Методическая разработка по развитию речи на тему. Методическая разработка по развитию речи.docx - Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи "Фрукты и ягоды"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребенка – детский сад №73»

Методические разработки

по речевому развитию

Подготовила: воспитатель группы

компенсирующей

Направленности с ТНР

Н.И.Якушкина

Саранск

2016

«В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.

Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»

Ф.А.Сохин.

Введение

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон развития речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально - смысловому типу описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его речевом развитии.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, не достаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;
  • употребление нелитературных слов и выражений;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. п.;
  • плохая дикция.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывая о различных событиях из окружающей жизни.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, я использую следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, технология ТРИЗ, ИКТ.

С этой целью я в течение многих лет работаю над темой «Современные педагогические технологии на занятиях по речевому развитию». Изучив ряд программ по речевому развитию, и используя методическую литературу, я разработала разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме.

Данные методические разработки могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях как в группах общеразвивающей так и в группах компенсирующей направленностей.

Педагогический проект

по речевому развитию

«РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»

Цель

Составление описательных рассказов о животных с использованием мнемотаблицы.

Задачи

  • Учить детей составлять небольшой рассказ о животных с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания.
  • Учить подбирать наиболее точные определения при описании предметов с опорой на схему.
  • Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
  • Учить точно, лаконично, образно описывать животных.
  • Учить составлять рассказ о животных, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
  • Учить подбирать к предмету слова - эпитеты, характеризующие предмет
  • Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап - основной

3 этап – итоговый

Сбор и обработка практических, методических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Результаты

При условии реализации данного проекта можно предположить следующий результат:

1. Создание в группе необходимых условий для помощи детям:

создание Уголка книги;

подборка книг о животных;

изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных;

оформление выставок рисунков детей к рассказам и сказкам о животных.

2. Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи.

Оценка

заинтересованности детей , их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми;

заинтересованности и участии родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, участие в конкурсах;

Оборудование и материалы

Мнемотаблицы;

Книги;

Картины и иллюстрации к произведениям;

Картотека стихов, загадок, пословиц;

Настольно - печатные игры;

Атрибуты для театрализации сказок о животных.

№ п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

1 этап - подготовительный

Анкетирование родителей

Выявить читают ли родители книги о животных.

Воспитатели

Составление картотек загадок,

поговорок

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Воспитатели

Подбор народных пословиц.

Обогащать и усовершенствовать речь ребёнка.

Воспитатели

Подбор стихов

Стимулировать речевое развитие ребёнка. Обогащение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.

Воспитатели

Подбор рассказов, сказок о животных.

Развивать интерес у детей к миру животных.

Воспитатели

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку группы книгами о животных. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Родители,

воспитатели

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала

Создать условия по реализации проекта.

Воспитатели

Изготовление атрибутов для театрализации сказок о животных

Придумывание атрибутов к сказкам. Развивать творческую активность детей.

Воспитатели, родители, дети

2 этап – основной

Рассматривание иллюстраций, книг

Развивать интерес к животным.

Воспитатели

Чтение сказок, рассказов о животных

Пробуждать и поддерживать интерес книгам о животных, к художественному слову.

Воспитатели

Драматизация сказок

Воспитывать выразительность речи, обыгрывать несложный сюжет из знакомой сказки.

Воспитатели

Рисование героев из сказок, рассказов

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к героям сказок.

Воспитатели

Пальчиковые игры

Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Воспитатели

Беседы по содержанию сказки или рассказа

Воспитывать умение отбирать в рассказе или сказке интересные факты и события, подбирая наиболее точные описания животных.

Воспитатели

Составление описательных рассказов, с опорой на мнемотаблицу

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя мнемотаблицу.

Воспитатели

3 этап - заключительный

Диагностика детей

Выявить компетенции детей (знания и умения) детей.

Воспитатели

Педагогический проект

по познавательному развитию

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель

1.Формирование познавательного интереса у детей к окружающему миру.

2.Воспитание любви к родной природе.

Задачи

  • познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
  • формировать связную речь;
  • обогатить словарный запас и развивать грамматический строй речи;
  • научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
  • воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта, создание условий необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – итоговый

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение составленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Результаты

  • Тематические выставки детских работ: «Осень золотая», «Волшебница – зима», «Весна – Красна», «Ах! Лето».
  • Презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей».

Оценка

эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги;

заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед.

заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий.

активизация деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы

Книги

Картины и иллюстрации по теме «Времена года»

Настольно – печатные игры

Видео – и аудиозаписи

Фотоаппарат

Материалы для продуктивной изобразительной деятельности

Компьютер

Планирование и организация деятельности

п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

1 этап - подготовительный

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители книги о природе. Что предпочитают слушать дети.

Воспитатели

Составление картотек загадок, стихов по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

Обогащать и усовершенствовать речь детей.

Воспитатели

Подбор библиотеки

Развивать интерес к книгам о природе.

Родители, воспитатели

Оформление Уголка «Времена года. Животные наших лесов»

Формировать у детей познавательный интерес. Развиваем словарь детей по лексическим темам.

Воспитатели

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций к произведениям для занятий

Создать условия для образного восприятия произведений художественной литературы.

Воспитатели, родители

2 этап – основной

Беседа о времени года

Учить детей самостоятельно находить характерные признаки времени года; уточнить представлении детей об изменениях, происходящих в жизни растений, животных, птиц.

Воспитатели

Рассматривание иллюстраций художников И. Шишкина, И.Левитана, И.Грабаря, К. Юона, К.Коровина

Развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусств. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту природы.

Воспитатели

Экскурсия по улицам города, в сквер

Научить детей видеть красоту и мощь природы в разное время года. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, Звуков окружающей их природы.

Воспитатели

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет, пословиц. Заучивание стихов о времени года.

Развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.

Воспитатели

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинки»

Формировать у детей смекалку, сообразительность. Закрепить основные приметы времен года.

Воспитатели

Составление описательных рассказов

Учить детей составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы.

Воспитатели

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, с опорой на схему.

Воспитатели

Посещение выставки в картинной галерее города Саранска

Познакомить детей с картинами местных художников. Воспитывать любовь к природе родного края.

Воспитатели

Занятия по художественному творчеству

Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже. Развивать творчество, воображение, чувство композиции.

Воспитатели

Проведение музыкальных развлечений

Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе. Создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый. Формировать эстетический вкус у детей, приобщать их к миру прекрасного.

Воспитатели, музыкальный руководитель

3этап-заключительный

Презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей»

Воспитатели

Анализ результативности

Воспитатели

Конспект НОД

по речевому развитию

Тема: «Осень»

Образовательная область : коммуникативное развитие.

Тема: «Осень»

Цель:

Развивать связную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщить и систематизировать знание детей об осени.

2.Активизировать словарь детей по данной теме.

3.Уметь подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе; слова – действия.

4.Упражнять в составлении описательных рассказов по картинно - графическому плану.

Коррекционно - развивающие:

1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление, общую моторику.

Воспитательные.

1.Воспитываить интерес к живой и неживой природе.

1. Словесные (беседа, вопросы, д /и «Что мы делали на огороде?»).

2. Наглядные (демонстрация картинно-графического плана, рассматривание картинок).

3. Практические (д /и «Собери картинку»).

Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Картинки–символы по теме «Времена года», «Овощи»; предметные картинки по теме «Овощи»; набор разрезных картинок по темам «Фрукты», «Овощи».

Предварительная работа:

1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года « Осень».

2.Беседы по теме « Осень».

3. Чтение стихов: И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Осень», «Скучная картина», А.Пушкин «Осень», Е.Трутнева «Осень»,; рассказов про осень.

Дети стоят в кругу на коврике.

Воспитатель читает стихотворение

Листья с деревьев в лесу осыпаются,

Дождик уныло по крышам стучит,

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко глядит.

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? (Ответы детей).

  • Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).
  • Ребята, а осень в сентябре какая? (Ответы детей).
  • А в октябре? (Ответы детей).
  • Как мы называем осень в ноябре? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Садитесь. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем говорить об осени. Чтобы вам легче было вспомнить признаки осени, я приготовила картинки - символы. Посмотрите на них.

(Воспитатель вывешивает схему « Времена года»)

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Что вы можете сказать о продолжительности дня? (Ответы детей).

  • Что вы можете сказать про солнце осенью? (Ответы детей).
  • А какое небо осенью? (Ответы детей).
  • А какие изменения происходят на земле? (Ответы детей).
  • Что происходит осенью с деревьями? (Ответы детей).
  • А листья что делают? (Ответы детей).
  • Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Ответы детей).
  • Что делают животные? (Ответы детей).
  • Что делают осенью птицы? (Ответы детей).
  • Как называют этих птиц? (Ответы детей).
  • Осенью люди, какую одежду носят? (Ответы детей).
  • А в какие игры можно играть осенью? (Ответы детей).
  • Ребята, люди, что делают осенью? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пойдем в огород и соберем урожай.

