Урок рисования в средней группе
Мастер-класс по рисованию. Декоративная тарелочка "Дымковский конь"
Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей, детей 4-5 лет
Этот мастер- класс рекомендуется провести с детьми 4-5 лет.
Цель: учить создавать декоративное изделие для украшения интерьера
Задачи:
1. Закреплять умение рисовать тычком, ватной палочкой,зубочисткой
2. Учить ритмично рисовать орнамент, сочетать цвета
3. Развивать мелкую моторику
4. Воспитывать аккуратность в работе и умение довести начатое дело до конца
5. Прививать любовь к народным промыслам
6. Воспитывать художественный вкус
Материал:
большой круг из цветного картона (формат картона А4),шаблон дымковского коня,гуашь,тычки,ватные палочки,зубочистки,баночка для воды,кисти,клей-карандаш
Дымковская игрушка-это чудо-ремесло. И взрослых,и детей привлекают яркие,забавные игрушки.Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение,раскрывают мир весёлого праздника. В марте мы с ребятишками моей группы работали над проектом "Знакомство с дымковской игрушкой". Мы узнали историю этой игрушки, рассмотрели игрушки и иллюстрации самых популярных игрушек(барыня, крестьянка,уточка, индючок, конь, всадник, побывали на выставке "Яркая дымка" в изостудии нашего сада. А ещё мы рисовали отдельные элементы дымковских узоров, лепили и рисовали дымковскую уточку.
Ребятишки! Сегодня мы с вами изготовим красивую тарелочку для украшения вашего дома, но тарелочку не простую, а дымковскую! Хотите? Тогда приступим к делу.
Перед нами лежит материал для нашей тарелочки.
Первым дело нужно приклеить шаблон нашего коня на тарелочку
Нам нужно намазать клеем наш шаблон и аккуратно приклеить его по центру тарелочки
А теперь приступим к украшению тарелочки дымковскими узорами. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки.Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры, у меня это красный.
Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску, контрастного цвета
По периметру круга нарисуем поролоновым тычком большие кружки, не забываем рисовать ритмично, оставляя равные промежутки
А между большими кружками рисуем ватной палочкой маленькие кружочки
Проверим, подсохла ли краска на больших кружках? Если да, то зубочисткой очень аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку.
Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня, черной краской раскрасим копыта.
Вот такой красавец у нас получился!
А это наша готовая декоративная тарелочка "Дымковский конь". Для того чтобы её можно было использовать для украшения дома, мы приклеим с обратной стороны тесёмочку.
Вот так красиво наша тарелочка будет смотреться на стене
Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими. Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка.
История
Несколько слов из истории дымковских игрушек…
Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры.
Они делались в виде различных животных. Здесь были:
- и петушок,
- и уточка,
- и олень,
- и индюк,
- и лошадь,
- а также фигурки барышни.
Однако со временем назначение праздника было забыто, а вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края. Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.
Как ее сделать?
Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.
Презентация
Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки?
К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:
- веселый петушок,
- важная утка,
- кичливый индюк,
- грациозная лошадь
- и одетая в нарядные одежды барыня.
- Также здесь вы обнаружите многочисленные узоры, которыми украшают дымковскую игрушку.
Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность. Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем.
Подборка материалов по теме
нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек: А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Утка
Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки. По рабочей тетради проводятся занятия: "Многоцветные дымки", "Всадники", узоры "Солнышко", "Уточка с утятами", "Дымковские узоры", "Индючок", "Наряд крестьянки", "Птичка и водоноска".
Первое занятие — вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской , отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делятся своими впечатлениями. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. В конце занятия дети подбирают на листе цвета дымковской палитры.
Обращаем внимание на необычный образ наездника на козле. Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Лучше работать гуашевыми красками.
Бока крутые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
(А. Дьяков)
Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоятельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как показано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок.
Дети рисуют узор «солнышко» с помощью кисти и печатки-тычка. Последовательность выполнения узора показана на рисунке.
Утушка - любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточку с утятами узором «солнышко».
Утка-Марфутка
Бережком идет,
Уточек-Марфу точек
Купаться ведет.
(Т. Маврина)
Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Дети завершают роспись, используя кисть и печатку-тычок. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка.
Обращаем внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.
Индючок-традиционный мотив дымковской . Дети рассматривают цветную иллюстрацию или игрушку, читают четверостишье народного мастера А. Дьякова.
Дети выполняют роспись фигурки индюка кистью и печаткой-тычком, самостоятельно варьируя и сочиняя узоры.
Дети упражняются в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке-поневе, украшают узор-клетку дополнительными элементами.
В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, серьги, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету.
В росписи фигурки крестьянки дети самостоятельно варьируют узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.
Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепляем различные приемы работы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесения отпечатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка-тычок.
Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет.
Дети самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигурке барыни.
Продолжаем развивать эстетическое эмоциональное восприятие образа .
На рисунке изображены этапы лепки мастером дымковской . Главная особенность- фигурки из глины.
Для работы понадобятся:
дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или линолеумная);
стеки-деревянные или пластмассовые палочки с плоскими округленными концами разной формы (см. обложку);
баночка с водой;
тряпочка.
Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносятся цветные узоры гуашью.
Если фигурка была вылеплена из а, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растолченного мела или зубного порошка.
Фигурку коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки надо слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей .
Образ коня в народном творчестве, как и образ птицы, любим и почитаем. Эти образы связаны с древним культом солнца. Как и все дымковские фигурки, конь выглядит празднично и нарядно. Перед росписью вылепленной фигурки дети сочиняют и рисуют в тетради своего сказочного коня.
В игрушечном цирке представление. Все дымковские игрушки выглядят празднично и нарядно. Фигурки расписаны не все. Дети должны самостоятельно завершить облик игрушечных артистов и расцветить дымковскими узорами ковер на арене цирка.
Спешат принять участие в представлении и другие дымковские герои: Иван-наездник на щуке, медведь и петушок. Дети самостоятельно придумывают узоры и раскрашивают фигурки.
Это завершающие занятия. Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Орнамент можно изобразить и вокруг игрушек, усилив праздничное настроение. Желательно такое задание совместить с лепкой разных фигурок дымковских игрушек и сказочных героев, сочиненных детьми.
Из фигурок можно составить настольный театр: «Веселая карусель на ярмарке», «Царство Дымково» и т. д. Разыгрывая представление, дети могут читать загадки, прибаутки, стихотворения о дымке.
Светлана Лунина
Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер- класс по Дымковской росписи .
Выполняли работу детки с ОВЗ из подготовительной группы.
Для работы были заранее подготовлены шаблоны. Предварительная работа : рассказ воспитателя о Дымковской росписи , рассматриваете картинок, беседа с детьми.
Так же нам понадобится лист белой бумаги (А4 его половина) , краски (мы рисовали гуашью) , кисточка и баночка с водой.
Если вы все приготовили и готовы рисовать, тогда приступим :)
Забыла написать, для шаблона берём лист А4,складываем его пополам и на одной стороне рисуем бырышню, потом выезжаем бочку. Шаблон готов и пока его можно отложить в сторону.
Рисовать будет на чистом, белом листе (А4 половина листа)
Необходимо решить какой узор вы будете рисовать и какого он будет цвета, при необходимости, нужно помочь ребенку с выбором.
С выбором определились и работа закипела :)
И вот наши узоры готовы, все потрудились на Славу!
Теперь нужно набраться терпения и подождать,пока высохнет наш узор :)
Рисунок высох и мы приступаем к самому интересному, вот теперь нам понадобится наш шаблон с башней. Нужно раскрасить косточку барышни , нарисовать лицо и не забыть про прическу;)
Работа закипела с новой силой)
Барышни готова , ой, а про юбочку то мы забылиСейчас все исправим!
Нужно вложить наш узор в шаблон барышни , а что получится, Вы сейчас увидите :)
Вот такая Барышня , в такой нарядной юбочке получилась у наших деток!
Публикации по теме:
Дымковская и хохломская роспись. Лепкав подготовительной группе Здравствуйте коллеги!Сегодня я покажу работы детей дымковских игрушек..
Мне всегда интересно дать детям что - то новое отличное от традиционного рисования. Задачи: Закреплять умение детей расписывать узором.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).Учить детей составлять узор из.
Конспект ООД по художественному творчеству (рисование) для детей старшего дошкольного возраста «Роспись дымковской барышни» «Роспись дымковской барышни». Программные задачи: o закрепить знания о дымковских игрушках; o закрепить навыки рисования элементов дымковской.
Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Декоративная дымковская роспись Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна Цель. Продолжаем.
Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка.
Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись. Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ.
Мастер-класс по рисованию. Роспись игрушки "Дымковский петушок"
Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим
ХОД УРОКА.
Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
(Дымковская игрушка петушок)
Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш
1. Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.
2.Дорисуйте контур петушка и вырежьте его.
3.По шаблону обведите крыло петушка.
4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)
5.Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще.
6.А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.