Что такое дружба - как научиться правильно дружить? Цитаты про дружбу.

Слова известной детской песни «друг в беде не бросит» - яркий пример того, как воспринимаются человеком дружеские отношения. Что такое дружба и есть ли она в современном мире, где люди общаются посредством социальных сетей, и так редко встречаются в реальной жизни.

Существует ли дружба?

Понятие дружба рассматривалось на протяжении многих веков представителями различных философских течений, но основными исследователями являлись писатели, поэты и психологи. Феномен дружбы не ограничивается какими-то определенными рамками, но в общих представлениях большинства людей, дружба это – близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на взаимном притяжении по интересам, и интуитивном понимании друг друга.

Психология дружбы

Проблема дружбы существует, в этом уверены социологи. В стремительный век компьютерных технологий человек предпочитает общаться мобильными способами, тогда как на личную встречу часто нет времени. Люди много теряют: нет дружеских похлопываний по плечу, визуального контакта, да и душевность практически отсутствует. Психологи считают, что ценность дружбы заключена во встречах, непосредственном живом контакте, а отсутствие полноценного общения может стать . Психология дружбы заключена в положительных аспектах:

  • чувство «я – не один!» против одиночества и изоляции;
  • только в присутствии значимого другого, человек раскрывается как личность и учиться быть другом.

Виды дружбы

Почему люди дружат? Первое упоминание о важности дружбы встречается еще в античных трактатах. Поэты воспевают ценность плеча, оказывающегося в трудную минуту рядом и стремление пронести дружеские чувства через всю жизнь. В социуме принято разделять дружбу по возрастным и гендерным особенностям. Виды дружбы:

  1. Детская - ребенок познает мир и пытается выстроить взаимоотношения с окружающими, вместе узнавать что-то новое интереснее. Дети сплачиваются через общие игры.
  2. Юношеская – высокая потребность выразить себя, свои чувства. Дружба в этом возрасте носит высокий эмоциональный заряд. Качества другого переоцениваются и возвеличиваются – в хорошем смысле это помогает пережить сложные моменты в жизни: непонимание родителей, чувства собственной неполноценности. Юношеская дружба может перерастать во влюбленность.
  3. Взрослая – иногда это та дружба, которая сформировалась в детстве и укрепилась с годами. Такие друзья знают всю подноготную друг друга – такая дружба очень редкий феномен, поэтому очень ценная. Существует несколько разновидностей взрослой дружбы: ситуативная, приятельская, деловая.
  4. Мужская дружба – о ней сложены легенды, спето много песен и написано замечательных книг. Что такое мужская дружба, хорошо показано в советском фильме «Три мушкетера»: взаимовыручка, принятие человека полностью со всеми его недостатками, доверие и помощь даже в тех ситуациях, когда друг оказался в неприятности по своей вине. Часто у женщин мужская дружба вызывает недопонимание и зависть.
  5. – мужчины считают, что в природе ее не существует. Что такое дружба женщин можно увидеть на примере фильма «Секс в большом городе».

Для представительниц слабого пола в дружбе важны:

  • сочувствие и сопереживание;
  • верность;
  • искренность;
  • другое мнение на ситуацию;
  • доверительные отношения;
  • возможность в любое время дня и ночи получить необходимую поддержку.

Что такое настоящая дружба?

Что значит дружить - не просто приятельствовать и пить вместе кофе время от времени, а по-настоящему? Люди у которых нет друзей часто чувствуют острое одиночество и тоску. Самая настоящая дружба заключена в состоянии вовлеченности и неподдельного интереса к близкому человеку, когда друзья разделяют и печаль и радость. Родственные души – одна из теорий реинкарнации объясняет феномен дружбы совместными воплощениями в прошлых жизнях. Души стремятся найти друг друга и в последующем, когда они встречаются, есть стойкое ощущение, что знакомы давно при том, что встретились впервые.

Что дает дружба человеку?

Дружба в жизни человека - одна из самых высоких ценностей, идущих после семьи. Друг - это зеркало, в котором видишь свое отражение. Какие ценности в отношения привносит дружба:

  • взаимное дополнение положительных качеств друг друга;
  • чувство опоры;
  • приятное времяпрепровождение;
  • взаимопомощь и выручка в сложные моменты;
  • учит бескорыстию и преданности;

Что главное в дружбе?

О дружбе много сказано, но как определить, какой параметр самый важный в отношениях и кто такой настоящий друг? У каждого человека свое мнение относительно иерархии ценностей дружбы: для кого то – это верность и возможность доверять все секреты, что характерно для женщин, для мужчин – это совместные приключения: рыбалка, походы, охота. Общим критериями дружбы являются непреходящие вечные добродетели: порядочность, доброта, и искренний интерес друг к другу.


