Елизавета Александровна Катясь
Комплексно-тематическое планирование «Неделя этикета и вежливости» в средне-старшей группе
Дата: с 29. 10. по 02. 11.
Тема: Неделя этикета и вежливости.
Задачи: расширять представления детей о правилах речевого этикета, стимулировать желание самостоятельно выполнять их; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия; познакомить детей с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, культуры общения в общественных местах (в те-атре, музее, кафе).
Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Маша ждет гостей» - пятница 02. 11.
Ответственные: воспитатели.
Понедельник 29. 10.
Утро.
Утро радостных встреч.
Беседа по вопросам: «Что такое этикет? Что значит быть вежливым? Что означает: вежливость на каждый день?» - познакомить детей с понятием этикета; побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим; учить не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать.
Дидактическая игра «Верно - неверно» - развивать умение поступать в соответствии с правилами этикета.
Рассматривание иллюстраций с изображением столовых приборов.
Дыхательное упражнение «Суп кипит».
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
Тема: Этикет».
Задачи: дать детям представление о хороших и плохих поступках. Воспитывать умение правильно оценивать себя и других. Закреплять правила поведения в общественных местах. Воспитывать культуру общения и культуру поведения, вспомнить правила поведения в детском саду, способствовать развитию речи детей. Развивать у детей эмпатию: сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.
Материал: плакат «Правила этикета и культуры общения», детская электронная презентация «Правила этикета», красные и зелёные сигнальчики, фонограмма танца «Барбарики».
Ход НОД: 1. Чтение стихотворений. 2. Пальчиковая игра «Здравствуй!». 3. Дидактическая игра: «Я и моё поведение». 4. Дидактическая игра «Красный, зеленый». 5. Музыкальная пауза: танец «Барбарики». 6. Игра «Доскажи словечко». 7. Итог.
Прогулка.
Наблюдение за листопадом – упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.
П/и Лисичка и курочки» - развитие ловкости и быстроты – повторить 5 раз.
Д/и «Где что растет?» - учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
П/и «Зайцы и медведи» развивать ловкость, умение перевоплощаться – повторить 5 раз.
Вторая половина дня.
Чтение стихотворения А. Барто «Шла вчера я по Садовой»
Рассматривание иллюстраций на тему: «Накрываем на стол».
Развивающая ситуация «Письмо доброго сказочника: урок вежливости» - раскрыть значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе, сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов, создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине, использовать мазки, точки, дуги.
Рисование на тему «Укрась блюдечко».
Хороводная игра «Ровным кругом» - повторить 3 раза.
Прогулка.
Наблюдение за опавшими ветками и листьями после ветра – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.
П/и «Самолеты» - повторить 5 раз.
Д/и «Когда ты это делаешь?» - закрепить культурно – гигиенические навыки и части суток.
П/и «Найди листок, какой покажу» - повторить 5 раз.
Д/и У кого какой цвет?» - научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.
Вторник 30. 10.
Утро.
Беседа по вопросам: «Какие волшебные слова вы знаете? Почему мы называем такие слова волшебными?».
Чтение отрывков из книги стихотворений М. Дружининой «Кто знает волшебное слово?»
Дидактическое упражнение «Доскажи последнее слово» - учить употреблять в речи вежливые слова, договаривая последнее слово.
Д/и «Вежливый ручеек».
Пальчиковая гимнастика «Сорока – Белобока» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Речевое развитие.
Тема: «Что такое этикет».
Задачи: расширить знания детей об этикете; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол; вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Материал: различная посуда (кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола).
Ход НОД: 1. Приветствие. 2. Сценка - ребёнок не хочет идти в детский сад. 3. Сценка - ребёнок не слушает воспитателя. 4. Пословицы и поговорки. 5. Беседа о столовом этикете. 6. Сервировка стола. 7. Итог.
2. Физическое развитие.
Тема:
Задачи: учить подлезанию под дугу, прогибая спину и не задевая за верхний край; упражнять в равновесии, прыжках, ползании; расширять знания детей о животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: гимнастическая скамейка (высота – 35 см, 3 дуги (высота – 50 см, мат.
