Обращаем внимание на тему! В чём красота и мудрость русских обрядов? Рассуждение Тезис – аргументы-примеры – вывод-заключение
Работа над вступлением 1. Через повествование, которое подведет к постановке проблемного вопроса: Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов? С древних времен на Руси фольклор был частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие песни, то не будет достигнут желаемый результат. Поэтому во все времена Русь славилась богатством и разнообразием праздничных обрядов. В чем же заключается их красота и мудрость?
2. Через имена существительные в им. п. (назывные предложения). Весна, лето, зима, осень. Каждое из этих времен года в народе сопровождалось определенными обрядами. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены нужные песни, то не будет достигнут желаемый результат. Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?
Можно перечислить не времена года, а обряды. Например: Масленица, Троица, Святки… Каждый из нас слышал названия этих обрядов, а кто-то, может, и участвовал в их проведении. В течение многих веков формировались русские обычаи и обряды. Они, на мой взгляд, отражают вековую мудрость русских людей. Так в чем же заключается красота и мудрость русских обрядов?
Основная часть сочинения должна представлять аргументы с примерами. Кратко описываете несколько обрядов, которые вам знакомы, при этом обязательно нужно выявить их особенности. Вы должны выделить главное значение каждого обряда.
Заключение – подведение итога о сказанном. Другими словами, нужно добиться идейной взаимосвязи между вступлением и заключением. Русские обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу. Это и придает особую прелесть и мудрость народным праздникам.
Сочинение
У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах — это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Я интересуюсь всем, что связано с народным бытом и русской культурой. Мне нравятся традиционные народные действа, где справляют обряды, надевают красочные народные костюмы, звучат поговорки, песни, пословицы и наговоры. Уже в начальных классах мы не только познакомились с некоторыми обрядами, но и сами принимали участие в обрядовых празднествах.
Больше всего мне понравился праздник Масленицы. Масленица связана с солнцеворотом в природе, проводами зимы. Масленица длиться неделю и празднуется перед Великим постом. Всю неделю родители пекли блины и приносили это вкусное угощение в школу. Блины символизируют солнце, наступление весны. Завершилась наша Масленица утренником. Актовый зал был нарядно украшен. Девочки были одеты в красивые народные костюмы. Главными героями этого праздника были Зима, Весна и Масленица. Мы пели песни, водили хороводы, рассказывали стихи. Тожество закончилось сжиганием чучела Зимы. После этого праздника у меня было ощу3щение, будто я побывала в сказке.
А недавно мы познакомились ещё с одним интересным русским обрядом Колядой, который празднуется зимой. Мы узнали много интересного об истории обряда, выучили колядки и инсценировали этот обряд.
Я считаю. Что знакомство с обрядами расширяет наш кругозор, позволяет больше узнать о культуре русского народа, его мудрости, прививает любовь к Родине.
1. Продолжить знакомство учащихся с календарно – обрядовой поэзией; сделать наблюдение над художественными особенностями песен, показать красоту и мудрость обрядовой поэзии; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов; продолжить знакомство с ролью масок в народном театре.
2. Развивать творческие способности учащихся, формировать умение сопоставительного анализа текста.
3. Воспитывать чувство национальной гордости, любовь к своим традициям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Красота и мудрость русских обрядов. «Песни круглый год».
(2 ч.)
Урок – посиделки.
Цели:
- Продолжить знакомство учащихся с календарно – обрядовой поэзией; сделать наблюдение над художественными особенностями песен, показать красоту и мудрость обрядовой поэзии; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов; продолжить знакомство с ролью масок в народном театре.
- Развивать творческие способности учащихся, формировать умение сопоставительного анализа текста.
- Воспитывать чувство национальной гордости, любовь к своим традициям.
Оборудование: различные поделки, имеющие обрядовое значение: обереги, игрушки из соломы, дерева и т.п.; костюмы учащихся, чучело Масленицы, блины, птички из теста. Фрагмент из Пятой симфонии П.И.Чайковского «Во поле березонька стояла…»; словарь В.И. Даля.
Методические приемы: исполнение песен, инсценирование, сравнительный анализ, словарная работа, игровые моменты.
Ход урока
- Беседа по вопросам :
Какой фольклор называется обрядовым?
Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?
Почему они так называются?
II. Работа в группах
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:
Каждая группа представляет определенный обряд.
1. Рождественский обряд – Коляды.
Ученики ходят по классу и поют:
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко.
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Учащиеся несут на шесте звезду, девочки одеты в пестрые платки, на головах мальчиков – шапки. Один в вывороченном тулупе и в маске.
Не дашь пирога –
Мы корову за рога!
