Где проводится никах. Никах - это мусульманский обряд бракосочетания

Обычай проводить никах на территории нашей страны соблюдается у мусульман с завидным, что именуется, постоянством, в различные исторические периоды. Почаще каждого проведение никаха в наши дни – это огромнее подать обычии, нежели следование внутренним законам надежды. Правда последнее тоже встречается неоднократно.

Вам понадобится

  • Свидетели: двое мужчин либо один мужчина и две женщины. Тюбетейки для всех присутствующих мужчин (если у них внезапно не окажется своих тюбетеек), платки для женщин.Разменные деньги – “для садака”.

Инструкция

1. Никах – это мусульманский ритуал бракосочетания, тот, что дозволено сопоставить с принятым у христиан венчанием. Обычно никах проводится родственниками в доме невесты, силами её родственников. Правда теперь отслеживается склонность проводить никах в мечети, но всё-таки в большинстве случаев муллу либо имама приглашают домой.Когда вы будете выбирать дату проведения ритуала, рассматривайте то, что никах не читается во время мусульманского поста – «уразы».

2. Имейте в виду, что во время чтения молитвы на никахе жениху с невестой необходимо будет также произнести особую молитву. И если вы не знаете слов молитвы, необходимо спросить их у муллы в тот день, когда будете договариваться с ним о дате проведения никаха. Заблаговременно выучите их.Для участия в ритуале никаха, пригласите свидетелей (тоже мусульман); двое мужчин либо один мужчина и две женщины. Из гостей, в основном, пускай присутствуют только самые близкие родственники.

3. Во время проведения ритуала все обязаны быть одеты подобающим образом. Мужчины покрывают головы тюбетейкой. Женщины в платках и платьях, закрывающей ноги до икр и руки до запястий. В идеале невеста должна быть одета в хиджаб.

4. На торжественном столе недопустимы спиртные напитки. Есть определённый комплект традиционных блюд, которые нужно поставить на стол при совершении никаха. Это суп с домашней лапшой, тот, что подается в качестве первого блюда. На второе – отварное мясо с картошкой и заправкой из поджаренного лука и моркови. А также бэлиш, – так именуется пирог с начинкой из мяса и картошки. Татарская кухня гордится своими блюдами из теста, и следственно, на торжественном столе по поводу никаха непременно должна присутствовать многообразная выпечка. Это губадия – пирог с рисом, изюмом, курагой и выпаренным приторным творогом. Так же поставьте на стол признаки торжественного свадебного стола – чак-чак, треугольники (пирожки с картошкой и мясом) и мёд.

5. Со стороны жениха должен быть гостинец в виде 2-х запеченных фаршированных гусей, одного из которых во время трапезы разделывает папа жениха, а второго – родственники жениха по обычаю уносят с собой. Пара гусей символизирует собой только что образовавшуюся семейную пару.

6. За столом всех гостей нужно рассадить в специальном порядке, мулла – во главе стола. Читается приветственная молитва. Перед чтением стержневой молитвы мулла расспрашивает жениха с невестой, свидетелей и родственников о наличии либо отсутствии обстоятельств, которые могут воспрепятствовать бракосочетанию. После этого, по обычии, он поясняет невесте и жениху, что такое никах, какие обязательства он накладывает на гармонирующих этим ритуалом. Дальше следует основная молитва. В процессе молитвы мулла спрашивает у жениха с невестой их обоюдное согласие, которое они обязаны удостоверить трехкратным повторением молитвы.После этого мулла спрашивает у жениха так называемый «махр», просто говоря презент невесте. Обычно в качестве махра выступает какое-нибудь золотое украшение, следственно подготовьтесь к этому, приобретите его загодя.

7. Перед окончанием молитвы все присутствующие обязаны встать и преподнести друг другу «садака». Так в исламской обычии именуется пожертвование в честь Бога. Традиционно это деньги от 10 до 100 рублей. Передавайте деньги сложенными вчетверо, прикрывая их ладонью. Позже заключения молитвы мулла дает напутствие молодоженам и рассказывает, как они обязаны вести себя в браке. Дальше следуют поздравления и пожелания от гостей.Когда праздничная церемония подойдет к концу, дозволено переходить к торжественной трапезе.

