Современные гаремы. Реальные фото наложниц - иран, бухара, китай, турция FRENCH SCHOOL XIXTH CENTURY

Все мы видели фильмы про султанов и эмиров, у которых были собственные гаремы. И, наверняка, большинство мужчин хоть иногда мечтали обзавестись собственной коллекцией милых и прекрасных жён.

Но не спешите завидовать султанам - не просто так раньше все наложницы ходили в парандже. И надо сказать, что такая ситуация в гаремах прошлого века была не только у арабов, но и у азиатов.

Однако, странное раньше было представление у мужчин о женской красоте. И никогда не верьте фильмам - там многое врут. :)

Иранский шах Насер ад-Дин Шах Каджар, взошедший на престол в 1848 году и правивший страной на протяжении последующих 47 лет, был весьма образованным для своего времени человеком и великим ценителем искусства. По приглашению российского императора Александра II в 1873 году шах побывал в Санкт-Петербурге, где впервые в жизни он увидел балет.

По возвращению домой Каджар велел сшить всем своим наложницам, а их было около 100, юбки подобные тем, что были у балерин. Как выглядели женщины из гарема иранского правителя, обладавшего весьма неординарным вкусом, покажут фото, сделанные самим Каджаром или его придворным русским фотографом Антоном Севрюгиным.

По свидетельствам историков, Насер ад-Дин Шахе Каджар для своего времени был очень хорошо образован и прослыл сибаритом. Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию.
В 1870-х годах в Тегеране русский фотограф Антон Севрюгин открыл своё ателье, а позже стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русскому фотографу дозволялось снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.
Согласно шиитским законам, в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.




Полнота в те годы была в почете.

Женщин плотно кормили и ограничивали в физических нагрузках.

Справа изображена любимая жена шаха Анис аль-Долех.


Несравненная Анис аль-Долех (сидит).



Наложницам часто устраивали пикники.

Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел пышные юбки наподобие балетных пачек.

Юбки западных балерин смотрелись на жительницах гарема очень своеобразно.

Анис аль-Долех.


Сросшиеся брови тоже были модными среди иранских красавиц.

По шиитским законам фотографировать лица людей и особенно женщин нельзя, но шах позволял себе все

А вот и сам шах Насер ад-Дин Шах Каджар.

Шах готовится к фотосъемке.

Парадный вход дворца Гулистан.

Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Могу сказать одно: на этих фотографиях мы видим жен шаха, - сказал "КП" кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Васильевич Долгов.

Это не мужчины и не гермафродиты, как подумали многие, увидев эти фото. Нельзя сказать, что подобных обитателей в гареме не было. Но это были отдельные редкие случаи, которые держались в секрете, поскольку Коран, как и другие религии, запрещает подобные вещи. А красавицы эти женщины или нет-какая разница? На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. В растительности на лице наложниц гарема тоже не вижу ничего удивительного. Небольшие усики характерны для восточных женщин. Если женщины специально подрисовывали себе усы, то просто владельцу этого гарема нравились такие дамы. В других гаремах я не слышал про такую моду.

А вот сросшиеся брови смело можно назвать элементом моды того времени. Что касается полноты обитательниц гарема, то в 18 и 19 веке там было очень много упитанных женщин. Более того, полнота считалась признаком красоты. Женщин специально плотно кормили и практически не давали им двигаться, чтобы они становились такими же полными, как дамы на этих фотографиях.


По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Это еще раз доказывает, что красота — субъективное понятие, а критерии привлекательности кардинально отличаются в разных странах и в разные времена.

Милые озорницы

На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетной пачки.

Историки также поговаривают, что в коллекции фото шаха есть и кадры в стиле ню, но они надежно спрятаны. Хотя, не думаю, что кому-то захотелось бы их увидеть - уж очень специфическое понятие женской красоты было у Каджара.

*****

Бухара. Эмир бухарский Саид Алим Хан (1880—1944 гг.)


Основной дом эмира, где жили его жены и наложницы. Жены проживали на первом этаже дома, а наложницы на втором

Грустная история последнего эмира Бухары


Китай

За основу, конечно, взят гарем султанов Османской империи, но другие восточные гаремы имели весьма аналогичную структуру, где-то чуть жестче, где-то мягче, где-то названия титулов чуть-чуть иные.

Итак, у каждой женщины в гареме султана, которая имела определенный титул или звание, был свой статус, были строго определенные права и обязанности в соответствии с ним. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и подробно расскажу обо всех статусах.

Мой рассказ будет касаться конкретно гарема султана, но практически в каждом гареме шехзаде применялась подобная иерархия, с легкими небольшими изменениями личного плана, которые при этом не были редкостью. Кстати, в гареме к женщине статуса от «джарийе» до «Хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например, Хюррем Султан.

В гареме (Художник мне неизвестен)

Итак, возможные статусы женщин в гареме султана:

Джарийе (в ханском гареме - «бикеч») - считалась самой низкой ступенью иерархии. Каждая девушка, попавшая в гарем, получала именно этот статус, в начале своего пути. Здесь надо заметить, что большинство девушек так никогда и не повышали свой статус, даже проведя в гареме много лет. Такой статус принадлежал самой простой рабыне-наложнице, официально принадлежащей гарему султана, с минимальным жалованьем. Такие наложницы даже не допускались к интимной близости со своим повелителем. Они никем не имели права командовать и управлять. В их обязанности входила уборка в помещениях дворца, обслуживание тех, кто находился на более высоком положении в иерархической вертикали, выполнение различных мелких поручений. Это даже не были поначалу мусульманки, хотя впоследствии почти все они принимали Ислам. Для джарийе устраивали в гареме курсы, обучение на которых длилось два или четыре года, в зависимости от того, в каком возрасте рабыня попадала в гарем. Наложниц обучали элементарным знаниям и навыкам. Они учились писать на османском языке, изучали прикладные дисциплины, к примеру, вышивание или игра на каком-то музыкальном инструменте. Начальная школа...

Калфа - так называли служанок, которые входили в обслуживающий персонал дворца. Это чаще всего были бывшие джарийе, получавшие и основное обучение, и дополнительное, которое нужно было для того, чтобы получить такой статус. Они отличались от джарийе тем, что занимались уборкой помещений и обслуживанием привилегированных лиц в качестве профессиональной деятельности, а не как дополнительным занятием. Им платили повышенное жалованье, но интимных отношений с султаном при таком статусе у них по-прежнему не было. Джарийе и калфы могли рассчитывать на замужество после того, как десять лет прослужат в гареме, если у них было такое желание. Их мужьями становились обычно очень успешные люди, и их дальнейшая жизнь была прилично устроена. Бывали калфы трех разрядов. Их делили на младших, средних и старших, в зависимости от срока службы. Кроме того, они обучали джарийе, и командовали только девушками этого статуса. Пчёлки... У самой главной калфы была даже небольшая власть. На должности Унгер-калфы во дворце был один человек, и получить ее было очень сложно. Еще более сложно было получить должность Хазнедар, о чем - позже.

Уста - этот статус могли присвоить джарийе, прилежно закончившей весь период обучения, и в определенный момент своего нахождения в гареме она должна была стать образцово-показательной наложницей, не ставшей при этом обслуживающим персоналом, то есть калфой. Уста получала увеличенное жалованье, благодаря данному статусу более талантливые и привлекательные наложницы выделялись среди рабынь, которых только что привозили, и они ничего еще не умели. Такие отличницы по боевой и политической... Носительницы статуса Уста становились кандидатками на право интимных отношений с султаном. Только они могли двигаться дальше по карьерной лестнице.

Одалык - это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была. Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы... Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц. Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - евнух гарема, у дверей две калфы, одалык держит шкатулку и Хасеки Хюррем Султан)

Пейк - это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки... Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном. Выше в этом плане была лишь Хазнедар.

Гёзде - этот статус считался первым реально серьезным, которого могла добиться рабыня, которой разрешили вступить в связь с султаном. Хотя бы даже на одну ночь. Чаще всего она до этого была устой (отличницей по боевой и политической). После этого она превращалась в наложницу-фаворитку, и ей больше не поручали дела, которыми занимались в гареме остальные наложницы. У гёзде могли продолжиться отношения с султаном, что могло привести к получению более высоких титулов, если султан оставался к ним благосклонен, или они беременели. Гёзде выделяли двух служанок, и отдельную комнату для каждой. Также следовало серьезное увеличение жалованья, и множество подарков от Султана. К статусу гёзде стремилась каждая наложница, если она хотела оказаться на самом верху иерархии гарема, но лишь единицы смогли получить данный статус, хотя и с ним безоблачная жизнь никому не гарантировалась.

Икбал - это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью Падишаха в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших. К таким наложницам было большее почтение, чем к гёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои. Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.

Хазнедар - это статус главного казначея, или, как сказали бы сегодня, администратора гарема. Это была правая рука и главная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от того, какой титул у действующей управляющей гаремом. Таким статусом во дворце одновременно мог обладать только кто-то один. Хазнедар - это уникальный титул, даже беременные фаворитки султана ниже его по статусу. Иногда бывшей калфе удавалось стать Хазнедаром, при удачном стечении обстоятельств, но чаще всего эта должность доставалась девушкам, имеющим статус одалык или пейк. Должность Хазнедар была бессрочной, и если её получали, то могли обладать ей до смерти. Получение такой должности - это был единственный способ для продолжения работы в гареме даже в старости. Но в этом случае нужно было забыть о создании своей семьи. Хазнедар имели возможность отказаться от должности, но тогда они оказывались на прежней ступени иерархии или вообще уходили на покой. Этот статус был гарантией дальнейшей безбедной жизни, потому что он гарантировал высокий престиж, хорошее жалованье, большое количество подарков. Хазнедар общались с султанской семьей, и могли в дальнейшем рассчитывать на жизнь за стенами дворца на полном обеспечении. Хазнедар могла быть лишена своего статуса султаном или главой гарема, если она совершала серьезные ошибки. Ей на смену приходила более подходящая кандидатура. Дальнейшая судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, и это был довольно редкий случай. Впрочем, бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар снова получала свою должность.

Кадын - так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.

Султан (Госпожа или Султанша) - этот титул считался одним из высших, который мог быть присвоен женщине в османской империи. Перед тем, как начал править султан Сулейман, этот титул считался вторым среди женских титулов после Валиде. Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и его автоматически получали все дочери действующего султана. По одной версии, сестры и дочери султана, обладали данным титулом от рождения, но после замужества теряли этот титул. Но это утверждение не соответствует действительности. Даже после замужества за сестрами и дочерьми султана сохранялся их титул, если у действующего султана не было возражений. Чаще всего так и происходило. Но вот ирония судьбы - у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей султану сына, была возможность стать по статусу Валиде или Хасеки. Таким образом, женщины, носившие титул Султан по рождению, не занимались официальным управлением гаремом, а наложницы, которым удалось «дорасти» до высшей должности гаремом управляли. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 года по 1566 управляла гаремом. В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины гарема получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.


Кадр из сериала «Великолепный век». Кёсем (1 часть)«(Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Кёсем ещё в статусе гёзде, Халиме Султан (мать брата султана)

Хасеки - является вторым титулом по старшинству после Валиде в Османской империи. Его ввел Султан Сулейман в 1521 году для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не полагалось получать данный титул, и их положение в иерархии гарема было ниже. Хасеки получала жалованье, равное примерно 30 тысяч акче в месяц. Этот титул был уникален: его нельзя было отчуждать, независимо от пола детей, количества живых наследников, возраста обладательницы титула, ее местонахождения. Его нельзя было потерять даже из-за должностных изменений членов династии (смены султанов, например). Первые сто пятьдесят лет существования этого титула в гареме, в каждый момент времени, была только одна Хасеки. Только в конце восемнадцатого века сразу несколько наложниц смогли получить от султана такой титул, поэтому его обладательницы были в то время менее влиятельными и имели меньшие возможности. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 100 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные в разные времена Хасеки: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - Махидевран Султан (мать старшего сына султана), Валиде Айша Хафса Султан, сестра султана - Хатидже Султан и Хасеки Хюррем Султан)

Валиде (Валиде Султан) - в Османской империи не было более высокого титула для женщины. Впервые он был присвоен Айше Хафсе Султан - матери Сулеймана Великолепного. Такой титул наложница могла получить только когда ее сын получал титул Султана. Данный титул присваивали бывшей наложнице пожизненно или до той поры, пока действующим Султаном был ее сын. В ведении Валиде было управление гаремом. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. Этот титул имели все великие наложницы знаменитого Женский Султаната. Это небезызвестные - Турхан Султан, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан. Эти четыре женщины были самыми известными носительницами данного титула. Всего же данный титул во времена османской империи присваивали двадцати трем женщинам. Валиде-султан имели доход (башмалык) с султанских земель в различных частях империи, владели летними и зимними поместьями, а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Делами валиде-султан за пределами дворца управляли Бабюссааде агалары (главы белых евнухов). Валиде-султан вкладывали значительные капиталы в вакуфы(фонды), учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. За вакуфами следил Дарюссааде агасы (глава чёрных евнухов).

Гаремом можно было управлять и не имея титула Валиде, то есть ещё при муже-султане. Так, в 16-ом веке гаремом султана дольше всех управляла Хасеки Хюррем Султан, никогда не носившая титул Валиде (она умерла ещё при жизни мужа, не застала правление сына). Она управляла гаремом Сулеймана двадцать четыре года.

Если говорить о хронологической последовательности, в которой управляли в 16-ом веке гаремом Султана, то выглядит она так:

Валиде Айше Хафса Султан - годы правления: 1520-1534

Хасеки Хюррем Султан - годы правления: 1534-1558

Михримах Султан - годы правления: 1558-1566

Хасеки (в 1574 получила титул Валиде) Нурбану Султан - годы правления: 1566-1583

Хасеки (в 1595 году получила титул Валиде) Сафие Султан - годы правления: 1583-1603

Такая строгая иерархия помогала поддерживать в гареме, в этом женском царстве, хоть какую-то дисциплину. Хотя всё-равно нередко случались «войны» и «катастрофы» разного масштаба.


Кадр из сериала «Великолепный век. Кёсем» (Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Хасеки Кёсем Султан, Халиме Султан (мать брата султана)

Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами

СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ

Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим - так ли это на самом деле

Эти фото ходят по интернету с подписью "Гарем". На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890

Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.

Женщины в гареме, 1912

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Наложница, 1875 год

Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество

Картина французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома "Черкесская женщина под покрывалом", написанная им во время путешествия в Стамбул в 1875-76 годах. На картине предположительно изображена Недак Сетеней, мать Гвашемаш.

Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) — вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Принцесса Дурру Шевар (1914 - 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского

А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза

Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат

Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан

Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита

Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену

На днях мир облетела весть: лидер КНДР Ким Чен Ын возродил традицию своего деда и отца и завёл собственный гарем «Сад наслаждений». Гарем представляется европейцу этакой обителью молодых и красивых женщин из арабских сказок «1000 и одна ночь». Между тем, любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце 19-го века, крушат сложившиеся стереотипы. В нашем обзоре можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвёртый шах Ирана получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.


Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджар, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближённых.


Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.


Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.


Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.


Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.


Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.


Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.


Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.



По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха – все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.

С момента публикации фото гарема иранского шаха многих постигло жестокое разочарование. Усатые и полные женщины у наших современников не совпадали с их романтичными представлениями о прекрасных обитательницах гарема. Особенно впечатлила пользователей вот это фотография шаха с любимой женой (справа). Уж если это красавица, то что тогда говорить о других?

Однако, говорить есть о чем. Во-первых, эти фотографии иранского гарема не соответствую действительности. На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного в 1890 году по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун. В театре разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши – основоположник современного иранского театра.

Женщинам было запрещено выступать на сцене, поэтому их роли, как и в древнегреческом театре, исполняли мужчины.

Подборка реальных фотографий обитательниц гарема

Во-вторых, реальных фотографий женщин из гарема очень мало. Мужчинам туда вход был запрещен. Да и искусство фотографии только приобретало свою популярность.

Наложница, 1875 год

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество. Вот, например, фото Гвашемаш Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

А это предположительно мать Гвашемаш – Недак Сетеней. Картина называется “Черкесская женщина под покрывалом”и создана французским художником-ориенталистом Жаном-Леоном Жерома во время его путешествия в Стамбул в 1875-76 годах.

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Гюльфем Хатун - вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Женщины из гарема, 1912

Османская одалиска, 1890

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов)

Картины художников видевших гаремы собственными глазами.

CHARLES-FRANÇOIS JALABERT NÎMES 1819 – 1901. Женщина Османской империи в традиционной одежде

FRENCH SCHOOL XIXTH CENTURY. Женщина Оттоманской империи

Frederick Arthur Bridgman (1847 – 1928) Пребывание в Египте в 1873-1974 годах привело к серии картин и Востоке

Франц Эйзенхут, Пленница в гареме

Фабио Фабби, продажа наложниц