Не дашь кишку-
Мы свинью за виску,
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка!
Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.
В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.)
В чем связь Коляды с язычеством? (Маски ряженых, гадание на Рождество.)
Сопоставление фольклора и литературных произведений:
«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя;
«Раз в крещенский вечерок…» Жуковского;
Отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.
Чем похожи литературные варианты на фольклорные, а чем отличаются? (Литературная обработка народных песен делает их еще ритмичнее, выразительнее.)
2. Масленица
Учащиеся обходят класс с чучелом Масленицы, которое затем символически закапывают. Девочки угощают всех блинами. Поют песенку:
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки, канарейки,
Принесите по швейке!
Четочки, чечеточки,
Принесите по щеточке!
Тогда, утки,
Дудите в дудки,
Тараканы –
В барабаны!
Какие стихи напоминает эта веснянка? («Тараканище» К.И. Чуковского.)
В чем связь Масленицы с язычеством? (Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:
Понедельник – встреча,
Вторник – заигрыши,
Среда – лакомка,
Четверг – широкий четверг,
Пятница – тещины вечерки,
Суббота – золовкины посиделки,
Воскресенье – проводы.
Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали или закапывали (хоронили). Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)
3. Сороки
Учащиеся обходят класс, дарят каждой группе фигурку жаворонка из теста и поют:
Жаворонки, прилетите,
Красно лето принесите!
Нам зима-то надоела,
Весь уж хлебушек поела,
Веретенца переломала,
На поветки перекидала!
В чем смысл сороков? (Сороки всегда приходятся на время Великого поста (22 марта). В это день всегда пекут из постного теста фигурки птичек и кликают весну. Во время строгого поста этот праздник – отдушина, повод для скромного веселья.)
- Троица
Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.
Выходят ученики с песенкой «Во поле березонька стояла…(Если возможно, послушаем ее обработку в Пятой симфонии П.И.Чайковского.)
Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)
5. Осенние песни
В чем особенность осенних песен? (Они связаны со сбором урожая. Окончив жатву, с последним снопом труженики торжественно шли домой, распевая песни.)
Читаем выразительно осенние песни, помещенные в учебнике.
Словарная работа: проясним непонятные слова. Что такое жито, толокно, лапти, серп, сноп? Воспользуемся словарем В.И. Даля.
III. Обобщение
В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)
IV. Домашнее задание : Напишите сочинение на тему «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах – это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времен года.
Я интересуюсь всем, что связано с народным бытом и русской культурой. Мне нравятся традиционные народные действа, где справляют обряды, надевают красочные народные костюмы, звучат поговорки, песни, пословицы и наговоры. Уже в начальных классах мы не только познакомились с некоторыми обрядами, но и сами принимали участие в обрядовых празднествах.
Больше всего мне понравился праздник Масленицы. Масленица связана с солнцеворотом в природе, проводами зимы. Масленица длиться неделю и празднуется перед Великим постом. Всю неделю родители пекли блины и приносили это вкусное угощение в школу. Блины символизируют солнце, наступление весны. Завершилась наша Масленица утренником. Актовый зал был нарядно украшен. Девочки были одеты в красивые народные костюмы. Главными героями этого праздника были Зима, Весна и Масленица. Мы пели песни, водили хороводы, рассказывали стихи. Тожество закончилось сжиганием чучела Зимы. После этого праздника у меня было ощу3щение, будто я побывала в сказке.
А недавно мы познакомились еще с одним интересным русским обрядом Колядой, который празднуется зимой. Мы узнали много интересного об истории обряда, выучили колядки и инсценировали этот обряд.
Я считаю. Что знакомство с обрядами расширяет наш кругозор, позволяет больше узнать о культуре русского народа, его мудрости, прививает любовь к Родине.
Сочинение по литературе на тему: В чем красота и мудрость русских обрядов
Другие сочинения:
- Издревле славится Русская земля великолепием белокаменных и златоглавых храмов. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю. До экскурсии в Новгород я уже побывал во многих Московских храмах, но впечатления от новгородской поездки по; яркости отличались от Read More ......
- С давних времен масленица считалась самым веселым праздником. Он длился неделю. Начало праздника открывалось шумной встречей масленицы в понедельник. Он так и назывался “встреча”. Вторник – это “за-игрыши”: с этого дня начинались ряжения, катания. Среда – “лакомка”: во всех домах Read More ......
- Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. “У нас народ, – писал Н. А. Добролюбов, – сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль”. Бытовые песни можно Read More ......
- Как известно, Александр Иванович Куприн – писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты Read More ......
- Одним из самых великих литературных и религиозных творений, известных всему миру, является Священная книга – Библия. Она состоит из двух основных частей – Ветхого и Нового заветов. Библия не только повествует об исторических событиях древних времен, но и содержит учение Read More ......
- Во все времена люди задумывались о красоте. А что такое красота? Это может быть привлекательная внешность, красивые дома, прекрасная природа, большая душа человека. Я думаю, чтобы увидеть красоту, совсем необязательно куда-то идти или ехать. Мне нравится место, где я живу. Read More ......
- Библия полна притч и поучений. В отдельных книгах Ветхого завета встречаются многочисленные афоризмы и краткие поучения. Две книги (Книга Притчей и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова) представляют собой сборник притчей и “премудростей”. Регулировать поведение человека призвана также и Книга Премудростей Read More ......
- Масленица, проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев. На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит Read More ......
Традиции и обряды народа демонстрируют его ценности, развитие и обнажают душу всей нации. Мировоззрение русского человека формировалось на фоне языческого прошлого. Вот поэтому в обычаях так много символизма, мистификации и акцентируется тесная связь с природой и даже некая зависимость от нее.
Ритуалы, которые совершали наши предки, обычно предназначались для удачного перехода в следующий цикл природы. Поэтому традиционные праздники были зависимы от положения светил на небосводе.
Например, Колядень отмечался в период зимнего солнцестояния, а Купальская ночь – в день летнего по старому календарю.
Многие обряды были для успешного сбора урожая и процветания, либо для защиты от злых духов и невзгод.
Традиционная встреча с хлебом и солью можно истолковать как пожелание достатка гостю (хлеб) и избавление от всего дурного, что могло «прицепиться» к путнику в дороге (соль). У славян еще также считалось, что данная приправа может убрать дурные мысли и превратить врага в друга. Многие вещи они наделяли сверхъестественными способностями и даже некоторые дни. Например, вера в то, что Купальская ночь волшебна и что везучий человек в нее может найти чудо-цвет папоротника, а невезучий попасть к русалкам в руки и.
Многие суеверия по-прежнему остались, несмотря на принятие христианства. Часть языческих обрядов сплелись с православием и являются незаменимыми спутниками на церковные праздники. Традиционное колядование – одно из них. Изначально данная процессия с песнями делалась для пожелания хорошего урожая в новом году, и никак не было связано с Рождеством Христовым. Да и мало, кто задумывается сейчас о том, что обычные блины на Масленицу символизируют солнце и пекутся они в честь Дажбога и приближения весны.
Русские народные обряды просты и символичные, но они позволяют нам по-прежнему сохранять связь с природой и брать силы от нее. Возможно для современного человека они кажутся нелогичными, но сквозь мистику и символы можно проследить рассудительный взгляд наших предков на жизнь.
Сочинение » Традиции » Сочинение на тему «В чем красота и мудрость русских обрядов»
Сочинение на тему "В чём красота и мудрость русских обрядов"
Несколько раз в год даже большие семьи собираются за столом. Они отмечают те праздники, что имеют ряд древних обрядов, которые скрепляю их семьи. Веками народ скапливал их как свое сокровище. Они обогащают культуру и традиции нации, выделяя ее из тысячи других. Многие из них узнаются детьми в семьях, о других учат в школах. Так со временем человек становится духовной частью той страны, в которой родился, носителем ее национальной аутентичности. Что это за обычаи и в чем их особенность?
Россия богата на обряды. Они уходят глубоко в историю, и касаются почти всех сторон жизни человека. Не обошли данные церемонии и самые запоминающиеся события жизни человека. Поэтому, есть свадебные традиции, обряды связанные с рождением и похоронами человека. А есть те, которые идут из языческих учений, с древних времен они сохранились благодаря нашим предкам, которые их чтили, несмотря на любые препятствия и время, стирающее учения. Так масленица и спас укоренились в сознании народа. Но и новая, христианская вера тоже привнесла в обычаи русского народа много чего интересного. Например, пасха и рождество считаются важными праздниками, отмечающимися во многих домах. Накапливаются все эти обряды благодаря памяти человеческой, ведь чаще всего, прежде, чем они будут записаны, народная молва передает традиции из уст в уста.
Вся нация едино живет по своим традициям, обучая этому своих детей. Так все люди одной страны словно участвуют в чем-то грандиозном, что скрепляет их узами единства. Не делая различия между людьми ни в социальном, ни в материальном, ни в возрастном вопросах, обряды объединяют каждого человека с его историей. Даря возможность присоединиться и стать частью великого народа. Поэтому, в семье и на уроках я стараюсь понять, что для меня значат многочисленные традиции моей страны.
Внимание, только СЕГОДНЯ!