Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок". Конспект урока по литературному чтению на тему Г. Х. Андерсен " Гадкий утенок"

В современную начальную школу все более активно входит проблемное обучение, позволяющее эффективно формировать мотивацию читательской деятельности, читательскую компетентность, важной составляющей которой является эмоционально-ценностное отношение читателя к художественному произведению. К сожалению, как показывает опыт, учитель начальных классов не всегда способен самостоятельно выстроить систему проблемных вопросов при изучении сложного классического текста.

Взглянув на воду, он понял, что его образ идентичен их. Уродливый утенок стал прекрасным лебедем, который встретил прекрасного лебедя. Творческое применение элементов театрального образования в детском саду, примеры хорошей практики. «Учитесь быть ребенком и понимать его и его душу».

Ирена Копечка, Романа Жижкова и Ева Ленчешова. Конечно, если это действительно ценный литературный текст. Истории и сказки делают детей более чем обнадеживающими фактами, позволяют им идентифицироваться со своими героями, сотрудничать, пробуждать эмоции, сопереживать, приносить знания. Истории и сказки - самый естественный и интересный способ открыть для себя мир. Они дают детям веру и надежду на добро, показывая им, что правильно бороться навсегда, защищать слабых и сопротивляться злу. Помогите и доверяйте друг другу.

Представляю один из вариантов проведения урока по хрестоматийной сказке «Гадкий утенок» «короля сказок» Г.Х. Андерсена.

В ходе данного сценария урока школьники включены в учебный диалог, чему способствует серия проблемных вопросов, активизирующих их аналитическую читательскую деятельность, знания о жизни писателя, важнейшие читательские умения. В результате такого занятия юные читатели должны постигнуть идейную концепцию философской сказки автора, углубить представления о личности выдающегося писателя, а также осмыслить некоторые базовые духовные ценности творчества Андерсена.

Они предлагают моральные ценности без морализма. Маленькая книга о больших вещах, рассказывающая маленькой девочке, Кэтрин, которая живет с родителями в роще и блуждает в беззаботном лесу со всем, что живет и растет в нем. Маленькая девочка испытывает множество приключений с животными и многими другими живыми и неодушевленными «обитателями» леса во время скитаний в лесу. Ее несчастные случаи напоминают сказки. Они полны фантазии, радости, напряженности и счастливого конца.

Речь идет о решении классовой проблемы, когда дети, оставшиеся без повода, покидают класс в раздевалке. Наша дальнейшая цель - приобрести и развить разные навыки посредством разнообразного образовательного предложения и путем увязки частичных целей со всех образовательных областей.

Предметные задачи урока:

  • углубить представления школьников о жанре литературной сказки;
  • раскрыть своеобразие философской и автобиографической сказки;
  • формировать представления обучающихся о личности Андерсена;
  • развивать умение составлять план крупнообъемного текста по сюжетно-смысловым частям и озаглавливать их;
  • совершенствовать умение видеть особенности характера персонажа через анализ его поступков, внешнего вида, внутренних переживаний.

Примерный ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию произведения учитель может рассказать о трудной судьбе писател я.

Мы сосредоточимся на развитии творчества, фантазии и позитивном отношении к жизни и природе, научиться сотрудничать друг с другом и принимать партнера. Мы предоставим детям возможность для самостоятельных переговоров, и мы будем иметь дело с тем, как выжить, когда мы проиграем.

Предыдущие знания - лесные поездки, введение книги. Отправной точкой для образовательной деятельности является ознакомление наших детей с окружением детского сада, расположенного недалеко от леса. Мы гуляем в лес и исследуем его хорошо. Мы смотрим на иллюстрации, и мы знакомы с Кэтрин и ее друзьями.

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) родился в старинном датском городке Оденсе, в семье сапожника. Его детство проходило среди самых обыкновенных людей, в самом обыкновенном жилище, но не было такой обыкновенной вещи, которая не превращалась бы для него в чудо: рассказы старух из соседней богадельни становились в его воображении волшебными историями; ножницы, которыми кроила его мать, в его руках принимались плясать на бумаге, вырезая причудливые фигурки; одних названий пьес на театральных афишах было довольно, чтобы он сочинял и разыгрывал с помощью самодельных тряпичных кукол целые спектакли.