Обратите внимание!
Если один из брачующихся не является мусульманином и не имеет мечты либо вероятности принять ислам, это может послужить препятствием для завершения брака и проведению ритуала никах. Но если согласен принять мусульманскую надежду, то перед проведением никаха вначале проводят ритуал обращения в мусульманскую надежду.Препятствием также является нерасторгнутый ранее брак.

Мусульманский никях – это обряд бракосочетания который напоминает венчание у христианских народов. По традиции никах проводится в доме невесты. Для заключения никаха приглашают местного имама. Так же в наши дни никах проводится в кафе, в ресторане или даже в мечети, но в основном имама (муллу) приглашают домой. Однако у мусульманского бракосочетания есть свои правила (условия).

Условия для заключения никаха

1. Помимо мусульманского священнослужителя должны присутствовать двое свидетелей мужчины. Если нет двоих мужчин, то разрешается назначить одного мужчину и двух женщин. Свидетели должны быть мусульманами.

2. Жених и невеста должны быть мусульманами. Обычно имам просит их при свидетелях и гостях произнести мусульманскую формулу единобожия » Ляя Иляха иляллах, Мухаммад расулюллах» (смысл: Нет Бога кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Бога), чем они доказывают свою веру в Единого Бога - Аллаха.

3. Жених должен дать махар (подарок невесте). Обычно дарят золотые украшения (серьги, цепочку, кольцо и т.п.). Имам просит жениха показать махар (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невестке.

4.Оба должны быть согласны на брак. В процессе акта произносятся предложение и ответ. Например, мулла сначала спрашивает согласие невесты:

По приказу нашего создателя Аллаха Субханака ва Тагаля и по суннату нашего пророка господина Мухаммада салляллаху алейхи васаллям, ты Амина дочь Ильяса, по своему согласию вышла замуж за Абдуллу сына Али.

Невеста отвечает:

Да я вышла за него по своему согласию.

Абдулла сын Али, по приказу нашего создателя Аллаха Субханака ва Тагаля и по суннату нашего пророка господина Мухаммада салляллаху алейхи васаллям ты по своему согласию взяла в жены Амину дочь Ильяса?

Жених отвечает:

Да, я взял ее по своему согласию

По мазхабу Абу Ханифы вопрос задается в прошедшем времени и поэтому ответ тоже должен быть таким же. После получения ответов перед свидетелями, молодые люди считаются мужем и женой. Никях считается заключенным. После этого имам начинает читать хутбу никаха и делает дуа (молитву) за молодоженов.

Теперь мы поняли что главным условием никаха является соблюдение всех вышеперечисленных правил. А именно проверка муллой соблюдения всех этих условий при свидетелях и является заключением никаха. Многие ошибаются думая что никах это такая церемония где мулла читает молитву перед молодоженами и те после этого считаются мужем и женой. Нет, никах это и есть заключение договора перед свидеделями и главным свидетелем Всевышним проверкой соблюдения обязательных условий (правил), а не так чтобы мулла прочитал молитву и все дела.

Никах между мусульманином и христианкой или иудейкой разрешается, но мужчина обязан в процессе совместного проживания призывать жену к Исламу. Между мусульманином и женщиной атеистом (неверующим в Бога) никях не разрешается.

Никах между мусульманкой и христианином или приверженцем другой религии а также атеистом запрещается. Мусульманка имеет право выйти замуж лишь за человека своей веры (только за мусульманина). Исключением является только то, если жених добровольно принимает ислам.

Никах между двумя праздниками и во время уразы

Среди людей есть такое мнение что между двумя праздниками (идами) нельзя заключать никах. Это ошибочное мнение. Никах можно читать в любой день года. А во время уразы (поста), делать торжество не очень удобно, так как днем нельзя есть и пить. Если даже люди не держат пост, но все равно ради уважения месяцу Рамазан нельзя днем проводить банкет, пиршество. Если есть необходимость можно заключить никях днем без застолья, или вечером во время ифтара (разговения) организовать небольшой банкет.

А читать никях в день праздника Ураза байрам или Курбан байрам тоже можно, однако в этот день священнослужители бывают заняты проведением праздника в мечетях и это может создать им неудобства. Поэтому необходимо заранее с ними все обговорить.

Какую дуа читают на никахе жених и невеста

Многие молодожены интересуются какое дуа надо читать во время никаха. Смотрим выше раздел правила для заключения никяха пункт второй и видим что молодые должны произнести шахаду: «Ляя Иляяха Илляллах. Мухаммад расулюллах» (короткий вариант), или другой вариант: «Ашхаду алля Иляяха иляллах, Ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх».

Примите решение пожениться. Краеугольным камнем обряда никах является взаимное согласие двух людей вступить в брак. Потенциальные супруги должны всесторонне обсудить этот вопрос прежде, чем совершать какие-либо приготовления. Если вы хотите следовать традициям, можно также сделать официальное предложение о вступлении в брак и посоветоваться с родителями, чтобы убедиться, что они одобряют ваш союз.

Найдите имама для проведения обряда. Если вы регулярно посещаете мечеть, просто попросите одного из имамов провести для вас никах. В противном случае поищите в своем городе имамов, которые проводят этот обряд. Возможно, вам придется оплатить эту услугу.

Найдите место для проведения обряда, желательно мечеть. По сути, никах можно проводить в любом месте, поэтому вы можете организовать обряд в своем доме, банкетном зале или любом другом желаемом месте. Если же вы хотите следовать традициям, проведите обряд в мечети.

  • Свяжитесь с мечетями в местности, где планируете проводить обряд, чтобы узнать свободные даты и цены (если в оплате будет необходимость).
  • Где бы вы ни собрались проводить никах, убедитесь, что там достаточно места, чтобы вместить всех гостей, которых вы собираетесь пригласить.
  • Придите к соглашению по поводу махра. Махр - это традиционный подарок, который жених преподносит невесте при вступлении в брак. Как правило, это денежная сумма, но также это может быть имущество или некие предметы. Такой подарок служит символом обязательств жениха. Не существует минимального или максимального размера махра, обычно он определяется, исходя из финансовых возможностей жениха.

    Найдите как минимум двух взрослых мусульман, которые будут свидетелями во время обряда. Традиционно в их роли должны выступать мужчины. Спросите имама, проводящего никах, какие у него требования к свидетелям. Некоторые имамы позволяют женщинам выступать в качестве официальных свидетелей. Эти свидетели, как правило, являются членами семьи или близкими друзьями.

    • Если по тем или иным причинам вам не удается найти свидетелей-мусульман, спросите имама, возможно ли, чтобы свидетелями на вашем обряде никах были представители другой веры. Некоторые имамы могут быть более уступчивыми, чем другие.
  • Убедитесь, что со стороны невесты присутствует опекун или законный представитель, если вы хотите сделать все в соответствии с традициями. Некоторые традиционные мечети требуют, чтобы отец невесты, брат или другой опекун мужского пола присутствовал на обряде, чтобы отдать девушку жениху. Спросите имама, проводящего церемонию, есть ли у него такое требование.

    Получите официальное свидетельство о браке в местном ЗАГСе. Как правило, сначала, за 30 дней до свадьбы, нужно подать заявление о регистрации брака и предоставить все необходимые документы, такие как заявление о регистрации брака, паспорта будущих супругов, разрешение на вступление в брак (для несовершеннолетних), квитанция об оплате госпошлины. Обратитесь в местный ЗАГС, чтобы узнать все подробности. Свидетельство о заключении брака сделает ваш брак законным и признанным гражданской властью. Некоторые мечети и имамы могут потребовать, чтобы у вас было свидетельство о браке перед выполнением обряда никах.

    Самобытны и своеобразны торжественные обряды татарского народа. Культура пропитана сильным национальным духом. Современные татары пытаются сохранить традиции предков и возродить те, которые в силу разных обстоятельств были утеряны. Основная линия национального единства прослеживается в подготовке и проведении свадебных церемоний, независимо от многообразия терминов

    Традиционные свадебные наряды жениха и невесты

    Свадебные традиции любого народа складываются веками, меняются, некоторые утрачиваются. Неизменным остается трепетное отношение к выбору свадебного наряда. В первую очередь это касается одежды невесты. Современные свадебные татарские платья все чаще стилизованы на европейский манер, но с обязательным ярким национальным колоритом. Если раньше семья невесты дарила ей ткань для пошива наряда, то современная девушка предпочитает самостоятельно выбирать фасон, материал и украшения для свадьбы.

    Татарская невеста предпочитает покупать готовое платье в салоне. В предложенном широком ассортименте обязательно найдется наряд для торжества, расшитый национальным узором татар и монетами (солпами). Одежда для новобрачной подразумевает собой закрытый тип длинного платья. Цвет может быть белоснежным или, по татарским традициям, насыщенно синим, зеленым или бордо.

    Часто цветной составляющей свадебного наряда является камзол – жилет синего, зеленого цвета или бордо. На ногах невесты красуются туфли или изящные легкие сапожки – ситек. Голова прикрыта кружевным покрывалом или свадебным национальным убором – калфаком. Обилие украшений – красивые серьги и многочисленные браслеты, драгоценности, гармонично вписывающиеся в праздничный наряд – говорит о статусе невесты.

    Свадебная одежда татарина внешне более консервативна, чем у невесты. Часто – это строгий костюм европейского стиля, преимущественно темных тонов. Если свадьба проходит по национальным традициям – одежда соответствующая. Бархатный камзол, преимущественно темно-синих тонов, и головной убор, расшитые национальными узорами с помощью золотых ниток.

    Никах – религиозный обряд заключения брака

    Исламская церемония венчания с соблюдением всех обычаев – никах – обряд соединения влюбленных брачными узами. Он характерен для многих мусульманских народов, играет ту же важную роль, что венчание для христиан. Чтобы никах был правильно проведен, следует выполнить четыре основных условия, после чего заключение брака признается действительным:

    1. Со стороны невесты на церемонии обязательно должен присутствовать родственник мужского пола.
    2. От жениха и невесты должно быть по одному свидетелю – мужчине-мусульманину.
    3. Традиционное условие – выплаченный калым за невесту. При современном подходе, это скорее условность.
    4. Согласие обоих молодоженов сочетаться браком и начать семейную жизнь.

    Перед никах у татар проводят обряд сватовства, на котором родственники жениха просят семью невесты о согласии на свадьбу. Если возражений не поступило, оговариваются условия проведения бракосочетания. Часто праздник устраивают под конец осени, после проведения всех сельскохозяйственных работ. На никах жених и невеста готовят друг для друга подарки. Со стороны жениха – богатые украшения, как символ его достатка. Невеста дарит рукоделие.

    Проводят церемонию бракосочетания как дома, так и в мечети, по согласованию между сторонами жениха и невесты. Мулла зачитывает молитву, делает соответствующие записи в метрической книге. После этого брак считается действительным. Существует интересный обычай, проводимый мусульманами на никах. Во время заключения брака регистрируется акт передачи свадебного подарка от жениха невесте. Так как это – дорогостоящее золотое украшение, невеста распоряжается им по своему усмотрению. В случае финансовых затруднений, может продать его и обеспечить себя на какое-то время.

    Согласно обычаям, после объявления молодых мужем и женой и угощений устраивали чаршау. Так назывался полог на кровать, сотканный самой невестой. Постель из нескольких перин стелила счастливая в браке женщина. Часто это была жена старшего брата жениха или его мать. Если девушка оказывалась нечестной, жених на окне бани оставлял знак – проколотую монету или резал полог над кроватью.

    Выкуп невесты – чем отличается от русской традиции?

    Вопрос калыма обсуждается после того, как прошло сватовство, и родители будущих молодоженов пришли к общему мнению. Выкуп невесты представляет собой большую сумму денег и драгоценностей. Иногда в качестве калыма (в сельской местности) жених дарит семье невесты домашний скот. Новобрачная, в свою очередь, принесет с собой в новый дом постельные принадлежности, ковры, кухонную утварь.

    По русским традициям, в обряде выкупа невесты отсутствует понятие калым. В день свадьбы, когда жених приезжает забирать невесту, ее подружки в шуточной форме требуют выкуп за красавицу-новобрачную. Придуманный заранее сценарий и смешные розыгрыши поднимают всем настроение. А для присутствующих жених показывает, насколько он хорошо знает свою будущую жену. Единственное сходство в том, что русская невеста тоже готовит приданое для семейной жизни заблаговременно.

    Особенности татарского свадебного застолья

    Традиционно у татар проводят две свадьбы. Первая проходит в доме невесты. На нее созываются все друзья, родственники, соседи родителей девушки и близкие родственники со стороны жениха. После этой части свадьбы невеста остается в доме родителей. Следующий этап – «свадьба для женщин». На стол ставят сладости, пироги, чай. После проведения обряда никах гуляется сама свадьба, затем невеста переходит жить в дом жениха. И завершающий этап – «чай от невесты» в доме мужа, где собираются его близкие родственники.

    Какие блюда принято подавать

    Татарский народ бережно чтит секреты национальных блюд. Основу застолий до сих пор составляют мясные блюда, суп-шурпа, выпечка, плов. На свадебном столе татар обязательно должны присутствовать чак-чак, масло с медом, птичьи языки (коштеле). К свадьбе женщины обязательно пекут блины, оладьи, готовят сладкий напиток из фруктов. Мясные блюда представлены вяленой колбасой и традиционным гусем.

    Основное место на праздничном столе занимает сладкий слоеный пирог – губадия. Количество слоев должно быть нечетным: от трех до девяти. Для начинки используются сушеные ягоды, изюм или яблоки. К выпечке мастерицы относятся очень ответственно, тщательно проверяя, пропекся ли пирог внутри. Существует ритуал выкупа губадии, когда отец жениха накрывал пирог платком и ложил на него сверху деньги. Чак-чак – еще одно сладкое блюдо, выпекаемое из пресного теста, которое выкупается родственниками жениха или меняется на подарки.

    Обязательное ритуальное блюдо в конце застолья – гусь, считающийся символом семейного счастья. Для разделки птицы назначался специальный человек, в конце праздника ему дарили подарок. Это должен быть только мужчина. Разделку нужно проводить очень аккуратно, не повредив косточек. Последовательность действий могла отличаться в зависимости от географического расположения проводимой свадьбы.

    Разрешается ли спиртное

    На татарской свадьбе спиртное запрещено национальными традициями. Для проведения застолья готовят разнообразные безалкогольные напитки: квас, морсы, компоты. Кульминацией татарской свадьбы считают подачу чая со сладким пирогом чак-чак – угощение от невесты. Во время и после никаха нельзя употреблять спиртные напитки, иначе обряд теряет свою силу.

    Развлечения на татарской свадьбе

    Обильным застольем татарская свадьба не ограничивается. После банкета начинаются праздничные гулянья, которые могут растянуться на несколько дней. Традиционным музыкальным сопровождением является звучание гармони. Веселятся все, включая жениха и невесту. Многочисленные гости устраивают конкурсы на лучшее исполнение красивых национальных татарских танцев.

    Видео: традиционная татарская свадьба

    18:12 2017

    С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

    Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

    Обряд никяха – это процедура, которая превращает чужих друг другу мужчину и женщину в мужа и жену. Это очень серьезная процедура, требующая серьезного подхода.

    Необходимый минимум для заключения никаха

    1. Согласие невесты получает ее отец. Если она уже была замужем, то обязана устно дать свое согласие. Если она до этого не была замужем, то может сказать устно, а может одобрительно промолчать.

    2. Собираются в одном месте:

    Отец невесты (если нет отца то дед по отцу/родной брат по отцу/сын/дядя по отцу/племянник по отцу). Присутствовать обязан либо сам опекун, либо его представитель, которого он сам назначит для этого.

    Жених либо его представитель, которого он сам направит для этого.

    Два свидетеля мусульманина (мужчины) или, три: один мужчина + две женщины.

    3. Отец невесты произносит: «Я выдал свою дочь (имя дочери) за тебя замуж, махр то-то и то-то».

    4. Жених произносит: «Я взял в жены твою дочь (Имя дочери) и согласен с махром и условиями»

    5. Минимум два свидетеля мужчины из числа праведных мусульман должны слышать то, что сказал отец и то, что сказал жених.

    А Аллаху это ведомо лучше.

    Условия правомерности процедуры заключения брака:

    1. Приемлемость жениха и невесты

    Жених и невеста должны соответствовать определенным требованиям. Жених должен быть мусульманином, достигшим половой зрелости. Он не должен быть связан с невестой постоянно запретными кровными, молочными или брачными отношениями. Так, невеста не может быть его сестрой, тетей по матери или отцу, дочкой, внучкой и т.п.

    Невеста точно так же не должна быть запретной ему согласно временным причинам, перечисленным в Коране и Сунне. Например, если мужчина женат, то все сестры его жены запрещены ему для вступления в брак до тех пор, пока он не разведется со своей женой или она не умрет. Другие временно запрещенные для вступления в брак женщины – это замужние женщины, племянницы жены, нераскаявшиеся прелюбодейки или проститутки и другие, перечисленные в исламском Шариате.

    Невеста должна быть мусульманкой, христианкой или иудейкой. Она не должна состоять в браке, не должна быть ни связана с женихом постоянно запретными кровными, молочными или брачными отношениями, ни временно запрещена для вступления в брак согласно перечисленным выше причинам.

    2. Согласие невесты

    Следующее необходимое условие – это согласие невесты на брак. Без ее согласия брак считается недействительным или может быть аннулирован исламским судом по ее иску.

    Когда невесту спрашивают о потенциальном муже, она выражает свое согласие на брак вслух или пассивным образом, например, молчанием, кивком головы или другим телодвижением, означающим согласие. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вдова или разведенная женщина не может быть выдана замуж без ее распоряжения, а девственница не может быть выдана замуж без ее согласия, и ее молчание означает ее согласие» (Аль-Бухари и Муслим).

    3. Вали

    Следующее требование – это согласие опекуна женщины (уали). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Брачный контракт (брак) недействителен без уали» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

    Обычно опекуном женщины является ее отец. Если по каким-то причинам отец женщины не может быть ее опекуном, им становится ее самый близкий кровный родственник: дедушка, дядя, брат, сын и т.д.

    Женщина выступать в роли опекуна не может. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина не может выдать замуж другую женщину; женщина не может выдать замуж сама себя» (Ибн Маджа, Аль-Байхаки).

    Если у невесты нет кровного родственника-мусульманина, который может быть ее опекуном, тогда опекуна ей может назначить исламский суд, представленный правителем или судьей. В немусульманском обществе в роли уали для женщины, у которой нет опекуна, выступает местный имам.

    Присутствие опекуна или назначенного им представителя – это важный элемент правильно заключенного брака. Без него брак не считается действительным. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Коль женщина вступает в брак без согласия уали, ее брак недействителен, ее брак недействителен, ее брак недействителен. Коль он (муж) совершит с ней половое сношение, ей причитается махр (брачный дар), ибо он имел доступ к ее интимным частям тела» (Ахмад, Абу Дауд).

    4. Свидетели

    Следующее условие, необходимое для действительности никяха – это присутствие как минимум двух надежных свидетелей-мусульман мужского пола. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Брачный контракт (брак) недействителен без уали и двух надежных свидетелей» (Ахмад, Ибн Хиббан).

    5. Махр (брачный дар)

    Необходимым условием является обязательная выдача мужем брачного дара его жене. По-арабски этот дар называется махр или садак. Всевышний Аллах сказал: «Даруйте женам их махр» (Коран, 4:4), а также: «A зa тo, чeм вы пoльзyeтecь oт ниx, дaвaйтe им иx нaгpaдy пo ycтaнoвлeнию» (Коран, 4:24).

    Жена имеет исключительное право на получение махра, и никто не может отнять его у нее без ее разрешения, даже ее родители.

    Брачный дар может быть выдан в виде денег, ювелирных украшений, одежды, других материальных или нематериальных ценностей.

    Шариат не назначил определенный размер махра, но он должен соответствовать финансовым возможностям мужа и социальному статусу жены. Лучший дар – такой, который невелик и легко выполним (не обременителен) для мужа. Такой дар будет знаком благословения для невесты, как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Воистину, знак благословения для женщины – коль ее помолвка, брачный дар и роды были легкими» (Ахмад, Аль Хаким и другие).

    6. Условия сторон

    При заключении брачного договора обе стороны могут выдвинуть свои условия, нарушение которых приведет к расторжению брака. Это разрешено, если только эти условия не идут вразрез с учениями ислама. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Любое условие и даже сотня условий будут тщетны, коль они не согласуются с Книгой Аллаха» (Аль-Бухари и Муслим).

    7. Церемония бракосочетания

    Желательно начинать церемонию заключения брака с проповеди (хутба аль-хаджа ), о чем передано в сборниках хадисов Ат-Табарани, а также Аль-Бухари в его труде «Ат-Тирих».

    Главные столпы церемонии – это предложение и согласие (иджаб и кабуль ). Они означают обоюдное согласие двух сторон на заключение брачной связи. Иджаб и кабуль должны быть произнесены ясными и понятными словами, на одном и том же месте и в присутствии свидетелей. Тот, кто проводит эту церемонию, может помочь сторонам с произнесением этих слов. Действительными согласно Шариату при заключении никяха являются следующие предложения: например, попечитель-отец говорит (в прошедшем времени): «Я отдал свою дочь тебе в жены», и жених отвечает: «Я принял ее в жены».

    Наличие брачного контракта в письменном виде никак не влияет на правомерность брака. И все же этот документ может понадобиться как доказательство состоявшегося брака и гарантия защиты прав мужа и жены.

    Сразу после проведения никяха брак вступает в силу, и обе стороны становятся ответственными друг перед другом.

    О том, что никах недействителен без опекуна (уали)

    Коран, Сунна и мнение большинства ученых указывают на то, что никах без опекуна (вали) является недействительным! Что же касается мнения, что наличие опекуна у женщины не является условием действительности брака (никах), то является распространенным мнением в мазхабе ханафитов. Однако это ошибочное мнение, и оно противоречит аятам Корана, многим достоверным хадисам и мнению сподвижников. Более того, имам ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-асар» 2/4 передал, что такие большие имамы ханафитского мазхаба, как Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан считали, что никах без опекуна является недействительным.

    Доказательство из Корана на то, что опекун является условием никаха

    Всевышний Аллах сказал: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!» (аль-Бакъара 2: 221).В этом аяте доказательство тому, что женщин выдают замуж мужчины, поскольку Аллах обратился к мужчинам, а не сказал женщинам: «Не выходите замуж за неверных!» Хафиз Ибн Касир, объясняя этот аят сказал: «Не выдавайте за многобожников замуж верующих женщин». См. «Тафсир Ибн Касир» 1/377.Имам аль-Къуртуби сказал: «В этом аяте прямое доказательство на то, что нет никаха без опекуна!»См. «Тафсир аль-Къуртуби» 4/49.Всевышний Аллах также сказал: «Женитесь на них с разрешения их семей» (ан-Ниса 4: 25).

    Доказательство из Сунны на то, что опекун является условием никаха

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!» Абу Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 1840.

    Кто является опекуном для женщины, имеющим право ее выдать замуж

    Что касается уалия, который выдает замуж девушку, то им является ее отец, дед по отцу, братья отца, ее братья, сыновья дядь и т.д.Имам Ибн Хазм сказал: «Не дозволено женщине выходить замуж без согласия опекуна, девственницей она является или нет! А уали – это ее отец, братья, дед, дяди по отцу, или сыновья дяди. Но выдает тот, кто ближе к ней (т.е. сначала отец, если нет, то дед, если нет, то брат и т.д.) И сын не является уалием для женщины». См. «аль-Мухалля» 9/451.

    Может ли сын выдать свою мать замуж?

    Что касается сына, может ли он выдать мать замуж или нет, то в этом вопросе есть разногласие среди ученых. Большинство ученых считали, что сын имеет право выдать замуж свою мать, и в основном шафииты считали, что сын не может быть уалием для матери. Однако более сильным мнением ученые считали то, что сын может быть уалием в никахе для матери, если нет у нее таких родных, как отец, брат, дядя по отцу и т.п. Имам аль-Мауарди сказал: «Уалием при никахе у женщины является ее отец, затем отец по отцу (дед), затем ее брат, затем ее сын». См. «аль-Икъна’» 1/124.

    Может ли неверный быть уалием для мусульманки?

    Имам аль-Байхакъи в своем сборнике хадисов писал: «Глава о том, что неверный не может быть уалием для мусульманки!»См. «Сунан аль-кубра» 7/139.

    Что делать женщине, у которой нет уалия?!

    Женщина, у которой нет уалия, ее уалием является правитель мусульман, кады и т.п. Посланник Аллаха (мир еум и благословение Аллаха) сказал: «Правитель мусульман уалий для того, у кого нет уалия!» Ибн Маджах 1880, Ибн Абу Шайба 2/372. Шейха аль-Альбани назвал хадис достоверным.

    А что делать, если женщина проживает в стране неверных?

    Имам Ибн Кудама говорил: «Если у женщины нет уалия и нет в этой местности правителя мусульман, то от имама Ахмада передается, что ее замуж выдает достойный человек с ее согласия». См. «аль-Мугъни» 9/362.А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если у женщины нет уалия, то ее выдает кто-либо из числа тех, кто обладает влиянием. См. «аль-Ихтиярат» 350. Т.е. как самый обладающий знаниями в этой местности, к кому жители обращаются со своими вопросами, или глава селения и т.д.

    Спросили шейха Абдуль-Азиза ар-Раджихи: "Дозволено ли заключать никах по телефону?"

    Он ответил: "Нет, не дозволено заключать никах по телефону! Поскольку при заключении никаха должны быть четверо: уали, муж и два свидетеля. И их собрать по телефону невозможно. И не достаточно узнать голос, поскольку по телефону может говорить тот, кто не является уалием, как и может принять никах тот, кто не является мужем, или же говорить те, кто не являются из числа достойных свидетелей. Можно изменить или подделать голос, словно он уали. Итог: никах по телефону не дозволен! И необходимы при никахе четверо: уали, муж и два праведных свидетеля!" См. "Фатауа ар-Раджихи" 1/53.

    Также не разрешили этого и ученые Постоянного комитета из-за множества махинаций и неясностей которые можно подделать и т.п. во время никаха по телефону. См. "Фатауа аль-Ляджна" 18/91.

    Однако если уали, находящийся в другой стране, поручит кому-либо, кому он доверяет выдать его дочь за муж, то нет в этом проблем.

    О заключении никаха через программы видеосвязи

    Сказал шейх Абдуллах ибн Абдульазиз Аль-Джибрин (не тот ибн Абдуррахман, который широко известен): "И, согласно правильному мнению, разрешено заключать никах при нахождении на расстоянии, если присутствуют муж, опекун и свидетели. Это возможно через международную сеть "интернет".

    Посредством этого возможно для сторон договора и свидетелей соучастие в одном собрании по его положению (хукму), даже если фактически они удалены друг от друга. Они слышат речь одновременно, идет предложение, затем сразу же принятие предложения. Свидетели видят опекуна, мужа и в то же время слышат их слова. Такой брачный контракт действителен, потому что при таком варианте невозможен обман и имитация чужого голоса.

    И даже если учесть мнение о том, что единение в одном собрании является условием заключения никаха, то даже при том, что они находятся в разных отдаленных местах, однако по положению (хукму) они находятся в одном собрании: видят друг друга и слышат слова друг друга в то же время, в одно и то же мгновение".

    Уа-Ллаху а’лям.