Занятие по теме овощи старшей группе. Конспект занятия на тему: «Овощи и фрукты» в старшей группе

«Овощи и фрукты - витаминные продукты»

Программные задачи:

Вызвать интерес к здоровому образу жизни и здоровому питанию;

Раскрыть значение витаминов А, В, С для человека;

Систематизировать и расширять знание детей об овощах и фруктах, о витаминах, находящихся в них;

Активизировать словарь: овощи, фрукты, ягоды, витамины, здоровое питание.

Оборудование: Натуральные плоды овощей и фруктов (по два каждого вида): морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, лук, яблоко, лимон, апельсин, груша, виноград, мандарин, 2 корзины, 2 подноса, тарелки, вилки.

Предварительная работа:

Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах;

Уточнение представлений о том, что такое овощи и фрукты; кто какие овощи и фрукты любит, что из них можно приготовить;

Беседа «Полезные и вредные продукты».

Ход:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте скажем им – здравствуйте! А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! А это значит - Здоровья желаю!

Я очень рада видеть всех вас такими здоровыми и красивыми. Молодцы!

А какое у вас настроение сегодня!

Дети: Хорошее, веселое, бодрое, радостное.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, по моему к нам кто-то идет в гости. Входите.

В группу заходит Доктор Витаминка.

Доктор: Здравствуйте, ребята! Я Доктор Витаминка. Услышал, что вы говорите о здоровье. У вас все в порядке? Все здоровы?

Воспитатель: Доктор, не волнуйтесь. У нас все здоровы.

Доктор: Это очень хорошо. А как вы понимаете , что значит быть здоровым? (Ответы детей).

Д: Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать.

В: А что же для этого нужно делать? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей:

делать зарядку, гулять на свежем воздухе, есть вкусную и здоровую пищу).

Д: А вот я сейчас проверю, знаете ли вы, какая пища полезная, а какая – нет.

(выставляет на стол: чипсы, сухарики, пепси, конфеты, овощи, фрукты).

Я заходил в один детский садик и вот что увидел у одного мальчика. Как вы думаете, что из этих продуктов полезно для человека, а что нет?

Воспитатель объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.

Д: А вы знаете, что такое витамины? (ответы детей).

- Витамины – это вещества, которые как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С (показывает баночки).

Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно кушать витамин А.

- Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В .

Для того чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С . Д: Эти витамины мы можем приобрести в аптеке, а вот где еще живут эти витамины мы узнаем после того, как немного отдохнем.

Физминутка.

А сейчас немного отдохнем.

В огород пойдем (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем,

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем собирать:

Мы морковку натаскаем (таскают)

И картошки накопаем (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный очень вкусный (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко (рвут)

И вернемся по дорожке (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Воспитатель: Ребята, а мы не случайно вспомнили сейчас об овощах. Знаете почему?

Д: Потому что витамины А, В, С есть еще в овощах и фруктах, а вот в каких вы должны будете догадаться сами. Посмотрите на экран и слушайте внимательно. Если отгадаете, то увидите на экране правильный ответ.

1 слайд.

Витамин А

1. Она оранжевого цвета.
Полезный нам привет от лета.
Грызут её девчонки и мальчишки,
И даже длинноухие зайчишки.
(Морковка)

2. Кругленький, пушистый,
Сладенький, душистый.
Он на веточке растёт,
С твёрдой косточкою плод.

(Персик)

В этих овощах и фруктах есть витамин А

2 слайд.

Витамин В

1. Зеленая матрешка,
Стоит на крепкой ножке,
В сто одежд запутана,
В сто листов закутана.

(Капуста)

2. Зеленая матрешка,
Стоит на крепкой ножке,
В сто одежд запутана,
В сто листов закутана.

(Капуста)

В этих овощах и фруктах есть витамин В , витамин бодрости!

3 слайд.

Витамин С

1. Этот овощ как головка,
В ней зубцы засели ловко,
Как мы зубчик очищаем,
Всех микробов убиваем.
(Чеснок).

2. Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один

Кислый очень, очень.

(Лимон)

В этих овощах и фруктах есть витамин С .

Воспитатель: Доктор, а наши ребята знают стихи про овощи и фрукты и сейчас с удовольствием вам расскажут.

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете

Яблоко и апельсины,

Сливы и мандарины,

И бананы и гранаты

Витаминами богаты.

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его – тотчас

Слезы выступят из глаз.

Я толстый красный помидор,
Детишек любит с давних пор.
Витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

У царя Гороха дочки

Спят в кроваточке - стручочке.

Кругленьки – хорошеньки,

Всех зовут горошинки.

Доктор: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что овощи и фрукты очень полезны. Они помогают нам сохранять здоровье и не болеть. Ну а мне пора уходить. Меня ждут ребята в другом детском саду. А в подарок я вам оставляю эти корзины с овощами и фруктами. До свидания. Будьте здоровы.

(Воспитатель и дети прощаются с доктором)

Воспитатель: Посмотрите, как много овощей и фруктов.

А что можно приготовить из овощей, ребята? (Ответы детей).

Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей).

Давайте приготовим с вами два салата. Один из овощей – это будет какой салат? (овощной). А второй – из фруктов. Это будет какой салат – фруктовый.

Но есть одна проблема. Овощи и фрукты в корзинах перемешались.

Давайте сделаем вот что. Девочки отберут из это корзины фрукты для фруктового салата, а мальчики из этой корзины овощи для овощного салата. И посмотрим, кто это сделает быстрее – команда мальчиков или команда девочек.

Теперь проверим. Девочки назовите овощи, которые отобрали мальчики. И наоборот.

Молодцы, справились с заданием.

Сейчас мы отдадим эти овощи и фрукты Марии Сергеевне и она приготовит нам вкусные и полезные витаминные салаты.

Воспитатель: ребята, а вы знаете как готовят салат, что нужно для этого сделать? (ответы детей).

Это все правильно, но сначала овощи и фрукты обязательно нужно помыть. А потом уже резать или тереть на терке.

Итог. Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались и узнали много интересного.

Узнали что витамины очень полезные и у них есть имена? Какие?

Еще мы узнали что витамины есть не только в таблетках, а где еще?

И что овощи и фрукты нужно обязательно есть, чтобы быть сильными и здоровыми.

Ну вот, наши салаты уже готовы. Посмотрите, как аппетитно выглядит. Давайте попрощаемся с нашими гостями, вымоем руки и попробуем эти блюда.


Ирина Красильникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты»

Цель : создание условий для формирование у детей представлений об овощах и фруктах .

Задачи :

Образовательные :

Упражнять различать слова, обозначающие признак и действие предмета;

Учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Развивающие :

Способствовать развитию связной речи , зрительного внимания, речевого

слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением .

Воспитательные :

Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование : альбомный лист; цветные карандаши, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки на выбор; мультимедийное оборудование; картинки фруктов , овощей ; дерево; карты схемы; муляжи овощей и фруктов ; 2 корзины; мяч.

Методические приёмы : рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи » , Бокова «Урожай» ; рисование.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель.

Ребята, слышите, к нам кто-то пришел? (стук в дверь)

Посмотрите, наша кукла Настя пришла к нам в гости. (у куклы корзина с овощами и фруктами ) Она говорит, что всё это подарила ей бабушка, но что это и что с этим делать она не знает.

Ребята, поможем Насте? Расскажем ей всё, что мы знаем?

Предлагаю вам отгадать загадки.

(После каждой загадки ребёнок достаёт из корзины отгадку) .

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко) .

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его. (Лимон) .

Знают этот фрукт детишки ,

Любят, есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет. (Банан) .

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша) .

Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети. Фрукты .

Дидактическая игра «Магазин» .

Воспитатель : Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты , вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ .

Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы.

(схема описания и сравнения овощей и фруктов ) .

(цвет, форма, величина)

Дети выбирают продавца, используя считалку :

Ай, дуду, ай, дуду

В огород сейчас пойду

Соберу я овощей

Для зеленых свежих щей

Где вы, овощи ау ?

Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа, потом

дети, 45 человек.

Воспитатель : дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто

купил фрукты к левой .

Проверить с детьми, правильно ли они положили.

Воспитатель : у Насти в корзине остались овощи и фрукты , давайте их тоже

разложим по корзинам.

(дети называют овощи и фрукты , которые кладут в корзину).

Воспитатель : Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что

Ребята, а где растут овощи ?

Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка : «В огород»

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем,

И картошку накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный,

Очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Дети идут по кругу друг за другом) .

(Имитация действий) .

Воспитатель : а сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково» . Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты , а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково :

огурец – огурчик;

помидор – помидорчик;

капуста – капустка;

лук – лучок;

Молодцы!

Воспитатель : А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов . (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта . У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).

Воспитатель :

Один мандарин;

Одно яблоко;

Один гранат;

Один ананас;

Одна груша;

Дети :

Много мандарин;

Много яблок;

Много гранат;

Много ананасов;

Много груш.

Воспитатель : следующая игра «Найди лишний»

Яблоко, малина, груша, слива.

Гранат, апельсин, масленок, банан.

Мандарин, персик, айва, репа.

Слива, перец, помидор, огурец. (Картинки на экране)

Дети, я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Да-нет»

(воспитатель объясняет правила игры)

Игра ТРИЗ «Да-нет» (карточки «Овощи- фрукты » )

Воспитатель :

Ребята, назовите фрукты , названия которых начинаются на звук [а].

Названия, каких овощей начинаются на звук [р. ].

Воспитатель : Где растут овощи и фрукты ?

Дети : Фрукты растут в саду . Овощи растут в огороде .

Воспитатель : Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети : Собирают урожай

Воспитатель : послушайте стихотворение :

Солнце, солнце веселей,

Посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку,

И, конечно же, морковку!

Чтоб, когда придет зима,

Были полны закрома.

(Завальнюк)

Воспитатель : Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты ?

Дети : люди употребляют в пищу овощи и фрукты .

Воспитатель : а как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Чем они полезны и как их можно употреблять?

Дети : да, в овощах и фруктах содержатся витамины .

Игра «Дорисуй фрукт »

Воспитатель : дорисуйте фрукт и определите , что за фрукт вы изобразили . (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить). (дети сами выбирают материал для рисования) .

Воспитатель : молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.

Помогли нашей Насте.

Итог занятия .

Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно

и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного

трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.

И вас ждет сюрприз.

Выносятся корзины с яблоками. Дети моют руки и берут любимый фрукт .

Список литературы.

1. С. А. Васильева Рабочая тетрадь по развитию речи для дошкольников . – 2002.

2. Развитие речи . Старшая группа . Занимательные материалы. Сост.

О. И. Бочкарева и т. д. – Волгоград : «Корифей» , с. 26.

3. Игры и занятия по развитию речи дошкольников . Старшая группа .

Т. И. Петрова; Е. С. Петрова. – с. 17.

4. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» .

5. Г. Я. Затулина «Занятия по развитию речи дошкольников » .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Чудо-овощи и фрукты» в средней группе № 12 Учитель-логопед: Бирюкова О. С. ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты» Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Овощи и фрукты». Задачи: - Формировать у детей представления об овощах и фруктах;.

Цель: Учить различать овощи и фрукты, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ о них. Развивать мышление, речь, пополнять.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Овощи-фрукты» Цели:систематизация словаря по теме (расширить словарь по теме); закрепить отличительные признаки овощей-фруктов; закрепить глагольную лексику;.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Овощи и фрукты для зайчонка» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Овощи и фрукты для зайчонка» Подготовила воспитатель МДБОУ Д с №7 «Улыбка»: Карпова.

Конспект занятия по развитию речи «Овощи и фрукты» Речевое развитие: Закреплять с детьми описание предмета. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе;.

Программное содержание: Формировать умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы; Закрепить знания об овощах; Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты». Цель: создание благоприятных условий для формирования.

Конспект занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Программное содержание: -Учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет,форма. -Закрепить знания о том,где растут овощи.

Занятие по развитию связной речи «Овощи и фрукты» (первая младшая группа) Цель: способствовать развитию связной речи. Задачи: 1. Уточнить и закрепить слова по теме. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения.

Библиотека изображений:

Елена Стулова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Фрукты и овощи»

Тема : «Овощи и фрукты »

Программное содержание.

Познание : Закреплять знания детей об овощах и фруктах : где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны.

Уточнить представление о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов .

Коммуникация : Побуждать вспомнить загадки об овощах и фруктах .

Ввести в словарь детей новые слова.

Упражнять в употреблении глаголов действия.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Социализация : Продолжать формировать дружеские чувства.

Закреплять навыки коллективной работы.

Труд : Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

Материалы.

Иллюстрации с изображением овощей (картофель, капуста, помидор, свёкла, морковь, репа, огурец, редис, кабачок, тыква, горох, баклажан, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, банан, персик, слива, ананас, апельсин, мандарин, лимон, арбуз, киви).

Таблица для составления описательного рассказа.

Корзина с муляжами и свежие овощи и фрукты , 2 подноса.

Нарезанные маленькими кусочками овощи и фрукты . Пазлы : «Овощи » и «Фрукты » .

Игрушка – Крош (герой мультфильма Смешарики)

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Крош.

Крош. Здравствуйте, ребята! Я тут недавно решил стать художником, но у меня ничего не получилось. А теперь я решил для своих друзей «Праздник урожая» устроить, накормить всех вкусненьким. Но вот беда : я готовить не умею. Надо мной все смеются, говорят, что у меня ничего не получится, что я ничего не знаю. Вот и пришёл я к вам за помощью, вот сколько всего принёс. (Показывает детям корзину с овощами и фруктами ) . Помогите мне разобраться, где тут овощи , а где фрукты . И, главное, что с ними делать.

Воспитатель. Поможем Крошу? Я предлагаю поиграть в игру «Суп и компот» .

(Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает на поднос из корзины овощи , другая - фрукты , говорят, что они взяли)

Воспитатель. Крош, а ты знаешь, где растут овощи ?

Крош. Нет, конечно!

Воспитатель. Ребята, какие овощи растут в земле ? (Дети называют, а педагог выставляет на наборном полотне картинки овощей – картофель , свёкла, редиска, лук, чеснок, репа)

Крош. А какие овощи растут на грядке , на земле? (Дети называют, а педагог выставляет картинки овощей – огурец , помидор, тыква, кабачок, капуста, баклажан, горох)

Воспитатель. Давайте поиграем. Я буду называть овощи , а вы – говорить, как их убирают.

Помидоры – срывают.

Картофель – выкапывают.

Морковь – выдёргивают.

Лук – выдёргивают.

Тыкву – срезают.

Капусту – срезают.

Огурцы – срывают.

Горох – рвут.

Чеснок – выдёргивают.

Репу – выдёргивают.

Баклажаны – срезают.

Свёклу – выдёргивают.

Кабачки – срезают.

Крош. Как интересно ! А прежде чем начать готовить из овощей что-нибудь , что надо делать сначала? (хорошо помыть) Обязательно мыть, зачем? Так ведь быстрее. (Ответы детей) А какие овощи необходимо почистить? (Ответы детей : свёклу, морковь, тыкву, картофель, лук, чеснок, кабачки, баклажаны) И потом сразу всё сварить?

Воспитатель. Не торопись, Крош. Скажите, ребята, какие овощи можно есть сырыми ? (Ответы детей : помидоры, огурцы, редиску, капусту, горох, морковь) А какие овощи едят и сырыми , и варёными? (Капусту, морковь, помидоры, репу)

Крош. А что можно приготовить на первое? (Ответы детей) Из каких овощей ? (Ответы детей)

Воспитатель. А какую зелень добавляют в первое блюдо? (Петрушку или укроп)

Крош. А на второе что приготовить? Кашу можно? (Кашу из тыквы) А котлетки я бы хотел. (Морковные, капустные, свекольные) А из картофеля что можно приготовить? (Варёный и жареный, тушёный картофель, печёный) Из кабачков и баклажанов? (Их можно подать жареными и тушёными) Прекрасно, но у меня столько овощей , что ещё много останется. Что же мне с ними делать? (Можно засолить)

Воспитатель. Ребятки, давайте покажем и расскажем нашему Крошу как убирают урожай.

Физкультминутка

В огород пойдем, (маршируем на месте)

Урожай соберем. (идем по кругу)

Мы моркови натаскаем (имитируем как тащут)

И картошки накопаем. (копаем)

Срежем мы качан капусты (срезаем)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руки)

Щавеля нарвем немножко (рвем)

И вернемся по дорожке. (идем по кругу)

(Дети хором произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения)

Воспитатель. Давайте поиграем в «Огород»

Перед вами две коробочки :в одной пазлы с изображением овощей ,а в другой-с фруктами . (дети делятся на 2 команды и собирают картинки)

Крош. А ещё я хочу приготовить вкусные соки.

Воспитатель. Дети, давайте скажем Крошу, какие соки у него получатся. Я буду называть фрукт , а вы будете говорить, какой сок из него получится.

Яблоко – яблочный, апельсин – апельсиновый, персик – персиковый, банан – банановый, слива – сливовый, арбуз – арбузный, лимонный и т. д.

Что можно приготовить из фруктов на зиму ? (Варенье, цукаты, посушить)

Крош. Вот теперь-то у меня всё получится! Я вам вкусный сюрприз приготовил. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта , а вы мне скажете, что вы попробовали – овощ это или фрукт , как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить. (Дети описывают овощи - фрукты по таблице )

Воспитатель. Крош, твои угощения для друзей будут не только вкусными, но и полезными. Кто расскажет, почему нужно есть и овощи , и фрукты ? (Дети – в них много витаминов, минералов, овощи и фрукты помогают расти здоровыми и крепкими)

Крош. Спасибо, ребята! Сегодня я много узнал интересного и многому научился .

Стал я поваром сегодня,

Чищу, режу, варю репу,

Свёклу тру, картошку жарю,

Могу сварить я вкусных щей

И котлет из овощей .

Я думаю, мои друзья будут довольны. До свидания!

Воспитатель. До свидания, Крош! Друзья мои, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы!

Занятие закончено .

занятие систематизирует знания детей об овощах, их вкусовых качествах.Учит детей анализировать, развивает логическое мышление, развивает связную речь, обогощает словарь детей.В процессе занятия также решаются коррекционные задачи, используются здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Овощи» в старшей группе

Программные задачи : систематизировать знания детей об овощах, их вкусовых качествах. Продолжать учить анализировать, выстраивать логические цепочки. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Коррекционные задачи : учить правильно дышать во время проведения пальчиковой гимнастики, соотносить текст с движениями рук, следить за правильным проговариванием окончания.

Ход занятия.

(Дети стоят с воспитателем)

В-ль: ребята, а какое сейчас время года?

Дети: осень.

В-ль: почему вы так решили?

Дети называют приметы осени.

В-ль: да сейчас осень, листья становятся багряными, желтыми, как у этой ветки (беру из вазы ветку с привязанными к ней осенними листьями). Сейчас вы ненадолго станете осенним ветерком.

Дыхательная гимнастика . Предлагаю детям подуть на листья, не надувая щек: слабо, сильно, легко.

Предлагаю детям присесть на стульчики.

В-ль: а теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на сенсорных подвесках:

1.а на крайней грядке – длинные загадки

В этой грядке Дед Мороз

Летом прячет длинный нос (морковь)

2.сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

3. сто одежек и все без застежек (капуста).

4. как на нашей грядке выросли загадки-

Крепкие зеленые, хороши соленые (огурцы).

В-ль: а как назвать наши отгадки одним словом?

Дети: овощи.

В-ль: а какие вы еще знаете овощи?

Дети перечисляют овощи.

В-ль: а как называют людей, которые выращивают овощи?

Дети:овощевод, огородник, дачник, колхозник.

В-ль: что необходимо овощам для их роста?

Дети: солнце, тепло, вода, свет и т.д.

В-ль: ну, уж если мы овощеводы, то должны знать какими бывают овощи на разной стадии развития. (предлагаю детям игру: «Что сначала, что потом»)

Установка: Вам необходимо последовательно разложить карточки и затем рассказать, что происходит с данным растением.

В-ль: все хорошо справились с этим заданием, молодцы. А теперь наступило время отдыха.

Физкультминутка: в огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко,

И вернемся по дорожке.

В-ль: а для чего мы вырастили овощи?

Дети: это вкусно, полезно и т. д.

В-ль: да, витамины есть в овощах и они помогают нашему организму расти бодрыми, здоровыми, веселыми. Овощи в большом количестве бывают летом и осенью.А как быть весной и зимой, когда вся земля отдыхает под снегом? Человек же не должен оставаться без овощей и их полезных веществ. Что придумали люди, чтобы сохранять впрок овощи?

Дети: консервирование, квашение, соление и т. д.

В-ль: а какие вы знаете из овощей блюда?

Дети: сок томатный, салат из капусты и т.д.

В-ль: сегодня я хочу угостить своим любимым блюдом из разных овощей- это винегрет.

Предлагаю детям пересесть за столы и покушать винегрет.

В-ль: это блюдо, в котором овощи по-разному сохраняют на зиму: тут и соленые огурцы, и квашеная капуста, и отварная свекла, и свежий лук. Вам понравилось мое блюдо?

В-ль: сегодня мы много говорили об овощах, их пользе. Все были активными, а тетерь будете еще и бодрыми, так как в вас сейчас витамины после съеденного винегрета.


Цели:

  • Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.
  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.
  • Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.

Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. Магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, указка, мяч среднего размера, костюм Осени для воспитателя, черный и красный обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.

Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Гости сидят параллельно окну. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

(Здороваются с гостями. Появляется Осень)

– Вы меня узнали?
– Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете об моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.

  • Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.
  • Небо становится хмурым, пасмурным, серым.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.
  • Ветер . Дует холодный ветер.
  • Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.
  • Трава становится желтой и сухой.
  • Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.
  • Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.

– Молодцы, все приметы осени назвали.

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.

2. Рассматривание и беседа по картине.

– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)
– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)
– Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).
– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)
– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).
– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (…картофель, морковь, лук, чеснок)
– Какие овощи люди срывают? (…кабачки, перец, помидоры, баклажаны)
– Какой овощ срезают? (…капусту)
– Вот мы собрали урожай, как нам сохранить все овощи на зиму? (Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют)
– Повторим хором слово «консервируют».
(Повторяет один ребёнок ещё раз).
– Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)
(Показать картинку)
– Повторите хором слово «овощехранилище».
(Повторяют по одному несколько раз).

3. Составление описательных рассказов по моделям

– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.

Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста) .

(Выставляю картинку на магнитную доску.)

К доске выходит Вова.

– Молодец, справился с заданием.

– Послушайте загадку Степы.

Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем … (кабачок ).

(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)

К доске выходит Алина Т.

– Угадайте, какой овощ спрятался?

(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.
Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.)

К доске выходит Оскар.

– Подскажите словечко:

Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла ) Степа Б.

(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)

К доске выходит Лера

– Послушайте еще загадку:

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор) Саша Ф.

(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)

К доске выходит Олег.

4. Физкультминутка «Урожай»

– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Носят» .
И картошки накопаем. «Копают ».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают» .
Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут» .
И вернёмся по дорожке. Маршируют

5. Дидактические игры с мячом

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)

Помидор – помидоры;
огурец – огурцы;
тыква – тыквы;
кабачок – кабачки;
баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь – морковочка
огурец – огурчик; лук – лучок;
чеснок – чесночок; капуста – капустка;
горох – горошек; свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;
свекла – свеклы;
репа – репы;
перец – перца;
картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;
сок из капусты – капустный;
сок из свёклы – свёкольный;
сок из помидоров – томатный.

6. Игра «Повар»

– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.

Беру карточку капусты. Начинаю сама:

– У меня цветная капуста.

– Какие овощи едят в сыром виде?

(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)

– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат,запекают.

(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).

– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.

(Проговаривает полным ответом.)

– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?

(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).

7. Игра «Вершки и корешки»

– Ребята, вам понравилась игра в повара? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».

(Беру два обруча, черный и красный, кладу их так, чтобы обручи пересекались.)

– В обруч черного цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

8. Итог занятия

– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)
– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле…)
– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)
– До свидания, ребята! До встречи в следующем году!