План-конспект тренинга с родителями «Ребенок внутри нас. План-конспект занятия (5 класс) на тему: Активные работы с родителями

Работа с родителями в детском саду

Разработка занятия «Тепло семьи»

Пояснительная записка
Занятие проводится с участием родителей. Приглашаются родители у кого в отношениях с детьми есть недопонимание, конфликтные ситуации, родители детей с СДВ (синдром дефицита внимания).
На занятие родитель с ребенком приходит по собственной воле и желанию.
Необходимое условие: создать непринужденную обстановку.
Тип занятия: командный тренинг
Цель:
- взаимодействие, поддержка и сопровождение, а также профилактика семейных взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- укрепление и улучшение межличностных отношений на индивидуальном уровне и в семье;
- направление развития эмоционально-положительного фона ребенка и семьи,
- приобретение необходимых знаний и практики для реализации поставленных семейных задач.
План занятия:
1. Вступительное слово.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Беседа:
Что такое семья? Из кого состоит семья? Место ребенка в семье.
2. Тренинговое упражнение: «Тепло семьи».
Попросить ребенка и родителя взяться за руки. Акцентировать внимание ребенка. «Какие у мамы руки?» (теплые, нежные, красивые)
Родителя попросить почувствовать тепло рук ребенка.
Посмотреть на друг друга улыбнуться, обнять друг друга.
3. Беседа «Ценности Вашей семьи».
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Семейная жизнь требует от человека разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни.
Начиная с родительской семьи все они передаются из поколения поколение. Какие знания вы передаете в своей семье?
Все мы рождаемся, растём, развиваемся в семье. Нам необходимо, чтобы рядом были близкие, любимые люди. Именно для детей семья является источником развития, познания, формирования и понимания. Семья делает их счастливыми. Не всегда мы осознаём это.
4. Тренинг: «взгляд».
Участникам выдаются зеркала.
Родитель глядя в зеркало должен создать нежный любящий взгляд, доверительный, преданный, понимающий и т.д. Сохраняя состояние обратиться к ребенку и признаться как он любит своего ребенка.
5. Беседа «Мой дом».
Главным центром жизни особого ребенка, да и любого человека является ДОМ.
Дом – самое дорогое место на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях вы ни странствовали, сколько бы лет ни прошло, сердце его будет тянуться к родному дому.
Что делает дом самым дорогим местом на земле?
Любовь, уют и тепло, нежность, тихие семейные вечера, семейные праздники и традиции.
6. Конкурс: «Ромашка».
Условия конкурса: используя корень «РОД» необходимо составить как можно больше слов.
При этом объясняем, что корень «РОД» - основа жизни, не только для людей, а для всего живого на Земле. Дается 5 минут.
зачитывают все слова, остальные дополняют.
Вывод: мы добиваемся большего количества сложносоставных слов позитивной направленности (приставка+корень+суффикс+окончание = например, «при-РОД-а», «за-РОД-ыш»), чтобы доказать, что корень «РОД» - основа жизни, не только для людей, а для всего живого на Земле.
7.«Азбука семейного счастья».
Условия конкурса: необходимо заполнить таблицу хотя бы по 1 слову на каждую букву позитивными качествами, необходимыми для счастливой семейной жизни.
Каждый присутствующий родитель зачитывает слова. Делаем вывод для планирования дальнейшей работы с родителями по теме «Мой ребенок!» с целью ценностной переориентации родителей по отношению к ребенку.
В Азбуке семейного счастья главное значение имеют духовные ценности, а не материальные.
АЗБУКА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ
А Б Взаимопонимание
Г Д Е единство Ж жизнь
З И искренность К Л М Н О
П понимание Р С Т У умение выслушать
Ф Ч Ц целостность Ч человечность Ш Щ
Э Ю Я
8. «Календарь семейных радостей» - заполнить даты и события, посвящённые семье.
Цель: пропаганда семейных праздников – международный День семьи – 15 мая и всероссийский День семьи – 8 июля.
2 главных праздника записываем на доске.
Календарь семейных праздников.
День рождения семьи (бракосочетание)
15 мая Международный День семьи
8 июля Всероссийский День семьи
9.Заключение
Важно оказать своевременную педагогическую помощь в успешном развитии позитивных семейных отношений между родителем и ребенком, умение разбираться в собственных чувствах и качествах.
Особое внимание в семье необходимо уделять детям для их успешной самореализации и становления в обществе.
Результаты тренинга:
Родители должны осознать, что условия эффективного воспитания является единство требований, психологический комфорт, поддержка и одобрение, хранение и передача семейных ценности, совместная деятельность родителей и педагогов.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Ивановская область

г.Фурманов

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Школа родительского актива

«Не бойся, мы с тобой!»

