Психология. Чтоб ребёнок был послушным

Выражения «послушный ребенок» и «хороший ребенок» многие часто употребляют как синонимы. А зря, тем более что абсолютно послушными, увы, бывают разве что не совсем здоровые дети. Хотя никто не спорит, что ребенок, повинующийся с первого слова (а еще лучше, если он будет сразу реагировать на недовольно поднятую бровь взрослого), – это очень удобно. Но полезна ли детям такая «шелковость»? Вряд ли.

Бесспорно, есть ситуации, когда родителей без лишних разговоров. Их должно быть немного, 2–3, и хорошо бы, чтобы ребенок с 3–4 лет четко понимал, где и как он обязан подчиняться сразу. Это прежде всего вещи, касающиеся безопасности жизни

  • нельзя играть рядом с проезжей частью и тем более выбегать на нее,
  • нельзя зимой идти гулять в гольфах и сандалиях и др.
  • нельзя без разрешения принимать лекарства.

Свою строгость в соблюдении данных правил родители должны объяснить спокойно и доходчиво.

Совет! Проиграйте проиграть ситуацию с игрушками или в рисунках, чтобы ребенок лучше усвоил, что обязательные правила родители установили не из вредности, а для его блага. А вообще вдумчивые, заботливые и любящие родители должны знать причины непослушания своих малышей.

5 причин непослушания ребенка

1. Борьба за внимание старших членов семьи. Своим непослушанием ребенок хочет добиться большего количества их внимания, столь необходимого ему для нормального развития и благополучия. Ведь именно из-за его «взбрыков» старшие (и в первую очередь родители) то и дело отрываются от своих дел, вспомнив о его существовании...

Что делать? В данной ситуации для взрослых главное – сдерживать появляющееся раздражение и тем более гнев. И, конечно же, если явно идет борьба за внимание, старшие должны начать оказывать такому ребенку «позитивное внимание», то есть внимание, не связанное с реакцией на плохое поведение. Как? Лучше всего, придумывая какие-то совместные занятия, игры, оправляясь с ребенком на прогулку в сквер, во двор, на детскую площадку…

2. Стремление ребенка самоутвердиться. Так дети протестуют против чрезмерной родительской опеки. Им бывает особенно тяжело, когда взрослые общаются с ними в основном в форме замечаний, указаний, а тем более угроз. И многие из них начинают восставать против такого «стиля общения», отвечая упрямством, действиями наперекор. Такое поведение ребенка обусловливается его желанием и стремлением отстоять право самому решать свои дела, показать, что он – личность.

Что делать? В подобных случаях родителям нужно обратить внимание на собственные чувства и свое поведение. И если источником непослушания ребенка является его борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка, предоставляя ему возможность хоть в чем-то накапливать опыт собственных решений и даже неудач (конечно, это больше касается детей уже в возрасте после 2 лет). И если ребенок пока не может сам с чем-то справляться, нельзя его критиковать и ругать – лучше находить любой повод, чтобы его похвалить, отметить даже самый маленький его успех. В то же время следует тактично, осторожно подстраховывать его, избавляя от серьезных провалов.

3. Желание отомстить. Например, непослушный ребенок хочет взять реванш за то, что кто-то из родителей или старших его обидел резким замечанием или несправедливым наказанием. Глубинным смыслом такого его плохого поведения является: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

Что делать? В этих случаях следует изменять свое отношение к ребенку, стать терпимее, ласковее, ни в коем случае не срывая на нем свое раздражение. Нужно найти интересные (лучше всего совместные) занятия для того, чтобы переключить его внимание с возникшей психотравмирующей ситуации.

4. Потеря веры в себя, в собственный успех. Такая причина непослушания чаще всего проявляется у более старших детей (после 3 лет). Постоянная критика в их адрес за промахи и неудачи приводит к тому, что дети теряют уверенность в себе, у них начинает развиваться низкая самооценка. И потому вместо того, чтобы «исправляться», показывать, что и они «на что-то годны», такие дети сдаются и всем своим поведением начинают показывать, что им все равно, что о них думают старшие.

Что делать? В таких случаях родителям нужно проявлять особое терпение и мудрость, дабы перестроить отношение ребенка к самому себе и вдохнуть в него веру в собственные силы и возможности, не прибегая к истерикам, обижающим понуканиям, а тем более к физическим наказаниям. Надо поместить его в ситуацию успешности, то есть дать ему проявиться в том деле, которое у него всегда получалось хорошо (допустим, строительство из лего, плетение из резиночек, рисование на асфальте и др.). И тогда малыш внутренне успокоится.

5. Синдром гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, а не просто «плохое поведение». Ребенок, обладающий от природы чрезмерной активностью, не может ни на чем сосредоточиться (из-за дефицита внимания), он нередко импульсивен, настроение его часто колеблется, он находится в постоянном движении, а окончательно выбившись из сил, начинает плакать и «истерить». Его очень трудно уложить спать, а если он и спит, то беспокойно, урывками. Такой ребенок обычно просто неуправляем, он не реагирует на ограничения или запреты, причем ведет себя так в любых условиях (дома, в детском саду, на площадке, в магазине, в поликлинике). Он часто провоцирует конфликты, не контролируя при этом свою агрессивность, толкается, кусается, дерется, пуская в ход любые подручные средства (камни, палки, игрушки, бутылки…). «Гиперактива» достаточно легко определить и по тому, как он много и быстро говорит, глотая слова, не дослушивая, перебивая, задавая множество вопросов и при этом редко выслушивая ответы.

Что делать? Таким детям нужна уже специализированная помощь. Даже самые заботливые и терпеливые родители не смогут справиться с проявлениями такого расстройства. Так что желательно не закрывать глаза на очевидные признаки синдрома гиперактивности, чтобы потом не запустить ситуацию.

О пользе непослушания ребенка

Непослушание присуще большинству детей, которые постепенно входят в мир взрослых «методом проб и ошибок». Да, это немалому числу родителей в тягость; да, многие мечтают иметь «идеально послушных» детей. Вот только «чересчур правильные» детишки, боясь или не умея выражать негативные эмоции, накапливают их в себе, а это может вести и к различным заболеваниям (не только нервным). К тому же не будем забывать об опасностях окружающего мира. Допустим, малыш, привыкший безропотно слушаться старших, с большей вероятностью попадет в беду (ответит незнакомцу, сядет в машину, пойдет «смотреть котика или кролика» и др.). Тогда как ребенок, который имеет опыт остаивания своих желаний, критичности к взрослым, может такого несчастья избежать. В общем, во всем важна мера, в том числе и в послушании.

Умные и заботливые родители должны помнить о том, что даже маленький ребенок – это личность, а значит, он имеет право:

  • Говорить (хотя бы иногда) «НЕТ».
  • Ошибаться.
  • Не уметь или не хотеть что-то делать.
  • Быть не похожим на вас или на других детей.
  • Проявлять негативные эмоции.

Очень часто между родителями и детьми младшего школьного возраста возникают конфликтные ситуации. Ребенок часто обижается на своих родителей, обвиняет их в непонимании, а родители, в свою очередь, объясняют это тем, что ребенок их не слушается, игнорирует их мнение и их советы, действует вопреки им.

Такая позиция ребенка смущает и не на шутку волнует родителей: ведь их ребенок, с которым у них еще недавно практически не было конфликтов, стал «неуправляемым», он открыто перечит родителям или просто спокойно игнорирует их просьбы и требования.

Непослушание детей безгранично в своей «изобретательности» и может приобретать самые разнообразные формы. Например, ребенок может «провозглашать» собственную независимость от родителей своей неряшливостью, неэтичным поведением за столом, вульгарной речью, склонной к ссорам, грубостью и, конечно, безответственным отношением к школьным обязанностям и к учебе.

Иногда родителям кажется, будто бы ребенок провоцирует или игнорирует их назло, специально? Согласно психологическим исследованиям такая позиция ребенка обусловлена тем, что он чувствует постоянное давление со стороны родителей, поэтому начинает видеть жизнь далеко не в «розовых тонах».

Раньше, когда ребенок был дошкольником, такого давления практически не существовало: родители его просто обожали, не выдвигая к нему особых требований или претензий. Теперь с уже повзрослевшим ребенком произошли некоторые изменения, и родителям можно и нужно эти изменения увидеть.

Ребенок в своем стремлении к независимости от родителей начинает ощущать некую неприязнь к ним, правда в силу своего возраста осознать это он просто не может. Как результат – ему кажется, что родители настроены против него, их отношение он интерпретирует как недоброжелательное.

Чтобы найти выход со сложившейся ситуации, ребенок постоянно вступает в конфликты с родителями. И вот родители, которые привыкли к тому, что раньше они были для своего малыша неоспоримым авторитетом, с ужасом понимают, что они стали неприятными для собственного ребенка.

Как же достичь взаимопонимания с ребенком?

  1. Родительская поддержка и терпение. При этом давать ребенку «полную свободу» не стоит, иначе он просто будет вести себя более вызывающе, чтобы заставить родителей реагировать на его действия. Ребенок все еще нуждается в контроле.
  2. Сдерживать раздражённость и обуздать себя . При ощущении, что нервный срыв близится, психологи рекомендуют на несколько минут уединится и попробовать посмотреть на ситуацию как на определенную игру, в которой ребенок выполняет роль ведущего. Следует обдумывать вероятные дальнейшие действия ребенка, чтобы предусмотреть и тактично «нейтрализовать» ситуацию.
  3. Давать ребенку лаконичные и понятные задания. В этом случае важно не проявлять слабости. Тогда ребенок все-таки станет подчиняться родителям.
  4. Уделять внимание ребенку. Если ребенок непослушный довольно продолжительное время, возможно малыша беспокоит невнимание со стороны родителей или какие-то страхи. Нужно попытаться понять ребенка и устранить причины такого поведения.
  5. Тактичное отношение к ребенку, уважение его интересов . Ребенок будет с большей охотой выполнять задания родителей, если они с ним будут «по одну сторону баррикад».
  6. Быть ласковым со своим ребенком. Например, если малыш выполнил какую-то работу, нужно обязательно поблагодарить его, ведь ему очень важно ощущать, что он любим.
  7. Давать понять ребенку о его значимости для родителей. Даже самому непослушному ребенку необходимо ощущать свою важность, знать, что он не безразличный своим родителям, а очень дорог для них.
  8. Не критиковать и не осуждать ребенка. Если ребенок ведет себя плохо, то он, вероятно, и чувствует себя плохо, поэтому возмущения и крики только ухудшат ситуацию.
  9. Давать ребенку право выбора. Можно поинтересоваться, какое блюдо ему приготовить на ужин, в какой одежде ему бы хотелось пойти гулять. Ребенок должен не только выполнять указания родителей, но и сам решать некоторые задачи, связанные с его бытом.

Таким образом, следуя нескольким несложным советам можно превратить непослушного раздражительного ребенка в жизнерадостного помощника. Детство дается один раз в жизни, поэтому родители должны беречь своих детей, не кричать на них и ни в коем случае не применять силовые методы. Только терпением, лаской и любовью можно добиться расположения, уважения и послушания.

воспитание ребенка

Последовательная методика воспитания вашего ребенка.

В любом возрасте психологическая часть личности очень хрупкая, и к психологической части личности надо бережно относиться. Как родитель, вы понимаете верно, что духовному содержанию ребенка можно легко нанести вред насмешкой, неуважением или угрозами перестать его любить.

Направления в воспитании ребенка

Мы назовем шесть направлений, которые вам помогут. В этих направлениях содержится весь смысл теории воспитания.
Во-первых - надо определить серьезность своих планов, прежде чем осуществить их. Самым важным шагом в процессе воспитания является предварительная постановка задач и правил. Прежде чем возлагать на ребенка что – нибудь, необходимо ознакомить его с правилами поведения. И когда ребенка накажут за проступки или ошибки, такое предварительное определение правил избавит его от несправедливости и чувства обиды. Главное, начинайте устанавливать правила и границы!

Во-вторых - видя вызывающее не послушание, надо реагировать спокойно. Когда ребенок поймет, что от него хотят, он почувствует ответственность за то, что он делает. У многих своих знакомых мы видим, что большинство детей, не хочет проявлять уважение к старшим, и не признает их авторитет. В момент не послушания маленький ребенок прекрасно слышит требования родителей, но осознано отказывается подчиняться. Когда есть такое понимание между родителями и детьми, очень важно, чтобы родители одержали решительную и уверенную победу. Очень сильно может подорвать родительский авторитет, разногласия между отцом и матерью. Родители вместо того, чтобы уверенно доказывать и изъяснять свою точку зрения, начинают спорить и кричать. Тем самым они теряют родительский авторитет в глазах ребенка. Когда вы говорите ребенку, что надо поступать хорошо, надо самим быть добрыми.

Изучите аудиокурс «Как Сделать Ребенка Послушным и Понимающим», и Вы наполните свою жизнь и жизнь ребенка радостью, успехами, гордостью друг за друга.

В-третьих – вы должны различать открытое непослушание. Ребенка не надо наказывать за то, что он случайно забыл сделать – такое поведение для детского возраста считается обычным. При помощи этого детский разум защищается от претензий родителей.

В-четвертых – после конфликта с ребенком, его надо успокоить. После того, как родители доказали свое право на лидерство, ребенок нуждается в любви и ласке (особенно если после этого ребенок начал плакать). Если ребенка не успокоить, то это заметно отразится на его психике. Надо обнять крепко своего ребенка, спокойно объяснить, что вы любите его. Ребенку надо объяснить, что он сделал не так, для того чтобы в последующее время такое больше не повторялось. В такие моменты семья становится крепкой и единой.

В- пятых – избегайте требований, которые ребенок по каким – либо причинам не сможет выполнить. Вы должны быть уверенны, что ваш ребенок сможет выполнить то, что вы собираетесь от него потребовать. Не следует ругать ребенка за плохие оценки в школе, если ему не удается освоить школьную программу. Эти невыполнимые требования приводят к такому конфликту, из которого просто уже нет никакого выхода. Именно это может разрушить психологическую сторону личности.

В- шестых – чтобы вы все делали исходя из любви к ребенку! Тогда ваши взаимоотношения с ребенком будут основаны на искренней любви, несмотря на конфликты.

?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» - это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» - это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых - восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь . Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых - шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела ! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно , когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём - превратить нужные действия в или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку - совсем другое дело.

Игра - естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике - платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим - нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона - это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона - разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона - разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона - это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность - главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться - отдельная тема, но «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.


stokkete/Depositphotos.com

5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. лучше свести к минимуму.

6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок - это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями - лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку - преступление.

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей - понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с . Но можно хотя бы постараться.

Быть родителями - нелегкий труд, ведь все 24 часа вы несете ответственность за своих детей и должны быть во всем примером. Но родительство - это и ежедневная радость, это драгоценное время общения со своими детьми, которое, к сожалению, так быстро заканчивается, когда дети вырастают. Не замечая, мы так часто отмахиваемся от детских просьб, не обращая внимания на возникающие проблемы, отговариваясь загруженностью на работе или усталостью. А потом, когда личность ребенка уже сформировалась, и воспитание, отложенное «на потом», уже дало свои, не всегда благоприятные, всходы, мы начинает искать выход, задаваясь вопросом: а как ребенка научить слушаться родителей?

В первую очередь, следует учиться нам, взрослым, слушать и слышать своих детей. Малыш с рождения - полноценная личность, он имеет право на свободу и личное пространство. Но, как любой маленький ребенок, требует заботы и родительской ласки.

Родители служат для ребенка примером, прививая ему семейные ценности и устои. И если вы хотите, чтобы малыш слушался вас, то прежде всего, умейте слушать своего ребенка. Пусть их проблемы и волнения кажутся вам незначительными, вы обязательно должны их выслушать и дать совет.

Разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни. Уже тогда вы устанавливаете с ним душевный контакт. А подростковый период требует особой родительской поддержки и понимания, ведь в это время у ребенка меняются идеалы, представления о мире, увлечения, все большим авторитетом начинают пользоваться друзья с улицы. Этот период требует пристального внимания родителей и умение все так же поддержать, понять своего ребенка, ведь они так ранимы и беззащитны.

Уважение подрастающих детей нужно заслужить, собственным примером показывая свою заботу о родителях, не ругайте ребенка в присутствии посторонних и никогда не унижайте его, так как это ранит детскую психику. В случае неудач подбодрите его. Пусть ребенок всегда чувствует вашу любовь, заботу и поддержку.

Уважение легко потерять, совершив ошибку, поддавшись плохому настроению или усталости. Берегите и уважайте своих детей, относитесь к ним с любовью, и они ответят вам взаимностью.

Как ребенка научить слушаться родителей? 10 правил.

  1. Никогда не отменяйте установленные правила без уважительной причины. Ребенок должен знать, что на свете существуют вещи, не подлежащие обсуждению.
  2. Формулируйте свою просьбу четко и понятно. Риторические вопросы типа: «Почему здесь все разбросано?» лучше заменить просьбой «Убери одежду в шкаф», например.
  3. Научите ребенка слушаться с первого раза, а не повторяя свою просьбу многократно. Если вы после очередного повтора не предпримете никаких действий, ребенок не воспримет ваши слова.
  4. Между мамой и папой не должно быть разногласий во взглядах на воспитание. Возникающие трения решайте вдвоем, а ребенок должен чувствовать единодушие родителей.
  5. Не оставляйте непослушание безнаказанным, а повторные случаи наказываются еще строже.
  6. Если запрещаете что-то сегодня, не стоит разрешать это назавтра.
  7. Не надо постоянно раздавать ребенку команды и поручения. Дети любят побаловаться, детство - на то и детство, и без проказ не обойтись.
  8. Не стоит поддерживать фамильярность по отношению вашего ребенка к вам. И родители между собой должны общаться с уважением, чтобы у ребенка был положительный пример перед глазами.
  9. Никогда не делайте того, что запрещаете детям.
  10. Относитесь с пониманием к его плохому поведению, разберитесь с причинами, побудившими его к отрицательному поступку.