Нод по духовно нравственному воспитанию в доу. Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела

воспитатель Т.А.Кравченко

Тема : Золотые купола России.

Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.

— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Задачи :

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

  1. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.

Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.

Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.

Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.

Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.

Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам,

Скрылась за рекою, белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где – то за дорогой замирает звон.

— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).

— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)

— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)

— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).

По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.

Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.

— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.

Примерные рассказы детей .

«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.

Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.

Проводиться игра «Острова».

Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».

Вопросы к детям:

  1. О чём говорит эта сказка?
  2. Чему она учит нас?
  3. Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
  4. Какой барашек в сказке?
  5. Какова лиса?
  6. Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?

Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».

Литература:

  1. «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
  2. «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
  3. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./
  4. «Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г./

Наталия Пивень
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Доброта спасёт мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ясли-сад №9 «Солнышко» с. Яркое Поле Кировского района Республики Крым

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «Основные православные ценности.» для детей старшего дошкольного возраста.

«Доброта спасёт мир »

Пивень Наталья Григорьевна-воспитатель

группы «Пчелка»

с Яркое Поле

Цель : Знакомство детей с православной культурой России, введение детей в круг основных православных ценностей, духовно -нравственных понятий и представлений.

Задачи : Формировать представление о православной культуре,о Богородице. Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других. Содействовать формированию уважительного, внимательного, милосердного отношения к ближнему, почтения и любви к близким. Развивать стремление к пониманию нравственных образцов,развивать навыки сотрудничества. Воспитывать стремление у детей придерживаться нравственных устоев православной культуры, воспитывать доброжелательность , желание совершать добрые поступки .

Предварительная работа : Рассматривание разных видов икон, детской Библии, д/игры по оцениванию плохих и хороших поступков.

Методы и приёмы :Наглядный, игровой, практическая деятельность детей, вопросы к детям, д/игры,чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование : Библия,Библия для детей,иллюстрации храмов, икон,

музыкальный центр, мольберты, макет д/игры;

Для детей :силуэты голубей, бумага белая для крыльев (по кол-ву детей) .

О. О.: «Познание» , «Коммуникация» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Развитие речи»

Интеграция о. о.: «Социализация» , «Познание» «Музыка» , «Художественное творчество» .

Виды деятельности : Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкально-художественная,продуктивная.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

Воспитатель : - Ребята, сегодня нас ждет много интересных открытий. Но прежде,чем мы начнем наши открытия,я хочу вас спросить- о чем говорится в загадке :

«Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.»

Дети :-Книга.

Воспитатель :-Правильно, это книга. А какие книги вы знаете?

Дети :- Сказки,словари,книги поэтов и писателей.

Воспитатель :-В мире существует очень много книг. Но есть одна, самая замечательная, очень древняя книга на земле. Книга эта- Библия. Многие великие люди,ученые всегда читали и изучали Библию.

2. Основная часть.

Давайте рассмотрим её поближе- (показ Библии) .Посмотрите –какое великолепное золотое тиснение. Для взрослых в Библии есть только текст, а в Библии для детей и текст, и прекрасные иллюстрации. С первых страниц Библии мы узнали что Бог создал нашу землю за 7 дней.

В первый день он создал свет,день и ночь.

Во второй день- небо.

В третий землю,растения.

В четвертый-солнце,луну,звёзды.

А вот что он создал в пятый день -это вы сейчас должны отгадать.

1 «Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и 2 крыла

Прилетит- плохи дела.

А кого паук боится -угадали?

Это (птица) »

2 «Блещет в речке чистой-спинкой серебристой. (рыба) »

3 «Кузнечик,бабочка,пчела и муравей, и стрекоза. Мы даже муху позовем- и как мы всех их назовем? (насекомые) »

Так кого создал Бог в 5 день (ответы детей)

Правильно птиц, рыб, насекомых.

В шестой день по слову Божиему появились животные. И когда мир был готов, бог создал человека-мужчину и женщину, по своему образу. Назвал их : Адам и Ева. Поручил им заботиться о земле и общаться с Богом.

На седьмой день Бог почил и объявил : что сотворенное им хорошо.

Прошло не мало лет. Людей на земле стало очень много. И Бог дал людям закон. Заповеди, повеления- как и что должен делать человек, что бы любить Бога, ближних и чтобы самому быть любимым. Дал Бог 10 заповедей-давайте запомним некоторые из них : -не говори не правды на других;

Не кради;

Не завидуй другим;

Уважай отца и мать свою.

Ребята, как вы думаете, что значит уважать отца и мать свою? (ответы детей)

Молодцы,вы прекрасно знаете что значит уважать близких людей.

Появились заповеди -тогда же появилось и место где люди могли бы собираться,молиться Богу- первый храм. Давайте подойдем поближе и рассмотрим храмы,изображенные на наших иллюстрациях. (показ выставки, показ сопровождается тихим колокольным звоном)

Теперь храмы строят с красивыми куполами,нарядными украшениями.

Ребята,прислушайтесь…Вы слышите колокольный звон? В каждом храме есть своя колокольня. Всегда во время праздников или перед началом службы в храме звучат колокола…

Ребята подойдите поближе,сейчас мы с вами поиграем.

Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.

На пригорке Храм стоит,

Ну а к Храму путь закрыт,

Мы ворота открываем.

В Храм людей всех приглашаем.

Д/игра «Найди дорогу к Храму» .

Ребята, перед вами открыто много дорог,тропинок в Храм. Но не по каждой можно пройти туда. Если на дороге вам встретился плохой проступок- дорога закрыта, а если хороший поступок –дорога открыта. Итак,кто сможет пройти в Храм? Ход игры.

Молодцы, мы все с вами прошли в Храм. Первое что мы видим в Храме –это иконы (показ икон) .Верующие ставят перед иконами свечи, молятся. Молитва- это особые слова для беседы с Богом или другим православным святым, чтобы они услышали нашу просьбу.

Я хочу рассказать вам одну очень интересную историю, а помогут мне её рассказать- иконы. (Рассказ сопровождается показом соответствующих икон) .

Было это давным - давно. В городе Назарете жил Иоаким с женой Анной. Жили они дружно, хорошо. Одно их огорчало- не было у них детей. Пообещали они Богу, что если родится у них ребенок то они отдадут его на служение в Храм Божий. И вот родилась у них долгожданная дочка Мария.

Когда Марии исполнилось 3 года повели её в Иерусалимский Храм. Марию все очень любили. Была она доброй , ласковой,трудолюбивой девочкой. Она любила читать священные книги,молиться,рукодельничать.

Подросла Дева Мария-к этому времени родители её умерли и заботился о ней дальний родственник- старый Иосиф.

И вот однажды, весной,к Деве Марии явился архангел с длинной веткой лилии в руках. И сказал он что избрал Господь её ,что будет она Матерью сына Божьего. Так и случилось. Стала Дева Мария мамой Иисусу Христу. С тех пор стали её называть –Богородицей. Добрее , ласковее Богородицы не было ни кого. Богородица – защитница для всех людей.

Как вы думаете, ребята, почему Господь избрал именно Деву Марию матерью своему сыну? Какой она была? (ответы детей) .

А вы можете отличить добрый поступок от плохого ?

Д/игра «Наши добрые поступки

Воспитатель - Я Буду называть дела,а вы –если дела добрые , хлопните в ладоши, а если плохие –закрывайте лицо руками.

«Помог маме помыть посуду,разбил окно, собрал игрушки,и тд.»

3. Заключительная часть.

Воспитатель- Мы с вами узнали ,что Богородица была очень доброй ,ласковой и трудолюбивой. Мы научились различать добрые и плохие поступки . Мы узнали, что Библия учит любить ближнего своего, что нужно относиться к людям так как ты хочешь что бы относились к тебе. Если ты хочешь чтобы тебя любили, относились к тебе по доброму ,вежливо с тобой разговаривали- сам относись по доброму к людям ,разговаривай с ними вежливо…Библия учит миролюбию и доброте

А во все времена символом мира, добра ,Святого Духа- был голубь.

Давайте, ребята,сделаем голубя- пусть у нас в группе всегда будет мир, доброта и Дух Святой .

Давайте еще раз сделаем наше упражнение. «Храм.»

Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.

На пригорке Храм стоит,

Ну а к Храму путь закрыт,

Мы ворота открываем.

В Храм людей всех приглашаем.

Практическая работа под музыку Мариетты Ивановой «Стая белых голубей.»

Поднимите, ребята своих голубей! Какие чудесные птицы у вас получились!

Мы обязательно повесим голубей в нашей группе,чтобы они напоминали нам о доброте ,мире, Духе Святом.

Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей)

Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

-Спасибо ,ребята, вам за хорошую работу!

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Что есть добро, что зло?»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Что есть добро, что зло?». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное. Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее. Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека. Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.

Цель:

Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.

Задачи:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

    Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.

    Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.

    Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.

    Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.

    Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.

    Приучать детей к самостоятельности суждений.

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.

Предварительная работа :

    Путешествие с книгой, обсуждение поговорки «Добро не умрет, зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2)

    Рассказы «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «Хорошо что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

    Работа с иллюстрацией (с 16 Хр. №2)

    Беседа на тему «Добрые дела»

Словарь:

Зло, Страх, Одиночество, Голод, Душа, Совесть, Лень, Лодырь.

Материал для занятия:

Альбомный лист,

Фломастеры,

Простой карандаш,

Ластик,

Салфетки из ткани

Восковые мелки

Акварельные краски

Кисточки

Стаканы с водой

Простые карандаши

Предполагаемый результат :

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Музыкальное сопровождение :

    «Если добрый ты» (№30 сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)

    «Дорога добра» (№30 сл. Ю. Энтина, муз. М. Медкова)

Постановка проблемы:

Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ - ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил игрушку в лужу – обидно, опять смех; ребенок не слушается маму – равнодушие. Наблюдается явный дефицит сочувствия, жалости, послушания.

Ход занятия :

Приветствие.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваются: «Доброе утро»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся друг с другом (дети поворачиваются, протягивая ладошки друг другу здороваются под музыку)

У вас у всех ладошки теплые? (ответы детей)

Да, потому что вы все поделились своим теплом друг с другом. У каждого из вас есть своя «дорога добра», моя «дорога добра» ведет меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведет вас ваша «дорога добра»? (ответы детей)

1. Воспитатель:

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по страницам замечательной книги «Добрый мир. Хорошо – плохо» (Хр. №2). Давайте вспомним заповеди для самых маленьких. Самая главная заповедь – послушание.

Есть такая замечательная поговорка «Добро не умрет. А зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

А кто знает, что такое добро, зло?

Дети:

Правила жизни, которые определил Бог; нарушение правил жизни, которые определил Бог.

Воспитатель:

А помощь друг другу – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

Послушание родителям и старшим – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

А бывают ссоры меду детьми?

Дети:

Бывают.

Воспитатель:

А какие дела больше помнятся – добрые или злые?

Дети:

Добрые.

Воспитатель:

Значит – добро не умрет, а зло пропадет.

Я прочитаю вам рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2), а после мы с вами побеседуем.

Воспитатель:

Почему животные не боялись пустынника?

Был ли он добрым или злым?

Откуда берется зло, по мнению Ворона? Голубя? Змея? Пустынника?

Почему Бог велел человеку думать о душе?

Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?

Воспитатель:

Ребята! Подумайте и скажите, а какие добрые дела мы можем сделать.

(Примеры добрых дел, 2-3 примера)

Вот послушайте ребята рассказ «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?

Дети:

Позаботиться о младшей сестре, помочь няне, покормить собачку.

Воспитатель:

Я прочитаю ещё один рассказ «Хорошо, что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

Почему плакал Юра?

Какой вывод сделала мама?

А вам ребята понравилось, как поступил Юра?

Каким словом можно охарактеризовать Юру?

Дети:

Лодырь.

Воспитатель:

Кто-то к нам стучит. Это пришел Доктор Айболит и предлагает поиграть в одну замечательную игру.

Д. Айболит:

Я всех животных и детей лечу лекарствами: таблетками, микстурой, уколами.

А каким лекарством можно вылечить:

Злую Бабу Ягу от злости? (кротостью, добротой)

Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (смирение, уступчивость)

Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушанием)

Будьте здоровы, ребята, не болейте. А если вдруг я понадоблюсь, вызывайте - всегда помогу.

Воспитатель:

Каждое доброе дело имеет свой цвет. И наши добрые дела похожи на радугу (работа с иллюстрацией с. 16 Хр. №2)

Что нарисовано?

На рисунке изображены ступеньки – добрые качества души человека, которые приближают его к Богу. Это – вера в Бога, надежда на Его помощь, любовь к Нему, чистота и смирение (мир души). На вершине – крест, который напоминает о вечной жизни человека с Богом.

Воспитатель:

Выставляется дерево.

Посмотрите, это - то самое заколдованное дерево, о котором говорилось в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево, стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Бывало, путники заходили в этот волшебный лес и присаживались отдохнуть под деревом. А как вы думаете, что становилось с путниками? Какими они становились? Тот, кто садился под «добрую половину» дерева- добрели душой и сердцем. Тот, кто попадал под его «злую половину», становился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?

Что можно нарисовать (Добрые и злые цветы и развесить их на ветках) Но как же нарисовать добрый цветочек и злой? Чем отличается добрый цветочек от злого? (Цветом, характером, линией) Итак, каждому надо нарисовать один цветочек добрый и злой. Помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по контуру. (Мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному. Показываю образец)

Практическая самостоятельная деятельность. У вас на столах лежат кисти и краски, бумага для рисования. Давайте вспомним, как будем работать. Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.

Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.

Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Дети выбирают два силуэта и рисуют добрый и злой цветок. Педагог оказывает нуждающимся помощь и напоминает, что цветы отличаются друг от друга. По мере выполнения работы дети наклеивают свои цветы на добрую и злую половину дерева.

Анализ. – Давайте полюбуемся нашей работай. Можем ли мы продолжить сказку? Как? А если мы перемешаем цветы, сгладим острые углы. Как можно меньше в нас будет злых качеств. Каждый человек будет стремиться быть добрее, а дерево в этом будет помогать.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые- дарят тепло и уют,

Добрые- в ногу со слабым шагают

И никогда спасибо не ждут.

Воспитатель:

Вот и подошла к концу наша прогулка по страницам этой замечательной книги. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми.

Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова"

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
1. Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа
2. Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость, воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году
3. Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза
4. Активизировать словарь: Ангел, молиться, креститься.

Предварительная работа:
- Беседы о православии, о православных традициях,
- Просмотр мультимедийных презентаций,
- Разучивание стихотворений.

Оборудование: презентация-картинки «Правила для детей», Ангел в стеклянном шаре для игры «Круг вежливых слов» .
1. Введение в тему.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Случилась беда!
Дети на улице
Забыли волшебные слова!
Они заблудились,
Они намочились.
Они стали злыми, голодными!
А в чём тут беда?
Да просто дети забыли
Волшебные слова!
Простите, извините,
Вы не подскажите им,
Как быстро добраться
К мамам своим?

Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Какие «вежливые слова» вы знаете?
Какого человека можно назвать вежливым?
В каких ситуациях используются «вежливые слова»?

2. Чтение и обсуждение стихотворений

Ребёнок: Добрые слова.
«Доброй ночи» спать уложит,
«Утро доброе» разбудит,
«Добрый день» во всем поможет,

Но тому, кто добрым будет.

На что похожи «вежливые слова» и почему? (Примерный ответ: на солнышко, потому что каждое утро оно ласково со всеми здоровается; на дождик и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета «вежливые слова»?

Ребёнок: Что за слово?
«Здравствуйте», «привет всем вам», «как вы поживаете?»,
Я надеюсь, вы меня часто вспоминаете?!
Без меня прожить нельзя, просто невозможно!
Что за слово я, друзья, угадать несложно.

Угадали, что это за слово?
Посчитайте, сколько раз в день вы слышите слово «здравствуйте».
Что это слово дарит людям?
Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут слово «здравствуйте»?

Ребёнок: До свидания
Если другу на прощанье скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра новое свидание!
Это слово, как магнитик, всех соединяет
И прощаться навсегда нам не разрешает.

С кем вас соединяет слово «до свидания»? Почему люди говорят друг другу «до свидания»? Какие еще слова люди говорят друг другу при прощании?

Ребёнок: Пожалуйста
Слово это будто ключик, Золотой и сказочный,
Будто самый светлый лучик,
Звать его «пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Как трудится слово «пожалуйста» во дворе, в семье и в садике?
Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда вам помогло слово «пожалуйста».
Произнесите слово «пожалуйста» так, чтобы й оно согрело даже самого хмурого человека.

Ребёнок: Спасибо
Мы спасибо говорим,
За добро благодарим:
За подарок, за заботу,
За вниманье, за работу.
Слово это слух ласкает,
Теплотою согревает.
Тот, кто всех благодарит,
Это слово говорит.
В каких ситуациях вы говорите «спасибо»? Какое слово «дружит» с этим словом? Произнесите слово «спасибо» так, чтобы человек почувствовал вашу благодарность.
3. Динамическая пауза «Вежливая просьба»
Все встают в круг.
Педагог произносит различные команды, например, поднять руки, похлопать в ладоши и т.п., но выполнять нужно только те из них, которые начинаются со слова «Пожалуйста».
4. Просмотр игры-презентации «Правила для детей»























По окончании просмотра все обсуждают значение вежливости.

5. Упражнение «Круг вежливых слов»
Дети встают в круг и, передавая друг другу Ангела, говорят вежливые слова.

6. Итог
По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:
Вежливость украшает человека.
Вежливые слова делают людей добрее.
Вежливость важна в отношениях с другими людьми.
Вежливому человеку проще найти помощь

Заворина Галина Дмитриевна

Завориной Галине Дмитриевне

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №59»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по нравственному воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема НОД: Новенькая.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей старшего дошкольного возраста с понятием – толерантность;

    Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

Развивающие:

    Способствовать развитию навыков социально приемлемого толерантного поведения.

    Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве внутренней и внешней правовой культуры.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей группе в духе толерантности.

2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Оборудование: Кукла Алина, мячик, картонное «сердце» разрезанное на части.

Предварительная работа: чтение с детьми сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок", выучить с детьми стихотворение Е. Трутневой «Доброта», «Толерантность», познакомить с национальностями, проживающими на территории России.

Словарная работа: толерантность.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход занятия.

Воспитатель заносит в группу новую чернокожую куклу.

Дети, хочу вас познакомить с новой куклой она приехала к нам из Эфиопии, зовут Алина и хотела бы остаться в нашей группе, но не знает, примите ли вы её. У неё есть печальная история, она жила в одном детском саду там над ней дети смеялись, показывали пальцем, дразнили и обзывали, поэтому она боится всех детей. Как вы считаете, правильно вели себя дети? Почему? Как поступите вы? Ответы детей.

Вспомните, в какой сказке описана похожая история? (Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил.)

Несмотря на разную внешность, все имеют равные права. Какие права у нас есть? Ответы детей. (Право на жизнь, любовь, заботу, игру. ..)

Игра «Мы с вами похожи»

Для того чтобы Алина не боялась нас и мы лучше поняли друг друга, приглашаю поиграть в игру «Мы с вами похожи». Участники встают в круг, ведущий приглашает выйти в центр участников, у которых одинаковый цвет волос с Алиной, карие глаза, волнистые волосы, имя на букву «А», две руки, две ноги, пять пальцев на руках и т.д.

Видите, сколько у нас общего, несмотря на то, что мы все разные, даже Алина заулыбалась. Каждому человеку приятно, когда ему говорят что-нибудь хорошее. Сегодня мы с вами вспомним о такой приятной вещи, как комплимент.

Игра «Учимся говорить комплименты»

Воспитатель передаёт мяч одному из участников и говорит ему комплимент, тот передаёт следующему и т.д.

Наша куколка Алина совсем перестала бояться, она сказала про вас, что вы толерантные дети.

Вы знаете, что означает слово толерантность? Ответы детей.

Толерантность это способность быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.

А сейчас мы послушаем, как понимает это новое слово…

Ребёнок читает стихотворение.

Толерантность – это значит,

Если дружно все живут.

И теплом сердец согреты,

Садик, быт наш и уют.

Стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

Всегда ли мы с вами проявляем эти качества по отношению к другим людям? Ответы детей.

Алина рассказала про мальчика из Грузии, который не очень хорошо говорит по-русски, ему было трудно подружиться с детьми, поэтому дети смеялись и дразнили. Вы бы его защитили? Что бы вы сказали детям, которые его обижали? На каком языке стали общаться?

Есть язык жестов и мимики, на котором можно общаться с иностранцами, когда не знаешь их языка. Давайте попробуем пообщаться на этом языке. Как бы вы объяснили, что вам хочется пить? (Есть, вы устали и хотите спать, вам нужно найти автобусную остановку..)

Языку жестов и мимики мы научились, куколка Алина хочет посмотреть какие вы дружные.

Игра-тренинг на сплочённость коллектива.

Вдоль стены построиться в шеренгу парами, середина, воображаемая пропасть .

Задача: пройти парой от одной стены до другой поочерёдно, используя разные способы движения, не повторяя движения предыдущих пар, повторил – упал в пропасть.

(Например: одна пара идет на носочках, вторая пара бегом, третья-пара ползет, с ножки на ножку, и т.д.).

Если одна из пар повториться, то дать шанс: Мы даем вам еще один шанс спасти ваши взаимоотношения.

Все благополучно выполнили задание, молодцы!

Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)

Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе и становимся добрее и добрее».

Дети читают стихотворение Е. Трутневой «Доброта»

Ребенок 1.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Ребенок 2.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Ребенок 3.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Ребенок 4.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

С каким новым словом вы сегодня познакомились?

Что значит толерантный человек? (Ответы детей).

Как вы считаете, а вы толерантные дети?

Почему вы так считаете?

Алина хочет вам преподнести символ сегодняшнего знакомства с ней, но вы его должны сложить сами и посмотреть, что получиться. (Дети складывают большое сердце).

Что получилось?

Что оно обозначает? (Ответы детей).

Какие люди вам приятны добрые или сердитые? Почему?

Алине вы очень понравились, она остаётся, потому что у вас есть доброта, любовь, понимание и прощение. Предлагаю исполнить всем вместе танец «Дружба».