Проект на тему камни и минералы. Презентация - Годовой проект ученика «Мой особый интерес - камни

Исследовательская работа

«Путешествие в мир камня»

Выполнила ученица

1 «б» класса

МБОУ « Полевобикшикская СОШ »

Маркиданова Диана

Научный руководитель

Павлова Г.Р.

2009г

Путешествие в мир камня

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Цель и задачи:


  1. Изучить камни, которые нас окружают.

  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).

  3. Бывают ли съедобные камни.

  4. Познакомиться с некоторыми свойствами камня; устанавливать простейшие связи, делать выводы ;

  5. Собрать коллекцию камней.

  6. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
Время проведения исследования: 2011–2012 года.

Методика проведения исследования.


  • Просмотр литературы по данной теме;

  • Экскурсии по окрестностям и за его пределами;

  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);

  • Составление описания коллекции;

  • Фотографирование интересных объектов;

  • Создание авторской презентации.
Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни , история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.


  1. Основная часть
1.1.Что такое камень?

Камень

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков , состоит окружающий нас мир неживой природы - красивые «поделочные» , драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы и полудрагоценные камни.
1.2. История возникновения камня.

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Как писал Г. X. Андерсен , роман Земли интереснее всех романов: приходится читать по слоям, кремниевым пластам различных земных периодов.

Все горные породы в зависимости от условий образования подразделяются на три группы : первичные (изверженные), вторичные (осадочные) и видоизмененные (преобразованные или метаморфические).

Горные породы формируют рельеф земной поверхности. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно, образуя на фоне природного пейзажа древнейших эпох Земли как бы „постоянные местные предметы", возникающие на экране современного радиолокатора. В те времена камень своей истории не имел, вернее имел, но она была очень однообразна. Только с появлением человека, который стал выкапывать его из земли и использовать для своих нужд, началась новая история камня. Она была связана с его добычей, обработкой, применением и в ряде случаев даже с разрушением. Камень как бы проходил этапы рождения, жизни и разрушения...

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя , свой состав , и облик. Камень в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.3. Разновидность камней.

Камень один из самых долговечных строительных материалов, надо сказать что долговечность прежде всего зависит от вида камня. Сегодня известно около 3500 видов камней, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор , гранит , туф , сланец , песчаник , и звестняк и оникс .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство.

Также очень популярна облицовка фасадов природным камнем. Во-первых, это привлекательный внешний вид, а во-вторых , это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала - относительная дороговизна.


Драгоценные и полудрагоценные камни - минералы , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекц иях , используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины , а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель . Появление большого количества синтетических камней не снизило, а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.

Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел мин ералогии , называемый гемм ология .

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, ширилось его применение и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

1.4.Камни вокруг нас.

Галит.

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Каменный уголь.

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

2.3. Сравнительный анализ минералов и горных пород.



КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

МЕЛ

ГЛИНА

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ

ГРАНИТ

По цвету

черный

белый

Коричневая,серая, голубая, черная

Белая с блеском

Разноцветный – красный, серый

По внешнему виду, свойствам

Однородный, твердый

Однородный, мягкий,рыхлый, хорошо пишет на доске

В воде становится мягкой, высыхает становится твердой

Образует кристаллы, легко разрушается, и растворятся в воде

Состоит из зерен разного вида и цвета: светлый кварц, темная слюда, цветной полевой шпат, очень твердый и крепкий

Где использ

В изготовлении пластмассовых игрушек , лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

В школе, в строительстве

В медицине, косметологии, изготовлении посуды, в строительстве

В повседневной жизни для готовки пищи

В строительстве

2.2. Выявление свойств камней.

Рассматривание камней. Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Рассматривание камней разного размера.

Вывод:

1. Поверхность у камней одинаковая или разная? Нахождение самого гладкого камня и самого шершавого на ощупь.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

2.Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней воспользуемся лупами.

Вывод

Держа камни в ладошках определяем самый тяжелый и самый легкий камень.


Вывод:

Опыт № 5: Определение температуры.

Камни холодные.

Вывод:

Опыт № 6. Плотность.

Берем в одну руку камень , в другую - губку и сильно сжимаем. Губка сжимается, а камень - нет.

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Плавучесть.

Берем банку с водой и осторожно кладем один камень в воду. Наблюдаем.

Вывод:

Заключение.

Проведя свое исследование, я установила, что:

Известно около 3500 видов минералов;

Процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;

На основе полученных мной данных можно сделать вывод , что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Список использованной литературы:


  1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО “Мир книги”, 2004.

  2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.

  3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1997.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

  5. Планета Земля. Энциклопедия. – М.: Издательский дом «РОСМЭН», 1997.

  6. Райли П., Оливер К. Земля и океаны. – ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

  7. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.

  8. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

  9. Сеть Интернет.

Цель и задачи.

Методика проведения исследования.

Актуальность исследования.


  1. Основная часть.
1.1.Что такое камень?

1.2.История возникновения камня.

1.3.Разновидность камней.

1.4.Камни вокруг нас.

2. Практическая часть.

2.1.Начало коллекции.

2.2.Выявление свойств камней.

2.3. Сравнительный анализ минералов и горных пород.

Заключение.

Список использованной литературы.

Где можно

увидеть

камни

Камни в аквариуме



Камни на земле



Камни на речке, у моря


Как человек использует камни

Доклад для защиты работы

Тема моей исследовательской работы – «Путешествие в мир камней». Я выбрала эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Какими свойствами они обладают? А бывают ли съедобные камни?

Я предполагала, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи моей работы :


  • изучить литературу о камнях;

  • выяснить, как образовались камни на Земле;

  • сколько существует различных камней;

  • установить, где можно найти камни для коллекции;

  • провести опыты с камнями для выявления свойств камней.

Использовались следующие методы исследования:

1. изучение литературы,

2. обращение к компьютеру,

3.наблюдение,

4.исследование образцов из коллекции.

^ План исследования был таким:


  1. Изучить происхождение камней, выявить свойства камней при помощи опытов и экспериментов, их применение в повседневной жизни человека.

  2. Узнать как можно пополнить коллекцию минералов.
Итак, что такое камень?

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

С чего же начинается история камня?

По мнению ученых камням столько же лет, сколько нашей планете. Камень является составной частью земли и он неотделим от Земли.

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Сегодня известно около 3500 видов камней.

Природный камень - натуральный строительный материал. Люди его используют при облицовке зданий как изнутри, так и снаружи.

Драгоценные и полудрагоценные камни обладают красивым внешним видом, они достаточно редки и дороги. Их используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекциях , используют как банковские активы.

Со многими минералами мы имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день.

Минерал № 1 - обыкновенная поваренная (каменная) соль, галит. Белого цвета. Используется в повседневной жизни для готовки пищи.

Минерал № 2. Мел. Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске.

Минерал № 3.Каменный уголь . Черного цвета, однородный, твердый.Используется в изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

Также я собрала 20 видов камней из серии журнала «Энергия камней». Вот они какие красивые, посмотрите. Теперь я вам хочу показать какими свойствами обладают эти камни .

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5. Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Определение плотности (определяем при помощи губки)

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Определение плавучести.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Проведя свое исследование, я установила, что :

Из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов камней;
- процесс образования камней происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без камней была бы значительно сложнее, мир камней не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны камни. Я буду продолжать собирать коллекцию камней.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение № 20 х. Кирова

Тематический проект

«Эти удивительные камни»

Разработала воспитатель:

Кружкова Дарья Александровна

2017 г.

Проект «Удивительный мир камней»

  1. Тип проекта: познавательный.
  2. Признак проекта: экологический.
  3. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
  4. По количеству участников: групповой.
  5. По продолжительности: краткосрочный
  6. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта:

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи:

Образовательные :

Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.

Развивающие :

Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная :

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Речевые : расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

Здоровье сберегающее обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»-«Ознакомление с миром природы».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие речи, чтение худ. литературы). «Социально-коммуникативное развитие» -(с/р игры, дидактические игры).

«Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка). «Физическое развитие».

Виды деятельности : Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: презентация, схемы, посылка с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, шероховатый.

Продуктивная деятельность:

  • Экспериментирование «Какие бывают камешки»
  • Аппликация «Гора»
  • Лепка из пластилина «Горы».
  • Рисование «Горный пейзаж»

Оборудование :

Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», пластилин, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон, пластилин. Компьютерная презентация «Эти удивительные камни».

Актуальность проекта:

Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада.

План действий:

  1. Постановка цели;
  2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
  5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

План проведения проектной деятельности

Совместная работа педагога с детьми.

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни» Е. Чуйко.

Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

Тема «Камни и их свойства»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема: «Мы – геологи»

Цели: развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Тема «Зачем человеку камни нужны».

Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

Музыка.

Цели: слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа

Аппликация «Дом мы строим из камней»

Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков »

Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

«Камни и минералы - это одно и то же?»

Цели: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

Материалы: «коллекция» камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема «Кто живёт в горах»

Цели: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Тема «Свойства полезных ископаемых»

Цели: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами. Расширять кругозор и словарный запас.

Лепка «Домик из кирпича».

Цели: вызвать интерес к созданию образа каменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания «кирпичиков». Развивать способности к формообразованию.

Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

Общеразвивающие упражнения с небольшим камешком (каждое упражнение выполняется по 4 раза)

1. И.п. - о.с., камень в правой руке. 1 - руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2 - и. п. То же повторить левой рукой.

2. И.п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.

3. И.п. - о.с. руки в стороны. 1 - повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2 - и.п. 3-4 -то же повторить вправо.

4. И.п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2 - и.п. То же повторить под правой ногой.

5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4 - и. п.

6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.

7. И.п. - стоя, камень в правой руке. 1 - переложить камень в левую руку за спиной, 2 - и. п. То же повторить с правой рукой.

8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1 - наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2 - и. п. То же повторить под левым коленом.

9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и.п. То же повторить под левым коленом.

10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.

Декоративное рисование «Дом, милый дом»

Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

Просмотр мультфильмов

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»

Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»

Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд"

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни»

Провели викторину «Что мы знаем о камнях»

Выставка «Изделия из камня»

Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Ход НОД «Эти удивительные камни»

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу. (Открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?

Давайте посмотрим, какие камни в посылке.

Дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом

Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

Белый камушек растаял

На доске следы оставил (Мел)

Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

Давайте посмотрим какой он по твердости. Таня, подойди, попробуй провести по нему гвоздем.

Что с ним случилось?

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность). а если его потереть – (распадается на крупинки) и бросить в воду - (вода мутнеет)

Что можно сказать о меле? (Ответы детей: мягкий, тонет в воде)

Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

А вот ещё загадка о камне:

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки - это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

Расскажите какой уголь?

(Ответы детей: чёрный, блестящий)

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?

(он хорошо горит и даёт много тепла, энергии)

Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)

Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).

(гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные)

Для чего нужны камни? (ответы детей)

Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).

Итак, содержимое посылки мы рассмотрели, а здесь ещё есть карточка. Что на ней нарисовано. Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (дети называют правила поведения: не шуметь, ничего не пробовать на вкус,

Я приглашаю вас в лабораторию, но прежде разделимся на команды. (Деление на команды, выборы командира)

Сегодня вы исследуете свойства камней. Командиры подойдут за заданием. (выдаётся схема, которая подскажет, какой эксперимент проводит команда). Затем каждая команда рассказывает, какой эксперимент проводили и что узнали о камне.

Задания:

1. Рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. 2. Найдите и покажите самый большой и маленький.

3. Потрогайте камни на ощупь. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый.

4. Возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки).

5. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином. Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий.

6. Проверим камень на твердость. Поцарапайте камень ногтем. Попробуйте поцарапать камень монетой. Что можно сказать о камне, какой он?

7. Возьмите камешек и опустите его в воду. Камень тонет?

8. Могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?

Игра «Каменный оркестр»

Воспитатель: -У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.

Презентация «В мире камня».

Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?

Приглашаю детям встать вокруг стола.

Продуктивная деятельность

Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.

Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.

Дети встают в круги передавая камушек отвечают на вопросы.

Где вы сегодня побывали (в лаборатории, что делали (проводили опыты с камнями). Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «не просто камень» ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 2 «В» КЛАССА НАДЮКОВ МАРК Руководитель Кравцова М.А.

Цели исследовательской работы: Цель: узнать, откуда берутся камни Задачи: для чего нужны камни? применение их в нашей жизни; узнать классификацию камней. .

Что такое камень? Всегда ли мы смотрим внимательно под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы - камень! Камень – это разнообразные минералы и горные породы.

Откуда берутся камни? Мир камней очень разнообразен и многолик. Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль. Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ГРАНИТ ПЕСОК, ГЛИНА, ЩЕБЕНЬ МРАМОР, БАЗАЛЬТ НЕФТЬ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ТОРФ,ИЗВЕСТНЯК, МЕЛ КВАРЦ ПЕМЗА ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, СЕРА ГНЕЙС

КЛАССИФИКАЦИЯ МИНЕРАЛОВ

Применение камней в нашей жизни Базальт на Красной площади Камни с древнейших времен играют огромную роль в жизни людей. Наши предки почти все делали из камня: орудия труда и охоты, предметы быта. Одни камни люди используют в строительстве (дома, стены метро, памятники), другие делают украшения (кольца, браслеты, украшение интерьера) и.т.д. Фильм

Для чего нужны минералы? Минералы - это природные вещества. С древнейших времен людей притягивали минералы, их чарующая красота и таинственная сила. Разнообразие форм и цветов, великолепие оттенков, созданных природой, завораживает.

Солевая комната Известна польза солевых комнат и для становления иммунитета. Вдыхание воздуха, насыщенного парами соли, активизирует защитные силы организма и придает сил для борьбы с опасными вирусами и бактериями.

Украшения из Драгоценных камней Для современного человека драгоценные камни – это не только предметы роскоши и отличный способ вложения капитала. Они - источник вдохновения для поэтов и украшение для женщин, предмет исследования для ученых и рабочий материал для ювелиров. Люди верят в магическую силу, которую таят в себе минералы. Ученые знают, как много нераскрытых наукой тайн скрыто в толщах горных пород и в глубинах земной коры. Для одних минералы – источник исцеления и внутренней силы, для других – предмет любования и восхищения. Но равнодушными они не оставляют никого

Для чего нужны горные породы? Горные породы – это природные соединения минералов. Графит. Из него делают стержень для карандашей. Из глины изготавливают черепицу, глиняную посуду, кирпичи, трубы, фаянс, фарфор, и многое другое. Широко применяют глину в медицине и косметике.

Алмаз Алмазы - тоже горная порода, которая возникает в следствии трансформации графита под действием ОЧЕНЬ высокого давления и температуры. Алмаз - самый прочный минерал, из которого делаются ножи для резания стекла.

Уголь и гранит УГОЛЬ используется в большинстве ТЭС (тепловых электрических станций) . Гранит, мрамор используются в строительстве

С целью изучения разных видов камней я посетил – один из наиболее известных музеев мира и крупнейший в России. В этом музее собраны более 135 тысяч экспонатов камней со всего мира.

Минералогический музей имени Ферсмана

Минералогический музей имени Ферсмана

Янтарь и топаз

МОЯ коллекция камней Для своей коллекции интересные камни я собираю везде, где гуляю: где-нибудь во дворе, на проселочной дороге, на берегу реки, озера, по дороге в гости, магазин.

Моя мини коллекция

КАЖДЫЙ КАМЕНЬ ПО-СВОЕМУ КРАСИВ, КАЖДЫЙ ИНТЕРЕСЕН.


Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Выполнила: Солодовник Ксения

ученица 4 «Б» класса

Руководитель:

Романчикова Ольга Михайловна


Цель исследования : изучить свойства минералов и их применение

Задачи :

  • изучить литературу о минералах;
  • выяснить, как образовались минералы на Земле;
  • сколько существует различных минералов;
  • узнать, как используют минералы;
  • изучить свойства минералов своей коллекции;
  • познакомить окружающих с моим увлечением и интересными образцами из моей коллекции
  • расширить свои знания и представления в области изучения природы и её законов
  • сделать первый шаг в изучении минералогии с привлечением знаний таких наук, как физика, химия, биология, экология

Актуальность изучения минералов обусловлена их уникальными свойствами, необходимостью привлечь интерес окружающих к минералогии, так как мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок.

Гипотеза.

Минералы широко применяются в деятельности человека.


Методы исследования :

  • изучение литературы,
  • использование интернет - ресурсов,
  • опрос,
  • наблюдение,
  • исследование образцов из собственной коллекции
  • классификация минералов

Многообразие минералов

  • Сам термин " минерал ", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
  • Минерал (фр. minéral , от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов.

Сегодня известно около

4000 видов минералов,

однако только несколько десятков

распространены на поверхности Земли.


Изучение минералов

  • Наука, изучающая минералы, называется минералогия. Она изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов.
  • Минералогия - одна из древнейших наук.
  • Первые описания минералов появились у древних греков. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В минералогии активно используются достижения физики, химии и других наук.
  • Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и

процессах формирования планет.


Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами.

Такие природные соединения минералов называют горными породами.

По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические,

осадочные

метаморфические.


Основные формы выделения минералов в природе

Друзы

Конкреции

Агрегаты

Натёки

Дендриты

Жеоды


Внешний вид минералов необычайно различен

Пирит

Пустынная роза

Ставролит

Глендонит


Моя коллекция

Коллекционируя минералы, полезно знать их основные физические, химические и кристаллические свойства.

Каждый минерал отличается характерным набором этих признаков, помогающих в его определении.

Проще всего описать физические свойства минерала, определять которые позволяют наши органы чувств. Например, оптические свойства, такие как цвет и блеск, определяются на глаз.


Важнейшие свойства минералов

Эти свойства минералов легко

определяются в полевых условиях.


  • СИНГОНИЯ - классификация кристаллографических групп симметрии, кристаллов и кристаллических решёток
  • КЛАСС -разделение минералов по общим чертам
  • ИЗЛОМ - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала.
  • БЛЕСК - оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал.
  • ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
  • ТВЕРДОСТЬ. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.

  • Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости. Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом

Шкала́ Мо́оса

Помимо шкалы Мооса есть и другие методы определения твёрдости, но различные шкалы твёрдости нельзя однозначно соотнести друг с другом. Практикой приняты несколько более точных систем измерения твёрдости материалов, ни одна из которых не покрывает весь спектр шкалы Мооса.


Исследование свойств минералов


Каталог минералов

п/п

Внешний вид

Название

Горный хрусталь

Семейство

целестин

кварцевые

Формула

Оливин

сульфаты

Класс

Sio 2

SrSO 4

Сингония

окислы

Селенит

сульфаты

(Mq.Fe) 2 SiO 4

Цвет

гипс

тригональная

халькопирит

Твердость

силикаты

CaSO 4 .2H 2 O

ромбическая

прозрачный

сульфаты

SuFeS 2

ромбическая

От бесцветного до синего и зеленого

Излом

раковистый

сульфиды

моноклинная

зеленый

Блеск

раковистый

тетрагональная

От прозрачного до желтоватого

Цвет черты

стеклянный

раковистый

От темно желтого до зеленого и фиолетового

Стеклянный и перламутровый

белый

Использование

Не ровный

Украшение, оптика, радиотехника

Добыча

стеклянный

белый

раковистый

Стеклянный, шелковистый

Япония, Бразилия, Индия, США, Венгрия

при фейерверках

Белый

белый

Испания, Тунис, Турция, Россия

украшения

металлический

Черный с зеленоватым оттенком

украшения

Египет, Пакистан, Россия

Мексика, Италия, США, Испания, Греция

Источник меди

Чили, Испания, ЮАР, США


Минералы вокруг нас

  • Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который

геологи называют галит.

  • В природных подземных

месторождениях она залегает в виде

камня. Очень красивы кристаллы

каменной соли.


  • Добыча драгоценных камней в России началась в середине XVII века: сначала были открыты малахитовые кладовые, затем были обнаружены запасы аметиста, берилла, топаза, многих поделочных камней (агата, сердолика, яшмы).
  • Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные. Например, аналогов уральскому малахиту как не было, так и нет - хоть прилавки магазинов заполнены африканскими и азиатскими малахитовыми украшениями, по качеству и красоте они не идут ни в какое сравнение с уральскими камнями. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.


Охрана минералов

Для охраны недр Южного Урала

в 1920 году создан Ильменский минералогический заповедник.

Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 - впервые в мире

Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира.


  • Аметист Свердловская, Магаданская, Карагандинская области, Карелия, Ангаро-Илимский железорудный р-н, Кольский п-ов, Саха, Республика Коми.
  • Гелиодор и аквамарин Читинская, Талдыкургансая, Свердловская области, Казахстан, Иркутская область.
  • Изумруд Свердловская область "Изумрудные Копи".
  • Гранат Закарпатье, Карелия, Свердловская, Камчатская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Якутия, Западное Забайкалье, Красноярский край.
  • Уваровит Пермская область, Приморский край, Якутия.
  • Цаворит Приморский край, Якутия.
  • Жадеит Красноярский край, Республика Коми, Северный Кавказ, Корякское нагорье.
  • Рубин Челябинская, Свердловская области.
  • Лазурит Иркутская область.
  • Нефрит Урал, Бурятия, Республика Тыва.
  • Родонит Якутия, Свердловская область, Башкирия, Бурятия, Хабаровский край, Иркутская область.
  • Турмалин Иркутская и Свердловская область.
  • Хризоберилл Свердловская область, Карелия.
  • Хризолит Таймырский округ, Кольский п-ов.
  • Хромдиопсид и чароит Якутия.


  • На территории области разведаны месторождения неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности. Полезные ископаемые Пензенской области представлены: сырье для производства строительных материалов.
  • Геологическая коллекция Пензенского краеведческого музея насчитывает 2058 единиц хранения. Основу ее составляют поступления из коллекций музеев Горного института Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Ученой архивной комиссии Пензенской губернии, Академии Наук. Большой вклад в формировании коллекции оказали сотрудники Пензенского краеведческого музея А.А. Штукенберг, Е.М. Пульхритудова, А.Н. Магницкий, И.И. Спрыгин. Формирование и описание ее приходится на начало ХХ века. Коллекция собрана на территории Сурского края, России и зарубежья. Она имеет большое научное и практическое значение. К ней обращаются преподаватели, студенты, школьники. В настоящее время сотрудники отдела природы проводят научное описание геологической коллекции, отвечающее требованиям современности.

Использование минералов и горных пород человеком

Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.

Применение минералов

Где применяются?

Химия и пиротехника

Примеры минералов

В качестве удобрений

Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит

Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит

Флюорит, диоптаз, кварц

Изделия из фарфора керамики и стекла

Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.

В ювелирном деле и как поделочные

Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.

В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов

Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор

В строительстве

В медицине и фармацевтике

Кальцит, доломит, гипс

Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс

В металлургии

Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит

В ядерной промышленности

Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.

Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)

Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит,борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит,аксинит, геденбергит, авгит


  • Минералы, камни камушки… они достаточно серьёзно могут влиять как на человека, носящего его, так и вне его, как помогая при правильно подобранном камне, так и мешая - при ошибочном. Существуют наборы камней, в которых скрыты огромные силы, используемые в магии как на пользу человека (исцеление, удача), так и во вред. Красивые ювелирные безделушки могут оказаться как ангелом хранителем, так и демоном убийцей для своего хозяина или хозяйки.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ

«ШАХ»

Один из известных

исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 - Джахану-Шаху, в 1824 - шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии.


Алмазный фонд России - это уникальное собрание произведений ювелирного искусства ХVIII - ХХ веков. В коллекции Алмазного фонда представлены также образцы редких драгоценных камней, самородки драгоценных металлов. Начало коллекции, которой обладает сегодня Алмазный фонд Кремля, положил Петр Первый.


Заключение

Проведя свое исследование, я установила, что:

  • из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 4000 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • каждый минерал имеет свои свойства;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • на Урале можно найти практически все известные минералы;
  • широкое приенение минералов мжет привести к истощению запасов
  • искать минералы для коллекции можно везде

  • На основе моего исследования можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
  • Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я продолжу собирать коллекцию минералов, чтобы глубже постигать их тайны, ведь меня ещё ждут открытия, когда буду изучать химию, физику, географию …

  • Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. «Земля. Полная энциклопедия». Москва, «Эксмо», 2007 г.
  • Гураль С. «Драгоценные камни». Москва, «Эксмо», 2010 г.
  • «Камни мира: самые красивые и знаменитые». Москва, «Аванта.Астрель.», 2007 г.
  • Фарндон Джон «Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы». Москва, «Эксмо», 2009 г.
  • Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Тт. 1,2. Москва, «Терра-книжный клуб». 2003 г.
  • Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Ленинград, «Молодая гвардия», 1935 г.