Учитель рассказывает детям о книге и читает ее постоянно. Затем она выбирает из книги одно из событий, которые испытывает Катеринка на ее прогулках по лесу. Это становится мотивацией для одной или нескольких драматических действий. В этой статье учитель для детей выбрал главу о грибах.

Образовательное предложение на несколько осенних дней с детьми в возрасте от 5 до 6 лет. В классе мы нашли корзину, которой здесь не было. Корзина поможет нам войти в эту тему и начать обычные мероприятия. Поместите корзину в середину круга. «Что бы это было, если бы это была не корзина?» Мы принимаем идеи всех детей. Этот вопрос вызывает детское воображение и воображение, развивает творческое мышление и учит их замечать детали.

Позже он увлекся театром и настолько, что устроил дома свой кукольный театр, для которого сочинял пьесы, вырезал из бумаги костюмы и декорации.

В 1819 году, после смерти отца, Ганс отправляется в столицу Дании Копенгаген попытать счастья. Он хотел осуществить свою мечту - стать актером. После долгих мытарств Андерсену посчастливилось найти людей, которые помогли ему и прежде всего устроили его в гимназию, чтобы он получил образование. И вот великовозрастный ученик сел за парту рядом с детьми, которые были гораздо младше его. Трудно представить, сколько насмешек пришлось выдержать Андерсену от своих одноклассников. Но Ганс выдержал, окончил гимназию, а затем и университет. Об этом периоде жизни он позже написал сказку «Гадкий утенок».

Мы вернемся к истории много дней, и корзина будет служить нам в другие дни в качестве стартера. Всякий раз, когда ее учитель берет ее и начинает узнавать, что приготовила нам волшебная корзина, дети поймут, что настало время вернуться в сказочный лес для грибов и Кэтрин.

Дети благодарны, что механизм запуска повторяется ритуально. На этом этапе хорошо помнить детей с тем, что мы пережили вчера. Многодневное целое имеет единственный сиквел, который удерживает детей в ожидании того, что будет завтра. Каждый учитель должен планировать следующие действия, чтобы они могли наслаждаться тем, что они ищут. Плетеная корзина блуждает по кругу, она покрыта шарфом. Содержит различную дикую природу из леса, и дети находят содержимое.

Став знаменитым писателем, Андерсен говорил: «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни». И он щедро дарил радость каждой своей новой сказкой. Андерсен выступал с чтением сказок перед народом. Он не только не отрекся от своего «низкого» происхождения, но гордился им и хотел, чтобы его сказки согревали детство ребятишек из таких же семей, в какой вырос он сам.А самыми заклятыми его врагами были лень, пустота, невежество и чванство, процветающие в «высших» кругам общество. Именно эти качества он и высмеивал в своих сказках.

Что все вписывается в корзину? В зависимости от веса корзины мы пытаемся угадать, о чем идет корзина. Куда вы едете с корзиной? Вероятно, ответ заключается в том, что они идут в лес. Дети свободно ходят в игровой зоне в ритме риторики Йозефа Лады: Наш папа пошел к грибам, он поедет туда в лесу. Не бойся, не волнуйся, он принесет нам грибы.

Один из детей - отец и несет корзину. На знаке все останавливаются, и ребенок папа передает чашку другому отцу. Наш друг поблагодарит папу и вернется к ритму. Между множеством расколотых, красочных форм дети выбирают только круги определенного размера и цвета, аккуратно собирают их и кладут губку в корзину. Мы можем добавить в мотивационную рифму - «Угадывать грибы, угадывать в лесу, на которых можно взять гриб в корзине».

Естественно, знать не могла простить Андерсену острых насмешек. Высокопоставленные бездельники говорили: «Какой-то сын сапожника осмеливается потешаться над нами! И фамилия-то у него кончается на -сен, что служит признаком низкого происхождения». Но в 1855 году, когда писателю исполнилось 50 лет, его наконец признали на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, и в его честь устроили даже иллюминацию.

Мы проинструктируем, какие грибы мы собираем сейчас. Пополнение: игра дополняется двумя аудиосигналами. Белка - означает остановить движение, а не мочить животное, а наблюдать и сосредоточиться на теле, чтобы не двигаться - это противоположность шторма перед бурей.

Для некоторых детей эта задача очень сложная. Через некоторое время, когда звук остановится, Стронзо жив, и мы можем продолжать собирать. В открытии грибных уловов мы практикуем концепции и концепции - более того, меньше. Учитель поставляет преднамеренные инструкции - например, «забрать два зеленых круга» и т.д.

Перед чтением сказки учитель может задать детям проблемный вопрос : Как отразилась жизнь писателя в его сказках?

Затем начинается комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми .

После чтения учитель организует проверку восприятия с помощью вопроса: Какая это сказка - грустная или веселая? Ответы учащихся на этот вопрос могут быть противоположными, что вызывает необходимость более внимательного перечитывания сказки с целью разобраться в ней.

Старшие дети проверяют свои знания математической грамотности на листе. Это работа для великого школьника. Итак, что вы выбираете? Нет правильного, прямолинейного, дивизионного подразделения - удобного и менее искусного, большого и маленького и т.д. необходимо оставить ребенка выбором, когда он думает, что он может это сделать. Мы применяем это правило выборов ко всем видам деятельности.

Мотивационная песня: Куда мы идем в лес? Что растет в лесу, кто живет в лесу? Дети делятся своими знаниями и опытом, а затем играют - из доступных кубиков, наборы и разные материалы, они строят леса, и мы говорим, как лес, где растут грибы. Дети лежат на спине и закрывают глаза. Учитель вводит атмосферу леса со страстным повествованием.

В ходе крока обучающиеся перечитывают сказку и одновременно выполняют сложное задание: делят текст сказки на части и озаглавливают их. Можно выделить пять частей в соответствии с сюжетно-смысловыми частями сказки, однако это деление условно, в каждом классе может быть предложено иное деление текста*.

*Примечание: это задание выполняется не сразу, а по мере перечитывания сказки и анализа ее частей. Поэтому последующие задания будут выполнены раньше, чем составление плана, который в итоге должен обобщить представления учащихся как о структуре произведения, так и о судьбе главного героя.

Благодаря этому спонтанному вдыханию аромата леса учитель лучше знает, если дети дышат должным образом. Обычно они используют диафрагмальное дыхание. Однако дети, которые дышат поверхностно, найдут только верхнюю часть легких. В зависимости от ситуации в классе учитель будет включать в себя мотивированные дыхательные упражнения, ведущие к смешанному дыханию, в которых межотраслевые мышцы и диафрагмы действуют активно в сочетании с мышцами живота. Эти упражнения необходимо решать в течение всего года.

Учитель держит детей на их воображаемой прогулке через лес через их повествование. Затем дети пробуют все звуки вместе, и каждый выбирает тот, который ему больше всего нравится. С богатым саундтреком леса мы можем играть и менять его по-разному. Иногда, давайте петь птицы, поющие больше, иногда шум ветра, оставляют интересный звук для соло и т.д.

Возможные формулировки пунктов плана.

  1. Тяжелая жизнь утенка на птичьем дворе.
  2. Начало скитаний. Встреча утенка с «истинными друзьями».
  3. Первая встреча с чудесными птицами.
  4. Страдания утенка холодной зимой.
  5. Весна и счастливое преображение утенка.

Остановимся более подробно на первых частях сказки, так как они вызывают наибольшие затруднения при анализе.

Даже наше утреннее кольцо могло быть лесом, но дети должны что-то изменить. Игра от простого зрителя. После того, как учитель вдохновил атмосферу леса, дети пошли на воображаемую прогулку, выслушали, как пахнут леса, вдыхая его ароматы, создавая свой звуковой фон и живые картины, позволяя детям рассказывать, что они прошли через их лесные прогулки. Мы оставляем их как можно больше свободного места.

Когда детям была предоставлена ​​возможность вспомнить реальный опыт прогулок по лесу и отказаться от своего воображения, изображая чувства воображаемой прогулки, мы вернемся к книге Дейзи Мрязкова. Если ни одному из детей не сказали найти грибы в лесу, учитель незаметно познакомился с этой темой, но это маловероятно. Грибы относятся к лесу как к деревьям и птицам.

Анализ п е р в о й ч а с т и сказки. После ее перечитывания целесообразно выполнить задание викторины , развивающей внимательность и умение читателя ориентироваться в тексте.

Вопросы викторины:

Кто из персонажей сказки говорит эти слова?

  1. «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
  2. «Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать.»
  3. «Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце
  4. «... какой-то он большой и несуразный! Не мешает его немного проучить.»

Викторина может быть представлена на доске или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. После выполнения этого задания школьники делают вывод о том, что никто из обитателей птичьего двора не любил утенка.

Каждый ребенок находит свое место и удобно проживает, или лежа на расслабляющей площадке, чтобы хорошо слушать его. Учитель начинает читать. Кэтрин прошла по лесу на большой высоте. Были странные, странные губки, розовые, фиолетовые, другие серебристые, и все они собирались играть на круглой круглой мельнице, стоя в хорошем кругу! Некоторое кольцо было таким же маленьким, как тарелка, какая-то такая огромная, что она сделала несколько шагов, прежде чем она прошла.

Разве это не был порочный лес? В середине круга была хорошая паутина между двумя струнами. Кэтрин села и посмотрела. Цветки росы были в Интернете, цвет радуги изменился. Вы смотрите слева, роса розовая. Вы смотрите направо, роса фиолетовая. Кэтрин откинула голову назад и вперед, чтобы натянуть косы на спину.

Что послужило причиной такой нелюбви и презрения? У утенка «доброе сердце», но он не похож на других, он не такой, как все. Эта идея связана с открытой антимещанской направленностью сказки, которая видна во всех романтических произведениях писателя. Писатель выступает против ненавистных ему чванства и жестокосердия, которые царят в «высшем» свете.

Кэтрин снова полюбила ее губки. Они морщились друг на друга и начали танцевать такую ​​миленькую губку танца. Кэтрин оглянулась на них. Катерина отравлена. Внезапно все остановилось. Несколько людей подошли к племенам. Разве вы не знаете, где здесь растут грибы? Других губок достаточно, но они не спрашивали. Она даже не расскажет им, как это сделал папа: поцелуи под березой, цыплята в еле, рысь в чащу. Он бы дал ей, если бы она предал его!

И они снова пошли, и Катержина была рада. Но грибы больше не хотели танцевать. Прочитав главу, дети захотят рассказать об их собственном опыте, о том, как они видели растоптанные губки, сломанное дерево, отброшенные цветы. У них наверняка будут прекрасные резолюции о том, как вести себя хорошо в лесу, они не будут кричать и т.д. учитель оставляет их для дачи показаний. Только тогда он предложит им игру с губкой.

В завершение работы над первой частью учащиеся составляют устный рассказ о жизни утенка на птичьем дворе (как вариант в сильном классе - творческий пересказ от лица героя). При ответе они могут пользоваться записями из викторины.

Анализ в т о р о й ч а с т и сказки. С какими «друзьями» повстречался утенок во время скитаний? Как каждый из них понимал, что такое «дружба»? Найти в тексте и выборочно зачитать, чему они учили утенка.

Ложки - Полевые куклы постепенно получают имена. Мы будем использовать листовки с грибами или энциклопедией. Если ребенок смущен и не имеет смелости продемонстрировать импровизацию движения в одиночку, мы поможем ему. Мы разрабатываем различные ритмические упражнения и ритм-игры. Во-первых, учитель губчатых стразов рассказывает самим детям, и они будут пахать, кричать, сжимать - они пробуют разные вариации ритма даже без текстовых сообщений. В соответствии с возможностями детей мы можем работать только с текстом.

Мы ищем детские ритмические инструменты для разных видов грибов, мы также можем использовать их как необычные раковины, такие как орехи, камни, палочки и т.д. В ролях дети чередуются, и обязательно обязательно удалять роли у детей! Дети образуют две группы, каждая группа выберет один носорог. В группе детей больше соблазняют, работа всей группы внезапно разрушает барьеры. Чтобы идентифицировать группу, мы можем использовать колпачки, чтобы держать детей на своем пути. Тем не менее, мы можем играть только в эту игру, когда дети уже узнали воспоминания о рифмах в ритмических играх.

Выводы о персонажах второй части: В каком смысле автор использовал слова «истинные друзья»? С насмешкой, иронией. Истинная дружба, по мнению писателя, в умении понять друга и помочь ему в трудную минуту. Никто из сказочных персонажей не смог этого сделать, поэтому утенок и уходит от этих «друзей». Учитель подводит учащихся к пониманию основной идеи этой части сказки: герой одинок и несчастен, его никто не понимает и не ценит, несмотря на заверения в дружбе.

При анализе т р е т ь е й ч а с т и особое внимание нужно обратить на внутренние переживания утенка. В соответствии с этой задачей дети перечитывают текст и подчеркивают слова, выражающие противоречивые чувства героя:

  • «...непонятная тревога»;
  • «...закричал… так громко и странно, что сам испугался»;
  • «...долго еще не мог опомниться»;
  • «...полюбил, как не любил до сих пор никого на свете»;
  • «...красоте их он не завидовал».

После перечитывания этого эпизода обсуждается вопрос : Почему утенок испытывал такие разные чувства? Далее следует работа над выразительностью чтения эпизода с целью передать многообразие чувств героя.

После окончательного составления плана сказки и обсуждения судьбы героя учитель обобщает представления о своеобразии сказки Андерсена: в отличие от народных сказок о животных писатель подробно изобразил судьбу своего героя, нарисовал неповторимый характер, опираясь на его внешний вид и поведение. Особое внимание автор уделил описанию внутренних переживаний утенка и его отношений с другими персонажами.

Далее педагог возвращает детей к вопросу, с которого началось обсуждение: Какая это сказка - грустная или веселая ? Сказка Андерсена особенная: и грустная, и радостная. В ней автор изображает страдания и унижения героя, но благодаря трудной одинокой жизни он сумел по-настоящему оценить свое счастье.

Учитель подводит учащихся к обобщенному пониманию идейного смысла сказки : Что хотел сказать нам писатель, рассказав о трудной и прекрасной судьбе гадкого утенка? Возможные варианты ответов:

  • жизнь сложна и противоречива, в ней переплетаются страдания и радость, грубость и красота;
  • страдания и скитания необходимы, так как они обостряют восприятие счастья;
  • внутренний талант и душевная чуткость обязательно будут вознаграждены;
  • страдания и счастье делают чувствительную душу благородной и великодушной - утенок прощает своих обидчиков и т. д.

Обсуждение автобиографического характера сказки.

Как автор относится к своему герою? Дети находят в тексте и зачитывают восклицания автора, показывающие его сострадание, любовь и жалость к герою. Почему писатель так нежно любит некрасивого утенка? Учитель подводит детей к выводу о том, что в этом образе отразилась судьба самого Андерсена (в слабом классе можно напомнить рассказ о трудной жизни писателя и обратить внимание детей на портрет писателя, на котором он изображен внешне некрасивым).

В заключение обсуждается проблемный вопрос о личности Андерсена, как она отразилась в этой автобиографической сказке: Можно ли, прочитав эту сказку, сказать, каким человеком был сам Андерсен ? Возможные варианты ответов:

  • Андерсен, как и его герой, сам много страдал от непонимания и насмешек грубых людей;
  • писатель, как и утенок, был очень ранимым и чувствительным человеком;
  • как и герой сказки, писатель был великодушным человеком, мог прощать своих обидчиков и врагов;
  • несмотря на беды и страдания, Андерсен верил в победу красоты, добра и справедливости.

Цели:

    Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”

    Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена

    Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи

    Пополнение словарного запаса учащихся

    Отрабатывать дикцию и выразительность

    Воспитывать любовь к родной природе

    Расширить читательский кругозор

    Перенести взаимопомощь, милосердие, сострадание к чужой боли в жизнь детского коллектива

Оборудование:

    Учебник литературного чтения

    Выставка книг Г.Х. Андерсена

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по новой теме

а) знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена

Сегодня мы познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена (вывешивается на доску портрет).

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника. Отец его был сапожником, а мама целые дни, стоя по колено в холодной речной воде, стирала бельё для богатых людей. Люди они были добрые и работящие, но никак не могли выбраться из нужды. Он отличался от других детей своей фантазией, именно это качество и было той волшебной палочкой, по взмаху которой стены бедной каморки раздвигались, и ящик с землёй под окном превращался в цветущий сад. Самым его сильным увлечением был театр. Он был рад театральной афише, которую он получал в награду за помощь. Дома он раскрывал эту афишу и начинался спектакль, созданный его воображением. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец. И вот настал тот день, когда родной город встречал его праздничными фейерверками.