Ф/м «Огород»

Мы картошку накопали.

С грядки огурцы сорвали,

Выдернули морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли .

Воспитатель: Вот какой урожай собрали. Молодцы!

Хорошо мы потрудились. На свои места возвратились.

(Дети садятся)

А сейчас у нас игра.

Д/и« Что мы делали на огороде?»

Воспитатель: картошка – копаем

  • помидор – срываем
  • огурцы – срываем
  • морковь – выдергиваем
  • капуста – срезаем
  • лук – выдергиваем
  • баклажан - срываем

Воспитатель: Ребята, я тоже собрала хороший урожай. Но на моей грядке выросли загадки. И я хочу, чтобы вы их разгадали. А поможет нам в этом моя схема.

(Воспитатель вывешивает схему « Овощи»)

Воспитатель вызывает детей, и они описывают овощи.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Ребята, а у нас снова игра, которая называется «Собери картинку» и посмотрим, что у вас получится.

(Дети собирают разрезные картинки)

Воспитатель: Какие у вас разные картинки получились. А теперь составьте полное предложение, чтобы все поняли, какие картинки у вас получились.

(Дети составляют предложения по картинкам, которые собрали.)

Молодцы!

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить стихотворение А. Плещеева «Осень». Кто начнет ?

(Дети читают стихотворение по желанию).

Воспитатель: Ребята, о какой осени автор рассказывает в этом стихотворении?

(Ответы детей).

Воспитатель: А за окном тоже осень. Но жаль, осень уже уходит. Вот так мы её проводили, вспомнив о ней, все, что знали.

На этом наше занятие подошло к концу.

(Дети выходят на ковер).

Конспект НОД

по познавательному развитию

в группе компенсирующей направленности с ТНР

Тема: «Путешествие по морским глубинам»

Образовательная область : познавательное развитие.

Тема: «Путешествие по морским глубинам»

Цель:

Развивать представление детей об обитателях подводного мира.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить и уточнить знания детей о растительном и животном мире рек, морей, океанов, используя метод наглядного моделирования и ТРИЗ.

2.Способствовать усвоению системы экологических знаний и овладению новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.

3.Активизировать словарь детей.

4.Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе.

Развивающие:

1.Развивать способность через музыку, через рисунки выражать свои чувства.

2.Развивать мышление, логику, внимание, творческое воображение.

Воспитательные.

1.Воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить ее красоту.

2.Повышать интерес к познанию.

Методы и приемы педагогической деятельности:

1.Словесные (беседа, вопросы, д/и «Хорошо-плохо», «Кто, где живет»).

2.Наглядные (демонстрация поведения дельфина, рассматривание знаков).

3.Практические (путешествие по карте-путеводителю, рисование изображений морских животных ладошкой).

Используемые формы организации познавательной деятельности детей : групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

глобус; модели – круги синего и голубого цветов; модели обитателей морей и океана; д/и «Напоминающие знаки»; 2 фигурки дельфина (грустного и веселого); карта-путеводитель; сундучок с рисунками морских животных; тарелочки с гуашью разного цвета; набор влажных салфеток; кисточки; трафареты морских животных; запись с музыкой.

Предварительная работа:

1.Рассматривание: глобуса, иллюстраций с изображением морских животных.

Цель:

  • познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.
  • Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе.
  • Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.
  • Учить отгадывать загадки, развивать мышление.
  • Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить) .

Оборудование: фотоаппарат, бинокль, мел.

Предварительная работа:

  • Просмотр презентации «Обитатели водоема» ;
  • беседа о правилах движения по улицам поселка;
  • чтение сказки «Лягушка-путешественница» .

Ход экскурсии.

Воспитатель. Загадаю я вам вот такую загадку

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним

Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется?

Дети. Пруд.

Какие молодцы вы у меня, а раз вы такие молодцы предлагаю вам сходить к пруду, для начала вспомним правила поведения около воды:

  • У воды не шуметь
  • Не брать в руки жуков, лягушек
  • Не рвать растения
  • У воды не толкаться
  • Не подходить близко к воде.

Пока идем по дороге каждый делиться своими воспоминаниями о походе на пруд с родителями.

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

(Отправляемся на экскурсию. Рассматриваем с берега осенние изменения в природе.)

Картины далекого детства
Порой предо мною встают…
И вижу опять я знакомый,
Весь в белых кувшинчиках пруд.

Вокруг него темная чаща,
Где сотни звучат голосов;
И узкая вьется тропинка
К нему между цепких кустов…

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернет
Всю ватагу поведет.

Дети. Утка с утятами.

Воспитатель. Молодцы! Следующая загадка:

В воде купался

Сухим остался.

Дети. Гусь.

Воспитатель. Молодцы!

Стоит над водой

Трясет бородой.

Дети. Камыш

Воспитатель.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Дети. Рыбка

Воспитатель.

Летом в пруду и в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка-

Это, конечно, …

Дети. Лягушка

Воспитатель. Возле пруда и в пруду живут животные, рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни, что не могут жить без воды и друг без друга. Рыбы питаются червями, водорослями. Чайки, утки, гуси ловят рыб. Лягушки поедают комаров, слизней. Они также не могут находиться на прямых солнечных лучах, предпочитают тень от кустов и деревьев. В природе все взаимосвязано. Если погубить всех комаров, погибнут лягушки. Если вырубить все деревья и кусты - высохнет пруд. Поэтому нельзя убивать лягушек, вылавливать всю рыбу в пруду и отстреливать уток и гусей.

А какие растения растут в пруду и вокруг него?

Дети. Камыш, осока, на воде бывают летом кувшинки, ряска, водоросли.

Воспитатель. Сейчас осень. Какие изменения произошли по сравнению с летом на пруду. Растения засохли, ветер срывает последние листья с ветвей деревьев и с кустов. На воде появился тоненький ледок. Все засыпает до весны. В пруду осенью рыбки уходят вглубь в водоросли, лягушки давно не скачут, они то же спрятались в траве, под кустами. Гуси улетели в теплые страны

Лето прошло, но после отдыха людей возле пруда всюду валяются пластиковые бутылки, мусор, пакеты.

Дети, как вы думаете, хорошо ли будет на следующий год здесь отдыхать взрослым и детям, птицам, животным, рыбам в воде?

Как нужно себя вести на природе, когда вы отдыхаете? (Выслушиваю ответы детей) .

Правила поведения в природе.

  1. Нельзя шуметь, кричать находясь в природе.
  2. Разбрасывать мусор.
  3. Жечь костры.
  4. Ловить животных, птиц. Разорять гнезда.
  5. Близко подходить к воде.
  6. Рвать растения.

Воспитатель. А сейчас мы пойдем в детский сад. Посмотрите вокруг, подумайте, что вы нарисуете на память о нашей экскурсии. (Выслушиваю ответы детей) . Что вы сегодня узнали нового на экскурсии?

Кому понравилась наша экскурсия – похлопайте в ладоши, кому не понравилась – потопайте ногами.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, затем дополнение.

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. В программе «От рождения до школы» такими задачами являются:

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.

3. Формирование словаря.

4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха..

5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи

Исходя из этих задач, основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста являются:

Расширение словарного запаса детей.

Развитие звуковой культуры речи.

Развитие фонематического слуха.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи (монологической и диалогической).

Анализ психолого-педагогической и методической литературы литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos поучительный) – « специально созданная игра , выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями» .

Применительно к образовательной деятельности в ДОО, как отмечает В.Н. Аванесова , дидактические игры – это «игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети»

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы .

Как форма обучения детей дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.

Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую. « Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели» . В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. «Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры»

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровые действия и правила

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровое действие – это, по определению Д.Б. Эльконина, « проявление активности детей в игровых целях». В.Н. Аванесова пишет: « Если проанализировать игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения»

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими.

Важно то, что между игровыми задачами, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровые задачи определяют характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры – обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

А.К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: 1) игры с предметами (игрушками), 2) настольно-печатные и 3) словесные игры.

Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы). Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные дидактические игры п остроены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи и высказывают свое мнение: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия и т.д. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).

Дидактические игры развивают речь детей 3-4 лет по всем направлениям: обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение и умение выражать свои мысли, развивают фонематический слух, связную речь.

Проведение дидактических игр по развитию речи младших дошкольников в включает:

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться детьми в их самостоятельной игровой деятельности.

Дидактические игры необходимо использовать целенаправленно и систематически. В своей педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую комплекс таких игр, в состав которого включены:

Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные), их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей различны: правильно назвать предметы, диких и домашних животных и их детенышей, которые воспитатель показывает на картинках или описывает словами.

Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.

Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.

Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух наличие того или иного звука в слове, правильно воспроизвести его в своей речи, менять силу голова, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).

Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.

Игровые действия – образовать нужную грамматическую форму слова при назывании предметов, их свойств, действий по картинкам или предметам (игрушкам), которые показывает воспитатель. Отбор картинок, предметов и игрушек, нужно производить таким образом, чтобы ребенок мог по ним составить разные словосочетания (чтобы были разные типы окончаний (единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными разного рода (мужского, женского и среднего, единственного и множественного числа); употребление предлогов (что на, около, под, перед елкой?). В оспитателю рекомендуется выделяет голосом окончания существительных и прилагательных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных и прилагательных в разных падежах, родах и числах.

Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т.п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека), рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы

Таким образом, использование дидактических игр для речевого развития младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. При проведении дидактических игр на развитие речи младших дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.

Мониторинг по речевому развитию показал положительную динамику в развитии всех сторон речи детей 3-4 лет (произносительной, лексической, грамматической, связной речи). Это свидетельство того, что дидактические игры положительно влияют на развитие речи детей.

Занятие на осеннюю тему в детском саду. Подготовительная группа



Пояснительная записка: данная методическая разработка предназначена для детей в подготовительной к школе группе, детей с нарушениями слуха. Будет интересна воспитателям, работающим в коррекционных учреждениях, а также воспитателям, работающим в общеобразовательных ДОУ, и родителям.
Предварительная работа. Чтобы провести такое занятие необходимо, чтобы неслышащие дети могли читать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы, задавать их самостоятельно. Провести занятия по темам: семья, овощи, фрукты, ягоды, домашние животные и птицы, город и село. Так же должны знать времена года, признаки времен года и месяцы.

Цель: составление рассказа по закрытой картине с помощью вопросов.

Задачи:
Обучающие: - способствовать формированию умения детей задавать вопросы самостоятельно;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы о временных представлениях, о погоде;
- учить составлять с помощью табличек рассказ по картине; читать текст, проговаривать фразы, понимать смысл прочитанного, соотносить с изображением;
Коррекционно-развивающие: - расширять словарный запас детей; развивать речевую активность;
- развивать память на основе повторений;
- развивать мышление на основе ответов на вопросы, умении задавать их самостоятельно;
- развивать познавательный интерес и любознательность детей;
- развивать общую моторику с помощью динамической паузы;
Воспитательные: - воспитывать интерес к занятиям;

Методы обучения: игра, беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, применение технических средств обучения.

Оборудование: таблички, картина, презентация для динамической паузы.

Примерный словарь: будем заниматься, будем отвечать на вопросы, осень, сентябрь, солнце светит, задай вопрос, будем читать рассказ.

Интегрируемые ОО: познание, развитие речи, социально-коммуникативная, физическое развитие.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра: «Ответь верно».
3. Игра: «Задай вопрос»
Составление рассказа по вопросам детей и чтение всего текста.
4. Динамическая пауза.
Движения под презентацию «Солнышко».
5. Игра: «Прочитай и покажи».
Индивидуальное чтение предложений детьми у доски и показ по картине.
6. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети стоят около стульчиков.
Учитель: Наденьте наушники и микрофоны, потом включите.
(дети надевают и включают наушники)
Слушайте. (за экраном учитель проговаривает четверостишие)

Осень, осень, листопад.
Листья жёлтые летят.
Тут летят, там летят,
Под ногой шуршат, шуршат.

Что услышали? (дети повторяют стихотворение)
Слушайте вопрос. (вопрос звучит за экраном) Что будем делать?
Дети: Будем заниматься. (сначала отвечают по одному, затем хором проговаривают сопряжено с учителем)
Учитель: Сядьте красиво. (дети садятся на свои места)

2. Игра: «Ответь верно».

Учитель: Будем отвечать на вопросы.
Какое время года сейчас?
Дети: Сейчас осень.
Учитель: Какой месяц сейчас?
Дети: Сейчас сентябрь.
Учитель: Какая погода сегодня?
Дети: Солнце светит. Небо голубое. Прохладно. Дует ветер.
Учитель: Назови осенние месяцы.
Дети: (отвечают сначала по одному, затем проговариваем вместе)
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель: Назови зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Учитель: Назови весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Учитель: Назови летние месяцы.
Дети: Июнь, июль, август.
Учитель: Верно. Молодцы.

3. Игра: «Задай вопрос»

Учитель: (показываю на доску, где закрытая картина)
Что там?
Дети: Там картина?
Учитель: Хотите узнать, что на картине?
Дети: Да.
Учитель: Задайте вопрос. (проходит беседа)
Дети: Какое время года?
Учитель: Там осень.
Дети: Какая осень?
Учитель: Ранняя осень.
Дети: Какой месяц?
Учитель: Сентябрь.
Дети: Что там?
Учитель: Там дом, сарай, колодец, огород, сад.
Дети: Кто там?
Учитель: Там мама, мальчик Коля, девочка Лена, бабушка Валя, дедушка Саша, домашние животные и птицы.
Дети: Это село или город? (далее по вопросам детей помещаю таблички на доску под картиной с ответами)
Учитель: Село.
Дети: Что растет на огороде?
Учитель: Овощи растут на огороде.
Дети: Что делает Коля?
Учитель: Коля собирает огурцы.
Дети: Что делает мама?
Учитель: Мама собирает огурцы.
Дети: Что делает бабушка Валя?
Учитель: Бабушка Валя кормит кур.
Дети: Что делает дедушка Саша?
Учитель: Дедушка Саша работает.
Как все работают?
Дети: Все работают Хорошо.
Учитель: Показать картину?
Дети: (с нетерпением) Да, покажи.
Дети рассматривают картину.
Учитель: Встаньте. (дети встают)
Будем читать рассказ. (сопряженное чтение всего текста, соблюдая правильное произношение, проговаривание предложений на одном выдохе)

4. Динамическая пауза.

Учитель: Будем играть.
Включаю презентацию с четырьмя слайдами (4 солнышка: рассвет,2 разные анимации солнца, закат) Дети проговаривают слова и под музыку выполняют движения.
Утром солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
(Дети присели, потом медленно встают, имитируя руками подъем солнца.)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеётся.
(Дети хлопают в ладоши, улыбаются.)
А под солнышком нам всем
Весело живётся.
(Дети прыгают и машут руками.)
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже.
(Присаживаются на корточки, имитируя закат.)
Учитель: Играли хорошо. Сядьте.

5. Игра: «Прочитай и покажи».

Приглашаю по одному ребенку к доске, предлагаю прочитать несколько предложений, каждое проговорить правильно и показать на картине соответствующее изображение.
Учитель: Арина, иди ко мне. Читай. Покажи.
Беги. Сядь.
Учитель: Соня, иди ко мне. Читай. Покажи.
Прыгай. Сядь.
Учитель: Илья, иди ко мне. Читай. Покажи.
Иди. Сядь.

6. Итог занятия.

Учитель: Читали хорошо.
Что мы делали?
Дети: Мы занимались.
Учитель: Чем мы занимались?
Дети: Мы отвечали на вопросы. Задавали вопросы. Составляли рассказ по картине «Ранняя осень». Играли. Читали рассказ. (если дети затрудняются с ответом, то проговариваем сопряжено, вместе)
Учитель: Вы занимались хорошо.

Таким образом, в ходе данного занятия мы с помощью решения задач достигли нашей цели: составили рассказ по закрытой картине с помощью вопросов.
Следующим этапом работы с данной картиной будет пересказ.

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Проведенная в начале учебного года диагностика развития речи показала, что в группе из 30 детей:

У 10 детей речь активная, они рассказывают стихи, задают и отвечают на вопросы. Употребляют распространенные предложения;

Речь у 10 детей достаточно внятна и понимаема. Предложения состоят из двух-трех слов;

Речь 10 детей развита слабо, говорят односложно, очень невнятно. Знания стихов, песен отсутствуют.

Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывает желание повторить, запомнить.

Я решила обратиться к истокам нашей речи-русскому фольклору. Ведь все также звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки. И не случайно, в последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает «народная мудрость», которая заключается в том, что соединяет в себе стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. У нас была очень интересная непосредственная образовательная деятельность – необыкновенные книги! Ребята из дома принесли любимые книги, но «необыкновенные». Такие как книжки – подушки, книжки – панорамы, книжки для ванны с надувными листочками, музыкальные книжки, книжки – малышки сделанные своими руками. Мы их читали, рассматривали иллюстрации. Например, к сказке «Колобок» были подобраны иллюстрации разных авторов. В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в «книжный дом « : рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся потешки, стихи, играли с фигурками из театра.