Миф о сексуальности как о состоянии, а не психосексуальном процессе.

    Брак без полной сексуальной совместимости – обреченный на несчастье.

Идеализация брака по любви, так же как к акцентирование и идеализация любой другой стороны супружеских отношений, взятой изолированно (будь то сексуальность, будь то участие мужа, жены в школьных делах сына, будь то распределение домашней работы), создает основу для нереалистических установок на брак, идеализированных требованиях к партнеру и идеализации собственных притязаний на осуществление супружеской роли.

Такая идеализация конфликтов становится причиной стрессов хронических, чревата нервно-психическими и психосоматическими расстройствами.

Понятие супружеской совместимости есть понятие для обозначения таких отношений между супругами, которые обеспечивают им возможность успешного взаимодействия и переживается как чувство взаимного удовлетворения друг другом. Психологическая супружеская совместимость сопровождается эмоциями радости, покоя, гордости.

В супружестве невозможно быть счастливым каждому в отдельности в одиночку. Секрет в том, что или супруги вместе счастливы, или оба несчастливы: третьего не дано.

Супружеские отношения – первичные и ключевые отношения в семье.

Обозов Н.Н. и Обозова А.Н.: “Под супружеством понимают совокупность отношений между брачными партнерами – мужем и женой. Они выделяют 4 достаточно независимых уровня отношений:

    Психофизиологический

    Психологический

    Социально-психологический

    Социокультурный (духовный)

Каждый из названных уровней в свою очередь представляет комплекс отношений. Выделение таких уровней отношений позволяет говорить и об уровнях совместимости.

Так психофизиологический уровень супружеских отношений включает по мнению Обозовых: сексуальные отношения и эротические отношения.

Сексуальные отношения определяются сексуальными характеристиками партнеров:

    Тип половой конституции

    Половая потенция

    Сексуальная ориентация и т.п.

Сексуальный опыт, т.е. сексуальные отношения в узком смысле, как физиологические отношения партнеров, проявляющиеся и приводящие к сексуальному контакту (коитусу).

Характер сексуальных отношений не в меньшей мере определяется эротическими отношениями, которые включают в себя:

    Различные эротические игры (флирт, поцелуи, объятия, прикосновения за пределами и без цели сексуального контакта).

    Восприятие и оформление внешности.

Психологическая совместимость включает: совместимость темпераментов, совместимость эмоциональную (по шкале близость – отдаленность), а также ситуативную эмоциональную совместимость – совместимость периодов эмоциональных переживаний супругов, совместимость уровневых черт личности.

Психологическая совместимость включает совместимость темепераментов.

Васильев К. приводит данные о 3 видах сочетания темпераментов:

1. Неблагоприятные – сочетание одинаковых темпераментов (холерик – холерик, сангвиник – сангвиник, флегматик – флегматик);

2. Отчасти благоприятные, отчасти нет – сочетание близких, но различных темпераментов (холерик – сангивик, флегматик – меланхолик);

3. Наиболее благоприятны – соединение противоположных темпераментов (холерик – флегматик, сангвиник – меланхолик, сангвиник – флегматик).

Таким образом темпераменты совместимы по принципу взаимодополнения. Очевидно, что флегматику не хватает активности и динамизма, поэтому его привлекает сангвиник, холерик. Напротив, активные темпераменты нуждаются в некотором сдерживании. Такое влияние на сангвиника и холерика оказывает меланхолик и флегматик. Тем самым достигается психологическое равновесие.