Тату славянские птицы. Славянские тату– нательная живопись наших предков

Славянские татуировки пользуются огромной популярностью и несут в себе богатый смысл.

Женщины наносили татуировки с изображениями крестов, лиственным и цветочным орнаментом, а также цепочные сплетения цветов, листьев, ветвей и зелени. Мужские орнаменты показывали силу и власть своего обладателя.


Значение славянской свастики

Татуировки со славянскими свастиками несут в себе огромный смысл. Часто слово «свастика» навязывает на ум фашистские проделки, но это совсем не так. Гитлер так же позаимствовал этот символ у древних славян.

Славянская свастика изображается в виде креста с загнутыми по часовой стрелке концами, что символизирует круговорот вещей в природе, перемены: смена дня и ночи, чередование сезонов. Славянская свастика может нести в себе как минимум три изгиба, количество которых может достигать даже 10.

И так, славянская свастика символизировала правильный порядок вещей в природе , а точнее здоровье, силу, радость, солнце и свет.

Значение татуировок со Славянскими Богами

Славяне любили изображать на теле Богов, в которых веровали. Это символизировало силу и могущество, а так же этим люди выказывали свою любовь к высшим божествам. Ниже представлены примеры тату с изображением славянских Богов.

Изображение на теле Перуна символизировало могущество и покровительство. Его часто изображали в сражении с драконом.


Был стражем леса и открывал медицину и земельные работы.

Сварога славяне почитали как небесного хранителя и отца всего созданного на Земле.

Ярило был символом плодородия и воплощал силу солнца.

Славянские обереги и амулеты

Славяне верили, что утонувшие девушки принимают облик русалок, которые могут запросто утянуть на дно одинокого путника или насмерть защекотать ночного купальщика.

Вампиром же становился не погребенный по обряду покойник. Эти и другие персонажи страшили людей, что и подтолкнуло их носить различные амулеты и обереги, которые по их словам должны были оберегать их души от зла.

Амулеты в виде животных часто наносили на тело, как татуировки. Древние люди считали, что эти рисунки будут оберегать их от злых духов.


Татуировки драконов, львов, медведей, волков и тигров наносили на тело воины, чтоб показать свою силу, храбрость и могущество.

Цветок Папоротника олицетворял чистоту духа и обладал целительными свойствами.


Тату со знаком Ладинец символизирует счастье, любовь и гармонию и считался истинным источником женского счастья.

…Рисунок дышит вместе с телом.
Татуировка у меня
Живет своею, странной жизнью...

В последнее время многие люди наносят на тело татуировки. Славянские татуировки приобретают всё большую популярность среди любителей наносить на тело этнические мотивы. Традиционных славянских татуировок не существует. Для рисунков используются мотивы скифских узоров, русских орнаментов из старинных книг, элементы вышивки на старинной одежде, сказочные и мифологические персонажи и т.п. А предки делали себе татуировки, вопрос интересный не так ли …


У древних славян татуировки присутствовали - этот факт не оспаривается учёными. К тому же наука по понятным причинам не располагает вещественными свидетельствами того, какими были татуировки славян - нет славянских захоронений, в которых бы кожный покров похороненного сохранился настолько хорошо, чтобы можно было увидеть на нём татуировки.

Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далёкое прошлое. Литературными источниками и сохранившимися обычаями русичей доказано, что одним из главных героев былин, сказаний и других форм культуры древнеславянского народного творчества был дракон. У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея (дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея-дракона.

Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве. Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян.

Известно сообщение арабского дипломата Ибн-Фадлана, о том, что он во время своего путешествия из Багдада в страну русов, расселившихся вдоль реки Волги, наблюдал у местных жителей татуировку от ногтей рук до шеи - изображения деревьев, фигур животных и иных знаков и символов. Перечисленный набор татуировок был не случаен: дерево символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует дошедшая до нашего времени загадка: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов" - о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал и в заговорах. По верованиям славян, на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие святые. Дерево в свадебных обрядах воплощало плодородие живой природы, древо жизни. Изображение различных животных выполняло роль амулетов и оберегов, защищающих славян от злых духов и колдунов.

С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией. В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Отрицать факт татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. - Иисус Назаретянин), изображение ягненка, креста или рыбы.

У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Необходимо отметить, что скифы были разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб - традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами. Эту же неточность допустил и Геродот, который считал славян потомками скифов. Однако вернемся к современным потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных сельских районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" - шахматной доски, которую они называют "Утро". По их мнению, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Мы можем только догадываться, что хотели выразить этим изображением наши предки, может, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани.

Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей. Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере. А, что вы думаете по этому вопросу?

Многие молодые люди наносят на своё тело татуировки, не вполне при этом понимая их смысл. Славянские мотивы также пользуются большой популярностью, хотя для некоторых славянские татуировки – просто дань моде или желание выглядеть «круто». Для татуировок используются мотивы скифских узоров, славянских старинных орнаментов, персонажи из древних преданий.


Тот факт, что у древних славян на телах имелись татуировки, не оспаривается учёными. Хотя современная наука не располагает материальными доказательствами, какими именно они были – кожный покров никак не мог сохраниться в древних захоронениях до сегодняшних дней.

У древних славян, татуировки доверяли наносить только избранным людям – волхвам. Это было неспешным, методичным процессом, сопровождающимся жреческим трансом. Использовались только натуральные краски – ведь наши пращуры были не настолько невежественными, чтобы отравлять свой организм. Причем татуировки славяне наносили не только на тело .

Чтобы наколка имела влияние, она должна была быть нанесена на все 9 тел человека, из которых физическое – только одно. Поэтому татуировки, наносимые древними славянами, имели особенный статус.

Еще в племенах русичей, были популярны наколки на теле. Записки Ибн – Фадлан Ахмеда, арабского философа-путешественника, жившего в десятом веке, свидетельствуют об этом. Как-то маршрут одного из путешествий, привел его из Багдада к древним славянам.


В своих воспоминаниях Ибн — Фадлан написал, что часто видел изображения деревьев на руках у местных жителей. Такие татуировки начинались на кистях рук, а заканчивались на шее. Тогда же, восточный философ заметил также изображения драконов, различных геометрических символов, птиц. В каждом рисунке был свой определенный смысл. Какой? Давайте узнаем об этом.

Символика славянских татуировок

Славяне в древности очень верили в существование леших, духов, колдунов, домовых и других существ, живущих параллельно с ними. Эта вера находила свое место в их творчестве. Образная символика мифичных существ, животных и птиц стали любимыми персонажами, которые использовались у древних славян.

Древние славяне были язычниками, обожествляющими природные силы. Отсюда – их поклонение деревьям, которые были для них символами плодородия, а также – взаимосвязью между мирами. Накалывая на своих телах изображения мощных стволов деревьев, славяне программировали себя на продолжительную, счастливую жизнь.

Драконы, змеи у них слыли коварными и злобными существами, потому их, как правило, изображали пронзенными копьём или стрелой. В определенной мере, это было навеяно легендами про бога Перуна. Его еще и Громовержцем называли, ведь он преследовал драконов, пронзая их молниями или копьём. Тем или иным способом, змей был побежден. Нанося на тело изображения поверженных драконов или змеев, древние славяне ограждали себя от скверны и прочих невзгод.


После христианизации Руси, был введен церковный запрет на росписи тел. Церковники воспринимали наколки как пережитки язычества, поэтому значение славянских татуировок начало забываться. Изредка мужчины набивали маленькие символы на частях тела, скрываемых под одеждой. В основном это были геометрические знаки – например, свастический символ коловрат. У большинства современных людей, свастика ассоциируется с гитлеризмом, но этот знак почитался не только германскими племенами.

Существовали различные варианты коловрата, и все они символизировали солнце – символ жизни, плодородия, а значит, и жизни. Поэтому носители такой наколки верили, что теперь их жизнь станет светлее и счастливее.

Славянские руны


У древних славян, руны отображали триединство божественной силы. По мотивам легенды, руны славянам были подарены богом Велесом. Древним славянам руны заменяли алфавит. Их вырезали из дерева или коры.

Славянские руны также были мотивами для татуировок. Руны имеют различное значение, зависимо от знака. Всего насчитывалось около 20 различных рун.

Самый первый рунический знак, напоминал трезубец и назывался «мир». Такая руна символизировала древо жизни. А вот перевернутый трезубец, назывался «Чернобогом» и символизировал войну и хаос, являясь полной противоположностью руны Мир. Но нанесенные рядом оба этих знака, символизируют равновесие добра и зла.

Также были популярны руны: «Радуга», символизирующая дорогу к центру Мироздания, «сила» – символ воина, укрепляет энергетику и физическую силу; «рок» – знак неявного, но существующего Духа, являющегося символом начала и конца всего сущего.

Славянские татуировки для мужчин


Славяне – язычники считали, что для того, чтобы окрепли все тела мужчины (из которых физическое тело – только одно из них), требуется 33 года. Ведь не зря Илья Муромец провел на печи «30 лет и 3 года». Вот почему, пока мужчине не исполнится 33, наколка может помешать его развитию.

Татуировки носили у себя на телах славянские воины, целители. Бог Перун, который считался еще и покровителем дружины, был излюбленной татуировкой славянских воинов.

Кроме трезубца, были востребованы многие другие рунические знаки. Знак «треба» был воинским, «ветер» связывали с Велесом – богом, который считался покровителем магов, был почитаем у языческих колдунов. Руна «уд», использовалась для усиления мужской силы. Странники и путешественники выбирали руну «есть», символизирующий движение, постоянное познание мира.

Татуировки славянских Богов

Боги являются главными персонажами любой мифологии. Древние русичи их превозносили и славили, стремясь заключить в их образы могучих разноплановых героев. В славянской языческой вере среди богов существовала своя иерархия, хотя определенные племена почитали «своего» бога.
Верховным божеством у славян считался Род. Его почитали как бога – творца, которому все поклоняются.
Род был богом неба, плодородия. Древние славяне верили, что он едет верхом на облаке и посылает на землю дождь. Не зря в славянских языках очень много слов с корнем «род».

Для обозначения удачи и счастья, славяне пользовались общим для всех славян словом «бог». Слова «богатый» и «убогий», имеют прямо противоположное значение.

Образы славянских богов, были очень популярными для изображений татуировок. До принятия христианства, их было много.

Самыми популярными из них, были:

  1. Перун – громовержец, покровитель воинов;
  2. Велес – бог материального благополучия, покровитель плодородия и скота. Тем, кто ему поклонялся, он доверял тайны земледелия и исцеления.
  3. Лада – богиня любви,
  4. бог солнца – Ярило, почитался, как бог зачатия и пробуждения.
  5. Сварог – прародитель всех богов.
  6. Дажьбог – покровительствует плодородию, его также чтили, как бога солнца и тепла.
  7. Лель - бог любви и страсти, сын богини красы и любви.

Славянские обереги

Если Вы решили воспользоваться татуировкой в качестве оберега, стоит обратить внимание на такие мотивы славянской символики, как Громовой знак, Ладинец, Цветок Папоротника.

Громовой знак, отождествляется с Перуном-громовержцем. Знак выглядит, как помещенный в круг шестиконечный крест. Древний оберег Валькирию чаще всего используют как талисман на шею. Изготовляют из металла или дерева. Этот оберег хранит мудрость и благородство его владельца.

Цветок папоротника – символ чистоты духа, обладающий целительными свойствами.

Ладинец – символизирует любовь и счастье, незаменим в качестве оберега гармоничных отношений в семье.

Еще похожие статьи

В последние годы молодежь часто стала наносить на тело татуировки со славянской символикой. Так как при раскопках захоронений древних славян на их телах какие-либо узоры обнаружить не удалось из-за плохого состояния останков, то за образец славянских татуировок взяли изображения богов, старинных русских орнаментов и вышивок, а также скифские мотивы.

Но сомнений, что наши праотцы украшали свои тела защитными символами, у ученых нет, эту теорию подтверждает глубокая вера во всемогущую землю-матушку и ее помощников. Богатое культурное прошлое наших предков сохранилось в мифах и старинных сказаниях о божественных существах и высших силах, именно из них современные художники и черпают мотивы нательной живописи.

Символика славянских татуировок

Как и все древние народы, славяне вкладывали в каждое изображение особый смысл, который символизировал веру в ту или иную высшую силу природы. Вся культура праотцов и праматерей завязана на силах, которые управляют 4 стихиями: землёй, водой, воздухом и огнём. Всё то, чем человек не мог управлять и подчинить своей воле, вызывало чувство страха и опасения. И если это нельзя приручить, то может можно принести дары, поклонится и вымолить для себя пощады. В знак уважения и покаяния славяне украшали свои дома, оружие, доспехи некими узорами и изображениями.