Ход НОД: 1. Вводная часть – ходьба друг за другом, на наружной стороне стопы, обычная, в приседе, в быстром темпе, легкий бег, ходьба приставным шагом боком, бег врассыпную, ходьба обычная, змейкой, обычная построение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба по гимнастической скамье; подлезание под дугу в прямом направлении, не задевая верхний обод; прыжки на двух ногах, руки к плечам, в прямом направлении, продвигаясь вперед; ползание с опорой на кисти и носки в прямом направлении; п/и «Найди себе пару», п/и «Угадай по описанию и изобрази обитателя живого уголка». 3. Заключительная часть – ходьба в среднем темпе.
Прогулка.
Наблюдение за красотой природы – вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
П/и «Бездомный заяц» - повторить 5 раз.
Д/и Кто кем (был) будет?» - развитие речевой активности.
П/и «Охотник и зайцы» - повторить 5 раз.
Д/и На кого я похож?»
Вторая половина дня.
Комплекс бодрящей гимнастики.
Беседа по вопросам «Что такое тихий час? Как надо вести себя во время тихого часа?»
Чтение стихотворения Н. Лоткина «Тихий час».
Дидактическое упражнение «Как бы ты поступил?»
Развивающая образовательная ситуация «Уроки этикета» - обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщить детей к русской национальной культуре.
Хороводная игра «По ровненькой дорожке» - повторить 3 раза.
Прогулка.
Наблюдение за дождем – воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.
П/и «Лиса в курятнике» - повторить 5 раз.
Д/и «Игра в загадки».
П/и «Зайцы и волк» - повторить 5 раз.
Д/и Лето или осень» - закрепить знания признаков осени; дифференцирования их от признаков лета; воспитание ловкости.
Среда 31. 10.
Утро.
Комплекс утренней гимнастики.
Беседа с детьми «Будь всегда вежлив» - учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; формировать у детей навыки вежливости.
Знакомство с пословицами о вежливости: «Доброе слово согревает, дурное-огорчает», «Где слова привета, там улыбка для ответа», «Доброе слово - слаще меда».
Дидактические игры и упражнения: «Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости» - закрепить существующие правила и представления об этикете; воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.
Дыхательное упражнение «Гусь шипит».
Пальчиковая гимнастика «Цветок» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Познавательное развитие (ФЭМП).
Тема: Число и цифра 4.
Задачи: познакомить с числом и цифрой 4, с образованием числа 4; учить считать до 4; упражнять в порядковом счете до 3; в нахождении и назывании геометрических фигур.
Материал: цифры 1, 2, 3; картинки с изображением одного, двух, трех предметов, предметов разной формы, чайной, кухонной, столовой посуды; кухонная посуда; три обруча.
Ход НОД: 1. Организационный момент. Повторение названий геометрических фигур. 2. Счет до 3. Порядковый счет до 3. 3. Цифра и число 4. 4. Задание «Дорисуй». 5. п/и.
2. Физическое развитие.
Тема: В живом уголке. Подольская, стр. 29.
Смотреть планирование за 23. 10.
Прогулка.
Наблюдение за небом – формировать умение видеть красоту неба; показать детям, что неживая природа – среда, в которой существует растения и животные.
П/и «замри» - учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, уточнить знания цвета – повторить 5 раз.
Д/и Подскажи словечко».
П/и «Найди себе пару» - повторить 5 раз.
Д/и «Продолжи предложение».
Вторая половина дня.
Комплекс бодрящей гимнастики.
Беседа «Как необходимо вести себя в гостях, на дне рождения?»
Рассказ воспитателя о том, что означает слово «здравствуйте».
Словесные упражнения «Назови, какие слова приветствия ты знаешь?», «Напомни важные правила приветствия?»
Игра – ситуация «Будь опрятным» - продолжать воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически.
Хороводная игра «Вежливый ручеек» - повторить 3 раза.
Прогулка.
Наблюдение за приметами осени – уточнить представление об осени по существенным признакам; продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.
П/и «Лягушки» - повторить 5 раз.
Д/и «Бывает или нет?».
П/и «Жуки» - повторить 5 раз.
Д/и «Лето или осень».
Четверг 01. 11.
Утро.
Комплекс утренней гимнастики.
Беседа с детьми на тему «Какого человека ты назовешь культурным? Почему?».
Пальчиковая гимнастика «Двое разговаривают» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дидактические игры и упражнения. «Лото пешехода», «Сборы за покупками» - научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливым, внимательным.
Дыхательное упражнение «Часики».
Релаксация «Аромат цветов».
1. Художественно – эстетическое развитие.
Тема: «Посуда для Федоры» (лепка).
Цель: формирование и закрепление представлений у детей о разных видах посуды.
Задачи: закрепить приемы лепки посуды; передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина; активизировать в речи детей слова по теме «посуда» (один – много; из чего сделано) чашка – чашки – чашек; вилка – вилки- вилок; деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе
Материал: костюм Федоры, картинки с изображением посуды, корзина, пластмассовая чайная посуда, пластилин, доски для лепки, стеки, влажные губки, салфетки.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорено горе», беседа о посуде, рассматривание иллюстраций разных видов посуды, игры с кукольной посудой, лепка из пластилина по теме «Посуда», рисование трафаретами посуды.
Ход НОД: 1. Д/и «Один – много». 2. Д/и «Из чего сделано?». 3. Физкультминутка «Чайная посуда». 4. Рассматривание блюдца с чашкой. 5. Лепка «Посуда для Федоры». 6. Итог.
2. Художественно – эстетическое развитие (музыка по плану музыкального руководителя).
Прогулка.
Наблюдение за наличием почек у деревьев и кустарников – совершенствовать навыки обследовательских действий; расширять, углублять и закреплять знания о природе, о частях растения и их назначении; прививать любовь к растительному миру.
П/и «Кот на крыше» - развитие ритмичной, выразительной речи; автоматизация звука (ш) в связном тексте; развитие координации движений – повторить 5 раз.
Д/и «Брать – не брать!» - увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
П/и «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем» - развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности – повторить 5 раз.
Д/и «Дерево, кустарник, цветок».
Вторая половина дня.
Комплекс бодрящей гимнастики.
Беседа «Как нужно вести себя в общественном транспорте?»
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ежили вы вежливы».
Игра – ситуация «Приготовь угощение».
Разучивание новой физкультминутки «Уборка квартиры».
Хороводная игра «Ручеек» - повторить 3 раза.
Прогулка.
Наблюдение за растениями – уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.
Д/и «Что сажают в огороде?» - учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
П/и «Повар» - развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Д/и «Кто скорее соберет?» - учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя; выдержку и дисциплинированность.
Пятница 02. 11.
Утро.
Комплекс утренней гимнастики.
Беседа по вопросам: «Какие общественные места ты знаешь? Какие общественные места вы посещаете с родителями? Как надо вести себя в музее, театре, кафе, зоопарке?» - закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах.
Дидактическая игра «Как поступить?»
Рассматривание тематического альбома «Плохие и хорошие поступки».
Дыхательное упражнение «Шар лопнул».
Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Социально – коммуникативное развитие.
Тема: «Путешествие по острову Вежливости».
Цель: систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.
Задачи: дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой; формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях; совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами; упражнять в использовании вежливых слов; развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми; развивать мыслительную деятельность у детей; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться.
Материал: сюжетные картинки, атрибуты для сценки, раздаточный материал и т. д.
Ход НОД: 1. Создание игровой мотивации. 2. Остановка «Добрые слова». 3. Чтение стихотворения про вежливые слова. 4. Игра «Вежливая просьба». 5. Отгадывание загадок. 6. Игра «Антонимы» (игра с мячом). 7. 2 остановка «Верные друзья». 8. Сценки: «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке». 9. Игра: «Веселые детки». 10. Физкультминутка «Быстро встаньте». 11. 3 остановка «Хорошие поступки». 12. «Оцени поступок». 13. Игра «Угадай по голосу». 14. Игра «Комплименты». 15. Итог.
Прогулка.
Наблюдение за насекомыми – закрепить представление о многообразии насекомых; формировать знания о том, что как насекомые приспосабливаются к зимним условиям.
П/и «Пчелки и ласточки» - повторить 5 раз.
Д/и «Что это за насекомое?»
П/и «Песенка стрекозы» - повторить 5 раз.
Д/и «Да – нет».
2. Физическое развитие.
Тема: Мы построим новый дом. Подольская, стр. 154.
Задачи: упражнять детей в ходьбе по уменьшенной опоре, удерживая мешочек с песком на голове; совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке, используя одновременное движение рук и ног; тренировать детей в прыжках на двух ногах из обруча в обруч; закреплять знания названий строительных специальностей и строительных машин; развивать творческое воображение, воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.
