Глен доман методика раннего развития в домашних. Обучение чтению: методика Глена Домана

Большинство современных родителей считают, что с самых первых дней жизни ребенка необходимо всесторонне развивать. Сегодня существует множество педагогических систем, разработанных как иностранными, так и отечественными специалистами, направленных на раннее развитие ребенка.

В этой статье мы расскажем об одной из них, популярной уже несколько десятилетий, автором которой является врач-нейрохирург из США Глен Доман. Методика этого автора, способствующая более раннему развитию детей, сегодня широко применяется во всем мире. По ней занимаются как со здоровыми детьми, так и с теми, какие-либо проблемы развития.

Кто такой Доман?

Прежде чем начнем рассматривать методику, скажем несколько слов о ее авторе - Глене Домане. В 1940 году он успешно окончил Пенсильванский университет в Филадельфии, после чего недолгое время проработал в больнице врачом-физиотерапевтом. Всю Вторую мировую войну он прослужил в пехоте, пройдя путь от рядового до командира роты.

Вернувшись к мирной жизни, он возобновил медицинскую практику, а впоследствии занялся реабилитацией детей с серьезными патологиями и заболеваниями нервной системы, а также с различными дисфункциями головного мозга. В 1955 году он создал, а затем длительное время и руководил филадельфийским Институтом развития человеческого потенциала. В результате многолетних исследований и практической работы как с больными, так и со здоровыми детьми, было сделано множество открытий и создана методика развития Глена Домана.

Базовые положения

При разработке системы раннего развития Доман и коллектив возглавляемого им института опирались на следующие принципы:

  1. Только при постоянной работе может расти и развиваться.
  2. Интеллект ребенка лучше всего развивается при интенсивной загрузке мозга с первых дней жизни и до трех лет.
  3. Хорошее физическое развитие маленького человека способствует более интенсивному формированию мозга и двигательного интеллекта.
  4. В фазе активного роста, длящейся с момента рождения и до 3-5 лет, мозг ребенка запрограммирован на обучение и не требует дополнительных мотиваций.

Когда начинать?

Исходя из базовых положений, которые разработал Глен Доман, методика раннего развития может использоваться начиная с 3 месяцев, когда ребенок уже реагирует на предметы. Начинают занятия с демонстрации карточек, на которых изображены разнообразные реальные объекты - фрукты, животные, игрушки, птицы, транспорт и другие. Благодаря таким занятиям развивается речь, внимание, фотографическая и аудиальная память. Родители, на которых использовалась методика Глена Домана, отзывы оставляют положительные, так как для малыша это увлекательная игра, а не скучное обучение. Эта методика рассчитана на детей в возрасте до трех лет, так как позже, отметил Доман, способности к усвоению новой информации значительно снижаются.

Двигательный интеллект

Чем интенсивнее нагружается мозг ребенка, тем быстрее он развивается, выяснил в результате исследований Глен Доман. Методика, которую он разработал, предлагает развивать умственную деятельность малыша через формирование «двигательного» интеллекта, то есть путем освоения разнообразных двигательных навыков. Для «форсирования» развития движений Доман разработал специальный тренажер - трек для ползания. Это узкое пространство, с двух сторон ограниченное бортиками. Ширина трека должна быть такой, чтобы бедра и предплечья малыша касались бортиков. Все это направлено на создание имитации внутриутробного пространства и пробуждении в памяти ребенка «первого рефлекса», благодаря которому он смог появиться на свет. Такой тренажер позволяет малышу уже к 4 месяцам активно ползать и «покорять» довольно большие дистанции, тем самым развивая его двигательный интеллект, головной мозг и способности к восприятию новой информации.

Сделать подобную конструкцию можно и из двух готовых книжных полок, укрыв стенки и пространство между ними мягким одеялом или пледом. Чтобы заинтересовать малыша, в конце «пути» можно устанавливать яркую игрушку.

Главный инструмент

Параллельно с треком-тренажером для раннего развития детей используются специальные карточки.

