Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

Глава 2. Основная часть

2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета

2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Глава 2. Основная часть


2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 « 5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.


В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь».
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • изучить и проанализировать материал по теме;
  • рассмотреть механизм действия иммунитета;
  • выяснить причины ослабления иммунитета;
  • найти пути повышения иммунитета;
  • детский иммунитет;
  • проанализировать и систематизировать полученные сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  • Нездоровый образ жизни
  • Загрязнение окружающей среды
  • Появление новых вирусных бактерий
  • Частые бактериальные и вирусные инфекции
  • Неправильное питание
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс.

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3.

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста.

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Иммунная система ребенка очень отличается от иммунной системы взрослого человека, поэтому очень важно знать ее особенности и критические периоды развития, это поможет избежать многих заболеваний и сохранит здоровье ребенка. В этой статье пойдет речь об особенностях строения и функционирования иммунной системы детей разной возрастной категории.

Формирование иммунной системы в эмбриогенезе

Процесс закладки органов иммунной системы начинается на 4-6 неделе беременности, образуется фетальная печень, которая выполняет иммунную функцию на внутриутробном этапе жизни. Затем происходит закладка всех органов иммунной системы: костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов. В первом триместре беременности формируется подавляющее большинство органов иммунитета, основные органы начинают свое формирование в самом начале гестации, когда женщина еще не подозревает о наступившей беременности. Поэтому в этот период будущей маме чрезвычайно важно избегать воздействия негативных факторов: рентгеновского излучения, вирусных и бактериальных инфекций, необоснованного приема лекарственных препаратов. Прием некоторых медикаментов допускается, но это необходимо согласовывать с акушером-гинекологом, наблюдающим беременность.

Строение иммунной системы у ребенка

Органы иммунной системы ребенка можно разделить на центральные и периферические. К центральным органам иммуногенеза относятся костный мозг и тимус (вилочковая железа). К периферическим органам - селезенка, лимфатические узлы и особые скопления лимфатической ткани (пейеровы бляшки, групповые фолликулы).

В центральных органах иммуногенеза происходит непосредственно созревание иммунных клеток (иммуноцитов), у детей раннего возраста развита вилочковая железа, где активно происходит иммуногенез, в то время как у взрослого человека тимус находится в состоянии инволюции и практически не определяется. В костном мозге происходит образование и созревание всех клеток иммунной системы, а так же идет гемопоэз.

В периферических органах иммунной системы происходит дальнейший рост иммунных клеток и их дифференцировка на субпопуляции. В лимфатических узлах, которые располагаются вдоль крупных кровеносных сосудов и внутренних органов содержатся зрелые лимфоциты, осуществляющие строгий иммунный контроль. Лимфатические узлы одни из первых реагируют на проникновение чужеродного агента ивозникновение воспалительного процесса, они увеличиваются в размерах и становятся болезненными, что регистрируется лечащим врачом во время осмотра ребенка. У детей до 3-х летнего возраста может быть в норме увеличены лимфатические узлы 1-2 групп. Если это не является признаком наличия хронического очага инфекции в этой области тела, то не требуется никаких лечебных мероприятий.

Особое значение имеют лимфоидные фолликулы и пейеровы бляшки, они располагаются вдоль кишечника, их количество сравнительно площади кишечника достаточно велико и позволяет осуществлять иммунный контроль. Нормальный биоценоз кишечника обеспечивает активное функционирование пейеровых бляшек, что не позволяет многим чужеродным агентам попасть в кровеносное русло посредством всасывания из кишечника.

Функции иммунной системы

Иммунная система обеспечивает чрезвычайно важные функции организма :

  1. Защита от инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибов и простейших). Выработка специальных белков - иммуноглобулинов позволяет осуществлять борьбу с чужеродными агентами и вырабатывать длительно персистирующий иммунитет.
  2. Иммунологическая память. Данная функция позволяет организму «запоминать» инфекционного агента и воспроизводить иммунный ответ по уже заготовленной заранее схеме. На этом принципе основана работа поствакцинального иммунитета.
  3. Иммунологическая толерантность. Данная функция иммунной системы обеспечивает «терпимость» иммунной системы к собственным тканям и клеткам организма, что предотвращает развитие аутоиммунных заболеваний, когда антигеном выступают собственные клетки организма человека.
  4. Поддержание нормальной микрофлоры. Нормальный биоценоз позволяет осуществлять защитные свойства слизистых оболочек. Особое вещество лизоцим обладает бактерицидным свойством и позволяет слизистым оболочкам выполнять барьерную функцию по отношению к болезнетворным микроорганизмам.
Критические периоды развития иммунной системы

После рождения ребенка иммунная система продолжает дальнейшее активное формирование, в котором выделяют несколько критических периодов развития :

Необходимость наблюдения за состоянием здоровья ребенка подразумевает оценку правильной работы иммунной системы в первую очередь. Самым простым рутинным методом исследования работы иммунной системы является клинический анализ крови . По общему анализу крови (количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ) можно сделать вывод о наличии воспалительного процесса в организме, оценить реактивность иммунитета. Для каждого возрастного периода соответствуют свои референтные пределы нормы каждого показателя крови, это должно обязательно учитываться при интерпретации полученных данных. Для детей до 3 лет характерно преобладание в периферической крови лимфоцитов, это является особенностью функционирования иммунной системы ребенка.
Оценка лейкоцитарной формулы позволяет делать вывод о состоянии защитных сил организма, об их реакции на инфекционный агент. Существует два понятия в оценке иммунной системы по лейкоформуле: сдвиг лейкоцитарной формулы влево и сдвиг лейкоцитарной формулы вправо.

Сдвиг лейкоцитарной формулы влево представляет собой увеличение количества молодых форм лейкоцитов (палочкоядерных нейтрофилов), что свидетельствует о хорошем ответе организма на инфекцию, об активном процессе борьбы. Сдвиг лейкоформулы влево сопровождает большинство заболеваний у детей и является прогностически благоприятным критерием.

Сдвиг лейкоцитарной формулы вправо означает повышение процента зрелых и старых форм нейтрофилов с сегментированным ядром. Повышение их количества означает об истощении иммунных сил, такое возникает при длительно протекающих, тяжелых инфекционных заболеваниях.

Напряженность иммунитета к определенным инфекциям может выявить анализ крови на иммуноглобулины класса М и G. Антитела класса М указывают на наличие острого инфекционного процесса в организме, а антитела класса Gвыявляют хроническую инфекцию или поствакцинальный иммунитет.

В некоторых случаях показано проведение иммунограммы – специального исследования, позволяющее оценить качественные и количественные признаки гуморального и клеточного иммунитета, системы комплемента и интерферона. Иммунограмма позволяет выявить наличие первичного (врожденного) или приобретенного иммунодефицита, исходя из ее результата, становится возможным подобрать ребенку адекватную схему лечения.

Важной задачей родителей является позволить иммунной системе ребенка формироваться в нужном направлении, немного помогая правильным уходом за ребенком, особенностями питания и закаливанием организма. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для формирования иммунной системы у ребенка важно производить первое прикладывание к груди непосредственно сразу после рождения ребенка в родильном зале, продолжать грудное вскармливание до достижения ребенком возраста полтора-два года. При частых инфекционных заболеваниях, особенно протекающих в тяжелой форме, выраженных аллергических реакциях следует своевременно обращаться к иммунологу для проведения обследования ребенка и назначения адекватной иммунной коррекции.

Почему у ребенка слабый иммунитет? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы собрали информацию, которая объясняет принцип работы, особенности формирования иммунитета у детей и причины его снижения у малышей до года и ребят постарше. Еще из статьи родители узнают по каким признакам можно определить, что у ребенка слабый иммунитет.

Что такое иммунитет и как он работает?

Когда в человеческий организм пробираются различные вирусные или бактериальные инфекции, то он начинает вести с ними активную борьбу. Способность иммунной системы бороться с различными видами инфекций, которые попадают в организм, называется иммунитетом.

Иммунитет - совокупность физиологических процессов и механизмов, направленных на сохранение антигенного гомеостаза организма от биологически активных веществ и существ, несущих генетически чужеродную антигенную информацию или от генетически чужеродных белковых агентов.

Классификация иммунитета

Различают врожденный (видовой) и приобретенный иммунитет . Видовой (врожденный, наследственный) иммунитет достается малышу по наследству. Приобретенный иммунитет накапливается на протяжении жизни человека и разделяется на естественный и искусственный.

Естественный (приобретенный) иммунитет делится на активный и пассивный. Активный естественный иммунитет накапливается постепенно после успешной борьбы с той или иной инфекцией. Не все перенесенные заболевания способствуют формирования пожизненного иммунитета. Ребенок может переносить некоторые заболевания несколько раз после очередного общения с микробом. Если ребенок переболел краснухой или , то практически во всех случаях он приобретет стойкий пожизненный иммунитет против данных заболеваний. Длительность иммунитета зависит от способности микроба вызывать иммунный ответ. Пассивный естественный иммунитет формируется за счет антител, которые передаются от матери к ребенку через плаценту во время беременности и через молоко при кормлении грудь.

Искусственный приобретенный иммунитет разделяют на пассивный и активный. Активный иммунитет формируется после проведения . Пассивный иммунитет появляется после того, как в человеческий организм вводят специальные сыворотки с антителами. Длительность такого иммунитета измеряется несколькими неделями, а после окончания этого срока он исчезает.

Понятие иммунного ответа и его виды

Иммунный ответ – это реакция организма на попадания в него каких-либо чужеродных ему микробов или их ядов.

Виды иммунного ответа:

  • Неспецифический иммунный ответ активируется практически моментально, как только микроб попал в организм ребенка. Его цель – уничтожение микроба путем формирования очага воспаления. Воспалительная реакция — универсальный защитный процесс, направленный на то, чтобы предотвратить увеличение поля деятельности микроба. Общая сопротивляемость организма напрямую зависит от неспецифического иммунитета. Дети с ослабленным неспецифическим иммунитетом наиболее подвержены различным заболеваниям.
  • Специфический иммунный отве т — вторая ступень возникновения защитных реакций организма. На этом этапе организм пытается распознать микроб и выработать факторы защиты, которые будут направлены на устранение определенного вида микроба. Специфический и неспецифический иммунные ответы неизменно пересекаются и являются дополнением друг друга.

Специфический иммунный ответ подразделяется на клеточный и гуморальный:

  • Когда срабатывает клеточный специфический иммунный ответ , формируются клоны лимфоцитов, стремящихся разрушить мишени, в мембранах которых содержатся чужеродные материалы, такие как клеточные белки. Клеточный иммунитет помогает ликвидировать вирусные инфекции, а также некоторые виды бактериальных инфекций (например, туберкулез). Кроме того, активированные лимфоциты – активное оружие борьбы с раковыми клетками.
  • Специфический гуморальный иммунный ответ действует через В-лимфоциты. После того, как распознан микроб, они активно синтезируют антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. Во время всех инфекционных заболеваний всегда начинают вырабатываться антитела. Гуморальный иммунный ответ развивается в течение нескольких недель, именно за это время в организме формируется необходимое количество иммуноглобулинов для того, чтобы полностью нейтрализовать очаг инфекции. Клоны лимфоцитов способны оставаться в организме довольно долго, поэтому при повторном контакте с микроорганизмами они дают мощный иммунный ответ.

Различают несколько типов антител (иммуноглобулинов):

  • Антитела типа А (IgA) нужны для обеспечения местного иммунитета. Они стараются не допустить проникновения микробов через кожные покровы или слизистые оболочки.
  • Антитела типа M (IgM) активируются сразу после того, как ребенок имел контакт с инфекцией. Они способны одновременно связать несколько микробов. Если антитела типа M (IgM) были обнаружены в ходе анализа крови, то они являются свидетельством возникновения и разрастания острого инфекционного процесса в организме.
  • Иммуноглобулины типа G (IgG) способны защищать организм от проникновения различных микроорганизмов в течение длительного времени.
  • Антитела типа Е (IgE) — защита организма от попадания микробов и их ядов через кожу.

Как формируется иммунитет у детей: пять критических периодов в жизни детей

Иммунная система крохи начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между организмом матери и ребенка устанавливаются крепкие связи. Собственные антитела M в незначительном количестве начинают вырабатывать у малыша примерно на двенадцатой неделе беременности, а их количество становится больше непосредственно перед родами.

Кроме того, в организме крохи к 12 неделе беременности появляются и Т-лейкоциты, число которых увеличивается на пятые сутки жизни малыша. В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен. Нужное количество антител типа М приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.

Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:

  1. Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка). Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.
  2. Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка. В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания. Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.
  3. Период со 2 по 3 год жизни малыша. Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.
  4. Возраст 6-7 лет. В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.
  5. Подростковый возраст. У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.

Слабый иммунитет: основные признаки

Признаки пониженного иммунитета у детей разного возраста :

  • в раннем возрасте.
  • У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
  • Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
  • Плохой аппетит.
  • Бледная кожа.
  • Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
  • Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
  • Частое появление грибковых инфекций.

Факторы, снижающие детский иммунитет

Причины пониженного иммунитета у грудных детей:

  1. Травма во время прохождения по родовым путям.
  2. Тяжелое течение беременности.
  3. Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  4. Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
  5. Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
  6. Сбой в работе ЖКТ.
  7. Передозировка лекарствами.
  8. Тяжелая психологическая травма.
  9. Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.

Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:

  1. Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
  2. Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
  3. Стресс и постоянное нервное напряжение.
  4. Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
  5. Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
  6. Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
  7. Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.

Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять. Как это сделать расскажет статья «Как укрепить иммунитет».

Дети, посещающие детские учреждения, чаще болеют инфекционными болезнями чем те, кто до определенного возраста находится в условиях домашнего ухода. Вместе с тем, дети, которые болели чаще, вероятно, будут меньше подвержены болезням в будущем.

Считается, что дети, которые чаще болеют в дошкольном возрасте (а это, в большинстве случаев, именно те дети, которые ходят в детские сады) подвержены влиянию многих различных вирусов, «тренируя» свою иммунную систему. Поэтому они болеют в дальнейшем меньше.

Иммунитет - это умение организма осуществлять сопротивление различным факторам, которые могут вызвать заболевания, то есть вирусам, бактериям, некоторым грибам. Выделяют два типа иммунитета - неспецифический, то есть такой, какой есть у ребенка от рождения и специфический - приобретенный иммунитет, который производится после переноса определенного заболевания или после вакцинации. Главной особенностью этого типа иммунитета является запоминание различных патогенов (факторов, вызывающих заболевания), с которыми сталкивается организм ребенка с возможностью их последующего распознавания и борьбы с ними.

Сразу после рождения иммунная система ребенка является незрелой. Конечно, ребенок имеет определенную врожденную защиту, во многом благодаря антителам, которые он получил в утробе матери. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, также получают иммунные факторы защиты из молока матери. Но существенно иммунная система малыша начинает укрепляться, когда ребенок подвергается воздействию бактерий и вирусов из окружающей среды. Различные патогены активируют продукцию естественных антител, и ребенок получает возможность лучше бороться с инфекциями в будущем. Это означает, что дети, вокруг которых находится наибольшее количество источников инфицирования с раннего возраста, вероятно, будут иметь более сильную иммунную систему, когда они начнут посещать школу.

Представление о том, что дети, болея чаще в дошкольном возрасте получают от этого пользу для повышения иммунитета в дальнейшем, просто теория. Есть достаточное количество исследований, подтверждающих это. В частности, наблюдение за состоянием здоровья 4750 детей, проведенное в 2013 году Департаментом педиатрии США показало, что у тех, кто посещал детские коллективы и болел больше в течение первых пяти лет жизни, в дальнейшем было отмечено снижение уровня заболеваемости (по одним и тем же болезням) на 60 процентов.

Неизвестно точно, как долго антитела остаются в организме человека, так как их очень большое количество, а иммунные процессы являются достаточно сложными, однако одно недавнее открытие дает нам представление о потенциале защитных сил человека. Наблюдение за людьми, родившимися в 1955 году и выжили во время пандемии гриппа 1957-1958 годов, показало, что даже через 50 лет концентрация антител к этому вирусу в крови достаточно высока (речь идет о пандемии так называемого «азиатского» гриппа, унесшей около 70 000 жизней).

Некоторые родители ошибочно считают, что признаком значительно ослабленного иммунитета является, например, простудные заболевания, которые периодически возникают у ребенка. Но не следует забывать о том, что именно это и помогает формировать потенциально сильную защиту малыша. Во время заболевания детский организм учится адекватно реагировать в ответ на различные возбудители. Если ребенок болеет простудными заболеваниями всего три или четыре раза в год, то нет необходимости в искусственном укреплении иммунитета.

Организм человека настроен на борьбу с инфекциями. В любом случае, позже или раньше, наши дети будут подвергаться воздействию возбудителей различных болезней из окружающей среды. Это просто вопрос времени. Доказано, что здоровая жизнь во взрослом возрасте зависит от того, как иммунная система ребенка была укреплена в течение первых 3 лет, тогда как фундамент иммунитета закладывается в 1-й год жизни.

Поэтому не бойтесь сезонных болезней! Конечно, малыша очень жаль. Тем не менее, болезнь - что-то вроде зарядки для иммунитета. Он учится давать отпор вирусам и бактериям, производит защиту. При следующей встрече со знакомым противником организм моментально отреагирует, вспоминая метод борьбы. Это означает, что болезнь пройдет незаметно или в легкой форме.

Нельзя не отметить, как важны правильные действия с ребенком во время и особенно после заболевания для закрепления положительного эффекта в организме малыша. Когда ребенок имеет небольшой насморк несколько дней, причем без кашля, повышение температуры и значительному ухудшению общего состояния и ее ведут в детский сад сразу после окончания недомогание - это допустимо. Но не правы те родители, форсируют события после более серьезной болезни у малыша - гриппа, бронхита, отита и других.

Чем глубже болезнь действует на организм ребенка, тем длиннее должен быть период восстановления. В том числе, это касается и закрепления потенциала организма для дальнейшего сопротивления подобным заболеванием. О физических мерах, помогающих уберечься от болезни, помнят все родители. Подчеркнем, что необходимыми также являются и эмоциональный покой, и доброжелательное отношение к малышу в период восстановления.