Что такое крест в православии. Отличие православного креста от католического. Распятие. Значение крестной смерти Христа.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Древний паломнический характер Креста был оформлен с уступкой специальных юбилеев, предоставленных посетителям Святого Креста. Особо следует отметить те, которые были предоставлены тем, кто посещает Святыню 3 мая, с пленарным снисхождением для тех, кто молится там за мир среди христианских князей.

Крест Караваки в современную эпоху

Из-за вторжения Наполеона Крест был перенесен из замка в приход Спасителя, и там был скрыт в яме, погребенной, чтобы избежать грабежа французов. В Сальвадоре ежегодно будет отмечаться «Винная баня» с реликвией. Во время пребывания французских войск в Караваке во избежание кражи Креста было отказано, но не было задержания, подарка маркиза де лос-Велеса, который впоследствии был восстановлен.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Самый прискорбный факт всей истории Креста и Караваки был тем, что произошло в ночь с двенадцатого по тринадцатое февраля этого года. В 9 часов тринадцатого дня новости разразились, и напряженность была огромной. Судебные и полицейские расследования и расследования не дали положительного результата. Было большое желание получить новую реликвию.

Традиция раздавать кресты Караваки

Реликвия оставалась в течение трех лет в приходе Сальвадора, поскольку Святилище оставалось в состоянии ухудшения. Дар изображения Креста Караваки, широко распространенный обычай в Караваке для разных случаев, но особенно во время сентиментальной декларации.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест Караваки как амулет

Крест Караваки имеет бесконечную силу защиты и хороших предзнаменований. Эзотерический смысл Креста - это пересечение духа и материального плана, в результате чего человек, который является существом, которое движется в материальном плане с возможностью восхождения или нисхождения духовно. Он используется в различных эзотерических ритуалах, потому что он чрезвычайно эффективный амулет, защищает от всех видов зла, защищает дом и его жителей, отвергает плохие энергии и ущерб, защищает семейную экономику и приносит процветание.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Каравака получает Юбилейный год в вечном

Три причины оправдывают эту уступку: присутствие на 768 лет Вера-Круз в Караваке, факт, что Реликвия является символом смерти и искупления Христа, и что его знания превысили большую часть Запада. По происхождению его называли орденом святого Юлиана Перейро. На них были халаты очень широкой белой шерсти и черных плащей, которые были заменены белым халатом на церемониях, приняв в качестве герба грушевые деревья с непокрытыми корнями и без листвы над золотым полем. Ни один рыцарь не мог получить таинства, не облачившись в белое одеяние, которое также использовалось в качестве савана.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе" . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Его достоинства - Великий Учитель, как и в других распоряжениях, или он Царь, Командир майор, Клаверо, Церковный губернатор монастыря священного монастыря и примары Мазарела, Заламея и Роллан. Деревня Алькантара и ее окрестности достигли большого процветания под властью мастеров. Среди них были ткацкие фабрики, а торговля была произведена в Лиссабоне, с использованием больших парусных судов, экспорт обуви, носовых платков, зерен, вина и т.д. захват Кастильо де Алмейды, выполненный с помощью рыцарей Сантьяго, также является замечательным фактом.

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Он также отличается взятием Бадахоса. Мастер-дом Ариас Перес вернулся из мавров в город Трухильо и площади Магачелы и Заламеи, а во второй кампании Медельин. Их участие в захвате Гренады было последним фактом оружия рыцарей Алькантары как самостоятельный порядок. Хотя у них было много других случаев, чтобы отличить себя, так много было случаями, с которыми Испания столкнулась с врагами, такими как Калатрава и Сантьяго. Если эмблема - это крест с фланцелизированными концами.

«Ортопраксис - способы жить православием»

Самым распространенным крестом в Православии является одно из восьми рук, которое также получает имя Распятия. Начальник напоминает небольшую доску с надписью: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский», написанный на трех языках: греческом, латинском и иврите, и поставлен на Кресте Иисуса по приказу Пилата. В православной традиции ноги Иисуса не были проколоты одним гвоздем, как это представлено латинянами, а двумя: по одному на каждую ногу.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

Часто также появляются орудия смерти: копье, с которым они перешли на бок, и трость с губкой, пропитанной уксусом, которая Римский солдат дал Иисусу Христу. Кресты сегодня модные. Жесткое сопротивление атеистов по отношению к распятию способствовало появлению новых причуд по отношению к их форматам. Существуют кресты разных форм и размеров, простые или сложные, которые стали символом нашего времени, но не как символ веры, а как способ обмана, обмана и смущения веры Церкви.

Крест, конечный символ христианства, является осязаемым свидетельством нашего искупления. В Священном Управлении Праздника Воздвижения Святейшего и Преподобного Креста Церковь славит священный лес множеством похвал: «Крест - это защита Вселенной, красота Церкви, эмблема монархов, утверждение верных, ангелы и хлыст демонов».

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

С ранних веков христианства каждый верующий носит крест на своей груди, вспоминая слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергайте себя, возьми крест свой и следуй за Мною». После крещения принято благословлять маленький крест, который новокрещеные принесут в его грудь как щит веры и оружие против демонов. Ничто так не опасается нечистых сил, как Крест. Ничто не восхищает дьявола больше, чем относиться к кресту с небрежностью.

Кресты, которые продаются в церквях, благословляются во время специального офиса. Существуют канонические законы, которые касаются форм, которые могут иметь кресты: из четырех, шести или восьми пунктов, где каждая линия имеет свой символический смысл.

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

В русской традиции на противоположной стороне креста выгравирована следующая надпись: «Спаси меня и защити меня». Кресты, которые в настоящее время находятся в торговле вообще, часто не имеют формы креста Голгофы, в которой пострадал наш Спаситель. Благословенный крест должен носить должное уважение. Священные вещи, когда их используют без должной чести, являются актами профанации и святотатства, и вместо того, чтобы привлекать божественную помощь, они недовольны Богом.

Крест - не общий кулон, а маленький роскошный опора. Нельзя издеваться над Богом. Нет никаких стандартов для материала, который будет использоваться при создании креста. Драгоценные металлы приемлемы, потому что для христианина нет ничего более драгоценного, чем Крест. Несомненно, однако, более простые кресты из дерева или металла духовно больше подходят для Креста Господня.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Нет никакой разницы, поддерживается ли крест простым шнуром или более сильной нитью. Важно то, что крест прочно установлен. Также называется крест с восемью ветвями, является вариантом христианского креста и характеризуется тремя горизонтальными полосами. Как с католическим крестом, мы находим центральную форму, в которой показан крест, на котором был распят Иисус Христос.

Наконец, третий бар, по диагонали и на дне креста, представляет собой опору для ног, которые служили Иисусу Христу; В отличие от католической традиции, православные христиане считают, что ноги Христа не были прибиты вместе, но опирались на эту подножку. Более того, в русском православном обычае этот переход находится вправо: эта асимметрия символизирует Небеса с одной стороны и ад - с другой. Это правая сторона возвышена, потому что она связана с кающимся вором Святым Дизмасом, «хорошим вором», а левая сторона, представляющая ад, указывает на Геста, нераскаявшегося вора, распятого рядом Иисус.



Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Это особенность Русского православного креста и была представлена ​​в 17 веке. Греческие православные церкви на самом деле вообще сохранили подставку для ног, не прислоненную или наклоненную в другую сторону. Использование изображения креста распространяется, в частности, с крестовыми походами и использование религиозной символики для баннеров крестоносцев. Значение православного креста как религиозного символа и национального символа иллюстрируется его местом в русских образцах. В следующем столетии крест также появился на российских военных знаменах.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

На протяжении веков рождались вариации православного креста: например, «Крест на полумесяце» был бы разработан Иваном Грозным после завоевания Казани над арабами. Это символизировало бы победу христианства над Исламом. Но этот символ полумесяца также был известен до завоевания Казани: он символизировал тогда чашу Евхаристии и кровь Христа, пролитую за прощение грехов. Нередко можно найти двух ангелов, склонившихся над головой Христа и представленных в верхней вертикальной полосе.

В религиозной иконографии иногда есть череп, представленный под крестом: это глава Адама, который был похоронен на месте Распятия. Смерть Христа - и поток его крови к черепу Адама - таким образом символизирует жертву Христа, приносящую жизнь человечеству. На русских иконах, изображающих Христа на Кресте, часто изображены две фигуры: Дева Мария и Апостол Иоанн. Копье, которое пронзило сторону Иисуса Христа, а также уксусную губку, данную римским солдатом, - это другие атрибуты, часто представленные крестом.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Православный крест сохраняет особый статус среди русского народа. Запрещенный, как и другие религиозные символы в коммунистическую эпоху, крест в значительной степени вернулся в пользу верующих, и русские обычно носят одно или несколько крестов вокруг шеи.

Самые известные православные кресты. Православный крест отличается от других христианских крестов своими тремя горизонтальными перемычками, которые пересекают вертикальную ось. Центральная панель представляет собой ось, на которой Иисус Христос протянул руки во время Распятия, а нижний поперечный стержень - подставка для ног Христа.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Этот восьмиразветвленный крест остается одним из самых важных религиозных символов в России. Его присутствие в религиозных образах также привело к разработке определенных вариаций, которые обычно встречаются в иконах, в подвесных крестах или даже в ортодоксальной архитектуре.

Одним из вариантов наиболее распространенного православного креста является тот, который связывает крест и полумесяц. Этот «полумесяц», часто расположенный у основания креста, имел бы несколько значений. Прежде всего он представляет чашу Евхаристии и, следовательно, жертву Иисуса Христа для прощения грехов и спасения человечества. С другой стороны, полумесяц похож на якорь, который также является символом надежды на спасение человечества. Позже, в 16 веке, когда Иван Грозный покорил Казань, символ полумесяца, «доминированного» крестом, будет связан с торжеством христианства над Исламом.



До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.



Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Самый прискорбный факт всей истории Креста и Караваки был тем, что произошло в ночь с двенадцатого по тринадцатое февраля этого года. В 9 часов тринадцатого дня новости разразились, и напряженность была огромной. Судебные и полицейские расследования и расследования не дали положительного результата. Было большое желание получить новую реликвию.

Традиция раздавать кресты Караваки

Реликвия оставалась в течение трех лет в приходе Сальвадора, поскольку Святилище оставалось в состоянии ухудшения. Дар изображения Креста Караваки, широко распространенный обычай в Караваке для разных случаев, но особенно во время сентиментальной декларации.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе" . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Его достоинства - Великий Учитель, как и в других распоряжениях, или он Царь, Командир майор, Клаверо, Церковный губернатор монастыря священного монастыря и примары Мазарела, Заламея и Роллан. Деревня Алькантара и ее окрестности достигли большого процветания под властью мастеров. Среди них были ткацкие фабрики, а торговля была произведена в Лиссабоне, с использованием больших парусных судов, экспорт обуви, носовых платков, зерен, вина и т.д. захват Кастильо де Алмейды, выполненный с помощью рыцарей Сантьяго, также является замечательным фактом.

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Нет никакой разницы, поддерживается ли крест простым шнуром или более сильной нитью. Важно то, что крест прочно установлен. Также называется крест с восемью ветвями, является вариантом христианского креста и характеризуется тремя горизонтальными полосами. Как с католическим крестом, мы находим центральную форму, в которой показан крест, на котором был распят Иисус Христос.

Наконец, третий бар, по диагонали и на дне креста, представляет собой опору для ног, которые служили Иисусу Христу; В отличие от католической традиции, православные христиане считают, что ноги Христа не были прибиты вместе, но опирались на эту подножку. Более того, в русском православном обычае этот переход находится вправо: эта асимметрия символизирует Небеса с одной стороны и ад - с другой. Это правая сторона возвышена, потому что она связана с кающимся вором Святым Дизмасом, «хорошим вором», а левая сторона, представляющая ад, указывает на Геста, нераскаявшегося вора, распятого рядом Иисус.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

На протяжении веков рождались вариации православного креста: например, «Крест на полумесяце» был бы разработан Иваном Грозным после завоевания Казани над арабами. Это символизировало бы победу христианства над Исламом. Но этот символ полумесяца также был известен до завоевания Казани: он символизировал тогда чашу Евхаристии и кровь Христа, пролитую за прощение грехов. Нередко можно найти двух ангелов, склонившихся над головой Христа и представленных в верхней вертикальной полосе.

В религиозной иконографии иногда есть череп, представленный под крестом: это глава Адама, который был похоронен на месте Распятия. Смерть Христа - и поток его крови к черепу Адама - таким образом символизирует жертву Христа, приносящую жизнь человечеству. На русских иконах, изображающих Христа на Кресте, часто изображены две фигуры: Дева Мария и Апостол Иоанн. Копье, которое пронзило сторону Иисуса Христа, а также уксусную губку, данную римским солдатом, - это другие атрибуты, часто представленные крестом.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Православный крест сохраняет особый статус среди русского народа. Запрещенный, как и другие религиозные символы в коммунистическую эпоху, крест в значительной степени вернулся в пользу верующих, и русские обычно носят одно или несколько крестов вокруг шеи.

Самые известные православные кресты. Православный крест отличается от других христианских крестов своими тремя горизонтальными перемычками, которые пересекают вертикальную ось. Центральная панель представляет собой ось, на которой Иисус Христос протянул руки во время Распятия, а нижний поперечный стержень - подставка для ног Христа.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.

  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).

  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.

  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк