Курочка Ряба - полная версия! Сказка – ложь, да в ней намек…

Сказка о Курочке Рябе поражает своей абсурдностью. С одной стороны, по всем признакам, самая древняя архаика, вероятно, древнейшая на Земле сказка. А с другой стороны, как это понимать?

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Снесу вам яичко, не золотое - простое.

Что, простое яичко - равноценная замена золотому, которая должна почему-то утешить деда с бабой? С другой стороны, чего они так горевали, если сами хотели, старались его разбить? Ну, и получили, чего хотели!
Чушь какая-то.

Разобраться, используя подобный, извините за выражение, пересказ, невозможно. Чтобы разобраться, нужно обратиться первоисточнику.
Всегда говорю и не устану повторять: Читайте первоисточники!

Как же сказка звучала на самом деле?
А вот как:

Курочка Ряба (оригинальный текст)

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
Посадила яичко в осиновое дупёлко,
В кут - под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать,
Вереи - хохотать,
Курицы летать,
Ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался...
А курочка ряба им говорит:
Дед не плачь, бабка не рыдай,
Куры не летайте,
Ворота не скрипите, сор под порогом
Не закуривайся,
Тын не рассыпайся,
Верх на избе не шатайся -
Снесу вам еще яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
Яичко не простое - золотое.

(Кут - ларь, в котором зимой держали кур. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. Побутусились - выпятились, выгнулись. Тын - забор, частокол.)

Вот так раз! Оказывается, все с точностью до наоборот. СНАЧАЛА было простое яичко, а ОБЕЩАНО золотое!
Ну, это уже на многое проливает свет.
И все же, для того чтобы понять подлинный смысл этой древнейшей, дошедшей от начала времен сказки, нужно внимательно прочитать ее содержание, строчку за строчкой.


Образ Птицы, которая сносит Мировое яйцо, присутствует во многих мифологиях, религиях. Но нас интересует славянская версия, поэтому обратимся к близким ей по духу и происхождению:

1. Финно-угры, чья мифология тесно перекликается со славяно-арийской, сообщают (в эпосе "Калевала"), что утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Эти яйца разбились и из их частей родился мир.

Первоначально вся поверхность нашей планеты была покрыта сушей - изначальным материком. В процессе расширения планеты этот первоматерик - яйцо раскололся, и его части стали нынешними материками, все дальше расходящимися друг от друга (по мере дальнейшего планетарного расширения Земли).

Будем называть этот первоматерик в соответствии с тем как это принято теперь - Гондваной. Только он вовсе не стоял посреди океана, а именно покрывал всю поверхность планеты (что доказано компьютерным моделированием)! Мировой океан возник из недр Земли в процессе расширения - дегидратации, то есть выделения водорода из изначального материала ядра - гидрида железа и соединения его с кислородом. Вот почему яйцо, или изначальный материк-суша был снесен «на воды» - «воды» зарождались внутри планеты!

2. В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма, верховный бог этого мира. В другой ведической версии желток яйца, золотой зародыш - Хираньягарбха является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной.

3. Славяно-арийская, ведическая, а как следствие, индуистская версия вполне логично перекликается с древнеегипетской:

В древнеегипетской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра.

Себа, или Сва. В ведической мифологии говорится о Матери Сва, или Матери Славе - породившей этот мир «И вот Матерь Слава бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне, вся сияя светом» («Велесова книга»).

Ряба, рябая курица, или курица в крапинку, символизировала звездное небо, которое в свою очередь символизировало Матерь Сва или Матерь Славу. «Как в огне, сияя светом», ночное небо выглядит в Арктике, где была древняя Гиперборея, прародина славяно-ариев, во время полярного сияния.

Так что с курочкой рябой все и вполне ясно.

Дед и баба - да, это отдельная тема. Судя по ряду источников, дед - это Сварог, творец и создатель мира (отсюда глагол, воспринимаемый нами как жаргонизм, а на самом деле чрезвычайно древнее слово - сварганить, то есть сотворить; так же как слово «макар» в шакта-йоге означает метод, способ, отсюда русское «таким макаром» - санскрит и русский родственные языки, поскольку индо-арии и славяно-арии некогда в прошлом составляли один народ).

Баба - жена Сварога, или Брахмы, Сарасвати (снова, как и ожидалось, корень Сва) - богиня мудрости в индуизме.

В греческой мифологии, которая по сути представляет собой позднейший пересказ славяно-арийских вед, Афина, богиня мудрости, родится из головы Зевса, будучи таким образом его дочерью. Строго говоря. Мать Сва, тоже не только жена, но и… дочь Сварога. Такой вот божественный инцест, но не будем углубляться.

Тем более что Сва - не только баба, которая «с дедом», но и сама «курочка ряба». Важно другое - яйцо, планета Земля, первоначальный материк раскололся, возникли материки и мировой океан, современный мир. Но возникновение означает и конец, как мы увидим чуть позже.

Что касается родственности и даже отчасти идентичности индуизма и славяно-арийского ведизма, это не требует дополнительных объяснений, по крайне мере, для читателей моего блога. Остальных можно отослать к источникам, коих предостаточно.

Перейдем ко второй части «сказочки».

Яйцо разбивается мышью.

Мышь - изначально хтонический образ, то есть относящийся к подземному, инфернальному царству. Это древнее представление сохранилось в частности в языках, например, geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). В древнеегипетской мифологи мышь - порождение земли.

Итак, хтонические, инфернальные, или адские силы сокрушают яйцо, или жизнь. Наступает апокалипсис. Описание его в сказке о рябее сходно с «Апокалиписом» Иоанна Златоуста: плач людской, дым столбом, ураган, землетрясение.

Есть и другие версии сказки (всего их около 60-ти), мало отличающиеся от оригинала, но с внесением некоторых дополнительных деталей. Например, дуб, сбрасывает листву, сорока ломает ногу, поповская дочка, разбивает ведра, с которыми шла по воду, попадья выбрасывает в окно пироги, поп разрывает священные книги и разбивает себе голову о косяк двери.

Поп - понятие более позднее, восприятие священника как такового. У славяно-ариев священники - волхвы, ведуны, или хранители Вед - священных тестов. Эти священные тексты ведун и разорвал, потому что знание при Конце света не имеет никакого значения. И разбил себе голову - материальное вместилище разума. Но душа-то ведь не умерла, как и знание не может умереть. И за концом мира следует начало мира нового!

Вот тут становится чрезвычайно интересна подробность: «вереи хохочут». А чего это столбы собственно хохочут? Вокруг смерть, разрушение, ужас, а им смешно?

Мы знаем, что древние славяне сжигали покойников и при этом хохотали. Ибн Руста Абу Али Ахмед ибн Омар пишет в книге "Дорогие ценности" (9 век н.э.):

«Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут.
Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают.
При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость».

Почему или зачем они смеялись?

Также и Страбон сообщал о египтянах, которые хоронили своих мертвецов под громкий хохот.

Я не очень люблю В.Я. Проппа, но в деталях он иногда полезен. Так вот Пропп считал, что смех у древних при смерти и при убийстве означал предстоящее новое рождение.

"Смех при убивании превращает смерть в новое рождение, уничтожает убийство. Тем самым этот смех есть акт благочестия, превращающий смерть в новое рождение" (Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.).

То есть смех - это способ начинания или зачатия новой жизни через смерть.

Таким образом, хохот - символ воссоздания жизни через смерть.

Теперь понятно, что хохот верей - это предвестие новой жизни через смерть и разрушение этого мира.

Вот почему смеются столбы.

Не будем углубляться в тему столбов, известно насколько символичен образ столба во всех мифологиях и в первую очередь в славяно-арийской и индо-арийской, тут и связующее звено между небом и землей и путь восхождения, и даже фаллический символ. Шива, мировая энергия, создание-разрушение миров. Столб - это ось земли, которая находится на Северном Полюсе («трутся спиной медведи о земную ось») и на котором восседает Кот-Баюн, он же Мировое Древо (у Пушкина кот ученый ходит по древу, по цепи, только у него направо-налево, а в славяно-арийской мифологии вверх-вниз).

Все это отдельная большая тема. Сейчас главное - смех при гибели мира, а значит, предвестие нового мира и новой жизни.

При этом ворота скрипят, верх на избе зашатался, тын рассыпался - все ясно указывает на ураганный порыв ветра. И этот ветер наполняет избу, важная подробность - «двери побутусились», то есть раздались, выгнулись наружу, дом наполнился ветром.

Ветер оплодотворяет курочку рябу, как он является оплодотворяющим началом в главных мифологиях (отсюда «ветром надуло» о непонятной беременности). Это беременность новым миром.

Почувствовав это, курочка ряба успокаивает всех: будет новый мир, лучше прежнего, не дрянной, а золотой.

Согласно индуизму, четыре эпохи, или Юги - Сатья Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл (Махаюга или Чатурвь-юга).
Мы живем в эпоху Кали-Юга, которая началась в 3012 г. до н.э. и продлится еще долго.

Кали Юга соответствует Железному веку, это эпоха глобальной деградации, когда добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают.

Вот описания Кали-Юги в индуизме:

«Нормы законности и справедливости в отношениях
между людьми будут устанавливаться тем, кто сильнее.

Алчные и безжалостные правители будут вести себя не
лучше обычных воров».

(Шримад Бхагаватам)

«Когда наступает век Кали, на Земле воцаряется обман,
ложь, лень, сонливость, насилие, подавленность, скорбь,
замешательство, страх и бедность.

Мужчины в Кали-югу будут совершенно жалкими созданиями,
находящимися под властью женщин.

Бескультурные люди будут от имени Бога собирать
милостыню и зарабатывать себе на жизнь, просто рядясь в
одежды монахов и играя в показную отреченность.

(Бхуми-Гита)

«В Кали-югу преобладает на три четверти беззаконие».

(Махабхарата)

"Нисходящее движение проявления», Кали Юга - конец Манвантарного цикла (Чатурвь-юги), когда "искра бытия" исчерпывается, выветривается и возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис.

За апокалипсисом следует новый цикл, мир переходит в новую Золотую Эру, называемую в индуизме Сатья Югой. Золотое яйцо, обещанное курочкой рябой, и является этой эпохой, «золотым веком»», когда люди вновь будут жить в согласии с Троицей Богов (Отец-Сын-Святой Дух в христианстве, Брахма-Вишну-Шива в индуизме, Троебожие в славяно-арийских ведах) и в гармонии природой.

Итак, становится понятным смысл сказки «о курочке рябе»:

Курочка Ряба снесла яйцо, то есть мир в четвертую, нынешнюю, Железную эпоху. Хтоническое, инфернальное начало Мышь разбивает или надтрескивает («приломает») это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу (параллельный смысл - создавая населенный человечеством мир, расколовшийся на части первоматерик и мировой океан). В итоге наступает конец света, мир гибнет. Однако хаос является началом новой Золотой эпохи, Сатья Юги, новым миром и новым циклом Манвантары.

Вот так. Сказка о курочке рябе - это и рассказ о начале мира (расколе первоматерика) и пророчество о конце Железной Эры (окончании Кали-Юги) и наступлении нового «золотого века».

То есть собственно, сказ о курочке рябе - это и пророчество о конце этого мира и конце Кали- Юги, и сообщение о сотворении мира, расколе первоматерика, образовании материков и Мирового океана в процессе расширения планеты (дегидратации планетарного ядра). В первом случае золотое яйцо - это новая эпоха, Золотой Век. Во втором - сама жизнь, пришедшая на безжизненную, но «целую» планету.

Смысл глубинный, мудрость вековая, идущая от начала времен - вот что такое эта сказка. Почему ж ее так исказили, зачем и когда, урезали до двух предложений, да еще и вывернули наизнанку, превратив в абсурд?

Глупо, да, странно, что мы так мало знаем о религии, истории и философии своих предков, между тем история Руси началась вовсе не с Крещения, а минимум за несколько тысячелетий до этого события. И какие только глубины знаний не скрываются в этой истории. А может затем и скрываются, чтобы мы их искали?

Ну, будь сказка о курочке рябе хоть сколько-нибудь логичной, пусть даже и примитивной, разве кто-нибудь стал искать ее смысл?

Все с детства знают сказку о Курочке Рябе.
Эта сказка пожалуй рассказывается самой первой.
В силу простоты и незатейливости сюжета?
Подождем отвечать на этот вопрос.
Смысл Курочки Рябы меня волновал давно. Мне все время казалось, что в этой сказке полно недомолвок.
Недавно, я начала изучать Курочку Рябу в очередной раз и у меня снова возникло подозрение, что Курочка Ряба рассказывает совсем не о том, о чем мы все думаем.
Я решила покопаться в вопросе и сразу же наткнулась на то, что в детских книжках печатается усеченная, адаптированная версия сказки.

На самом деле...

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
* Сказка «Дорогое яичко», Сказки Саратовской области. Саратов, 1937.

Сказка «Курочка»

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
* «Народные руские сказки», Афанасьев А.Н.

Прочитав сказку про курочку в полном варианте, я, кажется, наконец-то поняла её смысл.
Но мне стало интересно, существуют ли какие еще версии толкования сказки.
Удивительно, но вопросом смысла Курочки Рябы интересовалась не только я)).
Вот какие есть интересные версии.

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.
По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца - это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом»


Господин Стрельников (сайт Проза.ру) считает следующее:
«Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость - не радость» .


М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений» пишет: "Золотое яйцо снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе" и ее детородной функции".


С.З.Агранович основывает свой анализ на психоанализе: « Дед и баба - пожилые люди (не случайно!); также они воплощают человеческий коллектив (ведь это разнополая пара).
Яйцо - олицетворение жизни.
Золото — символ смерти (в мифах золото и богатства находятся именно в царстве мертвых, в славянских сказках — Кощей, представитель царства мертвых, всегда связан с золотом).
Золотое яйцо, которое получили дед с бабой, - это «антижизнь, черная метка».
Получив золотое яйцо, дед и баба воспринимают его, как знак приближающейся смерти. Они по очереди пытаются разбить яйцо, но ничего не получается.
Мышь - это посредник между миром живых (земных) и мертвых (подземных). Это существо, которое служит двум мирам, и поступает непредсказуемо. Мышь - двулика, может сотворить как добро, так и зло.
Семья попа - это модель как человеческой семьи, так и сакрального общества.
Разбитое мышью яйцо пугает всех. Мир начинает распадаться, происходит сумасшествие социума. Причина распада в неизвестности. Никто не знает, что будет дальше. Поступок мыши они не в состоянии объяснить в силу ее двуликости.
Наступает развязка: курочка обещает снести яйцо ПРОСТОЕ, а значит подарить ЖИЗНЬ. Конечно, все радуются! Они спасены!»
Таким образом, «детская сказка» оказывается рассказом о жизни и смерти, о социуме, и о том, как складывается борьба за жизнь. Сказка о курочке Рябе транслирует эмоции опасной для жизни ситуации: тревогу, страх, отчаяние, в конце — радость и ликование.

Удивительно, но своей версии я в не нашла.
Хотя, как мне кажется, она весьма многое объясняет.
По моему мнению, сказка учит (втолковывает с малолетства) что все зависит от всего.
Вспоминается бабочка у Бредбери - да, тот самый случай.
Случайно разбитое яйцо влечет за собой целую череду катастроф, человеческих жертв и стихийных бедствий.
Сказка говорит открытым текстом - будьте осторожны, продумывайте свои действия, от них может измениться все вокруг и вы сами, в том числе.
Сказка напоминает: остерегайтесь случайных, немотивированных поступков, они могут принести серьезные последствия.
И это даже не пресловутые пальцы в розетке и прыжок с зонтиком с 5-ого этажа. Это намного серьезнее и глобальнее!
Яйцо часто являлось объектом различных магических обрядов. С помощью яйца часто лечили - считалось, что яйцо способно вытянуть из человека болезни и порчи. Но ворожить могли не все, кому захочется, а только посвященные, четко знающие всю последовательность действий.
Безусловно, в сказке показано, как мышка (существо неразумное) случайно воспроизвела магический обряд (сотворять который, ни дед ни бабка не хотели - от того и заплакали).
Но было уже поздно.
Как разбившееся яйцо не собрать в скорлупу, так и последствия, произведенные случайным магическим обрядом, устранить практически не возможно.
Вот почему сказку про курочку рассказывают детям одной из первых - дети, прежде всего, должны понять, насколько все взаимозависимо в мире, насколько важно по незнанию не оборвать эти связи и не нарушить существующее равновесие.

Кому из нас с детства не знакома сказка про курочку рябу?

Наверняка, каждый из нас сейчас подумал, что до сих пор помнит текст сказки курочка ряба наизусть. Однако, когда в доме появляются маленькие дети, вы им начинаете увлеченно рассказывать эту сказку, приходит понимание того, что далеко не всю историю вы можете вспомнить по памяти.

В таких случаях, к нам на помощь приходит интернет, где можно найти множество различных произведений.

Среди прочего, здесь и колобок, и бременские музыканты, и сказка курочка ряба текст которой снабжен яркими иллюстрациями.

Перейдем непосредственно к сказке

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое - Золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

Баба била, била - не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет;

А курочка кудахчет:

«Не плач дед, не плач баба,

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое».

Эта детская сказка небольшая по объему и легко воспринимается на слух даже самыми маленькими слушателями. Откройте сказку про курочку рябу, покажите картинки ребенку и предложите ему почитать вместе. В то время, как малыш будет увлеченно рассматривать иллюстрации, вы успеете прочитать ему всю сказку от начала до конца.

Благодаря повторяющимся элементам, которые содержит русская народная сказка курочка ряба, даже полуторогодовалый ребенок к концу первого прочтения и интересом оживленно реагирует на уже знакомые фразы и пытается их повторять. К тому моменту, как сказка будет рассказываться уже во второй или третий раз, вы наверняка заметите за малышом, что он уверенно узнает и понимает многократно встречающиеся образы «и снесла курочка яичко», «не простое, а…» и многие другие.

Не случайно во многих сказках встречаются такие повторения. Мудрость поколений предавалась из уста в уста много столетий подряд, помогая детям с малых лет запомнить и усвоить важный опыт. Такие словесные конструкции развивают память, привлекают такое непостоянное детское внимание к тексту сказки про курочку рябу, что крайне важно для восприятия маленькими слушателями.

Курочка ряба сказка читать которую ребенку хочется снова и снова. Сначала он просит об этом родителей, потом, вырастая, учится делать это сам. Гораздо проще обучить ребенка беглому чтению на основе давно знакомой истории. Кроме того, картинки к сказке курочка ряба помогают не только разнообразить процесс чтения, но и привлекают детское внимание своими яркими красками и знакомыми сюжетами. Читайте детям, читайте вместе с детьми и, когда они вырастут, их интерес к привычному познанию огромного мира через книги никогда не угаснет.

Сказка про курочку Рябу

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил, бил — не разбил.

Баба била, била — не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Это простая детская сказка про курочку рябу. Самый маленький ребенок знает сказку курочка ряба. Сказка, читать которую легко. Но, есть другие варианты Курочка ряба сказка. Читать сказку Курочка Ряба на современный лад предлагаем здесь!

Яичко (Курочка Ряба)

Русская народная сказка

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

О чем вы плачете?

Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Про курочку,

которая несла золотые яйца

Украинская народная сказка

Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали.

Ровно через три года снесла им курочка яичко, и было то яичко не простое, а золотое. Радуются дед и баба, не знают, что с этим яичком и делать, своим глазам не верят, что курица золотое яичко снесла.

Попробовали его разбить, а оно такое крепкое, — не разбивается. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. Положили яичко на полку; бежала мышь, хвостиком задела, упало на стол яичко и — разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое, не простое, а золотое, только три года подождите.

Дед и баба подобрали золотые скорлупки и продали их евреям. Денег получили немного. Хотелось им поставить новую хату, да денег не хватило, надо было ещё три года ждать, чтобы на хату достало. Прождали они неделю, прождали вторую, прождали и третью, больно долго им казалось, ждать надоело.

Вот и говорит дед бабе:

Знаешь что, старуха? Чем нам ждать целых три года, давай мы сразу зарежем курицу и достанем из неё золотое яйцо. Да там оно, видно, не одно, может их там штуки три, а то и четыре. Вот и заживем тогда, будет у нас новая хата, земельки купим и кланяться никому не будем.

Ох, и правда, дедусь, давай зарежем! Зарезали курочку, но ни одного не оказалось в серёдке яичка. Стали опять дед с бабою плакать.

Высунула мышка голову из норы и говорит:

Не плачь, дед, не плачь, баба, схороните вашу курочку в садике, на перекрёстке, подождите три года, а потом откопаете на том месте клад. Да зарубите себе на носу, чтоб помнить до самой смерти, что всё, чего вы пожелаете, не сразу получается.

Закопала баба курицу возле сада на перекрёстке, как раз возле поросли, воткнула для приметы палку. Ждут год, ждут второй, — не хватает терпенья, захотелось им поскорей выкопать клад. Уже наступил и третий год, а они все ждут. Вот баба и говорит деду:

А давай мы, дедусь, посмотрим.

Не спеши, старуха, обождем маленько, тут уже немного осталось. Дольше ждали, теперь меньше осталось ждать.

Да нет, старый, мы ничего и трогать не будем, мы только посмотрим, наклевывается ли там наш клад.

Из интернета:

"Задумаемся, почему в культуре воспитания ПРИНЯТО рассказывать истории. Почему эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Для того чтобы традиция сохранялась сотни и тысячи лет, нужны серьёзные основания - основания, связанные С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ДЛЯ ЖИЗНИ.

Рассказывание сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в современном мире, для его последующей духовной самореализации.
Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания, которые охватывают все жизненные сферы человека:
o Область отношений между людьми,
o Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов,
o Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним,
o Рекомендации по противостоянию стрессу,
o Типологии людей и способы влияния на них,
o Духовное развитие человека,
o Мужская и женская психология.

Давайте вспомним всем известный вариант текста одной из самых коротких сказок - «Курочка Ряба».
«Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу я вам другое яичко, не золотое, а простое!»

Нам важно понять принцип - «чем короче история, тем больше в ней скрытого смысла».

Закономерно, что ребёнок узнает эту сказку одной из первых. Следовательно, в ней зашифрована важнейшая, наиглавнейшая информация. То, что нужно заложить в сознание и подсознание, прежде всего. Что же мы должны сказать маленькому человеку в самом начале?

Главный закон - ЖИЗНЬ САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШИМ ПОДАРКОМ, К КОТОРОМУ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ БЕРЕЖНО И ВНИМАТЕЛЬНО.

Во-первых , что есть яйцо? Символ жизни. Чем будет являться золотое яйцо? Величайшей ценностью. И это вселенское чудо подарено главным героям обыкновенной, рябенькой курочкой.

Во-вторых , удивительна и сама курочка, пёстрая курица - это ритуальный персонаж, связанный с загробным миром. Поэтому сказка про Курочку Рябу воспринимается как след давно ушедшего языческого ритуала. Курочка Ряба живёт с человеком, помогает ему, но в то же время представляет собой опасность. Страшные приметы, связанные с курицей - общее место в славянском фольклоре. Курица, кричащая петухом - приносит смерть.
Несколько упрощая, можно сказать, что в русском фольклоре рябой и пёстрый - это цвета Земли и Солнца, Жизни и Смерти, Счастья и Несчастья, Бога и Дьявола, Весны и Осени в их вполне непристойном симбиозе.

Жизнь тоже представляется состоящей из разноцветных полос, и смерть - это чёрная полоса жизни. Рябой, пёстрый, пегий и полосатый - это именно цвета, но в то же время они удивительным образом не имеют определённого цвета, они - неизобразимы.

В то же время пёстрые, рябые и полосатые персонажи русского фольклора - самые удивительные, фантастические и волшебные. Их символический статус говорит лишь о смене рядов восприятия, это идеальный пример полного отсутствия самой возможности определения цвета.

Такой цвет пограничен, это цвет перехода из одного мира в другой, цвет земли и солнца, цвет некоего первоначала жизни, которое дало исток всем цветам и потому не может не быть рябым по своей сути.

В-третьих , что стали делать с яйцом дед с бабой? БИТЬ! Кому-нибудь понятны их действия? Это абсурд! Не сомневаюсь, и детям понятно, что бить золото совершенно бесполезно, кроме того, какая цель - уничтожить?

А может, стоило снести золотое яйцо в ломбард? Мне кажется, почти каждый взрослый при рассказывании сказки, в этот момент негодует. Но деда с бабой можно только пожалеть, ибо настолько они ограничены, что хоть и заметили необычность подарка, но что с ним делать не придумали.

Их жизнь идёт по накатанной колее, на каждый знакомый предмет есть знакомое действие: яйца-бить. Наверное, если бы им попалось яйцо, работы Фаберже, его постигла та же участь. Дед и баба потеряли чуткость к происходящему и не прошли испытания на проницательность, не смогли воспользоваться шансом, подаренным им судьбой.

В-четвёртых , кто такая мышь? Нарочно ли она разбила золотое яйцо? Что она получила с этого?
Замечали ли вы, что многие наши желания реализуются? Причём иногда задуманное нами происходит благодаря действиям других. Мы называем это стечением обстоятельств, везением, совпадением, но это происходит.

Итак, какое желание демонстрировали дед и баба, колотя по золотому яйцу? Желание разбить. Их желание привлекло некоторую «третью силу» - мышь. Так что мышь является «инструментом» реализации желания деда и бабы.

И, наконец, дед с бабой плачут, а курочка (которая за всю сказку не проронила ни слова) кудахчет, так, что люди её понимают. Кстати, считается что эта часть сказки дописана с введением христианства.

Дед и баба осознали свою ошибку - покаялись и Господь (через курицу) даровал им прощение. Но обещает курочка яичко простое, взамен золотого. Простым яйцом можно насытить тело, но духовно они уже все потеряли, их жизнь всего лишь существование.

Если перевести со «сказочного» языка, то получится примерно такое обращение: Чудо может случиться в любой момент, тогда когда ты не будешь его ждать. И источником чуда может являться самый обычный объект.

Самое главное, заметить и распознать это чудо. Если ты не будешь достаточно чуток, то можешь потерять что-то очень важное. Каждое твоё желание - твоя ответственность, потому что каждое твоё желание будет реализовано. Будь осторожен по отношению к своим желаниям и действиям.

Если ты не оценишь жизнь, подаренную тебе, то она станет пресна, сера и не будет в ней больше золота и света. Нет важнее подарка, и чуда большего, чем жизнь! Чудеса случаются в твоей жизни!

Я не думаю, что не стоит этого говорить ребёнку, я думаю, что он не сможет этого понять. Даже не каждый взрослый сможет. Но в сказке эти установки зашифрованы, закодированы, и они ложатся в подсознание, закладывая основы бережного отношению к своей и чужой жизни.

Вы знаете, что вариантов одной и той же сказки существует множество, я приведу ещё два, из сборника Афанасьева.

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.

Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

***
Чем отличаются эти истории от ставшего привычным варианта? Прежде всего, тем, что в сказках, собранных Афанасьевым нет и намека на то, что старики к яйцу «пестреному, востряному, костяному да мудреному» прикасались, а тем более били-били, да не разбили.
Золотое яйцо они только лишь увидеть смогли да оценить по достоинству. Сама курочка так положила яйцо, что оно стало легкой добычей «незадачливой» мышки. Старики лишь смогли эмоционально остро отреагировать на эту трагедию, что на их глазах разразилась.

А то, что трагедия произошла не шуточная, свидетельствуют все последовательно разворачивающиеся события — в печи пылает, верх на избе шатается, внучка с горя с жизнью молодой расстается, священнослужители, о беде прознав, символы веры уничтожают (просви¬ры, колокола, книги).

Во второй приведённой версии сказки строй стал плакать. А строй — это не кто иной, как нищий, калека, убогий — на Руси святой человек, которому многое из неведанного — ведано, а из веданого — неведано.

О чем предупреждает сказка? Не о такой ли беде великой, когда всей жизни на земле конец приходит? Почему кликушествуют юродивые, почему во все колокола бьют так, что колокола не выдерживают, почему хлеба в печь не ставят, а уже испечённые раскидывают да изламывают?

Действительно, как ни печально, но при особом стечении непредвиденных обстоятельств», а точнее из-за человеческой халатности жизнь всего человечества оборваться может. Очень хрупкая вещь эта - жизнь! Современные события - техногенные катастрофы, террористические акты и природные катаклизмы свидетельствуют о неотвратимости расплаты за халатность по отношению к самой важной на свете ценности — жизни.

Итак, если прислушаться к сказке, первое, что мы должны понять, принять и донести до сознания ребёнка, — то, что жизнь твоя, моя и каждого жителя Земли — великий дар, особая ценность и обращаться с ней надо бережно, осторожно и уважительно.

Из лекции историка русской литературы и культуры Древней Руси Александра Ужанкова :

Что значит дед и баба? Как их понимать? Мы знаем, что христианство глубоко символичная религия. Значит любой образ можно воспринимать как символ, а в символе всегда много значений.

Если будем искать духовный смысл, то можно понять, что речь идёт о прародителях, потому что вся народная сказка строится именно на этом, должны быть ассоциативные связи между современностью и прошлым.

Значит дед и баба - это прародители Адам и Ева. Курочка. Вечный вопрос: Что первично: яйцо или курица?

Яйцо снесла не простое а золотое. На многих иконах мы видим золотой фон. Золото означает вечность, отсутствие времени. Если снесли яйцо золотое, а не простое, значит Яйцо - это мироздание.

Адам и Ева получили рай, в котором не было времени. Как отнеслись Адам и Ева или дед и баба к этому яйцу? Дед бил-бил и не разбил, баба била-била и не разбила.

Зачем, какой смысл в том, чтобы разбить это яйцо? Ведь оно дано для сбережения, а они относятся с небрежением. Почему? Они положили это яйцо на полочку куда-то, мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Кто такая мышка? Это представительница потусторонних сил.

В Библии что сказано? Как можно было искусить Адама? Только через Еву - тут и змий появляется. А зачем? А чтобы забрать этот золотой рай, который у них был.

А в сказке что? В сказке тоже рай, который не берегут дед и баба. Поэтому они теряют его, т.е. он разбился, они остались вне, т.е. без него.

Дед и баба плачет, курочка кудахчет: не плачь, дед и баба, я снесу яичко, но теперь простое, не золотое. Почему? Потому что Адам и Ева уже изгнаны из рая. Они теперь будут жить мире, где есть время, есть пространство, есть страсти.

Это уже другое мироздание. Яйцо - ведь это тоже символ мироздания. Поэтому для них это будет уже другой мир. в котором они будут жить

Это очень простая сказка. Русская культура - особая. Многие вещи передаются из поколения в поколение и как приуготовление к восприятию Библии. Не все же в народе, в быту читали библию, но многие знания передаются в фольклоре, в частности в сказке: "сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок" - там есть нечто, что учит, чему-то учит, или приуготовляет к христианству.