Фурманов

Школа родительского актива

«Не бойся, мы с тобой!»

Сахарчук Н.М.,

учитель начальных классов, Ивановская область, г.Фурманов

Участники: 17 родителей: 2 семейные пары, 3 бабушки и 10 мам. Возраст родителей класса от 27 до 40 лет.

54 % родителей имеют высшее образование, 46% имеют начальное и среднее профессиональное образование.

Цель: обеспечить интеграцию семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся, способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе.

Задачи:

1) создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

2) способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной творческой деятельности,

3) побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Подготовительная работа

    Составление классным руководителем плана проведения занятия в Школе родительского актива.

    Подготовка приглашений.

    Подбор музыкального сопровождения занятия.

    Макет родительского дневника.

    Изготовление с учениками шара «Планета детства»

Оформление, оборудование и инвентарь:

мультимедийная приставка, компьютер, презентация, видеоролики с записью детей (вопрос «Что такое семья?»), музыкальный центр, гитара, памятки для родителей, макет семейного дневника,

шар «Планета детства», бумага, маркеры, солнышко без лучиков, лучики, эмблема клуба молодой семьи «Содружество»

Применяемые методики и технологии:

мультимедийная презентация, видеосюжеты, тренинговые упражнения, «мозговой штурм», кооперативное обучение, метод проектов, рефлексия, игры на сплочение, диагностические методики (анкетирование и метод незаконченных предложений), консультация психолога по анализу детских рисунков

Форма работы: организационно- деловая игра.

Технология проведения деловой игры.

Организационная часть проведения деловой игры включает три основных, последовательно осуществляемых этапа.

Первый этап – подготовительный (ознакомление с первичной исходной информацией, определение цели и задач деловой игры).

Второй этап – игровой (рассмотрение возможных вариантов реализации цели и поставленных задач).

Третий этап – заключительный (выбор и обоснование вариантов реализации цели и задач, подведение окончательных итогов деловой игры).

Ход занятия

Истинная сущность воспитательной

работы в семье заключается вовсе не

в наших разговорах с ребёнком, не

в прямом воздействии на ребёнка, а

в организации вашей семьи, вашей

личной и общественной жизни и в организации

жизни ребёнка.

А.С.Макаренко .

Ход занятия.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители и гости. Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас работа в школе родительского актива клуба «Содружество».

Слайд 1.

Исполняется гимн клуба на мотив песни «Ты да я, да мы с тобой»

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой.

Здорово, когда на свете есть семья.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой

В клуб семейный мы пришли не зря.

Дружно все проблемы решаем,

И друзьям всегда помогаем

Ведь на этом держится Земля.

Игра.

Цели: создание благоприятных условий для работы, снятие напряжения.

Чтобы лучше узнать друг друга, я предлагаю вам немного поиграть. Встаём в круг.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, кто родился зимой. Возьмитесь все за руки.

    А сейчас прошу сделать шаг вперёд тех, кто любит ухаживать за комнатными растениями.

    Прошу сделать шаг вперёд всех, у кого дома есть кошка.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть дочка.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть сын.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть и сын и дочка.

    А сейчас прошу выйти тех, у кого ребёнок учится в 1 классе.

Классный руководитель

Уважаемые родители, вы убедились, что все мы разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас всех объединяет, — это наши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Работа с притчей.

Цели: введение в тему занятия школы родительского актива «Не бойся, мы с тобой», развитие ответственного отношения к жизни детей, своеобразная диагностика о семье.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. Рыбаки заблудились в море.

А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу.

Наша семья не пострадала, все живы, а это главное».

Нет ничего важнее семьи.

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»? (ответы родителей).

— Что значит «счастливая семья»?

— Радость в моей семье – это…

Слайд 2.

На этапе использованы методы мозгового штурма и проектной деятельности с целью создания положительного образа семьи, создания модели выпускника начальной школы.

— Послушайте, что думают по этому поводу ваши дети. (Видеоролик).

Да, я с вами согласна. Вы все правы. Семья – это большое богатство, которое помогает расти и развиваться детям. Играет главенствующую роль. Именно в семье развиваются основные черты характера ребёнка, его привычки.

И каким будет ребёнок – благополучным или нет, во многом зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. С точки зрения вас, родителей, и детей, семья – это прежде всего любовь друг к другу.

Работа в группах.

Классный руководитель

— Каким вы хотели бы видеть ваших детей? Какой должна быть семья, чтобы помочь детям расти и развиваться?

Я предлагаю вам разделиться на две группы: первая отвечает на вопрос: Каким вы хотите видеть ребёнка?, а вторая – Какая семья должна быть?

Работать в группах будем по следующим правилам: (слайд 3)

1.Мнение каждого в группе правильное, нет неправильных мнений.

2.Умейте слушать и слышать.

3.Уважайте мнение других.

4. «Здесь и сейчас». (всё, что обсуждается здесь — не выносится из класса).

Во время выполнения задания звучит музыка.

В ходе игры «Лучики» преследовалась цель: выявление творческого и деятельностного потенциала родителей в дальнейшей работе.

Отчёт групп.

Скажите, трудно ли было вам выполнять это задание, с какими трудностями вы столкнулись?

Правила, которые вы написали есть в ваших семьях или вы хотели, чтобы они были?

А как же семью представляют дети?

Слайд 4. (видеоролики)

Консультация психолога.

Показ рисунков детей на тему «Семья».

Психолог анализирует рисунки детей на тему «Семья», даёт рекомендации.

Консультация психолога включена с целью психологического просвещения родителей

Работа индивидуальная.

Ребёнок сможет стать таким, каким мы определили только лишь когда будет единение семьи и школы. Я каждому предлагаю выбрать направление деятельности, в котором вы могли бы оказать помощь классу, учителю, школе.

(Родители пишут на лучиках, а потом собираем солнышко.)

Посмотрите, какое доброе солнышко засияло в нашем клубе. Пусть оно светом, теплом ваших добрых дел, помощи и заботы согревает всех наших деток. Пусть растёт и крепнет дружба в клубе «Содружество».

Варианты ответов родителей:

    помощь в проведении совместных мероприятий;

    создание сценических костюмов для театрализованных выступлений;

    помощь в формировании материальной базы класса;

    работа в творческих группах по разработке совместных проектов и т.д.

Презентация «Родительского дневника семьи».

Семья как большой корабль плывёт в океане жизни. Всем известно, что на каждом судне есть бортовой журнал. Таким журналом для вас будет родительский дневник. В этом дневнике мы будем хранить творческие работы родителей и детей, советы, анкеты, фотографии, другими словами это будет энциклопедия семейной мудрости. Сегодня мы начинаем знакомиться с первыми страницами дневника.

Ведение дневника – это развитие детско – родительского рефлексивного сознания.

Мультимедийная презентация дневника. (Приложение 2.)

— Как вы думаете поможет ли вам дневник в построении правильных отношений с детьми, друг с другом и педагогами?

Рефлексия.

Цель: выявление отношения родителей к себе, друг к другу, к учителю.

Вниманию родителей предлагается творческая работа детей в виде макета шара «Планета детства» голубого цвета с объёмными цветами, где сердцевина – это автопортрет ребёнка.

Наши дети – это цветы жизни. Мы все вместе должны помогать им расти, цвести, развиваться. Только в надежных руках взрослых они будут чувствовать себе комфортно. Предлагаю вам написать пожелания нашим детям, педагогам и друг другу.

Родителям предлагаются написать свои пожелания на листочках и бабочках и завершить творческую работу детей. Пожелание учителя.

Исполнение песни О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой» под гитару.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29»

Методическая разработка занятия с родителями по тематике программы

«Школа ответственного родительства».

Педагоги-психологи МБОУ «СОШ №29»

Куликова Ирина Юрьевна

Шайнурова Наталья Александровна

г. Нижнекамск 2015г.

Тема родительского собрания:

Детская агрессивность и её причины.

«Агрессивность - это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви»

Г. Эберлейн

Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма работы: практическое занятие с применением информационно- коммуникационных технологий.

Необходимые материалы: бумага для записей, цветные карандаши, ручки, бланки анкеты «Критерии агрессивности у ребенка», памятки для родителей «Как вести себя с агрессивным ребенком».

План занятия:

    Актуальность проблемы.

    Виды агрессии.

    Как вести себя с агрессивным ребенком.

    Рефлексия.

Ход занятия:

    Актуальность проблемы.

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Невозможно представить такую газету, журнал или программу теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.

Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает сред­ством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, наказывают ребенка, если проявления агрессии стано­вятся постоянными. Но про­явления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о на­личии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

    Детская агрессивность и ее причины.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии.

Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Нарушения в отношениях со сверстниками.

Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Причины возникновения агрессивности:

1. Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.

2. Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.

3. Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).

Что же делать?

Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.

Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.

Некоторые принципы общения.

1. Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.

3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку) .

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

    Виды агрессии.

Вербальная агрессия

1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб
(“А Вова меня стукнул!” и пр.), демонстративного крика, направленного на устранение сверстника (“Уходи, надоел!”, “Не мешай!”); агрессивных фантазий (“Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму!”).

2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие “детские” формы прямой вербальной агрессии: дразнилки (“Ябеда - корябеда”, “Жора - обжора”), оскорбления.

Физическая агрессия.

1 . Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).

2 . Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную.

Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его). Реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр).

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается косвенная и прямая вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий (“Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут!”) до прямых оскорблений (“толстуха”, “дурак”, “ябеда” и “нытик”). У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой.

Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Надо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременного явления, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы сможем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это уже может пролить свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим: желание привлечь к себе внимание сверстников, ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство, стремление защититься и отомстить, стремление получить желанный предмет.

Способы разрядки гнева и снятия агрессивности:

    Комкать и рвать бумагу.

    Бить подушку или боксерскую грушу.

    Топать ногами.

    Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

    Втирать пластилин в картонку или бумагу.

    Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

    Вода хорошо снимает агрессию.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребёнка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.

Упражнение “Лимон”.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

    Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

1. В семье агрессивных детей разрешены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцом и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственное поведение часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.

Как определить агрессивность у ребенка.

Провести на примере родителей: Проективная методика "Кактус".

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус подрастет, что в нем изменится (иголки, объем, отростки)?

При обработке рисунка обращаем внимание на:

    • пространственное положение,

      размер рисунка,

      характеристики линий,

      сила нажима на карандаш.

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Общительность - наличие других кактусов, цветов.

Замкнутость - изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите , чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса.

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

    Экспресс-анкетирование родителей.

Критерии агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

    Временами кажется, что в него вселился злой дух.

    Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

    Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

    Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

    Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

    Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

    Он не прочь подразнить животных.

    Переспорить его трудно.

    Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

    Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

    В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

    Часто не по возрасту ворчлив.

    Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

    Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

    Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

    Легко ссорится, вступает в драку.

    Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

    У него нередки приступы мрачной раздражительности.

    Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

    Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

    Памятка «Как вести себя с агрессивным ребенком».

    Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с ребенком на повышенных тонах.

    Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.

    Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.

    Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

    Рефлексия.

Для определения эмоционального состояния в конце занятия каждому родителю предлагается выбрать один из предложенных рисунков:

Список использованной литературы:

    Алиева М. А., Гришанович Т.В. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации)/ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002. – 216 с.

    Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

    Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.

    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 192 с.

    Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / пер. с англ . - М.: Класс, 1997. - 336с.

    Паренс Г . Агрессия наших детей . – М .: Лайнер, 1997. – 230с.

План-конспект комплексного занятия "В гости к нам пришла Матрешка" для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, совместно с родителями.

С 2009 года в МДОУ «Детский сад № 10» города Ярославля введена новая форма работы – консультационный пункт (КП) для оказания помощи родителям детей до 3-х лет, не посещающих дошкольные учреждения, имеющих аллергопатологию и стоящих на очереди в наш д/сад.

На КП работают следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Привлекаются специалисты ЯГМА. Руководителем данного направления является педагог-психолог.

Мы ставим следующие задачи: содействовать полноценному психическому и личностному развитию и социализации детей; оказывать консультативную помощь родителям по вопросам оздоровления, воспитания и развития ребенка раннего возраста с аллергопатологией.

Деятельность осуществляется на основании плана работы на учебный год.

Педагогом-психологом, музыкальным руководителем и учителем-логопедом разработан и проводится два раза в месяц в течение года, цикл совместных комплексных занятий и развлечений с детьми и родителям.

Задачи:

  1. Развивать у детей: интерес к совместной деятельности в коллективе взрослых и детей; умение принимать правила взаимодействия в группе; речевую активность, слуховое восприятие, двигательные навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку; сенсорные представления, интерес к продуктивным видам деятельности
  2. Привлечь родителей к совместной деятельности и игре с детьми
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Занятия имеют четкую структуру: вводную часть, в процессе которой налаживается эмоциональный контакт с детьми; основную часть, в ходе которой проводятся игры на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики; игры, воспитывающие умение слушать музыку, передавать простейшие игровые и плясовые движения, двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; игры, обучающие действиям с предметами; игры, которые знакомят с сенсорными эталонами (цвет, размер, форма) ; лексические игры, на которых дети усваивают простые слова, звукоподражания, накапливают пассивный словарь; продуктивную деятельность и заключительный ритуал - завершения занятия.

По окончании каждого занятия родителям выдаются памятки: комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, стихотворения для выполнения самомассажа дома, двигательные упражнения и игры и пр.

Занятие было представлено на конкурс «Мудрое слово» .

«В гости к нам пришла Матрешка»

для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение (совместно с родителями)

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение воссоздать целостный образ предмета из его частей, знакомить с понятиями один, много, большой, поменьше, маленький.
  2. Формировать навыки простых танцевальных и игровых движений в соответствии с музыкой
  3. Обогащать речь именами существительными и используя звукоподражание.
  4. Формировать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности.

Развивающие:

  1. Развивать творческую активность.
  2. Развивать координацию и мелкую моторику детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивости на музыку, игру, сказку.
  2. Воспитывать умение действовать соответственно правилам проведения образовательной деятельности.
  3. Вовлекать родителей в совместную деятельность, игры, танцы с детьми

Демонстрационный материал: аудиозаписи (музыкальное сопровождение) , театральная ширма, театр матрешек по сказке «Репка» , трех - составная матрешка, колокольчик, обруч.

Раздаточный материал: деревянные ложки (по две на ребенка и родителя) , целые и разрезные картинки матрешек по количеству детей, картинки с изображением матрешки формата А5, пластилин на тарелочках, влажные салфетки.

Ход занятия:

Звучит музыка, педагоги приглашают детей с мамами зайти в зал, где их встречает Матрёшка (музыкальный руководитель в костюме)

Педагоги:

К нам пришла матрёшка, и совсем не крошка!
Посмотрите, какая она красивая, нарядная.

Матрёшка:

Я, нарядная матрешка, все скучала у окошка.
Но куда это годится? Я хочу повеселиться
К вам пришла в гости я. Здравствуйте, мои друзья!
Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?

Педагоги:

Давайте, покажем Матрёшке, как мы умеем, здороваться.

Берите за ручки друг друга, вставайте ровненько по кругу.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ладошки» М.Картушина

Здравствуйте, ладошки! - вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка
Здравствуйте, ножки! - пружинка.
Топ-топ-топ! - топают ногами
Здравствуйте, щечки! - гладят ладонями щечки

Пухленькие щечки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щелк-щелк-щелк! - 3 раза щелкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой.

Матрёшка:

Громче хлопайте в ладошки! Потанцуем дружно, крошки!

Педагоги:

Что Матрёшка будет выполнять, мы с вами будем повторять.

«Танец с Матрешкой» (дети с родителями по показу повторяют танцевальные движения)

Матрёшка: Ах, детишки, все на диво танцевали вы красиво! А сейчас мы посидим и что будет поглядим.

(Дети с родителями рассаживаются вокруг стола)

Матрешка: К ребятам в гости я пришла и корзинку принесла, а в корзинке то - матрешка, а матрешка эта - крошка (достаёт матрёшку - игрушку) .

Учитель-логопед:

А вы знаете матрёшкин секрет? Я вам его открою.

Смотрите, я матрёшку открываю… и поменьше вынимаю (педагог открывает большую матрёшку и достаёт поменьше) . Теперь у меня уже две матрёшки.

Педагог: Опять матрёшку открываю и ещё матрёшку вынимаю! (педагог открывает среднюю матрёшку и достаёт самую маленькую) . Вот, как много теперь у нас матрёшек.

Вот матрешка – мама, Вот матрёшки – дочки,
Ротики, как ягодки, Глазки словно точки!
Мама песенку поёт, Дочки водят хоровод.

(сопровождает рассказ показом)

Игра «Подружка для матрёшки»

Педагог-психолог: Посмотрите, в чудесной корзинке у Матрешки лежат красивые картинки (достаёт из корзинки целые картинки матрёшек и раздаёт их детям) . Ребята, хотите поиграть? (Достаёт из корзинки разрезные картинки матрёшек) . Соберите для своей матрёшки подружку (дети совместно с мамами собирают по образцу картинку матрёшки)

Педагог: Замечательно! Какие красивые у матрешек получились подружки.

Матрешка: Посмотрите, в моей корзинке лежат ложечки и скучают, ждут когда детки на них поиграют (достает ложки и раздаёт их детям) . А теперь в кружочек встали, и на ложках заиграли.

«Игра на ложками» русская народная мелодия «Барыня»

(по показу педагога на первую часть музыки дети играют на ложках, а на вторую - прячут ложки за спину. Игра повторяется.)

Матрёшка: В корзинку ложки положите. Пройдите, сказку посмотрите. (жестом приглашает детей к театральной ширме)

Сказка «Репка»

Педагог-психолог показывает сказку «Репка» , используя настольный театр матрешек (вовлечение детей в театрализованное представление: передача образов и действий героев жестами, мимикой, речью)

Матрёшка: Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец! А теперь, мои друзья, вас зову на танец я!

Танец «Приседай» эстонская народная мелодия, обр. А.Роомере

(дети с родителями встают парами и выполняют движения по тексту)

Ребята, вы сегодня танцевали,
И с матрёшками играли,
И в награду вам, друзья,
Подарю матрёшек, я!

(дарит силуэты матрёшек)

Педагоги: Но что-то они не очень весёлые и не нарядные. Ребята, давайте поможем матрешкам и украсим их фартучки и платочки. А мамы помогут.

(Дети с мамами проходят за столы, украшать матрешек)

Лепка «Украсим матрешку» .

(Дети отщипывают кусочки пластилина, скатывают шарики и украшают ими фартучки и платочки матрешек) .

Звенит колокольчик.

Педагоги: Хорошо повеселились, поплясали, порезвились. Но колокольчик зазвенел, попрощаться нам велел. (Педагог выносит обруч. Дети, родители, педагоги и матрешка берутся за него руками. Опуская и поднимая, произносят «Молодцы!» )

Скажем матрешке: «До свидания» (матрешка прощается и уходит. Педагоги прощаются с ребятами и родителями)

Используемая литература:

  1. Педагогическое сопровождение развитие ребенка, не посещающего ДОУ: методические рекомендации к программе. Часть 1./ Сост. О.В. Тихомирова, Е.В. Коточигова, - Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010
  2. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Ясельки: Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением - СП. Невская нота, 2010
  3. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Разработка плана-конспекта встречи с родителями подготовительной группы Тема: «Подготовка руки дошкольника к письму» (семинар-практикум) Выполнила: Вискова Юлия Станиславовна Учитель-логопед. 2016г.

Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. Это явный признак недостаточной развитости мышц пальцев рук. Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Успешное овладение письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей психофизиологических компонентов, являющихся необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью. Основой овладения письменно - речевой деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, чувства ритма, пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций. Актуальность
Цели и задачиУстановить партнерские отношения с родителями;Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;Познакомить родителей с основными приёмами развития мелкой моторики у детей;Формировать мотивацию ответственности за будущие успехи ребенка в школе.

Предварительная работаПапка передвижка с информацией: «Как подготовить руку дошкольника к письму в домашних условиях»;Творческие работы детей на тему «Школа»;Видеозапись-интервью детей на вопрос «Что такое школа?» Необходимое оборудованиеЭкран;Мультимедийная установка;Набор цветной бумаги для создания панно в стиле квиллинг;Образец элементов квиллинга;Выставка прописей и штриховок.

ООООсПрактикум для родителейИнтервью детейСоздание панноОбзор выставки Основная часть Значения и способы развития моторики детей

Комплекс мероприятийИгры с бусинками, крупой, пуговицами, с мелкими камешкамиШтриховкаРабота с бумагой, оригами, плетениеВырезываниеРисование, раскрашиваниеПальчиковые игры

Выводы Детский сад и родители одинаково заинтересованы в развитии и воспитании детей. И только общими усилиями мы сможем помочь ребёнку в будущей адаптации к учебному процессу в школе.
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли» В. А. Сухомлинский.
Спасибо за внимание


Приложенные файлы