Какой садик лучше выбрать. Можно ли поменять детсад в электронной очереди? Прислушайтесь к своей интуиции

После рождения малыша возникает необходимость записать его в детский сад. Получить место в детском саду сразу очень часто оказывается невозможно из-за нехватки мест.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для того, что малыш получил возможность посещать детсад, нужно еще дождаться освобождения свободного места в очереди.

  • паспорт матери или отца;
  • свидетельство о рождении ребенка.

Сотрудники учреждения помогут родителям составить заявление. Если есть документы, подтверждающие возможность зачисления ребенка на льготной основе, их также нужно взять с собой. Это поможет ребенку получить место в детсаду вне общей очереди.

Также подать заявление можно на сайте Госуслуг после простой процедуры регистрации:

  1. В такой ситуации заявление заполняется через интернет.
  2. Родителям нужно будет в специальных формах ввести информацию из вышеуказанных документов, а также выбрать до трех предпочтительных дошкольных учреждений, кратко описать состояние здоровья ребенка и указать дату, когда родители планируют впервые отвести ребенка в сад.
  3. Чтобы государственные органы имели возможность информировать родителей о состоянии продвижения очереди, нужно предоставить номер контактного телефона и адрес электронной почты.
  4. Для подписания заявления родителям будет достаточно ввести код, который придет в сообщении на контактный номер телефона.

Как только заявление будет поставлено в очередь, родителей проинформируют об этом в личном кабинете на сайте Госуслуг, там же можно будет увидеть его регистрационный номер, который понадобится в будущем.

Стоит отметить, что, чем раньше встать на очередь, тем больше вероятность, что к указанной в заявлении дате для ребенка найдется место в учреждении.

Если нужно изменить данные

Если возникает необходимость изменить данные, указанные при подаче заявления на очередь в детский сад, то сделать это можно несколькими способами:

  • по телефону;
  • в МФЦ или ОСИП;
  • через интернет.

Независимо от причины изменения данных, достаточно наличия номера заявления или номера свидетельства о рождении ребенка и его фамилии.

Внести изменения в заявление могут только родители или официальные представители ребенка, поэтому при обращении в Многофункциональный центр нужно взять с собой паспорт.

Как поменять детский сад в электронной очереди?

Чаще всего у современных родителей возникает необходимость поменять указанное в заявлении дошкольное учреждение. Сделать это можно всего за несколько минут через интернет, по телефону или в региональном МФЦ, но при изменении детсада в заявлении могут возникнуть определенные проблемы.

Бывает, что до освобождения места остается ждать совсем недолго, но при выборе другого детсада, заявление будет перемещено в конец очереди на зачисление в выбранное учреждение.

В такой ситуации придется ждать очереди заново, а, в случае существенной нехватки мест, процесс записи ребенка может существенно затянуться.

При переезде

Чаще родители интересуются, как поменять детский сад в электронной очереди в случае смены места жительства. Как было сказано раньше, дети, которые не относятся к выбранному детсаду по месту проживания, попадают в дополнительный список.

В такой ситуации получение места будет возможно только в ситуации, если после зачисления всех детей из основного списка останутся свободные места.

Изменить данные о детсаде при переезде желательно, поскольку, даже если предыдущий детсад будет полностью устраивать родителей, то шансы на получение места в саду по новому месту жительства будут существенно больше.

Через Госуслуги

Существенно упрощает процедуру записи ребенка в детсад. Зарегистрированные пользователи этого ресурса получают доступ к широкому спектру административных услуг в режиме онлайн.

На сайте можно, как подать заявление, так и внести в него изменения или . Процесс внесения изменений рассмотрим дальше подробнее.

Порядок действий

Выбор детского сада - дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой - неизмеримо хуже.

Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.

Довольно надежный источник информации - "сарафанное радио". Заранее начинайте собирать отзывы о детских садах вашего района у соседей, знакомых, родителей "детсадовцев" на детской площадке, в поликлинике, у участкового врача.

Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вам вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.

Отобрав адреса учреждений, о которых вы узнали что-либо вас заинтересовавшее, отправляйтесь на разведку. Советуем вам взять с собой эту книжечку и напротив каждого из нижеперечисленных пунктов проставлять плюсы и минусы. Придя домой, подсчитайте все плюсы и минусы, подумайте и обсудите в семье: будете ли вы спокойны за свое чадо, оставляя его на целый день именно в этом детском саду.

Приезжайте в детский сад к прогулке (приблизительно в 10.30 час. - 11.30 час.). Начинать надо с беседы с заведующей, затем - осмотр сада и его территории.

Беседа с заведующей

У заведующей поинтересуйтесь режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Выбирайте такой садик, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.

Если в группе нет помощника воспитателя (нянечки) и второго (сменного) воспитателя - ищите другой сад, несмотря ни на какие доводы.

Помните, важен не факт присутствия в штате логопеда и психолога, а то, скольких детишек ему придется "вести". Один психолог (логопед, дефектолог) на 70-80 детей - несерьезно.

Выясните, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся.

Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года (весной и осенью - больше овощей и фруктов; супы не гороховые, а овощные; не макароны и картошка, а кабачки и капуста). Возможно ли кормить малыша отдельно, если он аллергик.

Попросите рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале.

Стандартный набор дисциплин:

  • знакомство с окружающим миром или экология;
  • игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
  • развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению,
  • согласованию слов, составлению устного рассказа об увиденном);
  • знакомство с детской литературой (прослушивание, пересказ прочитанного, заучивание
  • наизусть);
  • математика;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • физкультурные занятия.
  • В подготовительной группе добавляется обучение грамоте.

При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) тщательно взвесьте, действительно ли так необходимы вашему малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.

Опытными педагогами и психологами установлено, что ребенок "готов" для сознательного восприятия большого количества разнообразных "наук" и знаний лишь к 5-6 годам и общее количество занятий в течение всего дня не должно превышать четырех-пяти, включая индивидуальные занятия.

Отдельно об иностранном языке. Сама по себе идея обучения иностранному языку уже в раннем детстве неплоха. Однако нужно иметь в виду, что раннее двуязычие может привести к задержке речевого развития или заиканию. Особенно эта опасность реальна, если ребенок не просто изучает язык, а попадает в иноязычную среду. Не следует также заниматься постановкой звукопроизношения с детьми до 5 лет, а также с детьми, имеющими логопедические проблемы.

Осмотр помещения и территории

Во время знакомства с садиком обращайте внимание: как разговаривают между собой воспитатели, дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Ваша задача - понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребенка.

Обратите особое внимание:

  • на выставку детских работ;
  • есть ли информация для родителей, рекомендации специалистов;
  • разнообразны ли игрушки, доступны ли они детям, по возрасту ли подобраны, будут ли интересны вашему малышу или призваны лишь "пустить пыль в глаза", создать в группе "яркое пятно";
  • есть ли уголки для сюжетно-ролевых игр;
  • предусмотрено ли место для рисования и конструирования в свободное время;
  • есть ли книжная выставка;
  • если для еды не оборудовано отдельное место, и прием пищи и занятия происходят за одними и теми же столами - это не так важно. Гораздо важнее - подходит ли эта мебель вашему малышу по росту и не испортит ли осанку неправильная спинка стула;
  • существуют ли специально оборудованные музыкальный и физкультурный залы (в некоторых садах они могут быть совмещены, что вполне допустимо) является строго обязательным.
  • Приветствуется зал с оборудованием для лечебной физкультуры, однако занятия ЛФК ни в коем случае не заменяют обычную физкультуру!
  • предусмотрены ли сушуары для волос;
  • есть ли специальные резиновые коврики и дорожки (при наличии в саду сауны или бассейна);
  • есть ли при сауне специальная комната отдыха, или распаренным малышам придется сразу бежать в свою группу;
  • на чистоту и безопасность туалетных комнат.

Подведем итог:

1. Самый первый вариант - самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.

2. Обратите внимание на территорию детского сада - насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта - не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.

3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.

4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:

  • Узнайте режим работы ДОУ.
  • Попросите показать вам лицензию и устав.
  • Спросите о программах и методиках, с которыми работают воспитатели.
  • Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
  • Попросите рассказать вам о персонале.
  • Поинтересуйтесь питанием.
  • Узнайте, какие группы есть в саду.
  • Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
  • Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.
  • Документы в детский сад.

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик - муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка?

1. Медицинская карта 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей: ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).

2. Свидетельство о рождении.

3. Страховой полис

Что делать, если мест нет?

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места.

Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально - сейчас в каждом детском саду существуют "Книги учета будущих воспитанников". Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди - это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Детских садов много - и государственных, и частных, а критериев выбора ещё больше: важны воспитатели, персонал, программа развития. сайт вместе с Наталией Закирьяновой, клиническим психологом детского центра "Моя радость", разбирается, что стоит учитывать, чтобы выбрать лучший для вашего ребёнка вариант.

Что важно родителям?

сайт провёл опрос среди родителей, чтобы выяснить, что им важно при выборе детского сада. В опросе приняли участие 97 человек. Они отметили, что в первую очередь обращают внимание на расположение детского сада (ближе к дому или работе) и только потом на компетентность воспитателя или его способность к эмпатии. Среди ответов "Другое" были такие варианты: "Безопасность и охрана здоровья", "Небольшие группы", "Невысокая цена", "Общее видение о развитии детей с воспитателем и другими родителями".

На вопрос "На что ещё вы обращаете внимание при выборе сада?" большинство отметили важность оснащения сада (помещения, игрушки, хорошая мебель, бассейн), программ развития для детей и питания. Были также и индивидуальные запросы: "Питание для аллергиков или возможность приносить своё", "Как ведут себя другие дети" и "Чтобы работали монтессори-педагоги".

Родители воспринимают детский сад как место, где остаётся и проводит время ребёнок. Поэтому важнее всего для них его безопасность и комфорт: способность воспитателя при необходимости оказать первую помощь, качественное питание, оснащение сада, окружение и отношение к ребёнку.

На что обратить внимание при осмотре детского сада

Чтобы убедиться, что сад соответствует требованиям, Наталия Закирьянова рекомендует тщательно осмотреть сад снаружи и внутри, а также побеседовать с воспитателями и персоналом. Также важно определиться, какую главную задачу вы возлагаете на сад: он должен помогать ребёнку социализироваться, развиваться и готовиться к школе или просто быть местом, где можно спокойно оставлять ребёнка. От этого зависит, на что обращать внимание.

В любом случае родителям важно, чтобы ребёнок был в безопасности. Для этого при осмотре сада обратите внимание на:

    Ограждение территории . Забор должен быть достаточно высоким, чтобы ребёнок не смог через него перелезть, особенно, если рядом находится проезжая часть.

    Вход на территорию детского сада должен закрываться.

    Территория вокруг сада . Посмотрите, достаточно ли ухоженные веранды, чистый ли песок в песочницах, насколько безопасны и отвечают ли возрастным требованиям горки, качели и спортивные сооружения.

    Площадки для прогулок и поведение воспитателей . Стоит посетить сад во время прогулки и обратить внимание, на каких площадках играют дети и как ведут себя воспитатели. За детьми младшего возраста нужно не просто следить, но и участвовать с ними в совместных играх. Детям постарше воспитатели могут давать самостоятельно выбирать занятие во время прогулки.

    Помещения внутри сада . Очевидно, чистыми должны быть все помещения, в том числе лестницы и коридоры, и особенно санузлы. В комнатах должна быть комфортная температура и свежий воздух без посторонних запахов. Обратите внимание на состояние мебели в группах: хорошо ли открываются шкафчики, достаточно ли кроватей, столов и стульев. Площадь помещения должна соответствовать количеству детей: минимум 4 квадратных метра на каждого ребёнка .

    Оснащение сада . Оформлены ли информационные стенды для родителей, есть ли развивающие игрушки, помещения для занятий танцами, музыкой, гимнастикой или бассейн и насколько они выглядят безопасными.

    Питание . Оцените, насколько разнообразно меню на стенде, достаточно ли новая посуда. В частных садах может быть собственный пищеблок или же может заключаться договор с компаниями на поставки еды. В собственном пищеблоке можно сразу же проконтролировать качество еды.

О чём поговорить с воспитателем и персоналом?

Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.

У хорошего воспитателя - индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.

Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.


Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.

Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада .

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Детский сад становится новой и большой частью жизни ребёнка, и уровень адаптации к новым условиям может влиять на состояние психики и здоровья. Адаптируются к новому распорядку, условиям и окружению все дети по-разному, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребёнка, чтобы при необходимости помочь ему.

По словам Наталии Закирьяновой, психологи выделяют 3 степени адаптации ребёнка:

    Лёгкая адаптация . Малыш вливается в коллектив за 2-4 недели, без истерик остаётся в группе и первым идёт на контакт с ровесниками, легко подстраивается под режим дня, адекватно реагирует на одобрение или неодобрение воспитателя, рассказывает родителям, как прошёл день в саду и что нового он узнал. По ребёнку видно, что он ему нравится, его настроение радикально не меняется, когда его отводят в сад.

    Привыкание средней тяжести . Адаптационный период - не менее 1,5 месяца. Малыш болеет, демонстрирует выраженную негативную реакцию на сад, не хочет расставаться с родителем. При этом через какое-то время включается в процесс, участвует в занятиях, играх, общается со сверстниками.

    Тяжёлая адаптация . Привыкание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Ребёнок проявляет открытую агрессию или уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Дети с тяжёлой адаптацией могут весь день стоять в стороне, смотреть в окно и ждать, когда их заберут домой. Они не включаются в игры, не участвуют в занятиях, не хотят общаться с другими детьми, их не получается ничем заинтересовать. Может доходить до состояния полной дезадаптации и невозможности посещать детский сад.

"Многое зависит от возраста ребёнка. Полуторагодовалым детям редко нравится посещать детский сад, в таком возрасте они сильно привязаны к маме. Но если в саду хорошие условия и заинтересованные воспитатели, то спустя некоторое время негатив от посещения сада у детей уменьшается. Тем не менее осознанно хотеть в садик и чувствовать себя комфортно целый день без мамы дети начинают к 3-3,5 года", - объясняет Наталия Закирьянова.

Чтобы облегчить адаптацию, нужно прививать важные навыки. Научите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, общаться со сверстниками и взрослыми, играть с другими детьми. Начните с групп кратковременного пребывания и постепенно увеличивайте время ребёнка в саду. Если малыш посещал группу раннего развития до того, как пойти в детский сад, то адаптация пройдёт быстрее.

Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?

Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.


Смена детского сада - стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.

Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.

Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: "Предложите ребёнку поиграть в детский садик. Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве.

Главное, доверяйте ребёнку: дети лучше чувствуют. Это мы, взрослые, видим красивые картинки - стенды, мебель, игрушки. Ребёнок же чувствует: он безошибочно определяет хорошее к нему отношение и знает, когда его любят и понимают".

Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем. Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.

Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно - это причина сменить детский сад. "Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть. Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад", - рекомендует Наталия Закирьянова.

Как разобраться в многообразии детских дошкольных образовательных учреждений? Какие программы образования используют и условия пребывания. Как правильно выбрать детский сад?

Часть I.

● Что нужно знать перед тем, как начать выбирать детский сад

В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения.

Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по детской площадке о детском саде могут различаться, как небо и земля.

И для того, чтобы ваш ребенок оказался в числе тех, кто идет в детский сад, как на праздник, вы должны позаботиться о том, чтобы выбрать самое лучшее и самое подходящее именно для него.

Редко бывает так, что городская семья может позволить себе роскошь домашнего воспитания ребенка до школы .

Как правило, если не через полтора, то через три года после родов мама выходит на работу. Осталось принять решение - кто будет находиться с малышом во время ее отсутствия, станет дарить ему любовь, учить его и всесторонне развивать.

Вариантов обычно бывает три: бабушка, няня и детский сад, при этом к последней социальной услуге прибегает большинство родителей.

Классификация детских садов по направленности - какие они бывают

Детский сад - наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей .

  • общеразвивающего вида;
  • центры развития детей;
  • сад компенсирующего вида;
  • детский сад комбинированного вида;
  • детский сад оздоровительного типа
  • детский сад присмотра и оздоровления;

По принадлежности и формам управления существуют четыре типа детских садов.

  • муниципальные,
  • ведомственные,
  • частные (коммерческие)
  • домашние (семейные).

В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера.

Муниципальные детские сады

Наиболее популярный вид детского сада.

Имеет небольшую месячную оплату и работает строго по разработанным образовательным методикам.

Очень многое в них зависит от заведующей или директора - при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет.

В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка и др.

Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.

Плюсы муниципального детского сада:

  • маленькая стоимость. Она установлена законом и составляет 150 рублей в месяц. Существуют категории льготников, например, мамы-одиночки, многодетные мамы, вдовы и т.д.
  • близость к дому. Помимо того, что врачи не рекомендуют возить малыша в садик, если дорога занимает больше 20 минут, в близлежащем садике у ребенка появится возможность завести друзей, с которыми он сможет проводить свободное время и в выходные.

Минусы муниципального детского сада:

  • слишком большая наполненность групп. 25-30 человек для государственного детского сада - не редкость. В результате учить, допустим, чтению или письму все равно приходится дома, воспитательница не успевает объяснить непонятные моменты такому количеству подопечных.
  • низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку вопрос не ставится. Отчасти это также вызвано проблемой «перенаселенности».
  • отсутствие каких-либо деликатесов в питании. Если ребенок отказывается есть какие-либо блюда, ему придется оставаться голодным до следующей трапезы.

Ведомственные детские сады

Не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад . Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Плюсы ведомственного детского сада:

  • сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе,
  • лучшие условия пребывания детей (опять же по сравнению с муниципальными садами),
  • продуманное меню.

Минусы ведомственного сада:

  • довольно высокая оплата (до нескольких тысяч),
  • иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».

Частные детские сады

Идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений.

Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно.

В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Они, как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону.

Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования , аккредитации , сертификации программ и аттестации педагогов .

Лице́нзия (от лат. liсentia «право») - разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.

Сертифика́ция (лат. certum - верно + лат. facere - делать) - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Аттеста́ция - подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека - отзыв, характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.

Плюсы частного детского сада:

  • маленькое количество детей в группе - около 10-12 человек, ребенок получает достаточно внимания
  • дети легче адаптируются к садику
  • разнообразное и вкусное питание, возможность угодить каждому малышу, индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть свои способности. В каждой группе работают несколько воспитателей, за развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
  • родители имеют право влиять на учебный процесс - например, через попечительские советы. В частности, они могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях.
  • многие частные детские сады работают по системе «детский сад - школа».

Единственный минус частного детского сада - его стоимость.

Домашний детский сад (семейный детский сад)

Один из видов частного детского сада.

Обычно его содержит семейная пара в своей квартире , или основатели снимают помещение , в котором обустраивают спальню и игровую комнату.

Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше - преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.

Плюсы домашнего детского сада

  • максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи,
  • маленькое количество детей - 3-5 человек,
  • индивидуальный подход к питанию.

Минусы домашнего детского сада

Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.

По уровню образования дошкольные образовательные учреждение (ДОУ) делятся на категории:

Категория ДОУ присваиваются в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.

I категория - это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.

Самая большая группа детских садов - это ДОУ II категории:

Общеразвивающего вида;
- компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
- присмотра и оздоровления (для детей с ослабленным здоровьем);
- комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)

За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.

Продолжение на 2-й странице.

Самое важное в детском саду - люди, которые руководят воспитательным процессом. «Воспитатели, педагогический состав и, в особенности, директор должны быть ориентированы на индивидуально-психологические особенности детей и отталкиваться от индивидуальности каждого конкретного ребёнка», - говорит детский психолог Алексей Кравченко.

Детский и семейный психолог Алина Алексанянц рекомендует начать с разговора с руководством детского сада. «Перефразируя известную пословицу про рыбу, садик “цветёт” с заведующей. Этот человек - часто голова, душа и сердце организации», - рассуждает Алексанянц. Родители в разговоре с заведующей должны найти отклик и понимание, а смыслы и ценности, которые транслируются руководством сада, должны совпасть с их ожиданиями, подчёркивает психолог.

По словам Кравченко, в детском саду также должны работать узкие специалисты: детский психолог, логопед и дефектолог. «Психолог может продиагностировать ребёнка, понять особенности его развития и выявить наличие у него проблем медицинского характера, связанных с психикой - желательно, чтобы у специалиста была квалификация по клинической психологии», - объясняет эксперт. Реализовать программу, назначенную психологом, может дефектолог. А логопед сможет поставить ребёнку хорошую речь, которая необходима для развития его личности и мышления, заключает Кравченко.

Понаблюдайте за тем, как взаимодействуют воспитатели и дети

Алина Алексанянц советует посмотреть, как проводят время малыши на занятиях и прогулке, о чём разговаривают друг с другом взрослые и дети. «Шум за дверями группы означает, что дети расслаблены. Смех, разговоры, веселье - важные показатели того, что детям хорошо», - объясняет она.

Родителям следует обратить внимание, насколько строго учреждение придерживается санитарных норм: как часто проветривают группу, сколько раз в день дети выходят на прогулку, какой у них режим дня, сколько и в каких условиях они отдыхают. От этого зависит здоровье малышей и, соответственно, возможности для роста, развития и образования, говорит Алина Алексанянц.

Она также рекомендует изучить, какие занятия включены в услуги частного детского сада - насколько они разнообразны, интересны, что предлагается за дополнительную плату. «Отлично, если есть свободный выбор активностей: часто в сетку встраивается очень много занятий, не все из которых действительно нужны ребёнку. Важно не перегружать детей и оставлять свободное время для игр и прогулок», - отмечает эксперт.

Подумайте, насколько цели детского сада совпадают с вашими ожиданиями

«Если в саду заявляют, что готовят ребёнка с самого детства к поступлению в вуз, - значит, будут делать акцент на образовательные моменты. И есть вероятность, что это будет проходить не через игру и свободную деятельность, а в форме учебных занятий», - приводит пример Алина Алексанянц. Родителям, которые хотят, чтобы ребёнок развивался в естественном ритме, психолог советует обращать внимание на те дошкольные учреждения, где больше времени уделяется именно игровой деятельности.

Алексей Кравченко рекомендует всё же не забывать про подготовку детей к школе. «Идеальный детский сад заблаговременно готовит ребёнка к школе и интеллектуально, и личностно - по критериям, которые используются при диагностике педагогами-психологами перед поступлением детей в первый класс», - говорит он. Задача детского сада, в частности, в том, чтобы родителям не приходилось за год до первого класса бегать и искать курсы быстрой подготовки детей к учебному процессу.

Обратите внимание на оборудование, которое есть в арсенале детского сада

Алина Алексанянц советует посмотреть, как оснащены детские площадки, какие игрушки есть в группах, какими материалами воспитатели пользуются на занятиях. «Для развития детей можно применять много всего интересного и полезного - это касается как игровой деятельности, так и образовательной», - рассуждает психолог. В качестве примера она приводит занятия по окружающему миру: к учебникам воспитатель может подключить глобус или интерактивные карты.

Алексей Кравченко рекомендует обратить особое внимание на спортивное оснащение детского сада. «Развитие дошкольника - это не только интеллект и личность, но и во многом мелкая и крупная моторика. Чем больше в детском саду будет возможностей для спорта, тем лучше», - объясняет он. Хорошо, если детский сад будет оборудован спортивными площадками для баскетбола или футбола, уголком, шведской стенкой, залом для занятий ритмикой. Отлично, если удастся найти садик с собственным бассейном, отмечает Кравченко.

Также в хорошем садике ребёнок будет иметь возможности для творчества, говорит он. Важно, чтобы такие занятия были современными и могли заинтересовать детей. «Увлечь, понятное дело, можно чем угодно. Но лучше, если это будут не советские виды творчества вроде бисероплетения, а современные методики развития творческой активности», - считает психолог.

Прислушайтесь к своей интуиции

«Вы идёте в сад, проходите по площадке, заходите в группу - что вы чувствуете при этом? Если вам нравится атмосфера (или, как минимум, она не вызывает у вас отвращения или отторжения), то это важный маркер того, что можно остановить свой выбор на этом садике», - рассуждает Алина Алексанянц.

Если у вас дома достаточно света и пространства, а в саду, по сравнению с вашей квартирой, тесно и темно, то лучше поискать другие варианты, советует она. «Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в саду не как в казённом учреждении, а как дома», - согласен Алексей Кравченко. Эксперты советуют обратить внимание на обстановку в группе, мебель и освещение. «Ребёнку в саду должно быть уютно, привычно и приятно», - говорит Алексанянц.

Нужно иметь в виду, что мамы часто реагируют на детский сад со стороны своего опыта, - и вещи, которые вызывают у них неприятные ощущения или воспоминания, ребёнком могут восприниматься совсем иначе, замечает Алина Алексанянц.

Психолог рекомендует прогуляться вместе с ребёнком в садике или рядом с ним, зайти на площадку или в группу, познакомиться с воспитателями и, если есть возможность, с другими детьми. «Узнайте у малыша, как ему в этом месте, как он себя здесь чувствует, хотелось бы ему прийти сюда ещё», - говорит Алексанянц. По её словам, при окончательном выборе сада нужно обращать внимание и на «взрослые» вопросы, и на ощущения самого ребёнка.

Алексанянц советует рассматривать все перечисленные критерии вместе. По словам психолога, найти полностью идеальное место сложно, и следует определить свои приоритеты при выборе дошкольного учреждения. А на остальные вещи уже можно смотреть спокойнее. «Помните, что школу и сад мы не выбираем на всю жизнь. Если выяснится, что вам или ребёнку что-то не подходит, всегда можно найти новое место», - резюмирует психолог.