Как научиться дружить?

Для некоторых людей актуальна проблема сложности выстраивания взаимоотношений с людьми и в итоге формируется одиночество. Многие хотят иметь близких друзей, но по ряду причин не умеют поддерживать даже формальные контакты. Как правильно дружить и существуют какие-то определенные правила дружбы? Социальные психологи дают ряд рекомендаций, помогающих наладить связь с понравившимся человеком и развить отношения, перерастающие в дружбу, для этого надо:

  • преодолевать стеснительность и знакомиться;
  • взять инициативу знакомства в свои руки;
  • быть открытым человеком;
  • развивать ;
  • учиться слушать другого;
  • оказывать поддержку в трудных ситуациях;
  • понимать, что развитие отношений требует длительного времени, усилий и труда.

Что разрушает дружбу?

Испытание дружбы происходит со временем. Люди вместе проходят определенные этапы жизни с различными испытаниями, не все их выдерживают. Причины, по которым могут разрушиться даже самые крепкие дружеские узы:

  1. Возникшая любовь друзей к одному человеку.
  2. Один из друзей стремительно становится богатым, второму сложно принять разное социальное положение.
  3. Предательство и подлость. Причины могут быть разными – но это происходит (лучший друг/подруга уводит жену/мужа).

Книги про дружбу

Ценность дружбы воспета поэтами и писателями. Как дружить с людьми и быть настоящим другом – эти важные уроки можно почерпнуть из книг классической и современной литературы:

  1. «Три мушкетера». А. Дюма . - Книга о любви, преданности чести и принципах. Это произведение самое экранизированное во всем мире.
  2. «Сердца трех». Д. Лондон . – Роман о самопожертвовании ради друга и что никакие богатства не заменят любви и дружбы.
  3. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк . - Книга о настоящих, искренних чувствах, которые так мастерски передал автор.
  4. «Джен Эйр. Ш. Бронте» . - Самоотверженность и дружба между главными героями, переросшие в любовь.
  5. «Уличный кот по кличке Боб» . Дж. Боуэн. - Дружба, между человеком и животным, помогает преодолеть Джеймсу затяжную депрессию и наркозависимость.

С детства у нас есть друзья, но, к сожалению, не все понимают что такое дружба. Дружба – это очень тесные отношения, которые, как правило, основываются на взаимном доверии, общих интересах и привязанности. Дружбой называют глубокую связь между людьми, при этом она предполагает не только взаимопомощь и верность, но и внутреннюю близость. Довольно часто мы меняем значение слов «приятели» и «друзья».

Что такое дружба на самом деле?

В нашей жизни много друзей не бывает, их может быть 2 - 3, ну максимум 4. Если у вас есть пару друзей на работе, еще столько же во дворе и 3-4 со школьной скамьи, и ко всем им вы относитесь одинаково, то, скорее всего это ваши приятели.

Ведь к близкому другу мы относимся несколько иначе, он нам близок по душе, с ним мы можем советоваться, рассказывать все, что набралось внутри. Именно с другом мы можем выражать свои мысли вслух. Вот что такое дружба.

С приятелями несколько иначе, да, они могут поддержать вас в трудную минуту, переживать с вами разные стадий вашей жизни, вы можете делиться с ними со своими переживаниями, Но вы никогда не будете доверять им все.

Вы побоитесь рассказать им о своих личных переживаниях, о своих проблемах с противоположным полом. Ведь вы не уверенны в том, что ваши слова будут храниться в секрете. Основываясь на вышеуказанных словах, вы можете определить, кем является вам тот человек, с которым вы сейчас в хороших, дружеских отношениях.

Итак, мы определили, что дружба – это чувство, это не что-то внешнее, оно лежит глубоко в сердце. И, как правило, дружба возникает спонтанно. Кроме этого дружба базируется на ряде факторов, они нужны не только для зарождения дружбы, но также для того, чтобы ее сохранить. Давайте рассмотрим основные факторы:

Взаимное уважение

Это означает, что необходимо относится друг к другу с почтением, считаться с его мнением. Следует отметить, что уважение друг к другу проявляется как в словах, так и делах. Проявляя уважение к другу, вы тем самым говорите, что вы его цените как личность, уважаете его достоинства. Без этого невозможна дружба.

Доверие

Под этим словом мы подразумеваем уверенность в добропорядочности и искренности вашего друга, то есть мы уверенны в том, что он никогда не обманет намеренно и не предаст ни в каких ситуациях.

Это два главных факторов влияющих на дружбу, сохранив их, вы можете только укрепить ее. Теперь вы знаете, что такое дружба, и как отличить друга от приятеля.

Есть ли настоящая дружба между людьми

Многие люди обделены вниманием и страдают из-за его недостатка, их расстраивает отсутствие рядом близкого человека. Каждый ребенок в детстве всегда бежит к своей маме, если вдруг что-то случится или произойдет какая-то неприятность. Ведь мама всегда поможет и поймет. Со временем человек становится взрослым и отношения с мамой становятся другими, она не всегда может быть рядом и помогать, а необходимость в том, чтобы кто-то вас поддержал только растет. В связи с этим каждый человек ищет настоящего друга.

Дружба – это одновременно бескорыстные и личные отношения, которые люди строят между собой. Дружба основывается на искренности, доверии, общих увлечениях и интересах, взаимных симпатиях. Одним из обязательных условий для возникновения и развития дружбы между людьми является отсутствие любой конкуренции и хотя бы приблизительно равное положение на социальной лестнице.

Что такое дружба? Это чувство очень похоже на любовь, оно такое же сильное и объединяет сердца. В нынешнем мире таких друзей очень сложно отыскать, так как люди выдвигают очень много требований к своему предполагаемому другу. И, если задуматься, то поиск друзей довольно странное занятие. Не стоит им заниматься, со временем друзья сами найдутся. Наступит момент, когда вам потребуется помощь.

Помощь друга должна иметь духовный характер, это сочувствие или дельный совет, забота и понимание, такую помощь не сравнить с поддержкой в материальном плане.

Любой человек хоть и в небольшой степени, но ощущает физическую потребность в помощи и они играют огромное значение для него. Больше всего необходима помощь друга людям, находящимся в депрессии, в стрессовой ситуации.

У настоящей дружбы никаких правил нет, только сами друзья могут устанавливать свои правила. Так как это их личные отношения. В дружбе нужно не только пользоваться помощью, но и оказывать помощь и поддержку взамен. Вот что такое дружба по-настоящему.

Существует много песен, поговорок и рассказов о друзьях. На многих порталах вы найдёте немало советов, позволяющих узнать настоящего друга. Но всё равно, содержание дружбы, как и многих других чувств, находится за гранью человеческого понимания. Есть множество их определений, но они освещают только часть, теряя основные моменты. Действительно ли узнать настоящую дружбу можно только в горести или есть возможность проверить это заранее?

Настоящие друзья любят вас просто так, не за что-то, не за какие-то достижения или за связи, а просто потому, что вы есть. Именно к вам в случае чего они обратятся за помощью, а так же наоборот, вас они смогут поддержать в сложной ситуации и помогут в ней разобраться.

Настоящий друг никогда не оставит вас в одиночестве. Вы будете испытывать скуку в его отсутствие, а при встрече с ним очень сильно обрадуетесь.

Если вы не знаете, кого считаете настоящим другом в своем кругу общения, определитесь со своими взглядами на дружбу. Ведь у каждого человека своя особенная интерпретация этого чувства. Кто-то описывает дружбу ежедневными встречами с весёлыми разговорами, для кого-то друг – это тот человек, с которым можно и месяцами не видеться, а при встрече забывать о долгой разлуке.

Не поленитесь и придумайте как можно больше вопросов и их обязательно запишите. Продумайте точный ответ на каждый из них, чтобы узнать настоящего друга. Доверяйте не столько анализу ощущений, сколько своей интуиции и своему сердцу – им ли не знать о том, кто ваш настоящий друг. Закончив работу, ещё раз посмотрите, возможно, есть что-то, что вы забыли, что-то очень важное, без чего вы не можете представить настоящего друга?

Вспомните всех своих друзей. Обладают ли они всеми описанными качествами? Всеми в комплексе или каким-то одним? Вы с удивлением или разочарованием, увидите, что не все ваши друзья отвечают созданному портрету настоящего друга. Не спешите огорчаться, ведь это еще не конец своеобразного тренинга.

Прислушайтесь к тому, что подсказывает вам внутренний голос. Узнать настоящего друга позволит ещё одно чувство – беспрекословное доверие. Выше сформированным списком мы заставили тебя искусственно разочароваться в твоих друзьях, но, возможно, не во всех.

Чувства к настоящим друзьям намного сильнее любых записей и выводов. И если среди тех людей, чью дружбу вы проверяете, нашёлся хотя бы один, к которому в процессе анализа ваше отношение никак не поменялось, он и есть настоящий друг.

Ваша дружба выше всяких условностей и попыток навязать правила, она существует вопреки всему, и ничто не способно её разрушить. И помните, что настоящий друг – это тот, в ком вы всегда уверены. Так что прежде чем начать такую проверку, подумайте, действительно ли она вам нужна.

Почти у каждого человека на Земле есть друзья. Но не каждый задумывался над тем, что такое дружба. А зря, ведь настоящую, крепкую дружбу можно обнаружить не часто. Нужно уметь быть другом. Только тогда стоит рассчитывать на дружескую помощь и поддержку.

В начальной школе дети пытаются ответить на вопрос и дать определение «Что такое дружба?». Все дети сходятся во мнении, что дружеские отношения очень важны, без них большинство детей не видели бы смысла в посещении школы.

Дружбой можно назвать близкие межличностные отношения, которые возникают в ходе длительного взаимодействия. Любая дружба основана на взаимной привязанности. Друзьям нравится проводить вместе время, у них обязательно есть общие интересы, во многих вещах у них сходятся мнения и оценки. Не зря в народе говорят, что друзья – это родственные души.

Правила дружбы

  • Совместное времяпровождение

Друзья обязательно должны проводить вместе время. Бывает, конечно, и так, что люди живут в разных странах, и при этом поддерживают дружеские отношения на расстоянии. Но в большинстве случаев, у друзей есть совместный досуг. Ведь если людям нравится проводить вместе время, скорее всего, они станут друзьями.


  • Оказание взаимной помощи

Не зря говорят о том, что настоящий друг познаётся в беде. Невозможно представить дружбу, в которой один друг может проигнорировать другого, в случае беды или неприятностей.

  • Взаимоуважение

Очень важное качество дружбы. Без уважения будет только соперничество и конкуренция. Друзья уважительно относятся к мнениям друг друга. С достоинством и гордостью готовы представить друг друга родственникам и знакомым.

Друзья делятся с друг другом как самыми сокровенными тайнами, так и незначительными мелочами. Это есть коммуникация друзей.


  • Гостеприимство. Умение пустить друга в свой мир, своё пространство – тоже очень важное качество дружбы.

У всей друзей есть своя система ценностей и ценностных ориентиров. Так называемые «инсайды». Инсайд – это выработанный в процессе межличностного взаимодействия смысл чего-либо. Многие, попадая в компанию друзей, слышали, как те обсуждают совершенно непонятные другим вещи, смеются над ними, придают им значимость. Это и есть их инсайды. Друзьям не обязательно посвящать в эти смыслы остальных людей, ведь как только инсайды станут общедоступными и понятными всем, они потеряют свою «сакральность».

Какой должна быть настоящая дружба?

У дружбы, как и у любого чувства, есть свои отличительные черты. Настоящая дружба должна быть:

  • Бескорыстной.
  • Не избирательной в поле и возрасте.
  • Должна основываться на личной привязанности.
  • Не должна иметь сексуальный подтекст.
  • Должна основываться на потребности общения друг с другом.

Одним старинным законом является то правило, согласно которому друзей не может быть слишком много. Если человек считает своими друзьями больше трёх человек, то, скорее всего, некоторые из них являются его приятелями или товарищами. А приятельские отношения, это, всё же, не дружба.


Обычно, мы не выбираем друзей, хотя нам и кажется, что это не так. Чаще всего, схожие в некоторых вещах люди сами находят друг друга, постепенно сближаясь. Мы сближаемся с близкими нам по духу людьми подсознательно, не прикладывая к этому значительных усилий.

Законы настоящей дружбы

Не важно, в какой стране и в какое время живут друзья. Существует ряд законов, на которых строятся любые дружеские отношения:

  • Вера в дружбу. Друзьям не нужно доказывать друг другу, что они действительно являются друзьями. Прелесть таких отношений в том, что они прекрасно понимают это и так.
  • Готовность прийти на помощь. Никто не может представить себе такого друга, который откажет второму в тяжёлую минуту. Это связано с положительными качествами, которые есть у человека. Ещё в старой детской песне все мы слышали и напевали строки про то, что друг в беде не бросит.
  • Самопожертвование во имя дружбы. Суть закона в том, что личные интересы и потребности отодвигаются на второй план. А приоритет отводится общим интересам. Любой человек, понимающий, что значит дружба, всегда будет готов к самопожертвованиям.

Стало быть, для установления крепких, долговременных и доверительных дружеских отношений необходима самоотдача обоих друзей. Быть другом означает прикладывать усилия к тому, чтобы в любой момент оказать поддержку. Поэтому, в любое время и в любом месте нужно помнить про своих друзей, никогда не отказывать им в помощи. Если вы нашли настоящего друга, никогда не забывайте оставаться им сами, ведь «друг» звучит гордо.

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский