Двухшаговый кракелюр в декупаже: секреты кракле. Как сделать кракелюр подручными средствами

Создание одношагового и двухшагового кракелюра.

кракелюрный лак Кракле – техника искусственного состаривания, основанная на создании трещин в красочном слое. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный). Одношаговый кракелюр считается самым простым в исполнении, однако и ценится из за этого меньше. Двухшаговый кракелюр более привередлив, но и более красив, к тому же не перекрывает первичное изображение или фон, что позволяет использовать его как на золоте, так и на нанесенном изображении.

Кракелюрный лак производства компании «ТАИР» Вы можете использовать как одношаговый, так и как двухшаговый в паре с шеллачным спиртовым лаком.

ОДНОШАГОВЫЙ КРАКЕЛЮР выглядит, как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Например, стекло, или металл.

Кракелюрный лак «Таир» — методика применения

Создается он таким способом:
На поверхность, на которой будут создаваться трещины, наносится слой краски, как первый слой можно использовать и металлические оттенки. Этот слой будет виден в трещины. Если вашей задумкой является показать цвет основы, то ее можно оставить без покрытия. Как, например, при работе со стеклом. Одношаговый кракелюр

После того, как первый слой краски высох, на него довольно густым слоем наносится кракелюрный лак. Оставить до почти полного высыхания минут на сорок. Можно немного ускорить его высыхание феном. Лак должен выглядеть сухим, но на отлип рукой быть чуть влажным.

Для второго слоя можно использовать краски из серии «Акрил-арт», «Акрил-хобби», или темперу «Анжелино». Перед нанесением краска разводится водой до довольно жидкого состояния. Чем жиже краска, тем больше будут трещины. Если трещины нужны небольшие, то краску рекомендуется разводить разбавителем акриловых красок или акриловым лаком. Густую краску будет очень сложно нанести за один раз. Готовую краску лучше всего наносить широкой синтетической кистью. Направление трещин будет совпадать с направлением движения кисти. Самое важное: по одном месту можно проводить только один раз. Высыхание второго слоя можно немного ускорить феном.

После высыхания, через сутки, красочный слой необходимо закрепить. Закрепить можно шеллачным, акриловым, или акрил-фисташковым лаком

ДВУХШАГОВЫЙ КРАКЕЛЮР выглядит как сетка тонких трещин на поверхности любого изображения или покрытия любого простого или металлического оттенка.

Кракелюрный лак «Таир» — методика применения

Двухшаговый кракелюр Для создания двухшагового кракелюра первый слой наносится спиртовым шеллачным лаком. Можно использовать как осветленный, так и не осветленный. Не осветленный лак придаст легкий оттенок патинирования. Шеллачный лак наносится в 2-3 слоя с полной просушкой каждого слоя. Спиртовой лак быстро сохнет, за 15-30 минут.
После полного высыхания на шеллачного лака на него наносится довольно толстый слой кракелюрного лака. При двушаговом кракелюре процесс лучше не ускорять с помощью фена, а положить изделие рядом с радиатором, на солнце, или в теплом и сухом месте. Основным критерием, который влияет на скорость создания трещин, будет влажность воздуха, а не температура. Соответственно в теплом сухом помещении процесс будет продуктивнее, чем во влажном. Двухшаговый кракелюр

После того, как на поверхности появились заметные трещины, они затираются чем-либо по основе не совпадающим ни с одним лаком. Это может быть художественная масляная краска, тертая пастель или тени для век. Затирание лучше всего производить кусочком натуральной ткани. После высыхания кракелюрный лак следует закрепить шеллачным лаком. Таким образом, получается, что расход краккелюрного лака по отношению к шеллачному будет 1:3.

Используя технику кракелюра вы сможете придать налет благородной старины практически любой поверхности и стилистически разнообразить свои работы.

по материалам сайта http://www.tairtd.ru/

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Кракелюрный лак "Декола" - один из видов кракле, который, наверняка можно найти в продаже и в отделах канцелярских товаров рядом с красками-кистями. Он наш, отечественный. Производитель в инструкции к нему предлагает один определенный вид трещин. А знаете ли вы, что с помощью лака «Декола» вы можете получить как минимум 3 вида трещин интересного рисунка и различной фактуры, имитирующих старение?

Первый вид трещин с кракле "Декола" я условно наз вала "Имитация облупленной краски".


Если все делать по приведенной ниже инструкции к этому лаку, то все так и получится. Подробнее о моментах декора этих полок

Внимание!

Для этого кракелюрного лака и декупажа с ним выбирайте финишное покрытие на основе синтетических смол: это те, которые с сильным запахом. Например, яхтные лаки или лаки в спреях: подробнее

Если вы выберете к "Декола" финишный лак на водной основе, то, скорее всего, кракелюры будут испорчены: соберутся "комками", "потянувшись" за кистью. Производитель, к сожалению, ничего не сказал насчет "финиша", вот и приходится ставить опыты:)

Второй вид трещин, которые можно получить с кракелюром "Декола" условно назван "Имитация коррозии".


Выполняйте все, как рекомендует инструкция до момента нанесения контрастной краски (здесь нежно-бежевый) поверх подсохшего кракле "Декола". Эту самую краску наносите не кистью, а поролоном, или поролоновой кистью-"чпокалкой" "причпокивающими" движениями. При этом не старайтесь особо плотно нанести этот слой. Через 3-5 минут вы заметите, как будет появляться рисунок трещинок, напоминающий коррозию.

Третий вид кракелюров назван "Старинные трещины". Посмотрите: нежная сеточка кракле на поверхности верхней крышки шкатулки поверх декупажа рисовой бумагой, а также и внутри.

На шкатулке трещины затерты масляной краской "Феррарио" и битумным лаком. Будьте аккуратны с этими материалами, если используете их в качестве затирки. Их следует очень хорошо оттирать с поверхности изделия, оставляя только в трещинках. Мастер-класс по декупажу шкатулки

А вот на винтажном украшении-магнитике (фото ниже) кракелюры затерты порошком бронзянки (можно также использовать пастель).



Посмотрите видео и узнайте как сделать такие кракелюры на своем изделии.

Техника «кракле» («кракелюр») предполагает искусственное состаривание лакированных или окрашенных поверхностей различных предметов мебели и интерьерных атрибутов (картин, шкатулок, ваз и других аксессуаров).

Название технологии искусственного состаривания произошло от французского слова «craquelure» — трещина. Несмотря на то что данная технология изначально появилась как средство реставрации антикварной мебели, сегодня она широко используется и при производстве новой изделий, чтобы придать им некоторый флер старины.

Технология кракелюрования деревянных поверхностей

Современная промышленность выпускает множество составов для нанесения кракелюра в домашних условиях собственными руками. Причем некоторые из них могут использоваться не только для обработки дерева, но и для нанесения «антикварных» трещинок на поверхность изделий, выполненных из пластика или металла. Достаточно стильно и оригинально будут смотреться декоративные металлические дополнения деревянной мебели, на которых патина или дополнены кракелюром.

Для нанесения кракелюрных трещинок можно купить однокомпонентный лак для кракле или двухкомпонентный состав, набор которого продается в виде двух флаконов. вполне подойдет однокомпонентный лак.

Многие опытные реставраторы считают, что более естественный, старинный вид, мебельные предметы получают если трещины формируются с использованием подручных средств – уксусной эссенции, яичного белка, желатина и даже геля для стирки. Однако тем, кто хочет опробовать свои силы в реставрационных работах впервые, лучше воспользоваться специальным лаком кракле, продающимся в магазинах хозтоваров под брендами «Stamperia» и «Ferrario» (Италия) или «Havo» (Нидерланды)имеющие название «Creall-Crackle» или «Antique Crackle».

Техника кракле для начинающих реставраторов

Домашним умельцам, которым жалко выкидывать устаревшую, но ставшей привычной, мебель и желающим обновить ее можно предложить технику реставрации в стиле «прованс». Для выполнения реставрационных работ необходимо приобрести два вида акриловой краски контрастных оттенков и однокомпонентный лак «Кракле Кантри Стиль», предназначенный для совместного использования с акриловыми красителями.

Перед началом реставрации с поверхности мебели удаляется старое лакокрасочное покрытие, после чего деревянную поверхность грунтуют акриловой краской (желательно цветом «металлик»). После полного высыхания металлизированной красочной основы поверхность реставрируемого изделия покрывается кракелюрным лаком.

При этом следует учитывать, что от толщины лакового слоя зависит ширина трещинок. Чем толще лаковый слой, тем линии сетки кракле будут шире.

После полного высыхания лака на него наносится второй окрашивающий слой, для которого выбирают матовую краску — глянцевая или металлизированная для второго окрашивания не годится, так как она не вступит в реакцию с лаковым слоем и самопроизвольного образования сетки кракле не произойдет.

Пока краска не застыла ее поверхность прорабатывается кистью с синтетическим ворсом, благодаря чему образуется сеточка трещин. Если трещинки начали образовываться при реакции матовой краски с высохшим лаком кракле, то обработку кистью можно не проводить, так как отсутствие опыта может привести к неряшливости декорирования.

На заметку!

После высыхания краски поверхность мебели можно декупировать или просто покрыть слоем защитного, прозрачного лака.

Начинающим реставраторам можно порекомендовать приобрести наборы для домашнего творчества «Кракле» (производитель «Аква-Колор») или «Креатив» (TINTA Viva), в которые входит одношаговый кракенлюрный и защитный лак, кисточки и несколько флаконов с акриловой краской различных цветов.

Использование двухкомпонентных составов

Более качественную кракелюрную сетку можно получить при использовании двухкомпонентного лака «Кракле Соттиле» (бренд «Stamperia»). При реставрировании деревянных мебельных изделий, после очистки поверхности от старого лакокрасочного покрытия и шлифовки, на нее кисточкой с синтетическим ворсом наносится лак, обозначенный как «Шаг 1».

После подсыхания лакового слоя в течении 30,0…40,0 минут на него наносят второй компонент – «Шаг 2». От толщины второго слоя зависит декоративность полученной сетки. Для ускорения процесса сушки второго лакового покрытия многие «самоделкины» использую фен для волос, а при значительной площади — строительный фен.

Для того чтобы сделать трещины более видимыми их повергают дополнительному декорированию, для чего в трещины втирают порошок бронзы или алюминиевую пудру-«серебрянку». Лучше использовать специальную металлизированную пудру для кракелюрования «Porporina» от «Stamperia». Можно использовать обычную масляную краску или битумный лак.

На заметку!

После затирки остатки краски и избыток порошкообразного материала удаляют с поверхности изделия, для чего можно использовать обычное подсолнечное масло.

На заключительном этапе, хорошо протертую поверхность вскрывают финишным лаком-фиксатором «Darkening Lacquer» или акриловым лаком на водной основе.

При использовании «фирменных» средств и составов для искусственного старения мебели в технике «craquelure» необходимо соблюдать следующие правила:

  • при покупке лака необходимо встряхнуть флакон, проверяя прозрачность, однородность консистенции и густоту состава;
  • для исключения образования пузырьков на обрабатываемой поверхности и в слое лака флакон с рабочим составом перед употреблением нельзя взбалтывать;
  • реставрационные работы должны проводиться в проветренном помещении, где выполнена влажная уборка;
  • при использовании однокомпонентных составов, направление трещин будет совпадать с направлением движении кисти;
  • при использовании контрастных акриловых красителей особенно декоративный эффект получается при выборе красок светло-темного или бледно-насыщенного оттенков.

Использование подручных средств в технике кракле

Если нет под рукой фирменных составов для создания антикварной сетки, то можно использовать подручные средства, которые имеют в арсенале любой домовитой хозяйке или рачительного домашнего умельца. Наиболее часто при формировании трещинок используют:

  • канцелярский или ремонтно-строительный поливинилацетатный клей;
  • различные виды мебельных лаков;
  • из пищевых продуктов можно выбрать уксусную эссенцию, желатин или сырой яичный белок.

Также стоит изучить дополнительно некоторые рекомендации:

  • При использовании поливинилацетатной эмульсии (клея ПВА) ее наносят толстым слоем на декорируемую поверхность и слегка подсушивают. При приобретении клеевым слоем липкой консистенции поверх него наносят акриловую краску на водной основе, и после того как она вступила в реакцию с клеем и проявилась текстура трещин изделие просушивают бытовом или строительным феном.
  • Для домашнего «старения» можно использовать пентафталевый лак «ПФ 283», который наносят на изделие и предварительно просушивают естественным образом в течении четырех часов до образования слегка липнущей пленки. После этого лаковое покрытие вскрывают слоем акриловой краски и сушат до появления сетчатой текстуры. Далее изделие сушат естественным путем.
  • Яичный белок применяют по двукратно наложенному слою акриловой краски. После того как белок без применения фена высох, на него наносят контрастную (по отношению к основе) акриловую краску.
  • Аналогична техника кракле с применением желатина. Ее достоинством является возможность формирования линий сетки, ширина которых напрямую зависит от толщины желатинового слоя.
  • Девятипроцентный раствор уксусной эссенции наносят губкой на высохший краситель на основе акрила. Сетка в виде трещин появляется практически сразу.

Заключение

Начинающим реставраторам следует знать, что первые попытки могут быть неудачными, так как в технике искусственного старения «craquelure» очень важное значение имеет опыт работы и полученные при этом навыки, которые могут заменить никакие «фирменные» средства и наборы.

Видео

В видео представлена подробная инструкция по нанесению кракелюрного лака.