Во сколько малыш начинает сидеть девочка самостоятельно. Во сколько ребенок начинает сидеть

Каждый родитель с нетерпением ожидает каждого нового достижения ребенка. Начиная с первой осознанной улыбки, первых переворотов, зубов и прочего. В четыре месяца малыш становится очень любопытным и его сложнее удержать в положении лежа. И многие уже задумываются о том, как научить малыша сидеть как можно быстрее. Но современные специалисты утверждают, что время садить малыша еще не пришло. Во сколько месяцев и когда ребенок начинает сидеть? Как научить ребенка сидеть? Что делать если ребенок в 6-7 месяцев не сидит? Рассмотрим подробнее!

Во сколько ребенок должен сидеть?

У большинства детей потребность сидеть появляется в полугодовалом возрасте: малыш больше бодрствует, а играть сидя гораздо интереснее.

Физиологически 6 месяцев – лучшее время для того, чтобы научить ребенка сидеть. Мышцы грудной клетки и брюшного пресса уже успели сформироваться, а спинка крохи достаточно окрепла. Все это позволяет избежать любого дискомфорта и неудобства, ребенок может держать спинку прямо без опоры. В полгода можно познакомить малыша с умением сидеть самостоятельно.

Мальчиков часто начинают присаживать раньше, чем девочек, с 5 месяцев. Девочек до полугода присаживать опасно. Это связано с вероятностью возникновения проблем в будущем, например, формированием изгиба матки.

Самое главное – не создавать для ребенка искусственную опору, например, в виде подушек. Важно, чтобы ребенок научился сидеть и держать спинку самостоятельно. Наличие такой опоры может привить ребенку привычку сутулиться, а в будущем – привести к искривлению позвоночника. Уже к 7 месяцам большинство детей отлично сидят сами, а когда устанут, могут самостоятельно прилечь на спину.

Как научить ребенка сидеть?

Все действия родителей, направленные на обучение ребенка любым новым умениям, должны быть только вспомогательными. Это и есть главное правило: заставлять малыша что-то делать нельзя.

Понять, готов ли ребенок садиться, можно при помощи простого упражнения. Взрослый протягивает указательные пальцы к ребенку, который лежит на спине. Кроха должен сильно ухватиться за них, а затем его нужно осторожно подтянуть до положения сидя. Ребенок должен сам активно стремиться занять вертикальное положение: это поможет ему быстрее освоить навык. Повторять такое простое упражнение можно каждый день.

Допускается приподнимать спинку коляски на 30-40 минут в день. Такого рода тренировка фиксирует спинку, малыш не потеряет равновесие и не упадет.

Привитие любых навыков ребенку для родителей – своего рода обучение, а для малыша –веселая игра. Важно использование ярких игрушек, которые помогут в стимуляции любых действий. Привлекательные вещи заставят ребенка крепче опираться на ручки, чтобы лучше рассмотреть их. Многие захотят и потрогать игрушку, и дотянуться ручкой, тем самым лишая себя одной опоры. Отличными помощниками в обучении малыша сидению станут современные приспособления, например, коврики с подвешенными игрушками.

Есть еще несколько современных подходов, как научить ребенка сидеть:

  1. Американский подход. Родители Америки позволяют сидеть своим малышам чуть ли не с рождения. Именно в этой стране активно покупают шезлонги, всевозможные переноски и беби-ситеры.
  2. Отечественный подход. Большинство отечественных врачей считают, что ребенка нельзя сажать раньше 6 месяцев. Мышцы спинки малыша к этому времени окрепнут и будут готовы удерживать его в вертикальном положении. В противном случае в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы со спиной, в том числе сколиоз.
  3. Естественный подход. Этот вариант предполагает, что ребенок должен научиться садиться самостоятельно. Возраст здесь уходит на второй план: это может произойти и в 3, и в 8 месяцев. Родители, придерживающиеся этого подхода, всегда активно развивают физически младенца, выполняют простые гимнастические упражнения, массажи.

Упражнения для малышей

Педиатры часто сталкиваются с тем, что полугодовалый ребенок не хочет садиться. В таком случае необходимо убедиться в том, что в данном конкретном случае нет патологии: нарушений в работе ЦНС, дистрофии мышечной ткани или рахита.

Если заболевания отсутствуют, родители должны обратиться к различным комплексам физических упражнений и массажу. Это поможет избавить ребенка от избыточной массы тела и повысить тонус мышц. Комплекс полезных упражнений сможет наглядно продемонстрировать ведущий педиатр или специалист по массажу.

Ежедневные тренировки могут включать следующие упражнения:

  • Ребенок в положении лежа на спине. Взрослый за ладошки осторожно помогает ему сесть. Это может быть вначале очень утомительно для ребенка, больше 4-5 поднятий сразу делать не стоит.
  • Ребенок лежит на животе. Взрослый одной рукой поднимает ребенка, придерживая за грудную клетку, а второй под ногами. Ножки при этом упираются в грудную клетку родителя. Головка малыша приподнята, спина и ягодицы напряжены. Зафиксировать это положение на несколько секунд и повторить.
  • Подтягивание за ручки. Ребенок в положении на спине. Взрослый должен протянуть большие пальцы к нему, чтобы малыш их крепко ухватил. Аккуратно приподнять его вверх. Сначала используют две руки, а позже только одну, второй придерживать ножки под коленями. В этом упражнении не стоит торопиться и форсировать движение. Руки должны быть неподвижными, так малыш будет стараться подтягиваться своими силами.
  • Использование фитбола. Это огромный мячик, который может помочь ребенку быстрее самостоятельно сесть и освоить другие навыки. Существует целый комплекс общеукрепляющих упражнений с мячом. Но он должен быть гладким, хорошо пружинить. Материал не должен вызывать аллергии, раздражений.
  • Усидчивость и способность балансировать. Ребенка нужно усадить на твердую поверхность. Одной рукой придерживать его ноги, второй рукой взять за ладошку и тихонько раскачивать в разные стороны. Для подстраховки можно положить подушки с нескольких сторон.
  • Использование манежа. Многие модели оснащены сетками, за которые ребенок может цепляться, держаться и подтягиваться.

Комплекс упражнений, благодаря которым ребенок начинает сидеть:

Что ещё подтолкнёт малыша сесть?

Чтобы научить ребенка сидеть самостоятельно, нужно еще с рождения работать надо его физическим развитием.

  1. Врачи рекомендуют не пренебрегать купанием в большой ванне. Чтобы это мероприятие стало интересным и безопасным, сегодня созданы специальные приспособления для плавания младенцев: всевозможные круги, шапки и матрацы. Вода укрепляет мышцы, помогает кровообращению, снимает напряжение.
  2. Детям до года ортопеды рекомендуют пройти несколько сеансов массажа, снимающих мышечное напряжение, повышающих общий тонус.
  3. Многие карапузы просто ленивые: у деток с нормальным развитием просто нет желания менять позу, им удобно и на спине. В таком случае родителям стоит проявить хитрость и смекалку и сделать так, чтобы малышу стало неудобно. Пускай он опрокидывается на бок, не стоит его сразу же удобно укладывать. Без посторонней помощи он быстрее научиться справляться с ситуацией самостоятельно. Быстрее поймет, как балансировать и держать равновесие. Но стоит помнить и о безопасности.

Вырастить ребенка – непростая задача, родителям требуется огромное терпение и полная самоотдача. Но все заботы сразу оправдаются, когда очередным утром малыш встретит родителей сидя в кроватке!

Когда присаживать малыша? Во сколько месяцев? — Видео:

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

До пятимесячного возраста новорожденный большую часть времени лежит и мало проявляет какую-либо активность. Однако после достижения им этого возрастного порога родители начинают замечать, как он радует и удивляет их каждый день. Дело в том, что примерно к 5 месяцам жизни у малыша уже достаточно хорошо укреплены мышцы спинки и шеи. В этой связи он начинает осваивать все новые и новые двигательные функции: самостоятельно удерживать тело в вертикальном положении, держать головку, переворачиваться и сидеть.

Когда ребенок начинает сидеть, для него совершенно по-иному начинает раскрываться окружающий мир, который до этого он воспринимал преимущественно из горизонтального положения. За этими первыми двигательными навыками, вскоре последуют другие: и делать первые шаги.

Многие родители интересуются, во сколько месяцев их малыш начнет сидеть самостоятельно и с нетерпением ожидают этого момента. и , это говорит о том, что он готов самостоятельно сидеть.

У разных малышей это может происходить в разном возрасте, однако, в норме принято считать оптимальным период от 4 до 7 месяцев. Практически все малыши к 8-месячному возрасту могут сидеть самостоятельно.