Материал: гимнастические палки по количеству детей, мешочки с песком, гимнастическая скамья, обручи, гимнастическая стенка.
Ход НОД: 1. Вводная часть – обычная ходьба, ходьба полувыпадами, движения руками вперед – назад от груди, ладони вперед, ходьба на носках руки вперед, бег на носках, руками показать движения руля, прыжки вверх из глубокого приседа с продвижением вперед, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, перестроение в звенья. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба на носках по гимнастической скамье, руки в стороны, мешочек с песком на голове; лазанье по гимнастической стенке с использованием одновременных движений рук и ног; прыжки на двух ногах из обруча в обруч; п/и «Угадай, чей голос». 3. Заключительная часть.
Вторая половина дня.
Комплекс бодрящей гимнастики.
Итоговое мероприятие: сюжетно - ролевая игра "Кукла Маша ждет гостей".
Беседа на тему «Если позвонил по телефону незнакомый человек, друг, бабушка».
Чтение стихотворения А. Кондратьева «Добрый день (Вежливые слова) – беседа по содержанию.
Дидактические упражнения: «Позвони маме», «У меня зазвонил телефон» - закреплять правила общения по телефону.
Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово».
Хороводная игра «Где был Иванушка?» - повторить 3 раза.
Прогулка.
Наблюдение за одеждой людей – расширять представление о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; установить связь между зимними условиями и приспособлением животных к ним.
П/и «Большой мяч» - развитие ловкости движений – повторить 5 раз.
Д/и Будь внимательным» - развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.
П/и Мячик кверху» - развитие быстроты движения, ловкости – повторить 5 раз.
Д/и «Кому что нужно?» - упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии.
Лидия Федоровна Криветченко
«Наш этикет». Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в старшей группе
Образовательные
Образовательная деятельность Индивидуальная работа
Здоровье
Продолжать сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Обучать правилам культуры приема пищи. Воспитывать хорошие манеры у детей, как часть общей культуры личности. Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.
Гимнастика после сна (Комплекс № 9)
Рассматривание иллюстраций «Здоровый малыш» Беседа «Культура поведения за столом» Игра-занятие «Как правильно пользоваться тканевой салфеткой»
Упражнять в правильности приема пищи. Формировать навык правильной сервировки стола
Физическая культура Формировать правильную осанку. Закреплять умения согласовывать движения рук и ног во время ходьбы и бега. Приобщать детей к занятиям физкультурой и спортом.
Утренняя гимнастика (Комплекс за Апрель) . Подвижные игры : «Мы – веселые ребята» , «Угадай, чей голосок» , «Испорченный телефон»
Упражнять в прыжках на двух ногах. Учить правильному замаху при метании мешочка в цель.
Безопасность Формировать у детей элементарные представления о поведении в природе. Закреплять у детей знания о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру личной безопасности в быту, на природе, на улице.
Дидактическая игра «Будь осторожен» , «Дорожные знаки» , «Как правильно себя вести» Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми» . Рассматривание картинок с обсуждением «Что делать, если…»
Закреплять умения безопасного пользования вилкой. Упражнять в аккуратном общении с насекомыми.
Социализация
Продолжать учить детей здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками. Закреплять умения культурному обращению с какой-нибудь просьбой, используя «волшебные» слова. Воспитывать привычку дружеских отношений между детьми .
Беседа «Ребята, давайте жить дружно» , «Чтобы было много друзей» . С/р игры «Встречаем гостей» , «Разговор по телефону» , «Салон красоты» . Д/и
Напомнить о необходимости прощаться при уходе домой.
Приучать делиться с детьми игрушками .
Познание Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам. Формировать навыки этического поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях. Воспитывать уважение к окружающим людям.
Беседа «Культура поведения в общественных местах» . Конкурс «Сервировка стола» (между дежурными) . С/р игра «Накроем стол к празднику» . Ситуация общения «Как правильно поступить» .
Учить, правильно сервировать стол. Приучать поддерживать опрятный вид.
Коммуникация
Учить детей разным формам и способам культурного поведения. Закреплять знания о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях. Побуждать к активному употреблению в речи «волшебных» слов.
Беседы с детьми : «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель» , «Общение по телефону»
Д/и «Кто знает больше вежливых слов» . Сочинение сказки «Добрый поступок» . Чтение «Вежливые сказки» Т. А. Шороыгина воспитанных детей »
Учить применять в речи «вежливые слова» . Учить решать спорные вопросы при помощи слов.
