Проведение режимных процессов в группе раннего возраста. Конспект режимных моментов после сна с детьми раннего возраста «Игра с Солнечным Зайчиком

Примерная схема анализа режимных процессов:

1.Режимный процесс (прием детей, сон, умывание, закаливание, раздевание, утренняя гимнастика и т.д.)

Утренний прием. Воспитатель пришла на работу за 15 минут до рабочего дня. Проветрила группу, просмотрела план, приготовила пособия. Постепенно начали приходить дети. Воспитатель приветливо здоровается с родителями и детьми. Пока дети раздеваются, воспитатель разговаривает с родителями, узнает о самочувствии детей, как они спали, что их беспокоит.

Ребенок второпях, чтобы первым начать играть со строителем, небрежно складывает одежду. Воспитатель напоминает ему, что вещи надо сложить в шкаф аккуратно. Педагог одновременно осуществляет разные задачи: принимает детей, разговаривает с родителями, организует игры, осуществляет запланированную на утро работу. С одним проводит индивидуальную работу по развитию речи, организует с несколькими детьми дидактические игры, с другим проводит беседу на тему «Что он видел по дороге в детский сад.»

В 8_05 воспитатель предлагает детям собрать игрушки и подготовится к утренней гимнастике (дети переодеваются в физкультурную форму). Воспитатель следит за порядком переодевания, аккуратностью одежды.

Утренняя гимнастика. Воспитатель предлагает построится по росту, еще раз обращает внимание на их внешний вид, ведет ребят в физкультурный зал. Гимнастика проходит по плану, включает в себя упражнения на все группы мышц, дозировка соответственно возрасту. Воспитатель во время ее проведения обращала внимание на позу детей, точнее выполнения упражнений, соблюдала порядок проведения упражнений и порядок их объяснения. Дети получили заряд бодрости и хорошего настроения.

После гимнастики дети возвращаются в группу с воспитателем, начали переодеваться, дежурным предлагает переодеться быстрее, чтобы успеть накрыть на столы.

Дежурство. Дежурные первые моют руки и надевают белые фартуки и колпаки. Воспитатель напоминает, что чашки надо брать за ручки, ставить аккуратно, ложки раскладывать напротив каждого стула. Затем с дежурными остается помощник воспитателя и помогает им сервировать стол.

Умывание. Детям, которые уже переоделись, воспитатель предлагает идти в умывальную мыть руки. Необходимо напомнить, что надо засучить рукава, чтобы их не намочить. Предлагает вспомнить порядок умывания.

Завтрак. Дети постепенно садятся за столы, не создавая шума. Воспитатель предлагает детям сесть прямо, подвинуть стулья, не класть локти на стол. Желает им «Приятного аппетита!», создает спокойную обстановку за столом. Воспитатель постоянно следит, чтобы дети сидели за столом удобно, не пачкали скатерть и одежду, правильно держали ложку. Напоминает детям, что выходя из- за стола нужно говорить «спасибо», задвинуть за собой стул. По окончанию завтрака няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. Воспитатель контролирует работу дежурных и оценивает ее. Предлагает детям идти играть. Пока дети самостоятельно играют, воспитатель готовится к занятиям.

Подготовка к прогулке. Воспитатель предлагает детям собрать игрушки. Детям, которые прибрали за собой, предлагает сходить в туалет и идти в раздевальную комнату, напоминая порядок одевания. В первую очередь обращаем внимание на медлительных детей, обращает внимание на одежду, помогает застегнуть пуговицы.

Воспитатель одновременно помогает одеться детям и рассказывает о том, чем будут заниматься на прогулке. Первым одевшимся детям воспитатель предлагает выходить на участок(проявляет к ним доверие) и потом расспросит, чем они занимались, что делали. Когда дети почти все оделись, воспитатель выводит их на прогулку парами, оставляя не одевшихся детей на попечение няне. Помощник воспитателя помогает одеться оставшимся детям и выводит их на участок.

Возвращение с прогулки. В 11_40 воспитатель отправляет дежурных в группу, напоминая о том, чтобы они быстро разделись, аккуратно сложили свою одежду в шкафу, вымыли руки, одели фартуки, и шли накрывать на столы. В 11_45 воспитатель предлагает детям заканчивать игры и собираться в группу. Собирают игрушки, строятся парами и заходят в детский сад чисто вытираем ноги об половик и идем тихо, не шумим по коридору.

В раздевальной воспитатель предлагает детям вспомнить порядок раздевания. Тем детям, которые уже разделись, предлагает идти умываться.

Подготовка к обеду. Воспитатель напоминает детям, что необходимо вымыть не только руки, но и лицо, шею, локти. Напоминает порядок умывания, контролирует действие детей, поощряет их аккуратность. Постепенно дети заканчивают умываться, воспитатель указывает некоторым на неаккуратность повешенного полотенца и прослеживает за исправлением ими оплошности. Дети проходят за столы.

Обед. Воспитатель создает спокойную обстановку, регулирует поведение детей за столом, делает замечание расшалившимся. Побуждает детей доедать до конца. По окончанию еды дети говорят «спасибо».