Безусловно, родители могут искусственно посадить ребенка в любом возрасте, однако чтобы он начал самостоятельно сидеть, ему как минимум, необходимо научиться удерживать голову. Для этого, в свою очередь, необходимо чтобы мышцы шеи достаточно окрепли. Стремительное развитие этой группы мышц, как правило, начинается с 4-месячного возраста. Обычно к этому возрасту малыш самостоятельно держит голову, лежа на животе, и этот навык начинает закрепляться и усовершенствоваться с каждым днем.

В дальнейшем родители смогут заметить, как малыш начинает приподнимать плечики, отжиматься на ручках и сначала на мгновение, а потом и на большее время садиться при их поддержке. Главное, что мешает ему на первом этапе уверенно сидеть – это отсутствие возможности удерживать равновесие. Когда ребенок научится удерживать его, сначала опираясь на ручки, он станет сидеть самостоятельно, без опоры и сторонней помощи.

В общих чертах освоение ребенком навыка садиться может выглядеть следующим образом:

  • в 6 месяцев начинает недолго сидеть при сторонней поддержке;
  • в 7 месяцев недолго может сидеть без поддержки;
  • к 8 месяцам самостоятельно садиться, уверенно сидит и может ложиться также самостоятельно из этого положения.

Когда следует начинать беспокоиться?

Зная нормы развития детей и во сколько месяцев они должны осваивать определенные этапы своего физического и психоэмоционального развития, родители смогут без труда заметить патологии. При своевременном обращении за квалифицированной помощью можно без каких-либо дальнейших последствий исправить ситуацию. Сегодня существуют специальные упражнения и прочие методы укрепления мышц.

Если ребенок не начал держать голову по достижению 6-месячного возраста и подниматься на ручках из лежачего на животике положения, родителям лучше показать его педиатру . Этот навык у всех без исключения малышей является базовым и от него зависит дальнейшее физическое развитие.

При этом следует учитывать, что ослабленные и родившиеся не доношенными малыши, осваивают первые двигательные навыки несколько позже остальных. А детки, которые проявляют активность и более крепкие, могут начинать садиться раньше остальных на 1-1,5 месяца. Как утверждают педиатры и та, и другая ситуация считается вполне нормальной.

Можно ли усаживать ребенка искусственно

Некоторые родители, в ожидании, пытаются искусственно усаживать ребенка, подпирая со всех сторон подушками, независимо от того, сколько месяцев исполнилось малышу. Все без исключения ортопеды и педиатры утверждают, что этого делать категорически нельзя , так как придание детскому неокрепшему позвоночнику вертикального положения до 6-месячного возраста, является неестественным и чревато последствиями в дальнейшем, например, искривлением позвоночника.

Пока мышцы ребенка не окрепнут должным образом, он не готов выдерживать такую нагрузку. Если же ребенок самостоятельно уселся в возрасте раньше, чем 6 месяцев, то укладывать его обратно – нет смысла. Единственное, что могут сделать родители в такой ситуации, это ограничить время нахождения ребенка в сидячей позе. В норме это время должно составлять не более 1 часа в сутки .

  • возить ребенка в коляске сидя, допустимый угол фиксации спинки коляски составляет 45 градусов;
  • переносить в специальных средствах для переноса типа «кенгуру»;
  • усаживать ребенка на коленях;
  • выполнять упражнения на укрепление мышц в самом раннем возрасте.

Чем могут помочь родители

Родители могут помочь своему чаду поскорее освоить новое положение тела. Побудить его скорее начать приподнимать головку и удерживать ее можно, если разместить перед лежащим на животике малышом яркую игрушку, которая сможет его заинтересовать, и он попытается приподнять лицо, чтобы рассмотреть этот предмет. Такие упражнения будут способствовать укреплению мышц шеи.

Данный прием с игрушкой можно использовать и после того, как ребенок начал самостоятельно садиться. Закрепить ее необходимо на недосягаемом расстоянии, чтобы малыш сконцентрировался на ней, рассматривая. Таким образом, он будет учиться удерживать равновесие. При этом очень важно обезопасить ребенка от возможного падения. Оптимальным вариантом будет постоянное присутствие одного из родителей рядом или создание безопасных условий. Например, можно подложить подушки, чтобы падение было максимально мягким.

Чтобы укрепить мышцы спинки своего ребенка родители могут проводить специальные упражнения, выполнять массаж спины или посещать специальную группу в бассейне. Начинать выполнять такие мероприятия можно с 3-х месячного возраста малыша.

Особенности присаживания мальчиков и девочек

Многие родители считают, что можно раньше, чем девочку. В реальности искусственно усаживать девочек и мальчиков до достижения ими 6-месячного возраста одинаково вредно.

Кроме того, если родители начали рано , то в дальнейшем это может сказаться на правильности формирования женских половых органов . Ранние попытки садиться могут привести к деформации костей таза. Современная медицина придерживается мнения, что если девочка самостоятельно сделала попытку сесть до полугодовалого возраста, то в этом нет ничего страшно, ведь каждый детский организм индивидуален и уникален и когда он сядет трудно предугадать.

Умение сидеть – один из ключевых навыков, которыми овладевает ребенок до года. Все родители ждут этого момента с нетерпением – малыши получают возможность проявить самостоятельность, наблюдать и исследовать мир с нового ракурса, дотягиваться до недоступных ранее предметов, а папы и мамы гордятся достижениями наследника. Важно позаботиться о дополнительных мерах безопасности для крохи, проследить за своевременностью приобретения нового навыка и при необходимости помочь малышу.

Содержание статьи:

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть?

В современной педиатрии не существует жестких сроков и норм в физическом развитии малышей. Все детишки индивидуальны, поэтому молодым мамам не стоит тревожиться и постоянно сравнивать своего кроху с другими карапузами.

Опытные врачи на вопрос, когда ребенок начинает сидеть, отвечают, что для каждого малыша этот срок будет разным и зависит он от готовности костной и мышечной систем.

Усредненные показатели для детей первого года жизни:

  • 6 месяцев – сидение с поддержкой;
  • 7 месяцев – сидение без поддержки;
  • 7,5-9 месяцев – свободное самостоятельное сидение и умение лечь из положения сидя.

У активных и физически более крепких детей эти сроки могут сдвинуться на 1-1,5 месяца раньше; у слабых, недоношенных, очень худеньких или чрезмерно полных малышей – на 1-1,5 месяца позже. Волноваться не о чем: оба этих варианта входят в нормальный диапазон показателей детского развития.

Как определить готовность ребенка сидеть

Позвоночник новорожденных не приспособлен для вертикальных положений и позволяет детям занимать только горизонтальные позиции. Естественные изгибы, отвечающие за нормальную осанку при сидении, стоянии или ходьбе, – лордозы и кифозы – формируются постепенно.

У грудничков до полугода позвоночник еще не подготовлен, мышцы слабые, поэтому раннее присаживание грозит смещением позвонков и искривлением осанки. Если родители поспешат с усаживанием крохи, пристегивая его ремнями в коляске или автокресле, обкладывая со всех сторон подушками, то от нагрузки могут пострадать не только неокрепший позвоночник, принявший на себя вес ребенка, но и сдавленные внутренние органы.

Прежде чем решиться присаживать грудничка, следует внимательно присмотреться к его общему развитию. Если малыш упитанный, спокойный, флегматичный, не любит переворачиваться, мало двигается, то не нужно присаживать такого неторопливого кроху ранее 6 месяцев – ему нужно основательно подготовиться к такому важному событию. А вот шустрого, энергичного и активного карапуза можно начать присаживать после 5 месяцев – аккуратно, всего на несколько минут и если ребенку нравится этот процесс.

Признаки готовности ребенка к присаживанию:

  • Грудничок легко приподнимает голову и уверенно держит ее.
  • Ребенок ловко в обе стороны.
  • Малыш сам приподнимается на ручках в положении лежа на животе.
  • Кроха пытается приподняться самостоятельно и может присесть, ухватившись за пальцы взрослого.

Возможность совершать такие движения подтверждает, что ребенок достаточно окреп и после осмотра педиатром вы можете понемногу начинать присаживать малыша.

Как и когда правильно присаживать и сажать ребенка

Если малыш готов начинать сидеть, подтягивайте его за ручки до положения сидя, держите полусидя у себя на коленях или ненадолго подкладывайте крохе подушку под спинку в коляске, чтобы он находился в наклонном положении. Обязательно следите, чтобы шея и спина малыша были выпрямлены, ножки разведены в форме буквы V с опорой на боковую поверхность, он не должен горбиться.

Не торопитесь нагружать позвоночник крохи, лучше стимулируйте его к ползанию, укрепляющему мышцы спины. Если ребенок сел самостоятельно ранее полугода, не препятствуйте этому, не замедляйте естественное развитие крохи, но не позволяйте находиться в положении сидя или полусидя больше часа в день – отвлеките малыша игрушкой, подержите на руках. Обязательно позаботьтесь о мерах безопасности и оградите место, где сидит ребенок.

Надолго сажать ребенка можно только после того, как он научится хорошо – в положении на четвереньках отсутствует досрочная чрезмерная нагрузка и позвоночник формируется правильно. 7-9 месяцев – средний безопасный для позвоночника срок для усаживания детей, который называют ортопеды, а главный критерий готовности к самостоятельному сидению – малыш сидит без заваливания на бок или спинку.

Самостоятельные попытки сесть ребенок сможет предпринять после того, как научился переворачиваться и подтягиваться с помощью рук. Затем следует «боковое присаживание»: малыш поворачивается на бочок, опирается на одну руку и опускается на попку. Первое время он будет заваливаться назад или на бочок, позже научится сидеть ровнее с опорой на ручки, а потом садиться из положения лежа, напрягая брюшные мышцы.

Если у ребенка нет патологий опорно-двигательной системы, он правильно развивается, но все равно плохо удерживает туловище вертикально, то возможно снижение мышечного тонуса. Такой малыш сядет чуть позже, укрепить мышцы помогут массаж и занятия .

Половые различия

По наблюдениям педиатров, девочки обычно пытаются сесть немного раньше мальчиков, но садятся чуть позже. Независимо от пола не стоит присаживать детей раньше 5-6 месяцев, использовать переноски-«кенгуру», в которых малыши сидят, обкладывать заваливающихся крох подушками или часами катать полугодовалых деток сидя в коляске – это приведет к деформациям позвоночника.

Родители девочек часто беспокоятся об опасности раннего сидения для юных дам. К полугоду мышцы спины и пресса у малышек достаточно укрепляются и их можно начинать присаживать. В более раннем возрасте это вредит позвоночнику. Кроме того, у девочек, которых рано начинают присаживать, могут деформироваться кости таза, что может в дальнейшем привести к долгим и мучительным родам.

А вот загиб матки от раннего присаживания девочек – не более чем устаревший миф: матка и придатки надежно защищены природой в малом тазу и данная особенность обычно является врожденной. В целом для девочек правило такое же, как и для мальчиков: насильно усаживать нельзя, но если малышка села сама, то ничего страшного в этом нет, главное – не позволять ей сидеть подолгу и более часа в день.

Как подготовить ребенка к сидению?

Усаживать ребенка преждевременно нельзя, все должно происходить естественно, а вот подготовить его к сидению вполне возможно и даже нужно. Для ускорения процесса, укрепления мышечного корсета педиатры, неврологи и ортопеды рекомендуют с 3 месяцев делать малышу легкий массаж конечностей, спины и ягодичной области, ежедневно проводить простую гимнастику со сгибанием-разгибанием рук и ног и по возможности записать его в бассейн для занятий плаванием.

В возрасте 3,5-4 месяцев в желательно включить дополнительные упражнения для укрепления мышц спины, шеи и брюшного пресса, необходимых для сидения:

«Неваляшка»

Малыш лежит на спине. Мама протягивает ему указательные пальцы, ребенок обхватывает их протянутыми ручками и пытается сесть. Спинка крохи приподнимается на 450, брюшные мышцы напрягаются, ребенок с помощью мамы удерживается в этой позиции 10-20 секунд и возвращается в исходное положение. Повторить 3-5 раз. Угол подъема при подтягивании со временем нужно увеличивать.

«Самолетик»

Малыш лежит на животике. Мама поднимает ребенка, поддерживая одной рукой под грудью, а другой – под ножками. Ноги крохи упираются в грудь мамы, мышцы спины и ягодиц напряжены, головка приподнята. Положение фиксируется на 3-5 секунд и малыш возвращается на столик, а потом упражнение повторяется.

С 7 месяцев можно добавить такие упражнения:

  • Подтягивания не за две, а за одну ручку до положения сидя.
  • Покачивания на четвереньках вперед-назад.
  • Вращения для тренировки косых брющных мышц. Малыш сидит, мама одной рукой фиксирует его ножки, а другой обхватывает кисть ребенка, вложив большой палец в его ладошку, и за ручку раскачивает кроху в стороны и по кругу.

Заниматься физкультурой нужно на твердой поверхности, например, пеленальном комоде или столе, не натощак, но не раньше, чем через час после кормления, малыш должен быть бодрым и в хорошем настроении. Начинать занятия следует тонизирующим массажем, а завершать – расслабляющим.

Стимулировать малыша и подготовить его к сидению помогут также:

  • Покачивания на фитболе со сгибанием и разгибанием ножек.
  • Ежедневное выкладывание на животик для укрепления мышц пресса. Перед малышом на расстоянии чуть дальше вытянутой руки можно положить яркую игрушку, чтобы ребенок потянулся к ней – это стимулирует и к ползанию, и к сидению.
  • Подвешенные над кроваткой кольца, к которым ребенок будет тянуться, а ухватив, попытается сесть.

Сроки и нормы: когда стоит обратиться к врачу?

Раннее сидение

Если малыш с удовольствием подтягивается на ручках, любит находиться в позиции полулежа на руках – это еще не означает его готовности к сидению, а лишь демонстрирует хорошее физическое развитие ребенка. Если ребенок в 5 месяцев смог сесть действительно самостоятельно – это тоже вариант нормы, но не нужно его к этому подталкивать, лучше максимально отвлекать на другие занятия и виды физической активности, ведь даже при крепких мышцах позвоночник еще недостаточно подготовлен к вертикальной нагрузке.

Неумение сидеть в 7-8 месяцев

До 8-8,5 месяцев ребенок не сидит на вполне «законных» основаниях. В среднем умение сидеть без поддержки формируется примерно к 8-9 месяцам. Не принуждайте малыша принимать неудобную и вредную для здоровья позу, лучше займитесь с ним плаванием, массажем и укрепляющей мышцы зарядкой. Если нет даже попыток присесть, проконсультируйтесь с неврологом для исключения задержки моторного развития.

Неумение садиться в 9-10 месяцев

Если 9-10-месячный карапуз не сидит и не пытается сесть сам, нужна обязательная консультация ортопеда и невролога, которые выяснят причину проблемы и при необходимости назначат лечение.

Если малыш достаточно активный, умеет переворачиваться, пытается ползти, но сидеть пока не научился, то, возможно, он пока просто не готов к сидению и рекомендации могут ограничиться курсом массажа и ЛФК у специалиста.

Все детки неповторимы и каждый проходит уникальный путь развития. Подготавливать ребенка к сидению при помощи массажа и гимнастики можно уже с 3 месяцев. Четких половых различий в обучении навыку сидения не существует, важны физическое развитие и психологическая готовность малыша.

Если кроха начал сидеть раньше 5-6 месяцев – это свидетельствует о его активном физическом развитии, но поощрять досрочное сидение не стоит. Неумение и нежелание 10-месячного малыша сидеть – сигнал для консультации у специалиста, однако и абсолютно здоровые дети могут сесть даже в год. Не торопите события, занимайтесь зарядкой и плаванием, и ребенок скоро порадует вас умением сидеть и другими достижениями.

Каждый малыш индивидуален, и в каком возрасте ребенок начинает сидеть, решает только он сам. Но только в том случае, если малыш здоров. Одни детки очень активные и начинают сидеть гораздо раньше установленных норм, другие - немного позже. Не стоит спешить, ориентируясь на малышей соседских мамочек, если ваш кроха не умеет сидеть в полгода, как их детки. Возможно, вашему ребенку нужно немного больше времени. И это абсолютная норма.

Когда происходят первые попытки

Во сколько ребенок начинает сидеть? Самостоятельно приобретенный навык, когда малыш научится садиться, практически все родители ожидают с нетерпением. Если кроха уже умеет переворачиваться и уверенно держит голову, это свидетельствует о том, что в скором времени малыш научится сидеть.

Конечно, многие родители стараются поторопить данный момент и начинают усаживать ребенка без этого обретенного навыка. У такого метода существуют как противники, так и сторонники. Независимо от того, во сколько ребенок начал сидеть, он это сделал, когда был готов.

Если родители спешат по каким-то своим личным убеждениям, то в первую очередь необходимо убедиться, что мышцы шеи достаточно окрепли и можно подвергать кроху безопасному обучению. Обычно развитие данной мышечной группы достигает пика к 4-месячному возрасту ребенка, но убедиться, что малыш уверенно умеет держать голову, следует обязательно.

Единственное, что может мешать крохе садиться самостоятельно, это отсутствие равновесия. Как только малыш сможет держать его самостоятельно, опираясь на ручки, то сможет и сесть. Вы можете только помогать, но не заставлять кроху выполнять действия, которые по установленным нормам ему пора делать.

