Как воспитать лидера в ребенке. Как воспитать в ребенке лидерские качества и уверенность в себе Формирование лидерских качеств у застенчивых детей

В современном мире, в условиях конкуренции многие родители хотят, чтобы их ребенок выделялся из “середнячка”, был яркой личностью, лидером. С этим образом мы связываем много ожиданий. Есть представление, что лидеры много зарабатывают, добиваются успеха в жизни, имеют доступ ко всем благам. Каким-то чудесным образом у них хорошо идут дела и в семье, и в карьере. Это то самое “лучшее будущее”, которое мы желаем своим детям. Осталось только разобраться, как сделать из ребенка лидера, и, кажется, успех ему гарантирован.

Запнулись на старте

Ловушек на этом “благом” пути несколько, и если вы в основном задумываетесь, как , а не счастливым, возможно, вы попали в одну из них. Чаще всего эта ловушка своих амбиций.

Родители, не добившиеся того жизненного успеха, который для себя мыслили, часто . Они не учитывают его склонности и ресурсы, навязывают свою волю, а вместе с ней сто развивающих кружков с раннего детства. Часто уже к школе такие и у них начинаются проблемы с усвоением информации, даже если до этого они обладали хорошими данными. Ребенок становится рассеянным и невнимательным, отказывается заниматься вовсе или начинает часто болеть. Он будто “тупеет”, родители приходят в ужас, их план интенсивного развития на ближайшую пятилетку тает вместе с образом успешного сына или дочери. Но как же тогда действовать?

Хорошая новость в том, что от загрузки кружками ребенок “Гандапасом” не станет. Хотите вырастить лидера - посвящайте время тому, чтобы воспитывать в нем .

Переформулируем для пользы дела. Идея “сделать из ребенка лидера” - отдаёт фанатизмом, в то время как развивать в нем лидерские качества - разумно и полезно.

Я выделяю три ключевых качества лидера, которые можно и нужно воспитывать в ребенке:

  • Инициативность
  • Ответственность
  • Планирование времени и целей

Бонусом можно говорить о таком навыке, как стремление превосходить стандарты.

Инициативность

Лидеры отличаются от “обычных людей” тем, что не плывут по течению, а сами рулят своей судьбой. Одно из главных качеств, чтобы делать жизнь такой, как хочется - это инициативность.

Инициативность можно и нужно поощрять с ранних лет. Её формирование начинается с того, что вы поддерживаете импульсы ребенка сделать что-то самостоятельно: одеться, подмести пол, сходить в магазин- внимание- даже если вам кажется, что он справится с задачей плохо.

Вне зависимости от результата, который они принесли. В такие моменты держите в фокусе, что вы развиваете в ребенке качество - инициативность, а не учите его конкретному навыку: чисто подметать или безукоризненно прибивать гвоздь. Освоение навыка - отдельный процесс и к нему можно вернутся в другое время. С инициативой это не работает - вы либо поддерживаете импульс здесь и сейчас, либо подавляете его, а вместе с ним и желание ребенка проявляться в целом.

Поддержите инициативу ребенка - и снабдите инструкциями: как это работает, какие могут быть варианты и как сделать оптимально. Вместе обсудите результат и проговорите, что в следующий раз можно добавить, чтобы получилось лучше.

Ответственность за выбор

Чтобы ребенок - необходимо ему эту ответственность передавать. Ответственность всегда идет “в комплекте” с выбором. Что это означает? Требовать ответственности с ребенка можно только за те решения, которые он выбрал самостоятельно.

Алгоритм формирования подобной ответственности такой:

На первом шаге мы предоставляем ребенку варианты выбора: «Ты будешь мороженное прямо сейчас или вечером? Мы пойдем в парк или на детскую площадку?»

На втором шаге объясняем, что за каждым вариантом последует: «Ты можешь съесть своё мороженное сейчас - но тогда вечером, когда мы будем кушать все вместе, твоей порции там уже не будет.»

Нести ответственность за выбранное решение - означает справляться с последствиями своего выбора. (Здесь родителям важно быть последовательными и действовать по предложенному сценарию)

На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят мороженое - скажи друзьям,что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой».

Ответственность за случайности

В жизни, в основном, мы несем ответственность за наши осознанные поступки, но бывают ситуации, когда последствия наступают “случайно”:
“Я сильно хлопнул дверью, и стекло в ней разбилось”

Как научить ребенка нести ответственность за ситуации, когда он случайно поступил плохо или нанес вред?

Часто “на автомате” родители воспроизводят такую последовательность: Ругают-стыдят-винят ребенка+ исправляют последствия сами.

Результат для жизни: ребенок остается с чувством отвержения и стыда и не учится исправлять ошибки (нести ответственность)

Конструктивная последовательность:

  1. принимаем, ценим честность, если ребенок признался
  2. обсуждаем, почему так произошло, какие были мотивы, намерения
  3. проговариваем, как устранить последствия
  4. отправляем ребенка устранять последствия - ответственность

В примере с разбитой дверью со стеклянным витражом: “Молодец, что рассказал правду, теперь ты знаешь, что стеклянные двери - хрупкие и с ними надо быть осторожнее. Будет лучше, если вы с сестрой будете играть в догонялки на улице, а не дома. Возьми веник и большой совок - надо собрать осколки не только в коридоре, но и в комнате. Не трогай их руками и надень тапки, чтобы не порезаться. Пойдем, я побуду рядом”.

Если вам хочется отобрать веник и сделать всё самой, потому что ”я подмету лучше” - возвращайтесь к первому пункту. Прямо сейчас вы воспитываете качество - ответственность, а не навык подметать пол. Если опасаетесь порезаться, подождите, когда ребенок уберет крупные осколки и покажите, как быть с мелкими, но только так, чтобы он мог видеть и учиться.

Планирование

Абсолютно точно формируемый лидерский навык - это . Прекрасно, если у самих родителей есть эта привычка - в таком случае ребенок перенимает её органично и без особенных усилий.

Самое знакомое и доступная опция в планировании времени - это составление распорядка дня. Что важно:

    составляйте распорядок вместе с ребенком, обсуждайте, сколько времени на какое дело потребуется, что включить в план обязательно, а что - факультативно.

    не делайте жесткую поминутную секту. Достаточно прописать последовательность действий и обозначить “чек-поинты” закрепленные точки: время начала занятий, кружков, отхода ко сну и прочее.

    В выходные дни с самого утра проговаривайте с ребенком план на день: что и когда вы хотите сделать, чтобы с самого утра у него была опорная картина дня, а лучше - обоих выходных.

    Подарите ребенку простой механический таймер - научите его засекать время, сколько он тратит на то или иное дело. Это огромное подспорье в управлении временем и самодисциплине. Договаривайтесь о примерном количестве времени на каждое дело. Начал делать уроки - засек 30 минут. Сел играть - засек час. Время вышло - таймер зазвенел - сигнал к смене деятельности. Здесь важный момент: таймер действительно должен быть механический, а не встроенный в телефон или планшет. Не усугубляем привязанность к гаджетам.

Планирование целей - задача, которую можно ставить детям, начиная с 10-12 лет. Что это такое? Прежде чем взяться за какое-то дело, проговаривайте, какой результат вы хотели бы получить. Как и во всех других качествах, это тот случай, когда дети идеально учатся у родителей. Показывайте им пример на своих делах, озвучивайте для них свои планы, помогайте ребенку сформулировать собственные: “Я сейчас сяду писать статью, и к вечеру планирую закончить главу”, “папа сегодня на тренировке планирует пробежать 10 километров”. Вы проговариваете, какие действия необходимо сделать, чтобы получить желаемый результат, и распределяете эти действия по времени: сколько задач тебе надо прорешать, чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене? В какие дни ты найдешь на это время?

Бонусом можно говорить о такой характеристике лидера как стремление превосходить стандарты

Обратите внимание ребенка на то, чтобы выполнять некоторые задачи (те, которые кажутся ему интересными), особенно хорошо, выше стандартных требований. Учтите здесь два момента:

Важно выбирать задачи которые действительно особенно интересны вашему ребенку.

Важно стимулировать его проявлять творчество, когда средний результат достигнут, задавать вопросы, придумывать вместе: как можно было бы улучшить-углубить, сделать результат более интересным.

В чем особенность в воспитании лидера?

Родителям, безусловно, нужно закладывать ресурс сил и времени на особое внимание к формированию этих качеств у ребенка. Имейте в виду, лучше всего дети учатся, наблюдая за родителями: эффективными, которые ценят и рационально используют своё время, планируют и достигают цели.

Воспитание этих качеств могут и не сделать из ребенка сверхчеловека, но точно помогут ему в решении жизненных задач. При условии, что в первую очередь родители принимают и безусловно любят своего ребенка, и только во вторую - воспитывают.

Ирина Винник

На чтение 6 мин.

Как воспитать лидера в ребенке? Современные родители мечтают видеть своих малышей в будущем успешными и самодостаточными. Мысль о том, что их ребенок будет у кого-то “на побегушках” приводит в ужас близких. Быть лидером не только дома, но и в кругу друзей, в школе, в глазах взрослых сможет не каждый. Не стоит путать лидерство с диктаторством. Как же воспитать лидера в ребенке не “перегибая палку”? Какие ошибки лучше не допускать при выявлении лидерских качеств? Для лучшего понимания, есть ли задатки у ребенка вы можете пройти .

Лидером рождаются или становятся?

Всего лишь 40% лидерских качеств заложено в младенца с рождения, остальные 60% зависит от родительского воспитания. Будет ли Ваш сын или дочь лидером зависит от воспитания и примера близких. Родители являются эталоном для подражания. Если родители не имеют в жизни достижений, то и ребенок не будет стремиться быть лидером. Конечно же, бывает так что маленький вождь назло всем показывает свои сильные стороны и добивается успехов. Так вырастают безжалостные лидеры с холодным сердцем. Им чужды чувства сострадания и милосердия.
В семье, где хотя бы один родитель достиг немалых успехов, воспитать лидерские качества у ребенка гораздо легче. На собственном примере взрослые показывают форму общения, нормы поведения, уважение и сострадание к окружающим.


Стоит также сделать акцент на том, что говорят детям родители. В порыве гнева взрослые могут уронить обидное слово, не придав значения. Однако, для маленького человечка каждое слово играет большую роль в формировании личности. Если мама или папа часто говорит: “Какой ты глупый…”, “Не делай так, делай как я сказал(а)” и прочее, такие высказывания приводят к понижению самооценки. Ребенок старается совсем не показываться, становится стеснительным, пассивным.

Чаще хвалите малыша, подбадривайте. Искренняя вера в положительный результат даст больше уверенности.

Нужно ли воспитывать лидера?

Все дети разные и не каждый может быть . Не стоит стараться сделать из ребенка лидера, если он комфортно чувствует себя в одиночестве или с лучшим другом. Проанализируйте поведение чада и если выявите такие качества, то скорее всего в вашей семье подрастает, как минимум, руководитель:

  • в окружении сверстников является “моторчиком”, друзья слушают его и хотят быть рядом;
  • любит, чтобы окружающие сосредоточились только на нем;
  • доказывает своё мнение, спорит;
  • легко общается с людьми разных возрастов;
  • знает свои изъяны и легко переживает шутки в его сторону и прочее.

Если Вы не увидели такие качества в своем малыше — не расстраивайтесь. Задача родителей — вырастить счастливого, полноценного, самодостаточного человека. Не обязательно за собой вести толпу.

Человек может добиться успеха с поддержкой близких друзей и родных. Оказывая моральную опору детям, Вы воспитываете уверенность в себе.
Уверенность нужно подпитывать каждый день, и для мальчиков это наиболее важно. Чтобы мужчина вырос самоуверенным, целеустремленным, успешным, в то же время, милосердным и сочувствующим, в детстве он должен быть окружен поддержкой и правильным воспитанием. Мальчикам с раннего возраста необходимо усвоить некоторые нужные привычки, для воспитания лидерских качеств:

  • сдерживать обещания;
  • выполнять больше, чем поставлена задача;
  • доводить работу до завершения;
  • уважать окружающих;
  • следить за своим внешним видом и здоровьем;
  • ставить новые цели и достигать их.

Как же вырастить лидера?

В первую очередь присмотритесь к малышу, он сам покажет и расскажет есть ли у него задатки лидера. Только это никак не влияет на отношение к ребенку. Если лидерские качества “на лицо”, в руках родителей возможность развивать их, соблюдая баланс и критикуя конструктивно. Именно правильное отношение к критике — залог успеха. Крошка научится воспринимать критику без обид и стыда, если в детстве родители правильно обсуждали неудачи. Ведь одну ситуацию можно преподнести двояко. Например, после уборки дочери мама обнаруживает пыльные углы, сказав: ”Плохо убралась. Пока полы не будут блестеть, никуда не пойдешь!”. После таких слов энтузиазм у девочки исчезает, проявлять инициативу она, точно, не будет. Другой вариант: “Доченька, у тебя с каждым разом полы чище и чище, только осталось убрать с углов остатки пыли и пойдем пить чай.” Такой подход разбудит интерес в любом деле, потому что в девочку верит самый близкий человек.
Некоторые родители пытаются воспитать в ребенке лидерские качества путем соревнований. Здесь нужно быть осторожным, не восхвалять победителя, а объяснить, что это плод его труда, что у других людей иные заслуги.
Покажите подрастающему лидеру важность совершенных поступков, а не сказанных слов. Только действия рождают результат. Научите спокойно воспринимать неудачи, выносить уроки. Тот не ошибается, кто ничего не делает! В любой ситуации ищите вместе положительные стороны, к оптимистам тянутся люди, с ними легче общаться и находить общие интересы.

Важно в раннем детстве увидеть интересы малыша и развивать их. В деле, которое приносит удовольствие, человек достигнет больших успехов. А при поддержке близких и вера в успех дадут толчок к развитию самодостаточной личности.

Выполняйте ежедневные действия для развития лидерских качеств:
перед выходом на прогулку позвольте малышу самому выбрать игрушку и нести ее на площадку;

  • предоставьте возможность сыну или дочери вспомнить дорогу в магазин (поликлинику, к бабушке и прочее);
  • предложите крошке первому подойти к незнакомому ребенку на площадке;
  • чаще спрашивайте мнение дошкольника, советуйтесь;
  • будьте тактичными с детскими вопросами, желаниями.

Дети, у которых родители “делают из мухи слона”, вырастают тревожными и неуверенными. За любой неудачей малыша должна следовать еще одна попытка.

Не следует давить, принуждать к следующей попытке, подбодрите: “Повторишь попытку, когда будешь готов”.

Человек рождаясь обладает индивидуальным набором качеств и умений, под влиянием окружающей среды в процессе взросления эти качества развиваются или затухают. Настоящий лидер тот, который умеет ставить цели и достигать их, высказывает мнение опираясь на личные ощущения. Каждый ребенок должен сам выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Кто-то добивается необыкновенного успеха в бизнесе, а кто-то чувствует себя комфортно в домашней обстановке с книжкой в руках. Стоит не опираться на шаблонные требования, прислушайтесь к чувствам малыша и следуйте за ними.
Главная миссия взрослых — воспитать гармоничную, многогранную, счастливую личность. Выявить сильные стороны и направить в нужное русло. Придерживаясь золотой середины, доверяйте ребенку, давайте разумную свободу. Наблюдая, вы сами поймете как ребенка воспитать лидером. Любите своего ребенка чемпионом или оказавшимся в проигрыше, властным или посредственным.

Давай честно: никто не любит людей, которые жалуются, ноют и перекладывают вину на других. Даже деньги, счастье и успех. Они приходят к тем, кто верит в себя, знает, чего хочет и умеет достичь желаемого, умеет проявить силу и характер .

Разве не желают этого своим детям родители ?

Лидер — это тот, кто управляет жизненными процессами. И самыми успешными становятся те, кто как раз берет на себя ответственность.

Ребенок-лидер — не тот, кто слушается и беспрекословно подчиняется родителям во всем. Эти категории не имеют отношения к лидерству, личность нельзя выдрессировать.

Беспрекословность и абсолютное послушание — качества «удобного» ребенка и, скорее всего, несчастного взрослого в будущем.

Это не обязательно отличник в школе и не чемпион в своей категории по дзюдо.

Это ребенок, с раннего возраста принимающий решения. Который не боится и нести за нее ответственность.

Он способен зажечь огонь в глазах своих сверстников и создавать условия для инициативы окружающих.

Чтобы вырастить лидера в ребенке, его нужно научить как минимум двум вещам: проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Но не только. Я собрал 5 главных и работающих решений в уверенным и самостоятельным.

1. Поощряем интерес

Дети всегда в определенном возрасте начинают проявлять интерес к определенным процессам. Но только не всегда родители реагируют верно - это не бери, то опасно, это не трогай, все равно не получится. И вот тут вопрос к родителям.

Хотите знать, как воспитать лидера в ребенке почти наверняка? Не рубите на корню его инициативу, не ругайте, даже если он сделал что-то не так, он ведь сделал!

Чтобы развить в ребенке лидерские качества, обязательно нужно поддерживать его инициативу.

Она проявляется сначала в мелочах. Например, решил выгулять сам собаку, подмести полы, . Похвали его! За то, что он молодец, решил помочь.

И предложи сделать это, например, вместе. Раздели инициативу, чтобы собака ни с кем не сцепилась во время прогулки, а «полы» и «посуда» не затопили соседей.

Любые попытки проявления самостоятельности нужно поощрять. Это залог того, что в будущем ребенок не будет боятся быть ответственным.

Если результат не удался, полы с разводами, а собака потерялась без твоего участия — поддержали импульс — и только потом делаем выводы из результата, даем инструкции и подсказки.

Дети, за которых родители решают все, становятся безинициативными исполнителями среднего звена и живут по чужим жизненным сценариям.

Интересуйся , предлагай выбор, рассказывай о его последствиях и позволяй ребенку оценить их стратегически, до того как он примет решение.

2. Учим ответственности

Проявив инициативу, совершив какое-то действие/выбор/приняв решение, мы несем за него ответственность. Это необходимая составляющая. Ребенок-лидер что-то делает - затем наступает ответственность. То есть справляться с последствиями.

Принимать последствия своих решений тоже нужно уметь с детства, а они могут быть как позитивными, так и .

Нужно объяснять, что можно пойти выгуливать собаку без поводка, но тогда она может убежать или потеряться. Можно купить сейчас мороженное, но тогда вечером на десерт уже его не получишь.

В любом возрасте у малыша может и должна быть своя маленькая, но зона ответственности.

Планирование и самодисциплина — навыки успешных людей, которые можно развивать с детстве. И начинается это с простых вещей: режим дня, сон и подъем, завтраки, обеды и ужины, физическая активность, запланированные занятия.

Это не значит, что ребенка нужно впихнуть во всевозможные кружки. Пусть делает то, что ему интересно, просто все в свое время и с удовольствием.

Можете вместе с малышом с учетом его пожеланий составить распорядок дня. Но есть важный момент: родителям нужно жить по тем же .

Их ребенок будет впитывать как губка, и если у родителя сегодня одно, а завтра другое, тут он обещает, а там не делает — дети вырастают в абсолютном диссонансе.

Начиная с 11-12 лет можно уже ставить цели и планировать их. Красивый органайзер и веселая канцелярия только мотивируют делать записи и планировать. В этом есть еще элемент творчества и игры.

Этот навык формирует также целеустремленность и настойчивость. - будут и шаги, как ее достичь. Только не стоит делать за ребенка то, что у него не получается. Это медвежья услуга.

Только экологично преодолевая препятствия, ребенок узнает, что такое стойкость и сила духа. А это тоже качества лидера. Родители могут помогать , направлять, но справляться должен сам.

4. Физическая активность

Фитнес, плавание, танцы, гимнастика, единоборства что угодно — но обязательно и умеренно. И взрослым, и детям. Я сейчас говорю не о профессиональном спорте совсем.

Там ребенка больше «дрессируют», чем просто , в рамках жесткой конкуренции, режимности, боли и обостренного эго — это уже совсем другая история о других детях и родителях.

Говорите с ребенком, наблюдайте за тем, к какой активности он проявляет интерес и предложите заниматься.

«Человечный» спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает в ребенке массу полезных качеств:

  • настойчивость;
  • выносливость;
  • воля;
  • концентрация;
  • умение проходит все этапы от, например, «учим одно движение неделю» до «танцуем в удовольствие»;
  • возможность принимать победы и поражения как одинаково важный жизненный опыт и не опускать руки;
  • самодисциплина и терпение;
  • командность;
  • умение чувствовать свое тело, понимать его потребности.

Кроме того, доказано, что занятия спортом положительно влияют на умственные способности человека, укрепляют иммунитет, позволяют .

Именно поэтому гиперактивных детей привлекают к спорту. Они учаться вкладывать и реализовать энергию.

Еще один важный навык, который приобретают дети в «человечном» спорте — адекватные отношения с собственным эго. Они получают умение не делать трагедии из поражения, но и не делать из победы самоцель, на пути к которой можно себя закопать.

5. Показывай пример!

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя», — это английская пословица. Все просто и понятно и я согласен.

Согласись, глупо рассказывать о вреде курения сыну, если на его глазах 16 лет курят папа, . Все, чему хочешь культивировать в себе — это закон.

Не последнюю роль играют семейные традиции, отношения личные и финансовые и распределение обязанностей между родителями.

Если отец — достойный сильный мужчина , подсознательно.

Если мать умеет быть гибкой, чуткой, при этом самодостаточной и уважающей себя - дочь будет это считывать. Согласна? Поделись своим мнением в комментариях.

Кем бы ты не хотела воспитать ребенка, придется начать с себя.

Несколько правил общения с ребенком

Правильное общение с ребенком в детстве сэкономит ему на походы к психологам и психотерапевтам в будущем и даже продлит жизнь.

Важно выдерживать баланс свободы личности человека, даже маленького и контроля со стороны родителей.

Любить не равно баловать

К сожалению, часто именно такая ассоциация у многих родителей. Свой малыш всегда самый лучший и любимый. Это понятно, но качества лидера так не воспитывают.

Баловать ребенка, позволять все и подавать на блюдечке по первой истерике и без нее — не вариант.

Регулируй «хотелки», только без ущерба психике и самомнению ребенка. Учись аргументировать отказы, мотивировать и говорить с ребенком.

Только так можно воспитать сильный характер , умение справляться с трудностями.

Например, Билл Гейтс запрещал детям смотреть телевизор более двух часов, а Стив Джобс не разрешал в своей семье пользоваться гаджетами слишком долго, особенно на выходных.

Табу на критику

Поправка деструктивную критику. Если и — то ни в коем случае не самого ребенка, а его действия и поступки. Чтобы у него формировалась позитивная картина мира, что он молодец. А некоторые поступки не совсем верные.

Разбил случайно мамину любимую вазу — что ж, в следующий раз будь аккуратнее, пожалуйста.

Не получилось собрать сложный пазл или решить головоломку, выучить длинное стихотворение — нужно переключить внимание, а потом вернуться и закончить дело.

Вера в ребенка творит чудеса. Именно это — принятие и безусловная любовь к ребенку, вера в него — основа его уверенности в себе и в будущем. Да, лидер может быть скромным, но — никогда.

Радуйся маленьким и большим успехам детей как своим собственным. Но если хвалишь — лучше предметно и по поводу. Иначе — читай предыдущий пункт.

Возраст и пол имеют значение

Я уже писал, что воспитывать сына нужно как мужчину, а девочку — как женщину. И хотя лидером может стать любой, девочке все же нужно больше заботы, внимания, а мальчику — доверия и восхищения.

Женское лидерство — это не «все сама» и жизнь ВДВ. Это , мудрость, гибкость и умение влиять на других, не подавляя их.

Стиль общения с ребенком должен соответствовать его возрасту: чем он старше, тем более серьезные решения может принимать.

О главном

Цель — не воспитать президента, управленца или лауреата нобелевской. Цель — создать условия для развития счастливого человека. И здесь самое важное — любовь к ребенку.

Не забывай ему об этом говорить и проявлять. Ребенок, который чувствует себя нужным и любимым, знает, что что дома его всегда поддержат, не может вырасти не успешным.

Верю в тебя,
Ярослав Самойлов

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

Способность руководить другими и добиваться при этом результата дана не каждому. И зачастую лидерами не рождаются, а становятся! Не хочешь, чтобы твой ребенок в будущем «работал на дядю»? Мечтаешь, чтобы он стал успешным, и к его мнению прислушивались? Тогда добавь в закладки наши воспитательные приемы, которые помогут тебе сформировать лидерские качества в ребенке с раннего детства!

Американский профессор Роберт Штернберг выделяет 3 качества, присущие одаренным лидерам: интеллект (умение отличать хорошие идеи от плохих и выявлять их способность быть принятыми другими людьми); креативность (способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения проблем); мудрость (умение слушать мнение других и перенимать правильный опыт).

Что делать родителям, чтобы сделать из ребенка лидера?

Быть лидерами

Личный пример родителей - лучший урок. Ваша пара принимает участие в спортивных состязаниях, общественных работах или других мероприятиях? Берите ребенка с собой, показывая наглядным примером, каково это быть увлеченным обществом и влиять на жизни других людей.

Если ты чувствуешь, что тебе самому не хватает лидерских качеств, то никогда не поздно заняться личностным ростом. Интересные предложения ждут тебя с большими скидками.


Научить ребенка социализировать

Делиться эмоциями, слушать, бороться с разногласиями и отстаивать свою точку зрения, стоя с другим человеком лицом к лицу - это страшно и нелегко. Но это и есть самые важные навыки лидера! Помогите ребенку стать более социальным, научите его уверенно общаться с окружением и при этом не чувствовать себя уязвимым.


Привить любовь к чтению и полезным хобби

Многочисленные исследования доказывают пользу чтения для развития лидерских навыков в том числе. Через книги дети больше узнают о мире и умеют лучше обрабатывать поступающую информацию, делая полезные выводы.

Также существуют различные хобби, которые помогут стать умнее. Подробнее о них читай .


Научить ребенка мыслить позитивно

Когда ребенок сталкивается с трудностями, позитивное мышление имеет чуть ли не решающее значение. Оно помогает ему принять проблему и сохранять устойчивость, не бросать начатое дело, а наоборот, проявлять творческую составляющую и креативить, чтобы найти неординарное решение задачи.


Развить в ребенке эмпатию

Мир и без того полон ужасных вещей и жестокости. Чувство сострадания к окружающим помогает ребенку воспринимать его иначе (более красивым и полным надежд), расширяет границы и позволяет выстраивать хорошие отношения с другими людьми, находить к ним подход через сострадание.


Научить ребенка делать выбор

Не просто выбрать между красным и зеленым, а сделать выбор правильно, чтобы он привел к нужным последствиям. Среди многообразия возможных вариантов помоги ребенку сузить круг до 2-3. Можно записать все «за» и «против» на бумаге, а потом подумать вместе и принять наиболее эффективное решение, исходя из ситуации. Решайте простые задачки совместно с ребенком, чтобы он научился делать правильный выбор в повседневной жизни.