Они делаются определенного размера и содержат реалистичные изображения и надписи, что помогает ребенку воспринять информацию и получить необходимую для развития нагрузку мозга. Малышу достаточно показать карточки с изображениями изучаемых понятий, а правила, которым они подчиняются, ребенок найдет сам. Как утверждал сам Глен Доман, эта методика при правильном применении сможет воспитать вундеркинда и гения.

Где их взять?

Если возникли заинтересованность и желание позаниматься со своим чадом, то можно:

  • купить;
  • найти комплекты в Интернете и распечатать их;
  • подобрать картинки и сделать карточки самостоятельно.

Только важно помнить, что если используется методика Глена Домана, карточки должны быть с белым фоном, на котором размещается крупное, а самое главное, как можно более реалистичное изображение объекта.

В нижней части красным крупным шрифтом пишется слово, которое обозначает изображенный на картинке предмет, объект или явление.

Правила создания

Для тех, кто решил смастерить карточки Домана своими руками, приведем их основные параметры и характеристики:

  1. Размеры: 28 x 28 см. Как отмечают многие родители, уменьшение на пару сантиметров не сказалось на занятиях.
  2. На каждой карточке - одно изображение.
  3. Фон - только белый.
  4. Изображение должно быть четким и максимально реалистичным.
  5. Название предмета, изображенного на карточке, пишем под ним большими красными печатными буквами. На обратной стороне дублируем надпись карандашом. В дальнейшем там же можно будет записать интересные факты и информацию.
  6. Предлагаемые сведения должны быть новыми и незнакомыми для ребенка, иначе он быстро потеряет интерес.

Как проводить занятия?

Как часто и сколько по времени будут продолжаться занятия, родители решают сами, ориентируясь на физическое и малыша и его режим. Заниматься стоит только тогда, когда ребенок спокоен и бодр, выспался и сыт.

Для занятий нужно подобрать 5 карточек, относящихся к одной теме и демонстрировать малышу каждую по несколько секунд, одновременно произнося название предмета, рекомендует Глен Доман. Методика предусматривает через три занятия замену одной карточки из набора новой. Таким образом, все картинки будут заменены. Примерно за неделю можно неспешно познакомиться и с самим методом, и с карточками.

  • заранее подготовить 5 наборов слов одинаковой или разных тематик;
  • во время каждого занятия один раз демонстрируется один набор;
  • время занятия около 10-15 секунд;
  • в день проводится до 15 демонстраций;
  • каждый набор и карточка показывается ребенку три раза в день.

Учимся читать

Методика чтения Глена Домана основывается на механическом запоминании малышом всего слова сразу, а не складывании его из отдельных букв и слогов.

Сначала ребенку показывают и озвучивают отдельные слова, затем словосочетания, а потом простые предложения. По тому же принципу, что и работа с карточками, строится чтение книг. На протяжении нескольких дней взрослый читает книгу два-три раза за день. В какой-то момент у ребенка возникнет желание прочитать книжку самостоятельно. Так как малыш запоминает слово целиком, а не складывает из букв слоги, видя его в тексте, он узнает и воспроизводит его звучание.

Иностранные языки

Если ваш малыш овладевает родным языком без каких-либо трудностей, то методика Глена Домана английский, да и другой иностранный язык также поможет освоить. Начинать заниматься можно с двухлетнего возраста.

Прежде чем приступить к освоению с ребенком какого-либо иностранного языка, родители должны адекватно оценить свой уровень владения им. Хорошо поставленное произношение и знание грамматических основ будет достаточным, чтобы помочь малышу в изучении нового языка. Если вы сомневаетесь в собственном произношении или знаниях, то лучше найти педагога.

Независимо от того, есть педагог или нет, можно организовать для ребенка следующие потоки информации, которые будут способствовать изучению выбранного языка:

  • Песенки и аудиосказки, телевизионные передачи на этом языке, которые можно включать в качестве фона при играх или укладывании деткам с рождения и до двух лет. Ребенок, вероятнее всего, на экран смотреть не будет, а вот его мозг будет «записывать» слова и звуки.
  • Начиная с двух лет, когда ребенок уже может довольно длительное время фокусировать внимание на движущемся изображении, можно начинать просмотр мультипликационных фильмов, сказок, театральных постановок для детей на иностранном языке. Это поможет малышу соотносить ситуации, движения и предметы со звуками и понимать их смысл.
  • С трех лет можно учить ребенка пользоваться обучающими языковыми интерактивными программами на компьютере или другом устройстве.

Благодаря огромной работе, которую проделал Глен Доман, стала очень популярна. Многие родители берут ее за основу и оптимизируют под развития и состояние здоровья своего малыша, зачастую комбинируя с элементами других систем. Помните, что для ребенка это - игра, и она должна быть веселой, интересной и увлекательной.

Гленн Доман (Glenn Doman) – основатель Института достижения человеческого потенциала.

Более полувека назад Гленн создал издательство «Gentle Revolution», чьей задачей является давать всем родителям советы, необходимые для того, чтобы вырастить высоко интеллигентного, талантливого и очаровательного ребенка, и благодаря этому создать высоко гуманный, здравый и порядочный мир.

В 1964 году была впервые опубликована книга «Как научить ребенка читать», родители по всему миру читали ее, и так началась «Gentle Revolution». Более двух миллионов родителей прочитало эту книгу на английском языке, большое количество матерей написали письма в редакцию с рассказами о том, как легко им было научить ребенка читать.

«Gentle Revolution» во главе с Гленном Доманом стремится к тому, чтобы дать каждому ребенку шанс стать идеальным с помощью родителей.

Книги (4)

Гармоничное развитие ребенка

Эта замечательная книга написана специально для родителей с целью показать, что наши дети намного способнее, чем мы можем себе представить.

Поэтому мы, родители, и оказываемся повинны в том, что бездумно транжирим самое драгоценное время своих детей, запрещая им исследовать окружающий мир физически, тем самым совершенствуя свое двигательное развитие именно в тот период, когда это им легче всего удается. Более того, раннее двигательное развитие ребенка впоследствии повлияет и на его социальное и интеллектуальное развитие.

Как научить Вашего ребенка читать или тихая нежная революция

Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости - чтению?

Насколько умен ваш малыш?

Вся информация в этой книге представлена так, чтобы любая мать и отец, без медицинской подготовки, могли извлечь пользу из неё. Через неё мы можем почувствовать, как может выглядеть мир для новорождённых и как они его воспринимают. Мы лучше понимаем симптомы и расстройства в восприятии новорождённого. Вооруженные этими знаниями, мы знаем в чем нуждается и чего хочет наш ребенок, и у нас может быть большая радость от создания идеальной окружающей среды для него.

Каждый день драгоценен, и Ваш ребенок жаждет знания о мире вокруг него, начиная с момента рождения. Кормить мозг Вашего ребенка так же важно, как кормление его живота.

Цель этой книги состоит в том, чтобы помочь родителям понять мозговую и нервную систему. Родители могут тогда идти ясной дорогой, чтобы увеличить способности своего ребенка. Это не только чрезвычайно важный, но и очень радостный процесс как для матери, так и для ребенка.

Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга

В этой уникальной по своей важности книге Гленн Доман - первопроходец в области лечения детей с повреждениями мозга - несет надежду тысячам детей, многим из которых не сможет помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в таком страшном и, подчас, опасном мире.

Гленн Доман - основатель и глава всемирно известных Институтов Достижения Человеческого Потенциала, в которых прошли лечение 15000 пациентов из США и других стран.

В этой бесценной для родителей и коллег-специалистов книге Доман описывает полувековую историю успешной работы Институтов с детьми с повреждениями мозга, приводя статистические данные с рассмотрением частных случаев и иллюстрируя основные принципы развития мозга таблицами, диаграммами и рисунками.

Комментарии читателей

залия / 8.08.2015 Я хотела бы более подробно ознакомиться с методикой...

Наталья / 8.07.2014 Моя дочь начала читать в 2 года 10 месяцев и это при том, что у нас лишняя хромосома. Я очень-очень благодарна Глену Доману.

Лавр / 7.03.2014 Электронный вариант карточек:
https://itunes.apple.com/ru/app/flash-cards-for-children/id687471827?l=ru&ls=1&mt=8
я постарался сделать главное:
- возможность создавать свои карточки
- возможность самим озвучивать карточки
- в цифрах точки должны каждый раз перемешиваться

Вероника / 30.09.2012 Благодаря занятиям по этой методике мой сын прочел свои первые слова в 3 года и 4 месяца, в 3 года и 7 месяцев он самостоятельно передвигается на руках методом перехвата по горизонтальной "лестнице", установленной над его кроватью. Я пробовала сделать это на детской площадке - там бывают такие же, подходящие мне по росту - это было невероятно трудно! Я осилила только две перекладины. А он шутя по несколько раз в день делает это - 12 перекладин! Мы занимаемся и другими науками - математикой, английским, рисованием - в них тоже есть кое-какие успехи. Это большое счастье, что 4 года назад мне случайно в руки попала эта книга.

Тома / 8.09.2008 Низкий поклон этому человеку!!!
Прочтите его книги и занимайтесь.
Нет ничего более увлекательного и захватывающего, чем успех собственного ребёнка.
Многие разработчики "карточек" как в электронном виде, так и на бумажных носителях, не внимательно или не до конца дочитали всю методику и исказили её.
К примеру, бит информации должен содержать либо слово, либо изображение, а не то и другое на одном листе или экране.
И если при использовании таких материалов, методика не будет работать, причина сами понимаете в чём.
При неукоснительном выполнении техники подачи информации и всего остального, что описано в методике, результат ошеломляет, даже если нет времени и возможности заниматься много (проверено на собственном ребёнке)…

Наталия / 15.02.2008 Во многом согласна с автором.Действительно,у ребёнка должно быть много возможностей и путей познания нашего мира.Чем больше видит,пробует ребёнок,тем быстрей он развивается.

Прошло уже более полувека с тех пор, как Гленн Доман создал свою методику , включающую множество специализированных программ. Сам Доман считал свою методику просто сводом советов, с помощью которых любящие родители могут вырастить интеллигентного, талантливого и обаятельного ребенка. Самой популярной и высоко эффективной программой Гленна Домана считается его курс, обучающий навыку чтения в очень раннем возрасте.

Гленн Доман: сначала лечил, затем учил

Автор методики Домана, Гленн Доман – американский врач физиотерапевт, пионер в области детского развития мозга. В 1955 году он основал Институт Достижения Человеческого Потенциала (IAHP), некоммерческую организацию, выпускавшую учебные программы и книги, направленные на улучшение и ускорение психического и физического развития обычных детей, а также детей с повреждениями мозга.

Изначально организация IAHP была создана для того, чтобы помогать развивать способности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Начиная с 1960-х годов, IAHP начала предлагать курсы, направленные на ускорение развития всех детей, в том числе и здоровых детей. Методики обучения, используемые на этих курсах, опирались на принципы, которые были разработаны для помощи детям с болезнями мозга. Глен Доман написал несколько бестселлеров о развитии детей, которые популярны по сей день. Одна из наиболее популярных программ Домана у родителей - курс по чтению для детей от 1,5 лет.

Какую бы из многочисленных программ в рамках методики Домана вы ни выбрали для занятий со своим малышом, есть некие общие правила, которые, как настаивал сам Гленн Доман, необходимо соблюдать во время процесса обучения. Без них никакое раннее развитие невозможно в принципе.

Вот некоторые из этих простых, но крайне важных правил:

Начинайте как можно раньше

Согласно Методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим. Многочисленные медицинские исследования доказали, что производство синапсов (мест контакта между двумя нейронами) в человеческом мозге напрямую зависит от потенциальной способности учиться, которая имеет максимальную активность именно в возрасте около 6 лет. Это значит, что в период от 0 до 6 лет в ребенка закладываются все основные знания , способности и навыки, которые в будущем можно либо игнорировать (и тогда они «засыпают»), либо активно развивать.

Правильно выбирайте время

Проводите обучение только тогда, когда вы и ваш ребенок чувствуете себя комфортно и готовы к активной деятельности. Не стоит относиться к процессу обучения как к ежедневной рутине. Любой «урок» должен быть максимально позитивным опытом и для родителей, и для ребенка. Приступайте к обучению только тогда, когда ваш ребенок чувствует себя отдохнувшим и сытым. Не начинайте занятия, когда вы знаете, что вскоре вам предстоит отвлечься (например, на телефонные звонки или на готовку ужина). Учитесь и веселитесь одновременно!

Чем более радостным будет мировосприятие вашего крохи в момент обучения чему-то новому - тем крепче и надежнее «осядут» в нем знания, в будущем дав щедрые плоды.

Уважайте своего ребенка

Уважайте ребенка и по-настоящему, искренне, верьте в него. Процесс обучения всегда должен проходить в доверительной обстановке, только тогда обучение будет эффективным, и малыш будет получать от него не только пользу, но и удовольствие. Нельзя недооценивать способности ребенка к обучению, даже если он еще совсем мал. Методика Домана также настаивает на том, что при объяснении ребенку чего-либо, не следует упрощать факты, коверкать названия и «сюсюкать», исходя из того, что мол ребенок еще слишком мал, чтобы понять обсуждаемый предмет.

Любите малыша с нежностью, будто он всегда маленький. Но уважайте его всегда так, будто он уже давно большой.

Умейте вовремя остановиться!

Умейте прервать процесс обучения до того, как уставший ребенок сам попросит вас об этом. Нам, родителям, должно быть важно не только научить ребенка чтению или математике, но и представить ему «процесс обучения» как таковой. То, как мы ведем себя во время обучения, будет в значительной степени влиять на отношение ребенка к учебе в целом, когда он позже пойдет в школу, а затем поступит в институт. Если сейчас, в его ранние годы, мы будем пытаться заставлять его узнать или выучить что-либо, это все равно, что сказать ему: «Обучение – это просто неприятная рутина и тебе придется учиться, нравится тебе это или нет. Перетерпи, но выучи!». Это сформирует у ребенка негативный подход к учебе, который останется с ним на всю жизнь. И автором этого подхода – увы, будете вы.

Планируйте свои занятия

Родители должны планировать уроки и быть последовательными в исполнении выбранного графика. Методика Домана требует времени и усилий, организация и подготовка нового материала перед уроками – один из ключевых факторов успеха. Если вы выбрали тот или иной курс Гленна Домана, прежде чем начать уроки со своим малышом, изучите самостоятельно всю программу до конца, а затем спланируйте план занятий, разбивая весь материал на все более мелкие и подробные составляющие.

Успех методики Домана в том, что она построена на систематическом исполнении и четкости, хоть и полна спонтанности и веселья.

Никаких тестов или экзаменов!

Согласно методике Домана, экзамены – неприятная и неблагодарная деятельность, которая только мешает ребенку учиться . Надо признать, что это правило большинству из нас может показаться очень спорным. А как же элементарная проверка - усвоил, не усвоил? Однако вспомните правило номер 3, которое требует от вас уважения, а главное, доверия к своему маленькому ученику. И кроме того, не забывайте, что хоть процесс обучения Гленн Доман рассматривал как серьезный и осознанный акт со стороны родителей и педагогов, для малыша он должен выглядеть увлекательной игрой, а не обременительным процессом. Поэтому отложите экзамены на будущее - их в жизни человека и так предостаточно.

Создайте обучающую атмосферу

У детей, как известно, очень короткая продолжительность концентрации внимания. Методика Домана подчеркивает, что на время процесса обучения все зрительные, слуховые и тактильные отвлекающие факторы должны быть устранены. Это поможет ребенку лучше сосредоточиться на предмете обучения. Все, что малыш слышит, видит или трогает во время урока, должно относиться именно к уроку - должно помогать учиться, а не мешать.

Говорите четко, громко и энергично

Правильно поставленная речь блестяще работает не только для занятий по методике Домана. Этот принцип справедлив для любого процесса обучения (и даже не только для детей). Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь менять интонацию в зависимости от описываемой в книге ситуации. Если вы называете для ребенка какие-либо предметы или объекты, делайте это весело.

Монотонность и скука - злейшие враги любого процесса обучения.

Адаптируйте свой подход к обучению

Даже самую проверенную стратегию или подход к обучению нужно менять или оптимизировать, исходя из особенностей вашего ребенка. Это касается и методики Домана. Помните, что эта система предназначена в первую очередь для того, чтобы мотивировать и вдохновлять вас на ежедневные занятия со своим ребенком. Но поскольку все дети разные, разным должен быть и подход к обучению. И никто не сможет найти этот подход лучше, чем родители ребенка!

Лучшие учителя для ребенка любого возраста - это самые близкие ему люди: его семья.

Вы можете начать использовать любую обучающую программу в рамках методики Домана и смотреть, что из нее вашему ребенку нравится, а что он не принимает. Даже если речь идет о важных базовых вещах, например, о математике – если ребенку не нравится заниматься счетом, не заставляйте его делать это именно сейчас, иначе у него сформируется негативное отношение вообще ко всем точным наукам. Попробуйте изменить программу, взяв что-то из другой методики, возможно «другая математика» ребенку понравится больше. Не забывайте постоянно искать способы сделать процесс обучения больше похожим на веселую игру.

И если ради повышения эффективности и позитива во время обучения ребенка, вам кажется целесообразным использовать сразу несколько авторских методик раннего развития детей - просто сделайте это!

История появления методики начинается более 50-ти лет назад. Тогда еще молодой американский врач-нейрохирург по имени Глен Доман занимался лечением и восстановлением детей, получивших серьезные травмы мозга. Вроде бы все просто, но парадокс состоит в том, что вылеченные Гленом Доманом дети стали опережать в интеллектуальном развитии своих сверстников. В чем же успех его лечения? Во-первых, при работе с больными детьми, Доман акцентировал свои упражнения на здоровые участки мозга, не затронутые болезнью. То есть, он не больные клетки лечил, а стимулировал здоровые, тем самым улучшая работу мозга в целом и добиваясь полного выздоровления ребенка.

Упражнения Глена Домана состояли в демонстрации ребенку карточек со словами, цифрами, буквами и объектами. Каждую карточку ребенку показывали не более 1-2 секунд, при этом громко произнося то, что на ней написано. Общее время занятия составляло не больше 10 секунд. Такие занятия проводились очень часто, до нескольких десятков раз в день.

Постепенно, по мере освоения презентационных карточек, дети обретали навыки чтения, счета и письма. В дальнейшем, Гленом Доманом были разработаны программы совершенствования и развития физических навыков (для малышей), энциклопедических знаний, иностранных языков, овладения музыкальными инструментами. В итоге, дети, которые совсем недавно были умственно и физически отстающие, стали обгонять своих умных и здоровых сверстников в интеллектуальном и физическом плане, в проявлении творческих способностей и энциклопедических знаний.

В наше время, методикой раннего развития ребенка Глена Домана может воспользоваться каждый родитель, желающий повысить интеллектуальный уровень своего чада.

С какого же возраста начинать пользоваться методикой Глена Домана?

– С самого рождения. Доказано, что мозг ребенка за первые три года жизни формируется на 80 %, а за следующие несколько лет – на остальные 20%. Так что, самое идеальное время для раннего развития ребенка – это возраст от рождения до 3-х лет. Но все мы знаем, как нелегко усадить такого малыша для проведения каких-либо с ним занятий. В этом возрасте они совершенно не расположены к длительному изучению информации. Поэтому карточки Глена Домана – это один из лучших методов ненавязчивого обучения ребенка. Ведь занятия длятся всего несколько минут, а карточки постоянно меняются, что не дает малышу отвлечься или заскучать. Во время презентаций карточек мозг ребенка получает активную стимуляцию, благодаря чему усваиваются знания, которые не объяснишь ребенку в таком нежном возрасте. К тому же, презентации помогают выработать у малыша фотографическую память, что является очень важным преимуществом в интеллектуальном развитии.


Методика Глена Домана (для раннего развития) широко представлена в виде наборов с распечатанными карточками, которые можно приобрести в соответствующих магазинах. Но самое большую популярность получили презентации карточек в электронном виде под названием «Вундеркинд с пеленок». На нашем сайте вы найдете огромное количество электронных презентаций, которые находятся в свободном скачивании и абсолютно бесплатны. Просмотр презентаций на компьютере осуществляется с помощью программы «Power Point». При открытии презентационного файла в этой программе достаточно нажать клавишу F5 и презентация карточек выбранного файла начнется в автоматическом режиме в виде слайдов с картинками и со звуковым сопровождением. Если у вас нет программы Power Point, вы можете скачать ее во вложении внизу страницы.

Как, когда и сколько заниматься с ребенком презентациями на компьютере?

Выберите время, когда ребенок пребывает в наиболее хорошем расположении духа и обратитесь к нему с радостью: «Сейчас я тебе покажу ….» и называете тему карточек, которую вы будете ему сегодня демонстрировать. Заканчивать занятие нужно до того, как малыш начнет скучать. Никогда не ждите момента, когда он сам попросит прекратить. Если вы будете останавливать занятие, когда ребенку оно еще интересно – это будет усиливать желание малыша заниматься и со временем он будет сам вас просить включить презентации.

Просматривать презентации можно несколько раз в день, продолжительностью не более 5 минут каждая. Периодически добавляйте новые темы презентаций, а старые (достаточно хорошо изученные и надоевшие ребенку) убирайте из занятий.

Примечание: Не стоит бояться садить малыша за компьютер в раннем возрасте. Так как одна презентация длится всего несколько секунд, малышам до 1 года такое количество времени за компьютером абсолютно безопасно. Детям старше 1-1,5 лет – можно показывать от 2 до 5 презентаций за одно занятие. В общей сложности это не займет и 5 минут. К тому же нагрузка на глаза во время презентаций самая минимальная, так как в ней отсутсвует смена 24 кадров в секунду, в отличие от телевидения. Так что, просмотр презентаций намного безопаснее для ребенка, чем просмотр мультфильмов. Приятного просмотра!

Материал подготовила: Омельченко Таисия

Основатель: Глен Доман — ученый — нейрофизиолог

Самое важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Глена Домана — ни в коем случае не забывайте о том, что обучение — это не работа, а увлекательная игра.

Материалы Домана были созданы на основе многолетней экспериментальной работы группы учёных. Его методика состоит из пяти основных этапов.

Этапы обучения:

Отдельные слова

Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману. Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Как же выбрать первые 15 слов? Они должны быть самыми близкими и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, занятий, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Вот какие результаты обещает вам Глен Доман после 3 дней следования его рекомендациям:

  • малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак от другого;
  • он сможет прочитать слова.

Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

Словосочетания

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Простые предложения

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения. К этому момент малышу следует знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.

Распространённые предложения

К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению.

В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.

Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.

Книги

На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:

  • она должна содержать от 50 до 100 слов;
  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
  • высота печатного шрифта — не менее 1 см;
  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.
  • прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;
  • текст должен быть крупным и разборчивым;
  • убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
  • сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;
  • прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.

Плюсы методики Глена Домана

  • обучение происходит в игре;
  • ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,
  • у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;
  • метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.

Минусы

  • изготовлениение карточек занимает очень много времени, но этот минус преодолим. Загляните на родительский форум в интернете, и вы обязательно найдете готовые наборы карточек;
  • зачастую малыши, читающие карточки, не узнают эти же самые слова, написанные, предположим, другим цветом;
  • многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется потом со школьной программой, у него чаще возникают проблемы с грамотностью.

Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит.