О братьях наших меньших

В современную начальную школу все более активно входит проблемное обучение, позволяющее эффективно формировать мотивацию читательской деятельности, читательскую компетентность, важной составляющей которой является эмоционально-ценностное отношение читателя к художественному произведению. К сожалению, как показывает опыт, учитель начальных классов не всегда способен самостоятельно выстроить систему проблемных вопросов при изучении сложного классического текста.

Представляю один из вариантов проведения урока по хрестоматийной сказке «Гадкий утенок» «короля сказок» Г.Х. Андерсена.

В ходе данного сценария урока школьники включены в учебный диалог, чему способствует серия проблемных вопросов, активизирующих их аналитическую читательскую деятельность, знания о жизни писателя, важнейшие читательские умения. В результате такого занятия юные читатели должны постигнуть идейную концепцию философской сказки автора, углубить представления о личности выдающегося писателя, а также осмыслить некоторые базовые духовные ценности творчества Андерсена.

Предметные задачи урока:

  • углубить представления школьников о жанре литературной сказки;
  • раскрыть своеобразие философской и автобиографической сказки;
  • формировать представления обучающихся о личности Андерсена;
  • развивать умение составлять план крупнообъемного текста по сюжетно-смысловым частям и озаглавливать их;
  • совершенствовать умение видеть особенности характера персонажа через анализ его поступков, внешнего вида, внутренних переживаний.

Примерный ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию произведения учитель может рассказать о трудной судьбе писател я.

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) родился в старинном датском городке Оденсе, в семье сапожника. Его детство проходило среди самых обыкновенных людей, в самом обыкновенном жилище, но не было такой обыкновенной вещи, которая не превращалась бы для него в чудо: рассказы старух из соседней богадельни становились в его воображении волшебными историями; ножницы, которыми кроила его мать, в его руках принимались плясать на бумаге, вырезая причудливые фигурки; одних названий пьес на театральных афишах было довольно, чтобы он сочинял и разыгрывал с помощью самодельных тряпичных кукол целые спектакли.

Позже он увлекся театром и настолько, что устроил дома свой кукольный театр, для которого сочинял пьесы, вырезал из бумаги костюмы и декорации.

В 1819 году, после смерти отца, Ганс отправляется в столицу Дании Копенгаген попытать счастья. Он хотел осуществить свою мечту - стать актером. После долгих мытарств Андерсену посчастливилось найти людей, которые помогли ему и прежде всего устроили его в гимназию, чтобы он получил образование. И вот великовозрастный ученик сел за парту рядом с детьми, которые были гораздо младше его. Трудно представить, сколько насмешек пришлось выдержать Андерсену от своих одноклассников. Но Ганс выдержал, окончил гимназию, а затем и университет. Об этом периоде жизни он позже написал сказку «Гадкий утенок».

Став знаменитым писателем, Андерсен говорил: «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни». И он щедро дарил радость каждой своей новой сказкой. Андерсен выступал с чтением сказок перед народом. Он не только не отрекся от своего «низкого» происхождения, но гордился им и хотел, чтобы его сказки согревали детство ребятишек из таких же семей, в какой вырос он сам.А самыми заклятыми его врагами были лень, пустота, невежество и чванство, процветающие в «высших» кругам общество. Именно эти качества он и высмеивал в своих сказках.

Естественно, знать не могла простить Андерсену острых насмешек. Высокопоставленные бездельники говорили: «Какой-то сын сапожника осмеливается потешаться над нами! И фамилия-то у него кончается на -сен, что служит признаком низкого происхождения». Но в 1855 году, когда писателю исполнилось 50 лет, его наконец признали на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, и в его честь устроили даже иллюминацию.

Перед чтением сказки учитель может задать детям проблемный вопрос : Как отразилась жизнь писателя в его сказках?

Затем начинается комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми .

После чтения учитель организует проверку восприятия с помощью вопроса: Какая это сказка - грустная или веселая? Ответы учащихся на этот вопрос могут быть противоположными, что вызывает необходимость более внимательного перечитывания сказки с целью разобраться в ней.

В ходе крока обучающиеся перечитывают сказку и одновременно выполняют сложное задание: делят текст сказки на части и озаглавливают их. Можно выделить пять частей в соответствии с сюжетно-смысловыми частями сказки, однако это деление условно, в каждом классе может быть предложено иное деление текста*.

*Примечание: это задание выполняется не сразу, а по мере перечитывания сказки и анализа ее частей. Поэтому последующие задания будут выполнены раньше, чем составление плана, который в итоге должен обобщить представления учащихся как о структуре произведения, так и о судьбе главного героя.

Возможные формулировки пунктов плана.

  1. Тяжелая жизнь утенка на птичьем дворе.
  2. Начало скитаний. Встреча утенка с «истинными друзьями».
  3. Первая встреча с чудесными птицами.
  4. Страдания утенка холодной зимой.
  5. Весна и счастливое преображение утенка.

Остановимся более подробно на первых частях сказки, так как они вызывают наибольшие затруднения при анализе.

Анализ п е р в о й ч а с т и сказки. После ее перечитывания целесообразно выполнить задание викторины , развивающей внимательность и умение читателя ориентироваться в тексте.

Вопросы викторины:

Кто из персонажей сказки говорит эти слова?

  1. «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
  2. «Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.»
  3. «Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце
  4. «... какой-то он большой и несуразный! Не мешает его немного проучить.»

Викторина может быть представлена на доске или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. После выполнения этого задания школьники делают вывод о том, что никто из обитателей птичьего двора не любил утенка.

Что послужило причиной такой нелюбви и презрения? У утенка «доброе сердце», но он не похож на других, он не такой, как все. Эта идея связана с открытой антимещанской направленностью сказки, которая видна во всех романтических произведениях писателя. Писатель выступает против ненавистных ему чванства и жестокосердия, которые царят в «высшем» свете.

В завершение работы над первой частью учащиеся составляют устный рассказ о жизни утенка на птичьем дворе (как вариант в сильном классе - творческий пересказ от лица героя). При ответе они могут пользоваться записями из викторины.

Анализ в т о р о й ч а с т и сказки. С какими «друзьями» повстречался утенок во время скитаний? Как каждый из них понимал, что такое «дружба»? Найти в тексте и выборочно зачитать, чему они учили утенка.

Выводы о персонажах второй части: В каком смысле автор использовал слова «истинные друзья»? С насмешкой, иронией. Истинная дружба, по мнению писателя, в умении понять друга и помочь ему в трудную минуту. Никто из сказочных персонажей не смог этого сделать, поэтому утенок и уходит от этих «друзей». Учитель подводит учащихся к пониманию основной идеи этой части сказки: герой одинок и несчастен, его никто не понимает и не ценит, несмотря на заверения в дружбе.

При анализе т р е т ь е й ч а с т и особое внимание нужно обратить на внутренние переживания утенка. В соответствии с этой задачей дети перечитывают текст и подчеркивают слова, выражающие противоречивые чувства героя:

  • «...непонятная тревога»;
  • «...закричал… так громко и странно, что сам испугался»;
  • «...долго еще не мог опомниться»;
  • «...полюбил, как не любил до сих пор никого на свете»;
  • «...красоте их он не завидовал».

После перечитывания этого эпизода обсуждается вопрос : Почему утенок испытывал такие разные чувства? Далее следует работа над выразительностью чтения эпизода с целью передать многообразие чувств героя.

После окончательного составления плана сказки и обсуждения судьбы героя учитель обобщает представления о своеобразии сказки Андерсена: в отличие от народных сказок о животных писатель подробно изобразил судьбу своего героя, нарисовал неповторимый характер, опираясь на его внешний вид и поведение. Особое внимание автор уделил описанию внутренних переживаний утенка и его отношений с другими персонажами.

Далее педагог возвращает детей к вопросу, с которого началось обсуждение: Какая это сказка - грустная или веселая ? Сказка Андерсена особенная: и грустная, и радостная. В ней автор изображает страдания и унижения героя, но благодаря трудной одинокой жизни он сумел по-настоящему оценить свое счастье.

Учитель подводит учащихся к обобщенному пониманию идейного смысла сказки : Что хотел сказать нам писатель, рассказав о трудной и прекрасной судьбе гадкого утенка? Возможные варианты ответов:

  • жизнь сложна и противоречива, в ней переплетаются страдания и радость, грубость и красота;
  • страдания и скитания необходимы, так как они обостряют восприятие счастья;
  • внутренний талант и душевная чуткость обязательно будут вознаграждены;
  • страдания и счастье делают чувствительную душу благородной и великодушной - утенок прощает своих обидчиков и т. д.

Обсуждение автобиографического характера сказки.

Как автор относится к своему герою? Дети находят в тексте и зачитывают восклицания автора, показывающие его сострадание, любовь и жалость к герою. Почему писатель так нежно любит некрасивого утенка? Учитель подводит детей к выводу о том, что в этом образе отразилась судьба самого Андерсена (в слабом классе можно напомнить рассказ о трудной жизни писателя и обратить внимание детей на портрет писателя, на котором он изображен внешне некрасивым).

В заключение обсуждается проблемный вопрос о личности Андерсена, как она отразилась в этой автобиографической сказке: Можно ли, прочитав эту сказку, сказать, каким человеком был сам Андерсен ? Возможные варианты ответов:

  • Андерсен, как и его герой, сам много страдал от непонимания и насмешек грубых людей;
  • писатель, как и утенок, был очень ранимым и чувствительным человеком;
  • как и герой сказки, писатель был великодушным человеком, мог прощать своих обидчиков и врагов;
  • несмотря на беды и страдания, Андерсен верил в победу красоты, добра и справедливости.

Контрольная работа
по детской литературе №1
«Анализ зарубежной литературной сказки»

Выполнила:
студентка
группы РЛ-31
Малаева Р.
Проверила:
Николаева С. Ю.

История создания
«Гадкий утёнок» - сказка датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, впервые опубликованная 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен.
Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Именно поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена.
Я всегда с недоверием отношусь к поискам в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты и слова автора:
«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)
Современники о внешности Андерсена:
«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
По самим местам действия сказки также можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо - это Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили гадкого утенка - столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом - одна знакомая Андерсену семья, в которой хотя и благожелательно принимали молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.
Стиль Г. Х. Андерсена
Из сказанного выше, я хочу выявить одну из особенностей стиля датского писателя – автобиографичность, которая имеет место не только в выбранной мной сказке, а также во многих других его творениях.
Впервые появившиеся на прилавках книги Андерсена поразили читателей своими героями, которые действительно были необычными. Принцессы его отличались трудолюбием и самоотвержением. В общем, его герои это обычные дети, а истории почерпнуты из обычной жизни.
Произведения Андерсена отличаются также удивительной фантастикой. Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности.
В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту.
Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык манеру письма художника.
Родниковая ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей - таковы особенности андерсеновского стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия.
Звукоподражание является важным элементом в языке андерсеновских сказок и придает ему характерность.
Звукоподражание органически слито с другой особенностью андерсеновской речи - разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.
Реальный мир в сказках Андерсена предстает таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.
Динамичность повествования - одно из характернейших свойств стиля Андерсена-сказочника.
У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели.
Мастерское умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочен его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия.
Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей.

Анализ сказки «Гадкий утенок»
Сначала обратим свое внимание на название сказки. На мой взгляд, оно отвечает на вопрос «о чем?», следовательно является темой произведения.
В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.
Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но,как и многие литературные сказки, она имеет черты других жанров.
Я думаю, что в сказке есть элемент мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становится игрушкой неподвластных ему событий.
Тема "Гадкого утенка" распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и воланами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя. Сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремится выжить, во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается – порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой хваткой.
Если говорить откровенно, то на мой взгляд, утенок не был гадким, он не вызывал у меня отвращения или неприязни. Причиной того, что его изгнали, можно считать лишь то, что он отличался от других, от окружающим. Утенок был не гадким, он был иным. Его мама увидев его сказала: «И совсем не похож на других
В сказке проявляется и стиль автора, такой как динамизм повествования:
«Пиф! Паф! - раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым облаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой. По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлёп-шлёп! И камыш раскачивался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и - шлёп-шлёп! - побежала дальше »…
Также сказка имеет психологическую окраску. Автор описывает нам душевное состояние героя с помощью его внутренних монологов:
"Это оттого, что я такой гадкий", - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда.
"Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. - Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!"
“Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!”
А также о психологической напряженности свидетельствует следующее:
«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты».
Конфликт с обществом перерастает в личный. Слова его матери, которые явно выделяются на фоне других:
“Глаза б мои на тебя не глядели!”
Эта сказка очень чувственна, мы полны переживаний в процессе чтения:
Автор сам не удерживается от сочувствия своему герою:
«Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».
Символизм в сказке. Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней матери, но большинство взрослых женщин унаследовало кое-что и от истинной, внутренней матери. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому терпит крах и лишает ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается.
Также если говорить о символах, то примечательным является образ человека, спасшего утенка изо льда. Это спасение может символизировать вызволение изо льда, т.е. спасение от недостатка чувств, безразличия.
Несмотря на то, что это сказка о животных, мы все же видим в них сходства с людьми. Это потому что автор изобразил их животными лишь внешне. Андерсен показывает нам отношения между людьми. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам предстоит
этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице; нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка. Добрый знак, когда большой утенок хорошо гребет лапками в воде - есть надежда, что из него все же выйдет толк.
Да, человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения, И особую прелесть им придает забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями.
Все персонажа этой сказке можно найти реальных аналогов среди людей. В нашей жизни мы можем встретить и «жирную утку, петуха, курицу, кота и самого героя».
«Гадкий утенок» - почти экзистенциальная драма, даже притча об одиночестве, взрослении, утрате иллюзий. Читая сказку, мы видим нелегкий путь становления главного героя. Ведь с самого начала его жизнь была сплошными испытаниями:
«Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою»
«Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры»…
«А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью»…
«Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму»…
Но несмотря на все беды и горести, несмотря на отчаяние, маленький, беззащитный утенок оказался сильнее обстоятельств, и в конце концов обрел свое счастье:
«Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами»…
В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

3 дек 2014 ... Реальное и фантастическое в этой сказке. ІV. .... д) на птичьем дворе; (« Гадкий утенок») ... в группах (по списку по 4 человека) подробный пересказ эпизодов сказки по плану. ... 3-я группа-встреча с принцем и принцессой; ... музична композиція · Позакласний захід з географії, 9-11 клас. Литературное чтение. 3 класс. II семестр (по учебнику Н. В. Гавриш... пользуясь предложенным в пособии материалом, составить собственные планы-конспекты уроков курса. ... X. К. Андерсен «Гадкий утёнок» (продолжение) . 22 сен 2015 ... Сочинения › Сочинение «Добро и зло в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная... за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, ... 3 автора, отмечая его национальное своеобразие и общечеловеческую... Содержание программ 5–9 классов определяется кругом интересов... В дальнейшем, при знакомстве с рассказом Е. И. Носова «Белый гусь», это...... Составление плана к тексту художественного произведения (несколько эпизодов). Авторы программы по литературе для 5 класса общеобразовательных учреждений с... 3) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов; ... сказки «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», « Гадкий утёнок», «Девочка со... Киплинг написал один рассказ, другой и - увлёкся. Ханс Кристиан Андерсен написал десятки сказок о детях-сиротах. ... Его сказка Гадкий утенок была впервые опубликована в 1845 году. ..... должна быть мать, как она должна поступать, что были приняты во времена ее детства . ... В сказке Гадкий утенок утка-мать испытывает душевный разлад, она... метаурок 11 класс, зарубежная литература. ... Композиция новеллы состоит из 3-х частей, имеет завязку, кульминацию, развязку. Сюжет новеллы... Сказки и рассказы из знаменитого сборника и вошли в эту книгу. ... С этого момента операция «Эмиль» идет по строго разработанному плану и с.... быть мальчиком, вырасти и стать независимой, а еще она хочет писать книги. ... я была гадким утенком очень-очень долго, а теперь я старый гадкий лебедь. 17 апр 2014 ... Фразеологизм «Гадкий утенок» - о человеке, чьи истинные достоинства... Ганнибал угрожал существованию Рима в III веке до н.э., но римляне помнили.... штаб русской армии разработал план взятия Федюкиных гор. ..... Возникновение фразеологизма - из юмористических рассказов Н. Другие сказки. Дворовый петух и флюгерный · Гречиха · Ганс Чурбан · Гадкий утенок · Воротничок. Аисты · Ангел · Бабушка · Бронзовый кабан (быль) ... Рабочая программа по чтению (3 класс) по теме: Рабочая программа по литературному чтению 3 ... сочинение чему посвящен рассказ муму против чего он направлен для 5 класса. Я с... Как писать школьные сочинения: Как написать сочинение рассуждение? - Такая форма учебного... Сборник аудиоспектаклей по произведениям российских и зарубежных писателей в исполнении... КУРСЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА И МАСТЕРСТВА ОБЩЕНИЯ, Интересное,Крылатые фразы. Значение... План пересказа для сказки Андерсена Гадкий утенок: Рождение утят. ... тэги: 3 класс, ганс христиан андерсен, как написать, как... Краткое содержание сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» с экранизацией. Читается за 2 минуты (оригинал - 15 мин). «Гадкий утёнок» (дат. Den grimme Ælling) - сказка датского писателя и поэта Ганса... Содержание. [скрыть]. 1 Сюжет; 2 Автобиография; 3 Культурный аспект; 4 Нарицательное употребление; 5 Примечания; 6 Ссылки... Ханс Кри́стиан А́ндерсен (во многих изданиях на русском языке имя писателя указывается... Орден Красного орла 3-го класса... В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от.... Садовник и семейство; Гадкий утёнок; Истинная правда; Суп из колбасной палочки... 6 фев 2015 ... Было задано написать отзыв о прочитанной сказке Дикие лебеди. ... 3 класс. Даётся определение понятия отзыв - мнение, суждение о прочитанной книге, содержащее оценку поступков и... Авторы учебника предлагают следующий план. 1. .... Гадкий утёнок, Снежная королева. ... Приём посетителей администрацией · План работы Центра · 548 слов от Ефима Рачевского · Желающим у нас учиться... Список книг для чтения на лето. I класс. II класс. III класс. IV класс. V класс.... 3. Е. Чарушин. Страшный рассказ. Кот Епифан. Друзья. Никита-охотник. .... Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал... Гадкий утёнок. Х орошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу... 30 сен 2013 ... Точнее, о сказке Ганса Христиана Андерсена “Гадкий утенок”. ... И не только пожелал, но и выполнил свой глупый-преглупый план. ... в левую руку и продолжал писать, но зеркально – справа налево. ... Учась во втором классе, я подошел к учительнице и сказал: “Ты..... 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7. ... в теплые края на цветок, где малышка и знакомится с королем эльфов... Сказка Дюймовочка скачать: Дюймовочка. Гадкий утенок · Снежная королева... План пересказа для сказки Андерсена Гадкий утенок: Рождение утят. ... тэги: 3 класс, ганс христиан андерсен, как написать, как...
как написать план к рассказу гадкий утёнок 3 класс

  • [ No Tag ]
  • 07:51/
  • Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме. Запиши их названия и авторов.

Э. Блайтон "Знаменитый утёнок Тим", С. Я. Маршак "Усатый-полосатый", Л. Н. Толстой "Булька", К. Ушинский "Бишка", Л. Е. Керн "Послушай-ка, слон...", М. М. Пришвин "Ёж"

  • Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так:

Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтенького беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган.

Трусливый утёнок

Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтенького беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган. Конечно, мама-курица не бросила крошку-утёнка и взяла его с собой в курятник. Но приёмыш очень боялся нового дома и прятался в гнезде за маму-курицу. Его так и прозвали Трусишка.
Один раз, когда утёнок подрос, мама-курица снова повела своё семейство к пруду. Трусишка шёл последним и всё время оглядывался по сторонам. Вдруг один цыплёнок упал с берега в воду и пошёл ко дну. Мама-курица бросилась спасать малыша, но Трусишка, как жёлтая молния, промчался мимо неё, прыгнул в воду и широким клювом выбросил цыплёнка на берег. Все цыплята радостно запищали, а утёнок захлопал по воде крыльями и громко крякнул. С тех пор никто в курятнике не называл его Трусишкой.

  • Возьми в библиотеке книгу Г.-Х. Андерсена "Гадкий утёнок". Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую придумал ты сам? Данные сравнения занеси в таблицу.
"Гадкий утёнок",
Г.-Х. Андерсен
Рассказ собственного сочинения
Жанр (сказка, рассказ, стихотворение) сказка сказка
Герои Гадкий утёнок, мать-утка, утята, птичий двор, старушка, курица, кот, лебеди Трусишка, мама-курица, цыплята
События У мамы-утки вылупился безобразный утёнок, которого все осыпали насмешками, пока он не решил уйти с птичьего двора. Вскоре он увидел в собственном отражении прекрасного лебедя. Мама-курица нашла утёнка и привела его к себе в курятник. Он носил прозвище Трусишка, пока однажды не спас цыплёнка.
Чем произведение заканчивается? Превращение Гадкого утёнка в прекрасного лебедя Превращение Трусишки в храброго и смелого утёнка
  • Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

Упражнение «Гусеница»

Деление на группы (Мозаика).

Учитель.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!



Слайд 2

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

-

сказки.


И знаем, что сказки бывают по виду - Бытовые, волшебные и о животных, а по авторству - литературные (авторские) и народные.

(«Дикие лебеди»

-

Ученик

С 1967 года - день рождения Х.К.Андерсена, 2 апреля, стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

Ученик

Ханс - Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец - сапожник, мать - прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

5. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Приём “Прогнозирование”.

Дети обобщают

-

- , завязывается спор:

6. Знакомство с произведением. (25 мин.)

1. Антипация по заголовку

2.Словарная работа.

5 проверка восприятия.

1гр.-ст 88-91

2гр. Ст.91-93

2) Приём “Корзина идей” :

(На доске -аппликация гадкого утёнка)

-„Чем все закончится?”

Физминутка для глаз (1 мин.)

Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить варианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. В основе лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы с учениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главной мысли произведения).

Физминутка (1 мин.)

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)

Олицетворение )

Предлагаю подумать - а как может повести себя утёнок в такой ситуации?

Был ли он высокомерен?

)

9. Рефлексия. (2 мин.)

Рефлексия В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. В центральном парке столицы - напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.

10. Итоги урока

Спасибо вам за урок!

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок" »

Урок литературного чтения.Х. К. Андерсен "Гадкий утёнок". 3-й класс

Цель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

Вид деятельности – работа с художественным текстом.

Тип урока : Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.

Оборудование:

    Учебник: “Литературное чтение”. Ч. 1

    Презентация по сказкам Г.Х. Андерсена

    ТСО: эл. магн.доска, компьютер.

    Карточки для групповой работы.

  • Оценочные листы

    Награды звёздочки

    Аппликация гадкого утёнка

    Белые розочки (сделанные ребятами)

Ход урока

    Организационный момент (1 мин.) Создание коллаборативной среды

Упражнение «Гусеница»

Деление на группы (Мозаика).

Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добра больше станет!

2. Мотивация учебной деятельности. (1-2 мин.)
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.

Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

Слайд 2

3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется «Жили были сказки»

В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки. -Почему вы любите слушать и читать сказки?

Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)

на прошлом уроке мы с вами составили кластер

И знаем, что сказки бывают по виду – Бытовые, волшебные и о животных, а по авторству – литературные (авторские) и народные.

А в каких сказках мы не можем ничего изменить или вставить что-то своё?

Вот сегодня мы с вами познакомимся ещё с 1 сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

Как начинаются русские народные сказки? Ну, конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»

У Андерсена все иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:

1. «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку...» («Огниво»)

2. «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?..» («Пастушка и трубочист»)

3. «Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь!..» («Снежная королева»)

4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король...» («Дикие лебеди»

4. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)

Хотите познакомиться ещё с одной сказкой Андерсена?

- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений и животных. Сам писал: “ Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: “Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории”.

Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

Чтение стихотворения учеником

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

У. Сегодня мы будем работать над содержанием этой сказки. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Ученик

С 1967 года – день рождения Х.К.Андерсена, 2 апреля, стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

Ученик

Ханс – Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец – сапожник, мать – прачка. В 15 лет с несколькими талерами в кармане он отправился в Копенгаген искать счастья. Он очень хотел стать актером, добился того, чтобы его прослушала знаменитая артистка. Та хохотала до упаду, глядя на него, потому что актера из подростка не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. И Ганс закончил сначала гимназию, а потом университет.

-А какие произведения Х.К. Андерсена вы уже читали?

Наверное, нет в мире человека, который не знает имя замечательного датского сказочника Х.К.Андерсена. «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Соловей», «Дикие лебеди» - кто не читал этих «историй»? Волшебный мир Андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

5. Подготовка к первичному восприятию произведения.

Приём “Прогнозирование”.

А что вы уже знаете о лебедях? (Дети рассказывают о них)

Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока.

- Дети высказывают свои предположения , завязывается спор:

Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания.

6. Знакомство с произведением. (25 мин.)

1. Антипация по заголовку

Что вам сообщает название произведения?

(Сказ. О животных. , ГЛ. герой_ утёнок, который был некрасив, гадким или таковым казался кому-то, он у всех вызывал отвращение

2.Словарная работа.

Как вы понимаете слово гадкий?

Придумайте синонимы к слову ГАДКИЙ-

(противный, мерзкий, омерзительный, отвратительный, скверный, неприятный…)

Неужели утёнок был именно таким?

3. Установка на эмоциональный настрой.

И так я приглашаю всех в сказку, но хочу предупредить, что сказки Андерсена часто бывают грустными,герои сказок подвергаются тяжёлым испытаниям, страдают. А что если это именно такая сказка?

4. Комбинированное чт.1 части сказки

1-читает учитель-ученик-учитель

5 проверка восприятия.

Приём Закрытый и открытый вопросы по прочитанному

1гр.-ст 88-91

2гр. Ст.91-93

1) Просмотр мультфильма по сказке Андерсена

2) Приём “Корзина идей” :

(На доске –аппликация гадкого утёнка)

-„Чем все закончится?”

(на стрелочках - линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста)

Ответы детей группы № 1 (самооценивание и взаимооценивание)

Ответы детей группы № 2(самооценивание и взаимооценивание)

Физминутка для глаз (1 мин.)

2) Чтение “буксир” (за сильными учениками)

Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположитьварианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. Воснове лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы сучениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главноймысли произведения).

Так как же встретили утёнка на птичьем дворе? (воспроизведение информации)

Что сказала об утином выводке знатная утка?

Как жилось утёнку на птичьем дворе?

Как ко всему этому относилась его мама?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

Физминутка (1 мин.)

7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)

Какое настроение сложилось у вас после знакомства с1 частью сказки Г.Х.Андерсена? Объясните почему?

Образовывались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).

8. Выявление идеи произведения. (2 мин.)

Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?

Как называется такой приём в литературе (Олицетворение )

Предлагаю подумать – а как может повести себя утёнок в такой ситуации?

Работа в группах (ДЕТИ предлагают свои выходы из положения)

Был ли он агрессивен к обитателям двора?

Был ли он высокомерен?

Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя?

(Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного. )

А сейчас посмотрите слады и постарайтесь набрать побольше звёздочек за прочитанные произведения.

Просмотр иллюстраций по сказкам Андерсена

9. Рефлексия. (2 мин.)

Рефлексия В Дании с большой любовью, почтением и уважением относятся к своему великому соотечественнику. На родине Г.К.Андерсена, в городе Оденсе, создан дом-музей писателя. Андерсен стал Почетным гражданином этого города. В центральном парке столицы – напротив городской ратуши установлен памятник великому Сказочнику, а на его могиле всегда лежат живые цветы. Ганс Кристиан Андерсен очень любил цветы, особенно белые розы. Он всегда прикреплял белую розу в петлицу своего сюртука.

У меня сегодня тоже есть белая роза...

Ребята, давайте представим себе, что у нас появилась уникальная возможность поблагодарить великого датского сказочника за его прекрасные произведения.

За что сегодня каждый их нас мог бы сказать «спасибо» Гансу Кристиану Андерсену. Давайте сейчас, вместе с этой белой розой, передадим свою любовь, тепло своих рук и сердец Х.К.Андерсену... Роза вместе со словами благодарности переходит из рук в руки...

Ну а подарком великому сказочнику станут ваши рисунки к сказкам.

10. Итоги урока

(сдаются оценочные листы и учитывая их выставляется суммативная оценка за урок)

11. Домашнее задание.(1 мин.)

2) составить диафильм к сказке;

3) придумать другую концовку к сказке

Спасибо вам за урок!