Навыки ребенка в 3 мес. Наши достижения: что умеет малыш к трехмесячному возрасту

Итак, ребенку 3 месяца. С виду это все тот же кроха, только набравший 2-3 дополнительных килограмма и плюс/минус 10 см роста. Однако по развитию 3-х месячный малыш сильно отличается от того беспомощного младенца, который приехал из роддома домой. Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Давайте разберем основные моменты развития, которых малыш, возможно, уже достиг к данному возрасту.

1. В 3 месяца дети начинают все больше осваиваться со своим телом в окружающем пространстве. Прежде всего, это может выражаться в том, что малыш все больше времени начинает проводить лежа на животике. Он уже не просто держит голову поднятой, но и более или менее уверенно опирается на руки и локти, поднимая тело. Иногда дети могут делать т.н. «лодочку», т.е. поднимают и голову, и ножки одновременно, не опираясь на ручки. Конечно, долго так пролежать сложно, но это и не нужно. Данная поза говорит о возросшей уверенности малыша по отношению к управлению своим телом.

2. Постепенно к возрасту 3-4 месяцев малыш начинает потихоньку перемещаться, лежа на животе. Т.е. если его что-то интересует, он может поменять свое положение относительно горизонтальной плоскости. Пока особой уверенности в этом движении у ребенка не может быть, потому что он почти не ползает. Вернее, он может стараться ползти, но пока его тельце слишком тяжелое для перемещения за счет силы рук и ног.

Однако, пусть Вас не удивляет, если оставив ребенка повернутым в одну сторону, через некоторое время Вы находите его развернувшимся на 180 и более градусов. С связи с этим будьте крайне осторожны, оставляя ребенка на кровати, развивающем коврике или иной поверхности, с которой он может упасть. Обязательно страхуйтесь тем или иным образом (мы обкладываем малыша плотными подушками, через которые он точно не переползет).

3. Малыш отлично плавает. По крайней мере, если нет возможности для него поплавать, то купание уже перестает причинять ему страх или неудовольствие. Теперь уже проблема вынуть визжащее и улыбающееся чадо из воды.

Наш малыш почти совсем не принимал купание как таковое до этого возраста. Совсем не лежал на спине, заходился в крике. Но, в то же время, почти всё время купания плыл (с маминой помощью). Недавно мы купили для него специальный круг для купания, который закрепляется на шее малыша, благодаря чему он может самостоятельно передвигаться в ванне. С этого момента абсолютно всё изменилось. Малыш смеется, улыбается, плавает (самостоятельно!) на груди и на спине, отталкивается ножками от дна и стенок ванны, иногда сам переворачивается со спины на груди и обратно. Основная проблема теперь – вынуть его из ванны.

4. Ребенок активно осваивает разговорную речь. Здесь, наверное, основную роль играют мама и папа. Чем больше с малышом ведется разговоров на любые темы, чем больше ему читают стихов, песенок и т.д., тем чаще у него должно появляться желание что-то произнести в ответ.

В одной из статей на сайте (Что должен уметь ребенок в 2 месяца) я писал, что наш малыш почти не говорил «агу», сколько бы мы не просили. Но теперь всё поменялось. Засунет кулачок в ротик и болтает без умолку. Тут и «агу», и «бо», и еще много того, что нельзя описать, но очень приятно слышать.

5. Наверное, одно из самых приятных умений детей 3-х месячного возраста – это умение смеяться. Раньше ребенок только улыбался, а теперь уже смеется, если что-то ему очень нравится.

Здесь же следует упомянуть менее приятное, но, наверное, необходимое умение визжать. Интересно наблюдать, как малыш с постоянством все лучше и лучше осваивает это дело.

На данный момент наш малыш учится это делать очень высоким голоском (жена шутит, как павлин из мультфильма про Мюнхаузена). Пока не получается, но упорству стоит позавидовать.

6. В этом месяце дети всё активнее знакомятся с окружающим пространством. Именно поэтому считается, что малыш должен предпочитать лежать на животике. В таком положение «сканировать» окружающие предметы намного удобнее, чем лежа на спине. И именно поэтому следует насторожиться, если малыш предпочитает пребывать лежа на спине.

Наш малыш (к сожалению или к счастью, смотря как посмотреть) привык часто бывать на ручках у своих родителей. И очень любит, когда его повернешь спинкой к себе и поднесешь к окну. Не знаю, насколько далеко он способен видеть, но наблюдать на движущимися внизу машинами он способен, кажется, бесконечно. Приходится терпеть (в смысле, мне).

7. В 3 месяца или чуть позже, малыш уже может (конечно, с поддержкой) стоять на полной стопе, не поджимая пальчиков на ногах. Вообще он уже не старается «шагать» (поднимать ножку), как только касается ногами поверхности. Вполне возможно, что Ваш малыш уже отлично и прямо стоит на своих ножках. Кажется, отпусти его, и он сам будет стоять, но этого, конечно же, делать нельзя, т.к. позвоночник еще недостаточно окреп. Но с поддержкой и, особенно, в воде, малышу данное положение уже дается без особых проблем.

8. Возможно, Ваш малыш делает намного больше (или немного меньше) упомянутого. Я был и остаюсь на позиции того, что ребенок никому ничего не должен. Не научился сейчас, научится завтра.

Однако существуют некоторые моменты в развитии малышей, которые должны насторожить родителей. В связи с этим предлагают ознакомиться с коротким видео, в котором, помимо общих умений детей в возрасте 3-х месяцев, упомянуты основные моменты, на которые родителям следует обратить пристальное внимание.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

В этой статье:

Новорожденный, которому уже исполнилось два месяца — это уже далеко не беспомощное существо. Теперь тело его окрепло, личико приобретает осмысленное выражение, а реакции на окружающий мир изменяются. Быстрое развитие будет происходить весь первый год жизни, и разница между двух и трехмесячным ребенком значительна.

Психическое развитие

Третий месяц жизни новорожденного знаменуется тем, что он начинает узнавать голос матери, различать предметы и слышать запахи. Потому реакции маленького ребенка уже приобретают смысл: он плачет, когда ему плохо и улыбается, смеется – когда хорошо, но если что-то малышу не нравится, то он начинает резко громко кричать.

Теперь и общение с родителями и бабушками – дедушками становится двусторонним: на слова взрослых новорожденный отвечает своими словами, но пока еще агуканьем. Ребенок начинает понимать, что комфортнее всего ему находится на руках у родственников, потому может начать требовать этого все чаще и чаще.

В три месяца новорожденный любит слушать музыку, потому рекомендуется повесить над кроваткой музыкальную игрушку, которая будет крутиться, чтобы ребенок мог устанавливать взаимосвязь между тем, что слышит и что видит.

Меняется и характер плача и родители теперь могут определить, что беспокоит их малыша:

  • голодный плач начинается с громкого всхлипа и быстро перерастает в громкий крик;
  • если ребенок трет глазки и вертит головой, при этом плач его с капризными нотками, то он просто хочет спать;
  • плач от боли начинается резко, он непрерывный и пронзительный;
  • если у ребеночка повышено внутричерепное давление, то он может монотонно и регулярно плакать по вечерам, что должно заставить родителей обратиться к врачу.

Физическое развитие

Происходит развитие 3 месячного ребенка в физическом плане скачкообразно. Можно ежедневно замечать, как крепнут его ручки ножки. Малыш уже самостоятельно переворачивается со спинки на бочок и держится в этом положении. Делает он и попытки сидеть, но при этом его нужно немного придерживать за попу.

Теперь ребенок поворачивает голову, следя за мамой глазами, делает попытки схватить игрушку, а лежа на животе вместе с головкой поднимает и плечи. Если придерживать ребенка за подмышки, то он уже способен опираться на ножки, что обычно ему нравится делать. Но использовать этот прием как постоянное упражнение не желательно, так как двигательный аппарат далеко не готов к таким нагрузкам.

В этом возрасте новорожденный играет со своими ручками, тянется к погремушкам, подносит предметы ко рту и личику, учится хлопать в ладоши.

Основные игры новорожденного ребенка в 3 месяца :

  1. «Перекличка» с мамой, то есть родители говорят с ребенком и ждут от него ответа. Ласковые слова мама произносит медленно и четко, таким образом, маленький человечек вслушивается в ее речь. Слова произносятся плавно, можно использовать для этого потешки и песенки. Монолог мамы продолжается около минуты – полторы, а затем малыш должен издать ответные слова – звуки. При этом лучше приговаривать слова со многими тянущимися гласными, так новорожденному будет легче их понять и попытаться повторить.
  2. Упражнение, которое развивает хватательный рефлекс и учит удерживать предметы. В качестве игрушки нужно использовать яркую шумящую погремушку, которая будет потихоньку перемещаться около ребенка, то приближаясь к нему, то отдаляясь на столько, чтобы он захотел ее схватить. Когда это получится хотя бы раз, малыш уже с удовольствием и усиленной энергией будет пытаться это сделать снова и снова.
  3. Разговор с мамой начинается с проговаривания ему еще одной песенки или стишка, причем все слова и звуки проговариваются очень выразительно, с разными необходимыми интонациями, побуждая ребенка повторять за мамой движение губами. Так он учится координировать движение губ и произносить звуки.

Режим дня и прогулки

Когда исполняется ребеночку 3 месяца, он все меньше спит и много и активно бодрствует. Потому к гимнастике, массажу и плаванию в ванной рекомендуется понемногу добавлять еще и закаливание при помощи воздушных ванн.

По – прежнему необходимо соблюдать режим 3 месячного ребенка. Ночной сон должен занимать 8-10 часов, возможно, с периодическими просыпаниями на еду. Приэтом в течение дня малыш может спать еще несколько раз по 1,5 – 2 часа.

Желательно на этот период выходить с ним на свежий воздух, что и ребенку и маме полезно. К тому же прогулки должны занимать в день не менее 6 часов, в любую погоду, за исключением сильного дождя и крепкого мороза.

Утро малыша начинается с умывания, а при потребности с очищения ушек и носика. Обязательны гигиенические процедуры в течение для после туалета. Но, основное купание – ежевечернее, которое приносит массу удовольствия и 3 месячному младенцу, и его родителям. В ванночку можно добавлять отвар ромашки или череды.

Питание

Основной продукт питания новорожденного в трехмесячном возрасте остается грудное молоко, а вот разнообразные прикормы добавлять не следует. Приемов пищи за день у малыша должно быть не менее 6 с примерным перерывом в 3, 5 часа.

Если материнского молока не хватает, то после консультации с педиатром, можно добавлять детские смеси, но все же лучше пытаться повысить лактацию всеми доступными средствами. Конечно, детские смеси производятся в соответствии со всеми ГОСТами, но они дольше усваиваются организмом и способны вызывать аллергические реакции.

Учитывая развитие ребенка 3 месяца жизни, необходимо помнить, что он уже подрос, научился переворачиваться и освоил хватательный рефлекс, потому все окружающее его пространство необходимо освободить от различных ненужных ребенку предметов.

Каждая игрушка теперь будет пробоваться на вкус, поэтому все, что может попасть к маленькому человечку в руки, а после и в рот, обязательно моется теплой водой с мылом и тщательно ополаскивается.

Ребенок в три месяца уже интересуется окружающим миром и родители должны помочь ему в этом. Также нужно следить, чтобы нервная система малыша не перегружалась, потому капризы и плач не должны быть составляющей жизни ребенка, родители всегда могут взять свое дитя на руки, прижать его к себе, покачать и успокоить.

Полезное видео о развитии ребенка в 3 месяца

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми. Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц. Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет. Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах. Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи. Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки. Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка. А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы. К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными. Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло. Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов. Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности. То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:


Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна. Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси. Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра. Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность. Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.