Художественное творчество
Развивать эстетические чувства и желание все делать красиво. Формировать интерес к эстетической стороне
окружающей действительности. Поощрять проявление активности и творчества. Аппликация «Наши друзья» Рисование «И весело, и грустно»
Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов.
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой : правильно сервировать стол. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
Ситуация общения «Приглашаем гостей» , «Сделаем уборку в доме» . Дежурство по столовой, на занятиях, в уголке природы.
Приучать к работе на огороде . Совершенствовать навык работы веником .
Формировать навыки выразительного пения. Совершенствовать танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах) . Развивать интерес к музыке, желание слушать ее.
Песня В. Шаинского «Улыбка» «Если добрый ты» муз. Б. Савельева Сл. Пляцковского. Беседа «Правила этикета в театре и концертном зале» .
Учить подыгрывать простейшие мелодии на металлофоне, ложках. Учить импровизировать мелодию на заданный текст.
Чтение художественной литературы
Продолжать работу по формированию интереса к книгам. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного и полезного.
Приобщать к словесному искусству.
Чтение «Вежливые сказки» Т. А. Шороыгина «Правила культурного поведения для воспитанных детей » . Лучшая книга малышам. Рассматривание иллюстраций в «Лучшей книге малышам» . Загадки о вежливости. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» .
Взаимодействие с родителями :
Устная консультация «Как научить ребенка культурному поведению»
Составление альбома «Семейные традиции» «Как мы отмечаем праздники дома»
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей :
Альбом «Вежливость – великая добродетель»
Демонстрационный материал «правила поведения»
Книги «Лучшая книга малышам» (по правилам культурного поведения)
- «Правила поведения для воспитанных детей »
Проект по теме :
Создание альбома «Ежели вы вежливы» .
Учить понимать содержание прочитанного. Приучать бережно относиться к книгам.
Д/игра «Склеим чайник». Цель: Учить составлять предмет из частей». См.кн. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Л.А. Венгер,1973г., с. 68.
Д/и «Закончи предложение»
Ц.: развивать память, мышление.
Рабочая тетрадь (задание 6д)
Д/и «Найди лишнее»
Ц.: закреплять умение классифицировать предметы.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Ц.: развитие мелкой моторики рук.
Д/и «Узнай предмет»
Ц.: развивать слуховое внимание.
Д/и «Четвертый лишний»
Ц.: развитие логического мышления.
Игры «Логоформочки», «Геоконт», «Игровизор»
Экскурсия на кухню: рассматривание кухонной посуды. Цель: уточнить представления детей о назначении кухонной посуды, обогащать сенсорный опыт детей.
Образовательная ситуация «Путешествие в прошлое вилки». Цель: Расширять представления детей о посуде: познакомить детей с процессом преобразования вилки. См.кн. Что было до … Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. О.В. Дыбина, 2010г, с.21.
Игровая ситуация «Мишка моет посуду». Цель: Познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды. См. кн. Дошкольник ирукотворный мир. М.В. Крулехт, 2003г,с. 73.
Игровое упражнение «Найди на полосках две одинаковые банки с вареньем». Цель: учить сравнивать предметы посуды по одному(двум) признакам. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Игровое упражнение «Помоги расставить два перевернутых сервиза чайной посуды». Цель: упражнять в классификации предметов посуды по цвету. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Дидактическое упражнение «Найди и назови всю металлическую (пластмассовую и др.) посуду». Цель: учить классификации посуды по материалу. из которого она изготовлена». См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» Цель: закрепить умение различать виды посуды по назначению. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Оформление коллажа «Посуда». Цель: Способствовать формированию представлений о разнообразии видов посуды.
Дидактическая игра « Назови предметы посуды». Цель: уметь описывать предмет по назначению.
Сравнение предметов посуды (чашки и чайника). Цель: учить детей целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением.
Наблюдение за трудовыми действиями няни по мытью посуды. См. кн.«Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. В. М Крулехт,1995г.,с.28. Цель: познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды, учить вычленять цель и значимость труда для детей.
Игровая ситуация «Научим Почемучку мыть посуду» Цель: учить выполнять трудовой процесс целостно. См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 239.
Ситуация «Поиграем в детский сад». Цель: обеспечить освоение рационального способа мытья чайной посуды». См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 242.
Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование совместной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами этикета старшая группа»
Перспективное планирование совместной деятельности
по ознакомлению дошкольников с правилами этикета старшая группа
Т.А. Шорыгина «Вежливые сказки»
Москва. Прометей. Книголюб. 2001.
Тема задачи | Формы работы |
|
сентябрь | Что такое этикет? Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы. | Беседа «Что такое этикет?» Чтение рассказа С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Сочинение сказки об этикете. Проигрывание проблемных ситуаций: «Как принимать подарки»; «Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе» |
Зачем быть вежливым? Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней. | Беседа «Зачем быть вежливым» Д/игра «Пожалуйста» Д/игра «Вежливый ручеек» Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Кто придумал этикет») |
|
Волшебные слова. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких. | Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”. Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”. Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”. |
|
Давайте познакомимся. Учить детей правилам знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве. | Беседа «Для чего человеку имя» Д/и «Назови ласково» Чтение сказки Г. Остера «Будем знакомы» Беседа «Может ли знакомый стать другом» |
|
Урок вежливости в школе игрушек Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. | Беседа “Как понравиться людям”. Д/и «Как поступить, если…» Заучивание пословиц и поговорок о вежливости. |
|
В гости на день рождения Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами | Беседа «Гости в дом – радость в нем» Д/и “Накрой стол для угощения” Чтение и рассматривание книги С/р игра «В гости на день рождения» С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!” |
|
Телефон и мы Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. Объяснить значение звуковых сигналов. | Игра “Глухой телефон” Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон” Ситуация «У меня зазвонил телефон…» Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор” |
|
Путешествие в кинотеатр. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешнем виде и поведении в коллективе, транспорте, театральном этикете. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения | Сюжетно-ролевая игра “Театр” Развлечение «Путешествие в кинотеатр» |
|
Вежливая улица. Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. | Экскурсия «Дорожные знаки наши друзья» Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения” Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков” Кукольный театр “Уважайте светофор” Коллективный труд: изготовление макета “Улица города” |
Автор: Гатиятова Лилия Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Старшая группа
Культурно-гигиенические
Сентябрь 1 Беседа «Кушать подано» (Потапова с. 15 8)
2. Игра-ситуация «Накрываем на стол» 1 Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость» (Потапов, с. 197)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» 1 .Ситуация «Я хороший»
2. Беседа «Кто я?» (Игровые технологии с. 17)
3. Рисование «Автопортрет» 1. Беседа «Осторожно, двери закрываются» (Потапов с.231)
2. Сюжетно - ролевая игра «Автобус»
Октябрь 1 .Беседа «Мои волшебные руки» (Игровые технологии с. 19)
2. Рисование по силуэту ладони. 1 .Беседа «Позвони мне, позвони» (Потапова с.204)
2.Чтение сказки Чуковского «Телефон» 1 .Беседа «Я и мои родители» (Игровые технологии с. 17)
2. Рисование «Моя семья» 1 .Беседа «Разрешите к вам обратиться»(Потапов с.212)
2.Ситуация «Давайте познакомимся»
Ноябрь 1 .Беседа «Где моя большая ложка» (Потапов с. 164)
2.Игра «Что к чему» 1 .Беседа «Ты мой друг и я твой друг»(Игровые технологии, с.20)
2. Пение песен о дружбе
3. Рисование «Нарисуй своего друга» 1 .Беседа «Что я сделал хорошо, а что плохо» (Игровые технологии с. 19)
2.Чтение Маяковского «Что такое хорошо» 1 Беседа «Правила поведения в общественных местах» (Курочкина с. 110)
2.Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Декабрь 1 .Беседа «Сервируем стол» (в гостях у маркиза Этикета с.4)
2.Игра «Кто быстрее накроет на стол» 1 .Беседа «Давайте поиграем» (Игровые технологии с.20)
2. Ситуация «Оцени свой поступок»
3. Игра «Хорошо-плохо» (Игровые технологии с.21) 1 .Беседа «Рыцарский этикет» (Николаева с.26)
2.Игры на преодоление препятствий (взаимовыручка) 1.Ситуация «Я-пассажир» (Курочкина с. 115)
2.беседа «Цени труд взрослых»
Январь 1 .Беседа «Питьевая вода» (Лазарев с.212)
2.Водные процедуры 1 .Беседа «Шлю тебе за пакетом пакет» (Потапов с.214)
2.Сюжетн-ролевая игра «Почта» "[.Беседа «Драка» (Потапов с.255)
2.Чтение Борисова «Не обижай Жаконю» 1 .Беседа «Мы по улице пройдем» (Курочкина с.112)
2.Работа с родителями «Ребенок и улица» (консультация)
Февраль 1 .Беседа «Волшебство личных вещей» (Лазарев с.207)
2.Разучивание песни «Щетка и расческа» (Лазарев с.204) 1 .Беседа «Солнце в ладошке» (Игровые технологии с.59)
2.Игра «Клеевой дождик» 1 .Беседа «Можно ли хрустеть печеньем в театре» (Потапова с.267)
2.Театрально- игровая деятельность 1 .Беседа «Мальчики выполняют мужскую работу»
2.Ситуация «Помоги слабому»
Март 1 .Беседа «Вместо витаминов- микробы» (Потапов с.312)
2.Организация дидактических игр 1 .Ситуация: «Встреча с другом» (Игровые технологии с.60
2.Чтение «Приятная встреча» Б.Заходер.
3.Рисование «Мои друзья» 1 .Беседа «какой бывает красота» (Николаева с. 27)
2.Заучивание «Мама спит» Благинина
3.Рисование «Портрет мамы» 1 .Беседа «Вежливый покупатель» (Курочкина с.118)
2.Сюжено-ролевая игра «Магазин»
Апрель 1 .Беседа «Застольное поведение» (Курочкина с. 186)
2.Сюжетно-ролевая игра «В кафе» 1 .Ситуация «Помирились» (Игровые технологии с.60)
2.Разучивание «мирилок» и считалок 1 .Бесета «Доброта» (Игровые технологии с.56)
2.Чтение «Злодей» Ерёмина (с.56) 1 .Беседа «В кинотеатре» (Курочкина с. 127)
2.Просмотр диафильмов
Май 1. Ситуация «Я пришел с прогулки»
2.3анятие «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20) 1 .Беседа «Правила дружбы» (Игровые технологии с.61-62)
2.Рисование «Новоселье» 1 .Беседа «Волшебники» (Игровые технологии с. 58)
2.Занятие «Прогулки в лес»
(Николаева с.62) 1 .Беседа «В музее и на выставке» (Курочкина с. 129)
2.Поход в мини - музей детского сада.
Подготовительная группа
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Культурно-гигиенические
навыки Культура общения культура поведения Культура деятельности, этикет
Сентябрь 1. Беседа с Неболейкой
2. Игра «Что мы видим, мы не скажем...»
(В.А.Зебзеева с. 63) 1. Чтение В.Осеевой « Волшебное слово» (Зебзеева с.76)
2. Игра «Кто больше знает вежливых слов» (Алябьева с. 117) 1. Беседа « Культурная среда» (Николаева С.О с.36)
2. Игра «Кто такой культурный человек» (Николаева с.65)
3. Занятие « Культурный человек» (Николаева с.9) 1. Заняте « Что такое этикет» (И.Н.Курочкина с. 103)
2. 0бсуждениеи рус. нар. сказки «Колобок» (как себя вести)
3. «Этикетная сказка» придумывание и рассказывание родителям (Курочкина с.34)
Октябрь 1. Письмо - сюрприз от Мойдодыра (беседа).
2. Чтение «Мойдодыр» (Зебзеева с.64)
3. Вопросы к Незнайке (беседа) (Зебзеева с.71) 1. Занятие «Что мы знаем о вежливости» (обсуждение конкретных ситуаций)
2. Игра-задание « Как можно» (Алябьева с. 117)
3. Наблюдение за поведением прохожих (обсуждение их действий). 1. Чтение сказки «Привычки» (Николаева с. 15)
2. 3анятие «Каким я хочу быть» (Николаева с. 13)
3. Ситуация « хорошие и плохие привычки» 1. Дид. игра «Похвальное слово хорошим манерам» (В.М)
2. Чтение Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»
Ноябрь 1. Ситуация «Научу одеваться» (Зебзеева С. 66)
2. Прогулка по Волшебной дорожке (с.66) 1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Мы идем в гости»
2. Рассматривание картинок « Хорошо-плохо». 1. Импровизация стихотворения «Игра в гостей» (Николаева с.46)
2. 3анятие «Мы приглашаем гостей» (Николаева с 48). 1. Занятие «Мой дом, наведу порядок в нем» (Курочкина с.60)
2. Работа с родителями - консультация «Ребенок отвечает за порядок в своей комнате»
Декабрь 1. Игры - соревнования «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» (Зебзеева с 67).
2. Игра «Приятного аппетита» 1 Беседа «Мои хорошие поступки».
2. Ситуация «Старость надо уважать»
3. Поделки для бабушек и дедушек (изготовление к празднику) 1. «Если с другом вышел в путь...» - занятие - соревнование в клубе «Знатаков» (Николаева с.43)
2. Беседа « Умеешь ли ты дружить» (Николаева с.41) 1. Игра «Добрые приветствия»
2. Чтение М.Дружининой «Кто знает волшебное слово»
Январь 1. Беседа «Как беречь уши» (Зебзеева с.67)
2. Игра «Что за чем» (последовательность умывания) (Зебзеева с.68)
3. Игра - ситуация «Исправь ошибку» (наблюдение за дежурными) (Зебзеева с. 68) 1. Дид. ира «Что радует и что огорчает пожилых людей».
2. Любимые игры бабушек и дедушек в молодости.(). 1. Занятие «Береги честь с молоду» (Николаева С.29)
2. Чтение сказки «Лиса и кувшин». 1.Занятие 2Волшебные слова» (Курочкина с. 85).
2.Чтение сказки о добрых словах (Курочкина с.86).
Февраль 1. Ситуация «Незнайка и закаливающие процедуры» (Зебзеева с. 69).
2. Игра «Покачай малышку» Незнайка и к-г. навыки (во 2 половина дня).(3ебзеева с.70). 1. 1. Ситуация «Незнайка правила общения» (Зебзеева с.71).
2. Ситуация-беседа «Мы самые старшие в детском саду».
3. Подарки ля малышей своими руками (изготовление).
(Д/в №6,2006. с. 17) 1. Чтение «Девочка чумазая» (с последующей беседой).
2. 3аняие - беседа «Не хочу быть неряхой» (Николаева с.20). 1. Беседа «Поговорим по телефону» (Курочкина с.92)
2. Консультация для родителей «Телефон и дети» (Курочкина с.93).
3. Инсценировка сказки Чуковского «Телефон».
Март 1. Вопросы к Незнайке: как себя вести?
2. Ситуация: что делать, чтобы быть здоровым? 1. Занятие «Моя мама самая любимая и красивая» (рисование портрета).
2. Чтение стихов о маме. 1. Беседа «Самая хорошая» (Николаева с. 16).
2. Чтение сказки «Лиса и журавль» 1. Игра «Мы по улице пройдем» (Уличный этикет).
2. Работа с родителями: консультация «Дети - зеркало взрослых» (поведение старших в семье).
Апрель 1. Конкурс: «Самый аккуратный за столом». (Зебзеева с.73).
2. Игра «Вопрос- ответ»
(Зебзеева с.74) 1. Ситуация: мы выращиваем лук и салат
2. Занятие «Наша забота нужна всем» (Д/ в № 6, 2006,с.16) 1. Беседа «Умеешь ли ты дружить»
2. чтение сказок и рассказов о дружбе «Бременские музыканты» и другие. 1. Беседа «Друзья у меня в гостях»
2. Игра «Снова гости к нам пришли»
3. Работа с родителями: консультация «Поведение в гостях»
Май 1. Ситуация «Научим Незнайку мыть руки» (Зебзеева с.75)
2. Работа с родителями «Чистота- залог здоровья» 1. Ситуация «Мы ждем гостей, школьников учителей»
2. У нас спортивный праздник (Д/в № 6,2006,с. 17) 1. Занятие «Скоро в школу» (правила поведения), (Николаева с.54) 1. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» (беседа)
2. Занятие «Посуда и столовые приборы»
З. Игра «Какая посуда для чего нужна» (виды и назначение)
Используемая Литература:
- Курочкина «Этикет для детей и взрослых»
- М.Л. Лазарев Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
- В.А. Зебзеева Организация режимных процессов в ДОУ
- К.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду.
- С.О Николаева Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками
- В. Г. Алямовская Ребенок за столом
- Игровые технологии как условие формировании личности
- С.Потапов Этикет для подростков - практическое пособие