Лэпбук по познавательному развитию «Осень»
средняя группа (4-5 лет)
Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым
требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС.
Актуальность.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет
новые подходы и методы работы в своей педагогической деятельности. Вот и я
решила использовать в своей работе совершенно новое методическое пособие –
лэпбук. Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой
представлена в виде кармашков. Которые, привлекают интерес детей к самой
папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся
информацию в компактной форме. Изготовленный мною лэпбук «Осень»
помогает закрепить и систематизировать ранее пройденный материал, а также
помогает работе детей в самостоятельной деятельности.
Цель .
Способствовать расширению знаний детей об осеннем времени года.
Задачи.
Закрепить и систематизировать изученный материал;
Сформировать умение составлять рассказ об осени по картинкам;
Повторить стихи, пословицы, поговорки, приметы об осени;
Учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний предмет в
ряду предметов, сравнивать;
Закрепить знания о витаминах, овощах, фруктах.
В лэпбук «Осень» вошли следующие задания:
На первой странице находятся картинка ежика с осенним урожаем
на развитие внимания «Что напутал художник».
На развороте
«Загадки и стихи и об осени»
Задачи: - формирование выразительности чтения;
Показать красоту осени через природы через поэзию.
Дид.игра «Урожай».
Задачи: закрепить знания детей классифицировать фрукты и овощи по месту
произрастания (сад – фрукты на деревьях, овощи - огород).
Дидактическая игра«Одень на прогулку». (Девочка Аня собралась на
осеннюю прогулку, давай поможем ей одеться и взять с собою
необходимые вещи. Предложите ребёнку рассмотреть картинки с
одеждой и другими предметами, разложить только те, которые
необходимы для осенней прогулки.
Развивающие игры:«Назови пословицу, примету об осени».
Задачи: - систематизировать знания детей о приметах осени;
Закрепить обобщающие понятия «осенняя одежда».
Дид.игра «Четвертый лишний
Задачи: - учить классифицировать, дифференцировать, выделять лишний
предмет в ряду предметов, сравнивать;
«Составить рассказ по картинкам (Пришла без красок, без кисточки, а
перекрасила все листья? (Осень) Осень настоящая художница! Золотая
осень – это яркие, весёлые цвета и оттенки: жёлтые, оранжевые,
красные, голубые. Поздняя осень – это тусклые, печальные цвета и
оттенки: коричневые, серые, чёрные. Давай попробуем с тобою
подобрать палитру красок для осени-художницы?!
Составление рассказа-описания «Осень» Задачи : Способствовать развитию
умений составлять рассказ-описание времени года – осени.
Раскраски – осень – развивать умения детей передавать впечатления
Лэпбук «Осень» (Старшая группа)
Тематическое пособие подготовлено по следующим направлениям развития:
1. Познавательное развитие
2. Развитие речи
3. Сенсорное развитие (обоняние, цветовосприятие, форма, величина)
5. Интеллектуальное развитие
6. Эстетическое развитие (художественное искусство, творчество)
9. Креативное развитие (исследования, опыты, наблюдения)
Цель: Систематизация и актуализация знаний детей по теме осень.
Задачи:
1. Обобщение знаний по теме осень.
2. Развитие навыком работы с лэпбуком.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Структура.
Титульная страница.
На титульной странице представлен макет дерева с тремя сезонами осени: ранней, золотой и поздней. Так же здесь мы можем видеть разные природные материалы: шишки, орехи, мох, грибы, ягоды, листья и животных, которые готовятся к зиме с целью формирования представлений детей об осени и изменений в природе.
1 страница
Дидактические карточки «Что бывает осенью»
Дидактические
карточки «Что бывает осенью» предназначены для знакомства ребёнка со временем года – осенью. Каждое время года имеет свою неповторимую красоту и явления природы.
С помощью дидактических карточек вы можете познакомить ребёнка через игру, беседу, описание, рассказ с ярким разнообразием осенних явлений в природе. Карточки разовьют не только познавательный и исследовательский интерес в ребёнке, но прежде всего эстетический вкус. Это позволит ребёнку чувствовать себя увереннее в природной среде, разовьёт в нём бережное отношение к миру природы. На лицевой стороне карточек вы можете видеть фотографию того или иного осеннего явления, а на оборотной стороне каждой карточки вы найдёте факты, описывающие эти явления.
Игр может быть много. Интересы и способности вашего малыша подскажут вам, в
каком направлении развиваться. Предлагаю вам основные игры с карточками.
Общее знакомство с дидактическими карточками.
Рассмотрите их
вместе, прочитайте текст. Уделите особое внимание тем карточкам, которые вызывают особый интерес у ребёнка.
Игра «Какая осень?».
Расскажите ребёнку, что осень бывает ранняя и поздняя. Попробуйте сначала вместе с ребёнком распределить карточки на две группы, со временем малыш сможет делать это сам.
Игра «Осенние месяцы».
Расскажите ребёнку, что у осени, как и у других
времён года, есть три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Попробуйте сначала вместе с
ребёнком распределить карточки на три группы, со временем малыш сможет делать это
сам.
Игра «Палитра осени».
Используя карточки с основными цветами или
оттенками, попросите ребёнка подобрать палитру для осени. Пусть малыш прикладывает цветные карточки к фото дидактических карточек. Если малышу ещё сложно это сделать, помогите ему.
Осенние прогулки.
Используйте карточки во время прогулки. Предложите показать в природе то, что он увидел на карточках (грибы, стаи птиц, опавшие листья и т.д.).
Подбери текст к картинке
Грибы разной величины . (расставить по возрастанию, убыванию, посчитать, и т.)
Лукошки с овощами и фруктами (распределить по корзинкам по форме: круглые, овальные; посчитать, сортировать, что для супа, что для компота и т.д.)
Математические пазлы
2 страница
Заплатки для освоения счёта (работа с пластилином)
Математическая игра «Жёлуди» Предложите для ребёнка, который уже умеет выполнять простые математические действия суммирования игру: к каждому дубовому листочку, на котором находится математическое действие, необходимо «повесить» жёлудь.
Математическая игра «Листочек для яблочка» Предложите для ребёнка постарше игру на состав числа: к каждому яблочку с числом приложите листочки, которые в сумме будут составлять число на яблочке.
Математическая игра «Мухоморчики » Предложите малышу возле каждого мухоморчика положить карточку с цифрой, которая соответствует количеству белых пятнышек на шляпке гриба.
Рассмотрите и изучите репродукции картин известных художников, писавших осенние пейзажи.
Дидактическая игра «Осенняя прогулка». (Девочка Наташа собралась на осеннюю прогулку, давай поможем ей одеться и взять с собою необходимые вещи. Предложите ребёнку рассмотреть картинки с одеждой и другими предметами, разложить только те, которые необходимы для осенней прогулки.)
Игра на цветовосприятие «Палитра осени» (Отгадай загадку: Пришла без красок, без кисточки, а перекрасила все листья? (Осень) Осень настоящая художница! Золотая осень – это яркие, весёлые цвета и оттенки: жёлтые, оранжевые, красные, голубые. Поздняя осень – это тусклые, печальные цвета и оттенки: коричневые, серые, чёрные. Давай попробуем с тобою подобрать палитру красок для осени-художницы?!
3 страница
Подвижная игра «Осенью в лесу» По сигналу «Звери гуляют» - ребёнок бегает в разных направлениях по всему «лесу». По сигналу «Стоп» ребёнок подбегает к «чудесному» мешочку, в котором помещены заранее картинки лесных животных. Ребёнку необходимо достать из мешочка картинку и назвать животное, изображённое на ней. Далее, ребёнок имитирует поведение животного. «Лисица» - садится на корточки и хитро смотрит по сторонам; «Медведь» - ходит, изображая медведя, округлыми руками показывая, что он толстый; «Белка» - приседают, имитируя сбор грибов, орехов; «Заяц» - стоят на месте, отряхивая линяющий мех; «Барсук» - мелкий бег
Составление рассказа -описания используя мнемотаблицу «Осень» предложите ребёнку составить рассказ-описание времени года – осени.
Загадки, стихи
4 страница
Найди по тени
Собери картину по цифрам.
Праздники осени
Мнемотаблицы
5 страница
Опыт: понюхай, чем пахнет осень?
Дайте возможность ребёнку понюхать, потрогать цветы и листья, ошутить запах
осени. Попросите дать ответ на вопрос.
Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой.
Опыт «Осенние листья»
Возьмите лист бумаги, на него положите один из собранных на улице листочков и закрасьте его любым цветом гуаши. Теперь переверните листочек и слегка промокните, чтобы убрать излишки краски, слегка надавливая на листочек, сделайте несколько отпечатков. Получатся красивые изображения осенних листьев, с четкими прожилками листьев. Объясните малышу, как питается растение: корни поглощают растворенные в почве питательные вещества, которые по стволу, стеблям и прожилкам достигают листьев.
Красавица Осень
Составление описательного рассказа про осень в человеческом образе. Какая она?
6 страница
Упражнение с обводками «Дождевая тучка» и «Осенние листочки». Осенью облака становятся густыми и хмурыми, часто льёт дождик. Прочитайте стих про дождевую тучку. Давай обведём по точкам с тобою тучки и капельки дождика. Предложите шаблон с обводкой. теперь, давай дорисуем осенние листочки, которые упали с деревьев
Упражнение с ножницами, вырезание по контуру. Посмотри, сколько осенних листочков подарила осень. Их нужно аккуратно вырезать. Попробуй это сделать
Логическая игра «Осенний коврик» Для игры можно использовать листочки, которые были предварительно вырезаны ребёнком. На полу или столе разложить яркий платок. На платок разложить листочки (один в центре, остальные в каждом из четырёх углов платка). Задать малышу вопросы, а он должен показать ответ. Посмотри, какой красивый коврик из листочков соткала художница Осень. Покажи, какие листочки находится вверху? А какие внизу? Какие слева? Какие справа? Какие листочки находятся в центре? Сколько их? Для детей от 5 лет можно использовать такие вопросы: Покажи, какой листочек находится в верхнем левом углу? В левом правом углу? В нижнем левом углу? В нижнем правом углу?
Лепка и работа с пластилином
Используя шаблон для творчества пластилином «Листопад», предложите с
помощью пластилина изготовить свой пластилиновый шедевр.
Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.
А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.
Разновидность и цель Лэпбука
Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.
Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.
Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.
Примеры Лэпбуков
Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.
Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.
В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:
- Праздничные.
- Для учёбы.
- Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
- Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).
Формы и внешний вид
Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.
С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.
татьяна шапошникова
На страницах нашего любимого сайта МААМ последнее время довольно часто появляются Лэпбуки на различные темы . Мне они сразу понравились, с того момента, как я его увидела впервые!И конечно же решила тоже попробовать себя в изготовлении лэпбука . Конечно же я стала изучать в интернете материал по теме. И вот что можно выделить. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки . Он представляет собой другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки в которых организован и записан изучаемый материал. Лэпбук не средство обучения , а особая форма организации учебного материала. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал) .
Это удобный способ для повторения пройденного. если Лэпбук будут изготавливать воспитатель совместно с детьми, то дети научатся самостоятельно собирать и организовывать информацию, что в будущем поможет им самостоятельно подбирать материал например для проектной работы или для будущей учебы в школе. Так как у меня сейчас маленькие дети, я собирала информацию самостоятельно, старалась, чтоб материал был доступным для детей среднего возраста . Вот что у меня получилось.
Публикации по теме:
Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет) Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних.
Данный лэпбук "70 лет Победы" сделан для старшей группы детского сада. Лэпбук предназначен для ознакомления детей с основными событиями.
Данный лэпбук сделан для средней группы детского сада (дети от 4 до 5 лет) На левой части лэпбука расположены конверты "приметы весны".
Пока нахожусь в отпуске придумало еще один Лэпбук на тему наступающей осени. Уж очень мне понравилось создавать их В лэпбук вошли: информация.
Осень в лесу. Праздник для детей средней группы Осень в лесу для средней группы №3 Дети входят в зал с осенними веточками под вальс Грибоедова «E-moll» (На экране иллюстрация осени в лесу).
Открытое мероприятие по познавательному развитию детей средней группы «Осень в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 станицы Варениковской Конспект открытого мероприятия.
Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «Постучалась в двери осень» «Постучалась в двери осень» Сценарий осеннего праздника для детей средней группы Дети под музыку входят в зал Ведущий: Постучалась в двери.
Основа лэпбука - картон.
Разделы лэпбука:
- Расскажи-ка об осени (связный рассказ с опорой на картинки);
- Осенние месяцы;
- Назови зимующих и перелетных птиц;
- Дидактическая игра «Собери картинку»;
- Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»;
- Осенние пословицы;
- Загадки про осень;
- Признаки осени;
- Стихи про осень;
- Животные осенью.
Расскажи-ка об осени:
Осенние месяцы:
Назови зимующих и перелетных птиц:
Дидактическая игра «Собери картинку»:
Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»
Осенние пословицы:
В сентябре всякое семя из колоса плывет.
Спустя лето по малину не ходят.
В сентябре огонь и в поле и в избе.
Серенькое утро - красный денек.
В сентябре земля наряжается в зеленя.
Сентябрь - отменная пора.
Сентябрь - чародей цвета.
Осенней озими в закрома не кладут.
В закромах зерно - на душе тепло.
Сколько ни ненастится все равно прояснится.
Колос дорог - хоть и мал, подбери, чтоб не пропал.
Будет дождь - будут и грибы.
Быть бы ненастью, да дождь помешал.
В осень и у вороны копна.
Ноябрьские ноги до снега темны.
Загадки про осень:
Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
(Листопад)
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит...(Листопад).
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Отгадка (ответ): Осень.
Всех наградила, все загубила.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я… (осень).
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Только ноги на земле.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это…
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет? (Дождь)
Признаки осени:
Стихи об осени:
Следом за летом
Осень идёт.
Жёлтые песни
Ей ветер поёт,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву. (В. Степанов)
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко. (И. Токмакова)
В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит -
В лесу осиновом
Наступит осень.
(В. Степанов)
В сентябре откроет школа
Двери для детей веселых,
У зверят же свой урок —
Запасать продукты впрок.
Все грибы мы соберем
Перед встречей с (октября)
В октябре дни станут тише,
Будет дождь шагать по крышам,
Стаи птичек перелетных
Улетят от дней холодных,
Но все звери спать в норе
Лягут только в (ноябре)
В ноябре на лужах лед
Блеск зеркальный наведет,
За окном и по опушкам
Будем вешать мы кормушки
И покормим снегиря
На пороге (декабря)
О. Емельянова
Опустел скворечник -
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(И. Токмакова)
Наступила осень
Осень наступила,
Начались дожди,
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В теплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
Е. Арсенина
Животные осенью