Б. Житков. Храбрый утёнок. Конспект урока литературного чтения по сказке Б.Житкова "Храбрый утёнок"

самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый , любопытный, умный, злой.

  • Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

"Маленький утёнок Алёша", "смелый Алёша", Алёша не испугался", "храбрый Алёша". Алёша внешне был обычным "маленьким утёнком", но по характеру это был удивительный утёнок: "смелый, храбрый", бесстрашный, отважный, бросившийся защищать один боязливых утят.

  • Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?
  • Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.
  • Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
  • Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.

Один за всех и все за одного

Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный стадион. Когда они расходились, кто на турник, кто на беговую дорожку, кто на футбольное поле, из школы выходил хулиган-прогульщик. Он подходил по очереди к каждому мальчику и отбирал конфеты и другие сладости. Ребятам это надоело, и они решили больше не ходить на стадион.
Об этом узнал мальчик Алёша и, собрав ребят во дворе, попросил всех взять побольше конфет и прийти утром к школе. Он сказал, что проучит хулигана.
Утром хулиган опять прогуливал уроки и вышел из школы. На пороге его встретили ребята с конфетами в руках и стали громко кричать: "Ешь! Ешь! Ешь конфеты!" Из окна выглянула учительница и строго посмотрела на прогульщика. Хулиган испугался и хотел убежать, но ребята обступили его со всех сторон и протягивали конфеты. Перепуганный прогульщик засовывал конфеты в рот и глотал их не разжёвывая.

Злая собака

Каждое утро дети выходили во двор и играли в песочнице. А из подъезда напротив выходил высокий дяденька выгуливать свою собаку. Она бегала без намордника и поводка, останавливаясь около песочницы и громко лая. Этим она пугала ребят, особенно девчонок.
Однажды утром Алёша вышел во двор с новой лопаткой - это был тяжёлый садовый совок с удобной ручкой и широким ковшиком. Работа у него спорилась и скоро в песочнице вырос новый красивый замок. Ребята собрались вокруг и любовались замком, когда около песочницы появилась собака. Алёша первым увидел её и понял, что его замок сейчас растопчут. Схватив совок, он подбежал к собаке, которая уже хотела залаять на ребят. Вдруг Алёша ударил её по носу совком. От неожиданности она заскулила и убежала прочь.
С тех пор она не приближалась к песочнице. А смелый Алёша стал самым известным строителем замков во дворе.

Тема: Борис Степанович Житков «Храбрый утенок».

Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством Б. Житкова ис новым произведением.

Задачи:

Образовательные: организовать восприятие и осмысление текста учащимися.

развивающие: - формировать умения выразительного чтения, определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

воспитывающие: -содействовать воспитанию в детях чувства сострадания,жалости к слабым, прививать чувство заботы о них;

Способствовать толерантному отношению между детьми, сплочению классного коллектива;

Прививать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: воспринимать на слух прочитанное, использование разных видов чтения, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные: познавательные : овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, овладение действиями сравнения,обобщения; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оценивать свой ответ, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве,готовность слушать собеседника и вести диалог.

Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки, аудиозапись, физкультминутка,

Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Учитель: А работать на уроке мы будем под девизом, давайте его прочитаем вместе:

Девиз урока: (Слайд 1.)

В книге ищи не буквы, а мысли .

II . Постановка цели и задач урока.

Учитель. – Начинаем трудиться и удивляться от прочитанного.

Проверка домашнего задания.

А для этого отгадаем загадку…

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

И кто же это такой? (Ёж)

В каком рассказе мы встречались с этим героем? («Страшный рассказ»

Сейчас проведём игру « Да-нет»

Если правильно- ставим +, а если нет, то - (Задание №1)

Каждое задание по карточке оценивается 1 баллом

    Мальчиков звали Петя и Шура? (Да)

    Без мамы и папы дети не могли уснуть? (Да)

    По стенке ползали тараканы? (нет)

    В углу свернулся ёжик? (Да)

    Дети дали ему яблок? (Нет)

    Ёжик прожил всё лето? (Да)

А теперь проверим. (Слайд № 2 ) Самооценка.

Учитель. Если вы ответили на все вопросы, то поставьте 1 балл.

(Работа в парах). - Учитель . Молодцы. С этим заданием справились. Но это не все испытания, которые вам надо пройти. Сейчас мы продолжим работать в парах. Представляете, пока наш ёжик пугал мальчишек, то в доме на полке авторы и их произведения перепутались. Для этого возьмите карточки, где написано задание 2 . Соедините стрелочкой автора произведения с названием произведения, которое он написал.

«Кошкин щенок»

В. Берестов

«Страшный рассказ»

Б. Житков

«Жила-была собака»

И. Пивоварова

«Храбрый утенок»

Учитель. – Давайте проверим. «Кошкин щенок»-(В. Берестов.(Слайд 3 ).

Учитель. – «Страшный рассказ»..? .(Чарушин).

Учитель . – Стихотворение «Жила-была собака».(Ирина Пивоварова).

Учитель: Что объединяет все эти произведения? (о животных)

Учитель . - Какое произведение нам незнакомо? («Храбрый утенок».) (Слайд 4)

Учитель. - Не читая, давайте предположим, о чём мы узнаем в этом рассказе? Для этого вам в помощь слова, прочитайте эти слова и скажите, какое содержание. (Слайд 4)

Утёнок двор хозяйка убежали

Утята еда тарелка испугались

Учитель . – А вот верны ли ваши предположения, узнаем позже.

Но сейчас, перед чтением, определим для себя задачи на урок, используя опорные слова: приём «Домысливание»(Слайд 5) - Познакомимся... (с биографиейБ. С. Житкова и рассказом). – Будем учиться ..(выразительно читать произведение «Храбрый утёнок»). - Анализировать... (Героев и их поступки) Учитель. –Правильно, мы будем читать рассказ, определять главных героев, описывать их характер и поведение.

111 Изучение новой темы урока.

1. Рассказ о творчестве Б. С. Житкова. Учитель. – Мы знаем, какое произведение будем читать. А сейчас мы начинаем знакомиться с творчеством писателя, а вы будете мне помогать. (Слайд 6)

Составление «Кластера»: \ Приложение 1\

Назовите профессии, которыми овладел писатель?(Был рыбаком, охотником, строиn корабли, был капитаном и дрессировщиком животных)

Назовите рассказы Житкова.(«Про слона» и т.д.),

Учитель. Житков писал о животных, а так же о людях разных профессий. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Всё это вы можете узнать из книг, которые у нас находятся на выставке (Слайд 7) . Если вас заинтересуют рассказы Житкова, то можно взять в нашей школьной библиотеке . [ 2 ] \Приложение2\

Учитель. Молодцы, вы мне очень помогли и много узнали о писателе. Сейчас выполните 3 задание. Посмотрите, к нам пришли гости, а кто они сейчас мы узнаем. Для этого отгадайте загадки.

Яркий мини вертолет

Отправляется в полёт.

Но зачем ему глаза?

Да он просто …(стрекоза)

Пушистый матросик,

Лопаточкой носик

На ножках коротеньких -

Красные ботинки. (Утенок)

\Приложение 3\

- Учитель . –Давайте проверим ваши ответы. Назовите героев нашего произведения. (Стрекоза, утёнок) (Слайд 8)

Учитель . Итак, мы знаем, кто пришёл к нам в гости. Начнём знакомство с героями, но для этого пускай отдохнут наши глазки.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 9) .Словарная работа.

Учитель. - Для того чтобы лучше понять содержание рассказа, объясните значение трудных слов. (Слайд 9)

Хозяйка (о женщине у которой везде порядок.)

Рубленые яйца (мелко нарезанные.)

Храбрец (мужественный и решительный, смелый.)

Стрекотала (звуки, напоминающие треск.)

Учитель. – Молодцы! Итак, стрекоза и утенок приготовились рассказать вам интересную историю. А эта история однажды произошла с ними. А написал её известный писатель Борис Степанович Житков.

3.Работа с учебником .

Учитель . - Сейчас вы прослушаете произведение. И мы после чтения проверим, подтвердились ли ваши предположения.

(Слушанье аудиозаписи Слайд №10)

Учитель. Ну а теперь скажите, так что после услышанного подтвердились ваши предположения? (Действительно этот рассказ о храбром утенке.) Учитель . – А чего вы не ожидали? (Что утёнок так может поступить.) (Учитель. - Какие чувства вы испытывали, слушая произведение? (волнение) Учитель. - Почему? (переживали за утят, и за утенка) Учитель. В рассказе, встречаются трудные слова для чтения. Для того чтобы вам было легче читать, мы прочитаем слова по слогам. (Читают хором). (Слайд 13)

руб-ле-ных –

стре-ко-та-ла –

рас-ска-за-ли –

ис-пу-га-ешь-ся –

за-жуж-жа-ла –

по-ло-ман-ным –

Чтение текста по частям, оглавление каждой части, обсуждение.

Учитель. Как озаглавим эту часть? («Кормление». Слайд №13) \ Приложение4\

Скажите, как хозяйка кормила утят? (ставила тарелку и уходила)

Учитель . Какое заглавие дадим этой части? («Злая стрекоза» Слайд №14) -Ответьте, кого утята боялись? (Стрекозу) \Приложение5\

Почему они её боялись? (Она стрекотала)

Учитель . А какое заглавие в этой части? («Обещание». Слайд № 15)

Кто пришёл в гости к утятам? (Утёнок)

Что он им пообещал? (Пообещал прогнать стрекозу)

Учитель . Озаглавим следующую часть. («Спасение». Слайд №16) \Приложение 7\

Обещание Алёша выполнил? (Да)

Как ему это удалось? (Алеша схватил ее клювом за крыло).

Учитель. Озаглавьте часть. («Благодарность». Слайд № 17)

Посещала ли стрекоза их ещё раз? (С тех пор она никогда не прилетала)

Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа. 1.Беседа.

Учитель. - Понравилось произведение?- Какой эпизод вам больше понравился? И почему.- Как вы думаете, правильно ли утенок Алеша поступил, заступившись за утят? (Да)

(Работа по карточкам)

Учитель. Да, нам понравилось произведение и особенно герои. А сейчас выполните задание 4. Давайте опишем утенка Алешу и стрекозу, используя слова и соединяя стрелками – 1балл

Утёнок

(Храбрый, смелый, выполнил обещание, держит слово.

Стрекоза

Злая, прожорливая, наглая

Учитель. Проверяем. (Слайд 18) Так какой герой вам больше нравится и почему?

Учитель. Давайте попробуем назвать произведение Б.Житкова по жанру. Как вы думаете -это рассказ или сказка? (Да это сказка)

А какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (Герои разговаривают)

Учитель. – А так, как наши герои говорят, то наша героиня стрекоза приглашает на зарядку.

Физминутка [ 11

Закрепление изученного материала.

А) Индивидуальная работа с карточкой.

Учитель. –Отдохнули. А сейчас наши герои хотят проверить, были ли вы внимательными, когда читали. И предлагают вам выполнить интересное задание. У вас у каждого на столах карточка № 5 . Соотнесите заголовки текста и картинки, соединив стрелочкой в правильной последовательности события, происходящие в рассказе.

1.

2

3.

5.

Хозяйка кормит утят.

Утята боятся стрекозы.

Смелое обещание утёнка.

Алеша прогоняет стрекозу.

Угощение для спасителя.

Б) Проверка выполнения.

Учитель . Давайте проверим. (Правильный вариант ответа. Слайд №19)

Учитель. – Обратите внимание, у нас получилось два плана. Один словесный, а второй картинный. Чем они похожи? ( количество частей и событий.)

Учитель. - Чем различаются? ( иллюстрациями, заголовками.)

Учитель. - Какой план вам больше удобный? Почему?(Картинный-последовательно).

Учитель. - Молодцы. Так для чего нужен план? (пересказать текст).

Учитель . Ну а теперь попробуем по картинному плану пересказать нашу сказку. (Пересказ)

Выборочное чтение

Учитель – Молодцы. У нас и это получилось. А сейчас найдите и прочитайте эпизод, как утята испугались стрекозу.

Учитель. – Найдите отрывок, где дал Алёша обещание маленьким утятам.

Учитель. - Сколько героев в этом эпизоде? . – (Автор, маленький утенок Алеша, и утята.)

Учитель. - Какая интонация при чтении слов утёнка Алёши? (Смело, важно)

Учитель. - А слова утят как прочитаем? (Испуганно.)

Учитель. – Мы сейчас в лицах прочитаем этот отрывок. Слова утят читать будете вы, а слова автора учитель.

(Чтение в лицах)

Учитель. –Справились и с этим заданием. Послушайте и скажите кто же это такой?

Вот такая стрекоза,

Как горошины глаза.

Народ местный испугался,

Лишь один храбрец остался.

Учитель. – Кто же этот храбрец? (- Утенок.)

Учитель. – Найдите отрывок, который подтверждает победу утенка?