Больше всего на свете Г.Х.Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

Герои сказок Г.Х.Андерсена – люди, животные, игрушки и самые неприметные вещи. В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей.

Давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие сказки написал Г.Х.Андерсен (на доску вывешивается по очереди каждая картинка со сказкой Андерсена: “Огниво”, “Снежная королева”, “Новый наряд короля”, “Свинопас”, “Дюймовочка”, Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”.

Ребята, обратите внимание на выставку книг. Все эти сказки принадлежат перу Г.Х.Андерсена. Одна и та же сказка представлена в различном художественном оформлении.

3. Сообщение цели урока

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок” и узнаем трогательную историю его героя.

О чём вам говорит заголовок?

Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами послушаем часть этой сказки (учащиеся слушают грамзапись).

4. Первичное восприятие текста сказки

Какое чувство пробудила у вас эта история? Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту сказку? Почему так называется сказка?

Выразите своё отношение к сказке.

Мне очень жаль бедного утёнка, так как он не виноват в том, что родился таким некрасивым. У него доброе сердце и это поможет ему в жизни.

5. Вторичное осмысленное чтение

Ребята, сейчас мы прочитаем ещё раз первую часть этой сказки. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать нам непонятные (трудные) слова, которые встретятся нам при чтении.

6. Словарная работа

    Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

    Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.

    Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

    Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.

    Озираться – оглядываться назад.

    Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.

    Канава – длинный, неширокий ров.

    Бултыхнуться – падать в воду.

    Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

7. Физкультминутка (под музыку)

Учитель:

Кто хочет разговаривать,/
Тот должен выговаривать,/
Всё правильно и внятно,/
Чтоб было всем понятно.//

Дети:

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

О чем мы с вами прочитали?

Где сидела утка?

Прочитайте, как появились на свет утята.

Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

Все ли утята сразу появились на свет?

Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

Как можно озаглавить первую часть? Но сначала давайте представим себе лопух, в чаще которого сидела утка, и заглянем туда.

Что мы там увидим?

“Рождение утят”

Ожидание последнего утёнка”

Некрасивый утёнок” (деление на микрочасти)

Вот мы прочитали с вами первую часть и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части.

Вспомним, о чём первая часть? (Как родились на свет утята).

А вторая часть? (Ожидание последнего утёнка из большого яйца).

А третья часть? (Некрасивый утёнок).

б) Какие чувства мы должны у них пробудить?

Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у вас, т.е. мы должны вместе определить задачу чтения каждого отрывка.

Рождение утят”

Итак, скорлупки затрещали, утята выкарабкались, посмотрели кругом.

Мы рады, что утята появились на свет? (да)

Ожидание последнего утёнка”

Утка-мама увидела ещё одно целое яйцо и все стали ожидать рождения последнего утёнка. Когда будем читать, что передадим слушателям? (Все волнуются и ждут рождения последнего утёнка).

Некрасивый утёнок”

О чём сообщается в этом отрывке? (Появление последнего утёнка на свет).

Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

Должна ли была она так говорить?

На кого он был похож, по мнению утки?

Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подготовка к выразительному чтению.

А теперь давайте выберем тон (загадочный); темп (неторопливый).

Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

8. Работа по второй части

Вторичное осмысленное чтение второй части сказки.

Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве)

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок?

Деление на микрочасти.

Купание утят”.

О чем мы прочитали? (как утята научились плавать).

Птичий двор”.

О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

Что говорили о нем на птичьем дворе?

Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

Утенок убежал”.

Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Как вы относитесь к девочке, кормившей кур?

А как бы вы поступили на ее месте?

Что мы сообщим нашим слушателям? (Нам жаль бедного утенка, мы осуждаем тех, кто его обижал)

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Самоподготовка. Конкурс чтецов.

Чему учит сказка? (Нельзя судить только по внешности, надо судить по поступкам и делам)

Молодцы, ребята.

9. Подбор пословиц к сказке.

Давайте подберем пословицы к этой сказке (у каждого ученика листочек с пословицами) и объясним их смысл.

    Язык острее меча.

    Некрасив собой, но красив душой.

    Суди не по внешности, а суди по делам.

    Всему свое время.

    Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

    Не бросай друга в несчастье.

    Друзья познаются в беде.

10. Поурочный балл

11. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки

12. Итог урока

Что особенно понравилось на уроке?

Чтобы вы хотели повторить?