Как отказывать ребенку в покупке игрушек. Как правильно отказать ребёнку в покупке

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня у нас с вами очень важная тема в детском воспитании. А именно: как сказать НЕТ ребенку? Как правильно отказать малышу? В процессе воспитания неизбежно приходится в чем-то отказывать и что-то запрещать своему любимому сыночку или доченьке. Причин тому множество. Это и финансовая сторона вопроса, и приобретение того, что может причинить вред ребенку, да и банальное — ненужная вещь, на которую ребенок после ее покупки и не посмотрит.

Все это понимает и осознает взрослый. Но в понимании ребенка все обстоит иначе. Часто можно услышать крик и истерику в ответ на мамино: «нельзя», «не сейчас», «тебе это не надо» и т. д.

Универсальных советов не существует. Поэтому я поделюсь своим опытом и опишу общие рекомендации, которые помогут предотвратить и капризы, и истерики.

Основные моменты правильного отказа

  1. Самое важное правило: То, что нельзя — нельзя НИКОГДА!
    С самого малолетства стоит объяснять ребенку, что если поджечь спичку — можно обжечься, и будет больно. Постарайтесь объяснять ребенку все последствия Ваших обоснованных запретов. Я подчеркну — запреты должны быть обоснованы. Ребенку должно быть понятно, что ЭТОГО нельзя совершать НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО, потому что это опасно.
  2. Другой вариант запретов, когда родители начинают запрещать что-либо из того, что еще вчера разрешалось. Это может относиться и к любым приобретениям, покупкам, и к поездкам, и к поведению ребенка. Здесь можно перечислять очень долго. В этом варианте так же стоит четко и понятно объяснять: ПОЧЕМУ нельзя. Самый простой пример: сегодня нельзя пойти гулять на улицу, так как очень холодно.

Как сказать НЕТ ребенку вне стен дома

Все, о чем мы рассуждали ранее, относилось непосредственно к взаимодействию взрослого и ребенка. Но бывают ситуации, когда общение выходит из стен дома. И мамочке становится неловко, даже стыдно за поведение своего крохотули, который изо всех сил пытается чего-либо добиться…

И здесь можно перечислять бесконечно. Чего только не просят наши дети!

Мы не всегда можем и хотим удовлетворять их желания все без разбора. Да этого и не требуется. Взрослый должен очень четко осознавать, что не все полезно его крохе.

У детского психолога с 15-летним стажем Екатерины Кес (Бусловой) есть замечательная
книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребенка ».

Это пошаговое руководство для родителей детей от 1,5 до 7−8 лет. В книге Екатерина раскроет простые шаги, которые позволят Вам объяснять ребёнку любые правила и ограничения так, чтобы он их понял, принял и стал им следовать.

В данной ситуации, случившейся на улице, в людном месте, самый простой совет: четко сказать ребенку, что Вы этого не сделаете, потому что… и больше не слушать высказывания малыша. Попробуйте поговорить с ним о чем-либо другом, перейдите через улицу… смените обстановку.

Бывают случаи, когда ребенок не унимается и продолжает командовать. Здесь только один совет — домой. Тихо и спокойно домой. А вот дома договоритесь о ваших дальнейших прогулках. Непременно скажите ребенку, что Вам было стыдно, когда он так себя показал с нехорошей стороны.

Расскажите, какой он у Вас добрый, ласковый…, а вот сегодня Вам было просто стыдно. И, чтобы это пережить, завтра мы не идем на улицу, или я тебя не возьму с собой в магазин…

Опять же, вариантов много, смотря в каких условиях Вы живете и растут Ваши детки. Я, еще не выходя из дома, договариваюсь с детьми, что если они что-либо захотели купить в магазине — они должны подойти и мне на ушко это сказать. Если я не соглашаюсь — что ж, так тому и быть.

Иначе, при плохом поведении, в следующий раз они вместе со мной в магазин не идут. И я всегда исполняю то, что обещала. Но всегда помните, что дети — это дети! И Ваши требования обязаны быть разумными, а главное — понятными для ребенка.

Воспитание ребенка - процесс тонкий и кропотливый, ведь именно в процессе воспитания малыш должен усвоить основные понятия добра и зла, «хорошо» и «плохо», понимать, как нужно себя вести и каких поведенческих моментов стоит избегать. Родителям также немаловажно знать: как отказать ребенку правильно, как научить его через запреты нужным и полезным вещам.

Вырастить нормального адекватного развитого человека без слова «нет» невозможно. Ребенок должен знать, что такое «нет» и «нельзя», уметь отказываться от чего-то, знать, что ему могут отказать по какой-либо причине. Вседозволенность и отсутствие ограничений - одни из самых пагубных явлений для психики большинства детей.

Слова «Нет» и «Нельзя» вызывают стресс , ведь они заставляют отказаться от чего-то, что по предположению принесло бы удовольствие. Например, ребенок хочет съесть еще одну конфету, а мамин резкий крик «Нет! Нельзя!» может вызвать резкую реакцию отторжения и негатива по отношению к самой маме. Если постоянно запрещать и необоснованно отказывать ребенку, это может вызывать задержки развития малыша.

Особенность психики еще и такова, что к запрещенному всегда есть интерес. Как говорят, «запретный плод - сладок». Ребенок, который слышит, что ему что-то нельзя, - тут же хочет обойти этот запрет и получить желаемое. То есть своим некорректным «нет» можно нанести серьезный вред психике малыша, привить ему патологические формы поведения. Многие родители жалуются, что ребенок закатывает истерику, пытается слезами и криком добиться желаемого, берет на «износ».

Как сказать ребенку «нет», чтобы он понял, что именно ему запрещено и не пытался этот запрет обойти?

Интонация голоса решает все

Запрет должен быть категоричным, непоколебимым со стороны родителя. Если вы решили отказать - то нельзя, и точка! Если родитель сам отменяет свой запрет из-за того, что ребенок начинает плакать или кричать, или усиленно просить, то сила слова сразу теряется, ребенок начинает понимать, что запрет на самом деле можно обойти, нужно только правильно стараться: громче кричать, сильнее плакать, ныть подольше.

Так как же сказать ребенку - нет? Категорично, негромко и с интонацией , которая не подразумевает споры и давление.

Не надо кричать, повторять многократно, использовать язвительные или обвинительные нотки в голосе.

Научитесь отказывать без шантажа. Например, не говорите: «Если ты сейчас же не перестанешь плакать, я тебя никогда больше не обниму!». И уже тем более не используйте, такие варианты, в которых ребенку отказать нельзя: «не буду обнимать! Не буду ласковой!» И др.

Правильная последовательность действий

После того, как ребенку было сказано - нет, нужно переключить его внимание, сказать, что ему можно делать , что он может получить взамен запрещенного.

Например, нельзя еще одну конфету, съешь лучше яблоко или орешек. Дальше нужно логично пояснить, почему нельзя съесть еще одну конфету рассказом про то, что в яблоке много витаминов, полезных веществ, что тот, кто кушает яблоко, вырастает более сильным, выносливым. Обоснованный запрет научает ребенка в будущем мыслить логически, обосновывать свои собственные отказы от чего-то и легче справляться с этим самым самоограничением.

Думая о том, как отказать ребенку , учитывайте его возраст. Чем младше малыш, тем сложнее ему понять, что нельзя, а что можно. Чем старше ребенок, тем больше он должен понимать и воспринимать спокойное и категоричное «нельзя».

По возможности старайтесь избегать частых употреблений слов «нет» и «нельзя» - это должны быть слова крайнего запрета. Меняйте свою речь таким образом, чтобы отказ был явным и категоричным, но неограниченным одним резким словом.

Например, ребенок хочет игрушку в магазине. Ему можно отказать тем, что сегодня мы не можем купить игрушку, потому что - далее варианты: с собой мало денег/ нам нужно купить еще продукты/ купим эту игрушку на праздник или на день рождения, и др.

Что делать, если ребенок не хочет воспринимать родительское «нет»?

Один из самых главных постулатов для воспитания психологически здорового и счастливого человека - наличие у ребенка чувства защищенности и безопасности, которое передается ребенку от мамы. Если этого ощущения нет, то и запреты воспринимаются более остро, ребенок чаще испытывает беспокойство, а его поведение бывает порой невыносимым. Ведь напряжение и стресс, которые испытывает мать, передаются малышу.

Если вы испытываете сложности с запретами, не можете отказать ребенку, сказать ему «нет», если малыш не хочет слушаться, а его поведение все больше направлено в сторону нарушения запретов, нужно задуматься - возможно, состояние мамы необходимо корректировать и менять. Особенно сильна и тесна связь мамы с ребенком до шести лет

«…Мое отношение к сыну изменилось… Раньше я боялась отказать ему… Угодничала перед ним. Даже если мне не хотелось что-то делать по его просьбе. Или наоборот хотелось сделать ему замечание, но не могла. А теперь я спокойно могу сказать - нет. Прямо сказать, что мне не нравится. И он тоже меняется. К нему приходят светлые мысли…»

Нынешние мамы и папы предпочитают воспитывать ребёнка без категоричных запретов, полагая, что ограничения только мешают растить свободную и самодостаточную личность. Как итог – дети становятся абсолютно неуправляемыми, начинают «вить верёвки» из родителей. Однако и другая крайность – «нельзя» на любую просьбу – не способствует нормальному развитию малыша. , чтобы не унижать его, сохранив собственный авторитет и не вызвав у чада чувство обиды и раздражения? Ответим на все вопросы.

Почему ребёнок не понимает отказа?

Некоторые дети охотно идут на компромисс, другие же встают в позу, не желая принимать отказ. Нередки случаи и различных эмоциональных вспышек: истерики, агрессия по отношению к родителям или самому себе. Каковы же причины непонимания слов «нельзя» и «нет»?

  1. Ребёнок ещё очень мал и в силу возраста не способен понять, почему вон ту красивую «штучку» мама не покупает, аргументируя отсутствием денег или вредностью для детского здоровья.
  2. Банальная избалованность – до сознания ребёнка не донесли простейшую мысль: деньги достаются маме или папе с большим трудом, а каждое желание не обязательно должно выполняться по первому требованию.
  3. Умение возникает уже в дошкольном возрасте. Ребёнок понимает, что достаточно покричать, поистерить, поплакать, и мама уже готова на всё, а категоричное вроде бы «нет» превращается в «хорошо, лишь бы не плакал».

Таким образом, малышу свойственно не воспринимать отказ в силу незрелости нервной системы, однако упрямство в игнорировании «нельзя» можно считать уже недостатком воспитания и избалованностью в любых вариантах.

  1. Избегайте употреблять слово «нет», особенно при общении с маленьким ребёнком. Для малышей «нет» совпадает по смысловому значению со словом «никогда». Если вы отказываете в чём-то ребёнку, попробуйте употреблять менее категоричные выражения: вероятно, чуть позже, я подумаю, может быть и пр.
  2. При отказе попробуйте поставить себя на место малыша. Конечно, в этот момент он испытывает печаль, разочарование, возможно, гнев. Донесите до него понимание, что и вы тоже не находитесь в восторге от сложившейся ситуации. Ребёнок должен понять, что мамы отказывает ему по какой-либо причине, а не из-за отсутствия любви.
  3. Причина отказа должна быть понята ребёнком, а для этого важно учитывать его возраст и уровень мышления. С десятилеткой вы можете разговаривать, как с равным. А вот 2-летнему крохе придётся объяснить более понятным языком. «Дорого» или «вредно» – бесполезные слова, малыш их не поймёт.
  4. Ещё один важный совет – должны быть категоричные «нельзя», нарушать которые никто не имеет права. Например, нельзя играться со спичками, нельзя бить животных и т.д. И есть «сезонные» запреты: нельзя снимать шапку, потому что холодно. В других случаях головной убор можно будет снять.
  5. Крайне важно заручиться поддержкой остальных домочадцев. Проявляйте солидарность с разумным запретом мужа или жены. В ином случае, если мама говорит «нет», а папа разрешает, ребёнок начнёт манипулировать родителями и пользоваться их противоречивыми методами воспитания.

Конкретные примеры при покупке игрушек

Предлагаем несколько психологических приёмов, которые реально помогают, если ребёнок с вожделением разглядывает очередную дорогущую куклу или машинку. Ещё раз повторим, что не на каждого малыша они могут подействовать, поскольку всё зависит от возраста и его психологических особенностей.

Вариант 1. Ребёнок просит купить «чрезвычайно» дорогую игрушку.

Как ответить:

– Одна эта кукла (автомобиль) равна по стоимости всем твоим игрушкам, вместе взятым. Давай соберём все твои машинки и конструкторы, отремонтируем их и обменяем на эту одну? Согласен, что у тебя теперь будет одна игрушка вместо всех тех, что хранятся дома, у бабы Кати?

Если ребёнок соглашается, возвращайтесь домой и чините игровые принадлежности. Привлекайте малыша к ремонту. Вероятнее всего, через пару дней он уже не захочет расставаться со всем этим богатством.

Вариант 2. Ребёнок выбрал дорогую безделушку, однако она отлично подходит на роль новогоднего подарка или презента на день рождения.

Что отвечать:

– Давай-ка ты напишешь письмо Дедушке Морозу, а он принесёт эту замечательную игрушку перед Новым годом.

– Это очень хорошая игрушка, согласен, что она станет лучшим подарком на твой день рождения?

Однако помните, если вы пообещали подарить игрушку на праздник, своё обещание нужно выполнить, каким бы дорогим не оказался выбор ребёнка. А вот если малыш выбирает какую-либо развивающую игрушку, возможно, её стоит купить незамедлительно. Это лучшее инвестиция в дальнейшее развитие ребёнка!

Чтобы отказ не превратился для малыша в трагедию, родителям необходимо создать тёплые и доверительные отношения. В этом случае вопрос, как правильно отказывать ребёнку , вообще не будет стоять на вашей повестке. Кроме того, нужно следить, чтобы ограничений не было уж очень много, ведь крохе тоже необходимо ощущать свободу.

Вот несколько советов, которые, возможно, пригодятся мамам и папам.

- Слово «нет» никогда не нужно использовать в разговоре с ребенком. «Нет» ввергает малыша в транс. «Нет» значит «никогда». Никогда не держать ему в руках этой игрушки, не играть с ней. Возможно, что в сознании ребенка отложится мысль: «В жизни есть вещи, которых я недостоин».

- Говорите с малышом максимально неопределенно: возможно, вероятно, постараемся, при условии, что...

- Сопереживайте малышу, будь-то радость или печаль. Ребенок должен чувствовать, что мама всегда поймет и поддержит.

Говорите на уровне ребенка. С трехлетним карапузом следует говорить на одном языке, с десятилетним, естественно, на другом, больше уповая на сознание и логику.

- Наглядность. Малыш не воспринимает отвлеченные, абстрактные понятия: дорого-дешево, поздно-рано. Для него это пустой звук.

- Иллюзия выбора. Малыш просит купить машинку. «Машинок у тебя много, а вот таких наклеек у тебя еще не было. Тебе какая больше нравится: с желтым верблюдом или с розовым слоном?» Внимание переключено. Малыш выходит из магазина довольный - ему купили что-то новенькое. Вместе обсуждается вопрос, куда наклеить наклейку - на шкаф или на коробку с игрушками. За этими размышлениями малыш полностью забывает, что он хотел.

- Старайтесь переключить внимание ребенка на то, что уже есть. Например: «Да, у тебя нет куклы с золотыми волосами, зато есть куклы с длинными волосами, умеющие говорить, резиновые, тряпичные и т. д. Вон сколько кукол мы насчитали!»

Приемы, которые можно применить при покупке игрушек

1. Предположим, ребенок выбрал очень дорогую игрушку.

- Посмотри, эта игрушка может делать то-то и то-то. Внутри нее очень сложный механизм. Вот почему эта игрушка стоит так дорого. Чтобы купить ее, наш папа должен работать 10 дней, а мы не должны есть и пить, а копить деньги на эту игрушку. Как ты думаешь, эта игрушка стоит этого?

Другой вариант.

- Эта игрушка стоит столько, сколько все твои игрушки вместе взятые. Мы можем собрать их все, отремонтировать и обменять на одну, вот эту. И у тебя вместо игрушек, которые есть дома, на даче, у бабушки будет всего одна. Ты согласен?

Предположим, малыш согласился. Тогда идите домой и начинайте чинить игрушки. Ремонтировать игрушки вместе с малышом - дело хорошее, но наверняка какие-то детали утеряны, поломаны и процесс затянется. Важно, что малыш видит, как вы разделяете его восторг по поводу игрушки и стараетесь ему помочь.

2. Ребенок выбрал достаточно дорогую игрушку, но как подарок на Новый год или день рождения она вполне приемлема.

- Давай напишем письмо Деду Морозу. Возможно, он и подарит эту чудесную игрушку тебе на Новый год.

- Ты молодец! Выбрал замечательную игрушку! А как всякая хорошая вещь она стоит дорого, и чтобы ее купить, нам с папой нужно будет откладывать деньги на ее покупку.

- Давай договоримся - эту игрушку мы подарим тебе на День рождения.

3. Нефункциональные игрушки; игрушки, в которые ребенок поиграет один-два раза, а потом забудет.

- Да, это чудесный пушистый зайчонок! И ушки у него розовенькие и даже морковка в лапках есть! Знаешь, кого он мне напомнил? Мышонка, которого тебе подарила тетя Света. Наш мышонок такой же мягкий пушистый, а в лапках - мячик. Он, бедненький, просидел всю зиму на шкафу, и никто о нем не вспомнил. Наверное, он по тебе скучает. Хочешь, я тебе его достану? А морковку, как у этого зайчика, мы сами ему сделаем. Как ты думаешь, из чего можно морковку сделать? Внимание переключено.

4. Игрушки, которые уже есть. Например, ребенок просит сто первую машинку.

- Да, красного грузовика у тебя нет, ты прав. А какие грузовики у тебя есть? Большой синий есть? Есть. Маленький зеленый есть? Есть. Черный грузовик без колес есть? Есть. Кстати, колеса я видела на даче. А ты видел? Надо будет в субботу съездить на дачу. Погода стоит замечательная. Пригласим Егора?

5. Развивающие игры: лото, шашки, кубики, конструкторы, всевозможные головоломки, игры Никитина и т. д. Если малыш их просит и средства позволяют, эти игры можно купить и поиграть вместе.

Уметь отказывать и при этом не обижать другого - дело тонкое и этому нужно научиться. Если с малышом еще можно сдержаться, то со взрослыми труднее. Согласитесь, так легко сказать «нет» вместо того, чтобы долго выстраивать фразу, которая не обидит вашего собеседника и поможет сохранить отношения.

«Дай! Купи! Хочу!» Каждый родитель сталкивается с этими словами. Далеко не всегда на просьбы ребёнка можно и нужно отвечать согласием. Отказывая, родители формируют у ребёнка представление о границах, о том, что не все его желания будут немедленно выполняться.

О значении правильного отказа в воспитании ребёнка говорит наш сегодняшний консультант - психолог, психотерапевт, сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Елена Перова.

Формируя у ребёнка представление о границах, о том, что не всякое его желание будет исполнено, вы делаете очень важное дело. Из детей, которые привыкли сразу же получать всё, что захотели, или добиваться своего с помощью манипуляций, вырастают инфантильные взрослые, которые потом столкнутся с проблемами. Однако важно не перегнуть палку, поэтому хорошо подумайте, где для вас проходят границы, что вы готовы разрешить ребёнку, а что в самом деле считаете недопустимым и неправильным.

Елена Перова

Но детей такой расклад не слишком радует. Бывает, что между взрослым и разворачивается настоящая война, и это плохо при любом исходе. Как же отказать ребёнку, чтобы свести к минимуму вероятность конфликта?

1. Отвлеките внимание

Самый простой способ избежать ненужной покупки - отвлечь внимание ребёнка. Напомните малышу о чём-то приятном, интересном.

- Мама, я хочу машинку!

- Да, классная машинка. Похожа на твою красную, с которой ты гулять ходишь. Давай придём из магазина и пойдём с ней на площадку!

Унесите в машину, отойдите за угол - куда угодно, только подальше от зрителей. Сообщите ребёнку, что такое поведение неприемлемо и вы не будете разговаривать, пока он не успокоится. В остальном не реагируйте никак. Поначалу крики могут усилиться. Но если вы не будете обращать на это никакого внимания, малышу придётся успокоиться. Заходясь в истерике, ребёнок тоже не испытывает никаких приятных ощущений, и если не потакать такому поведению, оно прекратится.

7. Будьте последовательны

Последовательность - один из краеугольных камней воспитания. Если сегодня «чупа-чупс - это вредно», а завтра «бери, ты же не отстанешь», то ребёнок не будет серьёзно относиться ни к одному отказу. И с каждым разом сказать «нет» будет всё сложнее, ведь малыш знает, что запрет может быть отменён.

Но «последовательный» вовсе не означает «непреклонный». Родитель, как и любой человек, может изменить своё решение, если на то будут причины.

Например, ребёнку не разрешили завести домашнее животное из-за безответственности. Тогда он начинает сам делать уроки, складывать игрушки, показывая, что он вовсе не безответственный. В таком случае в отмене запрета нет ничего страшного.

8. Согласуйте отказы со всеми членами семьи

Ещё один очень важный принцип. Если папа отказался купить игрушку или сладость, мама, бабушка, дедушка, тётя, дядя и так далее должны поддержать этот отказ. Слабым звеном часто оказывается старшее поколение: бабушки и дедушки не могут устоять перед просьбами внуков. Дети же очень быстро учатся использовать разногласия взрослых себе на пользу. В результате страдает авторитет родителей, а у ребёнка размывается представление о границах, что для него совсем не полезно.

9. Постарайтесь, чтобы ребёнок согласился с отказом

Добровольный отказ не только исключает капризы и выпрашивания, он формирует волю и самоконтроль, это очень пригодится ребёнку в будущем. Если ребёнок , то сам он вряд ли откажется от чего бы то ни было. Не стоит ждать добровольного отказа и от дошкольников, тут проще отвлечь. С ребёнком постарше можно поговорить о стоимости, о ваших принципах:

- Я не считаю правильным покупать что-то каждый раз, когда мы заходим в магазин.

- Я не считаю возможным покупать такие дорогие игрушки без повода.

Возможно, этот разговор лучше отложить на потом, когда вы уже уйдёте от витрины с привлекательным предметом. Младшие школьники уже способны не только принять отказ взрослого, но и согласиться с ним.

Говоря «нет», следует помнить, что желать и добиваться - это не просто нормально для ребёнка, это хорошо. Он это будет делать всю жизнь. И будет делать именно теми способами, которые усвоил в детстве. Поэтому не спешите говорить «нет», подумайте, пообщайтесь с маленьким человеком. А если решили отказать, то отказывайте правильно.