Учитель . – Расскажите, как же отблагодарили утята. Алешу?

В) Работа с пословицами.

Учитель. – Молодцы ребята! О смелости и храбрости народ придумал стихи, поговорки, пословицы.(Слайд 20 .) - Прочитайте пословицы и объясните как понимаете?

Храбрец в день битвы познаётся.

ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

Учитель . - Объясните слово «крах»? (Неудача, провал.)

Учитель. - К какому герою можно соотнести первую пословицу? (Утенку Алеше.)

Учитель. - К кому можно соотнести вторую пословицу? (.- Утятам).

Учитель. – Почему вы так думаете?(Потому что утята, боялись и оставались голодными)

Учитель. – Каждый человек, а особенно ребёнок может чего-то бояться. Некоторые боятся больших собак. Другим страшно оставаться дома. А есть, которые боятся отвечать на уроке. Преодолеть страх, победить его- это очень важно для каждого человека. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.

Так какая же главная мысль рассказа? (Не боимся. Преодолеваем свои страхи. Помогать друзьям, заступаться за слабого.)

Учитель. – Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая пара. (Итог)

Учитель. Так какую сказку мы читали? (Храбрый утенок)

V . Итог урока. Рефлексия.

Кто автор рассказа- сказки? (Борис Житков)
- Надо ли было утятам бояться стрекозу? (Стрекозу бояться не стоило)
- Чему научились у Алёши? (Выручать друзей из беды и преодолевать свои страхи).Учитель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Свеча». Мы встанем, будем передавать свечу друг другу с пожеланиями,каким должен быть человек.

Учитель. И на завершение продолжите фразу..(Слайд 21)

Сегодня на уроке я узнал …..

Мне показалось интересным.

Меня удивило…..

Я хочу похвалить …., за ……

Учитель. Наши герои очень благодарны вам за урок.

Дом. задание . Открываем дневники и записываем задание. Стр. 139- 141 пересказывать рассказ.

1 http://nova.rambler.ru/search?query

2. http://go.mail.ru/search?q

3.http://nova.rambler.ru/search?query

4 vahnenko.ucoz.net/load/...

5 http://vseskazki.su/rasskazi-boris-zhitkov/khrabryj-utenok.html

6 http://go.mail.ru/search_images?gp

7,8.9,10=http://go.mail.ru/search_images?gp

11 http://wikibit.me/video/SAWr-KZhD0E

12.http://flaminguru.narod.ru/poslhrab.htm.

Приложение

1.

2.

3

4

5

6

7

8

ФИО учителя: Шнайдер Анна Владимировна

Место работы: МАОУ «Белоярская СОШ №1»

Предмет: литературное чтение (урок с применением технологии критического мышления)

Класс: 2

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование : портрет писателя, выставка книг, раздаточный материал.

Цель: познакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова.

Задачи:

Образовательные :

познакомить учащихся с новым произведением,

способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие :

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные :

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива;

Знания: познакомятся с содержанием произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Умения: научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста, самостоятельно работать с информацией о биографии автора, определять значения слов, характеризовать героев.
Универсальные учебные действия:

Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого

и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально- нравственную отзывчивость.

Ход урока

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1 мин.

II. Речевая разм инка Цель: тренировка подвижности речевого аппарата, развитие выразительного чтения.

2 мин

- Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Проведём речевую разминку.

Прочитайте по слогам.

Прочитайте с удивлением.

Прочитайте весело.

Прочитайте сердито .

У пруда утёнок – крошка

В страхе кличет утку – мать:

- Ой, боюсь!

Укусит мошка,

Помоги мне убежать!

Настраиваются на работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II . Актуализация знаний.

2 мин.

Усвоение литературоведческих понятий.

Что такое сказка?

Какие бывают сказки?
- Назовите виды сказок.

Дают определение понятия «сказка», отмечают виды сказок по авторству и теме.

(Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев.)

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

III . Определение темы и цели урока

Введение в тему .

2 мин

Сегодня мы познакомимся с еще одной авторской сказкой. Ее автором является детский писатель Б. Житков.

-– Прочитайте название произведения Бориса Степановича Житкова “Храбрый утенок.”

Как вы думаете, кто главные герои? Ответ вы найдете, если разгадаете мои загадки.

а) Загадка .
1
. Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)

2. Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?

(Утята)
- Почему вы думаете, что это утенок?

Расскажите, где и при каких условиях вы видели маленьких утят?
- Как утенок появляется на свет?
- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
- А вам приходилось кормить и ухаживать за утятами или цыплятами?
б) Загадка.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)

Что вы знаете о ней?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Приносит пользу т.к. истребляет комаров, мошек и других вредных насекомых. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

Отгадывают загадку, аргументируют выбор отгадки.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

IV .

1. Прогнозирование содержания сказки.

Стадия вызова.

Работа в группах.

3-4 мин.

Проверка выполнения задания. 4 мин.

Итак, наши герои - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. (Красочные иллюстрации утят и стрекозы вывешиваются на доске.)

Подумайте: какие события могут в нем развиваться?
- Проверим ваши предположения, когда прочитаем рассказ Бориса Степановича Житкова “Храбрый утенок.”

Работать будете в группах. Составьте свой рассказ.

Вспомним правила работы в группах.

Ответы детей

Озвучивают правила работы в группах:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Дети делятся на группы и составляют свои произведения.

Зачитывают свои произведения.


к учебной деятельности

Регулятивные: прогнозирование,

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

2. Словарная работа.

2 мин.

Но для начала я предлагаю вам обратить внимание на незнакомые или непонятные слова в тексте. Попробуем объяснить значение этих слов вместе с вами.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Стрекотала - резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась - с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.

Дети дают определение словам.

Подбирают синонимы к слову «храбрец»

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: осознанно

Работа с текстом во время чтения: Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей.

V . Стадия осмысления.

Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа

Чтение с пометами (инсерт)

5 мин.

Расскажите, какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

О чём он?

Как хозяйка кормила утят?

Почему утята не ели?

Почему они боялись стрекозу?

О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

Как ему это удалось?

Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, несмышленыш, умница, сообразительный, глупый, веселый, верный друг.

Высказывают свои предположения.

Делятся имеющимися знаниями об авторе.

Читают и делают пометки:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«?» – Вопрос.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

анализировать содержание информации.

Коммуникативные:

VI . Физминутка

2-3 мин

Танцевальные движения, имитирующие движения утят под музыку. (Приложение)

VI . Знакомство с текстом.

Чтение текста и деление его на части

Работа по содержанию текста.

Чтение с остановками.

8 мин.

Что такое план? Для чего его составляют?

План - это самое краткое изложение текста.

Ни строительство дома, ни путь капитана,

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу – обдумывай план!

Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.

(Картинки на столе у учителя, учащиеся с помощью иллюстраций составляют устный план.)

Перечитайте внимательно текст и разделите его на части.

С чего начинается рассказ?

1. Хозяйка кормит утят.

Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду?

А вот как изобразил этот эпизод художник. (Слайд 1)

Почему утята не ели? Как они себя вели? Что можно нарисовать? Они боялись и прятались в траве.

2. Боялись стрекозы.

Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?

А вот как изобразил этот эпизод художник. (Слайд 2)

3. «Должно быть, наши утята заболели…»

Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем?

А вот как изобразил этот эпизод художник – Разговор Алеши с утятами. (Слайд 3)

4. Алеша обещает помочь.

Какой следующий эпизод? Алеша прогоняет стрекозу. (Слайд 4)

5. Утенок сдержал свое слово.

Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? Довольные утята кушают и угощают Алешу. (Слайд 5)

6. Стрекоза больше никогда не прилетала.

Каждый ребёнок получает текст, для чтения с остановками.

Сказку читают хорошо читающие ученики. Остальные дети следят по тексту.

Отвечают на вопросы

Высказывания детей.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Регулятивные: строить монологическое высказывание.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей, проявлять активность в коллективной деятельности

Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

VII . Подведение итогов урока.

Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям.

2 мин.

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

Кто был близок к содержанию произведения?

Чье предположение было более верно?

Какова основная мысль произведения?

Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите. (Утята разговаривают.)

Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?

У страха глаза велики.

Друзья познаются в беде.

Кончил дело - гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Отвечают на вопросы.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные УУД:

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

IX .

Рефлексия.

2 мин.

Прием «Синквейн».

Работа в группах.

Творческая работа учащихся: рефлексия Составьте синквейн к слову

«Утенок»

Верный друг, смелый

Приходит на помощь, держит слово, …

Сам погибай, а товарища выручай.

Друзья познаются в беде.

И к слову «Стрекоза»

Большая, злая

Прилетела, стрекотала, пугала.

Была прогнана Алешей

Побежденная

Рефлексируют.

Две группы составляют синквейн про Алешу, две про стрекозу.

Дети зачитывают свои синквейны

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Регулятивные УУД: начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

XI . Домашнее задание. 1 мин.

Используемая литература:

2. Черненко, Г. Две жизни Бориса Житкова//Я познаю мир: Литература. Б. С. Житков. - М., 2000.-С.: 181-184.

3. Материалы сайтов: , ,

Приложение

Приложение 1.

Краткая биография Бориса Житкова

Борис Степанович Житков родился в 19 веке, в Новгороде, в семье математика и пианистки.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

Он создал много произведений, в том числе удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша.

Книги Б. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качества

Приложение 2.

Храбрый утёнок

Сказка

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

1. Вопрос: Как вы думаете, как поведут себя утята? Почему?

(Они спрячутся, испугаются)

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

2. Вопрос: Почему хозяйка думала, что утята заболели?

(Тарелка оставалась полной)

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

Ну и храбрецы!
- сказал он.
- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

3. Вопрос: Поверили ли утята Алеше? Почему?

(Думали, что он тоже испугается)

Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

4. Вопрос: Как Алеша победил стрекозу?

(Схватил ее клювом за крыло)

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

5. Вопрос: Почему утята угощали Алешу?

(Он им помог)


Прочитайте слова:

W у lvs т t ят m а, cb т k р u е

Житков

Конспект урока литературного чтения 2 класс

Б. Житков «Храбрый утёнок».

Цель:

1. Познакомиться с творчеством и биографией Б. Житкова.

2. Развивать умение составлять картинный и словесный план к произведению.

3. Формировать умения и навыки младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух.

4. Воспитывать чувства справедливости, взаимовыручки, дружбы, умения постоять за себя и товарищей.

Оборудование:

компьютер и проектор, магнитофон, аудиозапись рассказа, аудиозапись для физминутки («Танец маленьких утят»), портрет писателя Б.Житкова, детские книги для выставки, иллюстрации картинного плана, карточки словесного плана, держалка, карточки с многосложными словами для тренировки, маски утят и стрекозы для инсценирования.

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

II. Сообщение темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы встретимся с творчеством нового писателя. Это замечательный автор многих произведений, путешественник, человек, который сменил несколько профессий, и в каждой он достиг мастерства. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека. Имя этого человека – Борис Степанович Житков. (портрет) (Слайд 2)

Послушайте отрывки из некоторых произведений Б. Житкова.

(чтение отрывков учителем + выставка книг)

А особенно мне нравится этот рассказ___________________

О чём писал Б.Житков?

Вы смогли заметить, что произведения писателя о природе и интересных природных фактах и явлениях.

III. Изучение нового материала.

1) Подготовительная работа.

Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений.

Откройте страницу учебника 82. Что бросается в глаза? (Ф.И. автора, но нет заголовка.)

Не читая, предположите, о чём это произведение? На страницах есть подсказки. (о природе, о животных, об утятах)

(На доске слова (предположения детей) – утята,…)

Но без прочтения произведения, трудно определить его тему. Опираясь только на иллюстрацию, мы лишь можем предположить, о чём оно.

2) Первичное восприятие текста.

Ну, а теперь, я предлагаю вам прослушать это произведение.

(аудиозапись)

Какие разные чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.

3) Чтение текста хорошо читающими детьми.

В этом тексте могут встретиться многосложные слова, которые требуют тренировки. Давайте с ними поработаем. (Слайд 3)

(чтение слов по слогам и целыми словами с использованием держалки)

Встретились ли среди прочитанных слов непонятные?

А теперь давайте прочитаем сами.

(чтение текста 4 человека)

Оказались ли наши предположения верными?

Да, здесь речь идёт и об утятах, и о стрекозе, но главный герой – это утёнок Алёша.

4) Озаглавливание текста.

Озаглавьте этот текст сами.

Какой из них наиболее подходящий? Почему?

Верно, в заголовке «Храбрый утенок» отражена тема произведения – храбрость.

Где можем убедиться, что наши мысли совпали с мыслями автора?

Откроем оглавление и посмотрим по содержанию.

5) Определение жанра произведения.

Попробуйте определить жанр этого произведения.

(предположения детей)

Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

Чтобы лучше понять поступки героев, автор наделил их речью.

А что ещё есть сказочного?

(учитель зачитывает отрывки)

Но такое могло произойти и в обычной жизни. (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,…)

Это рассказ с элементами сказки. И тема его – храбрость.

Что такое храбрость? (Слайд 6)

Храбрость - мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.

В чём проявилась смелость утёнка?

Как ещё можно назвать утёнка Алёшу, подберите синонимы.

(на доске – отважный, смелый, мужественный, доблестный)

А почему именно храбрым, а не смелым и отважным называет Б.Житков утёнка Алёшу?

К маленькому герою, к ребёнку, а именно с ним автор сравнивает утёнка, даже называет его детским именем – Алёша, больше подходит слово «храбрый».

Пока маленький, можно сказать храбрый, смелый, а подрастая, мы говорим о человеке отважный.

Физминутка

Давайте встанем из-за парт, прославим храброго Алёшу танцем.

(танцевальные движения под музыку)

6) Составление плана.

Вспомните, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем?

(план и пересказ)

Какие виды плана вы уже знаете? (картинный план и словесный)

Сейчас вам предстоит проделать работу, связанную с видами плана. Я предлагаю поработать по группам.

1 группа –разложить иллюстрации в соответствии с рассказом.

2 группа - расставить в нужном порядке заголовки частей текста.

Приступаем к работе. Кто справится, по 2 человека от каждой группы, полученное расположить на доске.

(дети выполняют задание в группах по заготовкам)

Взаимопроверка: 1 группа проверяет правильность работы 2 группы, а 2 группа – первой. Если есть сомнения и вопросы, ставьте ? напротив.

(соотнесение картинного плана и заголовка)

План:

1.Кормление утят.

2.Страх.

3.Нетронутая еда.

4.Смелое обещание утёнка.

5.Сражение.

6.Угощение для спасителя.

Что получилось ? (словесный план и картинный)

Как ещё можно проверить, что оба плана составлены верно? (объединить оба плана, они должны совпасть)

(соотнесение картинок и заголовков)

Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)

А в чём различие ? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)

Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?

Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

IV. Первичное закрепление .

Прочитайте отрывок из рассказа, который соответствует первому пункту плана. (Слайд 7)

(«Каждое утро выносила хозяйка….., а сама уходила.»)

Давайте проинсценируем эпизод, как утята испугались стрекозу. (Слайд 8)

(1 ученик читает отрывок, 3 утёнка и стрекоза)

(«Как только утята подбегали к тарелке,…….Они боялись, что стрекоза прилетит опять.»)

Следующая часть называется «Нетронутая еда». Кто хочет пересказать её? (Слайд 9)

(«Вечером хозяйка убирала тарелку……, голодные ложились спать.»)

Найдите отрывок, в котором речь идёт об обещании, которое дал Алёша маленьким утятам. Прочитаем по ролям. (Слайд 10)

Сколько ролей выделим?

А слова утят? (испуганно)

(«Однажды к утятам…. испугаешься и побежишь.»)

Прилетела стрекоза,

Как горошины глаза.

Народ местный испугался,

Лишь один храбрец остался.

Найдите в тексте отрывок, который можно отнести к этому четверостишию. (Слайд 1)

(«На другое утро…. и с поломанным крылом улетела»)

Перескажите последнюю часть этого рассказа. (Слайд 12)

(«С тех пор….,что он спас их от стрекозы.»)

V. Итог урока.

На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте. (Слайд 13)

ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

Объясните смысл первой . (смелый всегда побеждает)

Как понимаете слово «крах»? (неудача, провал)

Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?

А какую вы бы взяли на вооружение?

А у коми народа есть такая пословица: ДВА ИВАНА, А МЫШЬ НЕ БОИТСЯ.

Как объясните смысл этой пословицы?

Иван- это самое распространенное мужское имя на Руси. Иванами обычно называли сильных и крепких мужчин. Коми народ – невысокий, но коренастый.

Раньше в коми деревнях сильного, крепкого, большого мужчину называли два Ивана.

Почему же сильного, большого мужчину даже маленькая мышка не боялась?

(потому что он был трусливым)

У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.

Какова главная мысль этого рассказа? Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)

VI. Домашнее задание.

(Слайд 14)

К следующему уроку подберите пословицы, которые могут научить храбрости. Может, вы подберёте и коми пословицы.

Какое задание ещё можно выполнить по плану? (пересказать по нему рассказ)