Во сколько ребенок должен уметь сидеть

Во сколько ребенок начинает сидеть? В возрасте 8 месяцев уже все детки умеют сидеть. У разных малышей умение находиться в положении сидя появляется в разный возрастной период. Средние границы нормы варьируются от 4 до 7 месяцев. Соответственно, практические все здоровые детки к 8 месяцам сидят самостоятельно.

Каждый ребенок развивается индивидуально, рассмотрим основные этапы, которые проходит кроха перед тем, как освоить навык сидения:

  1. Когда ребенок начинает сидеть при помощи родителей в возрасте полугода, опираясь на две или одну руку, можно начинать выполнение упражнения. Нужно подтягивать ребенка аккуратно за пальчики рук до положения сидя. Но делать такую гимнастику можно не более 2 минут в день.
  2. В 7 месяцев многие детки уже успешно садятся из положения лежа на животе. Карапуз уже уверенно держится на попе и не опирается на ручки. Более того, может поворачиваться в стороны.
  3. В 8 месяцев практически все детки освоили позу сидения. Причем присаживаются уверенно из положения на спине, боку и с живота.

Мамам, чьи детки сели в 6 месяцев и раньше, следует учитывать, что на сидячее положение ребенка в течение дня не должно отводиться более 1 часа времени. Понятное дело, что с ребенком заниматься необходимо, но перегружать его не надо.

Разница между полами

Существует огромное количество мифов по этому поводу. Одни говорят, что мальчики начинают садиться раньше, потому что они крепче девчонок. Другие, напротив, придерживаются мнения о том, что женский пол быстрее развивается, поэтому малышки быстрее осваивают навык самостоятельного сидения.

Во сколько дети начинают сидеть? Мальчики и девочки не развивают свои навыки в зависимости от пола. Большинство малышей начинают самостоятельно садиться к 6-7 месяцам.

Существует миф о том, что раннее высаживание вредно до определенного возраста. Если вы понимаете приблизительно, когда малыш садится, ближе к этому периоду начинайте простые упражнения.

Во сколько дети начинают сидеть? Девочки в обучении этому навыку ничем не отличаются от мальчиков. Некоторые считают, что, если начать ранее несвоевременное обучение, малышки получают в результате загиб матки. Это недостоверная информация, основанная на непроверенных фактах. Но высаживать кроху можно, только когда мышечный корсет окрепнет.

Как научить кроху сидеть

Каждый родитель любит похвастаться тем, во сколько ребенок начал сидеть, и некоторые стремятся как можно быстрее получить результат от своих детей. Все действия, которые направлены на обучение малыша новым навыкам, должны быть исключительно дополняющими, то есть нельзя заставлять ребенка делать то, что он самостоятельно осуществлять еще не может.

Понять, может ли ваш малыш садиться, можно следующим образом: протяните пальцы руки к малышу, который лежит на спине, и если он ухватится и самостоятельно подтянется до положения сидя, то можно делать такие упражнения ежедневно.

Разрешается поднимать спинку коляски на уровне положения сидя на 30-40 минут в день, чтобы кроха учился удерживать равновесие.

Обучение чему-либо для ребенка должно происходить весело, с яркими игрушками и погремушками. Развесьте на кроватке над головой ребенка забавные мобили, которые будут звенеть, шуршать, крутиться и сопровождаться различными мелодиями. Малышу настолько станет интересна игрушка, что он изо всех сил будет тянуться, чтобы ее потрогать, одновременно укрепляя свои мышцы и готовясь к освоению новых физических навыков. По такому же принципу работают развивающие коврики.

Почему сажать рано опасно

Малыш, который рано начинает садиться, получает огромную нагрузку на неокрепший позвоночник. К сожалению, в будущем такая спешка может привести к искривлению позвоночника, сколиозу или деформированию костей таза. Поэтому, если вам не терпится, чтобы кроха освоил что-то новенькое, лучше выкладывайте его на животик и пусть обучается ползать.

  • не используйте прогулочную коляску, если спинка не опускается ниже 45 градусов;
  • не сажайте маленького ребенка к себе на колени;
  • избегайте переносок «кенгуру»;
  • лучше, если упражнениями на укрепление мышечного корсета будет заниматься специалист.

Правильная поза

Если вы решили обучать малыша положению сидя, то следуйте важным рекомендациям по правильному положению тела:

  1. Голова должна быть наклонена немного вперед.
  2. Шея разогнута.
  3. Верхняя часть позвоночника находится в прямом положении.
  4. Ручки крохи расположены спереди и опираются о пол, кроватку и т. д.
  5. Поясница находится в согнутом положении.
  6. Таз согнут и слегка наклонен вперед.
  7. Ножки разведены и вывернуты в наружное положение. Малыш опирается на наружную поверхность ног.

Такая позиция убережет кроху от травм и обучит удерживать равновесие.

Когда начинать беспокоиться

Каждый родитель, несмотря на утверждение о том, что каждый малыш индивидуален и по-своему развивается, все равно должен ориентироваться на общепринятые нормы. Сильное отставание от сверстников - это повод для беспокойства, и чем раньше начать заниматься решением возникшей проблемы, тем быстрее можно увидеть результат.

Если кроха к полугоду не научился держать головку и подниматься, опираясь на ручки, то маме необходимо проконсультироваться со специалистами и показать ребенка педиатру. Это базовое умение, от которого зависит дальнейшее физическое развитие малыша, поэтому оставлять без внимания такой момент нельзя.

Не забывайте и о том, что недоношенным деткам свойственно немного отставать от сверстников. А у здоровых и очень активных деток может происходить опережение в освоении навыков на 1-1,5 месяца. Оба варианта являются нормой, и паниковать по вышеперечисленным поводам не следует.

Обучаем

На практике можно встретить случаи, когда нормы, связанные с тем, в каком возрасте ребенок начинает сидеть, пройдены, а кроха до сих пор этого не умеет. Зачастую такая особенность возникает из-за недостаточного физического развития. Родители не делают гимнастику с малышом. В таких ситуациях на помощь приходит лечебная физкультура.

Не прибегайте к помощи подушек, лучше усаживайте кроху под углом 45 градусов на свои колени. Совмещайте такие упражнения с легкой гимнастикой и массажем для ребенка.

Когда ребенок начинает сидеть, не усаживайте его на руки, ни в коем случае не возите в коляске и не носите в переносках с углом 45 градусов. Такие манипуляции могут негативно отразиться на осанке ребенка в будущем.

Педиатры и детские ортопеды не рекомендуют родителям использовать ходунки или прыгунки. Такие приспособления не научат кроху самостоятельно ходить или сидеть, а только обеспечат комфорт и, по факту, все сделают за ребенка. А малыш, который постоянно ощущал опору, попросту будет бояться передвигаться без помощи взрослого.

Укрепляем спину

Большинство молодых мам часто ищут ответ на вопрос о том, когда ребенок начинает сидеть. Родители могут помочь своему малышу различными способами. Одним из популярных методов является игрушка, с помощью которой малыша можно побудить к действию - приподнимать головку и стараться сесть.

Перед лежащим на животике малыше следует положить в углу игрушку, и малыш старательно будет подниматься, чтобы попытаться рассмотреть ее, тем самым тренируя навык поднятия головки.

А концентрируя внимание и рассматривая игрушку, малыш тренирует равновесие. Очень важно в момент обучения обезопасить малыша от возможного падения. Лучше, если родители всегда будут находиться рядом и присматривать за крохой.

Ежедневные тренировки

Если малыш абсолютно здоров, то родители могут заниматься ежедневным комплексом упражнений для малютки:

  1. Малыш лежит на спине, а родитель берет его за ручки и помогает приподниматься. Для начала хватит 4 повторений.
  2. Кроха лежит на животике, а мама или папа одной рукой приподнимают его за область грудной клетки, а второй за ножки. Голова ребенка приподнята, а тело напряжено.
  3. Упражнения на фитболе помогают малютке развивать равновесие и укреплять мышечный корсет.
  4. Манеж позволяет малышу ухватиться за сетку или специально установленные поручни и самостоятельно тренировать новые навыки.
  5. Усаживаем кроху на твердую поверхность, одной рукой удерживаем ножки, второй берем за ладошку и аккуратно раскачиваем в разные стороны.

Отвечая на вопрос о том, когда ребенок начинает сидеть, можно уверить каждого родителя в том, что у каждого малыша данный период протекает индивидуально. Конечно, не стоит упускать из внимания общепринятые нормы. Если у малыша все хорошо, то в скором времени он сядет самостоятельно без помощи взрослых.

Конечно, вы можете помогать крохе осваивать новые умения, заниматься гимнастикой и всесторонним развитием. Но не стоит перегружать ребенка лишними занятиями.