Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13
«Золотая рыбка»
Подготовила и провела
воспитатель первой
квалификационной категории
Дирун С.М.
11.01.2016 г.
Сценарий организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему:
«А у нашего окна Снеговик стоял с утра»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие» (музыка), «Речевое развитие»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.
Цель:
Развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.
Вызывать интерес к работе с использованием нетрадиционной техники рисование «ватными тампонами».
Задачи :
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета.
Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
Продолжать развивать речь детей: формировать умение строить предложения; добиваться четкого произношения слов.
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками (способом примакивания). Продолжать формировать умение правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску.
Прививать аккуратность и развивать внимательность. Способствовать формированию положительных эмоций.
Предварительная работа: игры на развитие восприятия цвета и геометрических фигур, наблюдение, игры со снегом, лепка снеговика, рассматривание картины “ Вот это снеговик!”, чтение стихов о зиме.
Материал : картинка-снеговик, картина с изображением зимнего двора, в центре – снеговик, вылепленный детьми; дидактическая игра «Найди пару», недорисованные снеговики, гуашь, ватные палочки и тампоны, кисти, стаканы с водой, картон темного цвета – ½ альбомного листа.
Ход занятия:
Восп : Дети, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся (здороваются). Давайте теперь посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и нашим гостям. Молодцы! А сейчас я вам загадаю загадку:
Стоит он посреди двора,
Вместо носа ловко вставили морковку,
Вместо глаз, угольки, нашлись как раз
Холодный, большой, кто такой?
(Дети отгадывают – Снеговик).
Восп: Правильно, это Снеговик. Посмотрите, а он сегодня пришел к нам в гости в детский сад. Давайте поздороваемся с ним (здороваются). Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Воспитатель обращает внимание детей на снеговика.
Восп : В какое время года к нам приходит снеговик? (ответы детей: Зимой).
Восп : А почему его назвали Снеговик? (отвечают: потому что сделан из снега)
Восп : А снег какой? (отвечают: белый, пушистый, холодный, тает на ладонях, потому что они теплые. Снег бывает только зимой). Ребята, давайте поиграем, предлагаю вам стать снежинками. (воспитатель рассказывает стихотворение о снеге, рассказывая повторно, просит детей проговаривать слова).
Имитационное упражнение “Снежинки” (раскрепощение, эмоциональная разрядка)
Ой, летят-летят снежинки, Дети делают плавные движения
руками вверх – вниз.
Белоснежные пушинки,
Это зимушка-зима рукавами повела . Плавные движения рук вправо-влево
Все снежинки закружила Кружатся на месте
И на землю опустила. Приседают и кладут снежинки.
Восп : Ребята, посмотрите, а Снеговик пришёл к вам не с пустыми руками, у него мешочек с подарками. Давайте посмотрим, что у него в мешке (дети достают из мешка разноцветные варежки из картона с нарисованными геометрическими фигурами, одну берет воспитатель).
Игра «Найди пару»
Восп : Снеговик, да они у тебя все перепутались. Давайте, дети, каждый найдет свою пару варежек. У кого такая же? Найдите себе пару (дети находят свою пару). …. Почему ты выбрал эту варежку?…. а ты почему? (и т.д.)
Восп : ….., какого цвета твои варежки? (красные) а какая фигура на них нарисована? Какого она цвета? (вопросы задать всем детям, Пом. воспит. не заметно меняет Снеговику улыбку ).
Восп : Молодцы, ребятки! Положите варежки на стол (дети кладут варежки на стол).
Восп : Снеговик, спасибо тебе за подарки и за игры! А что ты такой грустный?
Снеговик: я пришел к вам в детский сад, как у вас весело! А мне очень грустно, я один на улице, а так хочется, чтобы у меня были друзья. Много друзей. Сможете ли вы мне помочь?
Восп : Давайте, ребята, мы с вами поможем Снеговику и нарисуем ему друзей!
Но прежде чем приступить к работе, расскажем и покажем как мы лепили снеговиков на прогулке.
Рече-двигательное упражнение с элементами самомассажа
«Лепим мы снеговика»
Раз – рука, два – рука (показали ладони рук)
Лепим мы снеговика. (погладили кисти рук)
Три-четыре, три-четыре (сжимаем кисти рук в кулак- разжимаем)
Нарисуем рот пошире. (нарисовали в воздухе рот)
Пять – найдём морковь для носа, (дотронулись до носа пальцами обеих рук)
Угольки найдём для глаз, (дотронулись до глаз)
Шесть – наденем шляпу косо (погладили голову руками)
Пусть смеётся он у нас. (покачали головой вправо- влево)
Семь и восемь, семь и восемь – мы его плясать попросим. (покружились)
Восп.: Посмотрите, что у меня есть (воспитатель вносит коробку с ватными тампонами и ватными палочками). Посмотрите, дети, что это? (Белые комочки) Сколько их? (много, сравнение ОДИН-МНОГО) Подойдите ко мне и возьмите себе по одному. Катя, сколько комочков ты взяла? (Один) Вова, а у тебя сколько комочков? (Один) и т.д. Молодцы!
Сейчас мы с вами с помощью этих ватных шариков нарисуем нашему Снеговику друзей. Для этого нужно ватный шарик окунуть в блюдце с краской, а затем, примокнув его к листу бумаги, сделать отпечаток – это получится нижний самый большой ком. Вторым тампоном мы нарисуем второй ком и самым маленьким тампоном мы нарисуем голову. Только что-то у него не достает, что-то не хватает? (Дети отвечают: не хватает носа, глаз, рта, пуговиц).
Давайте мы с вами дорисуем Снеговику глаза и пуговки с помощью ватной палочки (воспитатель напоминает детям, как правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску и рисовать не достающие детали). Рот и нос-морковку мы нарисуем с помощью кисточки.
Сейчас присядем за столы и начнем работать
Дети выполняют задание по образцу воспитателя (рисование ватными тампонами и палочками). Получаются забавные снеговики! Проводится индивидуальная работа с малоактивными детьми.
Восп : Ребята, посмотрите какие забавные и красивые Снеговики у вас получились! Давайте их познакомим с нашим гостем-Снеговиком. Пойдемте к нашему Снеговику и разместим его новых друзей рядом с ним.
Снеговик рассматривает работы детей, благодарит их за то, что у него стало много друзей, он опять улыбается.
Восп : А сейчас давайте все вместе встанем в круг споем и потанцуем для наших Снеговиков (дети встают в круг, воспитатель включает веселую музыку).
Физкультминутка «Снеговик»
Будем мы как мячики весело скакать:
прыг да скок, прыг да скок повтори опять!
Снеговик, снеговик, ты такой хороший,
Снеговик, снеговик, хлопай нам в ладоши!
Будем мы как куколки дружно приседать:
Снеговик, снеговик, ты такой хороший,
Снеговик, снеговик, хлопай нам в ладоши!
Будем мы как клоуны в цирке выступать,
вот так вот, вот так вот повтори опять!
Снеговик: молодцы ребята! Порадовали вы меня, помогли мне.
Дети: до свидания Снеговик!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорили о зиме, поиграли, подарили нашему гостю друзей-снеговичков. Вам понравилось? ( ответы детей).
Надеюсь, у вас получилось весело размяться со своими детками? И вы вместе получили большое удовольствие от подвижных снежных упражнений! Теперь пришло время новой зимней разминки, и на этот раз мы проведём её в компании снеговика.
Подвижное занятие «Снеговик»
Вы, конечно, помните, что нам необходимо замечательное настроение ребёнка, небольшой коврик для упражнений на полу и карточки-подсказки с текстами стихотворений и описаниями движений. Также для сегодняшнего занятия желательно заранее приготовить несколько любого размера — по одному для каждого участника разминки.
А начнём мы физкультминутку, по традиции, с загадки:
«Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали, и вмиг
Получился …»
(«Большая книга Деда Мороза»)
Уверена, что детки сразу догадаются, о ком идёт речь, и правильно закончат шутливую загадку. А вы, в свою очередь, предложите ребёнку: » А хочешь, мы прямо сейчас слепим замечательного снеговичка? Да ещё не одни, а вместе с озорными зверятами!» «Да, хочу! А где же мы возьмём снег и животных? Да и к тому же разве зверята умеют лепить снеговика?» — может удивиться малыш. «Конечно, умеют — они же у нас сказочные и пришли к нам в гости из весёлого детского стихотворения! И снежок с собой захватили — хватит всем!» — так легко и задорно можно вовлечь ребёнка в игру.
— Ну что, малыш, готов к подвижному развлечению?
— Да!
— Тогда начнём! Повторяй за мной!
Мама с ребёнком встают на небольшом расстоянии напротив друг друга, рядом с ними сбоку на полу лежат по одному мячику.
Физкультминутка по стихотворению «Про снеговика»
Дело было в декабре.
(Опускаемся на корточки)
Снег искрился во дворе.
(Водим руками по полу перед собой — трогаем ладошками «снег»)
Солнце зимнее горело,
(Медленно поднимаемся и одновременно вытянутыми руками показываем большой солнечный круг)
Небо ярко голубело.
(Машем вытянутыми над головой руками, стараясь тянуться как можно выше, — пытаемся достать до неба)
(Плавно опускаем руки вниз и присаживаемся на корточки, руки на полу)
Старый пёс спросил кота:
(Превращаемся в пёсика — встаём на четвереньки и двигаем попой из стороны в сторону, как будто машем хвостиком)
— Это что за суета?
(Изображаем суету — попеременно переступаем с одного колена на другое, с одной ладошки на другую)
Улыбнулся кот слегка:
(Теперь становимся котёнком: также стоя на четвереньках, сначала плавно округляем спину, затем осторожно прогибаем её — делаем «кошечку». Эти движения можно сделать несколько раз)
— Лепим мы снеговика!
(Находимся в прежнем положении. Одной рукой подкатываем к себе рядом лежащий мячик и располагаем его на полу под животом, всё также стоя на четвереньках. Пусть малыш сделает то же самое. Теперь любой коленкой «пинаем» мячик вперёд, в это время ребёнок тоже «пинает» свой мячик, а ваш мяч подкатывает к себе и снова коленкой отбивает. На этих весёлых упражнениях можно задержаться подольше — пусть малыш порезвится)
Куры вместе с петухом
Дружно катят снежный ком.
(Присаживаемся на корточки, спинку держим прямо и начинаем ходить по кругу на носочках, как курочки, по ходу движения перекатывая ладошками перед собой мячик)
Ком второй слепил телёнок,
Помогал ему ягнёнок.
(Теперь кто-то из вас станет телёнком, а кто-то ягнёнком — надо решить между собой. Поднимаемся на ноги, опускаем туловище вниз, вытянутыми руками достаём до пола, ноги можно слегка согнуть в коленях и опираемся на ладошки. Начинаем перекатывать руками друг другу один мяч — «лепим снежный ком». В таком положении очень хорошо тянутся мышцы ног и спины)
Третий ком катил кабан.
(Находясь в этом же положении — на немного согнутых в коленях ногах и наклонив спину, берём в руки по мячу и несколько раз проводим вытянутыми руками вперёд и назад между ног)
(Выпрямляемся)
Притащил метлу баран,
(Держим в руках «метлу» — сгибаем в локтях руки перед грудью, сцепляем пальцы рук. Теперь немножко «подметём двор» — двигаем согнутыми в локтях руками перед собой из стороны в сторону с большой амплитудой)
Из рябининок глаза
Быстро сделала коза.
(Руки на поясе, туловище наклоняем вперёд, голова опущена — и начинаем ходить по кругу, медленно переступая с ноги на ногу, как будто козочка рогатая идёт. Затем выпрямляемся, начинаем тянуться как можно выше руками и «срывать» с воображаемой рябинки «ягодки»)
Кролик завтрак свой принёс,
(Теперь становимся кроликом: присаживаемся на корточки, ладошки держим перед грудью и начинаем прыгать по кругу на носочках)
Из морковки сделал нос!
(Затем подпрыгиваем вверх, наклоняемся на слегка согнутых в коленях ногах и начинаем «дёргать морковку» — по очереди поднимать от пола и опускать с усилием руки)
(Выпрямляемся)
Надоели скучные прогулки?
Рисовали угольком
Рот котёнок со щенком.
(Давайте возьмём в руки воображаемый уголёк и нарисуем снеговичку большой рот: стоим прямо, вытягиваем одну руку перед собой немного в сторону и начинаем «рисовать улыбающийся ротик», двигая предельно вытянутой рукой из стороны в сторону и изображая полукруг. То же самое повторяем другой рукой)
В шляпе модной из ведра
(Округлили над головой руки и двигаем головой из стороны в сторону, или делаем наклоны головой вправо и влево)
Снеговик среди двора,
(В положении стоя держим перед собой вытянутыми руками мяч, затем наклоняемся с мячом пониже, затем ещё ниже до пола — вот такой у нас большой снеговик из трёх снежных шаров получился!)
Словно памятник, стоит
(Ноги поставили вместе, сильно прижали прямые руки к туловищу по бокам, спинку максимально выпрямили, высоко подняли голову, шею вытянули, встали на цыпочки — в таком положении замерли на несколько секунд)
И зверюшек веселит!
(А теперь маме с малышом можно полностью расслабиться и немножко повеселиться, изображая смешные и озорные движения)
Ребёнку так понравилось , что он не против ещё немного подвигаться? Отлично! На этот случай у нас припасена ещё одна замечательная разминка со снеговичком в главной роли. Вот она!
Физкультминутка по стихотворению «Снеговик»
Снеговик весёлый Вася
Во дворе живёт у нас.
(«Рисуем» очертания снеговика руками: вытягиваем руки перед собой и изображаем в воздухе ладошками один за другим три снежных шара — верхний самый маленький, опускаем туловище пониже — ещё один средний шар, наклоняемся к полу и изображаем самый большой снежный ком)
Нос оранжевой морковкой,
(Выпрямляемся, прикладываем к своему носу сложенные вместе ладошки и постепенно вытягиваем руки вперёд — изображаем длинный нос морковкой)
Пуговицы вместо глаз.
(Вытягиваем руки вперёд на уровне глаз и рисуем нашему снеговичку одновременно обеими кистями рук круглые глазки — при этом указательные пальчики вытянуты и кисти полностью находятся в движении. Желательно «начертить» несколько кругов в одну, потом в другую сторону)
Красную с помпоном шапку
Для него мы принесли,
(Пальцы рук сцепляем в замок и кладём на голову, затем плавно поднимаем соединённые руки вверх над головой, стараясь потянуться как можно выше, — вот какая высокая шапочка у снеговичка!)
Сена взяли пол-охапки
(Из положения стоя на прямых ногах наклоняемся как можно ниже к полу и собираем руками сено, делая спиной несколько пружинистых движений)
И метлу ему сплели.
(Одну руку держим вытянутой перед собой, держа в кулачке воображаемый пучок сена для метлы, а второй рукой сверху круговыми движениями закручиваем верёвку вокруг пучка — вот так мы делаем метлу)
Васе галстука не нужно —
(Держим сжатый кулачок одной руки у шеи и медленно крутим головой вправо-влево, стараясь при каждом повороте заглядывать за спину)
Шарф нарядный у него,
(Руки вытягиваем перед собой и разводим их как можно дальше в стороны — показываем, какой у снеговичка длинный шарф)
Развевает ветер в стужу
Вязаное полотно.
(А теперь с усилием обхватываем себя руками за плечи два раза, меняя руки, — вот так развевается шарф в разные стороны)
Вася храбрый — глянь в оконце:
(Рисуем в воздухе руками окошко, затем прикладываем поочерёдно ко лбу одну и другую вытянутые ладошки, хорошо выпрямляемся, встаём на цыпочки и тянемся туловищем вперёд и вверх, высматривая нашего снеговичка)
От ворон не побежит!
(Пусть мама будет вороной — сильно машет руками-«крыльями» и » летит» на ребёнка, а малыш убегает от неё)
Почему ж при виде солнца
(Изображаем руками широкий солнечный круг, сильно разводя их в стороны)
Он волнуется, дрожит?
(Опускаемся на корточки, обхватываем колени руками, прижимая их к груди, и изображаем дрожь)
Наше подвижное занятие с участием самого-самого зимнего персонажа подошло к концу. Но можно организовать и логичное продолжение проведённых физкультминуток… Догадались? Ну, конечно, — собираемся скорее на улицу лепить настоящего снеговика. Польза для здоровья будет просто отличная, а сколько радостных эмоций получат детки во время этого увлекательного снежного занятия — можно себе представить! Главное, чтобы погода за окном не подвела и заготовила достаточно природного материала .
Для подготовки статьи использовались следующие издания:
- Ирина Гурина «Про снеговика» (Озон , Лабиринт );
- «Большая книга Деда Мороза» (Озон ).
Дети под чтение стихов педагогом делают массаж биологически активных зон (М. Картушина).
7. Отыскать и назвать родственные слова в стихотворении.
Снегурочка в лесу жила,
Снежки готовила с утра.
Снежинки в хоровод звала
И в гости снегирей ждала,
Чтобы в заснеженном лесу
Увидеть зореньки красу.
Под снегопадом танцевала,
Подснежник снегом укрывала,
до весны он не замерз
И радость людям всем принес.
Зимушка-зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки-слезы,
Для зверей - зимовье
И под снегом - озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб не мерзли.
Летом мороз в морозилке живет.
Там он морозного утречка ж
Чтоб не растаять, мороженое ест.
А на закуску лед, ягоды есть.
Колет лед ледокол.
Через лед он прошел.
Не страшны ему и льдины,
Он их носом вмиг раздвинет.
Путь ледовый он проложит,
Кораблям пройти поможет.
Прогулка
Подвижная игра «Два Мороза»
Цели: развивать внимание, ловкость, умение быстро бегать; воспитывать честность при выполнении правил игры; смелость при убегании от Морозов.
Правила. Педагог отмечает два дома на противоположных сторонах площадки. В одном доме живут два Мороза, а в другом - дети. Между домами отчеркиваются две горизонтальные линии, между которыми состоятся перебежки. Два Мороза выходят к своей линии чуть в стороне от центра и говорят:
Мы два братца удалые,
Мы морозы молодые.
Я - Мороз Красный нос,
Я - Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Дети отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
Затем дети бегут к своему домику, а Морозы салят их. Осаленного ребенка они забирают в свой домик. Замороженными считаются не только осаленные дети, но и те, кто побежал раньше слов «И не страшен нам мороз!». Выигравшими считаются те Морозы, которые осалили больше детей.
Конкурс на лучший рисунок на снегу, лучший узор из цветных льдинок
Цели: уметь придумывать узор, красиво размещать цветные льдинки; учитывать свойства снега и льда; ориентироваться на предложенной плоскости.
Наблюдение за изменениями в неживой природе
Цели: уметь выделять признаки конца зимы и сравнивать их с началом и серединой зимы; описывать признаки, используя словарь по теме; видеть и отмечать взаимосвязь изменений в неживой и живой природе.
Вторая половина дня
Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы»
Цели: уметь внимательно слушать текст стихотворения, выделяя признаки зимы; соотносить данные признаки с нарисованными на картинках, пояснять свой выбор; для объяснения выбора использовать строки знакомых стихотворений и песен.
Педагог читает стихотворение, а дети должны запомнить признаки зимы, описанные в этом стихотворении, и подобрать из предложенных картинок те, которые соответствуют даНным признакам, описать картинки, используя монологическую речь, строки из знакомых стихотворений или песен, которые дети знают.
Зима
Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна:
Небо серое с утра,
Падают снежинки,
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи.
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика -
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны -
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.
Подвижная игра «Снег - метель - вьюга»
Цели: уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.
Правила. По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» - быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» - встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.
Игра-путешествие «В гости к Зиме»
Цели: уметь представлять разные признаки, явления зимы и изображать их; с помощью пантомимики выразительно передавать содержание стихотворения; ритмично выполнять движения в соответствии с заданиями педагога; проявлять творческую индивидуальность.
Педагог предлагает детям отправиться в путь по снежной стране. Дети образуют большой круг - это снежное облако. Педагог говорит, что оно пушистое, белоснежное, легкое, мягкое, и прелагает детям на нем покачаться, рассказать, какой оно формы. Каждый ребенок представляет в воображении облако и рассказывает о нем.
Педагог говорит, что облако стало таким тяжелым, из него посыпались на землю снежинки. Звучит музыка, дети поют. Педагог описывает движения снежинок или читает стихотворение, слушая которое дети изображают снежинки (кружатся, приседают, ветер гонит их в разные стороны, собирает в сугроб, разносит, поднимает вверх, крутит на месте и т.п.).
Педагог обращает внимание детей на то, что потеплело, выглянуло зимнее солнышко, к концу зимы оно стало теплее, с крыш закапало, Загадывает детям загадку о сосульке. Предлагает послушать стихотворение.и показать, что случается с сосулькой.
Педагог говорит, что, пока дети изображали сосульку, поднялась самая настоящая вьюга и, как карусель, закружила все вокруг. Предлагает покататься на снежной карусели. Проводится подвижная игра «Карусель».
Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, все белым-бело.
Наконец-то стихло, землю замело.
Педагог обращает внимание детей на то, что вьюга прошла; стало тихо, можно отправиться на каток. Раздает детям коньки, предлагает попробовать, не жмут ли, постоять, сделать несколько шагов. Просит покататься, как фигуристы. Сопровождает действия детей стихами.
Фигуристами мы станем.
На коньках скользим по льду.
Класс высокий всем покажем
И подпрыгнем на бегу.
Как волчок, кружиться будем,
Ласточкой парить легко.
Острые, стальные кони
Понесут нас далеко.
После катка дети отправляются кататься на лыжах: примеряют их, пробуют, как они скользят, помогают себе палками, съезжают с горки, поднимаются на нее, идут по глубокому снегу. Возвращаются на свою площадку. Собирают снег лопатами, катают ком для снеговика, лепят снежки, играют в них.
Педагог предлагает послушать стихотворение о снежной бабе и показать в движениях, как дети ее лепили.
Мы бабу снежную лепили, Чтоб краше не было ее. Лопатами весь снег собрали, Не позабыли ничего: Сначала ком большой скатали И плотно этот ком прижали. Второй поменьше был размером, На первый он уселся смело. А ком последний снеговой Стал снежной бабе головой. Лицо украсили морковкой И угольками вместо глаз. Прорисовали ротик ловко. Смотрели в профиль и анфас. На голову ведро надели, Украсили его пером. Метлу воткнули для порядка. Трудились дружно всем двором. | Изображают в воздухе последовательно три круга, проводят руками по лицу. Имитируют сбор снега лопатами. Отрицательно качают головой. Изображают в воздухе максимально большой круг. Изображают перед собой руками круг, опускают его на пол. Изображают круг поменьше. Приседают. Выставляют три пальца, показывают на голову. «Вытягивают» нос. Показывают на глаза. Пальцем рисуют рот. Поворачивают голову в сторону, затем смотрят прямо. Проводят двумя руками по голове сверху вниз. Поднимают одну руку вверх, растопырив пальцы. Имитируют подметание. Скрещивают пальцы рук в замок. |
В заключение педагог предлагает детям рассказать о своих впечатлениях и нарисовать картину о зиме, зимних забавах.
Игра строится на воображении. Можно использовать наглядный материал.
Вариант. Вместо игры-путешествия можно провести игру-дра- матизацию по сказке «Двенадцать месяцев».
Варианты содержания тематического дня
Дидактическая игра «Ателье зимней одежды»
Цели: уметь выбирать зимнюю одежду из предложенной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, использованию (спортивная, для игр, для прогулки); выполнять роли закройщика, портного, заказчика; вступать в диалог в соответствии с ролью.
Правила. Педагог предлагает детям поиграть в ателье зимней одежды. Определяет роли и действия каждого участника: закройщик принимает заказ, задает заказчику вопросы о том, для чего будет использоваться этот предмет одежды, о фасоне, материале, отделке, пуговицах, мехе; портной собирает одежду из отдельных деталей, называя их и свои действия.
Дидактическая игра «Кто как зимует?»
Цели: знать, как зимуют дикие звери, птицы в средней полосе; уметь подбирать из предложенных вариантов картинок те, которые соответствуют жилищу животного, его корму зимой; рассказывать об особенностях зимовки разных зверей (медведь, барсук, еж, белка, мышь, лиса, заяц, лось), птиц; угадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного идет речь.
Правила . Педагог зачитывает отрывки из познавательных рассказов о зимовке животных, а дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Находят картинку с изображением животного, подбирают к ней картинку с изображением его зимнего жилища и корма, которым он питается зимой. Рассказывают об этом.
Дидактическая игра «Четыре времени года»
Цели: знать названия и последовательность четырех времен года; признаки, характеризующие каждое время года; уметь выбирать из предложенных картинок, эмблем, символов те, которые соответствуют какому-либо времени года, называть их, объяснять, почему то, что изображено на картинке происходит в данное время.
Правила. Дети выбирают картинку, прикрепляют ее на один из секторов большого круга, разделенного на четыре части, или на одежду сверстников, которые выступают в роли времен года, начиная с зимы, называют явление, изображенное на картинке, и поясняют свой выбор. При заполнении сезонов, в которых выделяют определенные периоды (ранняя, поздняя осень), дети работают последовательно, поясняя особенности смены природных явлений.
(См. стихи: лексическая тема «Осень», дидактическая игра «Какое время года?», с. 31.)
Можно дать детям задание выстроиться по порядку, начиная с зимы (времена года - соседи), используя текст сказки «Двенадцать месяцев».
Занятие «Зима в музыке, живописи, стихах, сказках»
Цели: знать признаки зимы, как времени года; уметь отмечать красоту зимней природы в живописи, стихах, рассказах, сказках; отображать в речи своеобразие, красоту зимних явлений, используя строки знакомых произведений; передавать в речи свои впечатления от прослушанных музыкальных произведений, рассматривания картин известных художников.
Занятие «Коллективная аппликация "Зима" или "Зимние забавы"»
Цели: знать признаки зимы, особенности работы с разным материалом (вата, пух, салфетки, бумага, фольга и т.п.) и разной основой (фланель, бархатная бумага, ватман); уметь коллективно продумывать и составлять композицию на заданную тему; распределять содержание работы, последовательность ее выполнения; обговаривать это; составлять рассказ о полученной картине, используя образные выражения из стихов, рассказов, сказок; придумывать свои эпитеты.
Дидактическое упражнение «Снег - хорошо и плохо»
Цели: знать свойства снега, его значение для живой природы, жизни человека; уметь выделять положительное и отрицательное влияние выпадения большого количества снега (снегопад, вьюга, метель, буран) и малого; видеть в каждом явлении две стороны; логически мыслить и объяснять ход своих мыслей.
Оздоровительный досуг «Зимняя олимпиада - Арктика»
Источник: .
Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение»
Цели: уметь внимательно слушать педагога, осмысливая суть события, устанавливая причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.
Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.
Дети приготовили коньки, потому что...
Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что...
Утром кругом было все белым-бело, потому что...
Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что.
На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что...
К вечеру намело большие сугробы, потому что...
На улице все падали и скользили, потому что...
С крыш домов свисали длинные сосульки, потому что...
Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что...
Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что...
Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, потому что...
Деревья зимой находятся в состоянии покоя, спят, потому что...
Люди зимой ходят в теплой, меховой одежде, потому что...
Охотник знал, куда убежал заяц, потому что...
Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что...
Заяц, лиса и белка не мерзнут зимой, потому что...
После снегопада машины не смогли проехать по дороге, потому что...
Трава зимой не замерзает, потому что...
Зимой свет в домах и на улицах зажигается рано, потому что...
Дети любят зиму, потому что...
Дети не смогли слепить снеговика, потому что...
Многие животные зимой в лесу погибли, потому что...
Ледяная дорожка не скользила, потому что...
Дидактическое упражнение «Назови действие»
Цели: знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.
Педагог начинает предложения, дети заканчивают их.
Зимой метель... (метет).
Ночью ветер в трубах... (завывает, воет).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щеки и носы... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой снег все вокруг... (накрывает).
Под снегом травка зимой... (греется).
Пальчиковая игра «У Зимы в лесу изба»
Цели: уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук; внимательно слушать и действовать совместно с педагогом.
Педагог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.
Чтение стихов
Педагог читает детям стихи, потом задает вопросы по их со держанию.
Мороз-художник "
Рисует узоры
На окнах мороз,
Но только лишь белою краской.
Вот дивные птицы,
Вот чудо-цветок,
Вот замок прекрасный, как в сказке.
Разглядывать можно картины весь день,
Но только не трогать руками.
Растают узоры тогда от тепла
И вмиг распрощаются с нами.
· В какие дни можно увидеть рисунки на окнах?
· Как они образуются?
· Почему рисунки боятся тепла?
· Что чаще всего рисует мороз на стеклах?
Метель
Как на нашу улицу принеслась метель.
Все дорожки, все крылечки белые теперь.
Наметет сугробы - двери не открыть.
Заберется в щели, чтобы застудить.
Вволю наиграется и уйдет в леса,
А за ней останется снежная краса.
· Чем отличается метель от снегопада? ,
· Чем отличается метель от вьюги, бурана?.
Гололед
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла.
На дорогах гололед;
И машины все несет.
Тротуары, как каток.
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела -
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа -
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
· Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
· Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
· Почему в гололед люди часто получают травмы?
· Как обезопасить себя в гололед?
· Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
Зимнее зеркало
Гладкий, скользкий очень
Лед, как зеркало, блестит.
Он на реках прочный,
Можно по нему ходить.
И по глади ровной можно
Мчаться на коньках.
С ветерком проехать
Даже на санях.
· Как в стихотворении описывается лед?
· Из чего образуется лед? Как?
· Почему в мороз по льду на реке можно даже ездить на санях?
Снег
Снег такой пушистый, мягкий, как перина.
Разукрасила его вдруг рябина.
Красной ягодой узор набросала,
Снегирям его стеречь приказала.
Торт сверкает под луной, серебрится.
А рябине даже ночью не спится.
Белый снег прикрыл ее, как невесту,
И оставил лишь для щек ярких место.
· Как описывается снег в стихотворении?
· Как можно украсить снег ягодами рябины?
· Почему под рябиной всегда много ягод?
Логоритмическое стихотворение «Вьюга»
Педагог читает стихи, дети выполняют движения.
Воет вьюга: У-у-у, Делают круговые движения ру-
Завертеть я вас могу. ками над головой ритмично.
Замести в большой сугроб, Руки внизу, ритмично двигают
Хрп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп. ими с боков к центру, «подгребая» снег.
Вас от дома уведу, Ритмично хлопают ладонями по
В чисто-поле приведу. телу.
А потом улягусь спать Ритмично покачивают скрещен-
В свою снежную кровать. ными руками перед собой.
Дидактическая игра «Правила безопасности зимой»
Цели: знать правила безопасности в зимнее время (в гололед, оттепель, на водоемах, при переходе через дорогу, ветреной и морозной погоде); уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Материалы: картинки-знаки с изображением гололедицы, сосулек, тающего льда на реках, транспорта на заледенелой дороге, сильного ветра с морозом, сильного мороза.
Правила. Педагог предлагает детям картинки-знаки по правилам безопасности в зимнее время, а дети должны определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой.
Дидактическая игра «Техника на службе у человека зимой»
Цели: знать, чем отличаются машины, которые используются в зимнее время; как человек готовит обычный транспорт к зимнему периоду; уметь сравнивать разные по назначению машины, находить различия, объяснять своеобразие зимней техники (снегоуборочная машина, снегоход, ледокол, мотосани и т.п.).
Материалы: картинки с изображением машин: поливальной и снегоуборочной, с колесами и полозьями, зимних, спортивных машин, ледокола и корабля, снегоступов.
Правила. Педагог предлагает детям отобрать из предложенных картинок те, на которых изображен зимний транспорт, и рассказать о его отличии и назначении. Затем дети имитируют действия машин, «превращаясь» в них.
Драматизация сказки «Морозко»
Цели: знать содержание сказки, характер героев, признаки зимы, которые раскрываются в сказке; уметь выразительно, используя разные интонации, мимику, жесты, изображать героев, разыгрывать сценки, взаимодействовать с партнерами; с помощью элементов декораций оформлять игру.
Речевой материал по лексическому строю речи см. .
Этюд «Украсим елку»
Цели: знать, что в России Новый год празднуют только зимой; уметь представлять-в воображении елочные игрушки, елку, действия по ее украшению; передавать образы через пантомимику, речевое сопровождение, пространственную ориентировку; передавать эмоциональное состояние, связанное с Новым годом, новогодней елкой.
Педагог. Дети, Новый год давно прошел. А мы его так ждали! Как жаль, что уже нет новогодней елки. А может, нам вернуть этот праздник? Я предлагаю вам пойти погулять по зимнему лесу, выбрать там самую пушистую елочку и нарядить ее. Согласны? Давайте оденемся потеплее, ведь в зимнем лесу холодно. Сначала - теплый спортивный костюм. Штанишки, курточку. Застегните молнию до конца, чтобы мороз не пробрался под курточку. Ну-ка я проверю. А теперь обуемся. В чем мы пойдем?
Дети предлагают свои варианты.
А может, в туфельках? Почему нет?
Дети объясняют.
Заправьте штанишки в сапоги. Наденем теплую шапку. Какая у кого шапка? Из чего она сделана? Какого цвета?
Дети отвечают.
Наденем зимнее пальто или шубку. Помогите друг другу застегнуть верхнюю пуговицу. Алеша, а у тебя не все пуговицы застегнуты. Ну-ка проверь. Лена, у тебя застряла молния? Давай помогу. Поверх пальто повяжем шарф, чтобы шея была закрыта. Какого цвета ваши шарфики? Из чего связаны?
Дети отвечают.
Не забудьте о варежках, чтобы не замерзли руки. Давайте я на всех вас еще раз посмотрю. Все готовы? Молодцы! А как мы понесем елочные игрушки? Давайте возьмем рюкзачки, они нам небудут мешать передвигаться. Сейчас я вам их раздам. Ане - желтый рюкзачок с петрушкой, Саше - синий с корабликом... Сложите в рюкзачки игрушки, которые бы вы хотели взять.
Ребята, а вдруг в лесу глубокий снег? Может, нам взять лыжи? Как вы думаете? Возьмите по паре лыж и лыжные палки. Вставайте друг за другом посвободнее, положите лыжи на пол. Пусть это будет лыжня. Надевайте лыжи и берите в руки палки. Я пойду впереди.
На прогулку в лес пойдем, Хороводы заведем, Чудо-елочку найдем. Песню елочке споем. Елку эту нарядим, На нее мы поглядим.
Дети, смотрите по сторонам. Может, кто увидит красивую елочку.
Дети ищут елочку и находят ее.
Ах, какая красавица! Скорее снимайте лыжи. Положите их рядком. Снимайте рюкзачки и доставайте елочные игрушки. У кого звезда? Давайте украсим ею верхушку елки. Вы не достанете, поэтому посажу звезду на елку я сама. Посмотрите, я прямо ее посадила? А теперь покажите мне свои игрушки и расскажите, что вы хотите повесить на елочку. Пусть все игрушки будут разными, тогда и елочка будет красивой.
Дети отвечают.
Встаньте вокруг елочки и повесьте свои игрушки. Вешайте прочно, чтобы игрушка не упала. Кто может достать, повесьте на верхние ветки, а другие - на средние и нижние. Давайте полюбуемся. Здорово получилось! Но мы еще не украсили елку огоньками! Забыли! В лесу нет электричества, поэтому я с собой захватила батарейку. Берите за проводки, разматывайте их. Я возьму за середину и прикреплю наверху, а вы разведите провода по всем сторонам. Давайте проверим, горят огоньки или нет? Смотрите, а я подключу к батарейке. Горят? Какого цвета огоньки? Равномерно мы их распределили по елке?
Дети отвечают.
Вот удивятся все лесные жители! Вот обрадуются! Подумают, что у них наступил Новый год. Мне кажется, не хватает блестящего дождика. У кого дождик? Несите скорей. Возьмите все понемногу и повесьте на елочке со всех сторон. Очень красиво! Я не видела лучше елки! Расскажите мне, что вы видите на елке?(Показывает на разные участки предполагаемой елки.)
Дети отвечают.
Давайте поводим вокруг нее хоровод.
Ну, а теперь пора прощаться с елочкой. Если захотите, мы еще придем к ней в гости.
Елочка-красавица, не грусти без нас!
Ты в лесу останешься не одна сейчас.
Зайчик и лисичка прибегут к тебе.
Белочка прискачет, птички будут все.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое зима? (Время года.)
2. За каким временем года она наступает?
3. Какое время года наступает после зимы?
4. Назовите по порядку зимние месяцы.
5. Какие изменения происходят зимой в растительном мире?
6. Как зимуют домашние животные, звери, птицы?
7. Что происходит с водоемами?
8. Как изменяется длительность дня и ночи?
9. Какой месяц самый снежный?
10. Почему говорят «Много снега - много хлеба»?
11. Что такое гололедица? Почему она опасна?
12. Чем отличается снегопад от метели и вьюги?
13. Чем отличается липкий снег от рыхлого?
14. Как люди одеваются зимой? Почему?
15. Какая техника помогает людям зимой?
16. Что изменяется в жизни людей зимой?
17. За что дети любят зиму?
18. Какие зимние игры, забавы вы знаете? Любите?
19. Какой праздник бывает только зимой?
20. Из чего состоит снег, лед?
ВЕСНА
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Дети должны знать:
Первые приметы весны в природе; приметы ранней и поздней весны;
Что происходит весной со снегом, льдом на водоемах;
Что весной продолжительность дня увеличивается, достигая весеннего равноденствия;
Что происходит весной в растительном и животном мире;
Чем занимаются люди весной, как изменяется их одежда в соответствии с изменением погоды.
Дети должны уметь:
Обобщать признаки весны и конкретизировать их, сравнивать с признаками зимы;
Использовать знания о признаках весны в выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке наглядности;
Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность.
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)
Весна (педагог), девочка Веснянка, весенний листочек, первоцвет, ветерок и др.
Первая половина дня
Утро
Вводная беседа
Цели: настроить детей на предстоящую деятельность; вызвать интерес к теме дня; собрать внимание; спланировать совместно основные этапы дня.
Утренняя гимнастика
Цели: уметь воспроизводить образ через пластику и выразительность движений, эмоционально окрашивая его; дифференцировать свои мышечные ощущения, управлять ими; использовать знания о весне в создании образа.
Бег ручейком; ходьба по лужам; ходьба - грани по пашне ; бег врассыпную - насекомые, майские жуки, лепестки цветущих яблонь, черемухи, вишни - , потянуться к солнышку; присесть -растаявший сугроб; сидя - ветерок колышет траву, расцветает цветок-, движения руками - ломаются льдины; лежа - просыпается медведь ; хлопки или ходьба на месте - весенний гром, прыжки - ловля солнечных зайчиков, построение - солнечные лучи, бег по одному ручеек, по два - речка, по четыре - половодье.
Весенние заклички
Цели: знать различные весенние старинные заклички, которые использовал народ, обращаясь к силам природы; уметь произносить заклички выразительно, эмоционально.
Педагог предлагает детям позвать весну к себе на праздник Весны. Приглашает подойти к окну, протянуть руки вперед и дружно произнести заклички.
Ay, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель
Откроет дверь;
Сколько хошь гуляй!
Ау, ау, аукаем!
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Дождик, дождик, посильней,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На кругленьком лужочке!
Гром, гром,
Не бей в наш дом.
А бей в колоду
В холодную воду.
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Примеры малых фольклорных форм см. .
Похожая информация.
Лепка «Снеговик»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации продуктивной деятельности «Снеговик».
Задачи:
1. Создать условия для совершенствования приемов в лепке из различных видов пластических масс.
2. Способствовать развитию пассивного и активного словаря.
3. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материала для лепки.
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослого.
5. Обеспечить условия для развития мелкой моторики.
Материал:
Различный материал для лепки (соленое тесто, пластилин…), доски для раскатывания, картонный круг – подставка для готовой работы, стеки, бросовый материал для украшения; мультимедиа (видео), схема снеговика, массажные мячики.
Ход
Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение.
Психогимнастика «Зима»
Белый снег пушистый, (дети плавно кружатся, как снежинки)
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
Ой, мороз, мороз, мороз, (дети показывают как им холодно)
Щиплет щечки,
Щиплет нос,
Щиплет ушки,
Щиплет ручки
Забирается под шубки.
Стук в дверь . Получают письмо.
Воспитатель: Ребята, что это такое? (письмо)
Рассматривают его: от кого же это письмо? Оно такое холодное…(ответы детей)
Дети обнаруживают текст в конверте, так как читать не умеют просят прочитать воспитателя.
Воспитатель: Ребята, оказывается надо загадку отгадать, чтобы узнать, кто пишет?
Загадка:
Появился во дворе он в холодном декабре,
Неуклюжий и смешной. У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык. Наш приятель… (Снеговик)
Открывают письмо, внутри диск. Как же прочитать, что делать будем? (ответы детей)
Воспитатель включает видео: Снеговик говорит: «Здравствуйте, ребята. Мне нужна помощь. У вас в саду смех, веселье, вы дружные ребята. А я один на улице, мне грустно, а так хочется, чтобы у меня тоже были друзья - снеговики. Сможете вы мне помочь?»
Воспитатель: Поможем? Как поможем? (ответы детей: сделаем…)
Из чего сделан снеговик? (из снега) А мы в группе из снега сможем слепить? А почему? (ответы детей)
Воспитатель: У меня есть мячики (массажные). Может, мы из них сделаем снеговиков?
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей дружок, (дети пытаются из массажных мячиков слепить снеговика)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Увы – нет снеговика! (не получается слепить)
Воспитатель: Почему не получилось? (ответы детей)
Воспитатель: А из чего еще можно сделать снеговика? (ответы детей: из пластилина и т. д.).
Как надо лепить снеговика, мы сейчас покажем.
Самомассаж рук «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик.
(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Воспитатель: Из каких геометрических тел состоит снеговик? Какие они по величине? Подходите к столам, рассаживайтесь: выбирайте материал для лепки.
Самостоятельная работа детей .
Итог:
Воспитатель: Какие хорошие снеговики получились у вас. Как вы думаете, мы порадовали Снеговика? Почему?
Слайд (видео): Снеговик: «Молодцы, ребята! Порадовали вы меня, теперь у меня много друзей. На прогулку пойдете, вынесите моих друзей на улицу, а я непременно их найду. Спасибо вам, ребята. До свидания!»
Дети: До свидания, Снеговик.
«Зайка»Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
"Снеговик пропал"
Снеговик в лесу пропал Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены
Он куда-то убежал . Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.
Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображая страх.
Может, зайка сбил с дороги? Показывают руками ушки
И в сугробах тонут ноги? Поочередно высоко поднимают ноги .
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
«Игра в снежки»
Из мокрого снежного белого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всем во дворе,
«Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
«Снежная баба».
Мы бабу снежную лепили, (Изображают в воздухе последовательно три круга.)
Чтоб краше не было ее. (Проводят пальцами по лицу.)
Лопатами весь снег собрали , (Имитируют движения лопатой.)
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)
И плотно этот ком прижали. (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)
Второй поменьше был размером . (Изображают круг меньше.)
На первый он уселся смело . (Приседают.)
А третьим – голова была (Показывают на голову.)
И участи своей ждала. (Подпирают голову ладонями.)
Лицо украсили морковкой, (На уровне носа пальцами изображают морковку.)
И угольками вместо глаз . (Показывают на глаза.) \
Прорисовали ротик ловко, (Трогают рот.)
Смотрели в профиль и анфас. Поворачивают голову в сторону, прямо.)
На голову ведро надели, (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)
Украсили его пером . (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)
Метлу воткнули для порядка (Делают движение «подметание».)
Трудились дружно всем двором! (Скрещивают пальцы рук в замок.)
«Снежинки-балеринки».
Дети бегут по кругу и кружатся со словами:
Под музыку вьюги
Кружатся подруги,
Кружатся снежинки -
Зимы балеринки.
Устали кружиться (дети приседают).
На землю присели,
Заслушались музыкой
Зимней метели.
Лишь миг отдохнули -
И снова их ветер
Заставил кружиться
(дети кружатся
)
В веселом балете.
«Какой снежок!».\
Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова :
Какой снежок,
Какой снежок,
Какой снежок хороший!
Покрыт лужок,
Покрыт лужок,
Покрыт лужок порошей.
И воробей, и я, и ты
На нем оставили следы.
Снежок спешит,
Спешит-и глядь
,(дети останавливаются, оглядываются, разводят руками)
Прибрал опять!
Прибрал опять!
«Пингвин».
Дети скользят по паркету со словами :
Скользкий лед,
Скользкий лед,
А по нем пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин не упадет!
«Елочка»
Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся в хоровод.
З акружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками,
Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год.
мешком за плечами.
«Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),
И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой - по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки ).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую )
Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь) .
Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)
Бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой !
«Мороз»
Но вечер приближается (разведите руки в стороны) ,
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки )
Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).