Валентина Серова
Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель : ознакомление детей со свойствами стекла , его особенностях, изделиями из стекла
Задачи :
Развивать познавательный интерес к предметному миру
Формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов
Стимулировать желание детей экспериментировать предметами из стекла
Закреплять знания по оказанию первой помощи
Формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами
Закреплять умение пользоваться схемами
Активизация словаря : хрупкое, прозрачное, водонепроницаемое, звонкое, непрозрачное, цветное.
Способы : мотивация, вопросы, поощрение, помощь, рассматривание изделий из стекла , использование схем, использование художественного слова, рефлексия.
Предварительная работа : рассматривание выставки стеклянных изделий , экспериментирование с цветными стеклами , чтение М. Свешников "Тайны стекла ", рассматривание иллюстраций, составление схем «Правила безопасного обращения со стеклянными предметами ».
Средства : стаканы на каждого ребенка из стекла , стеклянная посуда , посылка, пуговицы, цветные стекла .
Индивидуальные работы : закреплять в речи прилагательные с Артуром и Мишей, в процессе выполнения опытов, развивать умение выполнять действия аккуратно с Ваней и Викой.
Дифференцированный подход : дети с высоким уровнем развития называют правила безопасности со стеклом самостоятельно , а дети с низким – по схемам.
Литература :
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Е. В. Вераксы
2. «365 научных экспериментов» В. Хифертон
3. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина
Слова и действия воспитателя
В :Ребята, нам в детский сад прислали посылку, давайте посмотрим что в ней.
(воспитатель заглядывает в посылку)
Я вам загадаю загадку, а отгадка в этой посылке.
Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь – разобьюсь
В :Правильно, в посылке лежит стекло . Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла , и узнаем много нового и интересного. Приглашаю вас за столы.
(дети садятся за столы, на столах стеклянные стаканы , цветные стекла , вода)
В :Какие предметы из стекла вы знаете ?
Какие правила безопасности со стеклом вы знаете ?
В :Давайте рассмотрим стекло , какое оно на вид?
А теперь в стакан положите пуговицу, что вы видите в стакане?
Правильно, стекло прозрачное , поэтому мы и видим пуговицу
Это одно из свойств стекла . Стекло прозрачное .
Где используют это свойство стекла ?
Возьмите стекло в руки , определите, какое оно на ощупь?
Аккуратно налейте в стакан воды
Пропускает ли стакан воду?
Вода через стакан не проникает, почему?
В любую стеклянную посуду можно налить воду?
Это еще одно свойство стекла . Стекло – водонепроницаемое .
Где используют это свойство стекла ?
(воспитатель выставляет схему)
У вас на столах лежат стеклышки , какие они?
Посмотрите через стекло , вы что нибудь видите?
Это еще одно свойство стекла , оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь
Физкультминутка
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила
Брат его мальчик Иван
Тоже уронил стакан
А что будет со стеклом если его уронить ?
Правильно, если стекло может легко разбиться, то оно какое?
А что делать, если стекло разбилось , его можно брать руками?Почему?
(воспитатель выставляет схему)
А если вы уже порезались, какую первую помощь нужно оказать?
Правильно, чтобы этого не случилось, как мы должны убирать разбитое стекло ?
Есть у стекла еще одно интересное свойство , хотите определить какое?
Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Послушайте, что нибудь слышите?
(воспитатель стучит по краю бокала)
А теперь?
В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Я возьму ложку и ударю по бокалам по очереди, один за другим.
Что вы услышали?
А сейчас я ударяю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию?
Чем больше воды, тем звук ниже, тем меньше воды- звук выше
(вызвать несколько детей)
Это еще одно свойство стекла . Стекло издает звук .
Где мы сегодня с вами были?
Давайте повторим правила безопасности со стеклом
Вам понравилось?
У меня на столе лежат зеленые, красные, желтые кружочки. Возьмите красный кружок те, кому было легко и просто, желтый – кому было немного трудно, а зеленый – кому было трудно и тяжело
Публикации по теме:
Интегрированное занятие в первой младшей группе «Кораблик». Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Задачи:.
Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами» Задачи: -познакомить детей с воздухом; -показать, что воздух есть вокруг нас, познакомить со способами его обнаружения; -показать, что воздух.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками средней группы «Ознакомление со свойствами бумаги» Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: Ознакомление со свойствами бумаги. Интеграция образовательных областей: Речевое,.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.
Конспект НОД во второй младшей группе «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани» Программное содержание - формировать знания у детей о бумаге и ткани, об их свойствах и качествах, - учить устанавливать отношение между.
воспитатель Гридина Надежда Михайловна д/с№130 «Родничок»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти.
Программное содержание:
1.Познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом;
2.Формировать знания о некоторых свойствах и качествах стекла;
3.Сформулировать правила безопасного обращения со стеклянными предметами на основе полученных знаний.
Материалы и оборудование: различные стеклянные предметы: стакан, елочные игрушки, лампочка, ваза, бутылочка, флакон, очки, бусы, предметы из пластмассы. (подбираются различные по толщине, цвету, прозрачности), для каждого ребенка- маленький стеклянный флакон и кружок пластмассы, настольный театр, (песок, камушки, мел)
Ход занятия:
Воспитатель - Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в волшебную комнату. И в нашей волшебной комнате есть предметы из стекла. Кто найдёт пусть подойдёт ко мне и шепнёт на ушко. Выиграет тот, кто увидит больше предметов из стекла и назовет мне. Но есть правило: руками предметы не трогать, увидеть глазами и назвать.
- Самым внимательным был Женя, сколько, ты увидел предметов из стекла?
Ребёнок - Я увидел 5 предметов, сделанных их стекла.
Воспитатель- Кто назвал меньше, должны быть повнимательней.
Сегодня ребята, мы с вами узнаем много нового о стекле, его свойствах, качестве, проведём опыты со стеклом.
- Дети, а что вы представляете когда слышите слово «стекло»?
- окно, ваза
- Катя, а тебе что приходит на ум?
- очки, банка.
Воспитатель далее сообщает детям, что были такие времена, когда человек не знал, что такое стекло.(импровизация с показом настольного театра)
- Я вам расскажу легенду о случайном открытии стекла. Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костёр и завели разговоры. Чтобы костёр не погас, его обложили кругом комками соды. Ночь и усталость взяли своё: моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление утром, когда вокруг потухшего костра они нашли блестящие камушки – капли, которые образовались из сплава песка и соды. Вот такая легенда о происхождении стекла, ребята.
- А сейчас мы с вами поближе познакомимся со стеклом (воспитатель предлагает детям пройти за столы, перед каждым ребенком флаконы и бутылочки разного цвета: прозрачные, темные, зеленые, матовые; кусочки пластмассы).
Воспитатель- Ребята, возьмите бутылочку в руки, рассмотрите его, поднесите флакон к свету, что вы можете сказать? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «У меня бутылочка прозрачная», а у тебя Саша? – у меня бутылочка темная.
- А у тебя Лера?
- У меня светлая баночка.
-Какая ребята у Леры баночка, как сказать по-другому, не светлая, а.. правильно Ксюша, прозрачная! У всех оказались бутылочки разного цвета. А как мы это узнали? – правильно Игорь, мы поднесли бутылочки к свету и узнали.
- Сейчас попробуйте надавить, сжать руками бутылочку. Что вы можете сказать?
- Да Евочка, бутылочка крепкая, форму не меняет. Никита, почему?
- Потому что бутылочка жесткая.
- Что можно сказать про стекло, какое оно? Ещё раз попробуйте надавить на бутылочку. Правильно Данила, стекло твёрдое. Какое стекло Артур?
- твёрдое
-Какое стекло, Галя?
-Стекло твёрдое
Затем воспитатель раздает кружочки из пластика и предлагает согнуть пластик.
- Дети попробуйте согнуть пластик (педагог выполняет с детьми, показывает). Что мы видим?
-Катя, что случилось с твоим кружочком?
- он погнулся
-Никита, а что произошло с твоим пластиком?
- мой пластик погнулся
- А когда мы пробовали согнуть, сжать стекло, что происходило? Да, ребят, оно не гнулось. А пластик? Значит, какой вывод мы можем сделать, Ваня?
- Да, правильно, стекло не мнется, не гнется, а пластик при сжимании сгибается. Правильно Данил, пластик мягкий, а стекло твёрдое.
Физминутка
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу,
Руки нагнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад
- Ребята, а если я уроню банку или вазочку. Что с ней произойдет? Ваня, как ты думаешь?
- банка разобьётся
- А можно играть с мячом возле окна? Арина, ты как считаешь?
- Нет, нельзя, можно попасть мячом в стекло и оно разобьётся.
- Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся. А если взять в руки разбитое стекло или разбитую бутылку, наступить на стекло? Что может произойти? Эльнар, ты как думаешь?
- Можно порезаться и пойдёт кровь.
- Да, ребята, со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться. Сейчас выходите аккуратно из-за стола, не уронив бутылочки, и подойдите ко мне (воспитатель на примере мыльных пузырей показывает «процесс» изготовления предметов из стекла).
- Ребята, стекло – это не природный материал, это дело рук человека. Такая профессия называется стеклодув. Он берёт большую трубку, набирает жидкость (стекло представляет собой жидкость как эти мыльные пузыри). Получается фигура или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой слоненка, который украшает полочку в вашей комнате.
- Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку (дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает).
- Катя, а какие предметы из стекла есть у тебя дома?
- стаканы, фужеры, ваза.
- Женя, а у тебя?
- Окно, люстра, банки.
- Давайте все вместе повторим правила обращения со стеклом (не бить, не бросать, аккуратно пользоваться стеклянными предметами)
- Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что нового узнали о стекле? Вспомните, как получается стекло? Давайте пройдем поближе, рассмотрим и полюбуемся нашей выставкой предметов из стекла.
Елена Гордиенко
Конспект НОД для детей старшей группы «История создания стекла»
Образовательная область : «познание» , «коммуникация» .
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель : формирование представлений у детей о создании стекла и стеклянных предметов .
Задачи :
1. Расширить и систематизировать знания детей об особенностях стекла и стеклянной посуды .
2. Познакомить детей со стекольным заводом и производстве стекла .
3. Формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации.
Планируемые результаты : умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Обогащение словаря : стекольный завод , мастер – стеклодув , стеклянная , стекло тонкое , прозрачное цветное, легкое, легко бьющееся, хрупкое, бьется, разбивается.
Материалы и оборудование : Фея из стеклянной страны , стеклянные изделия , слайды истории создания стекла , мыльная вода и соломинки.
Сюрпризный момент – появление Феи стеклянной страны .
Ребята, хотите узнать в какой стране живет Фея? (ответы детей )
Для этого отгадайте загадку, что находится в этой коробочке?
Игра «Да – нет» для определения детьми предмета, находящегося в коробочке. Дети задают вопросы, получая только утвердительный или отрицательный ответы.
Алгоритм отгадывания. Это живое? Нет, это в дома е? Да. Это на кухне? Да. Это посуда? Да. В ней готовят пищу? Нет. Из нее пьют? Да. У нее есть ручка? Нет. Это стакан.
Воспитатель достает стакан.
Из чего сделан стакан? Фея пришла из стеклянной страны , и расскажет нам о стекле . Какие предметы из стекла вы знаете ? (ответы детей ) Где можно встретить стекло и стеклянные предметы ?
Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах ? (ответы детей : стеклянная , прозрачная, тонкая, хрупкая, разбивается, легко бьется, бьющееся)
Игра «Скажи наоборот» : лёгкий – тяжелый, прозрачный – темный, звонкий – глухой, бьется – не разбивается, стеклянный - деревянный , хрупкий – твердый.
Физкультминутка «Как живешь?»
Как живешь? (вот так)
Как идешь? (вот так)
Как бежишь? (вот так)
Как стоишь? (вот так)
Как шалишь? (вот так)
Как грозишь? (вот так)
Как ночью спишь? (вот так)
Фея : моя страна необычная, все предметы в ней стеклянные . Подумайте, быть стеклянным - это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо – плохо (ответы и рассуждения детей : «хорошо» она прозрачная, видно, что пьешь; красивая, легкая, «плохо» стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться; нельзя ставить на огонь)
А вы знаете, как делают стекло ? (ответы детей )
Рассказ воспитателя с использованием презентации «История сознания стекла » .
Тайна эта открылась очень давно. Шли по пустыне путники. Шли они по пескам и очень устали. Вот решили они отдохнуть, развели костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили костер мешками соли, которую везли продавать. Всю ночь полыхал костер. А в середине него свершилось таинство,- слияние соли с песком. И утром получился камень твердый, но прозрачный и сверкал на солнце. Люди впервые увидели стекло .
Из чего «варят» стекло ? Где делают стеклянную посуду ? (На заводе) создает стеклянные предметы ? (стеклодув ) произнесите медленно : стеклодув .
Каким инструментом пользуется мастер – стеклодув ? Для выдувания стекла ? (трубкой)
Не хотите ли вы стать мастерами – стеклодувами ? (Дети пускают пузыри)
Заключительная часть :
Ребята, что нового узнали? (ответы детей ) Что запомнилось больше всего? (ответы детей ) Как называют человека, который создает стеклянные предметы ? (стеклодув ) Давайте попрощаемся с Фей, скажем ей, до свидания!