День памяти святых равноапостольных константина и елены.  Константин и Елена равноапостольные. Каноны и Акафисты.

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Что касается погребальной камеры, то некоторые ученые пришли к выводу. Стены ниш. Мы все еще можем видеть могилу пещеры, так называемую Иосифом из Аримафеи, за сирийским алтарем; его присутствие доказывает, что этот район все еще находился за пределами Иерусалима в первом веке, потому что еврейская религия не допускает захоронения в городе. Археологические данные показывают, что гробница Иисуса Христа была вырыта в изолированный столп этой пещеры. У гробницы было небольшое отверстие; Чтобы пройти, нужно было почти встать на колени.

После узкого входа вы входите в вестибюль, ведущий в могильную камеру. На правой стороне входа был только один банк. Возможно, Иосиф из Аримафеи захотел добавить еще две скамьи на западную и южную сторону могилы своей семьи, но события Страстной недели разрушили его планы. Строительство новой стены Агриппы включало эту площадь в городскую зону. Христиане отмечали великие события в святых местах Иерусалима. Христиане бежали из Иерусалима в Пелла, к востоку от реки Иордан, из-за беспорядков, вызванных первой еврейской революцией.

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Восстание закончилось кровопролитием. Десятый римский легион в Палестине снова вмешался в разгар второго еврейского восстания, спровоцированного Симоном баром Кохбой. С абсолютным поражением Палестины и изгнанием евреев. Иерусалим снова подвергся полной реструктуризации.

Чтобы предотвратить возрождение еврейского национализма, император Адриан основал новый город, Аелия Капитолина - Аэлия в его честь, потому что у него должна быть столица, чтобы почтить римских богов, - где каждая память о еврейском и христианском присутствии прекращается должен. Область вокруг Голготы, в центре Аелии, исчезла среди новых монументальных зданий, но нееврейская христианская община осталась в городе и получила память о местах. Иероним писал в 395 году: Со времен Адриана до правления Константина, около 180 лет, стояла статуя Юпитера на месте воскресения, а мраморная статуя Венеры от язычников на скале креста и стал объектом поклонения.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Авторы этого преследования думали, что через осквернение святых мест с идолами они могут потушить нашу веру в воскресение и крест. Иерусалим и Храм Гроба Господня на мозаике Мадабы. То, что найденные там христианские надписи указывают на могилу. В 333 году паломник из Бордо отметил, что он видел холм под названием Голгофа в Иерусалиме и «в двух шагах» - место, где был похоронен Иисус. После того, как была найдена гробница, архитекторы Константина начали новый проект, в который входил мавзолей для защиты и восхваления гробницы Христа.

Чтобы возвести внушительный строительный комплекс, горный гребень гробницы был перемещен на северо-запад. Он остается единственным христианско-римским мавзолеем по сей день. В 325 году епископ Иерусалимский Макарий обратился к императору Константину и был приказал уничтожить языческие храмы, возведенные в святых местах. Гробница Иисуса Христа была обнаружена во время раскопок и копания, чтобы добраться до места Адриана. Евсевий описывает удивительное открытие: Подпочва этого места постепенно открывалась, и вопреки всем ожиданиям было открыто почитаемое и чрезвычайно святое свидетельство о воскресении Спасителя, и эта самая сакральная пещера представляла собой верное сходство с возвращением Спасителя Но после того, как он был похоронен во тьме, это место снова появилось на свету и было представлено всем, кто пришел, чтобы увидеть это ясное и видимое доказательство чудес, которые произошли там, громче, чем какой-то голос свидетельствовал о Воскресении Спасителя.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Удивленный тон показывает, что эта находка не была предсказуемой. Возможно, осталась только позиция Голгофы, а саммит был слишком высок, чтобы быть вложенным. Евсевий не подчиняется тому, что именно была идентифицирована могила Христа; некоторые из них.

Великий мавзолей Анастаза был освящен в 336 году. Наружная окружность, огромная кухня, была сломана. Из восьми порталов и так много окон, обращенных к небу; в интерьере колонны и столбы чередуются, чтобы поддержать галерею, увенчанную куполом с окулом. В дополнение к падающему лучу света, проходящему через.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Купол, сформировал свет, который падал через большие окна, с прекрасными украшениями, самым красивым украшением эдикулы, которое стояло над гробницей Господа. Свидетельство о воскресении Христа. Весь комплекс, от восточного атриума до главной оси Анастаза, сформировал ось длиной 150 метров на месте Адрианского форума. Церковь Иерусалима беспокоилась о том, как пишут нам паломники. Век, который показывает карту территории между Ливаном и Египтом. Город Иерусалим доминирует над великолепной мозаикой, а здания церкви расположены в ее центре.

Персидское вторжение Великолепие зданий Константина длилось три столетия. В мае 614 года Иерусалим был завоеван и опустошен персидской армией. Благодаря указу 622 года аббат Модесто начал с простых реконструкций могильной церкви с помощью христианских общин. Одним из нововведений, возникших во время реставрации, была крыша Голгофы. В 638 году арабы захватили Палестину. Халиф Омар мирно завладел городом Иерусалимом, осмотрел храм гробницы, но не помолился ей, чтобы не вызвать сложность.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Преобразовать мечеть; но он положил свою мантию в восточном атриуме Мартириона и посвятил себя личной молитве мусульман. Поэтому христиане утратили право на доступ к Базилике. На протяжении веков арабское господство становилось более враждебным. Век, купол Анастаза, был разрушен огромным землетрясением.

Уничтожение христианами аль-Хакима Ам было запрещено посещать храм Гроба Господня и молиться в их руинах. Поскольку невозможно было восстановить весь комплекс, ротонда и часовня были восстановлены в память о Страсти и Триптитах. Преобразование крейсерами.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Церковь не закрыта каменным хранилищем, а деревянными лучами, которые переплетаются друг с другом. У церкви есть выход на вершину. Храм Гроба Господня находится под этим открытым куполом. Крейсеры завоевали Иерусалим. Ваше намерение состояло в том, чтобы могильная церковь снова светила в своем старом великолепии. Идея крейсеров состоит в том, чтобы объединить святилища и часовенки, разбросанные по всей территории, путем строительства базилики в романском стиле рядом с Константином Трипортиком. Триумфальная арка соединяет ротонду с новой церковью, которая была ограничена колоннами и колоннами.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Ротонда была обогащена мозаикой. Русский аббат Даниил, посетивший Иерусалим перед крестовыми походами, оставил нам следующее описание: Церковь Воскресения имеет форму круга и поддерживается на двенадцати монолитных столбах и на шести столпах. Пол выполнен из очень красивых мраморных плит.

Живая мозаика со святыми пророками находится под потолком и на трибуне. С галереей на верхнем этаже и окруженной хором в нижней части. На востоке здание было отделено ораториями, которые были построены в честь отдельных станций Страсти и открылись для хоров.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

Лестница в церковь Святой Елены и склеп открытия перекрестка. С потерей атриума на главной оси был необходим новый монументальный фасад, который был реализован на южном дворе. Чтобы украсить форвард, был в северо-западном углу. Базилика часовни Крейсера Перекрестного Креста.

Юбилей завоевания Иерусалима. Базилика была подчинена латинской иерархии. Внушительная пятиэтажная колокольня. На фасаде был построен независимый монументальный вход на Голгофу с Часовней скорбей. Церковь также была украшена мозаикой. Новая базилика была построена на.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Круизные капители на фасаде. Греческая иерархия была введена с императором Константином. Он заверил, что после ремонта ущерба ключи были доверены двум мусульманским семьям, чтобы открыть базилику паломникам. Паломники были отправлены в базилику после уплаты налога.

И достигли места, а также специальный алтарь, где они могли также принять участие в церемониях на родном языке, даже в течение нескольких дней. В то время в Иерусалим пришли целые христианские колонии Месопотамии, Египта, Армении, Эфиопии, Сирии, Греции и Грузии. Грузинская царица Тамара установила освобождение от налогов для своей общины и разрешение на проживание в церкви. Монахи получили еду и пожертвования через вновь созданные отверстия в дверях базилики. Святилище частично отпало. Поскольку западные правители потеряли возможность вернуть Священные места с оружием, они попытались договориться с султаном об обеспечении католических служб и помощи паломникам.

Была дочерью содержателя гостиницы. За красивую наружность и высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства стали причиной семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его - Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых властителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга, из царского рода - падчерица оставившего царство императора Максимиана.

Францисканцы в Грабенкирхе. Святой Франциск Ассизский держит Эдикулу Гроба Господня, гравюры. С этого времени францисканцы располагают часовней призраков воскресшего Иисуса перед его матерью. Мария Магдалина придерживается почитания францисканцев, а именно, монахов, которые принадлежат нам, латинских христиан; поскольку в Сирии, Израиле, Аравии и Египте нет священнослужителей, священников или монахов, кроме монахов, в Иерусалиме и в других местах, и это называется латинскими христианами. Русский архимандрит Гретхен упоминает о том, что в Церковь, которая закрыта в течение года, кроме пасхальных праздников и паломников, присутствует грек, грузинец, франк и эфиопский священник.

Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерей любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным сыном, одиннадцатилетним Константином, взятым ко двору Диоклетиана на Восток. После этого пятнадцать лет провела Елена в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех обремененных тяжким горем.

Это было относительно спокойное время: различные деноминации, которые находились в Грабенкирхе, смогли отпраздновать услуги Священной недели вместе, в том числе шествия на Пальмононтаге. Султан, который теперь проживал в Константинополе, предпочел Греко-Православную Церковь и тем самым продвинул разделение между греками и латинянами. Деньги и придворные превратили могильную церковь в трофей самого дорогого. Купол и фронтон были украшены декоративными окнами и, к сожалению, были уничтожены разрушенные мозаики.

Армяне возобновили лестницу в часовню Св. Елены, и греки сорвали ветхие этажи колокольни. С тех пор никаких существенных изменений в разделении священных мест не произошло. Последнее открытие Гроба Господня. Это была важная реставрация, и поэтому францисканцы оставили подробное описание проделанной работы. Бонифаций описывает события в письме.

С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на Константина. Не вмешиваясь в политику, Елена всецело посвящает себя добрым делам. Царица проявила себя как усердная покровительница церкви, горячая ревнительница христианской святыни и благодетельница неимущих и страждущих.

Уже в глубокой старости Елена, по просьбе сына своего Константина, отправилась из Рима в Иерусалим, с целью найти святой крест, на котором распят был Господь. С усердием поспешила она на восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно было представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее, чем страны, дарованные некогда Аврааму и его потомкам как земной рай. В таком жалком состоянии оставило их последнее римское завоевание. На развалинах города Давидова построен был новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с подобающей честью и много помогал в ее благочестивой деятельности.

Первым желанием Елены, по прибытии в Иерусалим, было посетить гробницу Спасителя. «Пойдем, - говорила она, - почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать гробницу Спасителя, из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также пожаров и опустошений, даже само расположение города сильно изменилось.

Но Елена не отступала перед такими препятствиями. Образованнейшие из христиан и иудеев по просьбе царицы и в ее личном присутствии произвели расследование и поиск места страданий Христа. Рассказывают, большие услуги оказал один иудей, наследовавший от предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и подсказал, где можно найти крест Господень.

Когда место было определено, Елена, во главе работников и воинов, поспешила туда и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях. Но Елена имела от Константина повеление не отступать перед препятствиями и не щадить никаких издержек. Наконец, в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что кресты эти были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых. Но на котором из трех крестов пострадал Христос Спаситель?

В это время, случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий, исполненный твердой веры, тотчас велел похоронной процессии остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени. Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, - ныне Сам Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу Твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный крест Христов, умерший тотчас встал.

Когда Господь засвидетельствовал этим чудом Свой крест, Елена, преисполненная радости и одновременно страха, поспешно приблизилась к священному древу. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред святыней. То же сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим хотелось видеть крест Христов, но, вследствие большой тесноты, очень многие не могли подойти к нему; они начали просить, чтобы им дозволено было хоть издалека взглянуть на орудие казни Христа. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный крест, поднимая и опуская, чтобы всякий мог поклониться ему. Весь народ благоговейно воскликнул: «Господи помилуй!» В память этого события установлено было впоследствии Церковью празднество Воздвижения честного Креста, совершаемое 14 (27) сентября.

Между тем Константин, которого Елена немедленно известила об открытии креста Господня, с неописуемой радостью принял это известие. Император тотчас написал письмо Иерусалимскому епископу, прося его озаботиться устройством церкви на том месте, где найден был животворящий крест, и предоставляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Там вырос храм во имя Воскресения Христа. Кроме того, Елена начала возводить и другие церкви - над пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, в Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив в разных местах Палестины множество храмов, снабдив их священными принадлежностями и украсив, Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть животворящего креста и найденные вместе с крестом гвозди, которыми пригвождено было тело Господа.

Узнав о возвращении матери, Константин немедленно выехал ей навстречу. Свидание их было самое трогательное. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась после описанных событий. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще Елена.

Почувствовав приближение смерти, она преподала Константину и сыну его, своему внуку Констанцию, советы и благословения: увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом. Царица умерла в возрасте около восьмидесяти лет, на руках сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан. Погребение ее совершено было с великой пышностью.


Церковь причла царицу Елену к лику святых и наименовала равноапостольною. Празднование ее памяти установлено в один день с чествованием святого Константина 21 мая (3 июня).