Как объяснить ребенку, что нельзя? Как правильно объяснить ребенку, что — хорошо, а что — плохо? Не суй нос не в свое дело.

Подрастая, малыши начинают задавать неудобные вопросы, в частности, о том, как они появились на свет. Это естественный этап взросления, но часто он застает родителей врасплох. Поэтому сегодня мы попробуем разобраться, как объяснить ребенку, откуда берутся дети, не повторяя чужих ошибок.

Правдивая информация очень важна для формирования здорового отношения к вопросу полов. Но, конечно, ее нужно сообщать дозировано, принимая во внимание возраст малыша.

Как понять, что наступила пора объяснить, откуда берутся дети? Обычно, ребенок сам дает знать о своей заинтересованности, задавая вопросы. У большинства малышей любознательность появляется к трем годам.

Если никаких вопросов на эту тему ребенок не задает, можно подождать. Но в любом случае просветить чадо стоит до начала подросткового возраста, оптимально – до школы.

Как рассказать детям разных возрастов

Форма подачи информации должна зависеть от возраста ребенка. Самым маленьким ни к чему биологические подробности, а подросткам нужно узнать обо всем максимально правдиво.

Совсем маленьким детям

Если совсем кроха задает вопрос о том, как он появился, не отмахивайтесь, под предлогом, что ему еще рано такое знать. Это может испортить доверительные отношения и спровоцировать ребенка в будущем искать ответы в других местах.

В раннем возрасте достаточно сказать, что его родила мама. Если это не удовлетворило интерес малыша, можно добавить, что до этого он был совсем маленьким и рос в животике, деткам там тепло и безопасно.

В 3-4 года

Чтобы правильно объяснить ребенку, откуда берутся дети, в 3-4 годика лучше воспользоваться завуалированными фразами, доступными для его понимания. К общей информации, описанной выше, можно добавить, что малыши вырастают в животике у мамы из маленького зернышка, которое дарит папа.

Нужно уточнить, что такое зернышко есть только у взрослых мужчин. И только взрослая женщина может его принять.

В дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте стоит более подробно объяснить ребенку, откуда появляются дети. Это нужно не только для удовлетворения его любопытства, но и для понимания разницы между полами.

Можно рассказать, что дети рождаются из «секретного места» внизу живота у мамы. И что у всех девочек оно есть, а у мальчиков органы другие. Чтобы информация была нагляднее, покажите ребенку детскую энциклопедию с картинками на эту тему.

Также стоит затронуть вопрос приличий и личной безопасности. Объясните малышу, что интимные места нельзя показывать посторонним людям (исключение – врачу с вашего разрешения) и если кто-то просит это сделать, нужно звать на помощь и обязательно рассказать родителям.

В школьном возрасте

Школьники уже обычно знают, откуда они взялись и имеют общее представление об основах физиологии. Учитывая тенденцию к раннему половому созреванию у современных детей, до 10 лет им нужно донести информацию о предстоящих этапах взросления.

Девочки должны знать о том, что у них будут менструации, о роли этого процесса в жизни молодой девушки и мерах гигиены в «особые» дни. Мальчики – о ломке голоса, росте волос на лице, поллюциях.

Убедите ребенка, что в этом нет ничего постыдного, и он может в любой момент обратиться к вам за помощью, если его что-то беспокоит. Также уместно поговорить о первой симпатии и приемлемых ее проявлениях в этом возрасте.

Все подростки, так или иначе, интересуются темой секса, но, конечно, мало кто хочет обсуждать это с родителями. Тем не менее, нужно побеседовать с взрослеющими детьми о том, почему важна контрацепция и как происходит зачатие. Информация, которую они найдут самостоятельно, может быть неполной или ошибочной.

Чтобы ребенок прислушался к вам, постарайтесь выбрать подходящий момент и называть вещи свои именами, без смущения. Обращайте внимание на реакцию сына или дочки и уделяйте больше внимания вопросам, вызывающим у них интерес в данный момент.

Девочкам-старшеклассницам важно сообщить о риске нежелательной беременности, ЗППП, последствиях абортов и ранних родов для здоровья и дальнейшей жизни. За объяснениями мальчику желательно затронуть аспект ответственности парня в интимных отношениях. Ему нужно понять, что пока он не готов к созданию семьи, контрацепция и его проблема тоже, как и последствия ее отсутствия.

Каких ошибок необходимо избегать?

Разговоры с детьми о том, как они появились на свет, не всегда проходят идеально. Но можно, по крайней мере, не усугублять ситуацию.

Наиболее распространенные ошибки родителей:

  1. Отказаться отвечать. Если не расскажете вы – ребенок все равно узнает интересующее, но из других источников (неизвестно, из каких и как). К тому же, получив отказ один раз, вряд ли подойдет с этой темой снова, даже если будет нужна помощь.
  2. Рассказывать «сказки». Капуста, аисты и тому подобное – проверенные временем отговорки, но они снижают доверие малыша к родителям, ведь он все равно скоро узнает, что вы его обманули.
  3. Полностью заменить личные беседы выдачей энциклопедии. Не факт, что дети в ней все поймут сами, а разбираться в этом самим быстро наскучит. Да и во время разговора информация усваивается лучше, особенно если ребенок надеется обсудить беспокоящие его моменты.
  4. Отправить чадо за объяснениями к родителю одного с ним пола. Если ребенок подошел к вам, значит больше доверяет в этом вопросе. Конечно, некоторые нюансы физиологии мать сможет лучше объяснить дочери, а отец – сыну. Но в остальном не столь важно, кто будет беседовать с ребенком.
  5. Сообщить слишком много подробностей. Не стоит на невинный вопрос малыша о том, откуда он взялся, выкладывать все, начиная от процесса зачатия до родов, оперируя сложными терминами. А физиологические подробности процесса родов не стоит описывать даже подросшим детям.
  6. Надеяться, что ребенок сам все узнает. Информация, полученная из интернета и от друзей, вряд ли будет подаваться в пристойной форме и, скорее всего, не затронет действительно важные аспекты.
  7. Не поднимать тему сексуального насилия. Детям не обязательно сообщать ужасные подробности таких преступлений, но их нужно научить правильно себя вести, если взрослые (в том числе и старшие дети) предлагают раздеться или пойти куда-нибудь с ними за подарки и деньги.

Первыми рассказать ребенку, откуда берутся дети, обязательно должны родители, а не приятели. При этом важно говорить правду, адаптируя ее к возрасту.

Статья подсказывает родителям, как объяснить детям, откуда они берутся.

Рано или поздно родители услышат вопрос о том, как дети появляются на свет. И лучше к такому разговору подготовиться заранее.

В каком возрасте надо рассказывать, откуда берутся дети?

Уже с трехлетнего возраста малыши начинают осознавать свою половую принадлежность — мальчики относят себя к мальчикам, а девочки к девочкам. В этом возрасте мальчики уже ассоциируют себя с папой или с близким мужчиной из своего окружения, а девочки ассоциируют себя с мамой, либо с авторитетной женщиной из своего окружения.

Чаще всего малыши от трех до семи лет сами начинают задавать вопросы на тему рождения детей, особенно, если в семье ожидается появление еще одного ребенка. К этому возрасту родители должны уже подготовиться к особенному разговору.

Если же ребенок достиг семи лет, а вопросов так и не последовало, то родителям стоит позаботиться о том, чтобы самостоятельно ненавязчиво подвести ребенка к этому разговору. Дело в том, что малыш все равно узнает об этой информации, скорее всего он уже и знает, но в слегка искаженном виде, т.к. узнал ее от сверстников во дворе, либо в интернете, либо в других не совсем надежных местах.

С детьми более старшего возраста, подростками на тему рождения детей также стоит говорить, только уже совсем в ином ключе.



Как рассказать мальчику, сыну, откуда берутся дети?

До определенного возраста нет разницы кому из родителей задает вопрос мальчик, а кому девочка. Важно только то, чем раньше малыш задаст вопрос о рождении детей, тем проще будет взрослым ответить на этот вопрос.

Малышам от трех до пяти лет будет достаточно расплывчато ответить на этот вопрос, хватит и одной-двух фраз. К примеру, что он появился из маминого живота, в котором рос и развивался под защитой мамы, где ему было тепло и уютно.

Для малыша этого ответа вполне будет достаточно, маловероятно, что он станет задавать дополнительные вопросы.



А вот дети постарше, которые достигли шести-семи лет , вполне могут начать задавать уточняющие вопросы. И здесь родителям стоит позаботиться о том, чтобы быть готовыми ответить на все интересующие ребенка вопросы.

ВАЖНО: Какой бы вопрос не поступил от ребенка, отвечать на него стоит спокойно, уверенно, без малейшего смущения. Однако, слова и фразы стоит подбирать доступные для ребенка его возраста.

В этом возрасте ребенка начнет интересовать вопрос о том, как же он все-таки попал к маме в животик. Уже сейчас можно рассказать, что когда взрослые люди женятся, они любят друг друга, целуют, даже спят вместе в постели, и именно в этот период папа дарит маме семечко, которое перерастает в ребенка, а мама бережно растит его в своем животике некоторое время.

Дети этого возраста должны иметь представление о различиях в половых органах. Родителям стоит позаботиться о том, чтобы дети знали, что к ним могут прикасаться далеко не все, и это касается даже родителей (если ребенок уже может принимать душ самостоятельно).

Во избежание сексуальных домогательств со стороны взрослых, ребенок также должен знать, что он может вам рассказать о том, что кто-то хотел его потрогать.

В возрасте восьми-двенадцати лет дети прекрасно знают чем мальчики отличаются от девочек. Именно в этом возрасте дети и должны узнать о сексе, как о физиологическом процессе.

В таком возрасте не обязательно эмоционально разукрашивать истории о зачатии и рождении, нет необходимости говорить о том, как вам было сначала хорошо во время зачатия, а затем очень больно во время родов. Достаточно просто объяснить что, как, куда, используя слова, доступные ребенку, но не слишком вульгарные.

Также с ребенком этого возраста можно поднять тему взаимоотношений полов — отношений между мальчиками и девочками, поговорить о влюбленности.

В возрасте восьми-двенадцати лет дети могут задать вопрос родителям о рождении детей лишь проверяя их — скажут или нет. Возможно, ваш ребенок пытается понять, готовы ли вы разговаривать с ним на такие темы.

ВАЖНО: Родители должны открыто и честно отвечать на поставленные детьми вопросы. Так родители помогут детям понять то, что они могут им доверять, могут открыто разговаривать на любые темы.



С подростками старше двенадцати лет стоит быть весьма осторожным в беседах на интимные темы. Безусловно, здесь уже не должно быть никаких секретов, а наоборот.

ВАЖНО: Если до этого возраста ребенка, у вас так и не состоялся с ним разговор на интимную тему, то скорее всего и не решится на разговор, т.к. подросток не станет уже спрашивать, а начнет пробовать.

Подростку стоит знать, что секс это не только удовольствие, но и серьезная опасность. Ранний секс может привести к серьезным заболеваниям, к нежелательной беременности либо бесплодию.

ВАЖНО: Любой разговор с ребенком на тему секса не должен перерастать в нравоучения, беседа должна быть доверительной, дружеской.

Ребенку стоит рассказать о возможных видах секса и о том, как следует предохраняться.

ВАЖНО: Именно в этом возрасте с подростком мужского пола беседу должен вести отец, либо любой другой мужчина, которому он может доверять.



Как рассказать девочке, дочке, откуда берутся дети?

О том, как рассказать девочке, дочке откуда берутся дети подробно описано в разделе выше. Разница лишь наступает в возрасте лет десяти — на такую тему девочке лучше разговаривать с мамой, старшей сестрой, либо любой другой старшей женщиной из близкого окружения девочки.

В подростковом возрасте девочке следует объяснить связь между начавшимися месячными и родами, о том, какую опасность несет ранний секс. Молодая девушка должна узнать, какие виды секса существуют, а также какие существуют виды контрацепции.



Откуда берутся дети в животе у мамы: как объяснить ребенку?

В разговорах о зачатии и рождении детей, не стоит выдумывать слишком странные и далекие от реальности истории. Лучше говорить правду, используя при этом простые слова.

Можно придумывать сказки или истории, так сказать, основанные на реальных событиях. К примеру:

«Жили-были мама и папа. Они очень любили друг друга, обнимались, целовались и даже спали в одной кроватке. И вот они захотели, чтобы у них был ребеночек. И у мамы в животе стал расти маааленький мальчик. И это был Ванечка! Сначала он был очень маленький и сидел у мамы в животике тихо-тихо. Потом Ванечка подрос, стал большооой, занимал уже весь животик – и животик тоже стал большой. Мама и папа гладили животик и Ванечку в нем, целовали его и разговаривали с ним. А потом Ванюша совсем вырос и захотел выйти к маме с папой из живота. Под животиком открылась специальная дверка и Ваня из нее вылез! Мама и папа обрадовались, взяли Ванюшу на ручки, мама стала кормить его молочком. И все остальные тоже очень обрадовались: бабушки, дедушки, кошка, – все сказали: «Здравствуй, Ваня!» А потом Ваня еще больше вырос, научился бегать, разговаривать и сам есть кашу ложкой – вот какой большой у нас мальчик!»

Огромную помощь родителям в вышеназванных беседах окажут специальные иллюстрированные книги, пособия, карточки, видеоролики. Главное, подобрать их в соответствии с возрастом ребенка.

Вне зависимости от возраста ребенка, не стоит забывать объяснять ему о том, что секс — это дело взрослых, а ребенок может появиться только у родителей, которые любят друг друга.



Мультик: откуда берутся дети

В интернете можно найти огромное количество мультфильмов для детей разных возрастов о том, откуда берутся дети. Вот некоторые из них:

Видео: Откуда берутся дети?

Не стесняйтесь разговаривать с ребенком на щепетильные темы, доверяйтесь ему, и тогда он не раз доверит вам свои секреты.

Видео: Откуда берутся дети?

К огромнейшему сожалению, роль маньяков, убийц, педофилов и других моральных уродов в нашей жизни далеко не заканчивается на экранах телевизора при просмотре очередной киношки. А наличие светофоров и сотрудников правоохранительных органов на дорогах – это точно не препятствие лихачам, бездумно гоняющим на красный свет по дорогам города. Не стоит думать о плохом? Но это действительно необходимо!

Так что же делать в подобных ситуациях, как не только донести ребенку все необходимые правила, но и формально говоря «заставить» его, их выполнять?

С чего начать?

Естественно, начать стоит с осознания, что заставить ребенка жить по требованиям и пожеланиям, как правило, невозможно. И запомнить, что силовой метод – это не вариант. Поэтому стоит поискать более лояльные способы.

Одним из наиболее эффективных способов внушить ребенку необходимую информацию можно посредством постепенного навязывания, так называемого «зомбирования».

Важно! Такой способ сработает, только если проводить внушения в спокойной и ненавязчивой обстановке. Короче говоря, из навязчивого навязывания должны быть только вы.

Завести речь о тех вещах, которые вас беспокоят можно во время прогулки. Например, проходя мимо близлежащего отделения милиции, можно подвести ребенка к доске «находятся в розыске» и рассказать малышу кто эти люди, почему их фотографии здесь размещены и какие последствия их ждут. Желательно к такому действу подготовиться заранее. Совершенно не обязательно повествовать ребенку 100% правду, ее можно адаптировать согласно его возрасту и пониманию. Однако все что вы скажете должно быть реалистичным, никаких сказочных иллюстрационных сравнений и смягчений. В противном случае, ребенок поверит вам только на короткое время (от месяца до полугода). Затем его друзья по песочнице засмеют и раскритикуют его «волшебную историю», и эффект от нее будет обратный. Повторно донести вашему чаду основы безопасности, поверьте, будет совершенно нелегко.

Мы рассмотрели один из примеров подготовки ребенка к реальной жизни. Безусловно, комплексный подход будет иметь более эффективный результат.

Комплекс мероприятий и правил «семейного» курса ОБЖД

Дорогие родители, помните, что донося до своего малыша особенности безопасной жизни и здоровья, вы как бы приучаете его к определенному образу жизни, а также осуществляете программирование своеобразного защитного механизма, который должен будет автоматически сработать в критический момент.

Никогда не забывайте адаптировать всю необходимую информацию, учитывая возраст ребенка. Оптимальный возраст для начала профилактических бесед – 3-4 года. До этого возраста жизнь ребенка находится в руках родителей.

Специалисты рекомендуют совместное изучение специальной литературы. Естественно, подобный способ не слишком эффективен, однако в нем есть один большой плюс – вы сможете узнать мнения специалистов (психологов, педагогов и сотрудников правоохранительных органов), а также ознакомиться с предложенными ими методиками.

Доверие – это основное качество механизма самосохранения. Между вами и вашим ребенком не должно быть неловкостей, тайн, он должен вам безгранично доверять и знать о том, что, что бы ни произошло, вы всегда его поймете, поддержите и поможете. Ситуации в жизни ребенка бывают разные, по статистике детский суицид в 80% случаях происходит, когда ребенку не к кому обратиться или он попросту боится обратиться за помощью, далее он закрывается в себе и медленно, но уверенно «сходит с ума». Это основной сценарий развития событий, дальнейшие последствия непредсказуемы:

  • он может стать участников банд и различных сект;
  • удариться в неформальные направления (скинхеды, эмо, готы);
  • нетрадиционный сексуальный опыт и смена ориентации;
  • сигареты, выпивка и наркотики;
  • и самое страшное – покончить жизнь самоубийством.

Даже если малыш действительно в чем-то виноват, обязательно выслушайте его, покажите ему, что вы его понимаете, и только потом начинайте объяснять, в чем он не прав и наказывайте.

Уважаемые родители! Доверие ребенка – это ваша гарантия не только вырастить добропорядочного члена общества, но и уберечь его от самых страшных бед и несчастий этого мира»!

Основные правила безопасности:

  • не ходить далеко от дома и не покидать пределы двора;
  • возвращаться домой до наступления темноты;
  • никогда не разговаривать и ничего не брать у незнакомых дядей и тетей;
  • не садиться в чужую машину;
  • мама и папа никогда не будут передавать тебе слова или подарки через незнакомых тебе людей! Не верить незнакомым людям;
  • обходить шумные компании подростков;
  • не открывать двери людям, которых не знаешь;
  • избегать безлюдных мест (чердаки, подвалы, заброшенные здания и т.п.).;
  • на любые предложения незнакомцев ответ должен быть однозначным – «НЕТ»;
  • не входить в подъезд или лифт с незнакомым дядей или тетей. Здесь также можно добавить, что иногда злым может оказаться даже знакомый человек, например улыбчивый сосед дядя Костя. Именно поэтому, кроме мамы и папы, слепо доверять больше никому не стоит;
  • в случае опасности никогда не стесняться звать прохожих (на улице, в общественном транспорте, в подъезде) на помощь;
  • в критических ситуациях никогда не сдаваться – можно применять силу, вырываться, убегать, кричать, кусаться и т.д.

Что бы помочь ребенку понять и без капризов принять такие правила, взрослые образно чертят границы дозволенного, что позволяет адаптироваться в окружающем мире.

Как же правильно донести такие запреты до малыша и добиться адекватного и продуктивного действия?

Ваши «нельзя» должны быть:

  1. Понятными . Как только наступает время, когда малыш начинает ползать или ходить. Нам с вами необходимо еще более внимательней обращать на него внимание. Не забывайте, что контакт с опасными предметами зависит только от взрослого. Дальше, когда кроха начнет расти, нам необходимо будет обязательно объяснять ему, что можно, а что нельзя. Ребенка больше всего на свете интересует именно запрещенные предметы и действия. Вспомните, как вам приходилось закрывать заглушками домашние розетки, как часто вы пресекали стремительный бег по ступенькам или отгоняли от опасного бассейна. А все потому, что все эти действия могли привести к плачевному результату. Если вы будете разговаривать с малышом, а не просто запрещать, то в будущем, кроха сам будет делать правильные выводы и знать почему что то делать нельзя. Все ограничения он будет воспринимать уже осознанно, т.к. будет знать к чему они могут привести.
  2. Последовательными. Обязательно, если вы уже один раз сказала «нельзя», то такому запрету должны придерживаться и в будущем. Нельзя идти на поводу капризов ребенка, даже если вам очень тяжело устоять перед детским плачем. Такое правило должно распределяться на всех членов семьи, иначе при малейшей слабинке одного из родителей, а также бабушки или дедушки, малыш будет часто брать свое с помощью крика, истерики или плача, то результата от запрета просто не будет. Все это будет отличным воздействием ребенка на слабую психику родителей. Постарайтесь поговорить и объяснить малышу, почему именно ему это нельзя. Разберитесь в его переживаниях. Здесь отлично может помочь отвлечение его, путем переключения на что то более похожее и не запрещенное.
  3. Согласованными. Все запреты должны быть обоюдны и согласованны от всех членов семьи, иначе ребенок просто будет теряться в том, что ему можно, а что нельзя. В таких моментах. Ребенок очень быстро осваивается и начинает умело манипулировать своими близкими. Отлично подстраиваясь под всех, он просто начинает искать свою выгоду и совсем перестает серьезно относиться к требованиям. Такое поведение начинается своими корнями только от нас – взрослых. «Плохая» мама не разрешает, а «Хорошая» бабушка – разрешает. Не старайтесь купить любовь и внимание малыша своими разрешениями и отклонениями от общих правил.
  4. Рациональными. Каждые наши действия в основном навязаны стереотипами, которые были привиты еще родителями. Таким образом уже созданные модели поведения, работают на уровне подсознания. Еще одну из важных ролей в воспитании играют и наши с вами страхи, которые возникают на основе собственных жизненных ошибок. Не забывайте, что с каждым годом нас охватывают все больше и больше изменений, поэтому и ситуации могут быть совсем иными. Прежде чем запрещать, хорошо проанализируйте, «а почем нельзя?». И если в результате вы не нашли серьезных причин для запрета, значит скорей всего просто запрещать нет необходимости. В общем итоге, мы как взрослые, должны осознавать свои мотивы, а наши дети все причины, на основании которых им запрещают или разрешают что либо делать.
  5. Собственные примеры – отличное подтверждение! Вы знаете основную суть педагогического процесса? «Не стоит воспитывать своих детей, все равно они будут похожи на нас. В первую очередь воспитывайте сами себя! Придерживайтесь сами своих правил, ведь они не будут действовать на малыша, если вы сами себе это позволяете.

Для формирования общего доверия к миру, обязательно окружайте вниманием и заботой своего малыша еще до года жизни. Все актуальные моменты, которые будут связаны с дисциплиной, будут формироваться на протяжении взросления малыша. Каждый родитель, конечно же будет устанавливать определенные «рамки», которые просто необходимы для безопасного развития ребенка.

Не забывайте в альтернативу чему то «нельзя», предложить то, что «можно» и обязательно рассказывать и объяснять почему так надо сделать.