Рождество - один из главных христианских праздников. У православных и католиков Рождество считается в иерархии вторым Великим праздником после Воскресения Господня. Мы вспомнили, что в Рождество нужно делать, а чего стоит избегать.
Праздничный стол
Рождественский стол на Руси был представлен двенадцатью блюдами. Отличались они простотой, предпочтения отдавалось постной и вегетарианской пище. Кутья, сваренная из большого количества зерен, олицетворяла связь поколений, непрерывность жизни и благополучие в семье. Кныши, калачи, паляницы готовились из кукурузной или ржаной муки и предназначались для угощения родных, близких: кумовей, крестных родителей, бабок и других. Пироги пекли или жарили преимущественно с маком, с вареными или толчеными сушеными сливами, фасолью, горохом, калиновыми ягодами, с гречневой кашей, картофелем, капустой. Деликатесом на столе считалась рыба, разрешенная церковью в этот день, а обязательным блюдом был постный борщ – символ богатства и хорошего урожая. К сервировке стола подходили особенно тщательно: под скатерть обязательно клали пучок соломы – символ яслей, в которых родился Христос, а под стол ставили железный предмет, которого в течение вечера должны были коснуться ногами все присутствующие, тем самым привлекая крепкое здоровье.
Дом и быт
Очень хорошо встречать Рождество в новом наряде, считается, что это к прибыли.
Чем больше свечей вы зажжете на Рождество, тем больше денег у вас будет весь год.
Обязательно надо зажечь особую свечу в честь усопших родственников – тогда они вам обязательно помогут в наступающем году, привлекут в дом удачу и достаток. Если в доме есть домашние животные, то в этот день принято накормить их досыта, что привлечет финансовую удачу. В Рождество хорошо совершать покупки, приобретенные в этот день вещи прослужат верой и правдой в течение долгих лет –«И молод, и стар ступай на базар, покупай веселей, рублей не жалей». И еще, обязательно, в ночь с 6 на седьмое января возьмите в ковш воды и наговорите в воду все плохое и неприятное, что произошло за год, потом выплесните эту воду за порог, за ворота, за подъездную дверь, с балкона или с окна, распрощавшись со злом, привлекая добро.
Гадания накануне
Великие писатели посвятили этой традиции немало произведений, описывая гадания как нечто мистическое, интригующее, пугающее. Каждая незамужняя русская красавица с нетерпением ждала возможности погадать на суженого, выйти на крыльцо в полночь и спросить имя первого встречного мужчины. Какое назовет, такое и будет у супруга. А то и валенком через забор кинет такая невеста, и бегом смотреть, куда валенок попал: если в сугроб зарылся, то судьбоносная встреча в этом году не случится, а если к лесу носком, то и черта в дом завлечь можно. Бывало, что и по самим женихам валенком попадали, ежели те под заборами стоят. Традиционные гадания и по сей день с радостью принимаются современниками. Самое распространенное из них – литье воска. В таз с водой медленно лили воск от расплавленной свечи, а по причудливым застывшим фигурам предсказывали будущее. Так же, привлекая фантазию и благодушие рождественских чудес, гадали по чайной и кофейной гуще, тени от горящей бумаги или наполненных чашах. Каждую чашку наполняли символично: кольцо - к свадьбе; монета - к богатству; хлеб - к достатку; сахар - к веселью; лук - к слезам; соль - к несчастью, а чашка с водой - к жизни без особых перемен. Гадающие по очереди, с закрытыми глазами, выбирали чашу, символизирующую их будущее в наступающем году.
Чего стоит избегать
Считается, что работать в Рождество – грех. Нельзя заниматься хозяйственными делами: убирать, стирать и выполнять другую тяжелую и грязную работу. Особенно стоит избегать шитья, так как считается, что это привлечет в дом нечистые силы и даже приведет к слепоте одного из членов семьи. Ни в коем случае нельзя ходить на охоту вплоть до Крещения, 19 января, иначе с охотником может случиться несчастье. Не встречали Рождество в черном, ведь «прийти на пир в печальной одежде» - значит навлечь несчастья в наступающем году. Если первой в Рождество дом посетит женщина, то в это привлечет болезни к женщинам в семье, а во время рождественского обеда нельзя пить, так как считалось, что весь год будет хотеться воды, когда достать ее будет негде.
Семья и церковь
В первый день Рождественских праздников, 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети после обеда должны были посетить своих родителей, и при этом говорить, что везут «деду ужин». В остальные дни от Рождества до Крещения - Святки - было принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, приходили в тюрьмы и давали заключенным милостыню. Христиане обязательно посещают церковь, где читают молитвы и просьбы о «выправлении нерадивого жития к благополучию и счастью», называя имена живущих, за которых приносится прошение.
Погодные приметы
Рождество считается отправным для всего года, и большое внимание уделяется народным приметам. Считается, что в день Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима - на мороз, то есть дни станут длиннее, а морозы – сильнее. Если накануне Рождества будет сильная метель, то весна в этом году ожидается ранняя, а если 7 января тепло, то жди холодной весны, но ясная погода указывает на обильный урожай. Снежная метель на Рождество Христово – следует ждать хорошего урожая пшеницы, ранней зелени и сочной листвы. Кроме того, метель – хороший знак для пчеловода, ведь она предвещает хорошее роение пчел. Если снег идет крупными хлопьями, жди обильного урожая хлеба, а если небо звездное, то будет хороший приплод скота, а также обилие грибов и ягод.
Семь благ Рождества
Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также подарить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю». В Рождество мы приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» и отвечаем на эти слова: «Славим Его!».
Здравствуйте, мои дорогие читатели, друзья, коллеги с вами Татьяна Сухих! И сегодня, гуляя по страницам интернета, я наткнулась на статью о Рождестве, хотя до праздника ещё месяц с небольшим, но мне очень захотелось написать статью о том, как провести Рождество дома.
Столько у нас праздников, традиционных и пришедших из других культур. В последнее воскресенье ноября День Матери, 4 декабря День заказов подарков и написания писем Деду Морозу, но есть три, на мой взгляд, самых главных для каждого россиянина – Новый год, Рождество и Пасха.
Всякие Хэллоуины, Дни влюбленных – это прикольно, мило, но немного отвлекает наше внимание от родных традиций. Новый год мы привыкли праздновать шумно, весело, масштабно, и как ни прискорбно, Рождество Христово в основном мы сводим к застолью, посещению родственников и кумовьев. На мой взгляд, этот святой праздник нужно встречать дома, в кругу родных. Давайте вместе подумаем, как провести Рождество дома?
Самый важный «компонент» современных праздников
Больше всего мы любим праздники за возможность повеселиться, собраться вместе, покушать вкусненького, одарить и получить подарочки. Вы согласны со мной? Так вот по поводу подарков. Наиболее уместными, мне кажется, к святому дню будут недорогие презентики, особенно сделанные своими руками. Предлагаю вам в помощь три отличных пособия, которые помогут не только научиться мастерить разные поделки, но и предоставят удачные идеи, как провести Рождество дома всей семьей.
Первое пособие: «Новый год. Рождество. Веселые поделки своими руками». Эта брошюра предлагает материалы для тематических занятий с детьми разных возрастных групп, а также инструкции по изготовлению чудесных поделок с детками.
Книга «Встречаем Новый год и Рождество» поделится информацией о происхождении этих праздников, обычаях. Вы почерпнете идеи о праздничном оформлении дома, стола. Также там есть рецепты традиционных и экзотических блюд, кроме того, у вас будет под рукой пособие по изготовлению маскарадных костюмов, составлению сценариев детских праздников. Плюс – советы психологов и косметологов, как весело и без последствий для организма провести Рождество с друзьями дома.
И наконец, книжка «Фигурки ангелов своими руками», поможет вам овладеть мастерством изготовления традиционных символов зимних праздников из разных материалов и в разной технике. Делайте фигурки для украшения елки, в подарок близким, для оформления дома.
Создаем семейные традиции
Как же лучше можно провести святое Рождество с семьей дома? Христианский праздник – отличный повод ввести в свою семью традиции, которые будут хранить и соблюдать наши дети и все следующие поколения. Например, мой муж, сын и мама обязательно ходят в этот день в церковь, где они насыщаются сказочными впечатлениями на весь год. Это тоже своего рода традиция, но мне хочется чего-то такого настоящего, теплого, искреннего именно дома.
Больше всего мне нравится идея праздновать рождение Христа в исконно русских традициях. Не нужно ничего выдумывать. Тихий, благочестивый ужин в кругу родных людей, встреча первой звезды, определенные ритуалы, обычаи.
12 по возможности постных блюд, красиво оформленные на праздничной посуде, выглядят изумительно на белоснежной скатерти. По углам стола раскладываю зубчики чеснока – оберег от всего плохого. Под столом кладем топор и все ставим ноги на него во время ужина, чтобы быть такими же сильными.
Уместно начать ужин с молитвы за всех живых и умерших родственников.
Глава семьи накладывает кутью на тарелку и выносит ее на балкон (улицу), чтобы «угостить» силы природы. Хорошо бы посмотреть тематические фильмы, поговорить на духовные темы, разыграть сюжетные сценки… Не забудем о подарочках, конечно.
Такие моменты откладываются в памяти детей и они обязательно будут так же делать в своих семьях. Это очень сильно связывает людей, делает их по-настоящему родными.
Долгожданный светлый праздник Рождества имеет свои прочно закрепившиеся особенности: наряду с церковными, в нем переплетены народные и даже языческие традиции. Большинство людей к нему готовятся задолго до его наступления. Начиная с 28 ноября глубоко верующие люди начинают держать строгий рождественский пост, исход которого наступает вечером 6 января с появлением первой звезды – символа Вифлеемского чуда. А большинству наших граждан нравится праздновать Рождество и по католическим обычаям - 24-25 декабря и по православным - 6-7 января. А параллельно еще встретить волшебный Новый год! Вереница этих чудных праздников не в силах затмить всю прелесть тихого спокойного семейного торжества. Но это не значит, что вам придется скучать. Подумав, как провести рождественские праздники, выбрав самый интересный вариант, можно навсегда запомнить дивное Рождество Христово.
- Одним из самых приятных и в то же время доступных бюджетных вариантов считаются рождественские каникулы, проведенные вместе с семьей, со своими любимыми и дорогими сердцу людьми. При этом не нужно расходовать средства на поездку в экзотические страны, а лучше позвать к себе друзей и родных или отправиться к ним по приглашению. Традиционно в Сочельник, вечером 6 января, крестным родителям подносят кутью – рисовую кашу с медом, орехами и изюмом. Не каждый сегодня придерживается этого старинного обычая, но его с удовольствием заменяют праздничным тортиком, конфетами и фруктами. Преимуществом этого варианта считается наслаждение теплым домашним уютом и прекрасным дружеским общением, которого нам так часто не достает в череде рабочих будней. Можно обрадовать друзей и родных небольшими подарками, устроить конкурсы и игры для детей и для взрослых, посмотреть интересный добрый фильм. Если позволяют погодные условия, то в рождественский день можно всей ватагой выйти во двор, прихватив с собою лыжи, коньки или сани, поиграть в снежки, покататься на ледяной горке или слепить снеговика, вернувшись ненадолго в свое далекое детство. Свежий зимний воздух и активные игры подарят прекрасное настроение и ощущение любимого семейного праздника в кругу родных и друзей.
- Традиция приглашать за стол в рождественский вечер любого прохожего, потому что под его обликом может скрываться сам Иисус Христос, в деревнях остается жива по сей день. В городской жизни период рождественских праздников связан с помощью нуждающимся семьям или воспитанникам детского дома. В любом населенном пункте страны принято развешивать кормушки для птиц, которым в этот период трудно найти корм. Внуки стараются самоделками одарить своих бабушек и дедушек и навестить их, если не в Сочельник, то в ближайшие рождественские дни.
- На Рождество издавна было принято не сидеть за праздничным столом, уплетая 12 блюд, а много двигаться, играть, гулять. После ужина верующие люди шли в церковь, а остальные выбегали на улицу, нарядившись в костюмы сказочных героев или образы нечистой силы: козы, лисы, журавля, волка, кикиморы. Сегодня учат или пишут на бумаге песенки-колядки, которые раньше знали наизусть. Стучатся к соседям, знакомым и друзьям, осыпают их зерном для достатка и благополучия в будущем году, а хозяева не преминут угостить колядующих конфетами, выпечкой или одарить небольшой денежкой.
- Любители зарубежного экстремального отдыха берут путевки на Бали или Гоа, где давно уже полюбили шумных российских туристов и к Рождеству устраивают на улицах елки из позолоченных кокосов, бамбука и других тропических растений. Сами туристы готовят кутью со свежими фруктами, общаются друг с другом и весело проводят рождественские каникулы.
- В последние годы появилась модная тенденция отправляться в деревню на Рождество. Если в сельской местности нет знакомых и друзей, то снимается домик, заранее украшается рождественской атрибутикой: бумажными ангелочками, снежинками и яркими звездами из мишуры. Подготавливается уютное жилище, привозятся с собой разные «походные» блюда и закатывается настоящий рождественский пир! А после него гостей ждут приятные развлечения на свежем воздухе, гуляния ряженых и колядующих, игры в снежки, катания на лыжах, санках и коньках, песни и танцы до утра. Такой праздник оставляет только самые приятные впечатления!
- Ценители спокойного уединенного отдыха приобретают недорогие путевки в ближайшие санатории, где могут насладиться «ленивым» отдыхом или погулять по округе по девственно чистому снегу, подышать свежим воздухом.
- Незамужние девушки и взрослые люди исстари пользовались тем, что в период с 6 по 18 января проходили святки, когда можно было с помощью различных гаданий узнать своего суженого или открыть тайну будущих событий в жизни. Они зажигали свечи перед зеркалами, разглядывая отражения, раскладывали пасьянс и «кидали башмачок». Весело и беззаботно девушки узнавали о том, выйдут ли они в этом году замуж, а старики гадали на будущий урожай, втыкая колоски в снег, выбирая наутро те, которые были покрыты инеем. Такие хлебные колосья обещали богатый урожай хлеба.
В светлый праздник Рождества Христова редко кто задумывается, как провести рождественские праздники, потому что в эти дни везде проходят народные гуляния, игры, пляски. По вечерам веселый и позитивный настрой вносит языческий обряд колядования. Несмотря на развитие высоких технологий, и мобилизацию отношений в современном обществе, нас все больше тянет к своим истокам. Рождество Христово – это как раз великолепный повод отдохнуть, повеселиться и получить заряд бодрости, а также насладиться общением со своей семьей, близкими и друзьями.
Когда прародители человеческого рода подверглись изгнанию из рая за преступление заповеди Божией, тогда же Господь, по неизреченному милосердию Своему, дал им первое обетование об Искупителе падшего человечества; в этом обетовании заключалось пророчество о Пресвятой Деве: "Семя жены сотрет главу змия" . Эта первая радостная весть о Пречистой Матери нашего Спасителя много раз повторялась, чтобы приготовить людей к принятию Грядущего Мессии.
Пред рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя: иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все преобразования и пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились.
Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды; пророк Даниил пророчествовал, что царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое будет все раздроблять и разбивать, и что Спаситель мира явится в семидесятую седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.
И вот действительно настало это время, когда скипетр был отнят от потомства Иуды и перешел к Ироду Идумеянину; явилось железное царство Рима, все разбивающее, и седмины Данииловы приходили уже к концу. В мире водворился всеобщий мир, предсказанный пророками пред пришествием Иисуса Христа, имевшего примирить небо и землю. Немногие избранники ожидали в обетованном Мессии Спасителя от греха и смерти; большинство же иудеев ждали в Мессии великого царя-завоевателя, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами.
Рим простирал свой железный скипетр почти на все известные тогда народы и соединял их в одну империю; Палестина сделалась римскою областью. Делами веры заведовал великий синедрион, в котором заседали первосвященники, священники и старейшины. Ожидания рода человеческого исполнились, когда Римскою империею правил Август, а Иудеею Ирод.
В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать народную перепись по всей его земле и в том числе во всей Иудее. В силу этого указа каждый израильтянин спешил в свой родной город, чтобы записаться в государственные списки. Чудны дела Божественного Промысла для исполнения Его таинственного обетования! Гордый своим земным величием и могуществом кесарь является пред нами слепым орудием воли Божией и служит средством к осуществлению предопределений Божиих. Воля царя земного призывала Иосифа и Пресвятую Марию в Вифлеем, чтобы исполнить волю Царя Небесного! Иосиф и Мария должны были идти в Вифлеем, родину царя Давида, где хранились родословные списки их царственного племени и имя Иисуса, пред Которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, было вписано в число подданных языческого властелина! Слава, Господи, смирению Твоему! Да исчезнет всякая гордыня из сердец наших!
В суровое время года и без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и по трудному пути. Для совершения этого пути требовалось и при больших удобствах более трех суток странствования. Вифлеем, небольшой городок, в древности называвшийся Евфрафа, лежит к югу от Иерусалима, на пути к Хеврону, и отстоит от Назарета на три дня пути. В Вифлееме родился Давид и там же помазан на царство; в Вифлееме был весь род Давида, и потому он по справедливости называется фамильным городом царя Давида.
Наконец достигли они Вифлеема, но здесь не нашлось для них места успокоения: небольшой город был переполнен пришельцами. Напрасно святые странники ищут приюта - никто не принимает их, потому что в обители не бе им места - нигде не было свободного уголка во всем городе. Без ропота отошли они от жилищ человеческих и искали пристанища в окрестностях города.
Неподалеку от ворот, к южной стороне Вифлеема, в двухстах шагах от источника царя Давида, среди каменистых скал находится пещера, в которой во время бури и непогод пастухи со своими стадами находили себе убежище. Внутри пещеры в скалистой стене иссеченное углубление служило вместо яслей для животных. В этой убогой пещере поместились святые странники, и были они среди полной тишины и безмолвия, далеко от суеты и треволнений человеческой толпы; одни в невидимом присутствии Творца своего: завеса таинственности прикрыла колыбель Сына Божия. И так исполнилось пророчество Исайи: "Сей вселится в высоце пещере камене крепкаго; убежище Его неприступный скалы" .
В этой твердыне скал в полночь Дева Мария родила прежде век от Отца рожденного Сына нетленного: Роди и повит Его, и положи Его в яслех . Чудесно, выше человеческого естества, зачатие Его; так же чудесно, так же выше естественного, явление Его пред очами юной Матери: так лучезарное светило мгновенно разрывает облака, чтобы оживотворить мир силою света и теплоты.
Болезни не сопровождали рождение Спасителя: Дева совершила рождение, будучи преисполнена радости и крепости. Родила Дева Сына Своего и Бога нашего и немедленно приступила к служению Ему. Не нуждалась Она в посторонней помощи, не ощущала Она ни болезней, ни изнеможения, которым подвергаются все обыкновенные женщины.
Матерь Бога нашего Сама спеленала Его пречистыми Своими руками, положила Его в ясли и первая принесла Ему поклонение. Она питала Его сосцами Своими; на руках Ее провел Он и младенчество Свое; неразлучно с Нею проходила Его юность до 30-летнего возраста, когда Он явил Себя миру, чтобы взять на Себя казнь за грехи мира, чтобы Своею крестного смертию даровать человечеству искупление.
С трепетом и в благоговейном безмолвии преклонился Иосиф пред Пречистою Матерью и Сыном Ее, Богом нашим. В радостном изумлении созерцал он чудо преестественное и познавал непреложно, что Ее Сын есть воистину от Духа Святого, а до того времени, пока Она не родила Сына Своего Первенца, Первенца новой жизни, Первенца Нового Завета благодати , Иосиф не знал Ее, не знал, что Она была и чем сподобилась быть, не знал Ее Матерью Бога, потому что сокрыто было от него, какое Божественное таинство устроялось в Ней. Тут только, при вышеестественном рождении Ее Сына, он вполне уразумел, что о Ней было сказано: "Се Дева во чреве зачнет" .
Великое и новое чудо явил Господь миру при рождении Царя и Спасителя человечества: вместо дворца - пустынный вертеп, вместо постели - горсть соломы! Господь, не оставляющий без попечения и птиц небесных, не приготовил, по Своему мудрому Домостроительству, собственности на земле для Сына Своего Единородного. Сын Божий, сущий на небесах, почивает в яслях! На земле, покрытой грехами и беззакониями, не было места для Владыки и Творца мира, когда Он принял на Себя образ человеческий, чтобы спасти человека! Он Сам засвидетельствовал это, сказав: "Лисицы имеют норы и птицы гнезда, Сын же Человеческий не имеет, где голову преклонить" . В бесславном городе Назарете совершилось зачатие Христа, а в славном Иерусалиме Его распяли! В малом Вифлееме Он рождается, а в великом Иерусалиме Он на смерть предается! Дивны дела Твои, Господи!
В минуту рождения Сына Божия отверзается небо; слава Господня осиявает землю, покрытую глубоким мраком. Сонмы ангелов нисходят с неба и в радости поют, что настал на земле мир, возвратилось благоволение Божие к человекам.
Что же в это время делала земля, осиянная славою Божиею? Все было погружено в глубокий сон: иудеи почили на законе, в ожидании пришествия Мессии в блеске земного величия; язычники утопали в пороках у ног идолов своих.
В Вифлееме тоже спали, но не все. В долине Вифлеемской, окруженной горами, и в получасе ходьбы от пещеры, стоял столб, известный под именем Едер, близ которого некогда пас стада отца своего преславный царь Давид. Здесь-то, в это время, пастухи держали ночную стражу у стад своих: внезапный свет осиял их, и ангел Господень явился пред ними и сказал: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" .
Окончил небесный вестник благовестие, и внезапно, как бы в дополнение его благовестия, явилось многочисленное воинство ангелов, которые славили Бога и взывали к Нему: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение" .
Не мудрецам, не вельможам, не сильным и богатым мира открыл Господь тайну Свою, а самым бедным, самым последним труженикам на пиру жизни; утаил от премудрых и разумных - и открыл младенцам. О, блаженство нищеты, дающей смирение и безропотную покорность, отнимающей гордыню и самоуверенность! Сам Бог приходит к нищим и. изливает на них потоки любви и милосердия.
Ангелы отошли на небо; окончилось величественное видение. Пришли в себя пастухи и все как один человек решили идти в Вифлеем и посмотреть, что там случилось. Хорошо было им известно то место с яслями, где бедные путники находили себе пристанище по дороге в Вифлеем, и пошли они и нашли Пречистую Деву и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. После лучезарного видения ангелов и ангельского благовестия Божественный Младенец, окруженный простотою и убожеством, показался им еще святее, еще Божественнее. В своем поклонении Ему они принесли все, что имели: чистоту любви, крепкую веру и сердечную хвалу Спасителю и Владыке своему. И спешили они засвидетельствовать свои благоговейные чувства, рассказав Пресвятой Матери Его все, что видели и слышали от ангелов. Дева Мария внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого Его рождения, и, вслушиваясь в рассказы пастухов, запечатлевала их в памяти Своей и радовалась, что события подтверждают Божественное обетование и утверждают веру в Спасителя мира. Святой обрученник Иосиф дивился и благоговел пред светом истины. Счастливые пастухи еще поклонились Богомладенцу и Его Пречистой Матери и удалились к своему смиренному подвигу, славя и хваля Бога и по всем окрестностям распространяя благую весть о чудесах священной ночи.
ДАРЫ ВОЛХВОВ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Ночью, две тысячи лет назад, в пригороде небольшого городка Вифлеема, зимней ночью, в полутемном холодном хлеву родился Младенец. Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках. Мать, спеленав Младенца, положила Его в кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным.
Неожиданно двери хлева отворились, и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (их называют волхвами) с богатыми дарами в руках.
Волхвы были не только правителями, но и учеными: они наблюдали небесные светила, и когда заметили на востоке чудную звезду, пошли за ней на поклонение Богомладенцу.
Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Ладан - это дорогая ароматическая смола особого дерева, которую в древности подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку.
И эти дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы - трапеция, четырехугольник, многоугольник... На каждой - тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием. Ценность их, не только духовная, но и историческая, археологическая, неизмерима, потому и помещены они в небольшие ковчеги-мощевики.
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400 года. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. После падения Византии в 1453 году дары волхвов отправляются на Афон в монастырь святого Павла - их привезла туда сербская царевна Мария. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, теперь водружен крест, который так и называется - Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни.
От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами.
Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.
ПОЧЕМУ ХРИСТОС РОДИЛСЯ В ПЕЩЕРЕ?
Есть одна важная причина, почему Христос родился в пещере. На Святой Земле и доныне сохранились четыре великие горы; они стоят со времени пришествия Христова. Одна в Вифлееме, где родился Христос; другая - Гора искушений, где Он был искушаем сатаной; третья - Голгофская, на которой распят был, похоронен и воскрес; и четвертая - гора Елеон, с которой вознесся на небеса. Четыре важнейших события в жизни Спасителя связаны с четырьмя непоколебимыми горами. Не сохранились ни дом в Назарете, в котором Он жил, ни дом в Капернауме, в котором Он нашел приют. Не сохранился ни один из домов, где Он останавливался, ни дворец Ирода, ни палаты Пилата, ни даже храм Соломона. Все, что человеческой рукой построено, разрушено временем. Но эти четыре горы, Господом созданные, стоят и поныне.
Чтобы никто не мог усомниться в том, что Он воистину родился, что искушаем был, как человек, что распят был за грехи человеческие и воскрес и что во славе вознесся на небеса в вечное Отечество Свое, где ожидает Своих праведников. Знал Всеведущий каменное сердце человеческое и колеблющийся разум людской, поэтому Он мудро соединил эти четыре великих события четырьмя несокрушимыми горами. А если бы Христос родился в каком-то городском или деревенском доме, разве сохранился бы он и свидетельствовал нам Его рождество? Не существует уже и города, в котором родился Александр Великий. Не существует многих городов и государств, где родились великие люди, а Христова святая пещера в Вифлееме стоит, стоит и свидетельствует. Знай и это: так же как Тело Его - дом души Его - не от человека, но от Бога Духа Святаго, так и дом Тела Его - пещера Вифлеемская - не от человека и не от рук человеческих, но от Бога Творца и Промыслителя. Он создал ее прежде человека и, сотворив, приготовил ее для временного Своего обитания, чтобы прийти и посетить потомство Адама и Евы. И еще: для вечного свидетельства о пребывании Его на земле.
Пусть не удивляет тебя, что Господь избрал такое скромное место для Своего рождения. То, что для людей высоко, мерзость пред Господом. Мерзостью пред Господом был дворец кесаря в Риме, ибо воистину был разбойничьим вертепом преступлений и разврата. То же, что презираемо и ничтожно перед людьми, Господь часто избирает и прославляет. Это - образ действий Всемудрого. Так Он избрал рыбарей в апостолы и пещеру колыбелью Своей.
Святитель Николай Сербский
Ясли
Ясли, - так мечтал один ребенок, -
Можно склеить из цветных картонок,
Сделать из бумаги золотой
Пастухов с рождественской звездой.
Ослик, вол - какая красота! -
Встанут рядом с яслями Христа.
Вот они - в одеждах позолоченных
Три царя из дивных стран восточных.
По пустыне в ожиданье чуда
Их везут послушные верблюды.
А Христос-младенец? В этот час
Он в сердцах у каждого у нас!
Карем Морис, перевод В. Берестова
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Евангелисты свидетельствуют, что на небе предвестницей рождения на земле Сына Божия была загоревшаяся необычайно ярким светом звезда, что хотя рождение Спасителя совершилось в необычайной бедности здесь, на земле, но оно было прославлено хвалебною песнею вверху, в небесах; что и люди, как самые простые - пастухи, так и самые знатные - цари Востока, принесли дань поклонения Тому, Кто Владыка неба и земли, Тому, Кто Спаситель всех, без различия состояний, званий и положений.
Люди, не верующие в рождение на земле Бога, иногда возражали против возможности этого рождения таким рассуждением: "Как может бесконечный Бог стать конечным человеком? Это так же невозможно, как кругу стать четырехугольным". Так рассуждающие забывают, что воплотился, родился на земле не Бог весь, в Троице поклоняемый, а один Сын Божий.
Сын же Божий имеет более близкое отношение к миру, а особенно к человеку, чем Бог вообще и Бог Отец в частности. Им сотворен мир. Он - то Слово Божие, которым сотворен мир. Как и мир, Он произошел от Бога, хотя не через творение, но через рождение, и потому Он более ощутим, более познаваем для мира, чем
Бог Отец, как "перворожден всея твари", то есть как первый из всего происшедшего от Бога.
КОГДА НАЧАЛИ ПРАЗДНОВАТЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
КАК ПРАЗДНУЕТСЯ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел Вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе".
В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.
В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.
В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.
Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.
Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки".
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: "С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог". Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).
В древние времена бдение продолжалось всю ночь. "От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче", - говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.
Божественную Литургию в праздник постановлено совершать "порану труда ради бденного".
После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.
Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость Вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: "Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума" и прочее".
С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
"ПИЩА ДЛЯ ДУШИ"
Рецепты праздничных блюд Рождественского стола
Рождественский миндальный кекс
Для формы диаметром 26 см: 250 г масла, 250 г сахара, одна ваниль (или чайная ложка ванильного сахара), соль на кончике ножа, 20 г рома, 6 яиц, 350 г муки, 2 чайные ложки разрыхлителя теста, 400 г изюма без косточек, 50 г молотых миндальных орехов, 100 г измельченных цукатов из лимонной корки, 100 г очищенного миндаля (раздробленного на половинки зерен), 2 чайные ложки сахара, 5 столовых ложек воды, 100 г марципана, 60 г сахарной пудры, 2 столовые ложки абрикосового мармелада. Шафран для окраски теста и пергаментная бумага для формы.
Выстелить пергаментной бумагой форму для кекса. Духовку разогреть до 180 градусов. Растереть масло с сахаром, солью, ванилью и ромом. Добавить яйцо и растирать, пока не получится пышная масса. Если масса осядет, добавить ложку муки. Муку смешать с разрыхлителем, изюмом, молотым миндалем и лимонными цукатами и йостепенно перемешать с яично-масляной массой. Тесто переложить в форму, выровнять верх и уложить по поверхности плотно друг к другу половинки миндаля. Выпекать кекс час-полтора на втором уровне снизу. Прежде чем вынуть его из духовки, проверить с помощью деревянной спицы, полностью ли он пропечен - для этого проткнуть кекс, вытащить спицу, и если тесто к ней не прилипло - кекс готов. Испеченный кекс переложить вверх дном на кухонную решетку и некоторое время бумагу не снимать. Из воды и сахара сварить сироп (варить при постоянном помешивании 3 минуты), намазать верх кекса. Смешать с сахарной пудрой марципаны. Бока кекса намазать абрикосовым мармеладом. Марципановую массу тонко раскатать в полоску и обложить ею бока кекса. Выступающий верхний слой надрезать в виде отделочной бахромы. Из оставшихся марципанов можно сделать разные фигурки и украсить поверхность кекса.
Салат "Оливье"
Для него используется мясо домашней птицы или дичи. Для "Оливье" лучше использовать не соленые, а маринованные огурцы, яблоки же должны быть сладкие или в крайнем случае кисло-сладкие. И огурцы, и яблоки нужно обязательно очистить от кожицы. В "Оливье", как и в любом другом салате, очень важно соблюсти верную пропорцию: на шесть картофелин берутся три моркови, две луковицы, один-два небольших маринованных огурчика, одно яблоко, 200 г отварной курицы, стакан консервированного зеленого горошка, три яйца, две банки майонеза, соль и молотый перец - по вкусу. В рецепте овощи средней величины. Другое обязательное условие - очень тонко и ровно нарезать все продукты. Выложенный высокой горкой салат украсить веточками петрушки, дольками яблок, кружочками маринованных огурцов, кусочками курицы. Чтобы салата хватило всем гостям, возьмите за основу картофель - сколько едоков будет, столько и берите картофелин. Остальное подберите в той пропорции, что дана.
Мясо заливное
Куски говядины отварить до готовности, охладить, нарезать на порции. Чтобы стол выглядел богаче, мясо заливают крупными кусками. Мясо кладут в форму или на противень, украшают вареными яйцами, морковью, зеленью, заливают мясным желе, охлаждают, подают с хреном.
Говядина - 100 г, желе мясное -100 г, яйцо -Юг, морковь -10 г, несколько веточек зелени.
Студень
Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение
3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.
Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.
Печеный окорок
Куски окорока вымыть, положить в холодную воду на один час. Обсушить, приготовить довольно крутое ржаное тесто, обмазать окорок, смачивая руки холодной водой. Положить осторожно на противень и поставить в духовой шкаф. Когда корка зарумянится, понемногу поливать теплой водой. Печь нужно 1-2 часа, в зависимости от величины окорока. Вынуть из духовки, снять тесто, пока окорок горяч, дать остыть. Подавать с гарниром, с хреном.
Буженина
Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.
Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп, горчицу.
Лопатка телячья
1 лопатка, соль, майоран, 2 крупные головки репчатого лука (вместо лука можно использовать чеснок), 2 яблока.
Лопатку помыть, тщательно натереть солью, майораном. Положить в жаровню или на глубокий противень, обложить кружками репчатого лука и порезанными на четвертинки яблоками (семенное гнездо удалить), подлить 2 стакана воды, прикрыть и поставить в прогретую духовку. Жарить два часа, затем открыть и еще жарить, пока хорошо не зарумянится. Подавать на стол целым куском, соус подать отдельно. В качестве гарнира использовать вареный картофель или овощные салаты, например, салат из квашеной капусты.
Гусь (утка) с яблоками
1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.
Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духовку. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.
Свинина, запеченная с картофелем и луком
750 г свиного мяса, 4 крупные картофелины, 1 стакан натертого на терке твердого сыра, 1 стакан белого сухого вина, 3 головки репчатого лука, 3 столовые ложки муки и свиного жира, 5 столовых ложек панировочных сухарей, соль, черный молотый перец.
Свинину обвалять в муке, обжарить со всех сторон, переложить в жаровню. Картофель нарезать ломтиками, лук кубиками, переложить в жаровню с мясом и влить сухое вино, посыпать солью, перцем, прикрыть крышкой и поставить в умеренно горячую духовку примерно на 1 час. Затем посыпать свинину смесью из панировочных сухарей и тертого сыра и, не закрывая крышкой, запекать еще 20-30 минут.
Мясо запеченное
500 г мяса без костей, 25 г свиного сала, 10 г муки, соль, молотый черный перец, майоран.
Мясо зачистить от пленок, обмыть, натереть солью, обвалять в муке и обжарить в сильно разогретом жиру. Лук нарезать полукружочками, сало тонкими пластинками. Обжаренное мясо положить на противень, обложить луком и пластинками сала. Запекать в духовке при средней температуре, периодически поливая образующимся соусом. Соус нужно восполнять небольшими порциями горячей воды, чтобы не высохло мясо и не пригорел лук. Нарезать ломтиками, полить соусом и подавать к столу с отварным картофелем, макаронами, овощными салатами.
Нет поста в среду и пятницу.
Как проводить святки
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 7 января до 19 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного".
В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).
Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".
Как проводим мы Святки
Проходят праздничные дни, жизнь входит в свою колею. Конечно, в эти дни мы всей душой отдались великим воспоминаниям. Нас охватила сила Рождественской ночи, мы чувствовали эту таинственность темноты, блистание звезды на востоке, торжественное приближение далеких волхвов и Ангелов, принесших новую песнь.
А потом мы входили туда, к святилищу яслей. В простом хлеву, на груде соломы был престол воплотившегося Бога. И вид этого земного убожества пронзал наше сердце. Слезы застилали глаза, когда мы смотрели на уничижившего Себя Владыку вселенной, пришедшего на землю в образе раба. И мы поняли тогда и осудили наше безумие - стараться захватить себе как можно больше от жизни. Мы поняли пред этими яслями, что источник счастья - в самоограничении и самоотречении.
И, так как день Рождества Христова есть прежде всего праздник детей, мы решились отыскать несчастных ребят и помочь им... Случаев была бездна... Только что мы оглянулись кругом, как увидели и сирот безприютных, и детей, почти покинутых родителями, и других, чутких, жаждущих ласки и сочувствия, но остающихся без внимания. И иных мы одели и накормили, с третьими поговорили тихо и ласково, рассказали им о правдивых хороших людях, о том, как надо готовиться к жизни.
Как хорошо, как чисто было на душе! Неужели же все это пока одни мечты?
И этот праздник, как и все прочие праздничные и будничные дни нашей жизни, был блестящим доказательством нашей черствости, обособленности, нашей закоренелости в своих противохристианских взглядах и привычках. Праздник застал нас в величайшей суете.
Вслед за другими пошли в церковь... не потому, что уж очень туда влекло, а потому, что люди пошли, и мы за ними. И то, что мы принесли в храм свое тело (а душа блуждала вне храма), было единственным ознаменованием праздника.
А потом пошло все по-старому. Слонялись из дома в дом, занимаясь болтовней, пересудами, пересмешничеством, тешили себя по горло - и едой, и питьем, и обновками, и разными зрелищами. Коромыслом повсюду стояло веселье. А там где-то, точно ненужный нам, лежал в яслях забытый Младенец, пришедший, чтоб спасти нас. Безлюдно было кругом. Одна Божественная Мать вглядывалась в Его очи. Неясным предчувствием в душе Ее стояли тоска и муки распятия, а человечество, отвернувшись от этой святыни, бесилось в безумном веселии. И как мало добрых дел совершено во имя этого Младенца, как мало светлых чувств и мыслей родило в нас сошествие Бога на землю.
Страшно сказать: мы просто проглядели Рождество Христово.
Хотя бы теперь опомниться нам. Как евангельский сын, которого отец звал работать в виноградник, который сначала отказался, но потом раскаялся и пошел: подойдем и мы, смущенно и робко, к яслям Младенца-Христа, и, стоя у них, мы поймем, что они от нас требуют.
Седьмого января отмечается великий православный праздник - Рождество Христово. Появление первой вечерней звезды на небосводе - признак того, что уже можно отмечать рождение Иисуса Христа. До этого времени люди обязаны сделать все свои домашние и рабочие дела, а с наступлением вечера встречать .
Как встречать Рождество - приметы и обычаи
Встречать Рождество Христово принято шестого января с первой звездой. До этого времени в обязательном порядке должен соблюдаться великий пост. Отмечать рождение Христа нужно в нарядной одежде. В этот светлый праздник одеть черный, траурный наряд - великий грех.
До наших дней дошло много примет, связанных с тем, как правильно встречать Рождество. Следующий православным традициям христианин должен подготовить свое жилище: произвести генеральную уборку, вычистить всю кухонную утварь и мебель. Помимо этого, особое внимание должно быть уделено украшению помещения. В качестве декора нужно использовать ель, ветки, отдать предпочтение красным и зеленым тонам. В этот период популярными были игрушки и сувениры в виде звезд, ангелов и животных. Также один из главных атрибутов праздника - свечи, символизирующие свет Христа.
Согласно приметам, встречать Рождество нельзя без следующих реквизитов:
- елового венка;
- колокольчиков;
- свечей;
- поздравительных открыток.
Как встречать Рождество в православии - приметы
- Рождество нужно встречать не только с чистыми помыслами, но и с чистым телом. Поэтому издавна люди старались заранее вымыться в бане.
- Одежда должна быть обязательно новая. Это сулит год, богатый на обновки.
- Стол нужно накрывать на четное количество человек, учитывая дополнительный набор приборов, предназначенный для мнимого гостя.
- Богатый стол - символ удачного и изобильного года. Рождество - окончание поста, поэтому меню можно сделать самым разнообразным. Оно обязательно должно включать блюда из мяса, морепродуктов, птицы. Также наличие двенадцати постных блюд на праздничном столе сулит финансовое благополучие семьи.
- Обязательное блюдо - кутья. Это так называемая каша, приготовленная из лущеной пшеницы с добавлением изюма, орехов, меда, и халвы. Ужин следует начать именно с кутьи.
- Раньше хозяйки в этот день пекли пироги, в один из которых прятали монету. Тот, кому попадется выпечка с сюрпризом - весь год будет богатым и счастливым.
Согласно приметам, как встретишь Рождество, так и проведешь весь год. Именно поэтому данный праздник нужно отмечать, будучи в мире и согласии со своими домочадцами и друзьями. В этот день нельзя ссориться и браниться.
В этот день в церкви нужно взять святую воду, которую нужно выпить ровно в полночь, думая при этом о самом заветном желании. По поверьям, оно обязательно должно сбыться.
Приметы встречи Рождества
Рождество - праздник, в который народные приметы приобретают особенную силу. В наши дни люди с особой тщательностью соблюдают приметы, дошедшие от далеких предков: