В этом уроке мы рассмотрим основные методы, с помощью которых можно нарисовать прямые или немного волнистые волосы.
Возьмите любую фотографию человека которому вы хотите пририсовать волосы или нарисуйте человека сами, как сделал это автор.
По окончанию нашей работы у нас должен получиться такой результат:
В этом уроке мы будем использовать такие инструменты как: кисть (brush), затемнитель (dodge), осветлитель (burn) и палец (smudge tools).
Помните, что эту технику лучше всего применять для рисования прямых или немного вьющихся волос.
Шаг 1. Намечаем контуры прически.
Начинайте рисовать волосы, по контурам головы и плеч, ведя кистью по росту волос, дойдя до кончиков отпускайте левую кнопку мыши. (примерно как при рисовании карандашом: делая штрихи отрываете карандаш от бумаги.)
На этом этапе не нужно кропотливо и аккуратно все выводить, главное - это придать форму прическе и заполнить все пространство без промежутков.
Шаг 2. Используем инструмент палец
Возьмите инструмент Палец (Smudge tool), установите диаметр кисти где то 10-20 px, жесткость ближе к 0% и интенсивность 85-95%.
Водите пальцем по направлению естественного роста волос, как показано на рисунке:
В итоге у вас должно получиться так:
Шаг 3. Инструмент затемнитель и осветлитель.
Проработка света-тени.
Эта часть самая утомительная и кропотливая, но если натренироваться, то она будет занимать у вас совсем немного времени.
Возьмите инструмент осветлитель (dodge tool), в настройках инструмента у вас должно стоять: Диапазон - «Средние тона»; Экспоз приблизительно 15-20%, а диаметр кисти 2-4 px.
Начинаем рисовать по направлению роста волос. За образец можно взять любую фотографию на которой есть длинные волосы, на ней вы можете посмотреть, как в естественной среде располагаются свет и тени на волосах.
Теперь поменяйте настройки инструмента: поставьте Диапазон - «Света» и еще раз пройдитесь по темным участкам. Это манипуляция с диапазонам позволяет поменять цвет и яркость, придавая волосам более естественный вид.
Теперь возьмите инструмент Затемнитель (burn tool) (для этого можно просто зажать клавишу Alt и инструмент Осветлитель превратиться в Затемнитель, правда настройки останутся те же и сам значок не поменяется, но с зажатой клавишей Alt Осветлитель будет затемнять!)
Повторите все то же самое, что мы проделали с темными участками, переключая диапазон со «Средних тонов» на «Свет», для того что бы на светлых участках волосы выглядели естественно.
Если вас что-то не устраивает в полученном результате, то пробуйте экспериментировать с настройками:
Увеличивайте\уменьшайте размер кисти, меняйте форму кисти, увеличивайте\уменьшайте Экспоз, переключайте в Диапозоне - Тени\Среднии тона\Свет.
Шаг 4. Инструмент затемнитель и осветлитель. Освещение источника.
После проработки света-теней, все равно волосы пока еще смотрятся неестественно, необъемными и плоскими. Для того, чтобы волосы легли по объему головы нужно осветлить то, что ближе к нам, это передний левый край и затемнить то, что находится дальше, то есть затылок и макушку.
На рисунке показаны области, которые автор осветлил Осветлителем (выдвинув на передний план) и затемнил Затемнителем (отдалив их от нас), используя кисточку большого размера 50-100 px с низким % жесткости.
Для того чтобы волосы получились более натуральными автор предлагает поэкспериментировать с настройками инструментов Затемнитель\Осветлитель:
В инструменте Затемнитель в настройках Диапазона
- «Средние тона» увеличивают насыщенность цвета, делая его более темным
- «Света» затемняют черно\серыми тонами
В инструменте Осветлитель в настройках Диапозона
- «Средние тона» осветляют, предавая белый оттенок
- «Света» осветляют, предавая желтоватый оттенок.
Пробуйте все возможные варианты, чтобы результат получился натуральным:
Шаг 5. Инструмент палец.
В заключении нужно убрать все резкие границы, то есть сделать волосы на кончиках более тонкими, в тех местах где они прилегают к лицу и плечам.
Автор предпочитает использовать кисть (Брызги) большого диаметра в 39 px и интенсивностью 60%, для того чтобы кончики получились тонкими.
Ну вот, что получилось в итоге после применения Пальца (Smudge tool).
Дублировать слой и применить Цветовой тон\Насыщенность, затем изменять непрозрачность слоя и менять режим наложения (автор предпочитает использовать перекрытие или один из световых режимов наложения)
- дублировать слой и изменить контраст, применяя Уровни или Кривые, затем изменить непрозрачность слоя или применить режимы наложения.
- использовать инструменты резкость (sharpen) и размытие (blur brushes), что бы выдвинуть какую то прядь волос на передний план, а какую то наоборот отдалить.
От себя могу добавить, что на выполнение этой работы уйдет далеко не 8 минут, а чтобы добиться очень хорошего результата, придется посидеть не один час, а может и несколько раз начинать работу с самого начала.
Надеюсь, что у вас все получится.
1. Светлые локоны
Давайте начнем с темно-коричневого базового цвета, жесткой, грубой кисти со 100% непрозрачностью (opacity).
Для этого стиля мы будем рисовать длинными плавными штрихами, делая их немного волнообразными. Как те, что изображены на рисунке внизу. Настройте кисть таким образом, чтобы размер настраивался нажимом и линия сужалась в начале и конце.
Для волос создайте слой над слоем головы, а также еще один слой для волос под слоем головы. Рисуйте базу достаточно интенсивно и убедитесь в том, что кожа под слоем не просвечивает, особенно тот слой, что находится под этим слоем.
Далее мы выберем светло-коричневый цвет с низким уровнем непрозрачности (opacity) для грубой обрисовки прядей и осветления волос. Изучите изображения волос, то как они лежат на голове. Всегда начинайте с пробора и закрашивания. Более яркие области рисуйте плотными штрихами.
Затем мы выбираем бежевый оттенок и очень маленькую кисть с высоким уровнем (60%) непрозрачности (opacity). Продолжайте придерживаться тех же кривых/волн волос как и раньше, но теперь пересекайте некоторые штрихи, чтобы волосы выглядели более естественно.
Потом большой, мягкой, очень темной кистью со средним уровнем непрозрачности (opacity) мы рисуем тени на волосах для добавления большей глубины. Сфокусируйтесь на проборе, задних границах, за лицом и ушами, а также на кончиках волос. Рисуйте это на новом слое с мягким светом (soft light) и непрозрачностью (opacity) примерно равной 60%.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Далее мы возьмем яркий бежевый цвет с очень маленькой кистью и высоким уровнем (80%) непрозрачности (opacity) для усиления интенсивности бликов в центральной верхней области волос над коричневым цветом. Также при помощи того же цвета нанесите боковое освещение на границах и проборе.
В итоге, на слое над слоем с волосами выберите темный тон кожи и жесткую кисть среднего размера со средним уровнем (приблизительно 40%) непрозрачности (opacity). При нанесении теней будьте осторожны и придерживайтесь контуров лица и там, где волосы касаются плеч.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
2. Темные длинные прямые волосы
Для рисования темных прямых волос следуйте тому же методу, что был описан выше, но на этот раз используйте более длинные и прямые штрихи, загибая их только там, где они касаются плеч.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Для этого типа волос я использовал яркий светло-голубой оттенок для бокового освещения.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
3. Завивающиеся рыжие волосы
И снова мы придерживаемся того же метода, но для такого типа волос нужно более четко выделить кудри, а на кончиках прядей мы добавляем небольшой начес как показано ниже.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
Для выделения кудрей после добавления маленьких, тонких прядей, нанесите также дополнительные локоны и закрученные пряди и дайте им пересечься.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.
, ) он не имеет четкого места в общем алгоритме обработки прически, поэтому может быть применен как в начале работы (после удаления выбившихся из прически волосков), так и в самом конце.
В этой статье мы рассмотрим особенности того, как выглядят волосы на фотографии и как правильно настроить кисть в фотошопе, чтобы рисовать целые «натуральные» пряди волос максимально быстро.
3 характерные особенности структуры волос
Внимательно посмотрев на «натуральную» (нерисованную) прядь волос, можно легко заметить три характерные особенности. Именно их нам предстоит воссоздать при рисовании - только так удастся добиться естественного результата.
Этими особенностями являются:
- Наличие текстуры волоса . Даже идеально ухоженные волосы ввиду своей гибкости и чешуйчатой структуры немного по-разному отражают свет по всей своей длине.
- Неравномерность цвета и яркости . Не существует двух одинаковых по цвету и яркости волосков. Какие-то будут чуть ярче, какие-то - темнее, одни будут отбрасывать тень на соседние, другие - бликовать. Эта черта особенно характерна для светлых или рыжих волос, но ее необходимо учитывать и при обработке причесок жгучих брюнеток - иначе при отрисовке прядей отдельные волоски быстро сольются в однотонное пятно.
- Неравномерность освещенности . Пряди волос никогда не бывают идеально прямыми, так или иначе они изгибаются (как минимум - «обтекая» овал головы). Таким образом, согласно закону падения и отражения света, где-то волосы будут бликовать, а где-то будут темнее.
Настройка кисти для рисования волос
Хорошая новость - правильная настройка и использование соответствующих типов кисти позволяет автоматически выполнять два из трех условий естественности! Рассмотрим эти настройки.
Тип и настройка кисти
Нам понадобится кисть типа Round Fan (Круглый веер) (красный) . Выбор типа кисти осуществляется через выпадающее меню (зеленый) , но так как нам понадобятся расширенные настройки кисти, имеет смысл сразу открыть меню Brush (Кисть) (фуксия) .
Рассмотрим настройки параметров ворсинок кисти:
- Shape (Форма) - Round Fan (Круглый веер) . Такая форма кисти симметрична по форме, поэтому будет удобной для рисования в любом направлении даже на планшетах начальных моделей.
- Bristles (Количество ворсинок) . Определяет, сколько волосков будет нарисовано за один мазок кистью. Следует избегать большого значения - при нем 1) волосы будут сливаться по цвету 2) идеальное повторение формы отдельных волосков будет смотреться неестественно и «выдаст» ретушера. Обычно для рисования прядей хорошо работает значение 20%. Для рисования единичных волос выберите 1%.
- Length (Длина ворсинок кисти) . Чем длиннее ворсинки кисти, тем менее управляемо и предсказуемо они будут себя вести. Выберем минимальное значение - 25%.
- Thickness (Толщина ворсинок) . Этот параметр определяет толщину ворсинок и, соответственно, толщину рисуемых волосков. При рисовании больших прядей на крупных портретах имеет смысл сначала немного увеличить это значение (для создания плотной «основы» пряди), а затем - уменьшить до минимума (для прорисовки тонких волос и придания естественности прядям).
- Stiffness (Упругость/Жесткость ворсинок) . Аналогично длине ворсинок определяет, насколько управляемым будет поведение кисти при рисовке. Выберем 100%.
- Angle (Поворот/Наклон кисти) . Этот параметр необходим художникам при использовании кистей сложной формы и обычно задается простым поворотом Art-перьев при использовании топовых моделей планшетов. Оставим значение по умолчанию: 0.
- Spacing (Пропуск/Расстояние) . Определяет, как часто будет срабатывать кисть во время мазка. При больших значениях будет рисоваться пунктир, что для наших целей не подходит. Установим значение, равное 2%.
Примечание . К сожалению, мышью качественно отрисовать волосы практически невозможно. Необходим графический планшет, хотя бы самый недорогой.
По моему опыту могу порекомендовать модели Intuos Pro (для максимально удобной и эргономичной работы) или One by Wacom (для тех, кто хочет сэкономить). Размер M (средний). Это мое личное мнение, я не ставлю целью рекламировать продукцию фирмы Wacom.
Настройка параметров работы кисти
Текстура
Чтобы нарисованные волосы сразу обладали оптимальной текстурой, поставим галочку в поле Texture (Текстура) и настроим соответствующие параметры, как указано на скриншоте:
- в выпадающем меню выберем тип текстуры, обведенный красным кружком;
- Scale (Масштаб): 62%;
- Brightness (Яркость): 6;
- Contrast (Контраст): -20;
- Галочка на Texture Each Tip (Использовать текстуру при каждом применении кисти);
- Mode (Режим): Linear Light (Линейный свет);
- Depth (Глубина): 21%;
- Depth Jitter (Изменение глубины текстуры): 0%;
- Control (Управление): Off (Выключено).
Изменение цвета
Для того, чтобы каждый новый волосок (или группа волосков, рисуемая за один штрих) был уникальным по цвету, поставим галочку в поле Color Dynamics (Динамика цвета) и настроим параметры изменения цвета следующим образом:
- Apply Per Tip (Использовать при каждом применении кисти) - галочка НЕ стоит;
- Foreground/Background Jitter (Степень изменения цвета от основного до фонового): 100%. Данный параметр определяет «коридор»/«поле» цветов, которыми будет рисовать кисть. В дальнейшем, чтобы задать эти цвета необходимо лишь при помощи пипетки (или вручную) выбрать пару основного и фонового цветов, кисть будет хаотично менять цвет в «коридоре» между этими параметрами, каждый раз «выбирая» новый цвет из получившегося градиента. Для наилучшего эффекта в большинстве случаев оптимальной будет пара из 1) темного и насыщенного и 2) яркого мало- или средненасыщенного цветов;
- Hue Jitter (Изменение цветового тона), Saturation Jitter (Изменение насыщенности) и Brightness Jitter (Изменение яркости): 4%. Эти параметры дополнительно расширят вариативность выборки цветов, включая соседние цвета и оттенки из области вокруг нашего «коридора»;
- Purity (Чистота цвета): 0%.
Остальные параметры
Также в меню Brush (Кисть) необходимо поставить галочки в поля Wet Edges (Мокрые границы) и Smoothing (Смягчение) - это обеспечит наилучшее наложение текстуры и придаст необходимую плавность рисовке.
Параметр Transfer (Перенос) определяет взаимосвязь непрозрачности кисти и силы нажатия на перо планшета. Для рисовки полупрозрачных и/или толстых волос его можно оставить включенным, при рисовке же максимально тонких волос и прядок будет удобнее его отключить.
Непосредственный размер (Радиус) кисти определяется ретушером, исходя из его собственных предпочтений и размеров портрета. Для максимальной эффективности также рекомендуется сочетать изменения размера кисти и параметра толщины ворсинок (Thickness), описанного выше.
Примечание . Для того, чтобы не запоминать все эти параметры, рекомендуется один раз настроить кисть и создать соответствующий пресет. Либо вы можете скачать .
Придание объема
Настроив кисть и задав соответствующую пару цветов, создадим новый слой (Ctrl+Alt+Shift+N) и нарисуем на нем плоскую прядь.
Если вы рисуете прядь с краю прически, для дополнительной естественности не забудьте нарисовать несколько «свободных», будто бы случайно выбившихся, волос.
Примечание . Единичные волоски также удобно рисовать аналогично настроенной кистью типа «Карандаш» с параметрами: Softness (Мягкость) - 0%, Shape (Форма) - Erodible Point (Разрушаемое острие).
Теперь, чтобы прорисовать объем только данной пряди и не изменять саму фотографию или (в нашем случае) фон, создадим еще один пустой слой и поставим его в режим обтравочной маски к предыдущему (Ctrl+Alt+G или Alt+Клик между слоями). В качестве режима наложения выберем Soft Light (Мягкий свет) или Overlay (Перекрытие).
Примечание . Если вы хотите сильно изменять объем пряди и использовать метод с использованием режимов наложения Color Burn (Затемнение основы) и Color Dodge (Осветление основы), как было описано в , потребуется создать пару пустых слоев и поставить в режим обтравочной маски (Clipping Mask) каждый из них.
На пустом слое прорисуем объем пряди в обычном режиме (обычной круглой черной и белой мягкой кистью с удобной для вас непрозрачностью). Следим, чтобы яркость нашей пряди соответствовала форме и яркости соответствующей части прически.
Снова здравствуйте, друзья!
Сегодня у нас новая интересная тема - работа с волосами. Хватит с нас уроков, в которых рассматривается как добавить женским волосам объёма с помощью фотошопа - давайте рассмотрим пример с БОРОДОЙ ! Все же согласятся, что борода добавляет +100 очков к брутальности, так? Но есть загвоздка, практически у каждого мужчины есть места на лице, где не почти растёт щетина и из-за этого не получается отрастить выдающуюся бороду, о которой он всю жизнь так мечтал.
Выход есть! По крайней мере можно без проблем дорисовать недостающий "объём" на фотографиях:) Именно этому и будет посвящен наш урок.
Итак, приступим. Нам понадобится фото, где вы или ваш друг с бородой или небритостью, которую нужно немного подправить. В нашем случае мы планируем добавить немного волос у уголков рта, на щеках и подбородке:
Сразу же бросается в глаза то, что волосы далеко не всегда одного цвета. В большинстве своём они чёрные, но попадаются также коричневые и русые, которые к тому же по-разному смотрятся в зависимости от освещения. Но с этим мы справимся чуть позже, а сейчас нам надо создать один волосок , на основе которого мы будем строить все дальнейшие шаги.
Итак, создайте новый прозрачный слой и выберите инструмент Pen Tool , кликните правой кнопкой чтобы увидеть меню настроек. Параметры Size и Hardness выставьте на уровне 3px и 80% соответственно:
После чего попробуйте нарисовать волосинку, которая максимально похожа на все остальные:
Не бойтесь экспериментировать с толщиной или цветом, ваша основная задача - сделать идеальную волосинку.
Справились? Теперь создайте новый слой и разместите его между двумя уже существующими.
После этого выберите инструмент Rectangular Marquee Tool (M) и выделите прямоугольную область на новом слое позади волоска, после чего кликните на этой области правой кнопкой мыши и выберите Fill... Во всплывающей окне залейте область белым цветом:
Должно получиться вот так:
Теперь у нас есть волосинка на белом фоне, из которой мы сделаем кастомную кисть. Для этого вам нужно выделить белую область кликнув по среднему слою удерживая Ctrl (или любым привычным для вас способом). После этих манипуляций переходим в пункт меню Edit и выбираем Define Brush Preset как показано на скриншоте:
После чего вы увидите всплывающее окно, где будет небольшое превью, показывающее размер новой кисти. Там же можно дать ей название.
После того как вы успешно создали новую кисть - выберите Brush Tool . По умолчанию загрузится кисть с волоском, которую мы только что сделали. Сделайте новый прозрачный слой, на котором опробуйте кисть несколькими нажатиями левой кнопки мыши:
Но пока наша кисть еще не полностью готова. Нам предстоит её немного поднастроить, но сперва давайте удалим все слои - они нам больше не нужны, оставьте только бэкраунд с фотографией.
Удалили? Теперь создайте новый прозрачный слой чтобы потренироваться в настройке кисти. Перейдите в пункт меню Window и выберите пункт Brush , вы должны увидеть вот такое меню настройки:
В данном меню вы найдете просто мегатонны настроек и мы очень рекомендуем вам потратить время на то чтобы понять как та или иная настройка влияет на отображение кисти. Но конкретно сейчас нас интересует вкладка Shape Dynamics . Кликните на чекбокс рядом с ней, а потом кликните на саму категорию настроек. Установите параметр Size Jitter на уровне 100% - он отвечает за разброс длины и сделает так чтобы волосинки не были похожи друг на друга по длине:
Параметр Angle Jitter установите на уровне 8-10% . Это заставит все волоски находиться под разным углом по отношению друг к другу:
Параметр Roundness Jitter придаст еще больше уникальности вариациям, поставьте его на уровень 40%:
Далее активируйте и перейдите во вкладку Scattering и поставьте галочку в чекбоксе Both Axes . Уровень параметра Scatter можете выбрать на свой вкус, он отвечает за разброс текстур по области, но мы рекомендуем остановиться на 200-250%:
Дело приобретает серьёзный оборот, а кисть всё больше и больше начинает походить на волоски бороды. Но это пока не вся настройка. Вернёмся обратно на вкладку Shape Dynamics и рядом с Angle Jitter кликнем на Control , а в выпадающем меню выберем Direction как это показано на картинке:
Это нужно чтобы кисть "следовала за направлением" в котором мы рисуем, таким образом мы сможем добавлять волоски под любым нужным нам углом в любом нужном нам месте. Просто попробуйте обвести круг и поймёте, о чем идёт речь:
На данном этапе волоски следуют перпендикулярно движению, перейдите во вкладку Brush Tip Shape и поменяйте угол на 90 градусов - это заставит волоски двигаться параллельно:
Не устали? Еще немного:)
Переходим во вкладку Transfer , выключаем Control под Flow Jitter . А вот Opacity Jitter ставим на уровень 100% - это заставит некоторые волоски выглядеть не так насыщенно как другие и даст нам еще больше правдоподобности.