Подготовка ко сну. Дети постепенно проходят в спальную комнату, воспитатель предупреждает их, что заходить надо тихо, не разговаривать. Начинают раздеваться, воспитатель следит, чтобы дети раздевались в правильной последовательности и аккуратно складывали свои вещи на стул. Затем дети идут к своим кроваткам, воспитатель укутывает каждого ребенка(объясняет детям, что сейчас они уснут, отдохнут, наберутся сил и проснутся уже готовые снова играть.) Тон воспитателя доброжелательный, настраивающий на спокойную обстановку. Когда большинство детей же в кроватке, воспитатель предлагает детям закрыть глазки и читает им небольшую сказку тихим, добрым голосом. Воспитатель остается в спальне до тех пор, пока все дети не заснут.

2.Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.)

В группе созданы все условия для полноценного проведения всех режимных процессов. Прием детей осуществляется в специальной комнате- раздевальной, где имеются шкафчики по количеству детей, скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде(зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа.

В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончанию дежурства.

Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчение при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец, ко всему есть свободный доступ.

В группе достаточно посуды, белья(оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев.

В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями няни, а также с требованиями второго воспитателя. Воспитатели ведут беседу с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома.», дают консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатели пытаются добиться единства требований к ребенку в ДОУ и дома.

Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.

Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми. Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует их. Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности, т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок.

Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.

3.Приемы создания интереса к режимным процессам (потешки, вопросы, загадки, игровой прием, вступительная беседа и др.)

В течении 1 половины дня воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой: воспитатель часто обращалась к куклам, чтобы дети проявляли свои знания и еще раз подкрепили их. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел: она сказала девочке, что ее ждет кукла и что она тоже хочет завтракать., после чего девочка доела всю кашу.

Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтении сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.

Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это так же служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.

При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна. Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач.

4.Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественного слова, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т.д.)

Воспитатель методически грамотно проводила все режимные процессы. Использовала разнообразные методы и приемы, свободно ворьировала ими, при этом опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому проведение режима давалось ей легко, дети были послушны, дисциплинированны и выполняли все требования режима.

Она широко использовала игровые приемы, художественное слово, беседы, разъяснения, напоминания, использовала активность детей(при показе и объяснении последовательность действий при умывании и одевании), контролировала действия детей, оценивала их поступки и привлекала детей к самооценке, давала им указания. И всегда тон ее общения с детьми оставался доброжелательным, она давала советы детям, оказывала помощь и приучала самих детей быть заботливыми, помогать своим товарищам.

5.Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.)

Режим как относительно постоянный уклад жизни является одним из факторов воспитания и содействует формированию таких качеств, как: организованность, точность, ответственность, способность подчинятся требованиям взрослых, ориентироваться во времени.

Всю работу можно поделить на три основные вида: воспитательная работа в связи с выполнением режимных моментов: встреча детей, умывание, питание, проведение закаливающих процедур, сон, уход детей домой; организация разнообразной деятельности детей: игры, занятия, труд; организация взаимоотношений детей, формирование детского коллектива и поведения детей. Все эти виды воспитательной работы взаимосвязаны, обусловлены общими задачами и программными требованиями детского сада.

В процессе выполнения режимных моментов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.

Воспитывая нормы поведения за столом, воспитатель должен также прививать формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.

Воспитатель организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием.

Правильно организованная трудовая деятельность воспитывает у детей привычки и потребность трудится, усидчивость, стремление к знаниям, любознательности.

6.Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Режим дня детей раннего возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. Так, основные режимные процессы- прием пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игра, трудовая деятельность, учебные занятия, развлечения во всех группах- четко определены требованиями программы воспитания и обучения.

Прием детей- начало рабочего дня воспитателя.

Если прием происходит на площадке, следует организовать игры для детей. При входе в помещение дети должны тщательно вытирать или обмести ноги, раздеваются в раздевальной, аккуратно убирают в свой шкафчик одежду, переобуваются.

Если прием происходит в помещении, воспитатель организует игры для детей. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы, что изменилось за сутки с растениями.

Дежурные по группе моют руки и приступают к исполнению обязанностей. Дети помогают привести друг другу в порядок свой внешний вид и идут на утреннею гимнастику.

Перед завтраком, как правило, дети моют руки и по указанию воспитателя моют лицо, у кого оно запачкалось.

Перед умыванием надо напомнить, как надо засучить рукава. Дети садятся за столы, у каждого лежат приборы ложка, вилка, чашка, глубокая и мелкая тарелка (для обеда) и блюдца (для завтрака). Как только ребенок закончил есть, он благодарит взрослого, встает, задвигает стул и выходит из- за стола.

По окончанию завтрака, обеда и полдника няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. За организацию условий для занятий ответственность несет заведующая детским садом и воспитатель. Во время занятий ничто не должно отвлекать.

В режима дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, и в первую очередь для игры. Особое внимание требует игра на прогулке. После обедав детском саду проводится дневной сон. Воспитатель укрывает заботливо каждого ребенка.

Встают дети постепенно. Они одеваются самостоятельно, помогая друг другу. После этого они умываются. Старшие дети сами убирают свои постели.

7.Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником, их взаимодействие.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и няни. Помощь няни необходима постоянно, но больше всего в таких ответственных моментах, как подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение воздушно- водных процедур. Важный момент в организации прогулки- одевание детей и выход их на улицу. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром няни, которая выводит их гулять позже. Участие няни в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и няни, а также развитых навыков самообслуживания детей.

Для воспитания трудолюбия у детей воспитатель в помощь няне организует уборку групповой комнаты и поощряет охотное выполнение поручений: вымыть игрушки, протереть полочку и. т. д

К приему пищи няня осуществляет соответствующую подготовку: комната прибирается и проветривается, дежурные накрывают столы.

Помощники воспитателей обеспечивают санитарный режим дошкольного учреждения. Они обязаны следить за чистотой помещения, осуществлять правильное обслуживание детей, наряду с воспитателями своим примером и поведением помогать гигиеническому воспитанию детей.

Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех санитарно- гигиенических правил содержания помещений группы.

8.Учет возрастных особенностей дошкольников.

Воспитателю, помимо педагогики, важны знать и основы возрастной физиологии и гигиены. Опираясь на знания психофизиологических особенностей детского организма, педагог более успешно будет осуществлять его воспитательные, учебные и оздоровительные мероприятия в ДОУ, применять правильные педагогические приемы.

Основные принципы построения режима является общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитателю постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменения режима с возрастом- это качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, к воспитаннику предъявляются новые требования, активизирующие самостоятельность.

К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся прочными, что позволяет освободить больше времени для игр, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вс эта возрастная динамика развития положена в основу режимов дня для разных возрастных групп.

Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к детям- понятия взаимосвязаны. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких и для старших детей.

При назначении режима учитываются возрастные особенности ВНД и индивидуальные особенности ребенка. Ребенок переводится из одного режима в другой постепенно при условии его физиологической готовности к переходу.

9.Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию., поэтому воспитатель (няня) должен быть для них образцом.

Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль- все это противоречит законам красоты.

Если воспитатель (помощник воспитателя) позволяет себе ходить в неопрятной одежде, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только срабатывает механизм «от противного» , и то это может произойти в более старшем не дошкольном возрасте).

Выработка у детей устойчивой привычки соблюдать чистоту и быть опрятным- длительный воспитательный процесс, который требует от взрослых большого терпения, неустанного внимания к «мелочам» детской жизни.

Чрезвычайно важно доходчиво объяснять детям, почему необходимо соблюдать чистоту в доме, заботиться о гигиене тела, одежды и обуви, мыть руки перед едой, зачем нужны отдельное полотенце, своя зубная щетка…

При этом всегда помнить, что личный пример чистоплотности и аккуратности- один из сильнейших способов воспитания.

раннего возраста»

Заведующая:

Галанова Наталья Алексеевна
Старший воспитатель:

Мурашева Светлана Ивановна

г. Серпухов

апрель, 2012 год


«Организация и режим дня детей раннего возраста»
Характеристика развития детей 3-го года жизни

Интенсивное физическое развитие, характерное для первых 2 лет жизни, на 3-ем году несколько замедляется. К этому времени крепнет весь организм ребёнка. Он становится физически выносливым. Повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего длительность бодрствования увеличивается до 6-6 1 /2 часов. Происходит дальнейшее развитие нервно-психической деятельности ребёнка. При правильных воспитательных приёмах происходит дальнейшее сенсорное развитие, значительно развивается ориентировочно-познавательная деятельность. Восприятие окружающего у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На 3 –ем году наблюдение становится до некоторой степени видом деятельности ребёнка. Это наблюдение ещё не преднамеренное и возникает преимущественно под влиянием внешнего воздействия (увидел что-то, услышал какой-то звук).Но последующее длительное рассматривание чего-либо, наблюдение за какими-либо действиями взрослых или явлениями на улице при соответствующих объяснениях воспитательницы обогащают опыт детей и очень много дают для развития их речи, мышления, ориентировки в окружающем, постепенно подводя их к преднамеренному наблюдению.

На 3-м году жизни внимание детей становится более устойчивым. Они могут более длительный срок смотреть, слушать, заниматься, играть.

Совершенствуется и память ребёнка . С развитием речи воспоминания у него могут быть вызваны уже и через слово. Сначала ребёнок вспоминает лишь то, что было несколько дней назад, а затем и более поздние события.

В результате накопления опыта и расширения круга представлений у ребёнка с конца 2-го года жизни начинает развиваться воображение. В игре он придаёт предметам воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры (кирпичик вместо мыла и т.д.), приписывает предметам воображаемое состояние и качество (Катя не слушается). Ребёнок 2 лет завёртывает зайку в платок, называя его «плащом», и говорит, что идёт дождь.

Дальнейшее совершенствование движений на протяжении 3-го года жизни делает ребёнка не только всё более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, занятиях.

Ходьба ребёнка становится более равномерной; постепенно исчезают лишние движения. К 3 годам ходьба становится более координированной, действовать одновременно руками и ногами, менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от сигнала.

Быстро увеличивается словарный запас , ребёнок с лёгкостью повторяет на память небольшие стихи, сказки, песенки. Ребёнок употребляет распространённые и сложные предложения.

На протяжении 3-го года жизни ребёнок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находившихся в его повседневном обиходе; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолёт летит высоко, когда будет темно, надо ложиться спать и т.д.). В это же время формируются представления о количестве (один, много, мало, меньше, больше).

Развиваются и становятся очень разнообразными и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды.

При правильном воспитании у детей на 3-м году жизни появляется и эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают музыку и пение, дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде. Дети радуются, когда им наливают компот в красивую чашку, надевают нарядное платье. Красоту и нарядность в одежде придаёт её чистота, приятная расцветка и т.д.
Режим дня

В понятие «суточный режим» мы включаем непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, взаимодействие с семьями воспитанников, организацию и распределение в течение дня всех видов деятельности, отдыха, приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормативам, которые основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 – 10 и изменениями к ним.

Коррекция режима дня проводится на основе следующих положений:


  • соответствие возрастным особенностям детей;

  • учет сезонных изменений 2 раза в год,

  • смена деятельности ребенка, обеспечивающая полное функциональное восстановление организма;

  • недопустимость частых изменений режима;

  • постепенность перехода к измененному режиму;

  • выделение времени для непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных процессов, самостоятельной (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) деятельности детей, организованной как воспитателем, так и самим ребенком, времени на присмотр и уход;

  • недопустимость замены свободного времени другими формами организации.

Режим пребывания детей в группе раннего возраста (2-3 года)
Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе ФГТ

к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования



Всего

НОД

ОД в ходе режимных процессов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Присмотр и уход
Прием детей, игра

7.00-7.55

55

-

10

25

20

-
Утренняя гимнастика

7.55-8.00

5

-

5

-

-

-

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

30

-

10

10

-

10
Самостоятельная деятельность, игры

8.30-9.00

30

-

15

15

-

-



9.00-9.10

30

10

-

20



9.20-11.00

100

-

50

30

-

20

Возвращение с прогулки, игры

11.00-11.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

30

-

10

10

-

10

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

180

-

-

-

-

180
Постепенный подъем, гимнастика

15.00-15.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

30

-

20

10

-

-

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

16.00- 16.10

30

10

-

20

-

-

Подготовка к прогулке, прогулка
16.30-17.30
60
-
20
10
30
-

Возвращение с прогулки, игры
18.00-19.00
60
-
10
30
20
-

всего
мин
720
20
190
200
70
220
%
100
2,5
26
27
9,5
35

Норма %
100
3
14-17
25-30
5-10
35

Организация режимных моментов
Во время проведения режимных процессов необходимо чёткое распределение обязанностей между взрослыми. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где ответственнее педагогические задачи.
Умывание.

Во время умывания брать 3-4 ребёнка, детям необходимо показывать последовательность умывания и помогать им засучить, завернуть рукава, мыть руки с мылом, воду не разбрызгивать, снимать полотенце с вешалки (ребёнок должен знать место полотенца), вытирать сначала лицо, потом руки насухо с помощью взрослого. Воспитатель может использовать художественное слово.


Кормление:

В группах детей 2 и 3 года жизни при проведении кормления, укладывания, подъёма, одевания, умывания и других режимных процессов строго соблюдается принцип постепенности.

При организации кормления детей воспитатель моет руки ребёнку, используя художественное слово и ребёнок садится за стол. Помощник воспитателя подаёт ему пищу. Когда все за столом воспитатель и помощник воспитателя включаются в докармливание маленьких и ослабленных детей, взяв при этом вторую ложку. Когда большая часть детей закончит есть (во время завтрака), у столов остаётся помощник воспитателя, а воспитатель готовится к занятию. Во время обеда у столов остаётся воспитатель, а помощник воспитателя следит за тем, как дети пользуются туалетом.


  1. На первое и второе блюдо детям даются отдельные тарелки, с 2,6 лет мелкие тарелки. До 2,6 лет матерчатая салфетка, с 2,6 лет – бумажная салфетка.

  2. Хлеб должен лежать в хлебницах, под чашку блюдце, чайная ложка к компоту. Ложку в тарелку не кладём, заранее на стол воспитатель может положить ложку с правой стороны возле тарелки.

  3. С 2,6 лет дети могут выполнять трудовые поручения: поставить стулья к столам, помочь помощнику воспитателя поставить хлебницы, салфетки.

  4. Обращать внимание на культурно-гигиенические навыки: есть самостоятельно, правой рукой держать ложку, есть аккуратно. 2-е блюдо есть и помогать корочкой хлеба, учить тщательно пережёвывать пищу, не торопясь.

  5. Ребёнок должен знать место за столом, благодарить без напоминаний. Уметь пользоваться салфеткой по мере необходимости: (у ребёнка должен выработаться условный рефлекс, необходимо воспитывать, напоминать каждодневно).

  6. Во время кормления взрослый разговаривает о еде, т.к. у ребёнка должен быть эмоциональный настрой на пищу. Наказывать во время кормления недопустимо. Детей необходимо докармливать, взяв другую ложку. Наклонять тарелку нельзя.

Высаживание .

В группах детей 2 и 3 года жизни высаживание надо проводить перед прогулкой, после прогулки, после сна. Во время бодрствования ребёнок регулирует сам. Высаживать одновременно 5-7 человек, сидеть должны не более 5-7 минут, после обязательно помыть руки, уметь привести себя в порядок

Укладывание и сон 3-ий год.

Укладывание проводится постепенно. Дети 3-его года жизни при раздевании должны уметь:

1.Самостоятельно раздеваться и одеваться с помощью взрослого. Взрослый показывает порядок складывания одежды: платье, штанишки на спинку, колготки на сиденье. В кроватке руки поверх одеяла, долгое лежание в постели недопустимо. При укладывании индивидуальный подход к детям. Проверить, что у них во рту, в руках и т.п.

Позу ребёнка не фиксируем, как ляжет, так и ляжет. Сон ребёнка, желательно, должен быть в хорошо проветриваемом помещении.


Закаливание

Это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды. Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего путём создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее и сквозное). Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей. Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с детьми необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном ветре, проливном дожде и в зимнее время, если температура воздуха ниже -10 0 С.

Закаливание водой в нашем ДОУ происходит холодной водой из-за отсутствия горячей. Дети моют руки и лицо холодной водой. После сна ходят по водно-солевой дорожке.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья детей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).
Прогулка

Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если ребёнок получит возможность свободно двигаться, наблюдать явления природы, растения и животных, действовать с предметами окружающего мира, познавать многообразие форм, красок, запахов и звуков. Богатый мир растений и животных пробуждает у ребёнка интерес к окружающему миру, активизирует его деятельность.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение : за явлениями природы, за животным и растительным миром, за трудом взрослых или другими явлениями общественной жизни. Особое значение имеет наблюдение за животными, птицами, насекомыми. Они привлекают детей своими движениями, внешним видом, характерными звуками. Наблюдения носят кратковременный характер, не более 5-7 минут.

На прогулке воспитатель предлагает детям выполнить трудовые действия , у детей начинают формироваться трудовые навыки, они знакомятся с некоторыми орудиями труда, приобретают необходимые умения правильного их использования.

На прогулке с детьми ежедневно проводят подвижные игры. Дети сначала играют подгруппами. А потом и все вместе. Можно предложить игры с мячом, султанчиками, вынести шапочки для героев. Постепенно содержание игр обогащается: понятный сюжет, интересные упражнения – сочетание ходьбы, бега и т.д.

Во время прогулки воспитатель проводит и индивидуальную работу : найдёт время пообщаться с каждым ребёнком: с кем-то поговорить, поиграть, кому-то помочь перешагнуть невысокое препятствие.

На прогулке с детьми воспитатель организует спортивные развлечения: покатаются на машине, поиграют в мяч, заберутся на лестницу и спустятся с неё, в зимнее время покатаются на санках.
Самостоятельная деятельность детей, игры

Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей 2 и 3-го года жизни. От занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребёнка. Игра занимает большое место в жизни ребёнка: всё время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению результата, общению со взрослыми и сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира.

Во время самостоятельной деятельности у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения взрослого (внимание, ласка, сочувствие и сами начинают проявлять такие чувства по отношению друг к другу.

Для педагога организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребёнка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность педагог сможет лишь в том случае, если хорошо знает не только особенности психического развития детей того возраста, с которым работает, но и особенности развития воспитанников всей группы.

В этом возрасте наблюдаются определённые виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка), влезание на горку и слезание с неё, на улице зимой катание на санках и др.

Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша . Она проявляется в рассматривании книг, картинок. Ребёнок много действует с предметами – со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, со складными картинками и с орудиями – верёвочкой, за которую он везёт машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия. Дети могут действовать с игрушками: куклой, собакой, зайчонком.

Во время самостоятельной деятельности дети по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребёнок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, что-то для него нарисовать, помочь исправить сломанную игрушку и др. Важным условием является подбор игрушек, пособий.

Для развития движений необходим простор. Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом. Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Должно быть место для игр с дидактическими игрушками. Игрушечную мебель – стол, стулья, кровать – располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, прочной, т.к малыши любят не только усадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нём.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд условий: игровой материал необходимо время от времени менять, повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определённое место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить её после игры. Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребёнку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности.

Задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков осуществляются в течение всего дня: при умывании, приёме пищи (завтрак, обед, полдник и ужин). Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, нужно руководствоваться программой воспитания своей группы и учитывать особенности развития детей данной группы. Заранее следует определить в плане те или иные методические приёмы: объяснение и показ отдельных действий умывани, напоминания, указания, оценка действий детей, практическая помощь, использование потешек, стихотворений (коротких), отгадывание загадок, контроль над действием детей . Организация умывания проводится постепенно, небольшими подгруппами детей. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить детям (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2-3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на своё место. С малышами можно уточнить название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина и т. д.), цвет, форма, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода тёплая, холодная). Приём пищи – это завтрак, обед, полдник и ужин. Подготовка к приёму пищи включает следующее: сервировка стола дежурными, умывание. Обязательно нужно дать оценку дежурным, уточнить названия блюд, отметить заботу взрослых, создать положительное настроение. В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды (не набирать полную ложку еды, не брать пищу руками, не крошить хлеб, есть, не торопясь, не разговаривать во время еды и т. д.).

Примерные конспекты проведения режимных процессов в 1 половине дня в группе (утренний прием, умывание, кормление, подготовка к прогулке (одевание), возвращение с прогулки (раздевание), подготовка ко сну и укладывание спать)

Утренний прием
Цель : создать бодрое эмоциональное состояние на весь день, обеспечить спокойное расставание детей с родителями.
Проведение :
За 10-15 минут прихожу в группу, проветриваю помещение, готовлю игрушки, материал для самостоятельной деятельности детей.
Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?», «С каким настроением шел в садик?» или задаю вопрос самому ребенку: «Как дела? Будешь сегодня с нами играть? Чем ты сейчас хочешь заниматься?»
Затем завожу ребенка в группу и предлагаю ему занятие (куклы, машинки, кубики, мозаику). Во время приема, если ребенок не хочет расставаться с родителями, использую музыкальные и заводные игрушки («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пошли за ней»).



Умывание
Цель: учить детей плавно подставлять руки под струю воды, растирать руки, пользоваться мылом, находить свое полотенце, самостоятельно вытирать руки, приучать не бояться воды.
Проведение:
В то время, когда няня расставляет завтрак на столы, я подзываю к себе 2-3 детей, которые медленно едят и говорю: «Ребята, мы сейчас будем кушать, а кушать надо всегда чистыми руками. Хотите, чтобы ваши ручки были чистыми? Давайте их помоем».
Веду детей в умывальную комнату и говорю: «Закатываем рукава, чтобы не намочить их, а теперь открываем кран с теплой водичкой. Слежу (если надо помогаю), чтобы дети открыли кран. Когда во всех кранах потекла вода, использую художественное слово:
Льется чистая водица
Мы умеем с вами мыться
- Ставим под воду ручки лодочкой (показываю детям). А теперь возьмите мыло и намыливайте ручки круговыми движениями.
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот такие ладушки
Ладушки – ладошки.

«Маша, мой лицо и шейку, мылься мылом хорошенько, воду ты не разливай, сухо руки вытирай!».

В процессе умывания спрашиваю детей: «Какая водичка?»
- Снова подставляем ручки под воду и хорошо смываем мыло. Стряхиваем оставшуюся водичку в раковину и закрываем кран. Теперь каждый подходит к своему полотенцу и насухо вытирает ручки со всех сторон, полотенце обратно вешаем на свои места.

Вот и стали чистыми наши руки! Молодцы, детки!

Кормление
Цель: Обеспечить рациональное питание всех детей, учить их правильно есть, воспитывать культурно-гигиенические навыки еды (самостоятельно и аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, задвигать стул, благодарить после еды, полоскать рот), воспитывать благоприятное отношение к приему пищи.
Проведение :
- Дети, все, кто помыл ручки, садитесь за столы. Сядьте ровно, ножки поставьте прямо, локти на стол не кладем.
Все ровненько сидят,
Ножки вместе стоят,
Глазки в тарелку глядят,
Локти убраны со стола,
Тихо кушает детвора.
Дети! Пришел сегодня в гости

Не доктор Айболит

Пришел сегодня в гости-
Хороший Аппетит!
Всем приятного аппетита!»
Во время еды слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча.
Рассказываю, как полезно, когда дети кушают: они быстро растут, никогда не болеют.
Детей, которые не едят, пытаюсь убедить в том, что нужно хотя бы немного покушать (если у них нет причины не есть).
Ребенку, который поел, напоминаю: «Даша, возьми салфетку и вытри ротик, не забудь сказать «спасибо» и задвинуть стульчик».

Подготовка к прогулке (одевание)
Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку все детей; сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий).
Проведение:

Предлагаю детям закончить игры и собираться на прогулку, говорю, что на улице нас ждет много интересного. Перед выходом на прогулку напоминаю детям посетить туалет. Затем беру подгруппу детей, и мы вместе выходим в раздевалку.
Спрашиваю детей о последовательности одевания, при необходимости обращаю внимание на наглядную модель одевания на прогулку. Начинаю одевать детей на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Во время этого использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей:
- Данила, а какого цвета у тебя штаны?
- Ваня, а что мы одеваем на голову?
Если дети не могут ответить, помогаю им.
Побуждаю детей одеваться самим: «Коля, покажи, как ты умеешь одевать штаны».
- Дети, чтобы одежда была чистой, нам нужно аккуратно гулять, не бегать по лужам.

Воспитываю культуру взаимопомощи друг другу.

Возвращение с прогулки (раздевание).
Цель: обеспечить своевременный приход с прогулки, формировать культурно-гигиенические навыки раздевания (аккуратно складывать вещи и класть их в шкаф, не толкаться возле шкафчиков), развивать речь (закрепить названия предметов одежды, действий).
Проведение:
Всех детей при входе в садик прошу вытирать ноги (показываю, как это нужно делать)
- Какие вы все веселые пришли с прогулки! Хотите пойти в группу поиграть? Давайте аккуратно разденемся.
Снимаю со всех детей шарфы и развязываю шапки, дальше предлагаю им раздеваться самим.
- Сначала снимаем куртку, затем шапку, кофту, штаны, ботинки, колготки и, наконец, носки.
Слежу за опрятностью детей после прогулки: «Даша, посмотри, какие у тебя грязные штанишки! А какие ты надевала штанишки?» (чистые).
Обращаюсь и к другим детям: «Юля, а что ты сейчас снимаешь? Кристина, а куда ты повесишь свою курточку?»

Предлагаю сразу пройти в умывальную комнату и вымыть руки и лицо после улицы.

Подготовка ко сну.
Цель: создать спокойную атмосферу в комнате, закрепить культурно-гигиенические навыки (аккуратно сложить одежду: вешать ее на стул, не толкаться возле стульев, обеспечить спокойный сон).
Проведение: Веду детей по очереди в туалет, затем в спальню.
- Ребята, сегодня мы так хорошо поиграли и наши ручки, глазки и ножки устали и хотят отдохнуть. Возьмите свои стульчики, и будем раздеваться. Дети, а все помнят, как нужно складывать свою одежду на стульчики?
Помогаю детям раздеваться. Первых в кроватку кладу детей, которые дольше засыпают.
Положим под спинку мягкую перинку
Сверху на перинку чистую простынку
Положим под ушки белые подушки.
И накроем одеялом,
Чтобы дети крепко спали.
- Ребята, кто разделся, ложитесь в кроватки и укрывайтесь одеялом.
Когда все дети лежат в кроватках, спокойным, тихим голосом говорю:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят –поспят, всему миру спать велят.
Теперь ложимся на бочок и закрываем глазки.
Приятных снов!
Во время сна детей слежу за ними (чтобы не раскрывались, чтобы не упали).

Подъем и закаливание

Цель: обеспечить радостное и бодрое эмоциональное настроение детей после сна. Воспитывать положительное отношение к процессу подъема.
Проведение.

В 15-00 говорю спокойным голосом:
- Дети, вот вы и поспали, и уже пора вставать. Я думаю, что вам всем снились интересные сны.
К детям, которые не проснулись, подхожу и тихонько говорю, что пора вставать.
- Ребята, а теперь давайте каждый станет возле своей кроватки.
Провожу закаливающие процедуры:
- Дети, покажите свои ручки – «вот они», а теперь спрячем руки за спину – «где ручки»? «Вот они!» (Показываем ручки) Молодцы! Дети, а теперь посмотрите в это окошко (показываю окно), нет там ничего. А сейчас посмотрите в другое окно, там мы видим машину. Посмотрим опять в первое окно - ничего нет, а теперь во второе. Ребята, давайте с вами спрячемся за кроватки (приседаем возле кровати), а теперь покажем какие мы большие (встаем во весь рост). Какие вы молодцы! Большие, уже выросли. Сейчас давайте возьмем с вами сандалики в руки и пойдем к своим стульчикам с одеждой.

Одевание
Цель: учить одеваться в правильной последовательности; побуждать к самостоятельности в процессе одевания, учить замечать и исправлять неопрятности в одежде, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Проведение:
Дети садятся на свои стульчики, я помогаю детям одеваться, соблюдая принцип постепенности: колготки, юбки и штанишки, сандалики, кофту. Во время одевания использую художественное слово:
Одеваемся по порядку,
Привыкаем к порядку.
Спрашиваю детей
- Ваня, а что ты сейчас одеваешь?
- Катя, а кто купил тебе такое красивое платье?
- Оля, скажи, пожалуйста, какого цвета у тебя кофта?
Если дети сами не могут ответить, помогаю им. Побуждаю детей одеваться самим.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется пе­риод новорожденности - первые 3-4 недели);

1У этап - от 9-Ю мес. до I года

В соответствии с этапами развития на 1-ом году жизни устанав­ливаются четыре возрастных режима. Установить своевременную сме­ну сна и бодрствования на I мес жизни еще нельзя, тая как эти процессы у новорожденного аритмичны, они возникают многократно в сутки и продолжительность их разная. В этом возрасте необхо­димо наладить только правильный ритм кормления, т.е. кормить ребенка всегда в одно и то же время, через одинаковые интервалы. К концу I мес. устанавливается суточный режим: ребенок начинает бодрствовать преимущественно днем, а спать ночью. Именно с этого возраста важно установить не только режим кормления, но и режим сна и бодрствования. Для этого необходимо класть спать ребенка в одно и то же время и создавать условия для быстрого засыпания и глубокого сна (спокойная обстановка, сок на воздухе), во время бодрствования создавать условия для активного деятельного состоя­ния ребенка. В 1-ые месяцы жизни малыша кормление, бодрствование и сон должны чередоваться через одинаковые промежутки времени, так как это облетает привыкание к режиму. Режим должен быть та­ким, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а потом спал до следующего кормления. Если в период приучения ребенка к режиму дня он сам не просыпается к началу кормления, его нужно будить. Последовательность чередования режимных моментов меняется у детей 1У -го етапа - от 9-Ю мес до I года. Последовательность теперь такая: бодрствование - кормление - сон. Осуществляется переход детей на двухразовый сон, который сохраняется до 1,5 лет.

С первых дней жизни у детей необходимо воспитывать положи­тельное отношение ко всем режимным процессам. Естественной и на­иболее правильной едой для младенца является грудное молоко мате­ри. Важно, чтобы ребенок ел в спокойном состоянии, с аппетитом. съедал всю порцию. Перед едой детям делают туалет. Когда вводит­ся докармливание, то малыш получает еду из бутылочки с соской, которая по форме напоминает сосок женской груди. В 4,5-5 мес, когда вводится полугустая еда (овощное пюре, творог), необходимо приучивать детей есть с ложки. В это время ребенок должен нахо­диться в полусидячем положении. В 6-7 мес. нужно учить пить детей из чашки фруктовые соки, кефир, чай. Как только малыш научится сидеть, его нужно кормить за столом. Необходимо правильно органи­зовать сон ребенка. Постель должна быть ровной и твердой. Дневной сен ребенка в любую пору года целесообразно проводить на свежем воздухе. Неспокойным детям можно давать пустышку, однако, когда ребенок загнет, пустышку нужно вынимать изо рта. Когда ребенок спит, взрослые разговаривают вполголоса, свет не должен падать ему на лицо, радио и телевизор нужно выключить. С 8 мес. ребенка приучают к горшку. Он должен быть удобным. Целесообразно исполь зовать специальный стульчик. Высаживают ребенка на горшок толь­ко в те моменты, когда у него есть потребность. Не следует дол­го держать ребенка на горшке, это может вызвать отрицательное отношение к высаживанию.

.30. Особенности воспитания и развития детей первого года

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности :

­ более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,

­ тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

­ проявление сенсомоторной потребности,

­ ярко выраженная эмоциональность,

­ большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

­ потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

Обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

С целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

Формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощр ение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

Для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Первый год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

1У этап - от 9-Ю мес. до I года.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

Развитие зрительного и слухового сосредоточения;

Развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

Формирование умення лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа характерны следующие линии развития:

Формирование зрительных и слуховых диффереицировок;

Развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

Дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

Формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

Дальнейшее совершенствование лепета;

Начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);

Развитие ползания.

Для 1У этапа характернмми являются такие линии развития:

Формирование результативных действий с предметами;

Появление первых осмысленных слов;

Дальнейшее развитие пассивной речи;

Формирование умения самостоятельно ходить.


Похожая информация.


15. Режим дня и организация жизни детей. Особенности проведения режимных процессов в группах раннего возраста.

Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка. Что же такое режим?

Режим -это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.

Бодрствование - это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов).

Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования - важное условие нормальной психической деятельности человека.

Сон и бодрствование - это два сопряженных состояния. От того, насколько активным был ребенок во время бодрствования, зависят характер засыпания, глубина и длительность сна. Если ребенок хорошо выспался, то бодрствование его, как правило, протекает активно.

Если ребенка укладывать спать, кормить, организовывать бодрствование в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.

Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и составляет физиологическую основу режима. Сложившийся динамический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятельности и тем самым экономит нервную энергию ребенка.

При составлении режима за основу берется предел работоспособности нервной системы ребенка, который меняется на протяжении раннего возраста многократно. Предел работоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, количество дневного и ночного сна. При определении промежутков между кормлениями учитываются потребность в пище в том или ином возрастном периоде и особенности работы пищеварительной системы

Организация режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Физиологические и педагогические основы режима дня.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест среди условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка. Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

определенная продолжительность занятий и рациональное сочетание их с отдыхом;

Регулярное питание; полноценный сон; достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

1.Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.

3. Необходимо обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4. Создать благоприятную эмоциональную обстановку, т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

Принцип последовательности.

Принцип постепенности.

Методические приемы и правила организации режимных процессов.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений.

Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

Методика проведения режимных моментов и их значение в воспитательном процессе.

В первую очередь необходимо воспитывать активность и самостоятельность.

Большое внимание следует уделять формированию культурно-гигиенических навыков.

Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен

Особое значение в режиме имеет методически правильная организация процесса кормления.

Большое значение имеет положительный пример взрослого. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10-15 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Согласованность в работе персонала группы.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы. Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.