Таджикская свадьба обычаи. Таджикская свадьба — традиции и обычаи

Свадебные традиции таджиков , живущих на равнинной местности отличаются от живущих в горах. Но, в целом, как и у других азиатских народов, всё начинаются с сватовства и обручения девушки и парня. В старые времена практиковались "обручение с колыбели", называлось это "говорабахш" и "сватовство малолетних", когда родители сами решали судьбу своих детей. В юношеском возрасте, так же родители могли для своей дочери или сына по своему усмотрению выбирать невесту или жениха, а так же пользовались услугами свахи (совчи). За месяц до свадьбы юноше говорили, кто за него просватан. Его мама, вместе с блюдом плова и свежеиспеченными лепешками направлялась в дом невесты. В ответ родители девушки накрывали стол и приглашали на трапезу родных и соседей, где и объявляли о помолвке. Официально помолвленными девушка и парень считались после того, как перед трапезой почтенный старец разламывал лепешку и молился за счастье жениха и невесты. Сговору предшествовали предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, если всё устраивало обе стороны, то засылали сватов. Назначался специальный день для передачи калыма (выкупа за невесту) отцу невесты. Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.

Обязательным подарком к свадьбе считалось сюзане (свадебное покрывало), которое женщины-рукодельницы покрывали витиеватой вышивкой (специальными древнеми магическими узорами), которые в последствие будут охранять счастливую семейную жизнь от злых духов и сглаза. Во время приготовления приданного обязательно читали Коран. Шитье всегда начинала всеми уважаемая многодетная мать.

Современная таджикская свадьба длится целых семь дней. В первый день новобрачные объявляют о своём решении пожениться, после чего три дня занимают званные обеды с одной и другой стороны. На пятый день жених с свадебной процессией из друзей и родных отправляется в дом невесты, где молодожены приносят клятву перед имамом, обряд закрепляется трапезой жениха и невесты, состоящей из чашки воды, немного мяса и хлеба с солью. С этого момента молодожёны могут находится вместе. Начинается праздник, на котором гостей угощают, поют и танцуют. В полночь жених увозит невесту на своей лошади в родительский дом. Завершается свадебный обряд приёмом семьи невесты в доме семьёй жениха, где они проводят всю ночь. В течении медового месяца молодожёны живут вместе с родителями жениха, чтобы те могли помочь на первых порах молодой семье по всем возникающим проблемам.

11:16 06.09.2012

Свадьба является одним из важнейших событий в жизни каждой таджикской семьи, если не самым главным. Таджикские свадьбы в разных регионах отличаются множеством традиций и ритуалов. Мы решили рассказать о некоторых из них.

Куляб. И помоют, и подстригут

У таджиков, проживающих на юге страны, свадебный обряд отличается проведением нескольких ритуалов. В день свадьбы со стороны невесты два близких родственника (обычно мужчина и женщина) едут к жениху и отвозят приданое невесты, а заодно приглашают жениха приехать за своей будущей женой. Эта традиция в Кулябе называется шахджахд.

У невесты дома до приезда жениха проводится церемония саршуён - своего рода омовение головы. Во время этой церемонии невеста выходит во двор в национальном наряде (чакане) и садится на корточки. Над ее головой девушки-подружки поддерживают прекрасно расшитое сюзане (вышитое руками национальное панно), на которое гости бросают монеты, конфеты, деньги. Это означает, что все желают невесте жить в достатке, благополучии и счастье. При этом девушки поют специальную песню о том, что девушке пришла пора прощаться с отчим домом. В то же время одна из близких родственниц невесты, обычно пожилая женщина, смачивает вату в чистой воде и понемногу мочит волосы невесты, как бы омывая их. Как правило, невеста во время этой церемонии плачет, ведь ей очень грустно оставлять родительский дом.

В это время в доме жениха проводится обряд сартарошон - стрижка. Жених, облаченный в национальный халат, сидит на стуле, а один из старейших и уважаемых мужчин семьи под особую песню стрижет его, держа в руках расческу и ножницы. На самом деле в наше время, как и в случае с обрядом саршуён, во время сартарошон делается только вид, что жениха стригут. Ему могут отрезать совсем маленький клочок волос, и только, но в прежние времена жениха стригли по-настоящему.

Когда в дом невесты приезжает жених, к его ногам в знак уважения стелют пойандоз (красивую дорогую ткань или ковер) и разбрасывают конфеты, жвачки, которые обычно с шумом и радостью собирает детвора.

В доме жениха молодых тоже встречают с пойандозом и сладостями и просят обоих встать на сари тахт. Тахт - это заранее приготовленное возвышение из новых, только что сшитых национальных ватных матрасов (курпачи), которое накрывают красиво вышитым сюзане и на нее ставят священную книгу Коран так, чтобы она распологалась всегда на самом верху. Молодые стоят у этого постамента, потом под звуки веселых свадебных мелодий их заводят в комнату под заранее прибитый в виде ширмы чодар, который также называют чимилик (большое покрывало, сшитое из красивой, яркой ткани или сюзане). Здесь проводится обряд поджикон, смысл которого заключается в том, что кто первым наступит на ногу другому, тот и будет в семье главным. Как правило, невеста не решается наступать жениху на ногу и часто он оказывается победителем. После этого мать жениха посыпает головы молодых щепоткой муки, чтобы их жизненная дорога была светлой. Молодым подносят новое зеркало, в которое никто еще не смотрелся, чтобы в нем они увидели друг друга. Этот обряд имеет свою философию: молодые должны быть зеркалом друг друга. Также жениха и невесту угощают медом, чтобы совместная жизнь была сладкой.

Вокруг чимилика, чтобы изгнать злых духов, обводят дымом испанда - травой для благовония и дезинфекции.

На второй день в дом жениха приходят близкие родственницы невесты на рубинон - смотрины. Мама невесты приносит в дом дочери несколько больших тазов с угощениями, сладостями и подарками. Обязательно готовится национальная белая халва, хлебные изделия - кульча, чапоти, калама (слоеная лепешка, прожаренная на масле), приносится целое ведро сваренных яиц и много вкусных национальных печеных изделий - орзук, салла, самбуса и других. Кроме этого матери и отцу жениха дарят курпачи и подушки, расшитые национальным орнаментом.

Родственники жениха тоже по-особому готовятся к этой встрече. На дастархан они подают целых семь блюд. Сначала в красивых фарфоровых чайниках гостям приносят теплую подслащенную воду, чтобы жизнь у молодых была сладкой, а отношения с новыми родственниками - теплыми и хорошими. В качестве первого блюда обычно подают ширбириндж (рисовая каша на молоке), политый раскаленным топленым маслом, затем приносят хомшурбо (наваристый мясной бульон с овощами). Далее гостей ждет третье блюдо - гуштбирён (жареное мясо), а потом их угощают манту. В качестве пятого блюда готовят оталаи бурида (лапша, сваренная на бульоне из горных трав), следом за ним подают горячую самбусу. Как только приносят оши палов (плов), гости понимают, что пора уходить.

Но перед тем как подать плов, всем гостям показывают приданое невесты и подарки со стороны жениха. Собственно, с этого начинается сам обряд рубинон. Женщины из семьи жениха подходят к невесте, держа на руках маленького мальчика. Одна из них с помощью двух веточек плодового дерева открывает лицо невесты, а другая сажает в ее подол ребенка, чтобы первым у молодых родился мальчик. Потом остальные женщины с подарками в руках начинают подходить к невесте, целовать в лоб и приветствовать ее в доме мужа.

Исфара. Всё у невесты

Особенностью свадьбы этого региона является то, что она отмечается в доме невесты. С самого раннего утра со стороны жениха приходят мужчины, копают небольшую яму во дворе дома невесты, устанавливают большой казан и начинают готовить свадебные блюда. Во дворе накрываются столы, гостей угощают, сюда приезжает жених, который три дня должен оставаться в доме будущей жены. Только потом приезжают родственники жениха и забирают его и невесту домой.

В доме новобрачной на видном месте обычно развешивают все ее наряды и чимилик - ширму, под которой обычно прячется невеста. Туда в сопровождении танцующих друзей в золотошвейном халате (чапане) входит жених. Привязать чимилик доверяют только той семейной паре, которая прожила долгую и счастливую жизнь в браке. Молодые выходят из дома в сопровождении подруг невесты, которые держат над ее головой расшитое покрывало или сюзане - символ счастливой крыши в браке.

На севере страны многие годы было принято обходить под таким покрывалом три раза вокруг костра, и назывался этот ритуал аловгардон. Этот обряд дошел до нас со времен зороастризма и олицетворял изгнание злых духов, предотвращал порчу и сглаз. Действующими лицами в этой церемонии выступали исключительно женщины. Сейчас муллы запрещают проводить этот обряд, считая его огнепоклонством.

Памир. Верхом на друге

Памирская свадьба состоит из многочисленных традиций, имеющих свою философию, но запомнить их все, а тем более их значение, с первого раза трудно. Даты никоха (помолвки) и самой свадьбы, как правило, согласуются с местным муллой, которого здесь называют халифа. После процедуры мусульманского обряда молодожены должны расписаться в специальном документе вроде брачного договора.

На следующий день после никох проводится свадьба. Так как многие обряды в различных регионах республики схожи, в доме жениха она начинается с процедуры сартарошон, о которой мы рассказывали вначале. Но только на Памире к месту свадьбы жених приезжает верхом на... друге. В этот день он - шох, то есть царь, и потому пользуется всяческим почетом. Говорят, даже настоящий шах в этот день может считаться ниже рангом, и если он появится в доме жениха, тот может не вставать перед ним. Это его день...

Все принадлежности для сартарошон, в том числе и одежда жениха, кладутся в галбеле (сито с крупными отверстиями) и окуриваются дымком страхма - растения, якобы разгоняющего злых духов и освящающего одежду. Но это не хазориспанд, который используется в других регионах страны. Страхм для памирцев - это священное растение, которое является обязательным атрибутом практически в любом обряде, будь то свадьба или поминки. Сам галбел символизирует отсеивание зла.

После церемонии халифа читает дуо (молитву), и жених вместе со свитой поет песню «Эй, шохи мо дар сафаре, подшохи мо дар сафаре» (наш шах в пути, наш падишах в пути), женщины отбивают такт в даф (дойры). Под это музыкальное сопровождение жених отправляется за невестой. Стоит отметить, что на Памире жениха сопровождают два свидетеля. У дома невесты его ждут женщины с дафами и артисты, которые приветствуют уже другой песней: «Эй, шохи мо омаде, подшохи мо омаде» (наш шах пришел, наш падишах пришел).

У невесты делегация находится недолго. После чтения молитвы приносят угощение. Как правило, это ширруган (лепешка, молоко и масло, подающиеся в деревянных блюдах).

Пока гости едят, начинается подготовка невесты - шай. Сначала ей плетут две косички, вплетая в волосы печак (плетение из меланжевой нити и бисера). Затем она надевает платья, как правило, несколько, но обязательно нечетное количество и красного цвета: красный цвет на Памире считается цветом радости и счастья и является основным в гардеробе невесты. Затем ее голову и лицо обматывают белой тканью и тюлью - символом чистоты и целомудрия, следом накидывают несколько больших платков. После этого ее голову завязывают надлобной повязкой и платки, кроме самого нижнего, закидывают назад.

В памирских домах молодожены имеют свое специальное место, как правило, оно находится у одного из пяти столбов. Невесте, которая под грузом своего одеяния еще не видела дом жениха, должны открыть лицо. Как правило, это делает любой представитель сильного пола, часто кто-то из близких друзей жениха с помощью самодельного лука и стрелы. Натянув стрелу, он два раза этой стрелой поднимает и опускает платок невесты. В третий раз он закидывает платок назад и пускает стрелу в рудз - потолочное окно в памирском доме. С этих пор мужчина, который открыл лик невесты в ее новом доме, считается ее пед - названым отцом. Далее невесту отводят в отдельное место, где снимают с нее нелегкое одеяние, и она облачается в одно платье, а на голову накидывает лишь один платок.

Интересно, что памирские женихи свободны в своих действиях: во время церемонии свадьбы «шах» может выйти погулять с друзьями или отлучиться по нужде, а его место возле невесты занимает ее названый отец. Плохого умысла в таком сидении рядом с новобрачной ни у кого нет, так как этот новый родственник теперь должен оберегать ее всю жизнь, а она должна уважать и почитать его, как родного отца.

Гарм. Семь волшебных сундуков

Традиционно гармская свадьба мало чем отличается от подобных семейных торжеств, проводящихся в южной части республики. Однако в ней есть своя изюминка, свои особенности, и одна из них заключается в том, что невеста должна привезти в дом мужа целых семь сундуков! Сейчас, правда, при упорядочении свадеб и традиций, их число сократилось до четырех. Что же в них? Два сундука по традиции невеста приносит для себя: там ее приданое, начиная от одежды, обуви и заканчивая посудой, скатертями и постельным бельем с учетом того, чтобы всего хватило на первые семь лет семейной жизни. Два других сундука она приготовила для своей свекрови. Интересна сама церемония сандуккушои (открытие сундуков), которая проводится на второй день после свадьбы. Сундуки, как правило, закрыты на замки, ключи от которых родственники невесты передают матери жениха. Она по своему усмотрению должна выбрать сандуккушо - женщину из своего окружения. Зачастую это уважаемая и знатная особа, у которой счастливая семейная жизнь. Как только она открывает сундук, все видят, что на самом верху лежит узелок с несколькими отрезами ткани. Это для той, кто открыл сундук. В сундуке обычно лежат отрезы для всей женской половины семьи жениха, а также чапан, джойнамоз (коврик для моления), тюбетейка с рубашкой для свекра, рубашки для других родственников. Там много лишних отрезов и тюбетеек - все, чем может распорядиться сама свекровь по своему усмотрению, то есть кому хочет, тому подарит. Во втором сундуке находятся скатерти, полотенца, белье, покрывала и другие принадлежности, а также домашняя утварь, начиная от посуды и вплоть до скалок, рафиды (плоские подушки разного размера для выпечки лепешек в печи - тандуре) и мугпар (специальная форма для придания узора лепешке). А самое главное, в этом волшебном сундуке находятся от 40 до 70 (и больше) пиал с порцией белой халвы - своеобразный подарок для всех присутствующих на церемонии женщин.

Еще одна примечательная церемония подобной свадьбы: когда невесту заводят за чодар, где в основном находятся родственницы невесты, начинается чойкашон - жених заваривает чай и подает всем гостям, а сторона невесты одаривает его за это подарками. Этот обычай - своеобразные смотрины жениха, так как раньше по традиции он закрывал платком половину лица, и его из гостей прежде никто не видел.

И еще. Гармские тещи - самые ущемленные. Им нельзя приезжать в гости к дочери, пока они не станут бабушками, то есть целый год, а иногда и больше. Кстати, сама дочь может приехать в отчий дом даже после брачной ночи, и такие хождения туда и обратно ей разрешаются в течение года. Так как гармцы считают, что девушка должна привыкнуть к дому мужа, если она скучает по родителям, ей не возбраняется часто их навещать. Соблюдается целый ритуал (джахд), когда сторона невесты с большими подносами, полными сладостей и лепешек, идет забирать ее, а сторона жениха отвечает тем же, когда просит невесту вернуться обратно.

Свадьба, как известно, является одним из главных событий в жизни каждого человека. И сегодня мы бы хотели поведать Вам о традициях и обычаях таджикской свадьбы. В отличие от других среднеазиатских народов, свадебная церемония у таджиков проходит весьма оригинальным и уникальным способом. Но обо всем по порядку. Начнем с самой главной церемонии - сватовства. Здесь, как правило, происходит знакомство родителей со стороны жениха и невесты, а также оговаривают размер калыма и день помолвки.

Помолвка же подразумевает следующие значения: кабулдоран (согласие обладать), ошхуракон (угощение пловом) и оклик (чистота, белизна). Последнее означает непорочность и чистота невесты. В этот день родственники жениха приносят в дом невесты подносы с разными вкусностями, носящий ритуальный характер. Первый поднос со свадебными лепешками преподносят для счастливой семейной жизни, второй полон ингредиентов для свадебного плова, третий предназначен для сладостей, следовательно, чтоб жизнь у молодых была такой же сладкой. К числу обязательных подарков относятся и свадебные атрибуты для невесты, причем все белого цвета, это белая ткань для платья, белые туфли и платок. По традиции таджикская свадьба отмечается в доме невесты. Здесь принимают гостей, накрывают праздничные столы. После окончания празднества, молодожены должны пожить в доме родителей невесты три дня и, только после этого они могут переезжать в дом жениха.

Итак, переходим к главной церемонии - свадьбе. В этот день, жених, одетый в национальную одежду, с родственниками приезжает в дом невесты, где на почетном месте развешены все ее наряды, рядом с которыми лежат нож, деревянная ложка и стручок красного перца. Нож - символ мужественности, ложку кладут для того, чтобы первой на свет появилась девочка как будущая хозяйка и помощница, а перец - оберег от сглаза. Выход невесты происходит следующим образом. Над ее головой держат расшитый золотом ковер, что символизирует счастье нового дома. Далее она направляется в «чимлик» - (занавеска, предназначенная для скрытия молодых во время свадебных обрядов), куда тоже входит жених, сопровождаемый друзьями. Затем следует молитва и благословение молодых, после чего паре дают отведать мед для дальнейшей счастливой жизни. Главным свадебным обрядом является «никох», во время которого мулла читает суры из Корана и подает молодым святую воду. Данный обряд проводится для того, чтобы подтвердить согласие мужа оберегать жену, а ее, в свою очередь, почитать и уважать мужа. По окончанию всех проведенных ритуалов и обрядов, молодые направляются в загс, после чего следует настоящее пиршество с увеселительными программами, плясками и обильным угощением. У жителей же равниной местности свадебное торжество сопровождается различными спортивными состязаниями и играми.

Свадьба у таджиков всегда отмечалась в доме невесты.
Здесь накрывали на стол, развлекали и угощали гостей, именно сюда и приезжал жених невесты.
Он должен был остаться на 3 дня в доме невесты, лишь только потом…

Особенностью национальной свадьбы было то, что она всегда отмечалась только в доме невесты. Здесь накрывались столы, угощали гостей, сюда жених приезжал к невесте. На три дня он обязательно оставался в доме будущей жены. Только потом приезжали друзья жениха и забирали его и невесту к себе домой.

По традиции, молодожены первый год должны прожить в доме родителей супруга и лишь только потом могли переезжать в собственный.
Остановимся несколько подробнее на свадебном дне. В старину он делился на два этапа: утренний — в доме невесты и более поздний — вечернее празднество.

С утра жених вместе со своими друзьями и родственниками в сопровождении замечательных музыкантов приезжал в дом девушки, где их встречали и угощали. Уже наряженная невеста ожидала своего жениха в окружении своих подруг.
В доме невесты на видном месте были развешаны все ее наряды и «чимилик». Сбоку от него висели деревянная ложка, нож и острый красный перец. Нож символизировал храброго и смелого сына; ложка должна была «помочь» родиться дочке-хозяйке и перец оберегал молодую пару от сглаза. Привязывание «чимилик» доверялось только счастливой паре, которые прожили долгую совместную жизнь в первом браке.

Невеста выходила к гостям в сопровождении подруг, которые держали над ее головой красивый расшитый золотом ковер — символ счастливой «крыши» в браке. Невесту заводили в «чимилик». Туда же, в сопровождении танцующих друзей, в золотошвейном халате — «чапане» входил жених. Родители читали благословляющую молодых молитву, к которой присоединялись все присутствующие.
Вокруг «чимилик», где уже находились жених с невестой, три раза обводили зажженными свечами, чтобы отогнать злых духов. Молодой паре приносили мед. Жених должен был сам попробовать этот мед и дать своей рукой попробовать мед невесте, чтобы жизнь дальнейшая молодых была сладкой.

Молодым приносили зеркало, в которое ранее не смотрелись. В этом зеркале пара должна была взглянуть друг на друга. После этого жених мог надеть на руку невесты часы или браслет.
Наступало время самого важного свадебного обряда — «никох». Его традиционно проводил мулла, который ставил молодоженов в национальных одеждах перед собой и читал им особые строки из Корана.

Во время чтения мулла снимал с невесты 7 платков по очереди, а жених в то время, каждый раз подтверждал свое согласие на женитьбу. После этого, молодые выпивали заговоренную воду муллой из одного кубка, теперь это означало, что муж обязан защищать и обеспечивать свою жену и детей, а жена — во всем слушаться его.
Подготовка к «никоху» у супругов происходила тщательно. За неделю они проводили все вечера за молитвой и соблюдали пост. Жених обустраивал жилье, чтобы невеста было уютно в новом доме, а невеста в то время шила свадебные костюмы.

Национальный костюм невеста носила и после заключения брака в течение 40 дней. В современной свадебной традиции молодожены сразу после «никох» вместе с гостями и родственниками садятся в машину и едут для регистрации в загс. После состоявшейся официальной церемонии регистрации брака они устраивают небольшую прогулку, по окончании которой направляются на свадебное пиршество.

Свадебное застолье

Свадебное застолье на таджикских свадьбах длится три дня. Главным украшением стола является национальное блюдо таджиков — это свадебный плов. У таджиков, даже существует легенда, как однажды, приехал в гости к человек таджик. Приехал и остался. Уезжать он даже не собирался, чем только его не угощал хозяин! Но как только он угостил его пловом, отправился таджик домой.

Без таджикского плова не обходится ни один праздник у таджиков, для них — это целая песня. Плов подают у них традиционно и в конце свадебного застолья.
Ведет застолье пожилой человек, который выступает в роли тамады — «байдерхан». Он должен уметь красиво и образно говорить, предоставлять возможность поочередно высказаться всем гостям и родственникам, произнести напутственные слова; в нужный момент дать сигнал для танца, пения или зрелищной народной игры.

Самый популярный свадебный танец — танец орла. Под задорные звуки бубнов участники торжества поочередно исполняют этот танец на радость гостям и молодым. Не менее популярны шуточные народные танцы, сопровождаемые живой музыкой.

На свадьбе традиционно много поют. Песни выбираются напевные и лирические. Они как бы вплетаются в общий «сценарий» обряда, принося в торжество всеобщую радость. Особенно самобытны одноголосные лирические песни, сопровождаемые смычковыми музыкальными инструментами.
Уже на третий день, «байдерхан» должен снять с головы невесты чадру, только после этого у молодых начинается новая жизнь.

Таджикский народ бережно хранит и передает молодому поколению брачные обряды и ритуалы как часть культурного наследия предков. Современное бракосочетание включает в себя традиции, поддерживающиеся веками наряду теперешними атрибутами таджикской свадьбы

Зачастую невесту или жениха для любимого чада находят родители или старейшие уважаемые члены семьи. Иногда молодые только за месяц перед свадьбой могут узнать о выборе старших. Конечно, все больше становится пар, делающих самостоятельный выбор, но слово родителей и их благословение уважается по-прежнему.

На церемонии сватовства семьи знакомятся друг с другом, согласовывается день помолвки и размер непременного калыма. Следующим этапом свадьбы по таджикским обычаям является помолвка. Это уже более торжественный обряд, на который в дом невесты приносится множество красивых подносов “лайли”. Число их должно быть четным. На подносах разложены традиционные подарки, каждый из которых имеет свое символическое значение. На одном из подносов предназначенном для невесты, помимо туфлей, ткани на платье и других необходимых в девушке вещей, должен лежать белый платок - символ чистоты. На чаепитие зовутся соседи и родственники, чтобы сообщить радостную новость о том, что дочь отдают замуж. Почетный гость должен преломить лепешку и прочесть молитву для счастья молодых. Калым выплачивается в назначенный день отцу девушки, это тоже сопровождается различными ритуалами. Девушка, в свою очередь, складывает давно приготовленное приданое в два сундука. Шить приданое помогают все женщины семьи невесты, при этом читают молитвы, желают счастья молодым, поют и веселятся. По поверью это убережет молодую семью от сглаза и поможет благополучной и спокойной семейной жизни. Обязательный подарок молодой паре к таджикской свадьбе - вышитое покрывало сюзане. Каждый узор на нем имеет свой магический смысл.

В день свадьбы жених идет в дом невесты в чапане, расшитом золотой нитью, с ним друзья и родственники, а так же музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах. Подруги выводят невесту в национальном наряде, держа над ее головой ковер. Молодую пару провожают за покрывало чимилик. Родители благословляют их, трижды обносят свечами и угощают медом, чтобы прогнать злых духов и пожелать сладкой и благополучной жизни новой семье.

Наступает время для мусульманского религиозного обряда никох. Это похоже на обручение. Мулла читает Коран и, снимая с невесты семь платков, семь раз спрашивает парня, согласен ли он женится на этой девушке. После этого молодые отпивают из чаши со святой водой, скрепляя свой союз.

Теперь можно отдать дань современным традициям и провести официальное бракосочетание. Наступает самый долгожданный праздничный вечер “туй арусидомод” , который раньше проводился в доме невесты, а теперь чаще в ресторане.

Национальный свадебный наряд таджикской девушки всегда очень красочен. Цвет и орнамент платья зависит от региона проживания. Например таджички с Памира наряжаются в платье и брюки традиционно красных и белых цветов и покрывают голову платком, чтобы уберечься от сглаза. Если раньше на таджикской свадьбе веселились только гости, а жених с невестой лишь скромно присутствовали на торжестве, то теперь все чаще молодожены наряжаются в современные костюмы и белые пышные платья, и радуются празднику вместе со всеми.

Главное событие в жизни таджикской семьи, к которому готовятся с рождения детей, хозяева праздника стремятся разделить с огромным количеством родственников, друзей, соседей, знакомых и сослуживцев. Восточный ресторан ‘Караван one"создаст для этого атмосферу роскошного праздника в азиатском стиле. Для большего количества гостей подойдет Банкет холл «Лефорт». До четырехсот человек гостей смогут вдоволь повеселиться в просторном, богато украшенном зале. Свадьба у таджиков - это когда в гостях все от семи до семидесяти, когда «танцуют все!», песни чередуются с тостами и поздравлениями, а на столе любимые, привычные с детства национальные яства. В большом банкетном зале для этого есть огромный танцпол, сцена для выступлений и большой выбор блюд восточной кухни. Хорошо обученный персонал поможет провести свадебное торжество с восточным радушием и вниманием к каждому гостю. С самого начала торжества и до самого конца всех собравшихся будет окутывать атмосфера гостеприимства, веселья, красоты и удовольствия.