Цель. Дать участникам занятия посмотреть на себя со стороны.
Задачи.
- Обогатить формы игрового взаимодействия родителей с детьми.
- Создать условия для укрепления доверительных детско – родительских отношений.
- Формировать навыки уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».
- Продолжать развивать навыки общения, внимания, наблюдательности, умение выражать словами позитивный настрой к своему ребенку.
- Сплотить участников группы, повышение эмоционального фона.
Предполагаемый результат:
- родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком
- родители при помощи психолога чувствуют поддержку квалифицированного специалиста, что способствует у родителей веры в успех по вопросам воспитания детей
- играя, выполняя упражнения, родители учатся контролировать полученный результат, повышать собственную самооценку и радоваться успеху других родителей
Оборудование и материал к занятию: ободки с бантами, игрушечное сердце, волшебные очки, бумага, карандаши, маркеры, диски с музыкальным оформлением, ладошки, радостная шкатулка, облачка (силуэты сказочных героев), видеофильм "Откуда берутся дети?", воздушные шары.
1. Упражнение "Мы – дети"
Цель. Самопрезентация: оформление визитки (тренинговое детское имя), самопредставление.
Каждому участнику предлагается вспомнить то имя, или ласковое прозвище, которым его называли в детстве – отразить это в своей визитной карточке.
2. Просмотр видеофильма "Откуда берутся дети?"
Цель. Повышение эмоционального фона у родителей.
3. Упражнение "Закончи предложение"
Цель. Пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций. Прийти к общему согласованию и составлению единого образа «желанного» ребенка.
Каждой участнице предлагается продолжить предложение с фразой: "Я хочу видеть своего ребенка…"
4. Упражнение "Волшебное превращение"
Цель. Дать возможность участникам посмотреть на себя со стороны (т.е. детскими глазами).
Ведущий предлагает каждому участнику примерить "волшебные очки". С их помощью каждый родитель превращается в ребенка. Ведущий надевает бантики каждой участнице, подчеркивая тем самым "перенос" в детство.
5. Упражнение "Шкатулка с желаниями"
Цель. Через игру повышать собственную самооценку, учить контролировать собственный результат.
Каждый раз достаем из шкатулки желание мамы и выполняем его
А) Наши мамочки хотят видеть … умными ребят
Игра "Сказочное облачко"
"Дети" - родители протягивают ладошки, на которое опускается облачко с силуэтом сказочного героя. Необходимо сказать из какой сказки герой.
На раскрытую ладошку,
Опустилось облачко
Пофантазируйте немножко:
Кого оно напомнило?
Б) Наши мамочки хотят … видеть внимательными ребят.
"Дети" - родители повторяют музыкальное упражнение "У жирафа пятна…" за ведущим.
В) Наши мамочки хотят… видеть добрыми ребят.
"Дети" – родители называют добрые слова для своих мам, передавая при этом игрушечное сердце.
Г) Наши мамочки хотят… видеть трудолюбивыми ребят.
"Дети" - родители под музыкальное сопровождение, имитируют движения выполнения какой – либо работы (убирают, подметают, гладят, чистят и т. д).
Д) Наши мамочки хотят… видеть здоровыми ребят.
Участники каждый раз сжимают ладонь руки в кулак. Ведущий задает вопросы всей группе, предлагает сначала выслушать, затем если участники дают положительный ответ и соглашаются с вопросом – утверждением, тогда они выпрямляют руку с сжатым кулаком к центру круга, при этом громко произносят фразу: "Это Я".
Кто по утрам чистит зубы?
- Кто любит делать зарядку?
-Кто из вас сидел на горшке?
- Кто не моет руки перед едой?
- Кто из вас любит ходить босиком?
- Кто из вас не любит мыться?
- Кто здесь сейчас самый счастливый?
Е) Наши мамочки хотят… видеть дружными ребят.
"Дети" - родители выполняют упражнения за ведущим, где ключевыми словами являются слова "вместе", "улыбнемся", "ты и я", "мы – друзья"
Ж) Наши мамочки хотят… видеть веселыми ребят.
"Дети" - родители танцуют вместе с ведущим веселый танец "Раз, два, три…"
7. Упражнение "Добрая ладошка"
Цель. Поиск и использование собственных ресурсов.
Ведущий просит родителей на заготовке – детской ладошке написать слова – обращения к собственному ребенку. В центре ладошки назвать (написать) его тем ласковым именем, которое используется в обращении к ребенку в семье.
8. Рефлексия
Цель. Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
Ведущий предлагает каждому участнику разукрасить воздушный шарик по своему усмотрению маркерами в соответствии с настроением, полученным в ходе занятия.
Примечание: упражнения могут варьироваться по желанию ведущего, так как у каждого педагога в копилках много игр и на внимание и на сообразительность и т.д. Главное в этом занятии, чтобы родители могли побывать и прочувствовать себя в роли «детей». Эффект от проведенного занятия превзошел все мои ожидания, так как компетентность родителей по воспитанию собственных детей поднялась на значительную планку вверх! А это для меня результат уже 2 –х летней работы в данном направлении.Литература:
- М.Кипнис.Тренинг коммуникации., М., Ось -89, 2006;
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми., Спб., Речь., 2007;
- О.Г. Прохорова. Основы психологии семьи и семейного консультирования., М., Творческий Центр., 2005
Занятие 1. . Мир детский и мир взрослый
Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
1 . Приветствие.
2. Обсуждение темы тренинга, для чего мы здесь собрались.
3. Просмотр видео-ролика (обсуждение)
Информационная часть . Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п. Вот какие особенности детского мира (в сравнении с миром взрослых) могут быть названы:
Отсутствие сложившихся взглядов;
Быстрота перевоплощения;
Эмоциональность;
Высокая изменчивость;
Необремененность бытовыми заботами;
Открытость;
Импульсивность;
Вовлеченность;
Большая слитность с внешним миром;
Жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями.
Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка. В основе любого нежелательного р поведения ребенка могут лежать следующие цели:
Требование внимания или комфорта;
Желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
Месть, возмездие;
Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.
Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение . Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
4 . Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
- «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
- «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
- «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
- «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Анализ чувств и формулирование выводов.
Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.
Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
- это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
- критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);
- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…») , которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.
В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:
- несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
- наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
- подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;
- и прочее.
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».
Вопросы к родителям:
- Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан?
- Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?
- Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
- В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
6. Упражнение «Семья».
1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).
2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни») , появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.
3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители») . Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).
4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).
5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого . Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.
Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».
7. Упражнение «Ладошки».
Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.
Чему учит нас это упражнение?
Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!
Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.
8. Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
9. Рефлексия.
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
- Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
- Какая часть вызвала особый интерес?
- Ваши предложения и пожелания на будущее?
Анкетирование «Обратная связь»
Тренинговое имя______________
- Степень включенности 012345678910
Что мешает тебе быть более включенным в занятие?
- Твои основные ошибки в ходе занятий:
По отношению к себе__________________________________________
По отношению к группе________________________________________
По отношению к ведущему_____________________________________
- Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определенный прорыв, что- то лучше понять в себе. В чем- то разобраться:____________________________________________
- Что тебе понравилось на прошедшем занятии? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.д.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Разработка плана-конспекта встречи с родителями подготовительной группы Тема: «Подготовка руки дошкольника к письму» (семинар-практикум) Выполнила: Вискова Юлия Станиславовна Учитель-логопед. 2016г.
Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. Это явный признак недостаточной развитости мышц пальцев рук. Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Успешное овладение письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей психофизиологических компонентов, являющихся необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью. Основой овладения письменно - речевой деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, чувства ритма, пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций. Актуальность
Цели и задачиУстановить партнерские отношения с родителями;Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;Познакомить родителей с основными приёмами развития мелкой моторики у детей;Формировать мотивацию ответственности за будущие успехи ребенка в школе.
Предварительная работаПапка передвижка с информацией: «Как подготовить руку дошкольника к письму в домашних условиях»;Творческие работы детей на тему «Школа»;Видеозапись-интервью детей на вопрос «Что такое школа?» Необходимое оборудованиеЭкран;Мультимедийная установка;Набор цветной бумаги для создания панно в стиле квиллинг;Образец элементов квиллинга;Выставка прописей и штриховок.
ООООсПрактикум для родителейИнтервью детейСоздание панноОбзор выставки Основная часть Значения и способы развития моторики детей
Комплекс мероприятийИгры с бусинками, крупой, пуговицами, с мелкими камешкамиШтриховкаРабота с бумагой, оригами, плетениеВырезываниеРисование, раскрашиваниеПальчиковые игры
Выводы Детский сад и родители одинаково заинтересованы в развитии и воспитании детей. И только общими усилиями мы сможем помочь ребёнку в будущей адаптации к учебному процессу в школе.
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли» В. А. Сухомлинский.
Спасибо за внимание
Приложенные файлы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»
города Котовска Тамбовской области
План-конспект занятия
совместно с родителями детьми 5-6 лет по коррекции повышенной тревожности
Дата проведения: 16 мая 2012
Педагог-психолог
Белицкая Элла Александровна
Котовск 2012
Тема занятия: «Наши волшебные руки»
Цель занятия: научить родителей с помощью методов игротерапии снимать повышенную тревожность у своих детей.
Задачи:
«Оживление» ощущений, эмоций
развитие способности к самовыражению, созданию позитивного настроения
налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений
развитие творческого воображения
^ Форма проведения: занятие-практикум
Методы и приемы:
Песочная терапия
Талассотерапия
Арттерапия (рисование ладошками)
Музыкотерапия
Материалы:
Аудиозапись спокойной расслабляющей музыки
Контейнеры с песком или большая песочница
Контейнеры с теплой водой
Пальчиковые краски
Полотенца, салфетки для вытирания рук
^
Предварительная подготовка:
проведение родительского собрания по теме «Игротерапия в домашних условиях»
Ход занятия
Психолог: - Здравствуйте. Я рада снова видеть всех вас здесь. Давайте сядем в круг, посмотрим друг на друга и улыбнемся.
^ 1. Упражнение «Передай по кругу»
Участники по очереди изображают передачу какого-либо «загадочного» неизвестного предмета по кругу, при этом необходимо каким-то образом повзаимодействовать с ним. После того как предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было. Передавать можно все что угодно: мяч, мороженое, ежа, котенка, гирю, печеную картошку.
Психолог: - Молодцы, а теперь я предлагаю вам разделиться на пары. Наши детки превратятся в замечательные машинки, а родители будут за ними ухаживать.
^ 2 .Упражнение «Машины»
Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» - родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.
^ 3. Упражнение «Рисунки на спине»
Психолог: - Сейчас мы с вами превратимся в необычных художников мы будем рисовать друг у друга на спинах.
Упражнение проводится в парах. Родители и дети рисуют по очереди на спинах друг друга.
Психолог: - Вы, конечно, заметили, что сегодня у нас в группе появились контейнеры. Давайте посмотрим, что в них.
^ 4 .Упражнение «Ласковые руки»
Необходимые материалы: контейнеры с песком или большая песочница, контейнеры с теплой водой, полотенца, салфетки для вытирания рук
Дети в парах с родителями выбирают с чем будут играть, опускают руки в выбранный контейнер.
Психолог: - Посмотрите какие замечательные ласковые руки у нас.
Родители и дети гладят руки друг друга, поливают водой, посыпают песком, водят по поверхности, здороваются за руки в контейнере. Затем пары меняются местами. (Каждая пара должна поиграть и в песке и в воде). В завершении напарники вытирают друг другу руки.
Психолог: - Правда, у нас с вами замечательные руки, они просто волшебные. Давайте мы оставим отпечатки наших рук на бумаге.
^ 5. Рисование ладошками
Необходимые материалы: пальчиковые краски, ватман, полотенца, салфетки для вытирания рук.
Каждый участник окрашивает ладошку в любой цвет или несколько цветов (можно предложить окрасить ладошки друг другу) и затем оставляет отпечаток на ватмане.
Психолог: - Я предлагаю повесить нашу картину в группе. А вы, каждый раз проходя мимо нее, будете вспоминать, какими добрыми и ласковыми могут быть ваши руки. А сейчас давайте сядем поудобнее, обнимем наших деток, закроем глаза и послушаем добрую и ласковую музыку.
6. Слушание музыки для релаксации
Необходимые материалы: аудиозапись спокойной расслабляющей музыки
7. Подведение итогов
Психолог: - Ну как, понравилось вам играть вместе? Во что бы вы хотели поиграть дома?
Заключительное обсуждение проводится на последующей встрече с родителями.
Родительский клуб «Вместе»
Тема встречи: «Мудрость родительской любви».Цель: установить контакт и доверительные отношения с родителями, сплотить группу.
Задачи: ознакомить присутствующих со стилями общения в семье; сформировать у родителей ответственное отношение к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Семья одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период своего существования. Семья, родственники – своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка – пример для подражания.
1. Упражнение-знакомство «Расшифруй свое имя».
Цель: Содействовать сплочению группы, создать доброжелательную атмосферу.
Педагог-психолог: в начале встречи мы с вами изготовим визитки для того, чтобы впоследствии нам было проще общаться.
Пусть каждый из вас напишет на визитке своем имя так, как он хочет, чтобы его называли в группе.
Затем пусть каждый из вас расшифрует свое имя (то, которое написано у вас на визитке): напишите напротив каждой буквы вашего имени, каким (или какой) вы себя представляете.
На выполнение этого задания дается 2-3 минуты, затем каждый зачитывает расшифровку своего имени.
2. Правила работы в группе.
Цель: акцентировать внимание участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
П-П: Для того, чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю их вам:
- открытость общения;
- активность;
- безоценочность суждений;
- добровольность участия;
- здесь и сейчас.
3. Беседа «Ожидания от своего ребенка»
П-П: Несомненно каждый родитель старается дать своему ребенку все самое лучшее. У каждого из нас есть определенные ожидания по поводу своих детей. Сейчас я прошу вас, не задумываясь надолго, письменно изложить то, чего вы ждете от своего ребенка в будущем. (Родители записывают свои варианты ожиданий, затем располагают записи вокруг портрета ребенка).
Чтобы все ожидания сбылись вам необходимо правильно взаимодействовать с ребенком, нужен тесный контакт, это позволит лучше понять малыша. А понять своего ребенка может только мудрый родитель, тот, который правильно общается с ним. Мудрости можно учиться, наблюдая за ребенком, вспоминая собственное детство, анализируя проблемы и конфликтные ситуации.
3. Беседа на тему: «Какой он, мудрый родитель?»
4.Упражнение «Солнышко светит на тех, кто…» .
Цель: формирование рабочего настроя, повышение настроения, развитие сплоченности коллектива.
Инструкция: «Я предлагаю встать и пожать руки тем, на кого светит солнышко. Итак, солнышко светит на тех, кто:
- формирует в детях чувство высокого самоуважения и уверенности в себе (это главное в семье в воспитании);
- поддерживает домашний климат, в котором ребенок чувствует, что он любим самым важным человеком в его жизни – мамой;
- использует контакт глаз (10 минут);
- использует физический контакт;
- использует прием активного слушания;
- читает литературу по вопросам воспитания (например, Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», Гиппенрейтер Ю. «Общаться с ребенком. Как?» и т.д.);
- иногда для ребенка становится Карлсоном, который живет на крыше; имеет друзей детства;
- считает себя счастливым.
5. Упражнение «Мне в воспитании ребенка помогает…» .
Цель: способствовать осмыслению собственных ресурсов, помогающих в воспитании ребенка.
Инструкция: «Предлагаю вам по кругу закончить фразу «Мне в воспитании ребенка помогает…».
6. Упражнение «Клубочек».
Цель: рефлексия родительских чувств по отношению е ребенку.
Инструкция: Родителям предлагается произнести имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье, при этом перекатывая клубочек друг другу. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Резюмирование: Как мы обычно хвалим ребенка? Молодец! Как красиво! Ты сегодня такой хороший! Похвала может быть подъемной – прямой, косвенной, фантастической, какой угодно, лишь бы она подняла уверенность в себе, чтобы дело, поведение, требуемое от ребенка, окрасилось для него радостью, представилось привлекательным и достижимым. Вдохновляйте любым способом. Кроме шаблонов, годится все. И, совсем замечательно, если вы, не оценивая, опишите словами то, что произошло, что вы увидели. Например: после хождения с 5-ти летним сынишкой по магазину скажите: «Я высоко ценю твою помощь в супермаркете. То, как ты ставил пакеты с молоком в корзину. Ты мне здорово помог!». Истинная любовь – это любовь ни за что и несмотря ни на что. Замена оценки на описание освобождает детей от тяжелого груза, приносит облегчение и способствует развитию. Так какие же слова ласкают душу:
Ты самый любимый (любимая)!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Я радуюсь твоим успехам! Какое счастье, что ты у нас есть! - Что значит принимать ребенка безусловно? (ответы участников) Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровым и счастливым, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
7. Упражнение «Шесть платочков».
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.
Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история:
Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок - Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши) Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого!
Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок хочется развязать в первую очередь и почему?
Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?
Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол «все пройдет».
Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза – необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития – 12 раз в день.
8. Упражнение «Телеграмма»
Цель:
рефлексия.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
Инструкция: «Составьте телеграмму тому, кто остался дома. Всего два предложения о том, где вы сейчас находитесь и зачем. (4-5 минут)
9. Упражнение «Аплодисменты по кругу»
.
Цель:
символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, невыраженных чувств и эмоций.
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся в се сильнее и сильнее».
Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.