Можно ли принимать ванну в церковные праздники. Почему нельзя топить баню в воскресенье? Можно ли ходить в баню на Пасху

Мнение священнослужителей, относительно купания в воскресенье.

После введения христианства Князем Владимиром, воскресенье стало официальным выходным днем. Это было сделано для того, чтобы все рабочие люди, которые до этого работали в воскресенье, смогли посещать церковь, молиться и присутствовать на богослужении.

Можно ли мыться, купаться в воскресенье взрослым, мыть голову, ходить в баню в православии: приметы, мнение священника

Соответственно в воскресенье тяжелая физическая работа отменялась и говорили, что тех кто будет работать в воскресенье, накажет Бог. Это было сделано для того, чтобы запугать людей и заставить их ходить в храм по воскресеньям. Несмотря на это, после официального введения христианства на Руси, многие люди продолжали тайно поклоняться языческим богам.

Воскресенье на Руси:

  • В воскресенье даже нельзя было мыться. Это связано с тем, что раньше, для того чтобы попариться в бане, необходимо было совершить очень много тяжелой физической работы. Например, наколоть дров, растопить баню, вымыть ее. Это было достаточно затратно как по времени, так и по физическим силам.
  • Соответственно до литургии нельзя было успеть натопить баню и попариться. Поэтому люди, которые хотели посетить баню, откладывали свой поход в храм. Этого делать было нельзя.
  • В Благовещенье говорят: «Курочка яичко не несет, девушка косы не плетет». Хозяйка не должна ножницы видеть, иголки брать в руки, скотину из дому выпускать. Прясть нельзя в воскресенье и в праздник, а вязать можно.

Подробнее о купании в православные праздники, можно узнать .

Купаться в воскресенье

Мнение священнослужителей:

  • Сейчас ситуация поменялась, потому как большинство бань платные, и работают они совершенно по другому принципу. Теперь нет необходимости полдня колоть дрова, чтобы попариться в бане. Достаточном заказать помещение на определенное время и прийти попариться. Если у вас своя собственная баня, вы живете в частном доме, то тут все еще проще. Сейчас очень много электрических печей для бани и разнообразных каминов, которые топятся без дров.
  • Священнослужители ничего не имеют против посещения бани в воскресенье, если конечно отдых в бане не заменяется походом в храм. Поэтому, если вы помолились дома или сходили в церковь в воскресенье, можете смело приходить домой и посещать баню, мыться, купаться, либо мыть голову.
  • Исходя из всего вышесказанного, купаться по воскресеньям, принимать душ, ходить в баню не является грехом и Бог за это не наказывает. Священнослужители не запрещают посещать баню и купаться в воскресенье.

Точно такое мнение существует относительно православных праздников, которые припадают на воскресенье или на любой другой будний день. Сейчас многие люди работают в церковные праздники, если они припадают на будний день. Поэтому никакого наказания быть не может



купаться в воскресенье

Можно ли купать детей в воскресенье?

Купать детей воскресенье не просто можно, но и нужно. Дело в том, что чаще всего в понедельник детям нужно идти в школу или в сад. Поэтому необходимо привести детей в порядок, вымыть им волосы и другие части тела.

Служители церкви ничего не имеют против купания детей по воскресеньям. Это никак не перечит правилам, ведь в воскресенье богослужение происходит в первой половине дня. Поэтому после обеда можно спокойно отправляться купаться и заниматься своими делами.



Священнослужители не запрещают купаться, принимать душ, ходить в баню в выходные дни. То есть в воскресенье или в православные праздники можно купаться.

ВИДЕО: Купаться в воскресенье

С давних пор на Руси, для того что бы искупаться, использовали специальное строение — баню. Строили ее обычно на берегу водоемов, так было проще натаскать воды для помывки, и дарило возможность окунуться распаренным телом в студеную воду. Посещение бани, помимо чистоты, укрепляло здоровье посетителя. С баней связано много поверий и легенд. Народная молва гласила что у этого здания есть свой хозяин — банник. И приходящий в баню должен был соблюдать специальные правила поведения, что бы не рассердить его. Не понравившемуся человеку банник мог устроить какую нибудь каверзу или навредить здоровью. Так же строго расписывалось время посещения и дни пригодные для этого.

Запрет на посещение бани в этот день зародился давно. Еще до крещения руси, воскресенье было днем отдых. В этот день устраивали гуляния и народные собрания. После принятия Русью православия, государство строго следило за соблюдением религиозных правил, поэтому по воскресеньем бани закрывались. Нарушавших этот запрет ждало строгое наказание. За время становления этой религии люди настолько привыкли исполнять это правило что придерживаются его до сих пор.

Еще один «запретный» день

Помимо воскресенья, запрет на использование бани в который объясним религиозными причинами, на Руси существовал еще один запретный день — это понедельник. Этот день принадлежал хозяину бани Банник. Любого кто потревожит его покой в этот день он мог покалечить: подстроив перелом или обварив, или вовсе лишить жизни, задушив.

Не ходили в баню и после полуночи, опасаясь застать там гостей банника: нечистую силу. Не допускалось в бане присутствие нетрезвых посетителей. Человек во хмелю теряет концентрацию и быстроту реакции, поэтому может угореть или обвариться кипятком. Так же от выпивки сосуды расширяются и от банного пара может резко подскочить давление.

Баня и здоровье

Банные процедуры оказывают на тело человека оздоровительный и омолаживающий эффект. Находясь в парной кожа человека распаривается открывая и прочищая поры, избавляя от грязи и телесной немочи. Банные веники отшелушивают отмершие частички кожи, насыщают ее витаминами, даря ей чувство бодрости и обновления. Существует много способов лечения различных заболеваний с ее помощью. В старину роженицу помещали в баню, где она обитала еще несколько дней после родов. Считалось что именно в данном помещении появление дитя на свет пройдет наиболее безболезненно и пройдет без последствий для матери и для ребенка.

Банные приметы и традиции

  • Строя баню, под порог закапывали черную курицу.
  • При протапливании бани первый раз в нее брали свежеиспеченный каравай, который после мытья оставляли в подарок Баннику.
  • Если Банник показался на глаза, жди большой беды.
  • Услышанные в бане, топот и непонятные звуки сулят грядущие неприятности.
  • Первыми баню посещают мужчины, а потом туда ходят женщины.
  • Ни в коем случае нельзя плевать в бане. Это жестокое оскорбление ее хозяина. Его месть не заставит себя ждать и вряд ли вам понравится.
  • Не пользуйтесь чужими банными принадлежностями, заберете себе все несчастья их владельца.
  • Ходить в баню по одиночке не рекомендуется.
  • Обмылки выкидывать нельзя. Лучше всего закопать их в укромном месте.
  • Для человека обязательно посещение бани в следующие дни:после празднования Масленицы, в Чистый четверг, перед ночью Ивана Купалы(7 июля).
  • Запрещалось в бане бранится, скандалить и прелюбодействовать.
  • Баня считается своеобразным местом встречи мира людей и мира духов, поэтому частенько служила для магических обрядов и гаданий.

Спрашивает: Татьяна

Отвечает:

Уважаемая Татьяна!

Четвертая заповедь Закона Божия не запрещает мыться в воскресные и праздничные дни, которые должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

Но такие дела можно делать и в будни, и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения), зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то тем более - дела бесполезные, плотские и порочные.

Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности.


Ответ на этот вопрос прочитали 1746 посетителей

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

– это те дни, которые человек должен посвятить Богу и своему общению с церковью. Такой взгляд на эти дни свойственен всем мировым религиям. Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, или , выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, делать во время церковного праздника.

Уже после того как вы посетили богослужение, можно и мыться, и делать уборку дома, и выполнять другие свои дела. Смысл запрета не в том, чтобы вообще не мыться или не убирать ничего дома в праздник, а в том, чтобы не подменять общение с Богом в эти дни ничем другим. В первую очередь религиозные дела, а уже во вторую – личные, мирские.

Тем не менее праздничные и воскресные дни – особенные, ведь не зря считается, что шесть дней нужно работать, а седьмой отдавать Богу. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних, изучению Слова Божьего и другим добрым делам. А уборку хорошо бы предусмотрительно закончить в , чтобы воскресенье встретить в чистом доме.

Если человек в праздник не работает, потому что нельзя, а в церковь все равно не идет – это уже простое суеверие, и это неправильно.

Религиозные праздники, когда нужно мыться

Существуют особенные дни, когда мытье и уборка входят в церковные ритуалы. Например, это всем известный Чистый Четверг, когда следует не только помыться самому, но и очистить весь дом, постирать все и проследить, чтобы дети в семье тоже не забыли помыться.

Еще один праздник, который подразумевает водные процедуры – Крещение. В этот особенный день люди в России окунаются в прорубь, а те, которые не имеют возможности сделать это, должны хотя бы помыться дома под душем.

Когда запрещено купаться

Ильин день – это время, после которого наступает «официальный» запрет на купание в природных водоемах. Отмечают его 2 августа. В народе говорят: «Святой Илья в воду написал».

После второго августа обычно устанавливается переменчивая погода с холодными ночами, и температура воды перестает быть подходящей для купания.

Суеверия

Существует множество суеверий, связанных с различными православными праздниками. Например, считается, что в день св. Иоанна нельзя пользоваться ножами, а особенно опасно разрезать любые круглые предметы. Говорят, что в Рождество нельзя шить, это дурная примета. А на Сретение запрещены поездки, особенно дальние. Под Благовещение же не рекомендуется девушкам заплетать косы. Церковь не одобряет эти суеверия, считая их заблуждениями.