Женщины предпочитали носить амулеты и обереги на своем теле в виде сережек браслетов и прочих украшений. Воины наносили на меч и щит лик бога Перуна, которому поклонялись все как один. Именно Перун — покровитель князя и дружины вершил судьбы войска, а значит и всех славян. Кузнецы украшали сложными орнаментами, символизирующими силу огня, свои молоты. Они верили, что такое орудие труда будет ковать лучше и дольше.

Но особо верующие в магию природы наносили символы прямо на тело, чтобы непрерывно находиться под защитой своего покровителя. Подробнее символику татуировок ученые изучали по старославянским сказаниям и легендам.


Особенности и значение славянских тату

Славянские татуировки и их значения следует растолковать до того как идти к специалисту и набивать рисунок на тело. Ведь татуировки славянские обереги обладают большим энергетическим зарядом, который издревна охранял наши земли от нечистой силы. А наши предки были людьми верующими и знающими, что ничто не придает так силы да здоровья, как земля родная и боги, правящие на ней.

К примеру, изображения дерева символизируют связь трех миров (мира людей, богов и умерших), а еще связь всего семейного рода. Изображение животного – знак плодородия, птица – душа, а крест – огонь.


Татуировки руны славянские часто используются как самостоятельный элемент, так и в качестве дополнительного смысла. Руны – это древняя славянская письменность, возникшая задолго до крещения Руси. Руна Крадо символизирует огонь, Треба – дух войны, Берегиня – женское начало, лад и покой в семье. Мир – это порядок в мире, а такое же перевернутое изображение – это уже Чернобог, воплощающий хаос.


Славянские символы в татуировках, если их несколько, трактуются не по одному, а коллективно. Поэтому прежде чем сочетать несколько изображений, следует, как положено, разобрать их смысл во избежание конфликта между ними.

Славянские татуировки для мужчин

Славянские татуировки для мужчин придают уверенности в своих силах и возможностях, защищают от сглаза и придают воинственные черты внешнему виду. Лучше всего на мужчинах смотрятся крупные татуировки с изображением богов и великих славянских полководцев. Славянские боги на татуировках часто изображаются совместно с дикими животными, и медведь. Такие нательные рисунки, помимо своего прямого значения, обозначают еще крепкую дружбу и верность.


Некоторые мастера способны изобразить на теле целую историю древнего сказания, соединить воедино руны и обереги. Такие тату нелегко продумать, да и набить на тело тоже сложно. Но если замысел удался – то это поистине можно считать данью предшествующим поколениям.

Чаще всего на мужском теле изображают Ярила в виде большого солнца, Нептуна – покровителя морей, Перуна и Чернобога. очень часто рисуется на пол окружности, а вторую половину занимает луна. Выходит некая славянская трактовка восточного . Такую татуировку можно трактовать как соединение сил зла и добра в душе человека, а можно и как присутствие материнского и отцовского начала в каждом из нас.


QR код страницы

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".


Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далекое прошлое.

Литературными источниками и сохранившимися обычаями русичей доказано, что одним из главных героев былин, сказаний и других форм культуры древнеславянского народного творчества был дракон. Наши предки его часто изображали впряженным в плуг, которым пахал русский богатырь, его лепили из глины, вырезали из дерева, украшая наличники и ручки ковшей. По древним поверьям, одно из предназначений дракона - отпугивать злых духов.

У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея (дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея-дракона.

Не только дракон занимал сознание, мысли и умы славян, но и лев. Не случайно изображение этого экзотического для России животного мы встречаем в сюжетах лубочных сказок, украшениях одежды и даже на предметах обихода.

В народных сказаниях русалками становились утонувшие девушки, которые могли защекотать припозднившегося купальщика насмерть или утащить за собой в воду одинокого ночного путника - гостя, оказавшегося на берегу водоема. Покойник, не погребенный по обряду, становился вампиром. Это был еще один из распространенных персонажей народных сказок и былин древних славян. Поэтому они надевали на себя всевозможные обереги (амулеты), которые могли защитить их от нечистой силы - упырей, колдунов, оборотней. Обереги древних славян были различными, но чаще всего они представляли собой фигурку животного (мифического или реального), птицу, к которым прикреплялись всевозможные бубенчики, своим звучание отгонявшие злых духов.

Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве.

Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа.

Известно сообщение арабского дипломата Ибн-Фадлана, датированное 921-922 гг., о том, что он во время своего путешествия из Багдада в страну русов, расселившихся вдоль реки Волги, наблюдал у местных жителей татуировку от ногтей рук до шеи -изображения деревьев, фигур животных и иных знаков и символов. Перечисленный набор татуировок был не случаен: дерево символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует дошедшая до нашего времени загадка: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов" - о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал и в заговорах. По верованиям славян, на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие святые. Дерево в свадебных обрядах воплощало плодородие живой природы, древо жизни. Изображение различных животных выполняло роль амулетов и оберегов, защищающих славян от злых духов и колдунов. Этот побудительный мотив был типичен для народов с мифологическим мировоззрением. И.Г. Остроумов полагает, что в прошлом тамга у вогулов (манси) в первую очередь служила оберегом. По мнению И.Н. Гемуева и А.А. Люцидарской, татуированные символы - "Знамена" на руках манси (вогулов) также изначально играли роль оберегов, они являлись знаком бытия человека на земле.

С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Такое объяснение мы находим в Евангелии от Марка, где сказано: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". Но нельзя утверждать, что религия, запрещая татуирование как языческий обряд, полностью его отрицала. В "Откровении" святого Иоанна, в главе 19, сказано так о новом пришествии Бога: "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих". Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией.

В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Таким способом защитники католической веры препятствовали переходу католиков в другую веру, в частности в ислам.

Фанатики той или иной веры нередко использовали татуировку для нанесения на свои тела знаков принадлежности к определенной религии как символов веры и пропаганды ее среди населения. При этом, кроме символов веры, несомненно, изображали любовные, семейные и иные сюжеты, свидетельствующие о характере их владельца.

Отрицать факт татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. - Иисус Назаретянин), изображение ягненка, креста или рыбы. Данный факт подтверждает Прокопий из Газы, который писал, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях знак креста, имя Христа, монограмму ХР либо знак "+" на лбу, который представлялся его владельцу крестом. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами, которые заменили греческий крест латинским. На портретах рыцарей-крестоносцев, выполненных в технике эмали в 1150 г. известным Фламандским золотильщиком Годефройде де Клейром, имеется обозначенный символ христианской веры в виде креста на лбу. Упомянутые миниатюры Годефройде де Клейра украшают распятие в кафедральном соборе Нотр Дам в Сент-Омере (Франция).

У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Этот обычай сохранился среди фанатиков веры до настоящего времени.

Происхождение татуировки, в частности на территории Боснии и Герцеговины, относится к дохристианскому периоду. Аргументируя эту точку зрения, польский этнограф Ч. Трухелка ссылается на древних историков и писателей, таких как Геродот, Страбон, Плиний, Помпоний Мелу, которые описывали в своих трудах обычай татуирования на Балканах и соседних территориях. Ч. Трухелка утверждал: "Судя по всему, этот обычай пришел с востока и был принесен на Балканы скифами от траков, населявших в то время Балканский полуостров, этот обычай переняли илиры, благодаря посредничеству которых он распространился вплоть до побережья Адриатики, что подтверждает Страбон". Исследователь А. Хаберланд в 1886 г. писал: "Сегодняшний обычай Боснии и Герцеговины может быть последним эхом необычно старой практики, подтвержденной древними". При этом нам представляется, что цитируемыми учеными завышается роль скифов, которых со славянами разделяет почти тысячелетняя история. Скифы не могли оказать прямого влияния на формирование искусства татуирования у славян. По нашему мнению, возможная ошибка уходит своими корнями в жизнеописания Геродота и других древних ученых. Например, греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Необходимо отметить, что скифы были разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб - традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами. Эту же неточность допустил и Геродот, который считал славян потомками скифов.

Однако вернемся к современным потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных сельских районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" - шахматной доски, которую они называют "Утро". По их мнению, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Это своеобразное переплетение геометрического орнамента, растений и животных. На вопрос, что он обозначает, мы нередко получаем ответ: "Не знаю, такой рисунок носил мой прадед, и прапрадед, у нас в роду всех мужчин таким рисунком татуировали". И мы можем только догадываться, что хотели выразить этим изображением наши предки, может, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани.

Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей.

Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере.